Где лучше размещать файл подкачки. Как увеличить файл подкачки

Как настроить файл подкачки? Что это такое? Как влияет на производительность всей системы?

В Windowsе есть такой файл, он называется свип файл, который является продолжением оперативной памяти компьютера, так называемая виртуальная память или файл подкачки. Так вот, к этому файлу Windows обращается постоянно, что-то туда пишем и что-то от туда читает, в процессе выполнения программ. Самое интересное, что к этому файлу Windows обращается независимо от объема ОЗУ. Единственное когда памяти мало, то обращается чаще. Когда памяти много, обращается реже, но всё равно обращается. Даже если на компьютере установленно 16 ГБ ОЗУ, Windows продолжает работать с файлом подкачки, что притормаживает работу системы.

В добавок этот файл имеет динамический размер, который вычисляется при каждом обращении, а это затраты времени. К тому же если файл будет не целым, то он будет читаться еще медленнее. А целым динамический файл не может быть в принципе, так как расширяясь он заполняет пустоты между файлами. Из сказанного напрашивается такой вывод: если сделать размер этого файла постоянным и записать его на диск цельным, то обращения Windows к нему будут происходить быстрее. И главное это ускорение будет распространяться на работу всей системы.

Настройку файла подкачки будем рассматривать на примере Windows 7. Поскольку принцип работы всех виндовсов одинаковый и интерфейсы крайне похожи, то всё описанное в этой статье полностью соответствует и windows 10 / 8 / 8.1 / xp. И так, чтобы выполнить настройки этого файла необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по значку компьютера и зайти в свойства компьютера или через панель управления в свойства системы. Далее открываем "Дополнительные параметры системы".

Потом открываем вкладку "Дополнительно", далее в разделе "Быстродействие" жмем кнопку "Параметры".

В открывшемся окне выбираем вкладку "Дополнительно" и нажимаем кнопку "Изменить".

Открывается окно "Виртуальная память".

Это окно разбито на две части. В первой, большей части, выполняется настройка файла подкачки. Во второй части, меньшей, отображаются рекомендации размеров и суммарный размер существующего файла подкачки на всех дисках.

В самом верху окна "Виртуальная память" есть пункт "Автоматически выбирать объем файла подкачки". Если в этом пункте стоит галочка, окно настроек становится недоступным и все режимы файла подкачки выбирает система. Для выполнения ручной настройки галочку в этом пункте надо убрать.По умолчанию система располагает файл подкачки на системном диске, как правило это диск С, и размер его динамический, то есть меняющийся в зависимости от нужд от 16 МБ минимум до стольки (МБ, ГБ, ТБ) сколько нужно системе. Максимальный размер файла подкачки теоретически ограничен только свободным пространством диска, на котором он расположен. Естественно системе с таким файлом работать быстро в принципе не возможно. На практике максимальный объем редко доходит до рекомендованного.

Представьте паровоз, тянущий состав с вагонами, в которых лежат разные грузы. На каждой станции паровоз останавливается и начинается работа по формированию нового состава. Одни вагоны отцепляются, другие прицепляются. И каждый раз разное количество вагонов. Как вы понимаете процедура достаточно долгая. Толи дело состав с фиксированным количеством вагонов или вагонеток. Подъехал поезд к станции, засыпали в вагонетки груз и поезд пошел дальше. На следующей станции нужные вагонетки перевернули т.е. освободили и поезд снова поехал без задержек. Так и здесь фиксированный объем файла подкачки работает быстрее чем динамический (нет вычислений, связанных с объемами). Остается только определить какой объем нам нужен.

Как вы помните жесткий диск в компьютере это самое медленное устройство. В идеале во время выполнения программ желательно чтобы к нему вообще не было обращений, только так можно достичь максимальной производительности системы. Но дело в том, что Windows задуман как многозадачная система и к тому же способная реализовывать режим многозадачности при небольших объемах памяти. Этому как раз и способствует файл подкачки, в который выгружаются неактивные задачи. Когда памяти мало, например 512 МБ, система обращается к файлу подкачки при каждом переключении с задачи на задачу (с программы на программу). И чем больше программ у нас включено одновременно, тем больший потребуется файл подкачки. Реально понадобится объем около 2,5 ГБ. Конечно же это условное приближение и оно очень сильно зависит от объемов используемых программ.

Теперь представьте что мы увеличили объем оперативной памяти вдвое до 1 ГБ. Что теперь произойдет? Несколько программ например 2-3 (в зависимости от их размеров) смогут работать находясь полностью в памяти. Система начнет обращаться к файлу подкачки, только когда памяти не станет хватать, а произойдет это если добавить количество активных задать. В результате вам станет хватать уже 2 ГБ.

