Отзывы: Звуковая карта USB CREATIVE X-Fi HD Sound Blaster SB1240. Ультразвук. Звуковые карты Creative X-Fi Fatal1ty Edition и ASUS Xonar DX Звуковая карта sound blaster x fi

Любая более-менее крупнобюджетная игра предъявляет определенные требования к технике игрока - чтобы процессор был помощнее, монитор побольше, акустика покачественнее. Достойная звуковая карта тоже жизненно необходима. Встроенные в материнские платы звуковые кодеки свою задачу, конечно, выполняют, но многого от них ждать не стоит.

Со звуковыми картами в виде отдельных плат все глухо. С EAX 5.0 работают только карточки серии X-Fi от Creative , остальным доступна лишь устаревшая спецификация EAX 2.0 . Как видите, альтернатив продукции Creative нет или почти нет.

С некоторых пор на рынок звуковых карт вышла ASUS . Не так давно она представила звуковую карту Xonar DX - с новым интерфейсом PCIe x1, более качественными компонентами и поддержкой всех эффектов EAX. При всем при этом стоит новинка не дороже X-Fi Xtreme Gamer .

Мы тщательно протестировали Xonar DX и сравнили ее с . Она стоит существенно дороже X-Fi Xtreme Gamer, но только за счет наличия в комплекте поставки внешнего блока с разъемами и пульта ДУ, так что все честно.

Словарик

Диапазон частот - полоса частот, которую может воспроизводить источник. Человек слышит звуки частотой от 20 до 22 000 Гц.

Дискретизация - процесс превращения аналогового сигнала в цифровой.

Частота дискретизации - параметр, показывающий, сколько раз секунду считывается звуковая волна. Чем больше частота дискретизации, тем шире диапазон частот, который можно записать. Для точного снятия звука до 22 кГц частота дискретизации должна составить 44,1 кГц.

ЦАП - цифро-аналоговый преобразователь, необходим для вывода звука на колонки.

АЦП - аналогово-цифровой преобразователь, необходим для записи.

Соотношение сигнал/шум - соотношение мощности полезного сигнала к уровню шума. Чем выше этот показатель, тем меньше на выходе будет шумов.

Бит в звуке - шаг, с которым можно снимать значения звуковой волны. При 16-битном процессоре волну можно разбить на 65536 отрезков, при 24 битах - на 16 777 216.

Раунд 1: взгляд изнутри

К 2005 году Creative проиграла бюджетный рынок звуковых карт встроенным кодекам. С этим пришлось смириться, в итоге компания переключилась на более дорогие решения. В результате такой смены курса свет увидел чип X-Fi (Xtreme Fidelity), по мощности он превзошел Audigy в 24 раза.

В X-Fi заложены огромные возможности: со звуком работают сразу четыре ядра, они рассчитывают потоки параллельно; количество эффектов и способов обработки аудиопотока более чем достаточно; при этом мощность процессора позволяет проделывать все это в реальном времени. Особенно в Creative гордятся архитектурой X-Fi - раньше звук пропускался по жестко заданной цепочке эффектов, с приходом технологии Audio Ring он посылается на шину, к которой подключаются только необходимые модули. Такой подход не только разгружает процессор, но и позволяет избавиться от ненужных эффектов.

Увы, без ложки дегтя не обошлось: в звуковых картах серии X-Fi используют устаревшие чипы для вывода и захвата звука, со времен Audigy ничего не изменилось. За вывод звука отвечает ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) Cirrus Logic CS4382 , который умеет работать с акустикой класса 5.1, но ограничен низкой частотой дискретизации (96 кГц) при использовании многоканального звука, да и соотношение сигнал/шум слишком низкое. То же самое касается АЦП (аналого-цифровой преобразователь). Для обеспечения качественной записи у Wolfson WM8775SEDS слишком низкие показатели. Как ни крути, а сегодня линейка X-Fi смотрится не так привлекательно.

Другое дело ASUS Xonar DX. В этой плате нет революционного процессора, использован добротный чип от C-Media , а чип Oxygen HD CMI8788 ничем особенным похвастаться не может - звук у него проходит по классической жесткой цепочке эффектов, задержки при обработке в реальном времени относительно высокие. Зато ко всему этому прицеплены качественные АЦП и ЦАП. За вывод звука отвечают сразу два чипа: двухканальный Cirrus Logic CS4398 и шестиканальный Cirrus Logic CS4362A . Вместе они могут работать с восьмиканальной акустикой и по качеству оказываются на голову выше решений от Creative. На запись стоит Cirrus Logic CS5361 , у которого по сравнению с Wolfson куда шире диапазон и значительно меньше шумов.

Плата X-Fi Fatal1ty Edition выглядит солидно: черный текстолит и светящийся красным логотип будут неплохо смотреться в прозрачном корпусе. Собрана карточка на совесть, главный процессор закрыт радиатором. Разъемов на карте достаточно: есть вход AUX In для ТВ-тюнера и дополнительное 4-контактное питание (карта работает и без него), по центру находится разъем для управления питанием компьютера, для включения с пульта ДУ, помимо этого, в наличии два выхода для подключения внешних панелей от X-Fi Fatal1ty Edition и Elite Pro , а вот стандартные аудиоразъемы на корпусе отсутствуют. Панель ввода-вывода включает игровой порт, три выхода на колонки и один Flexi Jack, совмещающий цифровой выход, а также вход для микрофона. Подключается карта через PCI-интерфейс.

Xonar DX сильно отличается от X-Fi Fatal1ty Edition. Плата вполовину ниже конкурента, подключается по интерфейсу PCIe х1 и совместима с низкопрофильными корпусами (в комплект поставки входит специальная планка). Минус - микросхемы расположены с обеих сторон платы, что вполне ожидаемо, учитывая ограниченное пространство. Количество разъемов у Xonar DX чуть больше: есть AUX In, S/PDIF In и выход на фронтальную панель, на панели ввода-вывода - четыре выхода на акустику и Flexi Jack.

Минус обеих карт - разъемы для кабелей расположены слишком близко, подключить дорогие провода с толстой изоляцией будет затруднительно. Кроме того, комплектация у X-Fi Fatal1ty Edition и Xonar DX одинаково бедная: лишь диски с драйверами и инструкции. ASUS разве что добавила низкопрофильную планку, о которой мы упоминали, и переходник на S/PDIF.

Таблица 1
ASUS Xonar DX Creative X-Fi Fatal1ty Edition
Процессор ASUS AV100 X-Fi
ЦАП Cirrus Logic CS4398 (24 бит/192 кГц/116 дБ), Cirrus Logic CS4362A (24 бит/192 кГц/112 дБ) Cirrus Logic CS4382 (24 бит/ 192 кГц/ 192 кГц, 96 кГц в многоканальном режиме/114 дБ)
АЦП Cirrus Logic CS5361 (24 бит/ 192 кГц/114 дБ) Wolfson WM8775SEDS (24 бит/ 96 кГц/ 102 дБ)
Количество каналов 7.1 в аналоговом и цифровом режимах 5.1 в аналоговом режиме, 7.1 по S/PDIF
Шина PCIE 1.0 PCI
Выходы 4х 3,5 мм джека (фронт/боковые/центр-сабвуфер/тыл), 3,5 Flexi Jack (микрофон, S/PDIF), AUX-IN, S/PDIF, выход на фронтальную панель Игровой порт, 3x 3,5 мм джек (фронт/центр-сабвуфер/тыл), 3,5 мм 3,5 Flexi Jack (микрофон, S/PDIF), AUX-IN, 2x выхода на панели расширения, управление питанием

Раунд 2: безграничные возможности

Подключение X-Fi Fatal1ty Edition начинается с установки драйверов и внушительного набора софта. Произвести настройки проще некуда, программы все понятные и в меру удобные. Достаточно выбрать режим работы карты (игры, запись, развлечения), после этого подключаются необходимые функциональные модули.

