UX-дизайн - что это такое? Чем занимается UX-дизайнер? Разница между UI и UX-дизайном. UX- и UI-дизайн: назначение и отличия

С интерфейсами любому современному человеку приходится сталкиваться постоянно. Иногда эти столкновения проходят совершенно безболезненно: несколько нажатий нужных кнопок - и вот вы уже общаетесь с друзьями в своей любимой социальной сети. Еще несколько кликов - и вы заказываете пиццу в офис, откладываете талончик к дантисту или ищете в Сети новый смартфон, потому что старый… достал своей «тупостью»! Да, иногда столкновения с интерфейсами напоминают попытки пробить стену головой. Найти нужные настройки в «мобильнике» - проблема! Заказать билет на самолет или поезд - слишком сложно (бум головой, бум-бум)! Заплатить по счетам, пользуясь интернет-банкингом - бум-бум-бум!

Кто и зачем заставляет нас продираться сквозь множество непонятных форм, задает кучу лишних вопросов и требует ненужных подтверждений?! Кто прячет от нас нужные кнопки и опции, мешает нам свободно реализовывать свои потребности и спокойно наслаждаться жизнью?!

Интерфейс - это всегда взаимодействие. Взаимодействие какой-то системы (это необязательно должна быть компьютерная система) и человека (пользователя). И если взаимодействие затруднено, начинаются проблемы. Можно ли их избежать?

Широкое распространение получил афоризм, авторство которого в первую очередь приписывают американскому программисту Алану Куперу: идеальный интерфейс - это отсутствие интерфейса. Воображение услужливо рисует устройства, которые считывает ваши мысли и сразу же их реализуют. Но, очевидно, даже такая идеальная схема потребует изобретения какого-то механизма, с помощью которого человеческая мысль должна воздействовать на «умную» машину. Вот и получается, что отказаться от интерфейсов просто невозможно.

Зато можно научиться создавать удобные интерфейсы, о существовании которых пользователю даже не придется задумываться! Именно этой проблематикой и занимается такое направление в ИТ, как UI/UX Design .

UI - это интерфейс пользователя, он же пользовательский интерфейс (от английского user interface). UX в переводе означает «опыт взаимодействия» (User eXperience) и включает в себя различные компоненты: информационную архитектуру, проектирование взаимодействия, графический дизайн и контент.

UX-дизайн - это комплексный подход к взаимодействию пользователя с интерфейсом, будь то веб-сайт, мобильное приложение или любая другая программа. Специалист, который выполняет такую работу, называется UX-дизайнером. Его задача - при разработке интерфейса по возможности максимально учесть все мелочи, начиная от среды пользователя и типа электронного устройства и заканчивая способами ввода и отображения информации.

Профессия проектировщика интерфейсов, безусловно, интересна, перспективна и многогранна, ведь она возникла на стыке дизайна, инженерных специальностей и психологии. Наверное, стать гуру UI/UX-дизайна под силу не каждому: здесь мало только любить сам дизайн - нужно разбираться в каких-то технических моментах и практических вещах, уметь заглядывать в будущее и анализировать человеческое поведение. Но если вы противник узких специализаций. Если вам нравится придумывать вещи, которых еще нет. Если вы постоянно замечаете несовершенство окружающего мира и задумываетесь о том, как это можно исправить, тогда UI/UX Design - это для вас!

«Хорошо, - воскликнете вы, - я хочу стать проектировщиком интерфейсов! Что дальше?»

Варианты, конечно, есть. Можно погрузиться в Интернет и проштудировать всю имеющуюся там информацию, включая книги, статьи, посты, советы и комментарии на форумах (кстати, лишним никогда не будет, но отнимет много времени, войдет не систематизировано и потенциально обременит букетом различных заблуждений). Можно продолжить самообразование, посещая различные мастер-классы и краткосрочные тренинги (с тем же эффектом).

Но есть более надежный и эффективный вариант - живое общение с Мастером своего дела и приобретение практического опыта под его руководством. Это как раз то, что предлагаем мы - добро пожаловать в Образовательный центр ПВТ на курс «Проектирование интерфейсов» (UI/UX Specialist) !

