Национальный удостоверяющий центр. Информационные технологиив федеральном казначействе рф Информация о назначении Системы

Развитие казначейской системы, ее возрастающие требования и финансовые возможности порождает как количественные изменения информационной среды - увеличение объема обрабатываемой информации, выполняемых функций, так и качественные - расширение функционального спектра решаемых задач, изменение их характера и тому подобное. Разнообразие и сложность выполняемых органами казначейства задач определили его ориентацию на использование в своей деятельности современных автоматизированных информационных технологий.

Использование автоматизированных систем обеспечивает создание единого информационного пространства, охватывающего все участки и всех участников бюджетной сферы. Ядром построения единого информационного пространства бюджетной сферы является полная автоматизация процесса исполнения бюджета, что обеспечивает оптимизацию комплексного бюджетного учета и финансового контроля, и эффективное управление государственными финансовыми ресурсами.

Основным назначением автоматизированной информационной системы (АИС) казначейства является согласование и обеспечение взаимодействия казначейских органов всех уровней между собой и с другими участниками бюджетного процесса, их оперативное информационное обеспечение, автоматизация основных процессов, организация систем связи и передачи данных.

Структура информационно-вычислительной системы органов казначейства зависит от ряда факторов:

Характер выполняемых функций и решаемых задач;

Нормативно-инструктивной базы;

Внутренней организационной структуры и тому подобное.

Каждый из этих факторов существенным образом влияет на организацию информационно-вычислительной сети казначейской системы.

в Определенной степени на организацию автоматизированной информационной системы Казначейства Украины и его территориальных органов, а также на технологию обработки данных влечет структура казначейской системы, которая включает три иерархические уровня: первый уровень представлен центральным аппаратом Казначейства, на втором уровне размещены главные управления казначейства в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на третьем - управления (отделения) казначейства в городах, районах и районах в городах. Соответственно, АИС казначейства имеет иерархическую организацию, при которой централизованная обработка информации и единое управление ресурсами системы на верхнем уровне сочетается с соответствующей обработкой данных на низовых звеньях. Такую организацию автоматизированной информационной системы называют централизованной сетью.

Организация и функционирование информационных систем казначейства в существенной степени зависит от задач и функций, которые выполняют органы казначейства. Основная деятельность органов казначейства связана с обеспечением кассового выполнения государственного и местных бюджетов, обслуживанием государственных целевых фондов и долга, эффективным управлением финансовыми ресурсами государства. Если на промышленных предприятиях объектом управления в основном являются материальные потоки, то деятельность органов казначейства связана с формированием денежных потоков и обработкой информации об их наличии и движении.

Следовательно, автоматизация основного производства на промышленных предприятиях представляет собой автоматизацию материальных потоков, а создание АИС в органах казначейства означает автоматизацию информационных процессов. Это объясняется тем, что основой деятельности органов казначейства является работа с информацией о наличии и движении финансовых ресурсов государства. К тому же, более 90% от общей суммы денежного оборота операций с бюджетными средствами и средствами государственных целевых фондов осуществляется в безналичной форме. В казначейском учете имеют место записи о денежные средства и операции с ними на соответствующих носителях, то есть информация, которая при определенных условиях может материализоваться. Таким образом, автоматизация "основного производства" в органах казначейства сводится к автоматизации обработки информации, которая по сути является предметом и продуктом труда не только соответствующих информационных систем, но и органа в целом.

В процессе обслуживания бюджетных средств в АИС органов казначейства отражаются реальные денежные потоки поступления доходов и осуществления расходов. Информация о движении денежных потоков отражается в казначейском учете и подается в соответствующие органы казначейства, а также других участников бюджетного процесса.

Вместе с тем, формируется информация про, так называемые, негроїдові потоки, такие как: доведение и учет плановых показателей бюджетных росписей и смет бюджетных учреждений, принятие и регистрация обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств, формирование и представление отчетов о выполнении бюджетов, которые существуют только в виде соответствующих отчетных данных о выполнении бюджетов и нормативно-справочной информации.

Поэтому, в автоматизированных информационных системах казначейства отдельно формируется информация, связанная с движением денежных и неденежных потоков. Отражение в информационной системе казначейства указанных информационных потоков, их автоматизированная обработка, является решающим фактором повышения оперативности, аналитичности и достоверности информации о состоянии и движении бюджетных средств.