В процессе инсталляции на компьютер прописывается столько разных программ, что им можно было бы посвятить отдельную статью. Расскажем про самые главные. Управлять картой предстоит через Creative Console . В наличии привычные микшер и эквалайзер, но есть и куда более интересные вкладки - например, 24-bit Crystallizer и CMSS-3D .

Начнем с первой. Процессор X-Fi рассчитан на работу с 24-битным звуком. Это все хорошо, но на практике никому не нужно, ведь музыку пишут, используя 16-битный поток. Чтобы оправдать себя, Creative как раз и придумала технологию 24-bit Crystallizer, которая искусственно расширяет и усиливает частотный диапазон, уровень выставляется в процентах. Идея не нова, подобное умеют делать многие звуковые редакторы. Так или иначе, после такой обработки бас усиливается, верхи становятся более резкими, а середина плотнее. При прослушивании музыки поначалу кажется, что звучание реально улучшается и становится более напористым, но чуть позже замечаешь, что звук смазывается. Басы превращаются в ухающую кашу, из верхов выделяются только самые громкие тона, голос на фоне музыки отходит на второй план.

Вторая технология оказалась более жизнеспособной. CMSS-3D - это алгоритм, который позволяет получить объемный звук из обычной стереодорожки. При его включении знакомые песни преображаются, складывается полное ощущение, что находишься в самом центре происходящего: то где-то позади зазвучит гитара, то барабанщик сбоку заиграет. Еще один плюс CMSS-3D - возможность превращать наушники в акустику 7.1.

Софт ASUS Xonar DX радует своей простотой.

Пара слов о кино: технологии Dolby и DTS поддерживаются в полном объеме только под Windows XP. Там все работает на уровне железа и не нагружает процессор. А вот драйвера для Windows Vista появятся лишь в конце лета (разработчики как-то не особенно торопятся). Также Creative предлагает собственный музыкальный плеер, каталогизатор медиафайлов и даже функцию караоке.

У ASUS такого разнообразия технологий и софта нет, но, может, оно и к лучшему. Все настройки собраны в одном окне, там же предстоит выбирать режим работы карты - музыка, фильмы, игры. ASUS не стала изобретать велосипед и воспользовалась разработками Dolby Laboratories , признанного лидера в области звука. Особо хочется выделить алгоритм получения объемного звука: если CMSS-3D от Creative впечатляет, то работа Xonar DX вкупе с Dolby ProLogic буквально сносит башню. При первом знакомстве с этой технологией возникает стойкое желание переслушать всю музыкальную коллекцию. Столь же хорошо показала себя технология Dolby Headphone , она с легкостью заткнула за пояс Creative X-Fi. И вот почему: если CMSS-3D перегружает наушники низкими частотами, то у ASUS звучание получается легким, воздушным.

Еще один козырь Xonar DX - плата отлично умеет позиционировать звук и мастерски его отдалять. По качеству звучания карта от ASUS оказалась чище X-Fi Fatal1ty Edition, особенно это заметно при подключении многоканальной акустики - честные 192 кГц дают о себе знать, да и шумов значительно меньше. Уступает новичок только по мощности выходного сигнала, наушники с сопротивлением 64 Ом раскачать удается с трудом, нужен усилитель.

Раунд 3: как это работает?

При переводе обеих карт в игровой режим появляются настройки EAX, управление голосом, у Creative отключаются 24-bit Crystallizer и эквалайзер, а у Xonar DX активируется функция DirectSound 3d GX 2.0 (о ней чуть позже).

Перед тестами поясним, почему Creative долгое время считалась единственным производителем звуковых карт, ориентированных на игроков. Звук в играх долгое время оставался на втором плане: шаги персонажей звучали одинаково и на траве, и на асфальте, не чувствовались изменения при переходе из одного помещения в другое, о расстоянии до персонажа можно было судить только по картинке на мониторе. Технологии вроде Microsoft DirectSound и Aureal 3D поддерживали лишь эффект реверберации и очень малое количество источников звука.

Чтобы подстегнуть интерес к своим картам, Creative разработала технологию EAX. Она позволила не только менять звук в зависимости от условий в игре, но и просчитывать расстояние до источников. Впервые поддержка EAX появилась в 1999 году в картах серии Sound Blaster Live! - тогда технология позволяла обрабатывать до 32 источников, умела самостоятельно обрабатывать эффекты, значительно разгружая тем самым центральный процессор. К выходу X-Fi технология доросла до версии 5.0. Мощный процессор научили работать со 128 источниками звука, принимать в расчет поверхность пола, стенок, потолка, плавно изменять звучание при переходе из одной локации в другую, обрабатывать встречающиеся препятствия, а для полного счастья добавили внушительное количество новых эффектов.

На пути к популяризации EAX встала одна проблема - для поддержки технологии недостаточно одной карты, игры необходимо затачивать по EAX, а это дополнительные затраты. За прошедшие три года появилось чуть больше двадцати игр, совместимых с EAX 5.0 - совсем негусто. Но Creative это не расстроило, там до сих пор уверены, что без EAX играть нельзя. В этом есть доля правды, но EAX - не панацея, в том же Call of Duty 4 обошлись без этой технологии, при этом звук все равно получился великолепный. А тут еще вышла Windows Vista, в которой избавились от поддержки аппаратного звука напрочь, ее можно реализовать лишь через программный интерфейс OpenAL . Этот шаг Microsoft существенно пошатнул позиции Creative на рынке.

Вообще, политика Creative в отношении EAX довольно жесткая, компания в принципе не лицензирует старшие версии стандарта сторонним разработчикам железа. На нет и суда нет, и в ASUS пошли другим путем: понятное дело, что процессор от C-Media недостаточно мощен, чтобы обрабатывать инструкции EAX 5.0, зато с этой задачей прекрасно справляется центральный процессор компьютера. И здесь они совершенно правы - современные ЦП достаточно мощные, насчитывают два, три и даже четыре ядра, которые только и ждут, чтобы их чем-нибудь загрузили. Схема действия поддержки EAX такова: как только мы запускаем игру, DirectSound 3D GX2.0 перехватывает EAX-команды, отправляя их на обработку в ЦП, после чего рассчитанный звук поступает на карту и акустику. О полноценной поддержке EAX 5.0 никто не говорит, но работу со 128 источниками звука и основные эффекты гарантированы. Решение не самое прозрачное, но это работает.

Раунд 4: финальная битва

Для тестирования звука в играх мы собрали компьютер на основе Core 2 Duo E6300 с частотой 1,8 ГГц, установили две планки памяти по 512 Мб и ограничились видеокартой GeForce 7800 GTX 512 Мб. Ударную линейку игр составили Unreal Tournament 3 , Call of Duty 4 и BioShock . Главное, что нас интересовало - насколько хорошо у Xonar DX получится работать с EAX и будет ли заметна разница по сравнению с X-Fi. Чтобы не пропустить ничего важного, звук каждого прохода уровня записывался и сравнивался.