Давайте теперь объем памяти увеличим еще в двое - до 2 ГБ. Вы заметили, что происходит? Объем, используемой памяти, перекочевывает из файла подкачки в оперативную память. То есть теперь нам должно хватить файла подкачки в пределах 1,5 ГБ. А если память увеличить еще в двое до 4 ГБ, на всё про всё должно хватить и 1 ГБ. Исходя из такой последовательности можно предположить, что при наличии 8 и более ГБ от файла подкачки можно отказаться совсем. И эта теория в какой-то мере верна. Но всё зависит, как я говорил, от загруженности системы, т.е. от количества активных программ и от их тяжести то есть объема. У меня например, при 2-х ГБ памяти, система создает файл подкачки 2,7 ГБ, а рекомендует 3 ГБ.

Так что я предлагаю начинать пробовать с объемов равных рекомендованному системой. Далее в зависимости от ваших потребностей, если этого объема будет много или мало, то вы всегда сможете разумно его уменьшить или увеличить опираясь на предыдущий абзац и довести объем файла подкачки до идеального размера. И так вы получили достаточно информации, что бы принять правильное решение в отношении объема.

Но вот вопрос, как сделать файл подкачки целым? Возникает мысль, а можно ли дефрагментировать файл подкачки? На прямую файл подкачки система не дефрагментирует. Но есть способ сделать его таковым. И так, первым делом нам необходимо отключить, образованный после установки виндовса, файл подкачки. Делаем это так.

Выбираем пункт "без файла подкачки" и нажимаем кнопку "Задать". Система заругается и выдаст окно с предупреждением:

Как настроить файл подкачки - Предупреждение

Поскольку мы делаем это намеренно, то жмем "Да". И у нас появляется новое окно с предложением перезагрузить систему чтобы изменения вступили в силу.

Как настроить файл подкачки - Предложение перезагрузить

Жмем "ОК" и перезагружаем систему. Теперь Windows загружается без файла подкачки. Чтобы новый файл подкачки оказался целым, необходимо дефранментировать пространство на диске. Поскольку мы стремимся к максимальной производительности системы, то располагать файл будем на диске С (это в случае с одним физическим диском). Следовательно Диск С и будем дефрагментировать. Для этого открываем вкладку мой компьютер. Наводим мышку на диск С, жмем правую кнопку мыши и выбираем свойства. Открываем вкладку "Сервис" и нажимаем на кнопку "Выполнить дефрагментацию".

Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска

Запустится программа дефрагментатора. Выбираем диск С и нажимаем "Дефрагментация Диска".

Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска С

Если вдруг по каким-то причинам у вас не установлен дефрагментатор от Windows или он вас не устраивает, то ничего страшного. Закачайте например бесплатную Auslogics Disk Defrag и выполняйте дефрагментацию диска С, как показано на рисунке ниже.

Как настроить файл подкачки - Auslogics

Как настроить файл подкачки - Установка размера файла

Выбираем дефрагментированный диск С или другой, специально подготовленный пустой жесткий дик. Выбираем раздел "Указать размер" в окошки вводим "Исходный" и Максимальный" размеры в мегабайтах. Я в данном случае указал рекомендованный системой размер в 3070 МБ. Числа должны быть одинаковые это важно для создания фиксированного размера файла подкачки. Далее нажимаем кнопку задать. Указанные цифры отобразятся в строке диска С, как на рисунке. Далее нажимаем кнопку "ОК". Перезагружаем компьютер. Теперь Windows во время загрузки создаст новый нефрагментированный файл подкачки в новом месте.

Внимание: ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ момент!!!

Если у вас есть два и более Жестких Диска (не разделов, а именно физических дисков), то лучше файл подкачки разместить на другом диске, не на том где расположен системный диск С, желательно на самом быстром. Это даст существенное ускорение производительности всей системы. Для этого необходимо подготовить первый раздел на другом диске. Желательно чтобы диск был пустой и тогда файл подкачки расположится в самом начале первого раздела и сразу же займет целое пространство. Это даст еще небольшой прирост ускорения работы всей системы.

После такой настройки файла подкачки система начнет работать быстрее, а в случае с двумя дисками, значительно быстрее.

Удачного вам УСКОРЕНИЯ. Надеюсь что вы поняли "Как настроить файл подкачки?" и для вас теперь это не большая проблема.

Если есть вопросы, задавайте в комментариях.

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

Чтобы увеличить объем доступной оперативной памяти, компьютер использует виртуальную память, записывая определенный объем данных оперативной памяти (например, 1834 Мбайт) на жесткий диск, в файл подкачки. Далее система может по мере необходимости обращаться к этим данным.

