Что лучше lightroom или photoshop. Lightroom и Photoshop - кто же лучший друг фотографа? Потенциально разрушительное редактирование

Компания Adobe предлагает 2 популярные программы для обработки фотографий: фотошоп и лайтрум. Многие начинающие фотографы не знают, какой из них лучше воспользоваться. Чтобы выбор был легким, важно узнать, какая разница между Photoshop и Lightroom существует. Разобравшись в тонкостях работы в этих фоторедакторах, можно остановить выбор на одном из них или пользоваться ими параллельно.

Это фоторедактор, который считается мощнейшим среди аналогов. При помощи фотошопа можно провести огромное количество манипуляций: от создания рисунков с нуля, до обработки фотографий, оформления коллажей, постеров, обложек книг и других печатных и электронных продуктов.

В этом редакторе можно найти несколько сотен инструментов и тысячи функций. Фотографии после масштабной обработки можно изменить до неузнаваемости. Фотошоп прост в обращении, допускает установку из Интернета дополнительных кистей, эффектов, узоров, градиентов.

Photoshop хорош своей универсальностью. Благодаря широкому диапазону инструментов его используют фотографы любители и профессиональные дизайнеры. Установить фотошоп только для кадрирования фото кажется несерьезным. Ведь он обладает широкими возможностями во всех направлениях компьютерной графики.

Данный фоторедактор предназначен для полного цикла обработки фото. Он приспособлен для быстрой сортировки и редактирования снимков. Лайтрум удобен тем, что основные инструменты не убраны в дополнительные папки, а находятся на поверхности. Также Adobe Lightroom позволяет применить обработку одной фотографии ко всем остальным. Можно создавать различные варианты обработки (пресеты), сохранять их и в дальнейшем использовать для выбранных изображений. Это значительно экономит время при работе в данном редакторе.

В целом программы служат одной цели – обработке снимков. Если есть желание и необходимость проводить пост обработку, достаточно установить один из этих фоторедакторов.

Фотошоп и лайтрум работают с одними типами файлов:

  • JPEG;
  • TIFF.

В обоих редакторах установлен процессор Adobe Camera Raw (ACR), предназначенный для редактирования фотографий в .

В Lightroom и Photoshop схожи элементы по работе с насыщенностью, кривыми, коррекцией дисторсии.

И лайтрум, и фотошоп наделены большими возможностями в обработке изображений. Они позволяют делать все: от основ редактирования (например, обрезки кадра и ) до продвинутой обработки (работы с фильтрами, кривыми, кистями).

Lightroom и Photoshop позволяют пользоваться встроенными эффектами, сразу переводя фотографии в , тонируя их, добавляя художественные эффекты.

Чтобы понять, какая программа лучше подойдет для конкретных задач, важно изучить разницу между Adobe Photoshop и Lightroom. Можно выделить 3 основных отличия:

  • обработка изображений;
  • редактирующие инструменты;
  • рабочий процесс.

Разница лайтрума и фотошопа в том, что лайтрум не меняет исходное изображение. Применяемые эффекты и манипуляции сохраняются в каталоге, никак не влияя на оригинал. Все этапы обработки сохраняются в редакторе и при желании можно экспортировать на компьютер обработанное изображение, распечатать или выложить его в Интернет. При этом оригинал останется нетронутым. Такой способ обработки называется неразрушающим.

Это очень удобно. Раз исходная фотография остается неизменной, можно возвращаться к ее редактированию неограниченное количество раз.

Photoshop действует совершенно по-другому. Все изменения сохраняются на исходной фотографии. Именно поэтому профессионалы советуют всегда создавать перед началом редактирования копию слоя. Так оригинал остается неповрежденным. Также можно сохранять исходный файл в формате PSD. Тогда к его обработке можно будет вернуться позже и внести все необходимые изменения. Однако такие файлы весят ни один десяток мегабайт. Тогда как каталог, в котором сохраняются этапы редактирования в лайтрум, занимает минимум места на компьютере, даже если в нем сохранена информация о тысячах изображений.

Чтобы применить неразрушающее редактирование в Photoshop придется сохранить 3 разных файла: оригинал, PSD файл и окончательное изображение со всеми изменениями. Так как формат PSD не позволяет выложить фото в сеть или распечатать его.

Adobe Lightroom можно назвать максимально быстрым, способным оперативно выполнить большое количество задач. Photoshop более мощный, предназначенный для основательной работы. Но далеко не всем необходим его огромный потенциал.