Первым в очереди был BioShock. Игра поддерживает EAX 5.0 и отличается разнообразием помещений со сложной обстановкой. Первый запуск прошел на карте X-Fi Fatal1ty Edition. Для пущего эффекта мы сначала прошли уровень без поддержки EAX, после чего мы ее включили. Разница нас поразила. Звук меняется коренным образом. Если без EAX все идет общим потоком, то при включении обработки отлично прослеживаются переходы от одной поверхности к другой, ощущается объем помещений - например, в больших комнатах шаги звучат более гулко, чем в маленьких. В комнатах с коврами звуки как будто тонут, в то время как в пустых помещениях, наоборот, усиливаются. Отчетливо слышно, находится ли противник в одном с вами помещении или нет, без труда определяется расстояние до источника звука. Но вот технология CMSS-3D явно пасует - в наушниках невозможно понять, где находится источник.

Переходим к Xonar DX. Первым делом мы проверили настройки, EAX остался доступен. Звук от карты ASUS оказался совершенно иной. В то время как конкурент из стана Creative давит басами, Xonar DX четко выделяет каждый отзвук. Особенно порадовала технология Dolby Headphone - она явно превосходит CMSS-3D. Теперь о EAX-эффектах: на слух разница есть. Xonar DX срабатывает с некоторым отставанием, прохождение звука через стену слышно не так явно, переходы из одного помещения в другое более резкие, немного различается просчет плеска воды. Общее впечатление: нельзя сказать, что звук у Xonar DX хуже, он просто другой.

Unreal Tournament 3 взаимодействует с EAX куда интенсивнее, чем BioShock. Результаты обеих карточек в нем оказались примерно одинаковыми. На больших пространствах при игре в наушниках в лидеры вышла Xonar DX - благодаря более грамотному позиционированию.

Call of Duty 4 мы оставили на десерт: там нет поддержки EAX, так что оба соперника боролись на равных. Звук в игре часто теряет динамику и изобилует высокими частотами. За счет усиления басов и 24-bit Crystallizer на X-Fi Fatal1ty Edition удалось получить плотное живое звучание, которое куда больше похоже на то, что вы можете услышать в кинотеатре. У Xonar DX просто не оказалось нужных фильтров, чтобы подтянуть звук, к тому же в игре отказалась работать Dolby Headphone, главный козырь этой карты.

Подведем черту

У ASUS получилась отличная карточка, она не только не уступает продукции Creative по звуку, но зачастую и превосходит ее. При работе с музыкой или фильмами используются высококачественные технологии от Dolby, которые с легкостью затыкают за пояс все наработки Creative. Но самое главное то, что Xonar DX действительно умеет работать с EAX 5.0. Не так безукоризненно, как карты самой Creative, но в пылу боя вы вряд ли заметите разницу.

У Creative X-Fi Fatal1ty есть процессор, до которого Xonar DX еще расти и расти. Но все остальное за три года безнадежно устарело. То, что недавно выглядело впечатляюще, сегодня уже уходит в историю. Старые АЦП/ЦАП проигрывают Xonar DX по всем статьям.

У Creative много софта, но он зачастую бесполезен и нестабилен. За все время тестов мы получили один полный слет Windows и несколько синих экранов. Кроме того, у плат X-Fi нет выхода на стандартную звуковую панель на корпусе, есть лишь поддержка дорогих фирменных панелей расширения.

Куда сложнее обстоит дело с записью. У Creative в наличии продвинутый софт и полная поддержка ASIO. Процессор X-Fi обеспечивает малые задержки при обработке звука в реальном времени, внешние панели с большим количеством разъемов упрощают подключение микрофонов и музыкальных инструментов. Можно работать сразу с несколькими каналами - записывать одновременно голос и инструмент. Но мешает ограничение в виде 96 кГц. Xonar DX позволяет делать более качественные записи, но о работе со звуком в реальном времени можно забыть.

У каждой звуковой карты есть свои плюсы и минусы. Если у вас уже установлена карта серии X-Fi, то менять ее на Xonar DX стоит только в том случае, если вы решили прикупить высококачественную акустику. А вот если до сих пор вы обходились встроенным звуком и вам не надо записывать музыку, то Xonar DX станет прекрасным выбором.

Два в одном

После установки отдельной звуковой карты встроенный кодек на системной плате никуда не денется. Его можно отключить, но стоит ли торопиться? Есть несколько способов использования двух карт одновременно.

Можно вывести разные звуковые потоки на разные карты. К примеру, смотрите вы фильм, звук идет через дискретную карту. В то же время кто-нибудь хочет послушать музыку в наушниках, тогда в Winamp вывод звука выставляется на встроенный кодек, и все довольны. Еще один вариант: использовать основную карту на вывод звука из игры, а вторую - для общения по TeamSpeak через гарнитуру. Удобно и практично.

Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook - единственная звуковая карта с интерфейсом ExpressCard. Посмотрим, насколько она хороша по сравнению с интегрированным звуком.

Ни для кого не секрет, что интегрированные звуковые карты обычно не отличаются выдающимся качеством. К сожалению, это справедливо не только для настольных компьютеров, но и для ноутбуков. В частности, в моём личном ноутбуке Fujitsu Siemens ESPRIMO M9400 выход на наушники очень шумный. В низкоомных и чувствительных наушниках (например, таких, как уже рассмотренные нами Creative EP630 и Philips SHE9500) прекрасно прослушиваются помехи, вызванные работой жесткого диска и графического адаптера.

При этом я довольно часто использую ноутбук для прослушивания музыки через наушники, и такая ситуация меня, естественно, не устраивала. В отличие от десктопов, куда можно установить любую звуковую карту из десятков существующих моделей, ноутбуки имеют ограниченные возможности расширения. Поэтому при выборе звуковой карты для использования с портативным компьютером приходится ориентироваться в первую очередь на внешние решения с интерфейсом USB. Однако они, как правило, отличаются немалыми размерами, а многие также требуют внешнего питания, что не позволяет постоянно носить их с собой.

Некоторые производители профессиональной аудиотехники - например, Echo или EMU - делают звуковые карты PCMCIA, однако мой ноутбук (как и большая часть современных ноутбуков) оснащён только слотом ExpressCard. Именно это и стало причиной приобретения звуковой карты Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook, которая является единственной в мире звуковой картой, предназначенной для установки в разъём ExpressCard. Итак, встречайте - Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook.

Комплект поставки, внешний вид, интерфейсы

Карта поставляется в небольшой коробке традиционного для Creative дизайна.

Помимо самой звуковой карты, в коробке находятся традиционный комплект макулатуры на пяти языках, ужасного качества проводная гарнитура, драйвер и весьма приятный чехольчик для транспортировки.

Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook почти полностью прячется в слоте ExpessCard, снаружи остаётся только "голова", на которой расположены три разъёма: выход, вход и коннектор для подключения так называемого Speaker Docking Module. Этот самый модуль необходим для аналогового подключения звуковой карты к акустике формата 7.1 или 5.1. В комплект поставки он не входит, и возможность его приобретения на территории стран СНГ под вопросом.

Стереовыход у карты совмещён с цифровым оптическим выходом, а вход (к которому можно подключать как микрофон, так и линейные источники) - с цифровым оптическим входом. Таким образом, владелец ноутбучного X-Fi получает полный комплект цифровых аудиоинтерфейсов. На мой взгляд, при просмотре фильмов с многоканальной звуковой дорожкой в форматах Dolby Digital и DTS имеет смысл выводить звук на внешний ресивер через оптический выход. С этой задачей Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook справляется блестяще.