Нынешнее состояние охвата казначейскими функциями, учитывая информационную насыщенность системы, ее многоуровневую иерархическую структуру, функциональную сложность и необходимость работы практически в реальном режиме времени синхронно с банковской системой, стало возможным благодаря проведенной значительной работе по автоматизации информационно-вычислительных процессов.

Практика убеждает, что от надежной работы информационной системы в большой степени зависит успешность выполнения органами казначейства своих функциональных полномочий. Внедрение и развитие АИС управления бюджетным процессом позволяет:

Обеспечить принятие управленческих решений в бюджетной сфере путем автоматизации обработки информации на всех уровнях бюджетной системы;

Создать единые автоматизированные базы данных для решения различных финансовых задач;

Предоставлять полную, достоверную и своевременную информацию для принятия решений

бюджетной сфере на всех уровнях власти; - организовать эффективную и динамичную взаимодействие органов казначейства с финансовыми и налоговыми органами, банковскими учреждениями, другими участниками бюджетного процесса; - повысить экономическую эффективность обработки информации на основе снижения

затрат на информатизацию. Таким образом, создание эффективной АИС управления исполнением бюджетов является важным условием повышения действенности казначейской системы. Автоматизация бюджетного процесса обеспечивает оперативное получение, обработку, хранение и передачу информации о движении бюджетных средств и состояние выполнения бюджетов.

Автоматизированные информационные системы, используемые в системе казначейства, постоянно модернизируются, что связано с появлением более совершенных аппаратных и программных средств. Это позволяет адекватно реагировать на воздействие переменного внутренней и внешней среды, обеспечивать эффективное управление финансовыми ресурсами государства.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой убедительно доказывает, что разработка и внедрение автоматизированных информационных систем управления бюджетным процессом способствует повышению экономической стабильности этих государств.

Основной задачей управления предприятием является обеспечение платежеспособности, ликвидности и финансового потенциала. Контроль за исполнением бюджета является важной составляющей бюджетного процесса. Казначейское исполнение бюджета обеспечивает контроль оперативного и стратегического планов развития предприятия.

Автоматизация казначейства позволяет оперативно управлять финансовыми потоками предприятия и контролировать исполнение бюджета. Современная система учета казначейства должна быть направлена на актуальное выявление возникающих диспропорций и внутренних резервов, что позволяет своевременно разработать меры по устранению кассовых разрывов и повышения платежеспособности. От эффективности казначейского контроля зависит плодотворность функционирования предприятия в целом. Автоматизация казначейства позволяет легко справляться с этими задачами.

Методика контроля над исполнением бюджета должна быть разработана до начала его исполнения и может включать в себя процедуры и набор отчетных форм для сопоставления с показателями плана:

1. Акцепт заявок на платеж в рамках утвержденного бюджета

Например, руководитель бизнес-направления акцептует все заявки на оплату по своему ЦФО и отвечает за выполнение бюджета, а сотрудник финансовой службы контролирует соответствие заявок бюджетным лимитам и выполнение регламентных процедур платежной системы. При этом контроль на соответствие бюджету может быть проведен автоматически - эту процедуру может обеспечить автоматизированная система казначейства.

Рисунок 1. Контроль заявок на расход на соответствие бюджету на примере программного продукта «WA: Финансист: Управление денежными средствами».

2. Формирование платежного календаря на планируемый период

Платежный календарь - это инструмент/документ финансового планирования, который дает возможность ежедневно управлять поступлением и расходованием денежных средств в компании. Состав платежного календаря может быть различным (это зависит от специфики бизнеса и предпочтений ответственных сотрудников). При этом платежный календарь обязательно должен включать в себя данные о поступлениях и платежах, а также о плановых остатках денежных средств обычно с разбивкой по дням и источникам (или местам хранения денежных средств).

3. Согласование реестра платежей

Под реестром платежей мы понимаем перечень обоснованных заявок, которые прошли акцепт и контроль на соответствие бюджету, и подлежат исполнению на определенную дату. Согласование реестра платежей ответственными лицами также удобнее и быстрее проводить с помощью автоматизированных систем.

4. Корректировка оперативного плана

Зачастую возникает необходимость в корректировке некоторых платежей, включенных в окончательный и утвержденный вариант реестра платежей. Подобного рода корректировка может потребоваться даже несколько раз в течение одного оперативного периода. Эта задача также проще решается при использовании автоматизированных систем казначейства.

