Формы информационного противодействия и. Информационное противоборство и масс-медиа. По признаку информационного обоснования

В рамках реализации системы мер по противодействию терроризму в Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы информационного противодействия террористической деятельности МТО и бандподполья.

В зависимости от объектов воздействия можно выделить следующие основные способы информационного воздействия террористических структур:

1. Использование деструктивных психологических технологий в процессе личного контакта с потенциальным кандидатом для воздействия на его сознание и формирования у него необходимых установок.

2. Проведение агитации среди верующих, прежде всего среди молодежи, начинающей осваивать основы религии, в местах отправления религиозных культов и выбор вербовщиками потенциальных кандидатов для индивидуальной обработки.

3. Ведение открытой агитационной деятельности в образовательных учреждениях, спортивных секциях и клубах.

4. Ведение лицами, прошедшими боевую и диверсионную подготовку в лагерях МТО и участниками вооруженных конфликтов, агитационной деятельности в местах лишения свободы в целях консолидации осужденных в т.н. "тюремных" джамаатах.

5. Пропаганда в глобальных информационных сетях и использование социальных сетей и мобильных приложений для подбора и изучения подходящих кандидатур для вовлечения в террористическую деятельность.

Вовлечение в террористическую деятельность осуществляется поэтапно и носит комплексный характер.

На первом этапе происходит первичное изучение и проверка надежности кандидата.

На втором этапе проводится вербовочная беседа и ограничиваются контакты с окружением. Создается зависимость от «братьев» -единомышленников и обязательства перед «джамаатом». Все это способствует формированию искаженного (упрощенного) образа действительности. Параллельно проходит обучение террористическим навыкам и правилам конспирации.

На третьем этапе происходит закрепление кандидата, формирование готовности совершить преступление террористического характера.

Специалистами МТО применяются адресные методики воздействия на целевые аудитории. Так, при работе с мужчинами основной акцент вербовщиками делается на героизации воинов «джихада», их военных успехах, необходимости восстановления справедливости и защите «истинных» последователей ислама от притеснения. При идеологической обработке девушек зачастую используется их стремление обзавестись семьей и детьми. Девушек привлекают идеализированные образы супругов из числа истинных мусульман. Мужья – муджахиды, в отличие от российских, не будут пить, курить (что запрещено шариатом), изменять (поскольку вправе заводить легальные гаремы). За мусульманками шариат закрепил право на развод, обязательную долю имущества супругов, возможность в замужестве сохранять девичью фамилию и т.п.).

Конспиративность террористических ячеек, ограниченность контактов и постоянная угроза уголовного преследования усиливают сплоченность и влияния лидера («амира») на остальных членов, способствуют размыванию ответственности за противоправные деяния и недооценке их последствий.

Следует констатировать, что наиболее массовый характер приобретает пропаганда МТО в сети Интернет .

В Интернете регулярно размещаются обращения лидеров бандформирований к «братьям по вере», звучат призывы к вооруженному джихаду и угрозы терактов в отношении сотрудников органов власти и управления. Анализ контента популярных видеохостингов свидетельствует о наличии в свободном доступе значительного массива материалов об идеологии и террористической практике бандформирований СКР.

Интернет-ресурсы бандподполья СКР отличаются привлекательностью графического оформления, оперативностью обновления, продуманностью интерфейса, приоритетной ориентацией на молодежь. Особенностями их технической организации являются: регистрация доменов на подставных лиц, размещение на серверах зарубежных провайдеров, наличие «зеркал» - веб-ресурсов с частично измененной именной группой.

а) видеоролики со сценами совершения боевиками преступлений (терактов, убийств сотрудников правоохранительных органов и др.);

б) обращения участников бандформирований (угрозы должностным лицам органов власти и управления, сотрудникам правоохранительных органов, баяты «амирам» и др.);

в) материалы дезинформационного характера (о социально-политической обстановке, общественных и государственных деятелях и др.).

По направленности экстремистской пропаганды можно выделить следующие формы «информационного джихада» с использованием сети Интернет:

Размещение мультимедийных материалов с критикой российского руководства, органов власти СКР, формированием нетерпимости по отношению к России («кафирской Русне»), пропагандой построения государства с шариатской формой правления;

Распространение фото и видео-изображений действующих и нейтрализованных участников бандгрупп и результатов «шахидских операций»; «героизация лидеров джихада»;

Индивидуальная агитационная обработка пользователей путем распространения выборочных отмененных аятов, якобы призывающих к совершению преступлений, фетв по вопросам джихада и вынесения такфира, а также применения аятов о многобожниках и неверных в отношении мусульман;

Рассылка электронных писем целевой аудитории с призывом к исправлению акиды, «чистому» исламу, джихаду против куфра и ширка, а также рассылка террористических угроз в адрес должностных лиц органов власти и управления, сотрудников правоохранительных структур, представителей СМИ и официального ислама;

Разработка и распространение сетевых компьютерных игр, пропагандирующих идеологию вооруженного джихада.

Следует отметить, что вместо противодействия террористической идеологии бандподполья, основанного на профилактике и пресечении деструктивного информационно-пропагандистского воздействия, органы власти и управления длительное время занимались, главным образом, пассивной антитеррористической пропагандой и борьбой с экстремистскими и террористическими сайтами путем блокирования сетевых адресов в зонах «ru» и «рф».

