Javascript циклы while, do-while и for. Циклы

Циклы JavaScript обеспечивают многократное выполнение повторяющихся вычислений. Они оптимизируют процесс написания кода, выполняя одну и ту же инструкцию или блок инструкций, образующих тело цикла, заданное число раз (используя переменную-счётчик) или пока заданное условие истинно. Циклы выполняют обход последовательности значений. Однократное выполнение цикла называется итерацией .

На производительность цикла влияют количество итераций и количество операций, выполняемых в теле цикла каждой итерации.

В JavaScript существуют следующие операторы цикла:

1) for используется когда вы заранее знаете, сколько раз вам нужно что-то сделать;
2) for...in используется для обхода свойств объектов;
3) while используется когда вы не знаете, сколько раз нужно что-то сделать;
4) do...while работает аналогично с оператором while . Отличается тем, что do...while всегда выполняет выражение в фигурных скобках, по крайней мере один раз, даже если проверка условия возвращает false .

Типы циклов в JavaScript, управление циклом

1. Цикл for

Цикл for используется для выполнения итераций по элементам массивов или объектов, напоминающих массивы, таких как arguments и HTMLCollection . Условие проверяется перед каждой итерацией цикла. В случае успешной проверки выполняется код внутри цикла, в противном случае код внутри цикла не выполняется и программа продолжает работу с первой строки, следующей непосредственно после цикла.

Следующий цикл выведет на консоль строчку Hello, JavaScript! пять раз.

For (var i = 0; i < 5; i++) { console.log(i + ": Hello, JavaScript!"); }
Рис. 1. Результат выполнения цикла for на консоли

1.1. Как работает цикл for

Цикл for состоит из трёх разных операций:

Шаг 1. инициализация var i = 0; — объявление переменной-счётчика, которая будет проверяться во время выполнения цикла. Эта переменная инициализируется со значением 0 . Чаще всего в качестве счётчиков цикла выступают переменные с именами i , j и k .

Шаг 2. проверка условия i < 5; — условное выражение, если оно возвращает true , тело цикла (инструкция в фигурных скобках) будет выполнено. В данном примере проверка условия идёт до тех пор, пока значение счётчика меньше 5 .

Шаг 3. завершающая операция i++ — операция приращения счётчика, увеличивает значение переменной var i на единицу. Вместо операции инкремента также может использоваться операция декремента.

По завершении цикла в переменной var i сохраняется значение 1 . Следующий виток цикла выполняется для for (var i = 1; i < 5; i++) { } . Условное выражение вычисляется снова, чтобы проверить, является ли значение счётчика i всё ещё меньше 5 . Если это так, операторы в теле цикла выполняются ещё раз. Завершающая операция снова увеличивает значение переменной на единицу. Шаги 2 и 3 повторяются до тех пор, пока условие i < 5; возвращает true .

1.2. Вывод значений массива

Чтобы вывести значения массива с помощью цикла for , нужно задействовать свойство массива length . Это поможет определить количество элементов в массиве и выполнить цикл такое же количество раз.

Приведённый ниже скрипт выведет на экран пять сообщений с названиями цветов:

Var flowers = ["Rose", "Lily", "Tulip", "Jasmine", "Orchid"]; for (var i = 0; i < flowers.length; i++){ alert(flowers[i] + " - это цветок."); }

Если значение свойства length не изменяется в ходе выполнения цикла, можно сохранить его в локальной переменной, а затем использовать эту переменную в условном выражении. Таким образом можно повысить скорость выполнения цикла, так как значение свойства length будет извлекаться всего один раз за всё время работы цикла.

Var flowers = ["Rose", "Lily", "Tulip", "Jasmine", "Orchid"], len = flowers.length; for (var i = 0; i

2. Цикл for...in

Циклы for...in используются для обхода свойств объектов, не являющихся массивами. Такой обход также называется перечислением . При обходе рекомендуется использовать метод hasOwnProperty() , чтобы отфильтровать свойства, которые были унаследованы от прототипа.

Для примера создадим объект с помощью литерала объекта.

Var user = { name: "Alice", age: 25, country: "Russia" }; for (var prop in user) { console.log(prop + ": " + user); }
Рис. 2. Результат выполнения цикла for...in на консоли

Предположим, что в сценарии до или после создания объекта user прототип объекта Object был расширен дополнительным методом clone() .

