При описании алгоритмов давно и успешно используются блок-схемы (Basic Flowchart). Построение блок-схем алгоритмов регламентируется ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) "Единая система программной документации. Схемы алгоритмов программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения" . Данный государственный стандарт составлен на основе международного стандарта "ISO 5807-85. Information processing – Documentation symbols and conventions for data, program and system flowcharts, program network charts and system resources charts".
Согласно ГОСТ 19.701-90 под схемой понимается графическое представление определения, анализа или метода решения задачи. С помощью схем можно отобразить как статические, так и динамические аспекты системы. Символы, приведенные в государственном стандарте, могут использоваться в следующих типах схем :
Схемы данных – определяют последовательность обработки данных и их носители;
Схемы программ – отображают последовательность операций в программе (по сути, это и есть блок-схемы алгоритмов в традиционном понимании);
Схемы работы системы – отображают управление операциями и потоки данных в системе;
Схемы взаимодействия программ – отображают путь активации программ (модулей) и их взаимодействие с соответствующими данными;
Схемы ресурсов системы – отображают конфигурацию блоков данных и обрабатывающих блоков.
Как видно из приведенных выше типов схем, они могут использоваться не только для моделирования поведенческого аспекта, но и для задач функционального, информационного и компонентного проектирования.
При построении поведенческой модели системы используются основные принципы структурного подхода – принципы декомпозиции и иерархического упорядочения. Поведенческая модель представляет собой набор взаимосвязанных схем (диаграмм) с разным уровнем детализации, причем с каждым новым уровнем детализации система приобретает все более законченные очертания.
На схемах могут присутствовать следующие элементы графической нотации :
Символы данных – указывают на наличие данных, вид носителя или способ ввода-вывода данных;
Символы процесса – указывают операции, которые следует выполнить над данными;
Символы линий – указывают потоки данных между процессами и/или носителями данных, а также потоки управления между процессами;
Специальные символы – используются для облегчения написания и чтения схем.
Кроме деления по смысловому содержанию, каждую категорию символов (кроме специальных) делят на основные и специфические символы. Основной символ используется в тех случаях, когда точный вид процесса или носителя данных неизвестен или отсутствует необходимость в описании фактического носителя данных (процесса). Специфический символ используется в тех случаях, когда известен точный вид процесса или носителя данных и это необходимо отобразить на схеме. В следующей таблице приводятся элементы графической нотации блок-схем.
Таблица 8.1. Условные обозначения на блок-схемах
№ п/п | Символ | Наименование | Примечания | |
1. СИМВОЛЫ ДАННЫХ
Основные |
||||
1.1 | Данные | Данные, носитель которых не определен | ||
1.2 | Запоминающее устройство (ЗУ) | Данные, хранимые в виде, пригодном для автоматической обработки, носитель не определен | ||
Специфические | ||||
1.3 | ОЗУ | Данные, хранящиеся в ОЗУ (оперативная память) | ||
1.4 | ЗУ с последовательным доступом | Данные, хранящиеся на магнитной ленте (магнитная лента, магнитофонная кассета) | ||
1.5 | ЗУ с прямым доступом | Данные, хранящиеся на жестких или гибких магнитных дисках, CD, DVD, ZIP и т.д. | ||
1.6 | Документ | Данные, представляемые не в компьютерном виде (на бумаге, на пленках и т.д.) | ||
1.7 | Ручной ввод | Данные, вводимые вручную с помощью клавиатуры, мыши, светового пера и т. д. | ||
1.8 | Карта | Данные на перфокартах, магнитных картах, картах со считываемыми метками и т.д. | ||
1.9 | Бумажная лента | Данные на бумажной ленте | ||
1.10 | Дисплей | Данные, отображаемые на экране монитора, сигнальные индикаторы и т.д. | ||
2. СИМВОЛЫ ПРОЦЕССА
Основной |
||||
2.1 | Процесс | Элементарная (атомарная) операция по обработке данных (например, n:=n+1) | ||
Специфические | ||||
2.2 | Предопределенный процесс (процедура) | Процесс, состоящий из операций, описанных в другом месте (на другой схеме) | ||
2.3 | Ручная операция | Операция, выполняемая вручную | ||
2.4 | Подготовка | Подготовительные операции, выполняемые с целью модификации последующих операций (цикл с параметром ) | ||
