Какая матрица лучше tn или pls. Как можно самостоятельно определить тип матрицы в телевизоре. Тип матрицы VA

При выборе монитора многие пользователи сталкиваются с тем с вопросом: что лучше PLS или IPS.

Эти две технологии существуют достаточно давно и обе себя достаточно хорошо показывают.

Если смотреть различные статьи в интернете, то там пишут либо о том, что каждый должен сам решить, что лучше, либо вообще не дают ответа на поставленный вопрос.

Собственно, никакого смысла в этих статьях нет вообще. Ведь пользователям они никак не помогают.

Поэтому мы разберем то, в каких случаях лучше выбрать PLS или IPS и дать те советы, которые помогут сделать правильный выбор. А начнем с теории.

Что такое IPS

Сразу стоит сказать, что на данный момент именно рассматриваемые два варианта являются лидерами на рынке техники.

И далеко не каждый специалист сможет сказать, какая же технология лучше и какие есть преимущества у каждой из них.

Итак, само слово IPS расшифровывается In-Plane-Switching (буквально «внутриплощадочное переключение»).

А также эта аббревиатура означает Super Fine TFT («супертонкий TFT»). TFT, в свою очередь, обозначает Thin Film Transistor («тонкопленочный транзистор»).

Если сказать проще, то TFT – это технология отображения картинки на , которая основана на активной матрице.

Достаточно сложно.

Ничего. Сейчас разберемся!

Итак, в технологии TFT управление молекулами жидких кристаллов в происходит с помощью тонкопленочных транзисторов, это и означает «активная матрица».

IPS – это точно то же самое, только электроды в мониторах с этой технологией находятся на одной плоскости с молекулами жидких кристаллов, которые находятся параллельно плоскости .

Все это можно наглядно видеть на рисунке №1. Там, собственно, и изображены дисплеи с обеими технологиями.

Сначала идет вертикальный фильтр, затем прозрачные электроды, после них жидкокристаллические молекулы (синие палочки, они нас интересуют больше всего), затем горизонтальный фильтр, цветовой фильтр и сам экран.

Рис. №1. TFT и IPS экраны

Отличие этих технологий состоит только в том, что ЖК молекулы в TFT расположены не параллельно, а в IPS – параллельно.

Благодаря этому они могут быстро менять угол обзора (если конкретно, здесь он составляет 178 градусов) и давать лучшую картинку (в IPS).

А также за счет такого решения существенно повысилась яркость и контрастность картинки на экране.

Теперь понятно?

Если нет, пишите в комментариях свои вопросы. Мы обязательно на них ответим.

Технология IPS была создана в 1996 году. Среди ее преимуществ стоит отметить отсутствие так называемого «волнения», то есть неправильной реакции на прикосновение.

А также она отличается отличной передачей цветов. Достаточно много фирм выпускают мониторы с использованием данной технологии, в том числе , NEC, Dell, Chimei и даже .

Что такое PLS

Очень долгое время производитель не говорил вообще ничего о своем детище и многие эксперты выдвигали различные предположения относительно характеристик PLS.

Собственно, и сейчас эта технология является покрытой большим количеством тайн. Но мы все-таки найдем правду!

PLS была выпущена в 2010 году в качестве альтернативы вышеупомянутой IPS.

Эта аббревиатура расшифровывается как Plane To Line Switching (то есть «переключение между линиями»).

Напомним, что IPS – это In-Plane-Switching, то есть «переключение между линиями». Имеется в виду переключение в плоскости.

И выше мы говорили о том, что в этой технологии жидкокристаллические молекулы быстро становятся плоскими и за счет этого достигается лучший угол обзора и другие характеристики.

Так вот, в PLS все происходит точно так же, но быстрее. На рисунке №2 все это показано наглядно.

Рис. №2. Работа PLS и IPS

На этом рисунке вверху находится сам экран, затем кристаллы, то есть те же ЖК молекулы, что на рисунке №1 были обозначены синими палочками.

Снизу показан электрод. Слева в обоих случаях показано их расположение выключенном состоянии (когда кристаллы не двигаются), а справа – во включенном.

Принцип работы такой же – когда начинается работа кристаллов, они начинают двигаться, при этом изначально они расположены параллельно друг другу.

Но, как видим на рисунке №2, эти кристаллы быстрее приобретают нужную форму – ту, которая необходима для максимально .

За определенный отрезок времени молекулы в IPS мониторе не становятся в перпендикулярное положение, а в PLS становятся.

То есть в обеих технологиях все то же самое, но в PLS все происходит быстрее.

Отсюда промежуточный вывод – PLS работает быстрее и, по идее, именно эту технологию можно было бы считать лучшей в нашем сравнении.

Но окончательные выводы пока что делать рановато.

Это интересно: Компания Samsung несколько лет назад подала иск на LG. В нем утверждалось, что технология AH-IPS, которая используется LG, является модификацией технологии PLS. Отсюда можно сделать вывод, что PLS – это разновидность IPS и это признал сам разработчик. Собственно, это подтвердили и мы немного выше.

Что лучше PLS или IPS? Как выбрать хороший экран - руководство

А что если я ничего не понял?

В таком случае вам поможет видео, которое находится в конце этой статьи. Там наглядно показаны мониторы TFT и IPS в разрезе.

Вы сможете увидеть, как все это работает и понять, что PLS все происходит точно так же, но быстрее, чем в IPS.

Теперь можем переходить к дальнейшему сравнению технологий.

Мнения экспертов

На некоторых сайтах можно найти информацию о проведенном независимом исследовании PLS и IPS.