If (typeof Object.prototype.clone === "undefined") { Object.prototype.clone = function () {}; }

Так как цепочка наследования прототипа постоянно проверяется интерпретатором, то все объекты автоматически получают доступ к новому методу.

Рис. 3. Результат повторного выполнения цикла for...in на консоли

Чтобы избежать обнаружения этого метода в процессе перечисления свойств объекта user , используется метод hasOwnProperty() , который отфильтрует свойства прототипа.

Var user = { name: "Alice", age: 25, country: "Russia" }; if (typeof Object.prototype.clone === "undefined") { Object.prototype.clone = function () {}; } for (var prop in user) { if (user.hasOwnProperty(prop)) { console.log(prop + ": " + user); } }
Рис. 4. Результат перечисления свойств объекта с помощью метода hasOwnProperty()

3. Цикл while

Цикл while - цикл с предварительной проверкой условного выражения. Инструкция внутри цикла (блок кода в фигурных скобках) будет выполняться в случае, если условное выражение вычисляется в true . Если первая проверка даст результат false , блок инструкций не выполнится ни разу.

После завершения итерации цикла условное выражение опять проверяется на истинность и процесс будет повторяться до тех пор, пока выражение не будет вычислено как false . В этом случае программа продолжит работу с первой строки, следующей непосредственно после цикла (если таковая имеется).

Данный цикл выведет на экран таблицу умножения для числа 3:

Var i = 1; var msg = ""; while (i < 10) { msg+= i + " x 3 = " + (i * 3) + "
"; i++; } document.write(msg);
Рис. 5. Результат выполнения цикла while

4. Цикл do...while

Цикл do...while; проверяет условие продолжения после выполнения цикла. В отличие от цикла while , в do...while; тело цикла выполняется как минимум один раз, так как условие проверяется в конце цикла, а не в начале. Данный цикл используется реже, чем while , так как на практике ситуация, когда требуется хотя бы однократное исполнение цикла, встречается редко.

Var result = ""; var i = 0; do { i += 1; result += i + " "; } while (i < 5); document.write(result);
Рис. 6. Результат выполнения цикла do...while

В следующем примере операторы внутри цикла выполняются один раз, даже если условие не выполняется.

Var i = 10; do { document.write(i + " "); i++; } while (i < 10);

5. Бесконечные циклы

При создании любого цикла можно создать бесконечный цикл, который никогда не завершится. Такой цикл может потенциально продолжать работать до тех пор, пока работает компьютер пользователя. Большинство современных браузеров могут обнаружить это и предложат пользователю остановить выполнение скрипта. Чтобы избежать создания бесконечного цикла, вы должны быть уверены, что заданное условие в какой-то момент вернёт false . Например, следующий цикл задаёт условие, которое никогда не возвращает ложь, так как переменная i никогда не будет меньше 10:

For (var i = 25; i > 10; i++) { document.write("Это предложение будет выводиться бесконечно...
"); }

6. Вложенные циклы

Цикл внутри другого цикла называется вложенным . При каждой итерации цикла вложенный цикл выполняется полностью. Вложенные циклы можно создавать с помощью цикла for и цикла while .

For (var count = 1; count < 3; count++) { document.write(count + ". Строка цикла
"); for (var nestcount = 1; nestcount< 3; nestcount++) { document.write("Строка вложенного цикла
"); } }
Рис. 7. Результат выполнения вложенного цикла for

7. Управление циклом

Циклом можно управлять с помощью операторов break; и continue; .

7.1. Оператор break;

Оператор break; завершает выполнение текущего цикла. Он используется в исключительных случаях, когда цикл не может выполняться по какой-то причине, например, если приложение обнаруживает ошибку. Чаще всего оператор break; является частью конструкции if .

Когда оператор break; используется без метки, он позволяет выйти из цикла или из инструкции switch . В следующем примере создаётся счётчик, значения которого должны изменяться от 1 до 99 , однако оператор break прерывает цикл после 14 итераций.