Лайтрум создавался как более легкий аналог фотошопа. В условиях, когда после одной съемки фотографу необходимо обработать сотни, а то и тысячи цифровых изображений, необходим был фоторедактор, имеющий главные функции Photoshop, которые можно оперативно применить. И программа отвечает этим целям.

Редактор фотошоп наделен неимоверным запасом инструментов, фильтров, кистей, которые помогают всесторонне корректировать изображение. Разные виды обработки можно делать на нескольких созданных слоях. Правка каждого слоя может проводиться независимо от других. Профессионалы нередко делают по несколько десятков слоев. И это занимает очень много времени.

Принцип работы Adobe Lightroom линейный. Здесь нет слоев, меньше инструментов, но и гибкость редактирования меньше.

В обоих форедакторах компании Adobe есть специальное меню «История». Оно дает возможность вернуться на нужное количество шагов и изменить что-то в редактировании. Однако слои гораздо эффективнее в контроле над процессом обработки.

Работать со слоями, которые есть в фотошопе, может показаться очень сложно. Особенно при первом знакомстве с редактором. Но они дают ни с чем не сравнимую гибкость в работе с фотографиями. Лайтрум в этом проигрывает.

Например, есть желание добавить в затемнение по краям – . В Lightroom это можно сделать нажатием одной кнопки – «Виньетка». Затем при необходимости можно подправить некоторые параметры, переместив нужные ползунки. Это очень быстро и удобно. Такой прием можно использовать не только для портретов, но и для других жанров фотографии.

В Adobe Photoshop для такого же эффекта понадобится выполнить множество шагов. Новичку придется как минимум изучить видеоурок, чтобы разобраться в этих настройках. Но овладев необходимыми навыками, можно получить более интересный результат, чем просто нажав кнопку в фоторедакторе Lightroom.

Так лайтрум выигрывает в простоте, а фотошоп – в большем количестве возможностей.

Это касается большинства редактирующих инструментов. Фотошоп дает возможность осуществить любую обработку, но более длительным способом. Лайтрум позволяет работать с наиболее популярными среди фотографов инструментами и более быстрым путем.

В возможностях организации рабочего процесса Adobe Lightroom явно выигрывает. Он предназначен для фотографов разной степени подготовки: любителей и профессионалов. Фоторедактор дает возможность выполнить все необходимые этапы: от скачивания снимков из фотоаппарата до их редактирования, распространения в сети и печати. В лайтруме можно устанавливать ключевые слова и создавать виртуальные папки. Так в дальнейшем просто быстро найти необходимое фото. Кроме того, в фоторедаткоре Adobe Lightroom можно создавать фотокниги и даже слайд-шоу. Такое удобство работы очень привлекательно даже для профессионалов. Именно поэтому многие отдают предпочтение этой программе, не прикасаясь к Photoshop.

Также в лайтруме существует специальная библиотека. Она предназначена для сортировки, упорядочивания и управления фотографиями.

Фотошоп не имеет таких возможностей. В нем нельзя выгружать фото в Интернет, упорядочивать их, прописывать ключи, работать с фотокнигами и слайд-шоу. Однако он гораздо сильнее в возможностях редактирования. Несмотря на обилие графических фоторедакторов, фотошоп остается вне конкуренции в этом плане. Для организации рабочих процессов можно использовать в паре с фотошопом дополнительную программу – Adobe Bridge. Она помогает организовать цифровые медиа в компьютере, упорядочить многие процессы.

Некоторые фотографы пользуются одновременно Photoshop и Lightroom. Базовое редактирование делают в лайтруме, а более основательную правку – в фотошопе.

Photoshop и Lightroom не напрасно пользуются популярностью у фотографов. Обе программы дают широкие возможности при обработке фотографий. Разница в том, что лайтрум во многом проще и удобнее при организации рабочего процесса, а фотошоп мощнее и гибче. В обоих фоторедакторах есть все основные инструменты для пост обработки изображений. В Lightroom их проще применять, а в Photoshop больше способов ювелирно обработать снимки, воплощая в жизнь все самые необычные задумки.

Рассказываем чем Lightroom отличается от Photoshop и какую программу выбрать для ваших задач.

Нужно понимать, что это две программы созданные для совершенно разных задач. Adobe Photoshop создавался и развивается как графический редактор. Lightroom стал нишевым инструментом для фотографов, которым нужен удобный инструмент для отбора, каталогизации и обработки RAW-фотографий.