Специалисты сравнивали эти технологии под микроскопом. Пишется, что в итоге они не нашли никаких отличий.

Другие эксперты пишут, что лучше все же покупать PLS, но толком не объясняют почему.

Среди всех высказываний экспертов можно выделить несколько основных моментов, которые можно наблюдать практически во всех мнениях.

Состоят эти моменты в следующем:

  • Мониторы с PLS матрицами самые дорогостоящие на рынке. Самый дешевый вариант – TN, но такие мониторы по всем характеристикам уступают и IPS, и PLS. Так вот, большинство экспертов сходятся во мнении, что это весьма оправданно, ведь картинка лучше отображается именно на PLS;
  • Мониторы с PLS матрицей лучше всего подойдут для выполнения всевозможных дизайнерских и проектировочных задач. А также такая техника прекрасно справится с работой профессиональных фотографов. Опять же, из этого можно сделать вывод, что PLS лучше справляется с передачей цветов и обеспечением достаточной четкости изображения;
  • По мнению экспертов, мониторы PLS практически избавлены от таких проблем, как блики и мерцания. К такому выводу они пришли во время испытаний;
  • Офтальмологи говорят, что PLS будет намного лучше восприниматься глазами. Более того, глазам будет намного легче целый день смотреть на PLS, чем на IPS.

В общем, из этого всего мы снова делаем тот вывод, который мы уже сделали раньше. PLS немного лучше, чем IPS. И это мнение подтверждает большинство экспертов.

Что лучше PLS или IPS? Как выбрать хороший экран - руководство

Что лучше PLS или IPS? Как выбрать хороший экран - руководство

Наше сравнение

А теперь перейдем к финальному сравнению, которое и даст ответ на поставленный в самом начале вопрос.

Те же эксперты выделяют ряд характеристик, по которым и нужно сравнивать различные .

Речь идет о таких показателях, как светочувствительность, скорость отклика (имеется в виду переход от серого к серому), качество (плотность пикселей без потери других характеристик) и насыщенность.

По ним мы и будем оценивать две технологии.

Таблица 1. Сравнение IPS и PLS по некоторым характеристикам

Другие характеристики, в том числе насыщенность и качество, являются субъективными и зависят от каждого конкретного человека.

Но и по приведенным выше показателям видно, что у PLS немного более высокие характеристики.

Таким образом, мы снова подтверждаем вывод о том, что эта технология показывает себя лучше, чем IPS.

Рис. №3. Первое сравнение мониторов с IPS и PLS матрицами.

Есть единственный «народный» критерий, который и позволяет точно определить, что же лучше – PLS или IPS.

Этот критерий называется «на глаз». На практике это означает, что нужно просто взять и посмотреть на два рядом стоящих монитора и визуально определить, где картинка лучше.

Поэтому мы приведем несколько подобных изображений, и каждый сам сможет увидеть, где же изображение визуально выглядит более качественно.

Рис. №4. Второе сравнение мониторов с IPS и PLS матрицами.

Рис. №5. Третье сравнение мониторов с IPS и PLS матрицами.

Рис. №6. Четвертое сравнение мониторов с IPS и PLS матрицами.

Рис. №7. Пятое сравнение мониторов с IPS (слева) и PLS (справа) матрицами.

Визуально видно, что на всех образцах PLS картинка выглядит намного лучше, более насыщенно, ярче и так далее.

Выше мы упоминали, что TN – самая недорогая на сегодняшний день технология и мониторы с ее использованием, соответственно, тоже стоят дешевле остальных.

После них по цене идут IPS, а затем уже и PLS. Но, как видим, все это вовсе не удивительно, ведь картинка действительно выглядит намного лучше.

Другие характеристики в этом случае также выше. Многие эксперты советуют покупать с PLS матрицами и Full HD-разрешением.

Тогда изображение действительно будет выглядеть просто прекрасно!

Невозможно точно сказать, является ли такое сочетание лучшим на рынке на сегодняшний день, но одним из лучших точно.

Кстати, для сравнения можете видеть, как выглядит IPS и TN под острым углом обзора.

Рис. №8. Сравнение мониторов с IPS (слева) и TN (справа) матрицами.

Стоит сказать, что Samsung создали сразу две технологии, которые используются в мониторах и в / и смогли значительно обойти IPS.

Речь идет о Super AMOLED экранах, которые стоят на мобильных устройствах этой фирмы.

Интересно, что разрешение Super AMOLED обычно меньше, чем на IPS, но картинка более насыщенная и яркая.

Но в случае с PLS выше практически все, что только может быть, в том числе и разрешение.

Можно сделать общий вывод о том, что PLS лучше, чем IPS.

Кроме всего прочего, у PLS есть следующие преимущества:

  • способность передачи весьма широкого спектра оттенков (помимо основных цветов);
  • способность поддерживать весь диапазон sRGB;
  • более низкое потребление энергии;
  • углы обзора позволяют комфортно видеть картинку сразу нескольким людям;
  • всевозможные искажения абсолютно исключены.

В общем, IPS мониторы прекрасно подойдут для решения обычных домашних задач, к примеру, просмотра фильмов и работы в офисных программах.

Но если вам хочется видеть действительно насыщенное и качественное изображение, покупайте технику с PLS.

Особенно это касается случаев, когда вам нужно будет работать с и дизайнерскими/проектировочными программами.

Цена у них, конечно, будет выше, но оно того стоит!