For (var i = 1; i < 100; i++) { if (i == 15) { break; } document.write(i); document.write("
"); }
Рис. 8. Результат работы оператора break в цикле for

Для вложенных циклов оператор break; используется с меткой, с помощью которой завершается работа именованной инструкции. Метка позволяет выйти из любого блока кода. Именованной инструкцией может быть любая инструкция, внешняя по отношению к оператору break; . В качестве метки может быть имя инструкции if или имя блока инструкций, заключенных в фигурные скобки только для присвоения метки этому блоку. Между ключевым словом break; и именем метки не допускается перевод строки.

Outerloop: for(var i = 0; i < 10; i++) { innerloop: for(var j = 0; j < 10; j++) { if (j > 3) break; // Выход из самого внутреннего цикла if (i == 2) break innerloop; // То же самое if (i == 4) break outerloop; // Выход из внешнего цикла document.write("i = " + i + " j = " + j + "
"); } } document.write("FINAL i = " + i + " j = " + j + "
");

7.2. Оператор continue;

Оператор continue; останавливает текущую итерацию цикла и запускает новую итерацию. При этом, цикл while возвращается непосредственно к своему условию, а цикл for сначала вычисляет выражение инкремента, а затем возвращается к условию.

В этом примере на экран будут выведены все чётные числа:

Var i; for(i = 1; i <= 10; i++) { if (i % 2 !== 0) { continue; } document.write("
чётное число = " + i); }
Рис. 9. Результат работы оператора continue в цикле for

Оператор continue; также может применяться во вложенных циклах с меткой.

Outerloop: for (var i = 0; i "); for (var j = 0; j "); } } document.write("Все циклы выполнены"+"
");
Рис. 10. Результат работы оператора continue с меткой

Циклы do while и foreach

Цикл do. . . while

Цикл do...while в C# - это версия while с постпроверкой условия. Это значит, что условие цикла проверяется после выполнения тела цикла. Следовательно, циклы do...while удобны в тех ситуациях, когда блок операторов должен быть выполнен как минимум однажды. Ниже приведена общая форма оператора цикла do-while:

do { операторы; } while (условие);

При наличии лишь одного оператора фигурные скобки в данной форме записи необязательны. Тем не менее они зачастую используются для того, чтобы сделать конструкцию do-while более удобочитаемой и не путать ее с конструкцией цикла while. Цикл do-while выполняется до тех пор, пока условное выражение истинно. В качестве примера использования цикла do-while можно привести следующую программу, расчитывающую факториал числа:

Using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { class Program { static void Main(string args) { try { // Вычисляем факториал числа int i, result = 1, num = 1; Console.WriteLine("Введите число:"); i = int.Parse(Console.ReadLine()); Console.Write("\n\nФакториал {0} = ", i); do { result *= num; num++; } while (num

Цикл foreach

Цикл foreach служит для циклического обращения к элементам коллекции , представляющей собой группу объектов. В C# определено несколько видов коллекций, каждая из которых является массивом. Ниже приведена общая форма оператора цикла foreach:

foreach (тип имя_переменной_цикла in коллекция) оператор;

Здесь тип имя_переменной_цикла обозначает тип и имя переменной управления циклом, которая получает значение следующего элемента коллекции на каждом шаге выполнения цикла foreach. А коллекция обозначает циклически опрашиваемую коллекцию, которая здесь и далее представляет собой массив. Следовательно, тип переменной цикла должен соответствовать типу элемента массива. Кроме того, тип может обозначаться ключевым словом var. В этом случае компилятор определяет тип переменной цикла, исходя из типа элемента массива. Это может оказаться полезным для работы с определенного рода запросами. Но, как правило, тип указывается явным образом.

Оператор цикла foreach действует следующим образом. Когда цикл начинается, первый элемент массива выбирается и присваивается переменной цикла. На каждом последующем шаге итерации выбирается следующий элемент массива, который сохраняется в переменной цикла. Цикл завершается, когда все элементы массива окажутся выбранными.

Цикл foreach позволяет проходить по каждому элементу коллекции (объект, представляющий список других объектов). Формально для того, чтобы нечто можно было рассматривать как коллекцию, это нечто должно поддерживать интерфейс IEnumerable . Примерами коллекций могут служить массивы C#, классы коллекций из пространства имен System.Collection, а также пользовательские классы коллекций.