Как правило продвинутые и профессиональные фотографы отбирают и каталогизируют работы в Ligthroom, там же делают первичную обработку, после чего экскортируют фото. Обработку деталей, ретушь кожи и другие процедуры делают уже в Photoshop.

Так же существует большое количество фотографов использующих в своей работе исключительно Lightroom. После съёмки они проводят отбор и обработку нужных кадров. Возможностей Lightroom достаточно чтобы превратить обычное фото в сочную картинку.

Photoshop

Это полноценный графический редактор в котором есть все инструменты для обработки изображений. Для каталогизации и работы с RAW он пользуется надстройкой Bridge и Camera Raw соответственно.

В Photoshop вы найдете множество возможностей которые отсутствуют в Lightroom. И самая главная из них это работа со слоями, что очень важно для любой серьёзной обработки. Помимо этого вы можете делать любую ретушь, заменять отдельные элементы фото и править формы модели с помощью , работать с текстом и многими другими инструментами.

Ещё одна сильная сторона Photoshop — поддержка плагинов, которые расширяют возможности Photoshop или автоматизируют сложные действия. А количество плагин не поддается исчислению.

С другой стороны Photoshop не назвать интуитивной программы и для его освоения потребуется определенное время.

В каких случаях использовать Photoshop

Если вы хотите сделать художественную обработку, серьёзно ретушировать портреты, создать коллаж, сделать надпись или убрать провода с фотографии — выбирайте Photoshop.

Lightroom

Adobe Lightroom – очень мощный каталогизатор и RAW-конвертер. В нем вы можете легко каталогизировать свои фотографии и легко искать нужную даже среди сотен тысяч файлов.

Для обработки RAW в Lightroom выделен отдельный модуль в множеством инструментов, включая кривые, работу с цветами и оптическими дефектами. Для обработки портрета можно использовать клонирующую и лечащую кисти.

Обработать большую серию фото в Lightroom намного быстрее чем в Photoshop. Достаточно обработать одну фото из серии, а потом применить все изменения к остальным фото за секунду.

Помимо этого в Lightroom можно установить плагины. Например, Portraiture, который автоматически убирает дефекты на коже. Хотя многие ругают его за слишком топорный результат. Для Lightroom плагинов на порядок меньше чем для Photoshop.

Ещё одно важное преимущество Lightroom – его интуитивно понятный интерфейс. Вы можете освоить его даже методом тыка, хотя лучше и эффективнее сделать это с помощью наших .

В каких случаях использовать Lightroom

Если вам нужно быстро обработать RAW-фотографии, вытянуть по свету и цвету — смело используйте Lightroom.

В распоряжении современных фотографов имеется немалое количество инструментов, предназначенных для обработки фотоснимков, сделанных цифровыми камерами. Среди таких инструментов выделяются, к примеру, Adobe Photoshop - графический редактор многоцелевого назначения, а также достаточно близкий родственник этой программы Adobe Photoshop Lightroom. Если первый софт в виду своей многофункциональности находит широкое применение, то второй не отличается особой популярностью, несмотря на тот факт, что с точки зрения применения именно в фотографии имеет существенные преимущества.

Краткое представление графических программ
Adobe Photoshop - мощное программное обеспечение, предназначенное в основе своей для обработки растровых изображений. Плюс к этому, программа обеспечивает пользователей некоторыми возможностями работы с векторной графикой. С помощью программы могут обрабатываться изображения, имеющие глубину цвета 8, 16, 32 бита. Программой поддерживается множество форматов графических файлов. В последних версиях имеется плагин Adobe Camera RAW . Фактически, это raw конвертор, предназначенный для обработки файлов формата RAW перед использованием их в программе.
Adobe Photoshop Lightroom - программа обработки графики. Основное предназначение - это работа с «цифровыми негативами», то есть с данными, полученными непосредственно с матрицы камеры. Основными форматами являются RAW и DNG, но также поддерживаются и широко распространённые форматы jpeg и tiff. Программа adobe lightroom отличается в первую очередь тем, что позволяет выполнять процесс редактирования исходного изображения без внесения каких-либо деструктивных изменений. Практически, в программе реализуется принцип редакции только лишь копий, полученных с «цифрового негатива».