Что лучше PLS или IPS? Как выбрать хороший экран - руководство

Что такое amoled, super amoled, Lcd, Tft, Tft ips? Не знаешь? Смотри!

Что лучше PLS или IPS? Как выбрать хороший экран - руководство

4.8 (95%) 4 голос[ов]

Какой тип матрицы лучше, оптимальная диагональ экрана, разъемы монитора, как выбрать лучший монитор по отношению цена/качество?

Сегодня мы с вами научимся правильно выбирать монитор. И если вы думаете, что это напрасная трата времени, то очень ошибаетесь. Дело в том, что монитор покупается на много лет, и от правильного его выбора зависит ваше здоровье и комфортная работа на многие годы.

Если же вы собираетесь работать с графикой, то к выбору монитора необходимо подойти очень ответственно, иначе вы не сможете правильно его отколибровать. Цвет в графике имеет первостепенное значение, поэтому и монитор должен быть от лучших производителей.

Какие производители мониторов лучше

На сегодня самые лучшие мониторы производят компании Dell и HP, но из-за их высокой стоимости они не пользуются такой популярностью, как мониторы фирмы Samsung и LG. Первый немного дороже, но мне он больше нравится из-за высокого качества изображения.

Если вы хотите что-то подешевле, то обратите внимание на мониторы от фирм Acer, ASUS, BenQ, Philips, Viewsonic и NEC.

На что обращать внимание при выборе монитора

Для того, чтобы правильно выбрать монитор для компьютера, необходимо знать какие основные параметры мониторов самые важные, а какие нет.

  • Тип матрицы

Матрица – это жидкокристаллический экран монитора. Современные мониторы имеют следующие типы матрицы.

TN (TN+film) – самая простая и дешевая матрица, со средней цветопередачей, четкостью, небольшой глубиной черного цвета и маленьким углом обзора. Но у такой матрицы есть и положительные стороны, — это высокая скорость отклика, которая не маловажна в играх. TN-film, означает присутствие дополнительного фильтра, увеличивающего угол обзора. Битый пиксель у таких мониторов светится белым цветом.

Мониторы с такой матрицей подходят для офисных задач, но из-за маленького угла обзора не подойдут для домашнего просмотра видео всей семьей.

IPS (AH-IPS, e-IPS, H-IPS, P-IPS, S-IPS) – матрица с высоким качеством цветопередачи, хорошей контрастностью и большим углом обзора (до 178 градусов). Зато страдает скорость отклика. Битый пиксель у такой матрицы светится черным цветом.

Мониторы с такой матрицей хорошо подойдут для любой задачи, а особенно для дизайнерской и обработки фотографий. Естественно и стоимость такой матрицы намного дороже предыдущей.

VA (PVA, SVA, WVA) – это универсальный бюджетный вариант с неплохими характеристиками: что-то среднее между матрицами TN и IPS. Высокое качество цветопередачи и четкости при хороших углах обзора. Единственный недостаток, — это плохая передача полутонов.

PLS – современный и удешевленный вариант IPS-матрицы. Обладает высоким качеством цветопередачи, четкости и хорошим углом обзора. Ввиду того, что это новинка, то и стоимость такой матрицы пока довольно высока.

  • Тип покрытия экрана

Матрицы имеют глянцевое или матовое покрытие.

Матовые экраны имеют более естественную цветопередачу и подходят для любого освещения и любых задач.

На глянцевых экранах вы увидите любые отражения и отражения всех источников света (ламп, солнца). Цвета выглядят ярче, а затемнения более четкие, поэтому они лучше всего подходят для просмотра видео и игр в затемненном помещении.

  • Размер экрана

Размер экрана измеряется в дюймах, и считается по диагонали. Большой экран занимает много места, потребляет больше электроэнергии и требователен к параметрам видеокарты. Зато на большом экране удобнее работать, смотреть фильмы и играть.

  • Соотношение сторон

Сейчас уже почти не встретишь квадратные мониторы со сторонами 5:4 и 4:3. На прилавках магазинов в основном широкоформатные экраны 16:10 и 16:9. Они более удобны, как для работы с табличными данными, так и для просмотра широкоформатных фильмов. Про игры я уже вообще молчу.

Еще бывают мониторы с ультра-широким форматом 21:9. Такие мониторы больше подойдут для тех, кому необходимо открывать большое количество окон: инженерам-проектировщикам, пользователям, занимающимся видеомонтажом или для сравнительного анализа чего-либо.

  • Диагональ экрана

От размера диагонали экрана зависит удобство работы и соответственно стоимость монитора. Широкоформатный монитор с диагональю экрана 20” хорошо подойдет для работы в офисе. Но обычно начальник так не думает, и поэтому во многих офисах стоят мониторы менее 20”, хотя разница в цене на 19” и 20” не существенна.

Для дома лучше приобрести монитор с диагональю экрана от 22” и выше. Для игр подойдет диагональ 23-27”, а для работы с 3D-графикой или чертежами лучше купить монитор с диагональю экрана от 27”.

Ваш выбор будет зависеть от места в квартире и финансовых возможностей.

  • Разрешение экрана

Разрешение монитора – это соотношение сторон, выраженное в пикселях. А, как известно, чем больше пикселей, тем отчетливей картинка и больше информации помещается на экране. Но учтите, что текст и другие элементы станут мелкими. Хотя в последних версиях Windows это легко исправляется при помощи масштабирования.

Сейчас самое распространенное разрешение монитора – 1920х1080 пикселей, или как его еще называют FullHD 1080.