Вместе с тем полноценное информационное противодействие терроризму (далее – ИПТ) требует новых подходов к пониманию сущности и содержания данного вида деятельности, которые охватывают:

Разоблачение антиобщественного характера базовых идей, взглядов и террористических доктрин;

Подрыв доверия населения к идеологическим постулатам терроризма и формирование негативного отношения к террористическим структурам;

Формирование в обществе устойчивого антитеррористического сознания и поддержки населением антитеррористической политики государства.

Актуальные потребности ИПТ предполагают смещение акцентов с пассивной контраргументации и пропаганды к активному наступательному информационному противодействию конкретным террористическим угрозам и акциям.

На современном этапе ИПТ можно представить в виде комплекса наступательных оперативно-розыскных, информационно-пропагандистских, правовых, организационных и иных мер, направленных на выявление, предупреждение и нейтрализацию негативного информационно-психологического воздействия террористических структур на общественные отношения, а также на противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в террористических целях. Практическая деятельность в данной сфере осуществляется в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013–2018 годы.

ИПТ возложено, главным образом, на правоохранительные органы и спецслужбы.

В качестве основных задач информационного противодействия терроризму следует выделить:

мониторинг и анализ оперативно значимой информации об устремлениях террористических структур, их ресурсной базе и тактике действий в информационном пространстве, направленных на инспирирование терроризма;

организация и осуществление активных мероприятий по нейтрализации выявленных террористических угроз в информационной сфере;

установление, розыск и привлечение к уголовной ответственности лиц, причастных к созданию и наполнению информационного пространства террористическим контентом;

использование потенциала органов власти, местного самоуправления, общественных и политических структур, образовательного, научного и бизнес-сообществ, религиозных конфессий, СМИ и других институтов гражданского общества в целях изучения и разоблачения террористической идеологии, формирования у населения устойчивого антитеррористического сознания.

Важную роль в решении задач правоохранительных органов по линии ИПТ играют оперативно-розыскные и информационно-пропагандистские мероприятия, которые позволяют снижать активность террористических и экстремистских организаций, минимизировать риск использования религиозных и национальных факторов для дестабилизации социально-политической обстановки в стране.

Оперативно-розыскные мероприятия в сфере ИПТ охватывают:

мониторинг террористических и экстремистских интернет-ресурсов;

оперативную проверку деятельности организаций, имеющих признаки организационной связи с террористическими структурами;

создание с легендированных позиций подконтрольных интернет-ресурсов;

осуществление целевых мероприятий по компрометации деятельности ИННО и МО, деструктивных НКО, организаторов, идеологов и активных исполнителей акций по распространению идеологии терроризма.

В отличие от оперативно-разыскных мероприятий, информационно-пропагандистские мероприятия направлены на недопущение формирования ресурсной базы террористических организаций и формирование антитеррористической идеологии у населения. С этой целью правоохранительные органы:

распространяют антитеррористические материалы в печатных СМИ, на телевидении, в интернет-ресурсах;

принимают меры по недопущению возобновления функционирования информационных ресурсов радикальной направленности, заблокированных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

проводят информационные акции, направленные на сокращение пособнической базы, на основе легализованных материалов уголовных дел по преступлениям террористической и экстремистской направленности;

организуют профилактические лекции и «круглые столы», оказывают содействие в создании и наполнении контентом антитеррористических порталов учебных заведений;

проводят контрпропагандистские мероприятия в религиозных организациях, учебных заведениях, в ходе массовых мероприятий.

Как уже отмечалось, актуальные потребности ИПТ должны быть адекватны угрозам в информационной сфере и учитывать общественные запросы.

Противодействие пропаганде МТО «ИГ» в России не должно носить характер богословских споров и вскрытия противоречий между террором «халифата» и нормами Священного Корана.

Не нужно разоблачать бесчеловечный и садистский характер боевиков «ИГ», поскольку насилие позиционируется идеологами «ИГ» как требование веры и неизбежное средство обеспечения порядка в государстве. Для террористов и их целевой аудитории насилие приобретает религиозно-оправданный и легальный характер.

В ходе профилактической работы следует делать упор на экономической сущности проекта «Халифат», меркантильности и криминальных связях руководителей «ИГ», их готовности пожертвовать жизнями десятков тысяч сторонников.

Система мероприятий правоохранительных органов в сфере ИПТ должна носить всеобщий характер и дополняться согласованными усилиями всех заинтересованных структур общественного сектора. Задачи ИПТ невозможно решить только с помощью спецслужб и сил правопорядка. Комплексная защита информационного пространства Российской Федерации от террористических идей должна строиться на основе эффективной работы СМИ, молодежной и образовательной политики в условиях скоординированной работы всех органов государственной власти и институтов гражданского общества.


Информационное противодействие - специальные комплексные контрмероприятия направленные, на упреждение, профилактику, опережение, и защиту от деструктивных замыслов противника, на разум человека принимающего управленческие решения. Действия, направленные на защиту собственного военного и гражданского киберпространство для достижения приоритета и удержание его в информационной сфере. Доминирующей целью операций по информационному противодействию является обеспечение безопасности собственных информационных ресурсов. Цель достигается за счет физической защиты объектов, скрытого наружного наблюдения, технической оснащенности, стратегической маскировки, дезинформации в сочетании с оперативными комбинациями, контрпропагандой в комплексе с радио электронной борьбой.
На наш взгляд, основными составляющими частями информационного противодействия и нейтрализации сил вероятного противника следует считать интегрируемые воедино, ранее
считавшиеся самостоятельными, следующие виды негласной информационно-разведывательной деятельности системы национальной безопасности России: информационную разведку; аналитическую разведку; радиоэлектронную борьбу (РЭБ); космическую разведку; ударно-стратегическую разведку; активные средства подавления и уничтожения стратегически важных информационных структур вероятного противника; единый информационно-ударный комплекс России (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет); информационные комплексы, аналитические структуры, силы и средства специальной разведки и контрразведки, органы проникающей пропаганды Совета безопасности, Министерства обороны, МВД, ГТК, ФСО, ФСБ, СВР, ГРУ, МИД, НЦБ Интерпол, Финансовая разведка Мин. Финансов предлагаем название (служба финансового мониторинга, оценок и оперативных разработок).