Отличия обработки в графических программах
Краткие характеристики уже помогают сделать определённые выводы. Какие именно? Обработка в Adobe Photoshop CS4 файлов формата jpeg и tiff действительно удобна. Формат jpeg является удобным тем, что позволяет выполнять обработку с высокой степенью сжатия, но с потерей качества. При этом с каждой новой обработкой потери будут только возрастать, а качество фотографии оставлять желать лучшего. Дополнительно к такому нюансу, обработка в Adobe Photoshop CS4 файлов jpeg или tiff не предполагает сохранения истории. История обработки сохраняется только в родном формате PSD. Формат tiff можно сжимать без потерь, но рассчитывать на получение малого размера файла при этом не приходится. Редакция в Photoshop изображений в формате tiff также не гарантирует отсутствия деструктивных изменений изображения.
Что же, остаётся? RAW? Но в этом случае нужен плагин Adobe Camera RAW либо софт adobe lightroom. Первый вариант имеет прямое отношение к Photoshop, но если им воспользоваться, придётся потратить немало времени и сил. Остаётся второй. Adobe Photoshop Lightroom - это именно то, что необходимо профессиональному фотографу. Это тот же самый Adobe Camera RAW, но намного превосходящий своего собрата из Photoshop. Программа не просто способна обрабатывать файлы RAW и моментально сохранять результат в jpeg или tiff, но способна хранить всю историю обработки любого из поддерживаемых форматов. Здесь не используется метод многократной перезаписи файла. Каждая новая редакция осуществляется на вновь созданной с оригинала копии и не несёт в себе никаких деструктивных изменений. Фактически с файлом вообще не производится никаких манипуляций, а всего лишь изменяются программно некоторые настройки и параметры, которые затем сохраняются.

Про формат RAW я уже упоминал в предыдущей статье и считаю, что он по праву занимает первые места в различных видах студийной фотосъемки , да и съемки, вообще. Применительно к данному софту(говоря про adobe lightroom), имеющее место скептическое отношение к фотографии, обработанной программным путём, совершенно не оправдано. Фактически, это обычная «цифровая проявка» фотографий, где в роли фотоувеличителя и проявителя выступает adobe lightroom. Мысли скептиков, это скорее ближе к Adobe Photoshop.

Ещё вчера ответ для меня был неочевиден, поэтому я предпринял небольшое расследование. Заранее скажу, что во всех подробностях эта тема раскрыта в Эдобовской статье «How Lightroom and Bridge are different» .

Начнём с того, что полное название Lightroom: Adobe . Это уже даёт намёк на некоторую вспомогательность Lightroom.

Теперь по порядку.

Adobe Bridge — универсальный просмотрщих и менеджер файлов, созданных Adobe Creative Suite. Это значит, что он может работать не только с графическими файлами (TIFF, JPEG, PSD, RAW и т. п.), но и с PDF (Adobe Acrobat), Flash (Adobe Flash), вёрсткой InDesign, векторной графикой Adobe Illustrator, HTML (Adobe Dreamweaver), видео (After Effects и Premiere). Со всем, чем можно, в общем.
Помимо этого, Bridge может работать с Adobe Stock Photos — скачивать, покупать фотографии из Интернета.
Bridge позволяет объединять, каталогизировать все эти файлы, назначать им ключевые слова, отправлять на пакетную обработку в соответствующей программе. Для растровой графики, Bridge может самостоятельно вызывать Adobe Camera Raw, причём результаты изменений в Camera Raw отображаются в Bridge сразу же.
Принцип организации Bridge — та же файловая система, папки с файлами. Своей структуры он практически не предлагает, в отличие от Lightroom. Поэтом управлять коллекцией фотографий, сброшенных на DVD, в Bridge сложно. В этом плане, Bridge ни чем не отличается от того же ACDSee.

Adobe Photoshop Lightroom — это тот же Bridge, но урезанный для работы только с растровой графикой. Вдобавок, функции Camera Raw уже встроены в Lightroom и вызывать её отдельно не нужно. Управление ими выглядит несколько иначе, но ничего из ряда вон отличающегося.
Lightroom объединяет фотографии в «коллекции» — виртуальные сборища файлов, по которым может быстро делать поиск. Он хранит информацию о ключевых словах, превью и метаданных не в каждом графическом файле, а в централизованной базе данных (движок SQLite). Поэтому к базе можно обращаться и по поводу фотографий, которые сейчас в архиве на DVD.
Размер программы существенно меньше, чем у Bridge, запускается она быстрее и занимает меньше оперативной памяти.
В общем, Lightroom расчитан исключительно на фотографов, которых интересует обработка и каталогизация фотографий, а не интеграция всего и вся.