Но опять же не стоит забывать, что чем больше , тем больше нагрузка на . Особенно это касается игр.

В мониторах с диагональю экрана до 20” это не существенно, т.к. они имеют оптимальное разрешение.

Мониторы 22” могут иметь разрешение 1680х1050 или 1920х1080 (Full HD). Лучше выбирать монитор с разрешением 1920х1080, хотя это и дороже, т.к. при разрешении 1680х1050 смотреть видео или играть в игры будет не совсем комфортно за счет не пропорциональности изображения предметов.

Мониторы с ультра-широким экраном (21:9) имеют разрешение 2560х1080, и для игр вам понадобится более мощная видеокарта..

  • Цветопередача

Это количество цветов и их оттенков, которые способна передать матрица. Для многих достаточно стандартного набора цветов, — это свыше 65 тысяч. А для дизайнеров больше подойдут более высокие показатели, максимум, которых 16, 7 миллионов оттенков.

  • Яркость экрана

Этот показатель может быть от 200 до 400 кд/м². Если вы собираетесь смотреть фильмы всей семьей в солнечную погоду и при открытых шторах, то вам необходимо от300 до 400 кд/м², а в остальных случаях хватит и 200-250 кд/м².

  • Угол обзора

Если экран имеет маленький угол обзора, то вы не сможете смотреть фильмы в компании с друзьями. Ваш экран будет отсвечивать темными или светлыми пятнами.

Все качественные матрицы (IPS, VA, PLS) имеют хорошие углы обзоры, а матрица TN имеет плохой угол обзора.

Выбирайте хорошую матрицу, тогда ис углом обзора у вас не будет проблем.

  • Время отклика матрицы

Это время в миллисекундах (мс) за которое кристаллы могут повернуться и пикселы изменят свой цвет. Современные матрицы имеют время отклика 2-14 мс, поэтому проблем с задержкой изображения (шлейф за курсором мыши) уже нет.

Не надо покупать мониторы со слишком низким временем отклика (2 мс), т.к. низкое время отклика только в матрицах низкого качества (TN). А матрицы IPS, VA,PLS имеют время отклика от 5 до 14 мс.

Для домашнего мультимедийного компьютера вполне достаточно времени отклика 8 мс, а для дизайнера, если ему не интересно играть в игры, подойдет время отклика матрицы 14 мс.

  • Виды разъемов

Качество изображения зависит в первую очередь от матрицы, а уже потом от вида разъема, к которому подключается монитор.

1.Разъем питания 220 В

  1. Разъем питания для мониторов с внешним блоком питания или питания колонок
  2. VGA (D-SUB) – аналоговый разъем для подключения старой видеокарты. Он не передает изображение в должном качестве. Устаревший разъем.
  3. и 8. Разъем Display Port, есть не на всех видеокартах. Используется для подключения нескольких мониторов.
  4. Разъем Mini Display Port
  5. DVI – цифровой тип разъема, который набирает популярность в связи с качественной передачей изображения.
  6. HDMI – тоже цифровой разъем, передающий не только четкую картинку, но и звук. Подходит для подключения монитора к другим различным устройствам (ТВ-тюнера, ноутбука, и др.)
  7. Аудио разъем 3,5 мм для подключения звука от внешних колонок или наушников к мониторам со встроенными динамиками.
  8. Разъем USB для подключения встроенного в монитор USB концентратора.
  9. Разъемы USB в мониторах с USB концентратором для подключения флешек, мышки, клавиатуры и др. устройств.

Все эти разъемы могут присутствовать на мониторе, а могут и нет. Обязательными являются только разъем питания и разъем DVI.

  • Кнопки управления

Могут быть расположены на передней панели, сзади и сбоку. Обычно настройки производятся один раз, поэтому их расположение не играет существенной роли.

  • Возможность регулировки высоты и наклона монитора

Это тоже немаловажный пункт. Не всегда есть возможность подогнать высоту стола или кресла, поэтому наличие регулировки высоты и наклона монитора будет очень кстати. У нас дома у всех есть свой компьютер, но покупать каждому компьютерный стол нет желания, хотя бы потому, что мы не хотим превращать квартиру в офисный кабинет. Два монитора имеют подставки с хорошей регулировкой высоты и установлены на журнальных столиках. А до их покупки приходилось подкладывать коробки и книги, что совсем не удобно.

  • Встроенные динамики

Не пригодны ни для игр, ни для прослушивания музыки. Поэтому лучше такой монитор не покупать.

  • Встроенный ТВ-тюнер

Скорее всего вам не пригодится, т.к. теперь можно посмотреть любой канал онлайн, а стоить такой монитор будет гораздо дороже.

  • Встроенная веб-камера

Тоже излишество. Лучше купить качественную камеру по приемлемой цене.

  • Цена монитора

Цена зависит от размера экрана, а не от качества матрицы, поэтому выбирайте качественную матрицу.

Главные параметры для выбора монитора

Для того, чтобы правильно выбрать монитор для компьютера важно определиться, для каких целей он будет вам служить.

Для дома:

  1. От 22 дюймов и выше
  2. Большой угол обзора
  3. Скорость отклика 8 мс

Для игрового монитора важны три параметра:

  1. Время отклика от 4 мс и меньше
  2. Угол обзора от 170 градусов
  3. Размер монитора от 24 дюймов.

Для дизайнера или фотографа:

  1. Точная цветопередача
  2. Большой размер экрана
  3. Оптимальная яркость и контрастность
  4. Большой угол обзора

Вот такие параметры важны при выборе монитора, но прежде, чем покупать почитайте в интернете отзывы по выбранной модели. Бывает, что у какой-то партии есть определенный изъян и люди часто пишут об этом на сайтах интернет-магазинов.