Оперативная память (англ. Random Access Memory, память с произвольным доступом; комп. жарг. Память, Оперативка) - энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой временно хранятся данные и команды, необходимые процессору для выполнения им операции.

Windows 7 записывает файлы подкачки на жесткие диски в формате pagefile.sys.

Начальный файл подкачки создается автоматически для диска, на котором установлена операционная система. По умолчанию на других дисках нет файлов подкачки, но их можно создавать вручную. Однако в большинстве случаев это не понадобится, поскольку размещение файлов подкачки на нескольких дисках не обязательно приводит к улучшению производительности.

В Windows 7 автоматическое управление виртуальной памятью работает гораздо лучше, чем в предыдущих версиях. Как правило, Windows 7 выделяет для виртуальной памяти объем, равный объему оперативной памяти компьютера. Благодаря этому не происходит фрагментации файлов подкачки, что привело бы к снижению производительности.

Фрагментация данных - процесс, при котором файл при записи на диск разбивается на блоки различной длины, которые записываются в разные области жесткого диска. Противоположным процессом является дефрагментация.

Можно вручную регулировать некоторые параметры. Скорее всего, вы захотите ограничить объем виртуальной памяти. Для этого можно задать исходный и максимальный размер файла подкачки, что также поможет избежать фрагментации.

В большинстве случаев оптимальный размер файла подкачки будет вдвое больше объема оперативной памяти системы. Например, для компьютера с оперативной памятью 1024 Мбайт лучше, чтобы Общий объем файлов подкачки на всех дисках был не меньше 2048 Мбайт.

Однако если объем оперативной памяти компьютера больше 4 Гбайт, можно задать размер файла подкачки так, чтобы он был в полтора раза больше, чем оперативная память. Например, для компьютера с оперативной памятью 6144 Мбайт лучше, чтобы Общий объем файлов подкачки на всех дисках был не меньше 9216 Мбайт.

Для оптимальной производительности минимальный размер файла подкачки должен быть равен объему оперативной памяти, а максимальный - объему оперативной памяти, умноженному на число от 1,5 до 2. Преимущество ограничения размера файла подкачки состоит в том, что система изначально выделяет определенный объем этой памяти и не должна увеличивать его по мере запуска программ пользователем.

Чтобы настроить параметры виртуальной памяти, выполните следующие действия:

1. Кликните по кнопке меню Пуск и выберите Панель управление.

Меню Пуск — Панель управления

3. Откройте окно Система. Внизу в левой части щелкните на ссылке Счетчики и средства производительности.

Окно Система — Счетчики и средства производительности

5. Во вкладке Дополнительно щелкните на кнопке Изменить…, и на экране появится диалоговое окно Виртуальная память, в котором вы найдете следующую информацию.

Кнопка Изменить…

  • Диск [метка тома] и Файл подкачки (МБ). Показывает текущую конфигурацию виртуальной памяти. В диалоговом окне приводится список всех томов с соответствующими файлами подкачки (если такие есть). Для файлов подкачки приводится исходный и максимальный размер.
  • Размер файла подкачки для каждого диска. Показывает сведения о выбранном диске (в частности, количество свободного места) и позволяет изменить размер файла подкачки на нем.
  • Общий объем файла подкачки на всех дисках. Показывает рекомендуемый объем виртуальной памяти и объем виртуальной памяти, выделенный в настоящий момент.

6. По умолчанию система Windows сама определяет размер файлов подкачки. Если вы хотите задать этот параметр вручную, снимите флажок Автоматически выбирать объем файла подкачки.

7. В списке Диск выберите том для настройки.

8. Выберите Указать размер, затем введите исходный и максимальный размеры.

10. Повторите действия 6-8, чтобы настроить все тома.

11. Щелкните на кнопке ОК. Если система предложит перезаписать существующий файл pagefile.sys, щелкните на кнопке Да.

12. Если вы изменили настройки файла подкачки, который используется в данный момент, то увидите сообщение о том, что нужно перезагрузить компьютер, чтобы изменения вступили в силу. Щелкните на кнопке ОК.

13. Щелкните на кнопке ОК дважды, чтобы закрыть все диалоговые окна. Система предложит вам перезагрузить Windows. Щелкните на кнопке Перезагрузить сейчас.

Чтобы компьютер настроил все автоматически, выполните следующие действия:

2. Откройте окно Система. Внизу в левой части щелкните на ссылке Счетчики и средства производительности.

4. Во вкладке Дополнительно щелкните на кнопке Изменить…, и на экране появится диалоговое окно Виртуальная память.