Циклы используются для многократного повторения кусков кода. Возможность повторения определенных фрагментов кода — это одна из основных и в тоже время важных задач, которые приходится решать программисту. Большинство программ или сайтов используют циклы, например — для вывода новостной информации или объявлений. То есть в таких задачах необходимо выполнять постоянно операции чтения и записи, и для того чтобы не дублировать один и тот же код на помощь приходят циклы. Циклы достаточно просто объявляются в коде, однако они выполняют сложные задачи, всего лишь простым повторением.

Чтобы приступить к изучению циклов, убедитесь в том, что вы хорошо понимаете концепцию в языке программирования Си. Потому как это будет жизненно необходимо в использовании циклов, ведь в циклах также как и в присутствуют условные выражения. В языке Си существует три типа циклов: for , while , do while . Каждый из них имеет свои конкретные применения. Все они описаны ниже.

Самый часто используемый цикл — это цикл for , его структура показана ниже:

For (/*инициализация переменной; условие; изменение значения переменной*/) { // тело цикла (тут находится код который будет повторяться) }

Инициализация переменной позволяет либо объявить переменную и присвоить ей значение либо присвоить значение уже существующей переменной. Во-вторых, значение этой переменной сообщает программе — истинно или ложно условие цикла. И пока условие цикла — истинно, цикл должен продолжать повторяться. Управляющую переменную обязательно необходимо как-то изменять, иначе цикл будет бесконечный, например можно обновлять её так: i++ , i = i + 2 или даже так i = random(5) . Обратите внимание, что каждую секцию в заголовке цикла, отделяет точка с запятой, что очень важно. Также отметим, что каждый из разделов может быть пустым, хотя точки с запятой все еще должны быть там. Если условие не пустое, то оно оценивается как истинное и цикл будет выполняться до тех пор, пока что-то не сделает условие цикла — ложным. Давайте рассмотрим простой пример использования цикла for .

#include int main() { int i; /* Цикл будет работать до тех пор, пока i < 10, при этом после каждой итерации переменная i будет инкрементироваться(увеличиваться на 1)*/ for (i = 0; i < 10; i++) { /* Имейте ввиду что условие проверяется перед каждым повторением, то есть работа цикла остановится когда переменная i будет равна 10*/ printf("%d\n", i); } getchar(); }

Собственно, результат работы программы:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Эта программа представляет собой очень простой пример использования цикла. переменной i присваивается ноль, и пока i меньше 10 на экран печатается значения переменной i , после этого к переменной i прибавляется единица и все снова повторяется до тех пор, пока условие не станет ложным. Имейте в виду, что значение переменной i увеличивается после выполнения кода в теле цикла запускается в первый раз.

Цикл while — очень простой цикл, вот его структура:

While (/*условие*/) { // тело цикл - тут находится код, который необходимо повторять }

Тело цикла начинает выполняться, если условие цикла — истинно. Условие представляет собой логическое выражение, например х == 1 или х! = 7 (х не равно 7). То есть условие может быть абсолютно любым — любое сочетание логических выражений. Вот пример составного условия — x == 3 || x > 10 , это условие будет истинным, если икс будет равен трем или икс будет больше 10. Обратите внимание, что while имеет раздела инициализации или раздела изменения управляемой переменной, поэтому перед использованием этого цикла, сначала необходимо объявить переменную, которая будет проверяться в условии цикла и в теле цикла изменять значение этой переменной. Собственно, давайте рассмотрим простой пример с использованием цикла while:

#include int main() { int var = 0; /* обязательно сначала объявляем переменную */ while (var < 10) { /* пока значение переменной var меньше 10 */ printf("%d\n", var); var++; /* обновляем значение в переменной var(если этого не делать, то условие цикла всегда будет истинным, тогда цикл будет - бесконечным) */ } getchar(); }

Вот мы и рассмотрели еще один пример использования циклов, и как видите и в этом примере нет ничего сложного. Просто представьте себе, что цикл всегда начинает повторять код, который находится в теле цикла. Как только выполняется последний оператор в теле цикла, выполняется проверка условия цикла. Если условие все ещё — истинное, то цикл продолжает и дальше работать, а если условие — ложное, то выполняется выход из цикла.