Материал подготовили: Вадим ЗЕЛЕНКОВ, Эрика ГРИЩЕНКО.

| 18.08.2015

Многие дизайнеры (среди которых есть не только новички) употребляют в своих резюме фразу «UI/UX дизайн». Такое сочетание терминов UI и UX является не совсем верным. Почему это так, читайте ниже.

Что такое UI

В переводе с английского UI (user interface) - это интерфейс пользователя. С помощью такого интерфейса юзер может взаимодействовать, т. е. вести диалог с устройствами, машинами, программами. Хорошим примером пользовательского интерфейса является мобильный телефон с дисплеем и клавишами для различных функций, приборная панель автомобиля с кнопками управления и т. д.

UI - это то, как видит и с чем взаимодействует пользователь на экране. При проектировке качественного UI уделяется внимание не только внешнему виду интерфейса, но и его логической структуре, чтобы пользователь мог без лишних усилий, быстро и легко взаимодействовать с ним и добиваться необходимого результата. В компьютерной сфере перед разработчиком UI стоит задача создать интерфейс, обеспечивающий простое, понятное и удобное взаимодействие пользователя с продуктом (программой, сайтом и т. п.).

Но чтобы четко понимать, как создать качественный пользовательский интерфейс для конкретного продукта, необходимо изучать поведение, эмоции и реакцию пользователей при взаимодействии с данным продуктом, проводить тестирование, собирать данные. Человек, взаимодействуя с какой-либо системой, испытывает ощущения и реагирует определенным образом в процессе ее использования. Это называется опытом взаимодействия, или UX.

Что такое UX

Ощущения и реакции, которые возникают у пользователя при взаимодействии с продуктом (в нашем случае это компьютерные программы, сайты, приложения и прочее), называются опытом взаимодействия (UX, user experience). UX - это то, что чувствует и запоминает пользователь в результате использования программы, приложения или сайта. UX учитывается при разработке UI, создании информационной архитектуры, юзабилити -тестировании. Определив целевую аудиторию и характеристики основного пользователя, можно составить список требований к проекту.

На первом шаге выясняется, какие ожидания и желания имеются у потенциальных пользователей и заказчика продукта (программы, сайта и т. п.). На втором шаге определяются функциональные возможности, доступные для пользователей. Следующий шаг - проектирование сайта (или другого продукта), разработка структуры и навигации, интуитивно понятной пользователям, а также продуманная компоновка всех элементов пользовательского интерфейса. Последний шаг - внешний вид, дизайн продукта, который будет удобен и приятен в использовании.

Выводы

Как видим, UI является частью UX. Цель обоих - улучшить, упростить, сделать удобнее. Но, хоть данные термины и тесно связаны, они отнюдь не синонимы. Вы можете иметь отличный UI, но ужасный UX, и наоборот. Дизайнеры, в основном, занимаются именно UI. Отрасль UX изучают другие специалисты - проектировщики, аналитики, маркетологи. Чтобы достичь максимального результата, необходима профессиональная работа специалистов обеих областей.

Время достижения цели - это функция расстояние до цели и её размера. В 1954 году психолог Пол Фиттс, изучавший моторную систему человека, показал, что время, требуемое для попадания в цель зависит от расстояния до цели, а также находится в обратной зависимости от размера цели. Согласно этому закону, быстрые движения и маленькие цели приводят к большему количеству ошибок. Закон Фиттса широко применяется в UI и UX. Например, согласно этому закону, интерактивные кнопки стоит делать большими, потому что на маленькие кнопки сложнее кликнуть и это занимает больше времени.

Закон Хика

Время принятия решения возрастает с увеличением количества и сложности вариантов выбора. Чем больше количество раздражителей, тем дольше пользователь будет выбирать, с каким из них взаимодействовать. Если пользователей бомбардируют вариантами выбора, им придется уделить время для интерпретации и принятия решения, чего они не хотят делать.

Закон Якоба

Пользователи проводят большее количество времени на других сайтах. Это означает, что пользователи предпочитают, чтобы ваш сайт работал так же, как и сайты, которые они уже знают. Закон Якоба придуман Якобом Нильсеном, сооснователем Nielsen Norman Group, который сделал огромный вклад в UX, например, изобрел метод эвристической оценки.