Функции

Несмотря на название, X-Fi Xtreme Audio Notebook не включает в себя чип Creative X-Fi (EMU20K1). В первую очередь это означает, что карточка плохо подходит для воссоздания трёхмерного звукового окружения в компьютерных играх, но как раз для ноутбука это неважно, поскольку мобильные компьютеры (даже самые мощные) для игр не предназначены. Гораздо важнее то, что в X-Fi Xtreme Audio установлены цифро-аналоговые преобразователи (ЦАПы) более качественные, чем во встроенной звуковой карте. Creative нигде не говорит о применяемых комплектующих, но, насколько мне удалось понять во время перелопачивания интернета, в XFXA используется ЦАП CS4382A производства весьма уважаемой компании Crystal Semiconductor и АЦП WM8775, выпущенный Wolfson Microelectronics. Если ЦАП по уровню вполне соответствует бытовой Hi-Fi аппаратуре, то АЦП сильно уступает ему по качеству (эта теория впоследствии будет подтверждена измерениями). Звуковая карта поддерживает две фирменные технологии Creative - CMSS-3D и X-Fi Crystalizer. Первая из них делает звук в наушниках псевдотрёхмерным и абсолютно бесполезна в реальной жизни. Вторая технология по идее призвана существенно улучшить качество сжатого звука (такого, как MP3), её мы обсудим чуть позже.

Драйверы и ПО

Тестирование звуковой карты проводилось на ноутбуке Fujitsu Siemens ESPRIMO M9400 (процессор Core 2 Duo T5250, 3 Гб оперативной памяти, чипсет Intel GM965) под управлением операционной системы Windows Vista Ultimate. Сразу же хочу отметить, что драйверы, поставляемые на комплектном диске, просто ужасны. Во-первых, они сильно устарели, во-вторых - процедура их установки занимает ни много ни мало 1 час 15 минут. Я рекомендую даже не распаковывать этот диск, а сразу загрузить новую версию драйверов с сайта Creative . Единственное замечание - записанная на комплектный диск версия PowerDVD отдельно не устанавливается. Если она вам нужна, придётся сначала установить весь комплектный софт, а потом уже обновлять драйвер до свежей версии. Вообще Creative не слишком охотно пишет драйверы для своих устройств, новые версии обычно выходят раз в полгода или реже.

Дополнение от 16.01.2009: после установки Windows Vista SP1 в работе звуковой карты начались проблемы - например, периодическое "залипание" звука. По состоянию на январь 2009 года компания Creative так и не выпустила версию драйверов, полностью совместимую с Vista SP1. Помимо самих драйверов, вам понадобится утилита Creative Console Launcher, поскольку некоторые настройки звуковой карты (например, режим работы аналогового входа) можно изменять только с её помощью. В отличие от других звуковых карт семейства X-Fi, модель Xtreme Audio Notebook ограничена только развлекательным режимом (Entertainment Mode). Игровой (Game Mode) и "творческий" (Audio Creation Mode) режимы отсутствуют. Карта не поддерживает интерфейс ASIO и поэтому не может использоваться для профессиональной работы со звуком.

Стоит отметить, что X-Fi Xtreme Audio прекрасно уживается с интегрированной в ноутбук звуковой картой, что позволяет проводить разные интересные фокусы, например, вдвоём слушать разную музыку на одном ноутбуке.

Измерения

Так получилось, что как раз во время написания этого материала в мои руки кратковременно попал профессиональный внешний аудиоинтерфейс EMU 0202. Я воспользовался этой возможностью, чтобы провести некоторые измерения аналогового тракта звуковой карты Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook при помощи известного пакета RightMark Audio Analyzer .

Режим работы: 16 бит 44 кГц

Noise level, dB (A)
Dynamic range, dB (A)
THD, %
THD + Noise, dB (A)
IMD + Noise, %
Stereo crosstalk, dB
IMD at 10 kHz, %
General performance

Excellent

Как видно, X-Fi Xtreme Audio Notebook показывает отличное качество воспроизведения даже в режиме 16 бит 44 кГц, традиционно самом сложном для непрофессиональных звуковых карт Creative. Проверим, страдает ли звуковая карта принудительной передискретизацией в 48 кГц:

Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook Line-Out

Режим работы: 16 бит 48 кГц

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB
Noise level, dB (A)
Dynamic range, dB (A)
THD, %
THD + Noise, dB (A)
IMD + Noise, %
Stereo crosstalk, dB
IMD at 10 kHz, %
General performance

Excellent

Судя по тому, что значения интермодуляционных искажений уменьшились практически вдвое, принудительная передискретизация имеет место быть. Она достаточно качественная, но в любом случае при прослушивании музыки с компьютера лучше использовать SSRC-плагин к вашему любимому проигрывателю. Теперь проверим качество в режиме внешней петли, подключив линейный выход X-Fi Xtreme Audio Notebook к его же линейному входу (16 бит 48 кГц):

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB
Noise level, dB (A)
Dynamic range, dB (A)
THD, %
THD + Noise, dB (A)
IMD + Noise, %
Stereo crosstalk, dB
IMD at 10 kHz, %
General performance

Very good

Как я и предполагал, вход у X-Fi Xtreme Audio существенно уступает по качеству выходу. А теперь смертельный номер - измерение качества интегрированного в ноутбук аудиокодека Realtek HD Audio. Поскольку EMU 0202 была в моём распоряжении буквально 20 минут, пришлось тестировать интегрированный звук при помощи линейного входа X-Fi. Несмотря на это, Realtek полностью оправдал возложенные на него надежды. :)

Realtek HD Audio Line-Out

Режим работы: 16 бит 48 кГц

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB
Noise level, dB (A)
Dynamic range, dB (A)
THD, %
THD + Noise, dB (A)
IMD + Noise, %
Stereo crosstalk, dB
IMD at 10 kHz, %
General performance

Преимущество X-Fi перед интегрированным звуком очевидно. В то же время хотелось бы отметить несомненный прогресс встроенных аудиокарт: Realtek HD Audio по качеству как минимум не уступает звуковым картам Creative SB Live! десятилетней давности.

Качество звука (cубъективное прослушивание)

Подключив наушники к аудиовыходу звуковой карты Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook, я был приятно поражен... тишиной. Никакого шипения, никакого жужжания, никаких "звуков космоса" и других назойливых помех - превосходно! По сравнению с интегрированной звуковой картой, X-Fi выдаёт намного более чистый и детальный звук. Тембры инструментов передаются вернее. Например, при прослушивании Five Tango Sensations Астора Пьяццолы в исполнении Kronos Quartet (Nonesuch Records, запись 1991 года) струнные инструменты стали больше похожи сами на себя. Повышенная разрешающая способность хорошо сказалась и на звучании сложных многослойных рок-композиций: на альбоме Yes - Close To The Edge инструменты перестали сваливаться в кашу.

В целом Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook звучит более ярко и детально, чем стационарный CD-проигрыватель Philips CD604 (в котором используются два ЦАПа TDA1543A, включенных параллельно). Однако при этом у Philips CD604 звук менее сухой, более увлекательный и эмоциональный. Стоит отметить и тот факт, что при использовании наушников Creative X-Fi обеспечивает более высокий уровень громкости, чем интегрированная звуковая карта.

Неожиданно полезной оказалась функция X-Fi Crystalizer. При её включении задирается уровень высоких и низких частот, плюс происходит существенная компрессия динамического диапазона (аудиокарта искуственно увеличивает громкость тихих звуков). При прослушивании музыки это только портит впечатление, но просмотр фильмов с тихой звуковой дорожкой становится куда менее утомительным: не приходится всё время напряжённо вслушиваться, чтобы разобрать слова персонажей. Эффект особенно хорошо проявляется при использовании компьютерных пластиковых колонок-"чебурашек".