Есть еще один тип циклов — do while . Этот цикл полезен, когда необходимо выполнить код по крайней мере — 1 раз. Рассмотрим его структуру:

Do { // тело цикла } while (/*условие*/);

Структура очень простая, как видите условие находится в конце цикла,соответственно и проверка условия будет выполняться после того, как выполнятся код в теле цикла. Обратите внимание, что условие проверяется в конце цикла, а не в начале, так что блок кода в теле цикла будет выполнен по крайней мере один раз. Если условие истинно, цикл прыгает обратно в начало и снова выполняет его. Цикл do while почти ничем не отличается от цикла while , за исключением того, что тело цикла гарантированно выполняется хотя бы один раз. Цикл while сначала проверяет условие, а потом выполняет блок кода в теле, конечно же, если условие — истинно, В то время как do while сначала выполняет код в теле цикла, а затем проверяет условие, и если оно — истинное, то он продолжает работать. Пример работы цикла do while показан ниже:

#include int main() { int i = 0; do { /* Напечатает сообщение и завершит работу*/ printf("Привет! Я цикл do while\n"); } while (i != 0); getchar(); }

Обратите внимание на точку с запятой в конце цикла, вы всегда должны ставить эту точку с запятой так, как в приведенном выше примере. Очень часто эта точка с запятой не ставится, в результате — появляется ошибка компиляции. Только этот цикл заканчивается точкой с запятой, у остальных циклов в конце, кроме закрывающей скобочки — ничего не ставится. Обратите внимание, что в примере выше, этот цикл будет выполняться один раз, потому что сначала печатается сообщение а потом проверяется условие цикла.

Чтобы приступить к использованию циклов, нужно узнать, что они собой представляют, на что способны и зачем нужны в сценариях. Цикл - это блок кода, позволяющий повторять выполнение некоторых действий (инструкций) определенное количество раз. Каждое отдельное исполнение (одно или более повторений) последовательности инструкций в цикле называется - итерация .

Каждый цикл состоит из двух основных частей. Первая определяет, когда должно быть остановлено исполнение цикла. Вторая - собственно фрагмент программного кода, выполняющий необходимые действия, который может состоять из одной единственной инструкции или из нескольких инструкций, заключенных в фигурные скобки.

Программный код цикла исполняется до тех пор, пока условное выражение цикла возвращает значение TRUE . Чтобы избежать бесконечного цикла, который будет крутиться вечно, код тела цикла должен заставить условное выражение в определенный момент вернуть значение FALSE . Когда это произойдет, работа цикла прекратится, и исполнение продолжится со строки кода, расположенной непосредственно после цикла.

Цикл while

Цикл while является простейшим видом цикла в PHP. Его синтаксис:

Ниже приводится пример цикла while , тело которого исполняется 10 раз:

\n"; $num++; } ?>

Перед началом цикла значение переменной $num устанавливается равным 1 (значение может быть любым). Это называется инициализацией переменной-счетчика. Каждый раз, когда исполняется тело цикла, с помощью инкремента $num++ значение переменной $num увеличивается на единицу. Значение выражения ($num <= 10) проверяется каждый раз перед итерацией цикла. После десяти итераций условное выражение вернет значение FALSE (так как значение переменной $num уже будет не меньше или равно 10) и работа цикла прекратится. В том случае, если условное выражение while будет равно FALSE с самого начала, тело цикла ни разу не будут выполнено.

Большинство циклов имеют переменные-счетчики, аналогичные $num . Чаще всего в качестве счетчиков цикла выступают переменные с именами i, j и k , хотя для того чтобы сделать программный код более понятным, следует давать счетчикам более наглядные имена.

Цикл do while

Цикл do while очень похож на цикл while , с тем отличием, что условное выражения проверяется в конце итерации, а не в начале. Синтаксис этого цикла:

Между циклом do while и обычным циклом while имеется два отличия. Во-первых, цикл do while требует как ключевого слова do (для отметки начала цикла), так и ключевого слова while (для отметки конца цикла и указания условия). Во-вторых, в отличие от цикла while , цикл do while завершается точкой с запятой. Данная разновидность цикла полезна, когда тело цикла должно быть исполнено хотя бы один раз, независимо от значения условного выражения.