О том, как правильно выбрать монитор для компьютера можете посмотреть в видеоролике ниже:

О том, как нас обманывают при продаже мониторов смотрите ниже:

Теперь вы подкованы и знаете, как выбрать монитор для компьютера.

Однако, всегда лучше один раз увидеть и сделать собственный вывод, чем читать сотни страниц священных войн. Немного полистав Google-Картинки, я подобрал несколько наглядных иллюстраций. Копирайт на изображения, к сожалению, не соблюден. На фотографиях теоретически может быть разная яркость сравниваемых моделей, поэтому достоверно можно сказать только про те, что представлены в двух ракурсах. Хотя, я надеюсь, что все-таки все кадры сделаны правильно. В любом случае, общее понимание получить можно. Итак, начнем.

Самый наглядный пример: Samsung 245B (TN) и Samsung 245T (PVA)

Acer AL2416W (PVA)

Dell 2407WFP (PVA)

LG L245WP-BN (MVA)

ViewSonic VX2435wm (MVA)

А это, хотя и старая, иллюстрация того, что при указании углов обзора измеряется лишь падение контрастности и совсем не учитывается искажение цветопередачи.

Dell E248 (TN) и Dell 2408WFP (PVA)


NEC24UXi (S-IPS) и DELL 2407WFP HC (PVA)

Dell 2007WFP: версия на S-IPS (слева) и на PVA (справа)

LG L203WT: версия на TN (слева) и на S-IPS (справа)

Самое изощренное сравнение - IPS vs IPS: NEC 2490WUXi и HP LP2475W

А вот теперь можете делать собственные выводы.

Хочу только добавить следующее:

  1. Покупая монитор, необходимо четко представлять, под какие задачи он будет применяться. Если вы не знаете, зачем вам такой дорогой монитор, не покупайте. Ориентируйтесь на собственное восприятие картинки, поэтому настоятельно рекомендую смотреть все мониторы вживую, лучше со специальными тестовыми программками, если магазин это позволяет.
  2. Когда мониторы на разных матрицах стоят рядом, не возникает сомнений, что *VA лучше TN, а S-IPS лучше *VA. Но если на столе один монитор, и сравнить не с чем, то даже профессионалу не очень легко определить тип матрицы на глаз. C TN еще довольно просто, а вот гадать между IPS и PVA точно придется. А вот вам огромная таблица соответствия "монитор - тип матрицы", составленная коллективным разумом iXBT.
  3. Помимо углов обзора есть еще важные параметры качества, однако именно углы сильнее всего портят впечатление от TN-матриц.
  4. Хорошая калибровка монитора также сильно влияет на качество цветопередачи. И если с углами обзора ничего поделать уже нельзя, то ярких и насыщенных цветов можно добиться и на TN. Тем более, что прогресс на месте не стоит.

В современных цифровых устройствах (мониторах, телевизорах, смартфонах, планшетах и др.) для отображения картинки чаще всего используются жидкокристаллические (ЖК) матрицы. Одной из технологий способа построения этой матрицы является IPS. Дословно, в переводе с английского – in plane switching – означает «переключение в одной плоскости».

Для того чтобы понять, что это за переключение и зачем оно нужно необходимо понять, каким именно образом строится картинка на экране ЖК.

Общие принципы построения ЖК матрицы

Пришедшая на смену электронно-лучевым трубкам, технология построения ЖК мониторов включает в себя в качестве ключевого элемента жидкокристаллическую матрицу . Эта матрица находится на передней поверхности монитора. Поскольку матрица только компонует картинку, то для нее требуется подсветка, которая входит в состав дисплея. Состоит ЖК матрица из следующих элементов, которые конструктивно реализованы в виде слоев:

  • цветовой фильтр;
  • горизонтальный фильтр;
  • прозрачный электрод (фронтальный);
  • собственно жидкокристаллический наполнитель;
  • прозрачный электрод (тыловой);
  • вертикальный фильтр.

В эту многослойную структуру также могут входить и специальные антибликовые слои, защитные покрытия, сенсорные слои (чаще емкостные), но они не являются ключевыми для отображения картинки. Сама картинка строится из пикселов, которые образуются из субпикселов базовых цветов (RGB): красного, зеленого и синего. Свет, проходя от тыловой стороны матрицы, проходит через оба поляризационных фильтра и ЖК слой, через цветовой фильтр. Цветовой фильтр как раз и окрашивает эти световые потоки в один из трех цветов RGB. Принцип построения пикселов из субпикселов — это отдельная обширная тема и в рамках данного обзора рассматриваться не будет.

Собственно, сама технология ЖК состоит в том , каким образом будет проходить прохождение светового пучка до пользователя. И если он будет проходить, то насколько он будет ярким. Кристаллы ЖК матриц в ячейках пропускают свет или нет в зависимости от того, какое напряжение подается на электроды. Эффективность работы матриц определяется технологией ее построения и используемого материала. На сегодняшний день наибольшее распространение получили матрицы TN и IPS и их усовершенствованные разновидности.

Технология построения TN матриц

Исторически этот тип матриц появился существенно раньше IPS . Дословно TN (англ. – «twisted nematic») означает «скрученный кристалл». Эта фраза как нельзя точно определяет способ его работы. Молекулы кристаллов в своем слое скручены на 90° друг относительно друга. Такое положение они занимают, если в своем субпикселе на электроды не подается напряжение. Свет при этом проходит свободно (за счет того, что угол поляризации второго фильтра на 90° отличается от первого).