Еще по теме Информационное противодействие:

  1. Противодействие ограничивающим конкуренцию СОГЛАШЕНИЯМ И СОГЛАСОВАННЫМ ДЕЙСТВИЯМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕКОТОРЫХ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. 4. Нарушение порядка применения информационных технологий: информационная война, информационное оружие
  3. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент

В результате последовательных действий сил правопорядка в России удалось снизить остроту террористических угроз. Теперь можно говорить о том, что бандподполье освобождено от одиозных личностей и не способно на масштабные акции. Принятые решения о формировании принципиально новой системы противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК, Комитет) дают свои плоды . Но общий фон террористической активности в России остается еще на достаточно высоком уровне и всячески поддерживается силами международного терроризма.

Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствуют о том, что силовые методы могут лишь на время устранить угрозу совершения террористического акта, но эта угроза будет сохраняться, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевыми звеньями этой системы являются идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также каналы ее распространения .

Поэтому одной из главных угроз, и это признают все наши партнеры по антитеррору, является идеология терроризма, распространяемая через Интернет, через проповеди духовенства под прикрытием ислама фундаментального толка, через неофициальные сектантские учебные заведения, лагеря подготовки террористов. Все это говорит о том, что идет напряженное информационное противоборство России с пропагандой терроризма, в рамках которого террористы путем активного воздействия на информационную сферу нашего государства стремятся решить свои преступные задачи, регенерировать свою инфраструктуру и вовлечь в свои ряды новых сторонников.

Руководство страны всегда уделяло серьезное внимание проблеме информационного противодействия терроризму в Российской Федерации.

Так, 19 февраля 2005 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был утвержден «План мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности». 7 апреля 2005 года в Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были проведены парламентские слушания «Культура против терроризма. Законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом». 6 июня 2006 г. состоялось совещание у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева «О взаимодействии с мусульманскими религиозными организациями».
В июне 2007 г. на заседании НАК был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма», создана Межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии терроризма (далее МРГ) и предложен комплекс системных мер организационного, правового и методологического характера по противодействию идеологии терроризма и экстремизма. Организована целенаправленная комплексная информационно-пропагандистская деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму.

Целью деятельности является снижение до минимума уровня радикализации населения и создание условий для устранения предпосылок распространения террористической и экстремистской идеологии в нашей стране. Ее основные задачи:

Формирование механизмов защиты информационного пространства и населения Российской Федерации от пропаганды терроризма и экстремизма;
. совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей мобилизацию органов государственной власти, общественных организаций, научных, деловых и творческих кругов для реализации антитеррористических мер;
. формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия идеологии терроризма и экстремизма.

Деятельность НАК по противодействию пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутированию носит общий, универсальный характер. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей обстановки в каждом регионе осуществляют разработку собственных планов (программ), в которых, в частности, предусматривается противодействие пропаганде терроризма по следующим основным направлениям.

Информационно-пропагандистское обеспечение населения в сфере предупреждения и пресечения терроризма ориентировано на повышение бдительности российских граждан, воспитание у них отношения заинтересованности и сопричастности к деятельности государства по противодействию указанным угрозам, побуждении граждан к сообщению федеральным органам исполнительной власти о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению террористической деятельности, ликвидации или минимизации их последствий, что является гражданским долгом каждого .

Большое значение уделяется привлечению к информационно-пропагандистскому противодействию терроризму общественных объединений, научно-исследовательских центров и других институтов гражданского общества.

Сама идея участия каждого гражданина в противодействии терроризму способствует сплочению нации перед лицом реальной террористической угрозы. Государство помогает гражданину в выборе нравственных ориентиров, непреходящих ценностей — уважения к человеку, его правам, семье, отчему дому, Родине. И здесь используется весь имеющийся в распоряжении Российского государства арсенал агитации и пропаганды!

В условиях глобализации информационного пространства большое внимание уделяется информационно-пропагандистскому обеспечению противодействия терроризму в Российской Федерации во взаимодействии со средствами массовой информации .

При совершении террористического акта вслед за первой физической волной террористического взрыва — поражает вторая, еще более мощная — информационная, которая несет нравственный ущерб миллиардам читателей, радиослушателей и телезрителей! Российским государством и журналистским сообществом неоднократно предпринимались попытки установить морально-этические нормы для журналистов, освещающих террористические акты и контртеррористические операции. Так, 11 апреля 2003 г. в Интернете на сайте МИД России была размещена «Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)». Седьмым съездом Союза журналистов России 16 мая 2003 года были одобрены «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции».
С принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» государство сделало еще один важный шаг навстречу журналистскому сообществу. В частности, Национальным антитеррористическим комитетом определен порядок взаимодействия со СМИ оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в ходе проведения КТО. Это дает возможность обеспечивать население достоверной информацией на регулярной основе и гарантирует от предвзятости и целенаправленного искажения информации при форсмажорных обстоятельствах.
В целях создания достаточных рычагов влияния на качество информационной продукции и страховых гарантий от ее ангажированности в условиях повседневного идеологического противоборства с терроризмом и экстремизмом государственными органами, представителями гражданского общества, прежде всего сферы искусства, телевидения и кинематографии, ведется кропотливая работа по разработке «Этического кодекса журналиста». Этому вопросу уделяется самое пристальное внимание.