В сухом остатке

Звуковая карта Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook имеет массу объективных недостатков, в числе которых - отсутствие в комплекте кабеля для подключения к многоканальной акустике, слабая драйверная поддержка со стороны производителя, непригодность для профессиональной работы со звуком, невысокое качество линейного входа и достаточно высокая стоимость (450 гривен или 90 долларов). На мой взгляд, почти все эти недочёты перечёркиваются тем фактом, что X-Fi Xtreme Audio Notebook - это единственная в мире звуковая карта с интерфейсом ExpressCard. При этом её аналоговый выход действительно обеспечивает очень хорошее качество звука. Если вы хотите добиться от своего ноутбука качественного звучания, но не можете всюду таскать с собой внешний USB-аудиоинтерфейс, у вас просто нет другого выбора. Хотя со своей стороны я вынужден сказать, что если бы выход на наушники в моём ноутбуке был менее шумным, я даже не стал бы рассматривать Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook в качестве покупки.

Инструкция по настройке максимального качества звука на звуковой карте Creative X-Fi.

2015-08-18T08:43

2015-0408-18T08:43

Audiophile"s Software

Примечание : Информация в этой статье актуальна для звуковой карты Creative X-Fi XtremeGamer с интерфейсом PCI (а также аналогичных XtremeMusic, Fatality и т. п.) и операционных систем Windows c Vista по 10. Настройки ориентированы на воспроизведение звука с помощью подключенной к выходу звуковой карты. При использовании интерфейсов/устройств/драйверов/программ отличных от указанных в этой статье, настройка может не привести к желаемому результату.

Copyright (C) 2015, Taras Kovrijenko

Полное или частичное копирование текста допускается.

1. Вступление

Примечание: так как мне не хотелось бы повторяться, а также чтобы вы не пропустили что-то важное, очень советую прочитать эту статью с начала и до конца.

Первое, что хочу сказать - звуковая карта стоит своих денег. Учитывая её возможности (о которых многие наверное и не знают), 100$ - это цена очень разумная. Кроме того, у других производителей аналогов этой карты (в плане мультимедийных возможностей) просто нет.

2. Подготовка к установке

Значит, что мы имеем, как говорится "из коробки". Это собственно сама звуковая карта, пачка мануалов и прочей макулатуры, ну и два диска: один для Windows XP, второй - для Windows Vista. "А что делать пользователям Windows 7 и 8?" - спросите вы. "Взять эти два диска и аккуратно положить в мусорное ведро" - отвечу я. Ну, как минимум, положить с макулатурой обратно в коробку и закинуть ее подальше в шкаф. Просто потому, что ничего с того диска нем не понадобится. Можно конечно поставить софт с этих дисков, но дело в том, что драйвера, например, придётся ставить для XP, а софт - для Windows Vista. При этом придётся пойти на ряд ухищрений (вроде режимов совместимости и т. п.). И не факт, что в итоге всё это будет исправно работать. Ну а вдобавок с диска устанавливается много ненужного мусора.

Посему мы пойдем другим путем, одним пакетом скачав последние версии софта, уже заточенные под новые ОС - скажите спасибо Daniel Kawakami.

3. Установка драйверов и утилит

Итак, как всё должно выглядеть изначально:

Более того, в папке Пуск->Программы (и в Установке/удалении программ) не должно быть ничего связанного с Creative. Если у Вас не так - запускаем Установку/удаление программ и чистим. После удаления всего софта от Creative, распаковываем Support Pack, идём в подпапку \Audio\Drivers\SBXF и запускаем файл Setup.exe. Выбрав всё, как на скриншоте, жмем ок:

Избавившись от софта Creative и получив устройство без драйверов в диспетчере, ещё раз перезагружаемся (на всякий случай).

А теперь переходим непосредственно к установке. Из X-Fi Support Pack желательно установить следующие компоненты:

  • Audio Drivers - последние версии драйверов звуковой карты;
  • Audio Control Panel - предоставляет базовые возможности настройки звуковой карты;
  • Console Launcher - центр управления возможностями звуковой карты;
  • Speaker Setup Console (THX) - утилита для калибровки 3D-эффектов в соответствии с положением слушателя относительно источников звука;
  • Volume Panel - удобная утилита которая запускается автоматически и позволяет непосредственно в трее регулировать громкость и оттуда же запускать другие утилиты;
  • ALchemy - утилита, восстанавливающая аппаратные эффекты окружения в Windows Vista+.

На предложение о перезагрузке отвечаем положительно.

Если всё прошло нормально, после запуска ОС в трее появится серебристый значок с ручкой громкости, а в пуске Вы увидите группу программ Creative:

Ну и, естественно, система при запуске должна уже будет издавать какие-то звуки (если они включены).

4. Настройка микшера Windows

Как я уже говорил, Microsoft, начиная с Windows Vista значительно усложнила подсистему звука. При этом не только расширился функционал, но и появились некоторые «подводные камни».

Что ж, попытаемся эти камни обойти.

Перейдите в Панель управления Windows->Оборудование и звук->Звук. Появится вот такое окошко:

Через контекстное меню отключите SPDIF (т.к. это устройство в некоторых случаях способно вызывать переключение опорной частоты звуковой карты, что нежелательно), таким же образом сделайте наше устройство (Динамики Creative SB X-Fi) устройством по-умолчанию (если оно таковым не является). Затем дважды кликните по устройству. Теперь проверьте чтобы настройки на вкладках совпадали со скриншотами:

5. Режимы звуковой карты

Для того чтобы максимально использовать ресурсы DSP X-Fi для самых различных задач существует три режима:

  • Audio Creation Mode - создание аудио, а в нашем случае - и воспроизведение. Так как только в этом режиме доступен точный вывод звука без лишних преобразований.

  • Entertainment Mode - режим главным образом рассчитан на воспроизведение многоканального аудио (в т.ч. дорожек к видеофильмам) с наложением различных эффектов, преобразованием каналов и т.д.

  • Game Mode - название режима говорит само за себя. Только здесь Вы получаете доступ к последним разработкам Creative в области 3D звука для непревзойденного эффекта присутствия в современных играх.

Переключать режимы удобно через контекстное меню Volume Panel:

Окно настроек (Console Launcher) появляется при двойном клике на значок Volume Panel в трее.

5.1 Режим Audio Creation и воспроизведение музыки

Итак, отключим всё лишнее:

Теперь пару слов о настройке плеера foobar2000. Ввиду ненадежности остальных интерфейсов (они действительно иногда оказываются не вполне адекватными), выводить звук рекомендуется именно через ASIO. Благо, у этой карты есть полнофункциональный драйвер ASIO 2.0. Всё что Вам нужно - это установить плагин foo_out_asio (скачать можно на странице foobar2000 + плагины), добавить устройство ASIO в настройках плагина, ну и выбрать его в настройках вывода. Обратите внимение на разметку каналов (полезно для многоканальных систем).

Теперь можете наслаждаться чистым звуком, не испорченным всякими "улучшайзерами" и прочей ерундой.

Еще одна приятная мелочь - драйвер ASIO автоматически переключает опорную частоту звуковой карты в соответствии с частотой дискретизации воспроизводимого аудио. Например, если сначала играл трек с частотой 44.1 кГц, а потом Вы запустите трек с частотой 96 кГц - произойдет переключение опорной частоты, сопровождающееся характерным звуком. Некоторым это приходится не по душе, тем не менее, эта функция является весомым преимуществом, ведь только при совпадении частоты материала и опорной частоты карты возможно побитовое воспроизведение. К тому же, теперь Вам скорее всего не понадобится ресемплер.