2.5 | Решение | Операция с одним входом и несколькими альтернативными выходами, один из которых активизируется после проверки условия, записываемого внутри символа (операторы If-Then-Else или Case) | ||
2.6 | Параллельные действия | Параллельное выполнения двух и более операций | ||
2.7 | Границы цикла | Начало и конец цикла. Особенности работы цикла (инициализация, приращение, условие) записывается в начале или конце, в зависимости от того, где осуществляется его проверка (циклы с пред- или постусловием) | ||
3. СИМВОЛЫ ЛИНИЙ
Основной |
||||
3.1 | Линия | Поток данных или управления | ||
Специфические | ||||
3.2 | Канал связи | Передача данных по каналу связи | ||
3.3 | Пунктирная линия | Альтернативная связь между двумя и более символами или для обводки комментируемого участка схемы | ||
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ | ||||
4.1 | ГОСТ | Соединитель | Используется для обрыва линий и их продолжения в другом месте. Обычно используется для обозначения взаимосвязанных частей схемы на разных листах. Внутри соединителя пишется номер соединения |
|
ИСО | ||||
4.2 | Терминатор | Выход во внешнюю среду или вход из внешней среды (начало и конец процесса обработки данных [в этом случае внутри пишут "начало" или "конец"], источник или пункт назначения данных, начало и конец работы предопределенного процесса) | ||
4.3 | Получатель – отправитель | По функциональному назначению аналогичен символу "Терминатор" | ||
4.4 |
Зачастую, чтобы лучше понять задачу и быстрее ее реализовать, используют различные схемы, таблицы и диаграммы. В нашей подборке 6 сервисов для работы с ними.
Чтобы упростить процесс объяснения и разработки очень удобно использовать блок-схемы. Блок-схема – один из типов схем, который позволяет описать алгоритмы или процессы. Они часто используются для работы со сложными задачами, состоящими из множества пунктов. Мы сделали подборку из 6 инструментов, которые помогут вам создать такие схемы. Для работы с большинством из них оплата не потребуется.
6 инструментов для работы с блок-схемами:
draw.io
Этот сервис позволит создавать не только блок-схемы, но и UML, диаграммы сущность-связь, сетевые диаграммы, электрические схемы, каркасные схемы и модели. Интуитивный интерфейс и большая библиотека элементов позволят работать легко и комфортно. Важно также и то, что над одним проектом могут работать сразу несколько человек. Результат можно сохранить в форматах PNG/JPG/XML/SVG/PDF. Имеется интеграция с Google Drive.
gliffy.com
Gliffy предоставляет схожий набор инструментов и возможностей: большая библиотека элементов, удобный интерфейс, возможность коллективной работы, интеграция с Google Drive, работа с документами Visio, готовые цветовые темы для проектов.
gomockingbird.com
Программа имеет простой и понятный UI, работает в браузере, есть возможность работы в команде. Также, добавив ссылки, можно объединять несколько проектов в один.
lucidchart.com
Онлайн-сервис, который облегчит создание скетчей и диаграмм. Совместим с G Suite и документами Microsoft Visio. После окончания работы можно экспортировать файл в различных форматах, либо отправить на публикацию.
Balsamiq mockups
Программа позволяет создавать мокапы, диаграммы, различные схемы. Имеется обширная библиотека элементов, с помощью которых можно создать любой проект. Приложение требует установки на компьютер, к тому же платное, однако можно воспользоваться пробным периодом web-версии.
Основные элементы блок-схемы. Типы блок-схем.
Описание алгоритма с помощью блок схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками. Написание алгоритмов с помощью блок-схем регламентируется ГОСТом. Внешний вид основных блоков, применяемых при написании блок схем, приведен на рисунке.
Представление алгоритма программы в виде блок-схемы имеет два недостатка:
· предполагает слишком низкий уровень детализации, что часто скрывает суть сложных алгоритмов
· и позволяет использовать неструктурные способы передачи управления (goto), причем часто на схеме алгоритма они выглядят проще, чем эквивалентные структурные.
Кроме схем, для описания алгоритмов можно использовать псевдокоды , Flow-формы и диаграммы Насси-Шнейдермана . Все перечисленные способы с одной стороны базируются на тех же основных структурах, а с другой стороны, допускают разные уровни детализации.
Каждый символ Flow-формы соответствует управляющей структуре и изображается в виде прямоугольника. Для демонстрации вложенности структур символ Flow-формы вписывается в соответствующую область прямоугольника любого другого символа. Символы Flow-форм, соответствующие основным и дополнительным управляющим конструкциям, приведены на рисунке А1.