Активно привлекаются Российским государством деятели кино и бизнес-структур к партнерству по созданию образцов высокого искусства, воспитывающего нравственно полноценное поколение. Российский зритель устал от насилия на экране , отмечается востребованность с его стороны в нравственном позитиве кино- и теле-продукции. В рамках этой деятельности идет плодотворный обмен информацией, идеями, ставятся цели по ограждению общедоступного информационного пространства от пропаганды терроризма, «радикализации» и рекрутирования, которые затем достигаются совместными усилиями.

Эффективно используются в антитеррористических целях интернет-порталы федеральных органов исполнительной власти, где размещаются материалы контрпропагандистского характера, изобличающие истинные цели и намерения идеологов терроризма, лидеров бандформирований, а также зарубежных структур, использующих Интернет для пропаганды террора и насилия.
Особое место уделяется противодействию распространению идеологии терроризма через Интернет и другие телекоммуникационные сети .

Работающие на международные террористические группировки специалисты в области информационных технологий прибегают к использованию шифрации, различных условностей, кодов и приемов. Все активнее международными террористическими группировками используется Интернет-телефония, например система «Скайп», телефонные разговоры через которую трудно отследить.

Для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет необходимо международное сотрудничество государств, прежде всего, создание необходимой договорной правовой базы, а также выработка механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями пункта 12 Глобальной контртеррористической стратегии ООН . Введение только национальных запретительных правовых норм малоэффективно из-за того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран.

В настоящее время одним из главных направлений совершенствования предупреждения терроризма является информационное противодействие распространению идеологии религиозного и этнонацио-нального экстремизма.

Ислам в России исповедуют более 14 млн. человек, что составляет около 10% всех жителей страны. Зарегистрировано 55 самостоятельных исламских духовных управлений (муфтиятов), действует более 6 тыс. мечетей и молельных домов. Особую угрозу безопасности Российской Федерации представляет исламистские организации, умело использующие проблемные аспекты ситуаций на Северном Кавказе и Центральной Азии для распространения террористической идеологии, приобретения новых источников финансирования, радикализации исламской молодежи и рекрутирования ее в свои ряды. Преследуя собственные интересы в отношении России, религиозно-политические круги ряда зарубежных стран стремятся использовать студенческий канал и молодежь для пополнения рядов международных террористов.

В связи с этим Национальным антитеррористическим комитетом используются продуманные, взвешенные, выверенные тактика и стратегия противодействия пропаганде терроризма и экстремизма, учитывающие многонациональный и поликонфессиональный характер Российского государства и различный уровень социально-экономического развития регионов . Мобилизуются все имеющиеся ресурсы государства и общества на противодействие пропаганде терроризма, «радикализации» и рекрутирования исламской молодежи в террористические организации, привлекаются к этому процессу служители традиционного исламского культа, ученые, деятели культуры и сферы образования, уделяется особое внимание мерам, направленным на искоренение глубинных причин идеологии терроризма, ведется эффективная просветительская работа, направленная на поддержание толерантности в обществе, активно подключаются к этому средства массовой информации.

Вместе с тем, победить терроризм в борьбе за умы и сердца наших сограждан, возможно только преодолев разобщенность и объединив усилия всех заинтересованных государств мира, поэтому, на наш взгляд, на международном уровне необходимо обсудить и выработать:

Международно-правовые механизмы защиты информационного пространства от распространения террористической идеологии, пропаганды насилия, терроризма, «радикализации» и рекрутирования;
. систему международно-правовых мер по защите граждан от негатива информационного пространства, и в первую очередь молодежи, которая является будущем любого государства и наиболее уязвима перед пропагандой террора и насилия;
. международно-правовые критерии определения «вредности» информации, отнесения ее к террористической идеологии. Необходимо найти ответ на этот непростой вопрос, который находится где-то на стыке между свободой слова и целенаправленным деструктивным воздействием на сознание людей.

Литература

Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; Указ Президента России от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 8. Ст. 897. П. 2.
В.П. Журавель. Актуальные проблемы противодействия терроризму. М.: Право и безопасность. № 2 (27) С. 71-79.
Н.П. Патрушев. Национальный антитеррористический комитет в системе обеспечения безопасности Российской Федерации. М.: Федеральный справочник: политика, экономика, управление. № 11. 2007. 14 с.
Синцов Н.В. СМИ в противодействии терроризму. Материалы 3-й международной конференции «Терроризм и электронные СМИ». Кипр. 2007 г. http://www.nak.fsb.ru. 9 с.
Андреев В. Л., Пюкке С. М. О некоторых аспектах информационного воздействия на этнические образования // Сб. науч. тр. «Iнформацшнi технологи та безпека». Вып. 3. К.: Институт проблем регистрации информации НАН Украины, 2003. С. 134-141.
Н.П. Патрушев. О некоторых особенностях современных вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. М.: Российское право. № 7. 2007. 18 с.
Ильин Е. П. Национальный антитеррористический комитет: организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации // Сборник материалов научно-деловой программы международного форума средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех»: Антитеррор: комплексный подход. АТЦ СНГ М.: 2007. С. 176-185.
В.И. Булавин. О мерах по дальнейшему совершенствованию общегосударственной системы мер противодействия терроризму. М.: Родина. № 12. 2007. 18 с.