Несколько слов о «неразрушающем редактировании» и файлах Sidecar «.xmp». Файл в формате RAW по сути своей не может быть изменён — это «голый» набор чисел с матрицы фотоаппарата плюс кой-какие метаданные. Поэтому, если вы что-то меняете в настройках этого файла, информация об изменениях пишется либо в централизованную базу данных, либо (что мною рекомендуется) в особый файл с именем исходной фотографии и расширением «.xmp». Когда вы открываете этот файл снова с помощью Photoshop, Bridge или Lightroom, эти программы берут информацию из XMP и соответствующе корректируют изображение. Не всем известно, что Camera Raw и Lightroom могут делать это не только для RAW, но и для более традиционных форматов — TIFF, JPEG… Преимущество этого в том, что вы всегда можете вернуться назад и отменить сделанные изменения.


В Ligthroom нужно специально разрешить хранение информации в Sideсar XMP. Это делается в меню File:: Catalog Settings, вкладке «Metadata».
В Bridge в настройках также можно указать способ хранения — БД или Sidecar XMP. И Bridge и Lightroom используют единый формат XMP, поэтому все изменения, сделанные в Bridge прекрасно отображаются в Lightroom, и наоборот.
Что интересно, пакетную обработку в Photoshop с помощью Lightroom сделать нельзя. По крайней мере, я не нашёл, как.

Adobe Photoshop — графический редактор, работающий с растровой графикой. Сравнивать его с Bridge и Lightroom было бы не вполне корректно, если бы Lightroom тоже в какой то мере не занимался изменением фотографий. Разница в том, что Lightroom занимается «неразрушающим редактированием» (см. выше), а Photoshop меняет само изображение.
И в Lightroom и в Bridge вы можете сделать только предварительную обработку фотографий . В основном, это кадрирование, поворот, базовая цветокоррекция всего изображения, простенькая «оздоровляющая кисть», простенькое повышение резкости и убирание шумов.
Что они не могут делать, и что придётся делать в Photoshop: выборочную цветокоррекцию (отдельно для каких-то зон изображения), весь набор фильтров Photoshop, работу со слоями, рисование и кучу всего другого.

Рабочий процесс может выглядеть так:

  • Вы предварительно выбираете и каталогизируете фотографии в Lightroom (или Bridge).
  • С выбранными фотографиями вы проводите предварительную работу, кадрируя и корректиуя их.
  • После этого, при необходимости, вы открываете эти фотографии в Photoshop, чтобы доделать что-то, с чем Lightroom не справился. Photoshop не сохраняет Sidecar XMP, вам придётся сохранять обработанный файл в каком-то из графических форматов (PSD, TIFF, JPEG и т. п.).
  • Оставшиеся файлы вы так же переводите в удобный графический формат, предварительно применив к ним все те изменения, что вы сделали. И Lightroom и Bridge могут пакетно преобразовывать файлы в почти любой формат. Например, все RAW сохранить в одной папке в TIFF, а в другой, в уменьшенном размере — в JPEG.
  • Если нужно, в Bridge (и только в нём) запускаете файлы на пакетную обработку в Photoshop. Я таким образом применяю ко всем готовым фотографиям скрипт, который делает паспарту.
Учитывая, с какой лёгкостью и удобством Lightroom и Bridge позволяют управляться с файлами RAW, практически не остаётся причин использовать для съёмки что-то другое. Ведь в RAW сохраняется намного больше информации, чем в JPEG и даже в TIFF. Что значимо сказывается на возможностях обработки и качестве печати потом.

Немного о формате DNG — «Digital NeGative». Строго говоря, такого формата, как RAW не существует. Есть несколько сотен разных вариантов. Каждый производитель камеры делает, как ему удобно, причём даже у соседних моделей одного производителя RAW может отличаться. Adobe Camera Raw знает подавляющее большинство этих форматов, поэтому для нас всё происходит незаметно. Но такая анархия раздражает. Поэтому компанией Adobe был придуман универсальный RAW — тот самый DNG.
И Bridge, и Lightroom могут быстро преобразовать ваши RAW в этот единый формат, после чего вы уже не будете бояться, что кто-то может их не прочитать. Всё больше компаний сейчас начинают поддерживать DNG. Adobe также лоббирует введение этого формата в качестве стандарта для всех цифровых фотоаппаратов. Желаю им успеха.
Помимо универсальности, во многих случаях DNG занимает меньше места, чем оригинальный RAW. Вероятно также, что он быстрее открывается в Lightroom и Bridge.

И Lightroom, и Bridge с точки зрения фотографа в общем то, позволяют выполнять аналогичные задачи. Выбор, чем пользоваться, зависит от того, нужны ли вам дополнительные возможности Brigde и централизованный каталог Lightroom.