<Действие> |
а) |
б) |
в) |
г) |
д) |
Рисунок А2 - Условные обозначения диаграмм Насси-Шнейдермана для основных конструкций:
а - следование; б - ветвление; в - выбор; г - цикл-пока; д - цикл-до
Основное отличие диаграмм Насси-Шнейдермана от Flow-форм заключается в том, что область обозначения условий и вариантов ветвления изображают в виде треугольников (рисунок А2). Такое обозначение обеспечивает большую наглядность представления алгоритма.
Общим недостатком Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана является сложность построения изображений символов, что усложняет практическое применение этих нотаций для описания больших алгоритмов.
В отличие от блок-схем псевдокоды не ограничивают степень детализации операций, но, не являясь графическими, хуже отображают их вложенность.
Описать неструктурный алгоритм с помощью псевдокодов, Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана невозможно, т. к. для неструктурной передачи управления в них отсутствуют условные обозначения. Их использование изначально ориентирует проектировщика только на структурные способы передачи управления, а потому требует тщательного анализа алгоритма.
В зависимости от последовательности выполнения действий в алгоритме выделяют алгоритмы:
· линейной,
· разветвленной
· и циклической структуры.
В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно одно за другим.
В алгоритмах разветвленной структуры в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия производятся различные последовательности действий. Каждая такая последовательность действий называется ветвью алгоритма.
В алгоритмах циклической структуры в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия выполняется повторяющаяся последовательность действий, называющаяся телом цикла. Вложенным называется цикл, находящийся внутри тела другого цикла. Различают циклы с предусловием и постусловием:
Итерационным называется цикл, число повторений которого не задается, а определяется в ходе выполнения цикла. В этом случае одно повторение цикла называется итерацией.
Итак: При всем многообразии алгоритмов решения задач в них можно выделить три основных вида вычислительных процессов:
· линейный ,
· разветвленный
· и циклический ,
для реализации которых в программах используют соответствующие базовые управляющие конструкции:
· следование ,
· ветвление ,
· цикл-пока.
Помимо базовых, процедурные языки программирования высокого уровня используют еще три конструкции (структуры), которые легко реализуются через базовые:
· выбор ,
· цикл-до ,
· цикл с заданным числом повторений .
Перечисленные шесть конструкций были положены в основу структурного программирования . Слово «структурное» в названии подчеркивает тот факт, что при программировании использованы только перечисленные конструкции. Отсюда и понятие «программирование без go to». Программы, написанные с использованием только структурных операторов передачи управления, называют структурными, чтобы подчеркнуть их отличие от программ, при реализации которых использовались низкоуровневые способы передачи управления.
Разработанный алгоритм реализуется в виде программных кодов (программы ) на одном из языков программирования.
31.01.2019 Learnpascal
Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.
В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.
Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).
Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:
Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.
Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.
Составим алгоритм решения подобных задач:
1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.
Запишем условие в более кратком виде.
Найти: S, P
Решение задачи №1Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:
- 1) Описание переменных;
- 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
- 3) Расчет площади прямоугольника;
- 4) Расчет периметра прямоугольника;
- 5) Вывод значений площади и периметра;
- 6) Конец.
А вот и решение:
Program Rectangle; Var a, b, S, P: integer; Begin write("Введите стороны прямоугольника!"); readln(a, b); S:=a*b; P:=2*(a+b); writeln("Площадь прямоугольника: ", S); write("Периметр прямоугольника: ", P); End.
Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.
Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:
Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1
Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).
Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:
Следующий пункт алгоритма – блок-схема:
Решение задачи №2.А также решение, записанное в Pascal:
Program Rasstoyanie; Var V1, V2, S, T, S1: integer; {Ввод } begin write("Введите скорость первого автомобиля: "); readln(V1); write("Введите скорость второго автомобиля: "); readln(V2); write("Введите время: "); readln(T); write("Введите расстояние между автомобилями: "); readln(S); S1:=(V1+V2)*T+S; writeln("Через ", t,"ч. расстояние ", S1," км."); End.
Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:
Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!
Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:
Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.
На этом уроке мы на практике разберём: как составлять алгоритмы различных типов , а также как «читать» алгоритм по готовой блок-схеме .
Возможны следующие ситуации: в тот момент, когда мы подошли к дороге горел красный или зелёный свет. Если горел зелёный свет, то можно переходить дорогу. Если же горел красный свет, то необходимо дождаться зелёного - и уже тогда переходить дорогу.
Таким образом, алгоритм имеет следующий вид:
- Подойти к светофору.
- Посмотреть на его свет.
- Если горит зелёный, то перейти дорогу.
- Если горит красный, то подождать, пока загорится зелёный, и уже тогда перейти дорогу.
Блок-схема данного алгоритма имеет вид:
Рис. 3. Блок-схема к примеру 2.