2.2. Контрпропаганда как психологическое средство усиления и нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия

Контрпропаганда и пропаганда также тесно связаны между собой как разведка и контрразведка. Они могут выступать как два самостоятельных средства и как единое средство системы политической коммуникации. В последнем случае контрпропаганда является составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от возможных контраргументов противника (оппонента) и усиливающим её психологическое воздействие на массовое сознание. В качестве примера приведём листовку «Румыны венгерской армии», распространяемую советскими спецпропагандистами в 1942 г. среди военнослужащих венгерской армии румынского происхождения. Вот её текст:

«Мы — два трансильванских румына попали в плен к русским. Мы задали себе вопрос: «Что плохого нам сделали русские?». И ответили: «Ничего». Это Гитлер и Антонеску сделали нам плохо, отдав Северную Трансильванию в руки венгров. В лагере с нами обращаются хорошо. Уж лучше воевать против венгров, чем против русских. Сдавайтесь в плен и вернётесь живыми к своим семьям!» .

Элементами контрпропаганды, призванными усилить психологическое воздействие и нейтрализовать возможные контраргументы противника об адских муках пребывания в советском плену являются две фразы: «Мы - два трансильванских румына попали в плен к русским» и «В лагере с нами обращаются хорошо». Сильной стороной листовки является то, что она составлена как свидетельство (этот приём специфического внушения мы разбирали в разделе 2.1.) двух очевидцев о хороших условиях пребывания в советском плену. А опровергать рассказ очевидцев всегда тяжело. Более сильным видом контрпропаганды в пропагандистском воздействии на противника является обратный отпуск пленных по своим воинским частям и их личные свидетельства о хороших условиях пребывания в плену. Этот приём часто использовали советские спецпропагандисты во время Второй Мировой войны.

Условно контрпропаганду можно разделить на наступательную и оборонительную. К наступательной контрпропаганде, с точки зрения автора данной работы, относятся: негативная реклама, чёрный PR, использование слухов, анекдотов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов.

Наступательная контрпропаганда построена по принципу асимметрии и использует против противников (оппонентов) непредсказуемые и, на первый взгляд, абсурдные действия. Основная цель наступательной контрпропаганды - нанесение ударов по противнику на его собственной территории. Рассмотрим основные приёмы наступательной контрпропаганды, используемые в психологической войне и избирательных технологиях:

«Ловушка» . Состоит в заманивании противника (оппонента) на то информационное поле, где потом по нему будет наноситься удар. Идя вслед, противник не понимает, что он попал на «заминированное поле». Данный приём был успешно применён «телекиллером» С. Доренко против Ю. М. Лужкова и Е. М. Примакова - лидеров блока «Отечество - Вся Россия».

Политическая пропаганда, являясь неотъемлемой частью системы политической коммуникации, представляет собой специфический информационный процесс, направленный на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Эффективность психологического воздействия пропаганды определяется не столько разнообразием и совершенством её форм и технологий, сколько психологическими особенностями массового сознания, среди которых можно выделить:

* Блокирование иной точки зрения;

* Эмоциональность;

* Чёрно-белая картина мира;

* Активный поиск врагов;

* Внушаемость;

* Стереотипность и образность мышления.

По своей природе политическая пропаганда тоталитарна, ибо, как и массовое сознание, не приемлет иную точку зрения. Альтернативная пропаганде информация опровергается, а её источник различными способами дискредитируется с помощью контрпропаганды.


3.
4.

© Составитель: М.В. Киселёв, 2004 г.

Современный этап мирового развития характеризуется тем, что собственно информация, средства информатизации и связи, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации оказывают непосредственное и все более возрастающее влияние на экономическое, социальное и духовное развитие как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Это свидетельствует о том, что в современных условиях информация и управление ею становится основанием и главным инструментом достижения целей в новом мироустройстве. Официально об этом было заявлено 22 июля 2000 года в Японии в ходе подписания руководителями восьми ведущих стран мира «Окинавской хартии глобального информационного общества». В этом документе продекларировано, что «информационно-телекоммуникационные технологии стали одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века.

Таким образом, на официальном уровне заявлено о вступлении мировой цивилизации в период своего развития, получившего название «информационного общества». По данным ЮНЕСКО объем современного рынка информационных услуг и технологий в настоящее время превышает 2 трлн. долларов и составляет 15% мировой торговли. В России только объемы реализации средств вычислительной техники и информатики оценивается более, чем в 1,5 млрд. долларов в год, а с учётом продаж программного продукта – около 4,5 млрд. долларов, что составляет около 5% годового ВВП России.

Наряду с очевидными благами мировая информационно-технологическая революция создала принципиально новые потенциальные угрозы жизнедеятельности как отдельных обществ, государств и их граждан, так и мирового сообщества в целом. В наибольшей степени это касается терроризма, мутация которого, по мнению специалистов, в наибольшей степени происходят именно в информационной сфере.

Быстрое развитие новых технологий существенно расширило возможности террористических организаций по манипулированию сознанием населения при подготовке и проведении террористических акций.