5. План-факт анализ движения денежных средств

План-факт анализ позволяет проконтролировать отклонения в выполнении плана в абсолютном и относительном выражении (в процентах) и принять соответствующие управленческие решения.

6. Отчет Сash flow

В отчете о движении денежных потоков Сash flow суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании. Он является одной из основных форм финансовой отчетности.

7. Анализ движения денежных средств

Анализ движения денежных средств можно проводить с помощью расчета различных показателей, например, коэффициентов оборачиваемости денежных средств, расчета периодов оборота и т.д.

8. Анализ соотношения резервов денежных средств с учетом бюджета

В данном отчете можно сравнить сумму фактических и зарезервированных платежей (акцептованных и включенных в платежный календарь, реестр) с суммой платежей, запланированной в бюджете.

Данный список процедур можно расширять либо сокращать, в зависимости от потребностей финансового менеджмента компании. Например, компания может не использовать реестр платежей, а платежи осуществлять непосредственно на основе платежного календаря.

Информационные системы казначейства

Большое значение для казначейского исполнения бюджетов имеет автоматизация казначейства, как инструмент контроля и сравнения показателей в различных сочетаниях и разрезах.

Удобнее всего просчитывать и контролировать финансовые потоки с помощью программного продукта «WA:Финансист» (подсистема Управление Денежными Средствами). Информационные системы казначейства уже включают в себя набор необходимых методик и процедур контроля за движением денежных средств. Достоверность информации, полученной на основе «WA:Финансист Управление Денежными Средствами», позволяет избежать технических ошибок и, как следствие, искаженных отчётов и решений.

WA: Финансист УДС состоит из следующих подсистем:

  • Планирование – формирование, утверждение и корректировка бюджетов движения денежных средств
  • Оперативное планирование – формирование, контроль и согласование документов оперативного планирования движения денежных средств
  • Учет графиков платежей по договорам.
  • Взаимодействие с системами клиент-банков, отражение фактических данных в учетных системах.
  • Отчетность

Программа повышает прозрачность и доступность информации, как на уровне менеджеров компании, так и на уровне высшего руководства. Блоки программного продукты «WA:Финансист» - Управление Денежными Средствами и Бюджетирование - просчитывают альтернативные варианты с учетом стратегических и тактических планов компании, и позволяют адаптировать модель предприятия к изменениям в кратчайшие сроки. Автоматизация казначейства и бюджетирования обеспечивает оперативной информацией заинтересованных лиц для принятия решений в условиях неопределенности.

Таким образом, казначейское исполнение бюджета наиболее оптимально осуществлять на базе специализированного программного продукта, предназначенного для автоматизации казначейства/управления денежными средствами.

Для получения регистрационных свидетельств, Вам необходимо установить программное обеспечение и подать заявку в режиме on-line. На внешнем устройстве или на файловой системе будут сгенерированы Ваши закрытые ключи ЭЦП.

Соберите необходимый пакет документов и обратитесь в Центр Регистрации (ЦОН) для подтверждения поданной заявки. После чего, установите регистрационные свидетельства по присвоенному номеру заявки.

1. Перед подачей заявки, ознакомьтесь с инструкцией пользователя

2. Установка программного обеспечения

Для успешной подачи заявки в режиме on-line, Вам необходимо скачать и установить программное обеспечение, также рекомендуем ознакомиться с руководством пользователя NCALayer .

NCALayer для Windows

NCALayer для Linux

NCALayer для MacOSX

3. Список необходимых документов для сдачи в Центр регистрации:

  • Заявление (установленного образца) сформированное после подачи заявки, с номером заявки и подписью заявителя;
  • Документ удостоверяющий личность;
  • Соглашение либо дополнительное соглашение об использовании ЭЦП между Комитетом Казначейства Республики Казахстан и клиентом на бумажном носителе (если дата подписания соглашения и дата предоставления соглашения либо дополнительного соглашения в НУЦ РК превышает 3 рабочих дня, исключая день подписания соглашения (дополнительного соглашения), то данное соглашения отклоняется);
  • Доверенность на представителя услугополучателя, (сотрудник юридического лица) установленного образца – при представлении интересов получателя третьим лицом.

В случае не предоставления документов в течение 1-го месяца заявка будет аннулирована.