5. Установите флажок Автоматически выбирать объем файла подкачки.

6. Щелкните на кнопке OK дважды, чтобы закрыть все диалоговые окна.

Благодаря виртуальной памяти частично увеличивается производительность системы поскольку виртуальная память позволяет освободить основную оперативную память для хранения в ней только активно используемых приложений.

Активные области памяти хранятся в оперативной памяти, а менее активные перемещаются в виртуальную память и сохраняются на одном из разделов жесткого диска. Обращение к виртуальной памяти всегда вызывает задержку, и визуально это выглядит как будто система задумывается на несколько секунд.

Если ваш объем оперативной памяти не превышает 2 Гбайт, и вы регулярно замечаете подобные явления, то возможно оперативной памяти не хватает для всех запущенных на вашем компьютере приложений и служб.

Как узнать работаете ли ваш ПК на пределе возможностей оперативной памяти?

Для этого выведите на Рабочий стол гаджет, отображающий загрузку оперативной памяти и процессора. Для этого проделайте следующее:

1. Наведите указатель мыши на Рабочем столе в свободное место и кликните на правую кнопку мыши. В контекстном меню выберите Гаджеты.

Контекстное меню — Гаджеты

2. В появившемся окне выберите гаджет Индикатор ЦП.

3. Закройте это окно.

На Рабочем столе будет отображен индикатор загрузки центрального процессора и используемый объем оперативной памяти.

В статье рассказывается о назначении файла подкачки, преимуществах его размещения на другом физическом диске, а также приводятся пошаговые инструкции по его перемещению в Windows.

Примечание о ссылках в этой статье

Первая версия материала была написана очень давно, и за это время страницы сайтов Microsoft изменились либо вовсе исчезли. Посмотреть их прежнее содержимое можно с помощью архива Интернета , хотя в РФ он Роскомнадзором. Поскольку текущих страниц с этой информацией нет, я решил оставить ссылки «как есть».

Дальше в программе

Что такое файл подкачки и что дает его перемещение

В соответствии со справкой Windows Vista, где файл подкачки назван страничным файлом, это скрытый файл или файлы на жестком диске, используемые Windows для хранения частей программ и файлов данных, не помещающихся в оперативной памяти. Страничный файл и физическая память или память с произвольным доступом (RAM) составляют виртуальную память. По мере необходимости Windows перемещает данные из страничного файла в оперативную память и из оперативной памяти в страничный файл, чтобы освободить место для новых данных. Также назвывается файлом подкачки .

Размещение файла подкачки на специально отведенном для него разделе другого физического диска повышает быстродействие Windows, поскольку ускоряется обработка запросов ввода-вывода (I/O). Кроме того, размещенный таким образом файл не фрагментируется, что также способствует улучшению производительности.

Сколько должно быть файлов подкачки и где их размещать

В базе знаний Microsoft есть статья (KB307886), рассказывающая о том, как переместить файл подкачки в Windows XP (более новых не публиковали). В частности, в статье говорится, что вы можете увеличивать производительность системы, а также освободить пространство на загрузочном разделе, переместив данный файл на альтернативный раздел . К сожалению, в статье не освещен один важный момент.

Файл подкачки имеет смысл перемещать только на раздел, располагающийся на другом физическом диске , о чем я успел уже дважды упомянуть в данной статье.

Об этом, впрочем, говорится в другой статье (KB314482), где приводятся обоснования и преимущества такого подхода, а также другие советы по настройке файла подкачки. Например, там говорится, что при отсутствии файла подкачки на системном разделе, Windows не сможет создавать дампы памяти (memory.dmp), которые могут быть полезны для устранения неполадок ОС. Я рекомендую вам прочесть эту статью для более полного понимания преимуществ перемещения файла подкачки.

Что же касается размещения файла подкачки на другом разделе того физического диска, на котором установлена операционная система, то такой подход, хотя и позволяет избежать фрагментации файла подкачки, не приводит к ускорению обработки запросов ввода-вывода, что намного более важно для повышения производительности ОС, чем дефрагментированный файл подкачки. В Windows XP одним физическим жестким диском, достаточно было организовать дефрагментацию файла подкачки с помощью утилиты PageDefrag , но в более новых ОС она не работает.

При наличии двух и более физических дисков, в соответствии с рекомендациями Microsoft, оптимально создание нескольких файлов подкачки — на системном разделе (фактически для сохранения возможности записывать дампы памяти) и на других физических дисках (для повышения быстродействия за счет ускорения операций I/O).