В связи с этим следует подчеркнуть такие характеристики современного терроризма:

  • нацеленность на получение сильного эмоционального эффекта от своих действий в обществе. Это выражается посредством достижения состояния страха и неуверенности у атакуемого населения и стремления к одобрению и симпатиям у своих последователей;
  • ориентация на распространение информации о совершённом теракте среди широкой общественности;
  • атаки производятся на такие объекты, которые имеют особый символический смысл для общества;
  • применение насилия террористами воспринимается в обществе (в первую очередь в развитых странах) как противоестественное, вступает в конфликт с социальными нормами и порождает в результате чувство тревоги, неуверенности и неизвестности.

При этом информационно-подрывная деятельность террористов может носить явный характер, и проводиться ими открыто или осуществляться скрытно, вестись от имени антитеррористических сил либо анонимно.

Основная цель террористов состоит в том, чтобы террористический акт стал известен населению и органам власти, получил широкий общественный резонанс. Такой общественный резонанс порождает страх и панические настроения среди членов общества, приводит к потере доверия к власти, и в конечном итоге вызывает политическую нестабильность.

Исходя из этого можно сделать вывод о наличии особой информационно-коммуникативной стратегии терроризма, которая и отличает его от каких-либо иных повстанческих или диверсионных действий. Посредством подобной стратегии террористические организации демонстрируют свою способность воздействия на органы государственной власти. Достигаемый эффект в значительной степени зависит:

  • от возможностей и особенностей функционирования в конкретном обществе каналов коммуникации;
  • от характера появляющихся в средствах массовой информации сообщений;
  • от способности СМИ представить случившееся как сенсацию.

Серьезную опасность представляет стремление международных террористических организаций использовать СМИ в качестве инструмента достижения своих преступных целей. У современного террора полем боя становится телеэкран. И не случайно в своих акциях террористы прежде всего требуют не денег, а ставят политические цели, требуют телекамеру и тележурналистов. Цель – манипулирующее воздействие на общество, чтобы уже оно предъявляло ультиматум своим лидерам.

Как показывает практика, информационный терроризм направлен не только на нанесение ущерба интересам отдельных государств, но и на расширение политического, экономического, идеологического влияния международных террористических организаций в мировом сообществе.

Развитие трансграничных электронных СМИ существенно расширяет возможности международных террористических организаций по манипулированию массовым сознанием. Такое, манипулирование, имея «мишенью» население нацеливается на изменение его сознания и поведения в выгодную для террористов сторону. При этом недостаточная информационная культура определенной части населения, слабая защищенность его от влияния экстремистской идеологии приводят к тому, что манипулируемые часто не сознают, что их мировоззрение идеалы, ценности, потребности и в целом образ мыслей во многом определяются антиобщественными интересами тех, кто ими манипулирует и стремится к господству над их духовным миром.

Современный информационный арсенал террористов насчитывает сотни приемов манипулирования с использованием СМИ, каналов межличностной, личностно-групповой и межгрупповой коммуникации. Информационно-террористическая деятельность все чаще приобретает скрытый, изощренный, заказной и долговременный характер, хорошо обеспечивается материально, ее способы и методы постоянно оттачиваются и совершенствуются от одного террористического акта к другому.

Особую озабоченность вызывает возможность использования террористами новых и нетрадиционных информационных технологий для оказания скрытого информационно-манипулятивного воздействия на сознание и деятельность людей. Так, в частности, отличительной особенностью реализации информационно-коммуникативной стратегии терроризма является активное использование возможностей глобальной сети Интернет.

Относительная дешевизна, простота и доступность современных средств информации позволяют террористам проводить свои преступные акции, находясь на значительно «безопасном» расстоянии от объекта терроризма, оставаться довольно длительное время безнаказанными. При этом наносится значительный материальный и моральный ущерб обществу, государству, личности.

Как показывает практика Интернет, электронная почта, системы цифровой телефонной радиосвязи обеспечивают экстремистам не только более широкие возможности для взаимодействия и пропаганды своих идей, но также для ведения информационных войн.

Об этом в частности свидетельствует появление нового вида преступной деятельности, получившей название «сетевая война» (netwar). Вести ее могут небольшие группы специально подготовленных кибертеррористов и даже одиночки географически отдаленные друг от друга, но тайно общающиеся между собой в «сетевом» формате. Теоретической основой такой деятельности является концепция «сопротивление без руководства», лидера американской радикальной организации «Крайние правые» Л. Бим. Согласно этой концепции все члены группы («ячейки-фантомы») действуют независимо друг от друга и никогда не обращаются в центральную штаб-квартиру или к лидерам за указаниями. Предполагается, что они сами обязаны знать, что и как делать, реагируя на конкретные события. Информационную же подпитку они получают через анонимно распространяемые электронные бюллетени и страницы в Интернете. Указанная форма организации, получившая название networking помогает экстремистам находить союзников, реализовывать свое влияние, а также осуществлять управление проводимыми операциями.

Все это свидетельствует о том, что наблюдаемое в последнее время усиление влияния информационных технологий практически на все сферы жизнедеятельности человечества выдвигают задачу информационного противодействия в разряд основных задач борьбы с терроризмом.

Между тем современные реалии свидетельствуют о том, что информационное противодействие является одним из наименее разработанных направлений антитеррористической деятельности как на уровне международного сотрудничества, так и непосредственно в Российской Федерации.

Более того, само понятие «информационное противодействие» вплоть до настоящего времени не получило своего терминологического определения. По крайней мере, в официальных источниках сущность и содержание информационного противодействия терроризму не определены.