Попробуем выполнить те же самые действия, что и в предыдущем примере:

\n"; $num++; } while ($num <= 10); ?>

Часто, при программировании задач, нужно, чтобы одна и та же последовательность команд выполнялась несколько раз. Такой процесс называется циклическим. Алгоритм, в котором определенная последовательность команд повторяется несколько раз с новыми входными данными называется циклическим.

Для реализации циклического процесса, в языках программирования применяются циклы. Язык программирования C/C++ имеет в наличии удобные для работы операторы цикла.

2. Виды операторов цикла в языке C++

В языке C++ существует 3 вида операторов цикла:

  • цикл for ;
  • цикл while с предусловием;
  • цикл do…while с постусловием.

Каждый из операторов цикла имеет свои особенности применения. Любой из вышеприведенных операторов цикла может быть заменен другим.

3. Цикл for. Общая форма оператора цикла for

В языке C++ цикл for может иметь очень широкую реализацию и применение. Цикл for еще называется циклом с параметром.

Общая форма оператора цикла for :

for (инициализация ; выражение ; прирост ) { // ... }
  • инициализация – операция присваивания, в которой устанавливается начальное значение переменной цикла. Эта переменная есть счетчиком, который управляет работой цикла. Количество переменных, управляющих циклом for, может быть две и больше;
  • выражение – условное выражение, в котором проверяется значение переменной цикла. На этом этапе определяется дальнейшее выполнение цикла;
  • прирост – определяет, как будет изменяться значение переменной цикла после каждой итерации.

Цикл for выполняется до тех пор, пока значение выражение равно true. Как только значение выражение станет false, выполнение цикла прекращается и выполняется оператор, который следует за циклом for.

4. Примеры использования оператора цикла for

Пример 1. Найти сумму всех целых чисел от 100 до 300.

// сумма чисел от 100 до 300 int sum; int i; sum = 0; for (i = 100; i<=300; i++) sum = sum + i; // sum = 40200

Пример 2. Дано натуральное число n . Вычислить сумму:

Фрагмент кода, который решает данную задачу.

// s = 1 + 1/2 + 1/3 + ... + 1/n int n; float s = 0; int i; // ввод значения n n = 4; for (i = 1; i<=n; i++) s = s + 1.0/i; // s = 2.08333

В данном примере, чтобы получить вещественное значение, вместо числа 1 (целый тип) вводится число 1.0 (вещественный тип). Операция деления

дает вещественный результат.

Пример 3. Вычислить сумму

Фрагмент кода, который решает данную задачу.

float s; int i; s = 0; for (i=50; i>=1; i--) s = i + Math::Sqrt(s); s = Math::Sqrt(s); // s = 1.7579

В данном примере значение счетчика i в цикле for изменяется по убыванию. Это значение уменьшается на 1 в каждой итерации цикла. При решении подобных задач значение счетчика цикла должно изменяться от последнего к первому значению. В данном случае от 50 до 1.

В вычислениях использована функция Sqrt() из библиотеки Math.

5. Какие существуют варианты реализации цикла for ?

Цикл for может иметь несколько разновидностей реализации. Количество переменных, управляющих циклом for может быть одна, две и более.

В цикле for может отсутствовать любой из элементов заголовка цикла:

  • инициализация;
  • выражение;
  • прирост.

Пример оператора цикла for , в котором есть 2 управляющие переменные. Найти значения произведения:

D = (1 + cos(9)) · (2 + cos(8)) · … · (9 + cos(1))

Фрагмент кода, который решает данную задачу.

// D = (1 + cos(9))*(2 + cos(8))* ... *(9 + cos(1)) int i, j; float d; d = 1; for (i = 1, j = 9; i<=9; i++, j--) d = d * (i + Math::Cos(j));

В вышеприведенном фрагменте кода в цикле for используются две переменные, которые изменяют свое значение (i , j ).

6. Цикл while . Общая форма

Цикл while называется циклом с предусловием. Общая форма цикла while следующая:

while (выражение ) { // последовательность операторов // ... }

где выражение – любое допустимое выражение в языке C++. Последовательность операторов выполняется до тех пор, пока условное выражение возвращает значение true . Как только выражение становится равным false , выполнение цикла while прекращается и управление передается следующему за циклом while оператору.