Но здесь надо сделать замечание - иногда встречаются треки с частотой семплирования отличной от поддерживаемых драйвером ASIO (напомню: это 44.1, 48, 88.2, и 96 кГц). Для таких случаев можно добавить в цепочку DSP SoX Resampler mod (который можно скачать на всё той же странице foobar2000 + плагины). Он будет ресемплировать все частоты не входящие в список поддерживаемых (их мы указываем в настройках ресемплера) до заданной частоты - чтобы минимизировать потери качества, на всякий случай укажем 96 кГц:

5.2 Режим Entertainment - просмотр фильмов

В этом режиме нам открываются некоторые интересные возможности сигнального процессора X-Fi.

Хотите насладиться 5.1 звуком своего любимого фильма, но у Вас нет многоканальной акустики? Не проблема! Ведь у человека всего два уха, а это значит, что с помощью двух звукоизлучателей можно воссоздать абсолютно любой виртуальный источник в любой точке вокруг слушателя, да так, что он будет неотличим от реального!

С помощью специальных алгоритмов обработки чип X-Fi преобразовывает многоканальное аудио в 2.0 для акустики или для наушников (заметьте, что алгоритмы для создания эффекта окружения в наушниках и колонках сильно отличаются).

А теперь - о том как нам воспользоваться этими возможностями. Прежде всего запустим Console Launcher:

Рассмотрим поочередно основные разделы.

В этом разделе надо выбрать конфигурацию Вашей акустической системы, или же наушники. При нажатии на кнопку THX открывается окно калибровки акустической системы. Нас интересует вкладка Speaker Position. Дело в том, что при использовании двухканальной акустической системы (какая стоит у большинства пользователей) положение слушателя относительно звукоизлучателей далеко не всегда одинаковое (хуже того, порой оно нестабильно, но тут уже ничего не поделаешь). Для того чтобы алгоритмы создания эффекта окружения работали, им необходимы правильные данные о положении слушателя. В данном случае надо указать расстояние до каждого звукоизлучателя и угол поворота относительно центральной оси. Если непонятно, поясню: имеется ввиду угол между двумя линиями:

  • линией соединяющей голову слушателя с точкой непосредственно перед его лицом.
  • линией между его головой и звукоизлучателем

Угол отсчитывается по часовой стрелке (если смотреть сверху), значение параметра может принимать отрицательные значения.

Так что, если хотите 3D эффекта - линейку в руки и вперед - мерять;)

На этой вкладке можно включить эффект окружающей среды - амфитеатра, концертного зала и т.д. В случае когда выбрано None , галочка Enable EAX Effects ни на что не влияет, но на всякий случай оставим эту опцию включенной.

Эта опция отвечает за включение X-Fi CMSS 3D - алгоритма призванного улучшить эффект окружения и точность позиционирования виртуальных источников. Данная функция окажется полезной при воспроизведении многоканального аудио на 2.0 акустике или наушниках, или же наоборот - для так называемого апмикса - разложения звука на несколько каналов (пример - воспроизведение стерео записей на 5.1 системе). Если же Вы включите её при воспроизведении скажем стерео материала через наушники, толку от нее будет мало - разве что создастся некоторый эффект виртуальных источников звука непосредственно перед слушателем, что на мой слух например звучит не слишком приятно. Но в любом случае, выбор за Вами.

Знаменитый (благодаря красноречивым маркетологам из Creative) X-Fi Crystalizer - порой он может придать звуку выразительности, но при этом неминуемо вносит значительную порцию искажений. Любителям "честного саунда" конечно же не рекомендуется. Хотя, на слух он весьма интересно звучит при ползунке передвинутом на минимум - искажения в этом случае практически незаметны, но эффект довольно неплох.

Smart Volume Management - в какой-то мере - тот же Advanced Limiter в foobar2000, правда с бОльшим пре-буфером. Так как данные на выходе DSP неминуемо преобразуются в формат с фиксированной точкой, необходимо принять меры для предотвращения клиппинга, что и сделали программисты Creative. Завидев превышение допустимой громкости в фрагменте потока аудио, SVM занижает его громкость. Главный недостаток - происходит компрессия (значительно меняется баланс громкости между фрагментами аудио). Хотя, компрессия динамического диапазона - это второе назначение SVM. Если например, Вы хотите ночью посмотреть фильм на низкой громкости (чтобы никому не мешать), но при понижение громкости перестают быть слышны тихие звуки - тут как раз и поможет компрессор. Он повысит громкость тихих участков приведя их примерно к одному уровню с остальными - и Вы сможете отрегулировать общую громкость до нужного Вам уровня.

Но если необходимости в описанном выше нет, я бы посоветовал при включении эффектов (и воспроизведении многоканального звука в т.ч.) - ставить громкость (Master Volume) не на максимум, а примерно на 50% - обычно этого достаточно чтобы избежать искажений.

Тут мы видим обычный 10-полосный эквалайзер с дополнительным регулятором уровня. Если не нужен - выключаем.

А это микшер звуковой карты. Тут можно включить воспроизведение с линейного входа, микрофона, и т.п. Ненужные источники выключаем (т.к. лин. вход и микрофон например могут шуметь).

Со звуковой картой - всё. Что же касается плеера - тут тоже есть некоторые нюансы. Первый - плеер должен выводить звук "AS IS". Т.е., все софтовые микшеры должны быть отключены, чтобы в случае 5.1 дорожки например, звуковой карте непосредственно передавались все 6 каналов. Для просмотра фильмов я могу посоветовать плеер MPC HomeCinema и фильтры ffdshow audio/video (входит в состав Sam CoDec Pack) . О их настройке мне тоже хотелось бы подробно написать, но это будет позже и в другой статье. Ниже я приведу основные моменты настройки вывода звука (плеер и фильтр ffdshow), а там - надеюсь, разберетесь:

5.3 Режим Game - объемный звук в играх.

Без сомнений, Creative является лидером в области трехмерного звука для игр. Именно программисты Creative создали набор расширений для DirectSound3D, т.н. EAX. Почитать об этой технологии можно в статье Вопросы и ответы по EAX , а также в Википедии .

Последняя на данный момент версия EAX - 5.0, наше же карта поддерживает все версии до пятой включительно.

Итак, приступим к настройке. Некоторые разделы настроек совпадают с настройками режима Entertainment, так что повторно мы их рассматривать не будем.

На этой вкладке находятся основные настройки - конфигурация динамиков (которая обязательно должна быть установлена в соответствии с реальной конфигурацией Вашей АС), SVM, включение/регулировка EAX (имеются ввиду только эффекты окружающей среды - реверберации и т.п.). Mic Environment FX - новая функция, которая позволяет накладывать эффекты на звук микрофона в соответствии с окружением в трехмерной игре.

Также, в этом режиме крайне важна калибровка расположения динамиков (THX). И еще советую обратить внимание на Master Volume - во избежание искажений этот регулятор желательно держать в положении где-то около 35-40%.

Особый интерес в этом режиме представляют настройки X-Fi CMSS-3D. При включении этой функции (что очень рекомендуется для значительного улучшения 3D эффекта в играх), становятся доступны два новых расширения появившихся в EAX 5.0:

  • MacroFX - эффект значительно увеличивает реалистичность источников звука расположенных в непосредственной близости от уха.