При подаче напряжения на электроды, молекулы кристалла переходят из свободного состояния в упорядоченное: вдоль линии поляризации входного фильтра. Свет из-за этого за пределы второго фильтра не выходит и субпиксел окрашивается не в цвет светофильтра, а вырождается в черный.

  • Плюсы:
    • стоимость изготовления матриц минимальна,
    • время отклика самое быстрое, что очень важно для игровых компьютеров.
  • Минусы:
    • плохие углы обзора, яркость и цветопередача существенно меняются при просмотре на устройстве не под прямым углом;
    • очень низкая контрастность, за счет чего картинка блеклая и очень светлый черный цвет (совсем не подходит для профессиональной графики).
  • Битый пиксел при этом всегда имеет белый цвет (если нет напряжения на электродах, то светофильтр всегда открыт).

Технология построения IPS матриц

Переключение кристаллов в IPS происходи в одной плоскости, о чем, собственно, и говорит исходная форма ее названия (англ. – «in plane switching»). В таких матрицах все электроды расположены на одной – тыльной подложке. При отсутствии напряжения на электродах все молекулы кристалла занимают вертикальное положение, и свет не проходит через внешний поляризационный фильтр.

Включение переводит молекулы в перпендикулярное положение, и внешний фильтр перестает быть помехой: световой поток проходит свободно.

Ключевые особенности данной технологии следующие .

  • Плюсы:
    • яркие и насыщенные цвета за счет улучшенной контрастности, черный цвет всегда черный (можно использовать в профессиональной графике);
    • большой угол обзора до 178°.
  • Минусы:
    • время отклика увеличилось за счет того, что электроды теперь расположены только с одной стороны (критично для игровых приложений);
    • высокая стоимость.
  • Битый пиксел при этом всегда имеет черный цвет (если нет напряжения на электродах, то светофильтр всегда закрыт).

Как видно из списка, все недостатки и достоинства IPS симметричны TN. Это дополнительно подтверждает причину ее появления: технология является компромиссной и была предназначена для устранения ключевых минусов своей предшественницы. На сегодняшний день помимо названия IPS, используемого Hitachi, для нее можно встретить название SFT (super fine TFT), которое используется компанией NEC.

Битые пикселы вне зависимости от того какие они (белые или черные) не отнесены ни к плюсам ни к минусам . Это просто особенность. Если пиксел белый, то это может не сильно раздражать при обработке текстов на светлом фоне, но неудобно при просмотре темных сцен. Черный же наоборот: на темных сценах не будет заметен. Как бы то ни было, вид сбоя – битый пиксел – это всегда минус, но на разных матрицах он бывает различным.

Разновидности IPS матриц

С целью улучшения ключевых характеристик экранов мониторов были выпущены разновидности IPS матриц .

  • Super — IPS (S-IPS). Благодаря реализации технологии overdrive улучшена контрастность и уменьшено время отклика. В ее модификации Advanced super — IPS (AS-IPS) дополнительно была улучшена ее прозрачность.
  • Horizontal — IPS (H — IPS). Применяется в профессиональных графических приложениях. Применена технология Advanced True Wide Polarizer, благодаря чему однородность цвета по всей поверхности стала более равномерной. Также улучшена контрастность и оптимизирован белый цвет. Уменьшено время отклика.
  • Enhanced IPS (e-IPS). Расширила апертуру открытых пикселов. Это помогает использовать более дешевые лампы подсветки. Помимо этого, время отклика сокращено до 5 мс (очень близко к уровню TN). S-IPS 2 является ее улучшением. Уменьшен негативный эффект свечения пикселов.
  • Professional IPS (P — IPS). Существенно расширено число цветов, у субпикселей увеличено число потенциальных положений (в 4 раза).
  • Advanced high performance IPS (AH-IPS). В данной разработке выросло разрешение и число точек на дюйм. Энергопотребление при этом стало ниже и увеличена яркость.

Отдельно стоит отметить матрицу PLS (Plane to line switching) , которая является разработкой Samsung. Разработчик не стал предоставлять технического описания своей технологии. Было проведено исследование матриц под микроскопом. Отличий между PLS и IPS выявлено не было. Поскольку принципы построения этой матрицы схожи с IPS часто ее выделяют как разновидность, а не самостоятельное ответвление. В PLS пикселы расположены плотнее, яркость и энергопотребление лучше. Но при этом они существенно уступают по цветовому охвату.

Выбор монитора: TN или IPS

Экраны, построенные на технологиях TN и IPS, на сегодняшний день являются наиболее распространенными и охватывают практически весь спектр потребностей бюджетного и, частично, профессионального рынка. Существуют и другие типы матриц VA (MVA, PVA), AMOLED (с подсветкой уже каждого пикселя). Но они пока настолько дороги, что их распространение невелико.

Цветопередача и контрастность

Мониторы с IPS матрицей имеют контрастность намного лучше, чем у TN. При этом очень важно понимать: если вся картинка полностью темная или светлая, то такая контрастность – это просто возможности подсветки. Часто производители при равномерных заливках просто приглушают свет ламп подсветки. Чтобы убедиться в качестве контрастности, следует на экран вывести шахматную заливку и проверить насколько будут отличаться темные участки от светлых. Как правило, контрастность в таких тестах становится меньше 30 – 40 раз. Значение контрастности на шахматной доске в 160:1 – приемлемый результат.