Нормативно – правовая документация взаимодействия межу ИС «Казначейство – Клиент», Пользователем данной системы и НУЦ РК:

Дополнительное соглашение

Соглашение об использовании электронной цифровой подписи

Заявление на отзыв регистрационного свидетельства выданного Национальным удостоверяющим центром

Республики Казахстан для информационной системы «Казначейство – Клиент» комитета Казначейства

Министерства Финансов Республики Казахстан

и Национальным Удостоверяющим центром Республики Казахстан

Пользовательское соглашение
об использовании электронного документооборота с Клиентом (Казначейство – клиент)

Приказ о внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 2 марта 2016 года №98 «Об утверждении Методических рекомендаций взаимодействия пользователей с системой Казначейство-клиент и Национальным Удостоверяющим центром Республики Казахстан»

Порядок подключения

к системе ИС «Казначейство-клиент»!

В целях эффективного внедрения электронного документооборота финансовых документов с государственными учреждениями «Казначейство-клиент» Вам необходимо провести подготовительные мероприятия для подключения к ИС «Казначейство-клиент» 2013 года, а именно подготовить вычислительную технику по следующим параметрам:

Наличие Интернет-соединения: Минимально 2 отдельные рабочие станции в ГУ (для руководителя и главного бухгалтера), подключенные к Интернету через выделенные каналы связи со скоростью не менее 128 Кбит/с, рекомендуемая – 256 Кбит/с.

Требования к техническому оснащению:

Персональный компьютер:

Процессор с частотой не менее 1GHz и выше

Оперативная память не менее 256MB и выше

Объем свободного пространства жёсткого диска в размере не менее 150 MB

Монитор с разрешением экрана не менее SVGA 1024 x 768

Операционная система:

Internet Explorer версии 6.0 или выше

Adobe Acrobat Reader версии 7.0 или выше

Сканер на рабочей станции главного бухгалтера:

Расширение 300 dpi.

Поддержка форматов gif, jpg, png, tiff, pdf, ipeg.

Доводим до Вашего сведения, что для оперативной информации открыты сайты «Департамент казначейства по г. Алматы» по адресу www. . И www. «Комитет казначейства МФ РК»

Основные нормативно-правовые акты по системе «Казначейство-клиент»:

1. «Порядок взаимодействия пользователей с информационной системой «Казначейство-клиент» и Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан»,

2. «Пользовательское соглашение об использовании электронного документооборота с Клиентом (Казначейство-клиент)»,

3. «Соглашение об использовании электронной цифровой подписи между казначейством и клиентом»,

4. «Дополнительное соглашение к соглашению об использовании Электронной цифровой подписи между казначейством и клиентом»,

5. «Акт об уничтожении отозванных регистрационных свидетельств и закрытых ключей ЭЦП»

размещены на странице «Отдел юридической службы».

Процедура подключения к системе ИС «Казначейство-клиент» и получения электронных цифровых ключей размещена на сайте pki . gov . kz «Национального удостоверяющего центра» на странице ИС «Казначейство-клиент» . Для получения заявки ON-LINE устанавливается программное обеспечение : Корневые сертификаты, JAVA последней версии. Затем отправляется заявка с компьютера пользователя. После подписания соглашения в Департаменте Необходимые документы сдаются в ЦОН для получения в электронном виде ЭЦП. Все Роли , которые можно использовать описаны в «Порядке взаимодействия пользователей с ИС «Казначейство-клиент» и Национальным удостоверяющим центром РК».

Также «Руководство пользователя по получению регистрационного свидетельства НУЦ РК для ИС «Казначейство-клиент » и «Аутентификация и регистрация нового пользователя » размещены на нашем сайте на странице «Новости».

После получения ЭЦП производить вход в систему адресом « https :// client . kazynashylyk . kz », используя браузер Internet Explorer.

Для входа в «Справочник»-«Организационно-техническую документацию» необходимо набрать Ваш Логин и Пароль и необходимо скачать с сайта на странице «Справочник» - «Руководства пользователя для Государственных учреждений» , «Руководства ГУ по СКС 2012г. » (Для СКС) все руководства пользователей. Для получения выходных форм в системе ИС «Казначейство-клиент» модуле «Отчетность» необходимо скачать с организационно-технической документации «Руководство пользователя для бух v 2».