  • Elevation Filter - эффект значительно улучшает позиционирование источников по вертикальной оси (выше/ниже слушателя).

Значение параметра On означает принудительное включение эффекта для всех источников звука (для которых предназначен эффект). Нажатием на кнопку Test можно запустить небольшую проверку эффектов окружения.

Что ж, с настройкой звуковой карты мы закончили. Осталась настройка софта. Как я уже писал, к сожалению в Windows 7 программы не имеют прямого доступа к аппаратным ресурсам звуковой карты через API DirectSound3D. Единственным API имеющим доступ к аппаратному 3D звуку стал OpenAL. Так что, не долго думая, Creative принялись за разработку утилиты Alchemy преобразующей вызовы DirectSound/EAX в OpenAL. О её настройке я сейчас и расскажу.

Итак, если Вы в точности выполняли все инструкции с начала статьи, у Вас уже должна быть установлена Creative ALchemy 1.43.06 beta. Не зря я выбрал именно эту версию, так как каким-то непостижимым образом последняя релизная версия не совсем честно выполняет свои функции - очевидно что EAX с её использованием является программным, плюс не работают эффекты MacroFX и Elevation Filter.

Итак, слева мы видим список установленных игр, которые определились автоматически. Переместив игру в правый список, мы автоматически включаем для нее функционал Alchemy.

Также игры можно добавлять вручную. Давайте воспользуемся этой возможностью. Установим программу RightMark 3DSound и добавим адрес папки с исполняемым файлом утилиты RightMark 3DSound Positioning Accuracy test (RightMark3DSound.exe) в список Creative Alchemy:

Переместим добавленную программу в правый список. Теперь программу можно запустить.

На скриншоте изображено, как можно воссоздать источник звука находящийся за преградой, сзади, справа от слушателя.

Данная программа - прекрасная возможность испробовать технологии MacroFX и Elevation filter. Включая, выключая эти эффекты попробуйте сначала приблизить источник звука в программе поближе к уху слушателя, а затем перемещать его вниз-вверх по вертикальной оси - Вы почувствуете разницу!

И пусть Вас не смущает что в программе нет включения EAX 5.0 - большинство эффектов этой версии автоматически применяются ко всем источникам звукам, в независимости от поддерживаемой программой/игрой версии EAX.

По такому же принципу настраиваются и игры - главное добавить в Alchemy адрес папки с исполняемым файлом игры. Если в игре есть соответствующие настройки, в них необходимо включить поддержку EAX. Если же такой опции нет - есть альтернатива: включить в игре многоканальный звук. При этом он будет преобразовываться звуковой картой в стерео и Вы получите превосходное позиционирование звуков.

Если Вы хотите в полной мере ощутить все эффекты EAX 5.0, могу посоветовать игру S.T.A.L.K.E.R: Call of Pripyat. Эта игра использует звуковой движок OpenAL, который предоставляет ей непосредственный доступ ко всем эффектам EAX (необходимость использования Alchemy отпадает) - Вам лишь надо включить в настройках игры поддержку EAX и выбрать устройство SB X-Fi Audio.

6. Эпилог

Это всё что я хотел рассказать по поводу настройки X-Fi XtremeGamer. Надеюсь, информация в этой статье оказалась для Вас полезной и теперь Вы сможете раскрыть весь потенциал своей звуковой карты. Приятного прослушивания!

Внешняя звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi HD призвана существенно улучшить качество звучания благодаря целому набору преимуществ. Девайс можно без труда подключить к ноутбуку или ПК, при этом он оборудован удобно расположенными разъемами для микрофона и устройств воспроизведения. Стоит сразу же и упомянуть о функции усиления звука и о возможности без труда регулировать уровень громкости исходящего аудиопотока. Задняя панель звуковой карты оснащена оптическим портом, позолоченным стереоразъемом RCA, а также интегрированным фонокорректором, позволяющим напрямую осуществлять запись звука, проигрываемого с вашей виниловой пластинки.

Устройство полностью поддерживает специальное ПО Media Toolbox 6, которое имеет удобный интуитивный интерфейс и позволяет с легкостью записывать цифровой звук, а также конвертировать его в различные аудиоформаты. Благодаря технологии SBX Pro Studio можно воспроизводить видео или аудио файлы с эффектом “живого звука”, например при просмотре фильмов или прослушивании музыки.

Превосходное качество звучания
Одним из главных преимуществ данной модели звуковой карты USB линейки Sound Blaster является способность воспроизводить звук в превосходном качестве. При этом, показатель соотношения сигнала и шума составляет 114 дБ.

Технология SBX Pro Studio
Модель Sound Blaster X-Fi HD оснащена технологией SBX Pro Studio, которая существенно улучшает качество звучания как во время игры, так и при просмотре фильмов или прослушивании музыки.

Отличный выбор для поклонников виниловых пластинок!
Вдобавок ко всем прочим преимуществам, звуковая карта оборудована фонокорректором с эквалайзером RIAA, что позволяет вам с легкостью подключить к ней проигрыватель виниловых пластинок и таким образом напрямую конвертировать звук в форматы CD или MP3.

Усилитель звука в вашей гарнитуре
В арсенале Creative Sound Blaster X-Fi HD вы также найдете интегрированный усилитель звука превосходного качества, который отлично работает даже в паре с наушниками премиум-класса, где показатель сопротивления может достигать 330 Ом.

Быстрое и простое подключение
Среди прочих преимуществ девайса стоит выделить наличие удобно расположенных звуковых разъемов для наушников и микрофона с позолоченным обрамлением. К тому же, устройство оборудовано отдельным регулятором громкости в виде специального тумблера, находящегося на передней панели звуковой карты.

Полная совместимость с Windows 8
Разработчики аудиокарты на славу потрудились не только над аппаратной, но и над программной составляющей своего детища. Благодаря этому, звуковые драйверы для Sound Blaster X-Fi HD позволяют устройству отлично работать даже в паре с операционной системой Windows 8.

Технические показатели

Основные:
- Звуковая технология: X-Fi.
- Показатель соотношения сигнала и шума: 114 дБ.
- Канальный выход: стерео.
- Используемая аудиотехнология: SBX Pro Studio.
- Качество звучания: 24 бита/96 кГц.
- Основной порт для подключения: USB 2.0.
- Гарантийный срок: 1 год.

Подключение:
- Оптический выход TOSLINK.
- Оптический вход TOSLINK.
- Один микрофонный вход 1/4", который полностью соответствует стандартам RIAA.
- Два линейных входа RCA.
- Выход для наушников 1/4".
- Два линейных выхода RCA.

Перечень совместимых ОС:
Windows8, WindowsXP SP2 или более, Windows Vista SP1 или более, Windows7 и Windows10.

Требования к системе:
- Совместимые ОС: Microsoft Windows10, Windows8, Windows7, Windows Vista, Windows XP (Professional x64 Edition, Service Pack 2 или более).
- Процессор Intel Core2 Duo или эквивалентный ему AMD с рекомендуемой тактовой частотой 2.2 ГГц или более.
- Наличие свободного USB-порта.
- Минимальный объем оперативной памяти: 1 ГБ.
- Объем свободной памяти на жестком диске: 600 Мб.
- Наушники или динамики с усилителем.
- Привод CD-ROM или DVD-ROM для установки ПО.
- Наличие интернет-подключения.