На практике же информационный аспект борьбы с терроризмом предполагает лишь реализацию мер защитного характера. Реализация активных мер информационного противодействия угрозам терроризма в официальных документах не предусматривается.

Так, в Доктрине информационной безопасности, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Пр-1895 данное направление предполагает только лишь предотвращение несанкционированного доступа «…к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом…».

В Федеральном законе Российской Федерации от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» информационное противодействие предполагается только лишь в рамках статьи 11, определяющей правовой режим контртеррористической операции.

Таким образом, деятельность органов безопасности Российской Федерации по информационному противодействию терроризму предполагается только после совершения теракта и не предусматривает активных предупредительных мер. В этом на наш взгляд уязвимость существующий в Российской Федерации системы информационного противодействия терроризму, поскольку информационное воздействие терроризма носит, как показывает анализ, именно наступательный характер.

Не нашло своего отражения информационное противодействие терроризму и в новой редакции модельного закона СНГ «О борьбе с терроризмом» (Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств − участников Содружества Независимых Государств от 17 апреля 2004 года № 23-5). Новеллой данного закона является глава 3 «Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с терроризмом». Несмотря на своё название, глава содержит лишь нормы регламентирующие деятельность СМИ по содействию в борьбе с терроризмом, а также меры профилактики терроризма с использованием средств массовой информации. Статья 9 данного закона определяет ответственность средств массовой информации за нарушения в части содействия борьбе с терроризмом.

Закон, таким образом, не предусматривает ни противодействия информационному терроризму, ни использование информационных технологий в борьбе с терроризмом.

К этому следует добавить также и тот факт, что Российская Федерация в силу ряда обстоятельств вплоть до настоящего времени не присоединилась к Конвенции Совета Европы о киберпреступности, направленной на борьбу с преступлениями в сфере компьютерной информации.

В целом, как показывает анализ, в Российской Федерации вплоть до настоящего времени нормативно-правовая база, регламентирующая информационное противодействие терроризму, особенно с использованием информационных технологий не разработана.

Исключение в этом плане представляют лишь ведомственные нормативные акты правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом (Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Национального антитеррористического комитета). Таким образом, само информационное противодействие терроризму носит ведомственный характер.

На основе анализа реальной политической практики представляется возможным определить информационное противодействие терроризму как комплекс мероприятий по поражению информационного ресурса террористических организаций, блокированию осуществляемых ими информационных процессов и внедрению дезинформации на всех этапах их реализации.

Сущность информационного противодействие терроризму заключается в обеспечении достижения целей государственной антитеррористической политики путем применения специальных средств и способов воздействия на информационный ресурс террористических структур, а также осуществление защиты и эффективного использования собственного информационного ресурса.

  • противодействие идеологии терроризма, сепаратизма, национализма, религиозного экстремизма;
  • информационное обеспечение контртеррористической деятельности через средства массовой информации и другие информационные каналы;
  • прогнозирование террористической угрозы, источников ее формирования и развития, а также условий реализации;
  • поиск, сбор, добывание и анализ оперативной информации о действиях террористических организаций и их пособников;
  • четкое информационное взаимодействие между субъектами контртеррористической деятельности и надежное обеспечение защиты оперативной информации;
  • информационная работа с местным населением, формирование бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности, дисциплинированности и личной ответственности;
  • обучение населения правилам поведения в условиях возрастания террористической угрозы, в случаях террористических акций, своевременная первая помощь, материальная и моральная поддержка лиц, пострадавших от террористов;
  • информационное воздействие на сознание террористов, их пособников, организаторов и вдохновителей, на международные террористические организации;
  • создание организационных, правовых, научных, технических, кадровых, финансовых и других благоприятных условий для эффективного информационного обеспечения контртеррористической деятельности.

В настоящее время систему информационного противодействия терроризму в РФ составляют соответствующие структуры Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и ряда других структур.

Наиболее целенаправленно деятельность по информационному противодействию терроризму осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом.

Так, по материалам открытой печати в рамках разработанной Национальным антитеррористическим комитетом федеральной целевой программы «Антитеррор 2008 – 2012» предполагается реализовать более семидесяти мероприятий, цель которых – создание учебной базы для подготовки специалистов антитеррористических подразделений, формирование единой информационной среды, а также ввод в эксплуатацию новых технических средств выявления и пресечения террористической деятельности.

Важнейшим направлением информационного противодействия международному терроризму является развитие сотрудничества государств СНГ, других региональных организаций и ООН.

Так, в рамках Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ в целях накопления, обобщения и систематизации информации в сфере борьбы с терроризмом, а также повышения межгосударственного информационного взаимодействия создана и эксплуатируется межгосударственная автоматизированная информационная система – Специализированный банк данных АТЦ СНГ. Тематический перечень накапливаемых в нем сведений, определенный Положением об АТЦ СНГ, первоначально включал информацию о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, причастных к ним лицах; состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма, а также о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

По мере развития Специализированного банка данных, с учетом расширения и уточнения приоритетных направлений деятельности Центра сформирован ряд тематических информационных массивов. В их числе массивы, содержащие сведения в отношении лиц, объявленных в международный розыск по подозрению в совершении преступлений террористического характера; юридических и физических лиц, финансирующих террористические и экстремистские организации; лиц и организаций, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма с использованием террористов-смертников.