Информационная система «Казначейство-клиент» (далее – ИС КК, Система) - является информационной системой Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальных подразделений (далее - Казначейство), обеспечивающая автоматизацию функций по приему и обработке документов.

ИС КК - это комплекс функциональных качеств, которые обеспечивают эффективное и действенное управление финансовыми ресурсами Правительства и контроль исполнения бюджета. Система охватывает все уровни Казначейства, и обеспечивает функциональное взаимодействие с правительственными организациями, Национальным банком, платежными системами, министерствами, акиматами, администраторами бюджетных программ и государственными учреждениями.

Клиентами ИС КК выступают государственные учреждения администраторы бюджетных программ, субъекты квазигосударственного-сектора.

Цель

Повышение эффективности взаимодействия Казначейства с обслуживаемыми государственными учреждениями посредством предоставления современной, интегрированной и высокоэффективной информационной среды. Является компонентом Информационной интегрированной системы Казначейства.

Задачи

  • обеспечивает эффективное и действенное управление финансовыми ресурсами Правительства и контроль исполнения бюджета;
  • увеличение скорости обслуживания государственных учреждений;
  • эффективное управление государствен¬ными финансами;
  • контроль за состоянием электронных документов, представленных государственными учреждениями в Казначейство;

Преимущества системы

К ИС КК подключено 12 856 государственных учреждений, в том числе 315 субъектов квазигосударственного сектора. 35 134 активных пользователей в режиме реального времени осуществляют операции в информационной системе Казначейства, производя процедуры зачисления и расходования средств государственного бюджета.

Факты: Количество обработанных (оплаченных) документов через систему ИС «Казначейство – клиент» по состоянию на 01.01.2017 года:
29 184 110 счетов к оплате;
2 146 141 заявок на регистрацию Гражданско- правовых сделок;
658 375 планов и справок изменений;
152 071 платежных поручений субъектов квазигосударственного сектора;
235 806 платежных поручений Территориальных Налоговых органов и т.д.

Ежедневно проводятся в среднем 30 тысяч платежей из Казахстанского центра межбанковских расчетов и в среднем 40 тысяч поступлений в бюджет. В конце месяца эти показатели удваиваются, т.к в этот период проводятся основные платежи государственными учреждениями (заработная плата, пособия, налоги и другие).

Так как основной задачей ИС КК является своевременное проведение финансовых операции, даже в условиях увеличения нагрузки на производительность системы, ИС «Казначейство – клиент» предоставляет возможность совместной работы в единой информационной среде Комитета казначейства. В режиме самообслуживания государственные учреждения заполняют электронные формы документов. После проверки, согласования и утверждения эти документы автоматически становятся доступны в интегрированной информационной системе Казначейства.

Благодаря ИС «Казначейство – клиент»:

  • выросла скорость обслуживания государственных учреждений;
  • снизились административные барьеры;
  • минимизирован «человеческий фактор»;
  • сократился расход бумаги
  • временные и транспортные затраты государственных учреждений также сократились.

Интеграция

В целях исключения повторного ввода электронных документов в Государственных учреждениях реализована интеграция с подсистемой «Бухгалтерский учет», «Бюджетная заявка» ИАИС «е-МИНФИН».

В 2016 году введена в опытную эксплуатацию интеграция Информационной системы «Казначейство – клиент» с Автоматизированной интегрированной информационной системой «Электронные государственные закупки» (АИИС «ЭГЗ»).

Интеграция АИИС «ЭГЗ» с Информационной системой «Казначейство – клиент» позволила структурировать данные о каждой сделке, совершенной в рамках государственных закупок, и обеспечить оперативное получение данных о платежах по договорам. Таким образом, значительно расширив возможности для анализа сделок.

Интеграция с Информационной системой по приему и обработке электронных счетов-фактур, и Информационной системой «Централизованный унифицированный лицевой счет (ИС ЦУЛС Налогового Комитета МФ РК)» позволяет оперативно принимать счета-фактуры с ИС ЭСФ и платежные поручения с ИС ЦУЛС для исполнения в Казначействе.

Предоставляя государственным органам достоверную и своевременную финансовую информацию для принятия решений, информационная система Казначейства является основой для эффективного управления государственными финансами.

ИС «Казначейство – клиент» обеспечит контроль исполнения бюджетных процедур на всех бюджетных уровнях и этапах бюджетного процесса, в том числе местных бюджетов и исполнительных органов.