Комплектация:
- Звуковая карта Sound Blaster X-Fi HD.
- Руководство для быстрого подключения и установки ПО.
- Инструкция для пользователя.
- Адаптер-переходник с коннекторами RCA и входным звуковым разъемом.
- USB-кабель длиной 1,5 м.
- Установочный CD-диск.
- CD-диск с приложением Media Toolbox 6.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Введение

Звуковая карта X-Fi Surround 5.1 облачена в чёрный симпатичный компактный корпус с большой поворачивающейся ручкой, а внутри скрыто немало интересного. Отсутствию клавиш управления пугаться не следует, поскольку в комплект поставки входит весьма функциональный пульт ДУ, о котором мы поговорим позже. Подключение к ПК осуществляется через классический интерфейс USB 2.0, поэтому можно гарантировать совместимость со всеми современными компьютерами. Конечно, с учётом довольно высоких требований к компьютеру, особенно под Vista.

Производитель Creative
Интерфейс USB 2.0
Частота дискретизации 96 кГц
Разрядность 24 бита
Входы
На карте Линейный, микрофон
Выходы
На карте 2 "тюльпана" + 2 мини-джека (5.1), 1 S/PDIF оптический, 1 наушники
DVD и кинотеатр
Стандарты Выход S/PDIF, поддержка Power DVD
Конфигурация До 5.1
3D-звук в играх
Стандарты EAX 4.0, OpenAL, Creative Alchemy
Конфигурация 2 и 5.1
MIDI
Синтезатор Нет
Минимальная конфигурация
Windows XP SP2 Pentium 4 1,6 ГГц или AMD Athlon XP 2000+, 512 Мбайт памяти
Windows Vista Intel Core 2 Duo 2,0 ГГц, AMD Athlon 64 Dual Core или эквивалентный, 1 Гбайт памяти

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Входы и выходы

Звуковая карта Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 явно нацелена на цифровые развлечения, а именно на прослушивание музыки и просмотр фильмов, поэтому приходится довольствоваться необходимыми входами и выходами для данных областей. Слабым местом является то, что входы ограничены обычными 3,5-мм мини-джеками для микрофона и линейного входа. Цифровой вход отсутствует. Выходы более богаты, есть выход 5.1, где левая и правая фронтальные колонки подключаются через "тюльпаны", что порадует любителей Hi-Fi. Есть и переходник на 3,5-мм мини-джек, который должен удовлетворить всех. А тыловые колонки и центр/сабвуфер подключаются через обычные 3,5-мм мини-джеки. Есть и цифровой оптический выход S/P DIF, позволяющий подключить ресивер или домашний кинотеатр.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Драйверы и ПО

В комплект с Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 входит программное обеспечение, которое хорошо известно владельцам карт X-Fi и других продуктов Creative. В этом отношении ничего нового нет, за исключением того, что некоторые возможности high-end звуковых карт X-Fi недоступны. Так, Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 работает только в режиме "Entertainment/Развлечения", режимы игры и создания музыки недоступны. Однако доступны такие функции обработки звука, как X-Fi Crystalizer или объёмное звучание CMSS3D, которыми можно управлять с помощью пульта ДУ.


Микшер звуковой карты весьма урезан, при записи можно регулировать только уровень.



Мы обнаружили обычную панель для карт X-Fi с доступом к разным системам обработки звука.



Для пульта ДУ тоже доступно несколько опций.


Для настройки можно воспользоваться Audio Console в "Панели управления" Windows.


Доступ ко многим функция программного обеспечения Creative обеспечивается через значок громкости в трее.



Доступен интерфейс в стиле Media Center, но нас он не заинтересовал.

Следуя традициям последних продуктов Creative, вы можете бесплатно скачать плеер PowerDVD, который позволит декодирвоать Dolby Digital и DTS. Для геймеров под Vista Creative приложила программу Alchemy, которая позволит наслаждаться звуковыми эффектами, несмотря на изменение подсистемы обработки звука в Windows. Впрочем, X-Fi 5.1 Surround, как и все USB-карты, не нацелена на геймеров.

Следует отметить, что звуковая карта, как и многие новые модели, способна работать под Windows XP или Vista без установки драйверов. Если вы можете довольствоваться самыми простыми функциями, то сможете подключить звуковую карту, ничего не меняя в системе. Конечно, если вы хотите выжать от Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 максимум, то придётся установить драйверы и программное обеспечение.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Тестовая конфигурация

Тестовая конфигурация .

  • Процессор: Pentium 4 2,4 ГГц;
  • память: 1 Гбайт DDR;
  • видеокарта: nVidia GeForce Ti 4200;
  • жёсткий диск: 80 Гбайт 7 200 об/мин;
  • оптический привод DVD LG 16/48x;
  • ОС: XP SP3;
  • версия DirectX: 9.0c.

Колонки .

  • Creative Gigaworks S750, Logitech Z2200.

Воспроизведение видео .

  • Power DVD.

Измерения .

  • Right Mark Audio Analyser 6.0.6;
  • система измерения звука DAAS.

Тесты проводились через запись/воспроизведение (вход и выход были соединены), при этом вполне можно было ожидать, что система записи менее качественная, чем система воспроизведения. Поэтому мы провели отдельно и тесты воспроизведения, где для записи использовалась профессиональная звуковая карта E-MU 1616m.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 16 битов, 44,1 кГц


Неравномерность АЧХ : практически идеальная характеристика для данных параметров.

Уровень шума : очень низкий, близок к теоретическому максимуму, который можно ожидать при данных настройках.

Нелинейные искажения : весьма низкие, так что проблем не возникнет.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 24 бита, 48 кГц

Неравномерность АЧХ : частотная характеристика проходит до 24 кГц без особого затухания. Вряд ли можно желать большего.

Уровень шума : частотная полоса шире, шум чувствуется сильнее, но остаётся на весьма низком уровне.

Нелинейные искажения : искажения всё ещё очень низкие.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 24 бита, 96 кГц


Неравномерность АЧХ : мы получаем 30 кГц на уровне -0,5 дБ и 40 кГц на -2 дБ! Вряд ли можно желать большего...

Уровень шума : уровень шума по-прежнему очень низкий.

Нелинейные искажения : искажения на практике очень даже низкие.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 24 бита, 96 кГц (воспроизведение)


Неравномерность АЧХ : частотная характеристика достигает 20 кГц с очень слабым затуханием.

Уровень шума : уровень шума не превышает 100 дБ, что просто великолепно для звуковой карты за такую цену.

Нелинейные искажения : искажения очень низкие.

Как показали тесты, качество звуковой карты очень хорошее, без слабых мест. Нельзя сказать, что лучше не бывает, но X-Fi Surround 5.1 даёт вполне достаточное качество для всех целевых сценариев использования: если качество будет неудовлетворительным, то виноваты в нём будут другие элементы в цепи воспроизведения. На практике мы были вполне удовлетворены нашим тестовым оборудованием для прослушивания. Качество не вызывало нареканий, обработки X-Fi позволили улучшить звук с большинства источников.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Заключение

Звуковая карта X-Fi Surround 5.1 продаётся по весьма доступной цене 70 евро (на момент публикации в Россию она ещё не поступила). При этом она обеспечивает непритязательный, но качественный объёмный звук, как на ноутбуке, так и на настольном ПК. С учётом того, что ноутбуки часто оснащаются не самым качественным интегрированным звуком, перед нами весьма интересный вариант. Однако главным препятствием будут высокие системные требования, особенно под Vista.

Преимущества .

  • Очень хорошее качество звука;
  • работает в базовом режиме без установки драйверов;
  • плеер PowerDVD в комплекте поставки.

Недостатки .

  • Высокие системные требования.