7. Примеры использования оператора цикла while

Пример 1. Дано вещественное число a . Найти такое наименьшее n , при котором

Соображения. В начале значение суммы есть меньше чем значение a . При прохождении каждой итерации значение суммы постепенно увеличивается. В какой-то момент (при каком-то значении n ) эта сумма станет выше значения a . Этот момент (значение n ) нужно зафиксировать. Для вычисления n , удобно подходит цикл while .

Фрагмент кода, который решает данную задачу.

float a; int n; float sum; // ввод значения a a = 2.2; n = 1; sum = 1.0/n; while (sum < a) { n++; sum = sum + 1.0/n; } // n = 5; sum = 2.283334

Пример 2. Дано натуральное число. Определить количество цифр 3 в нем.

Фрагмент кода, который решает данную задачу.

// количество цифр 3 в числе int n; // заданное натуральное число int k; // количество цифр 3 в числе int t, d; // дополнительные переменные // ввод значения n n = 12343; t = n; // делаем копию из n k = 0; while (t>0) { d = t % 10; // выделить последнюю цифру if (d == 3) k++; t = t / 10; // уменьшить разрядность числа } // k = 2

В данном примере, значение исходного числа будет делиться на 10 при каждой итерации. Таким образом, будет уменьшаться разрядность числа. На каждой итерации, с помощью операции % языка C++ берется остаток от деления на 10, то есть определяется последняя цифра числа. Если эта цифра равна 3, то счетчик k увеличивается на 1.

8. Общая форма оператора цикла do…while

Цикл do … while целесообразно использовать в случаях, когда итерацию нужно сделать хотя бы 1 раз. В отличие от циклов for и while , в цикле do…while условие проверяется при выходе из цикла (а не при входе в цикл). Цикл do…while еще называется циклом с постусловием.

Общая форма оператора цикла do…while :

do { // последовательность операторов // ... } while (выражение );

где выражение – условное выражение, в котором проверяется значение переменной цикла. На этом этапе определяется дальнейшее выполнение цикла.

Фигурные скобки в этом цикле необязательны.

Цикл работает следующим образом. Сначала происходит выполнение тела цикла. Потом проверяется значение выражение (условное выражение). Если значение выражение есть истинным (true ), выполняется снова тело цикла. Как только значение выражение станет false , выполнение цикла прекращается

9. Примеры использования оператора цикла do…while

Пример. Используя цикл do…while , найти значение суммы:

S = 1 + 3 + … + 99

Фрагмент кода, который решает данную задачу.

// s = 1 + 3 + ... + 99 int t; int s; s = 0; t = 1; do { s = s + t; t = t + 2; } while (t<=99); // s = 2500
10. Вложенные циклы. Примеры использования

Вложенные циклы могут быть использованы, например, при работе с двумерными (многомерными) массивами (обнуление массива, вычисление сумм, произведений и прочее).

Пример 1. Вычислить произведение

D = 1 · (1 + 2) · (1 + 2 + 3) · … · (1 + 2 + … + 9)

Фрагмент кода, который решает данную задачу.

// D = 1 * (1+2) * (1+2+3) * ... * (1+2+...+9) float d; // результат - произведение int i, j; // счетчики циклов int s; // дополнительная переменная d = 1; for (i = 1; i<=9; i++) { s = 0; for (j = 1; j<=i; j++) s = s + j; d = d * s; } // d = 2.571912E+09

В данном примере в цикле for со счетчиком i выполняется цикл for со счетчиком j .

Пример 2. Дан двумерный массив целых чисел размером 6×9. Записать во все элементы массива значение 5.

int M; // двумерный массив целых чисел int i, j; for (i=0; i<6; i++) for (j=0; j<9; j++) M[i][j] = 5;
11. Что такое бесконечный цикл?

Бесконечный цикл – это цикл, который никогда не заканчивается.

При программировании циклических процессов, программист по ошибке может написать код цикла, который никогда не заканчивается.

Кроме того, иногда нужно, чтобы циклы содержали код специального завершения с помощью инструкции break .

Пример 1. Бесконечный цикл с оператором for :

for (; ;) { // последовательность операторов C++ . Оператор выбора switch