Имея в распоряжении несколько файлов подкачки, система сама выбирает быстрейший вариант. Поэтому в связке SSD+HDD два ФП полезны лишь в том случае, когда SSD загружен работой под завязку. Но с парой SSD два ФП вполне могут иметь смысл, и у меня сделано именно так.

Какого размера должен быть раздел для файла подкачки

Поскольку выигрыш от дефрагментации ФП незначительный, им можно пренебречь и не создавать отдельный раздел для ФП (это точно не требуется при размещении второго ФП на SSD). В любом случае, конкретных рекомендаций по максимальному размеру файла подкачки быть не может, поскольку все зависит как от объема установленной оперативной памяти, так и от того, насколько интенсивно используется файл подкачки системой и приложениями.

Очевидно, что чем больше оперативной памяти установлено, тем меньше задействуется файл подкачки. Когда размер файла подкачки управляется системой, его максимальный размер не превышает трех объемов оперативной памяти. В большинстве случаев раздела с таким размером будет вполне достаточно. Увеличение файла подкачки без необходимости не повлечет за собой увеличения производительности — от этого система не станет активнее использовать его.

Как переместить файл подкачки

Заключение

В статье приводятся рекомендации по настройке файла подкачки для увеличения производительности ОС Windows Vista и новее. В частности, рассматривается вопрос перемещения файла подкачки на отдельный раздел другого физического диска, а также предлагаются пошаговые инструкции, объясняющие как это сделать.

Ответы на другие вопросы о файле подкачки вы найдете в теме на форуме OSZone . В частности, там рассказывается, насколько большим следует сделать файл подкачки , можно ли работать без файла подкачки и хорошо ли это и т.д.

Наверняка многие слышали, что где-то на жестком диске есть скрытый файл «невероятных» размеров, который «постоянно разрастается, кушает вашу драгоценную память и вообще он не нужен». Речь о файле подкачки, который используется виртуальной памятью. Начнем с того, что если память вашего жесткого диска измеряется в терабайтах или хотя бы сотнях гигабайт, то беспокоиться об этом не стоит. Хотя, конечно, полазить в настройках, разобраться, что к чему, а также попробовать оптимизировать работу виртуальной памяти, очень даже полезно. Итак, что такое виртуальная память? Если упрощенно, то это ваша оперативка + файл подкачки. Что такое файл подкачки (файл вирт. памяти) и зачем он нужен? Он применяется для хранения информации, когда не хватает оперативки. Данные временно перемещаются туда или обратно. Оптимизация виртуальной памяти Если правильно оптимизировать работу виртуальной памяти, это дает совершенно очевидные плюсы. - Снижение фрагментации диска; - Файл подкачки не будет вообще разрастаться – если его размер фиксированный. Кроме того, можно переместить файл подкачки, например, с системного диска (С:) на другой диск, где основная память, если на системном все под завязку. Отключение файла подкачки Теоретически файл подкачки совершенно не нужен, если полностью хватает памяти оперативной. В версиях Windows, предшествующих Vista и 7, 1-2 гигабайт оперативки было, что называется, за глаза. Для семерки нужно немного побольше, соответственно – 4-5 гигабайт, чтобы вообще об этом не задумываться. В любом случае, вы это можете протестировать Если отключить файл подкачки, конечно, при условии, что у вас достаточно много оперативки, то система должна немного ускориться. Обращение к оперативной памяти занимает значительно меньше времени, чем к разделу винчестера. Сейчас пошагово отключим файл подкачки в Windows 7, а заодно и разберем остальные действия по оптимизации виртуально памяти. Кликаем правой кнопкой на значок «Компьютер», который находится на рабочем столе или в меню «Пуск». Выбираем пункт «Свойства». Здесь слева выбираем «Дополнительные параметры системы». Теперь нужно во вкладе «Дополнительно» выбрать кнопочку «Параметры». Здесь тоже открываем пункт «Дополнительно». Далее – «Изменить»… Вот мы и попали на вкладку виртуальной памяти. Выбираем «Указать размер» и указываем в обоих окошках одинаковое число – лучше всего то, что указано внизу, как «рекомендуемое». Теперь файл подкачки вообще не будет расти. Если мы хотим отключить его совсем, то отмечаем пункт «Без файла подкачки». Как видим, ни на одном диске теперь нет файла подкачки (напротив D: - «отсутствует»). Еще мы можем перенести файл подкачки с системного диска, на другой. Для этого выбираем диск D. Указываем размер и жмем «Задать». После того, как закончены все манипуляции, жмем «Ок». И если внесены изменения в параметры виртуальной памяти, то появится окошко:
Вот и все. После перезагрузки все будет так, как выбрали вы.