Цветопередача IPS экранов осуществляется практически без искажений, в отличие от TN. Чем выше контрастность, тем насыщеннее получается картинка на экране. Это может быть полезно не только при работе с программами по обработке фотографий и видео, но также и при просмотре фильмов. Но есть усовершенствованные версии TN матриц, например, Retina от Apple, которые практически не теряют в цветопередаче.

Угол обзора и яркость

Пожалуй, этот параметр один из первых, который показывает преимущества IPS в сравнении со своим более дешевым конкурентом. Он достигает 170 — 178°, в то время как у улучшенной версии – «TN + film» он находится в диапазоне 90 — 150°. По этому параметру IPS выигрывает. Если вы смотрите маленькой компанией дома телевизор, то это не критично, но вот для случая смартфонов, когда хочется кому-то что-то показать на экране – искажение будет существенным. Поэтому на них чаще всего используются матрицы типа IPS.

По характеристикам яркости IPS экраны также выигрывают. Большие значения яркости и TN матриц делают картинку просто белесой без черных оттенков.

Время отклика и ресурсоемкость

Очень важный критерий , особенно если пользователь часто играет в приложения с динамически меняющимися сценами. У экранов на основе матрицы TN этот параметр достигает величины 1 мс, в то время как у лучших и дорогих версий S -IPS всего 5 мс. Хотя и этот результат хорош для IPS. Если пользователю важен высокий FPS и он не хочет созерцать шлейфы от объектов, то выбор стоит остановить на матрице типа TN.

Помимо скорости изменения картинки, у TN экранов есть еще два преимущества: низкая стоимость и небольшое энергопотребление.

Сенсорный экран и мобильные устройства

В последнее время стали очень распространенными устройства с емкостными сенсорными экранами . Как правило, они оснащаются матрицами IPS из-за высокого количества точек на дюйм. Чем выше плотность точек, тем более гладкими получаются шрифты на экране планшета (даже неразличимы пикселы для глаза). При использовании TN матриц в смартфонах или планшетах будет очень заметна зернистость картинки. В мониторах и телевизорах данный параметр не критичен.

Сенсорным покрытием, как правило, оснащаются именно устройства, где нужен тачскрин. Поскольку чаще всего TN матрицы берут из-за их дешевизны, то такой дорогостоящий атрибут, как емкостной экран на среднем бюджетном мониторе с разрешением 24 дюйма будет просто пустой тратой денег. В то время как на маленькой по площади поверхности планшета или смартфона (до 6 дюймов) емкостный экран просто необходим.

Именно из-за фактора дешевизны TN матрицу от IPS можно отличить нажатием : при нажатии на TN экран картинка под пальцем и вокруг начинает расплываться волнами со спектральным градиентом. Стало быть, при выборе мобильного устройства выбор в пользу IPS по этому параметру просто очевиден.

Итог

Выбирая монитор или телевизор , пользователь может еще задуматься, стоит ли ему тратиться на IPS экран. Площадь поверхности экрана у таких устройств предпочитают брать от 24 дюймов и выше. В результате чего дорогостоящая и энергоемкая матрица может не оправдать своих вложений, если не планируется выполнять профессиональные работы с графикой. К тому же, если монитор нужен для динамичных компьютерных игр, то TN матрица будет предпочтительнее.

Неоспоримо преимущество IPS матрицы при приобретении мобильного устройства: смартфона или планшета. Высокая плотность пикселов, качественная цветопередача и высокая контрастность – все эти качества помогут пользоваться экраном как на солнце, так и в помещении. Сравнение мониторов для работы с графикой всегда будет в пользу IPS. Такие вложения себя оправдают и будут меньше, чем приобретение более дорогостоящих устройств на VA матрицах.

Давно меня мучал вопрос: чем отличаются изображение у современных мониторов с матрицами TN, S-IPS, S-PVA, P-MVA. Мы с другом ne0 , решили сравнить.

Для тестов взяли два 24"" монитора (на S-IPS к сожалению не нашли ничего:():
- на дешевой матрице TN Benq V2400W
- на матрице P-MVA средней категории Benq FP241W .

Характеристики кандидатов:

Benq V2400W

Тип матрицы : TN+Film
Дюймы : 24"
Разрешение : 1920x1200
Яркость : 250 кд/м2
Контрастность : 1000:1
Время отклика : 5мс / 2 мс GTG

Benq FP241W

Тип матрицы : P-MVA (AU Optronics)
Дюймы : 24"
Разрешение : 1920x1200
Яркость : 500 кд/м2
Контрастность : 1000:1
Время отклика : 16 мс / 6 мс GTG

Тенденции последних лет

Матрицы TN (TN+film) улучшают по цветопередаче, яркости и углам обзора.
Матрицы *VA (S-PVA/P-MVA) улучшают по времени отклика.

До чего дошел прогресс?

Уже сейчас можно смотреть фильмы на матрицах TN(TN+Film), работать c цветом в редакторах.
На *VA играть в игры без эффекта замыленности (motion blur).

Но и различия всё таки есть.

Яркость

У Benq V2400W (TN) изначальные настройки цветов (RGB) установлены практически на максимум. При этом по яркости (на максимальных настройках) он не дотягивает до *VA (на средних настройках). В сравнениях с другими TN мониторами указывают, что у V2400W яркость ниже, чем у конкурентов (увы, мы сравнить не смогли:)), но могу с уверенностью сказать, что яркость *VA мониторов будет выше, чем TN мониторов.