Реальным вкладом в развитие международного анти террористического взаимодействия является разработка Антитеррористическим центром СНГ концепции сотрудничества органов безопасности и спецслужб в сфере информационного противодействия терроризму и экстремизму. В рамках данной концепции Антитеррористическим центром СНГ реализуется комплекс мер, направленных на создание единого правового поля в сфере информационного противодействия терроризму.

Информационное противодействие терроризму является одним из приоритетных направлений деятельности ОДКБ. Реализуемые в данной области мероприятия предполагают содействие становлению и укреплению потенциала коллективного информационного противодействия террору, наркоугрозе и другим вызовам на пространстве ОДКБ.

С этой целью Организация наращивает международные связи, находит сторонников и союзников в наиболее влиятельных СМИ, привлекает к сотрудничеству писателей, ученых, деятелей культуры, организует работу так, чтобы на экранах и печатных полосах появлялись правдивые материалы контртеррористической, антинаркотической тематики, против экстремизма и идеологии насилия.

В рамках Целевой программы предусмотрено создание в формате ОДКБ Совета по координации информационной политики, который формировал бы приоритетные направления совместной работы. Предполагается, что это будет вспомогательный орган при ОДКБ, который при должной инициативе и активности его участников мог бы стать важным компонентом в работе по реализации целей и задач ОДКБ и, прежде всего, по антитеррору.

Таким образом, информационное противодействие терроризму, осуществляемое в Российской Федерации и региональных структурах СНГ предполагает комплексную реализацию системы мер по профилактике и предупреждению терроризма посредством сбора и анализа информации о террористических структурах и их нейтрализации посредством использования информационных ресурсов, прежде всего с помощью СМИ.

Зарубежный опыт информационного противодействия терроризму несколько отличается от российского.

Так, например, в США информационное противодействие терроризму реализуется посредством информационных операций, под которыми понимаются «действия, направленные на достижение информационного превосходства путем воздействия на информацию противника, основанные на информации процессы, информационные системы и компьютерные сети, и принятие мер по защите собственной информации».

В зависимости от объектов воздействия информационные операции наступательного характера западные специалисты подразделяют на три основных вида:

  • нападение на инфраструктуры противника в целях нанесения ущерба накопленной информации или информационным системам;
  • дезинформация противника путем манипулирования фактами (их искажение или фальсификация), с тем, чтобы вынудить его осуществлять действия не соответствующие его интересам;
  • оказание влияния на волю и настроения (психологические операции) общества в целом, его отдельных групп или индивидов, с тем, чтобы вызвать страх, породить раскол или брожение, а также другие негативные явления.

Последние два вида информационных операций считаются наиболее приемлемыми в борьбе с международным терроризмом. Психологическое воздействие на население позволяет внушить обществу отрицательное отношение к фанатизму, насилию, расизму и т. д., что лишает террористов поддержки, ограничивает их возможности в вербовке пополнения и добывания финансовых средств.

Особым направлением информационного противодействия терроризму в США и ряде западных стран является использование информационных технологий.

Например, еще в июне 2004 года руководители американского, британского и австралийского антитеррористических центров объявили о намерении создать единую информационную сеть, которая, «позволит предотвращать акции Аль-Каиды и союзных с ней формирований на всей территории земного шара». Основным направлением работы этой сети должно стать максимальное информационное покрытие всех потенциально опасных зон и регионов мира и непрерывная циркуляция данных о предполагаемых терактах или перемещениях террористов для оперативного принятия компетентными службами соответствующих мер.

В результате была создана структура, которая полностью повторяла систему глобального радиоперехвата ECHELON времен мировой войны. Участниками современной глобальной антитеррористической сети являются: в США – Национальный контртеррористический цент, В Великобритании – Объединенный Центр анализа терроризма, в Австралии – Национальный центр распределения угроз, в Канаде – Объединенный центр распределения угроз, в Новой Зеландии – Совместная группа распределения угроз.

Кроме структуры и состава участников, создатели глобальной антитеррористической сети взяли у ECHELON еще одну идею – создание единой технологической площадки для взаимного обмена информацией.

Так, по оценкам западных специалистов, только на каналах мобильной и стационарной телефонной связи эта система ежегодно перехватывает по всему миру и обрабатывает не менее 4 млрд. переговоров.

Сформированная глобальная антитеррористическая сеть используется также для перехвата и обработки информации, в том числе зашифрованной, циркулирующей в системах высокоскоростной кабельной связи в подземном, наземном и подводном исполнении. Важным направлением использования системы в борьбе против терроризма является фильтрация и обработка сообщений электронной почты и файлов, передаваемых через сеть Интернет. Что касается обработки файлов, передаваемых через сеть особенно цифровых фотографий и другой графики, то средствами системы ECHELON осуществляется их сканирование и статистический анализ на наличие стенограмм, которыми потенциально могут пользоваться террористические организации для скрытой передачи зашифрованных конфиденциальных данных. В случае обнаружения закамуфлированных криптограмм производится их расшифровка с использованием имеющихся программных средств.

Таким образом, анализ существующей практики и тенденций развития информационного противодействия терроризму свидетельствует о различных подходах к предотвращению и нейтрализации угроз терроризма. Эффективное решение этой задачи требует координации усилий, базирующихся на общедоступном обмене информации, о достижениях в области информационной безопасности как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Это обусловлено тем, что современная глобализация предполагает и глобализацию терроризма, выход его на транснациональный (международный) уровень и соответственно глобализацию информационного противодействия ему.

Бочарников Игорь Валентинович