Что можно сделать с помощью javascript. Что можно делать с помощью JavaScript? Что это дает нам

В этой статье затронуты вопросы создания интерактивных Web-страниц посредством языка объектно-ориентированного программирования JavaScript. Рассмотрена структура и технология, рассказано об истории создания и о синтаксисе языка, также вы узнаете о различных приемах использования в реальной жизни.

Предыстория

Ни для кого не секрет, что JavaScript был разработан компанией Netscape с целью создания высокоэффективных интерактивных страничек. Главной его задачей служит создание динамически изменяющихся Web-документов, то есть изменяющихся при определенном условии (при проверке данных, вводимых пользователем, и так далее).

Его синтаксис очень похож на синтаксис языка Java (JavaScript и Java - разные языки), а синтаксис языка Java, в свою очередь, очень похож на C++. Следовательно, если вы раньше писали программы на Java или C++, то с легкостью освоите и JavaScript.

Не заставив себя долго ждать, небезызвестная компания Microsoft тоже выпустила свой собственный интерпретатор языка под названием JScript, но на нем мы долго останавливаться не будем.

В данное время JavaScript очень распространен по всему миру, он используется при создании Web-приложений любой сложности.

Технология

JavaScript использует технологию, эффективно работающую как на клиентской части, так и на серверной. Клиентская часть приложения встраивается в браузер HTML-страниц, код читается непосредственно в том порядке, в котором он написан в открываемом документе. При компиляции серверных приложений используется так называемый байт-код, призванный увеличить скорость работы. В основе серверных и клиентских приложений лежит ядро JavaScript. На рисунке 1 показана примерная схема построения программ.

1 часть - взаимодействие ядра JavaScript и возможностей клиента (используется для написания клиентских приложений).

2 часть - взаимодействие ядра JavaScript и специальных возможностей сервера (используется для написания серверных программ).

Разберемся с синтаксисом.

Начнем с разбора синтаксиса языка. Он очень прост, и понять его может почти каждый. Код JavaScript состоит из операторов, причем каждый оператор должен заканчиваться знаком точка с запятой ";". Надо заметить, что этот язык чувствителен к регистру, то есть он различает заглавные и строчные буквы.

Иногда, если приложение представляет собой огромный набор операторов, необходимы комментарии (пояснение к отдельной части программы). В JavaScript комментарии могут записываться следующими способами: // "пояснения" (этот способ позволяет создать комментарий только на одной строке) и /* "пояснения" */ (этот способ предпочтительнее предыдущего тем, что позволяет писать несколько строк комментария).

Теперь перейдем к тегу , в котором, собственно, и будем писать код. Но существует еще один метод встраивания в страницу сценария (набора операторов, то есть приложения) JavaScript, метод, когда сам код не пишется в самом HTML-документе, а файл сценария (файл с расширением *.js) вызывается из HTML-документа. Происходит это следующим способом:



А вообще, если вы хотите просто написать код в самой страничке, синтаксис будет такой:

Как вы, наверное, догадались, после параметра LANGUAGE следует указать тот язык сценариев, на котором вы собрались писать приложение, в нашем случае это JavaScript (вообще-то JavaScript стоит по умолчанию, а вот если бы мы использовали, например, VBScript, то его надо было указать обязательно). Код JavaScript лучше всего размещать в тегах :





Но это не обязательно, так как теги можно разместить почти в любой части Web-документа.

Существует еще одна очень важная проблема, а именно - проблема использования переменных и выражений в качестве значений HTML-тегов. Если существует переменная, и вы хотите использовать ее в качестве параметров тега, нужно поместить ее в фигурные скобки "{" "}" и слева от переменной написать знак амперсанда "&", а справа поставить точку с запятой ";". Рассмотрим пример, когда вы вызываете картинку, а бордюр будет определять переменная Bord1:

Выражения и переменные

Вы, наверно, уже заметили, что JavaScript является языком, в котором переменным не надо вручную назначать типы (такие языки программирования называются языками так называемого свободного использования типов). JavaScript сам назначает переменной тип, соответствующий данным, хранящимся в переменной. Но, тем не менее, можно выделить четыре типа данных: целый тип, в переменных которого хранятся целые числа, которые могут быть и отрицательные, и положительные - вещественный тип - переменные хранят вещественные числа, имеющие знак плюс или минус; строковый тип - переменные содержат заданную последовательность символов и логический тип, переменные этого типа могут содержать только два значения False (ложь) или True (правда).

Переменные можно объявить, используя оператор Var:

Var "переменная" = "назначаемое значение";

В приведенном выше примере переменной сразу присваивался тип, который определяло значение переменной, но можно объявить переменную без присваивания типа:

Var "переменная";

Давайте приведем примеры всех типов при помощи оператора Var:

Var String = "Строка";

Var Vesh = 5.67;

Var Logo = True;

Теперь перейдем к выражениям. Понятие выражения, подразумевает собой определенную последовательность переменных и операторов, целью которых служит вычисление значения.

Выражения также как данные делятся на три типа: арифметические, логические, строковые. При создании выражения используются операторы, соответствующие типу выражения. Разберем только основные операторы разных типов.

Начнем со всем известных арифметических операторов, с помощью которых и строятся арифметические выражения: "+" - сложение, "-" - вычитание, "*" - умножение, "/" - деление, "++" - эквивалентно прибавлению к значению единицы, "--" - эквивалентно вычитанию от значения единицы. Нельзя не сказать и о более простых формах записи арифметических операторов. Рассмотрим на примере. Допустим, мы складываем два числа A и B, а полученный результат будет храниться в переменной A, в обычной записи это будет выглядеть так: A =A + B. В сокращенном варианте это можно записать так: A + = B. Аналогично с правилами математики можно менять порядок действий постановкой скобок.

Сразу надо сказать, что в JavaScript существует только один оператор работы со строками, а именно "+". Он действует так же, как и арифметический оператор "+", то есть его главная задача заключается в соединении двух строк в одну.

Говоря о логических операторах, надо заметить, что большинство из них схожи с логическими операторами C++. Вот они: "&&" - связывает два условия в одно, можно понимать как логическое И; "||" - говорит о том, что должно выполняться или одно условие, или другое; "= =" - сравнивает два значения; "!=" - можно понять как логическое "не равно"; ">,