Составление циклических алгоритмов
Рассмотрим пример на составление циклического алгоритма. Мы уже несколько раз обсуждали перевод чисел из десятичной системы в двоичную. Теперь пришло время чётко сформулировать этот алгоритм.
Напомним, что его принцип состоит в делении числа на 2 и записей остатков, получающихся при делении.
Пример 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.
То есть, алгоритм будет выглядеть так:
- Если число равно 0 или 1, то это и будет его двоичное представление.
- Если число больше 1, то мы делим его на 2.
- Полученный остаток от деления записываем в последний разряд двоичного представления числа.
- Если полученное частное равно 1, то его дописываем в первый разряд двоичного представления числа и прекращаем вычисления.
- Если же полученное частное больше 1, то мы заменяем исходное число на него и возвращаемся в пункт 2).
Блок-схема этого алгоритма выглядит следующим образом:
Рис. 4. Блок-схема к примеру 3.
Примечание: подумайте, можно ли как-то упростить приведенную блок-схему.
«Чтение» алгоритмов
Пример 4. По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.
Рис. 5. Блок-схема к примеру 4.
На этом уроке мы разобрали примеры составления алгоритмов, а также пример «чтения алгоритма» по готовой блок-схеме.
На следующем уроке мы обсудим игры и выигрышные стратегии.
Как убить Кощея?
Наверное, все помнят из детства сказку, в которой рассказывается о местонахождении смерти Кощея Бессмертного: «Смерть моя - на конце иглы, которая в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц в сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океяна …»
Рис. 6. Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая ().
Предположим, вместо Ивана-царевича бороться с Кощеем был брошен Иван-дурак. Давайте поможем Василисе Премудрой составить такой алгоритм, чтобы даже Иван-дурак смог убить Кощея.
- Конечно же, сначала необходимо разыскать остров Буян (на такие вещи, будем считать, Иван-дурак способен).
- Поскольку сундук закопан под самым большим дубом, то сначала необходимо найти самый большой дуб на острове.
- Затем нужно выкопать сам сундук.
- Прежде чем доставать зайца, необходимо сломать крепкий замок.
- Теперь уже можно достать зайца.
- Из зайца нужно достать утку.
- Из утки достать яйцо.
- Разбить яйцо и достать иголку.
- Иголку поломать.
Это тоже линейный алгоритм, хотя и более длинный, чем алгоритм запуска программы Paint.
Его блок-схема выглядит так:
Рис. 7. Блок-схема.
На распутье…
И снова обратимся к сказочным персонажам в поисках примеров различных алгоритмов. Когда речь идёт об алгоритмах с ветвлениями, то, конечно, нельзя не вспомнить о богатыре, стоящем на распутье возле камня.
Рис. 8. Богатырь на распутье ().
На камне написано:
«Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя и коня потеряешь».
Попробуем составить алгоритм действий, который составил автор надписи на камне для путников?
- Если мы пойдём направо, то потеряем коня. Если же мы не пойдём направо, то у нас остаётся два варианта (мы считаем, что назад возвращаться путник не будет): пойти прямо и налево.
- В случае, если мы пойдём налево, то потеряем себя, а коня спасём.
- Если же мы пойдём прямо, то потеряем и себя, и коня.
Блок-схема этого алгоритма выглядит так:
Рис. 9. Блок-схема.
Репка
Русские народные сказки не оставили нас и без циклического алгоритма. И, как ни странно, спрятался он в одной из самых незамысловатых сказок - «Репке».
Рис. 10. Репка.
Вспомним сюжет сказки: дед тянет-потянет - вытянуть не может. Затем на помощь к деду по очереди подходят новые персонажи - и так до тех пор, пока не приходит мышка.
Попытаемся составить алгоритм действий всех персонажей сказки для того, чтобы они всё-таки смогли вытянуть Репку.
- Изначально к Репке подошёл дед и попытался вытянуть.
- Поскольку вытянуть Репку не получилось, то понадобилась помощь следующего персонажа.
- И так происходит до тех пор, пока не появилась мышка (или, другими словами, до тех пор, пока Репку не вытащили).
В виде блок-схемы этот алгоритм выглядит следующим образом:
Рис. 11. Блок-схема.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Интернет портал «Сообщество взаимопомощи учителей» ().
- Интернет портал «Nsportal.ru» ().
- Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» ().
- §3.3, 3.4 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);
- Постарайся самостоятельно составить линейный алгоритм из 5-6 фигур;
- Составь блок-схему циклического алгоритма выполнения домашнего задания;