У Benq FP241W (*VA) из-за яркости подсветки - чёрный тоже яркий. У TN - чёрный остался абсолютно чёрным, когда мы сравнивали включенное и выключенное состояния мониторов. Возможно это отсутствует на других моделях *VA и присутствует у TN. (жду комментариев с проверкой этого утверждения:))

Чёрный цвет *VA нисколько не мешает в работе и ассоциируется с чёрным (слава нашим привыкающим глазам:) и хорошей контрастности 1000:1 монитора). И разность яркостей чёрного видна только в сравнении (когда один монитор поставить рядом с другим).
За счёт высокой яркости цвета на *VA кажутся немного насыщенней, а белый цвет белее у *VA - на TN, в сравнении, он кажется серым.
Такой эффект вы сами замечали, когда например переключали температуру цвета на мониторе с 6500 на 9300, когда ваши глаза уже привыкли к другой цветовой температуре (наверное здесь большинство хабралюдей полезло менять температуру:)). Но когда глаза снова привыкают, на TN белый становится снова белым:), а другая температура либо голубее, либо желтее.

Цвета

Цвета у TN мониторов и *VA можно хорошо откалибровать (чтобы трава была зеленая, небо голубое, а цвета кожи на фотографиях не желтели).

На TN мониторах хуже различаются близкие друг к другу яркие и тёмные цвета (например, ярко-голубой с белым, на облаках, близкие к чёрному (4-5%) и белому (3-5%)). Ещё различия этих цветов меняются в зависимости угла обзора, переходя в негатив, либо исчезают. Но похоже за счёт этого на TN мониторах чёрный является действительно чёрным.

У *VA виден полный спектр цветов - на хорошей видеокарте и настройках видны все градиенты цветов от 1 до 254, не завися от угла обзора.

Фотографии на обоих мониторах смотрелись хорошо и имели достаточно насыщенные цвета.

Оба монитора имеют 16.7 Млн цветов (а не 16.2, как у некоторых TN) - градиенты выглядели идентично без цветовых «промахов».

Углы обзора

Первое основное отличие TN и *VA - это углы обзора мониторов.

Если смотреть на TN монитор прямо в центр, то сверху и снизу экран начинает немного искажать (затемнять) цвета. Это заметно на ярких цветах и тёмных цветах - тёмные цвета становятся чёрными, а яркие сереют. Слева и справа затемнение от угла заметно намного меньше - что скорее всего и подталкивает производителей делать мониторы с большой диагональю широкоформатными (wide) :). Плюс, из-за этого эффекта некоторые цвета начинают переходить в другие и сливаться.
Сверху и особенно снизу на TN монитор смотреть сложно - малоконтрастные цвета искажаются, становятся блеклыми, инвертируются и сливаются очень сильно.

На *VA мониторах искажения цвета (вернее яркости) тоже присутствуют. Если смотреть на монитор в центр на расстоянии менее 40 см, то на белом цвете видны небольшие побледнения по углам монитора (см. рисунок), которые захватывают около 2-3% углов. Цвета не искажаются. То есть, если смотреть на монитор с самого большого угла наклона, то картинка не потеряет своих цветов, просто она будет немного засветлена.
Из-за отсутствий искажений *VA мониторы делают поворачивающимися на 90 градусов.

Просмотр видео на TN с дивана возможен, но только его необходимо направить точно на смотрящих (по вертикали). С *VA проблем с поворотом экрана на зрителя не возникает, фильм можно смотреть практически с любых углов. Искажения не значительны.

Время отклика

Второе основное отличие - это время отклика. Бывшее.
Уже сейчас во всю ногу шагают системы overdrive - и если раньше это играло главную роль, то сейчас ушло на второй план.

Мониторы TN в этом направлении лидируют и считаются лучшими для геймеров. Шлейфов на них не видно уже достаточно давно. На фотографиях - летящий в угол квадрат удваивался.

Мониторы *VA смотрят на TN пятки. Поиграв в Team Fortress 2, W3 Dota, Fallout 3, никаких искажений и размытых шлейфов (blur-эффекта) не было замечено. Просмотр видео тоже увенчался успехом. На фотографиях - летящий в угол квадрат утроился.

Визуально, в тесте, если хорошо приглядеться, бегающий квадрат на матрице *VA имел всего в 1.1 раза больший шлейф.

Что бы я выбрал?

Если вы пытаетесь выбрать между S-IPS или *VA матрицами и не знаете, что выбрать, то я советую *VA, которым вы будете очень довольны. *VA отлично подходит для работы с цветом - переплачивать в 2 раза больше за название матрицы и большие углы обзора S-IPS, по сравнению *VA не стоит - разница в качестве не стоит этих денег.

Для игр, офисных/интернет дел, просмотра фотографий, простейшего редактирования картинок, фотографий и видео, и просмотра фильмов в одиночку - отлично подойдёт TN. Даже при необходимой сноровке + специфических режимов SuperBright (Video) можно смотреть фильмы на TN на диване при незначительных, незаметных искажениях цветов (а, да зачем они фильму:)).

Для обработки фотографий, работы с цветом в видео (в нужных местах смонтировать можно и на TN, ага?), рисованием на планшете, лучше подойдёт *VA. В бонус - на нём отлично можно смотреть фильмы, развалившись в кресле (высокая яркость в помощь). А играть и заниматься интернет/офисными делами на нём так же удобно, как и на TN.

P.s. После покупки *VA, я сразу заметил на «Welcome screen» в Windows XP слева снизу фиолетовый градиент:), чего не замечал на старых TN.