С выходом последних версий лайтрума в интернете (а заодно и в головах) возникла изрядная путаница. Пятая, шестая, подписочная - уфф! Какую выбрать? В чем разница? Нужно ли переходить с пятой на шестую? Давайте вместе разберемся, что нам на сегодняшний день предлагает Adobe.

Немножко истории

Обе версии LR (и 6.0, и СС) вышли 21 апреля 2015 года. Публике были представлены сразу две версии продукта:

- коробочная 6.0 (покупается разово)
- подписочная СС (оформляется месячная или годовая подписка, которую можно продлевать / приостанавливать)

Как и раньше, вы можете официально скачать триал-версию с сайта Adobe или оформить триал-подписку без последующих обязательств. Пользоваться можно в течение 30 дней, функционал не ограничен. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте Adobe и получить идентификатор Adobe ID.

Первое, о чем стоит упомянуть: изменились системные требования. Теперь для работы вам потребуется 64 бит система (Win 7, 8, 8.1 или новее), Mac OS 10.8+ (Mountain Lion, Maverick, Yosemite). Кроме того, при переходе с версии 5.х требуется апгрейд рабочего каталога. Обновление занимает секунды, размер каталога практические не меняется.

Важно понимать, что с выходом шестой (6.х) и подписочной (СС) версий LR, версия обработочного процесса не поменялась . Все по-прежнему базируется на логике 2012 года, впервые реализованной в LR 5.0.

LR: Коробочная (6.х) vs Подписочная (СС) версии

Ситуация изменилась 15 июня 2015 года с выходом обновленных СС и LR 6.1, когда стало понятно, что Adobe продвигает CC продукт как основной, ограничивая коробочную версию в функционале. Важные нововведения в СС, которых нет в 6.1: добавление черной и белой точек в градиентах (о чем разработчиков просили в течение пары лет) и функция Dehaze (весьма странное воплощение деконтрастирования / работы со средним тоном и светами в одном глобальном движке). И если наличие последней функции достаточно спорно, то черная и белая точки в градиенте - просто подарок небес.

На форумах разгорелся скандал, на что Adobe резонно заметила, что никто и не обещал полной идентичности между версиями. В итоге продукты пошли каждый своим путем (Adobe опробовал этот механизм еще на фотошопе), когда критические обновления продукты получают вместе, но функциональные первой получает подписочная модель. Существует мнение, что шестая версия LR станет последней "индивидуально десктопной". Останутся устранение ошибок, поддержка новых камер, профилирование линз, но не новый функционал. Все уйдет в подписку.

LR CC. Облако в штанах

Вопрос: Что значит в LR CC работа в облаке?
Ответ: Хочу успокоить тех, у кого выработалась идиосинкразия на слова "облако" и "облачный". Текущую реализацию LR CC вряд ли можно назвать по-настоящему облачной. В подписочной модели вы получаете следующее:

Автоматическое (или по желанию) получение обновлений и скачивание через единый центр
- возможность синхронизхации с LR Mob на телефоне или планшете (облако здесь используется как промежуточное звено)
- у вас есть 2 Гб места на сайте Adobe, но это место не предназначено для хранения ваших LR-файлов
- еще раз: в этом облаке нельзя хранить ваши рабочие LR-файлы: каталог, настройки, исходники!

Вопрос: Как система отслеживает подписку?
Ответ: Подтверждение вы получаете всякий раз, когда входите в интернет.

Вопрос: Если прекращу подписку - потеряю ли наработки?
Ответ: Нет. С прекращением подписки вы не теряете ни ваши файлы, ни рабочий каталог. Все остается как есть и LR по-прежнему будет запускаться. Вы сможете импортировать файлы, работать с каталогом и даже экспортировать файлы. Нельзя будет только работать в режиме Develop, обрабатывая файлы.

Так нужно ли переходить на новую версию?

Выход 6.х/СС - это не революция, а скорее эволюция. Как я уже сказал, обработочный процесс не поменялся, но в новой версии добавлено много нового и приятного функционала. Несмотря на преимущества коробочной версии "купил и забыл, никто не отберет", я бы скорее остановился на подписке. Стоит копейки, зато голова не болит.

P. S. Да, я тоже не люблю, когда меня вынуждают к чему-то. Но в данном случае удобства в работе и прекрасный инструментарий пересиливают раздражение, вызванное блядским "профессиональным" менеджментом Adobe.