Закон прегнантности

Люди будут воспринимать и интерпретировать неоднозначные или сложные изображения в самой простой форме, потому что эта интерпретация требует от нас меньше всего когнитивных усилий. Этот закон открыт в 1910 году психологом Максом Вертхаймером, когда он увидел огни около железнодорожного переезда. Это было похоже на включение и выключение огней вокруг сцены. Наблюдателю кажется, что это один и тот же огонек, который переходит от лампочки к лампочке, хотя на самом деле это просто серия лампочек, которые включаются и выключаются по очереди.

Закон близости

Близкие друг к другу объекты воспринимаются в группе. Этот закон также является одним из основных в гештальт-психологии и был открыт Вертхаймером. Он заметил, что быстрая серия событий создает иллюзию движения. Например, фильмы - это быстрое движение кадров, которое воспринимается как сплошной визуальный опыт.

Закон Миллера

В среднем, человек может удержать в памяти 7 ± 2 элемента в своей рабочей памяти. В 1956 году Джордж Миллер утверждал, что диапазон непосредственной памяти и абсолютного суждения был ограничен примерно 7 частями информации. Основной единицей информации является бит, объем данных, необходимый для выбора между двумя одинаково вероятными альтернативами. То есть, 4 бита информации - это решение между 16 парными альтернативами (4 последовательных двоичных решения). Точка, в которой путаница вызывает неправильное суждение, - это пропускная способность канала.

Закон Паркинсона

Любая задача занимает все отведенное на неё время. Согласно этому закону, ограничения во времени, пространстве или бюджете приводят к увеличению продуктивности и эффективности.

Эффект серийного расположения

Пользователи лучше всего запоминают первые и последний объекты в серии. Манипуляции с серийным размещением для создания лучшего пользовательского опыта используется во многих популярных дизайнах успешных компаний вроде Apple, Electronic Arts и Nike.

Закон Теслера

Закон Теслера, или закон сохранения сложности, утверждает, что для любой системы существует определенное количество сложности, которое нельзя сократить. В середине 1980-х Ларри Теслер понял, что взаимодействие пользователей с приложениями так же важно, как и сами приложения. Он говорит, что во многих случаях инженер должен потратить лишнюю неделю на упрощение приложение, а не заставлять миллионы пользователей тратить лишнюю минуту на использование сложной программы. Однако, Брюс Тогнаццини утверждает, что люди сопротивляются упрощению своей жизни. Поэтому, если приложение простое, пользователи начинают стремиться к более сложным задачам.

Эффект Фон Ресторфф

Эффект Фон Ресторфф, или эффект изоляции, предсказывает, что при наличии большого числа похожих объектов, вероятнее всего запомнится тот, что отличается от остальных. Этот эффект был открыт в 1933 году немецким психиатром и педиаторм Хедвиг фон Ресторфф, которая обнаружила, что когда участникам исследования показывали список похожих объектов, среди которых один отличался, этот объект запоминался лучше.

Какова разница между UI (user interface, пользовательский интерфейс) и UX (user eXperience, пользовательский опыт)?

Если бы у нас было 30 секунд на объяснение, мы бы дали такое блиц-описание.

На самом базовом уровне пользовательский интерфейс представляет собой ряд экранов, страниц и визуальных элементов, таких как кнопки и иконки, предназначенных для взаимодействия с устройством.

Пользовательский опыт, с другой стороны, — это внутренний опыт, получаемый человеком при взаимодействии с каждым аспектом продукта компании.

Плохой UX: «Я ненавижу всех! Включая тебя!». Великолепный UX: «Люблю жизнь! И тебя! И щеночков!».

Однако данное объяснение не является всеобъемлющим. Копнем немного глубже в область UI и UX для лучшего понимания различий между ними.

В 1970-е годы, если вам требовалась помощь компьютера, вы должны были использовать интерфейс командной строки, выглядевший следующим образом:

Вы не могли купить компьютер с графикой, иконками, кнопками или мышкой — их еще просто не было в продаже. Чтобы заставить компьютер делать то, что нужно, вы должны были говорить с ним на языке программирования.

Затем в 1981 году группа специалистов в области вычислительной техники компании Xerox PARC разработала и запустила Xerox Star — персональный компьютер с самым первым графическим пользовательским интерфейсом (Graphical User Interface, GUI). Он использовал окна, иконки, раскрывающееся меню, (Radio Buttons) и чекбоксы (Checkboxes, флажки для выбора функций). Пользователи теперь могли открывать, перемещать и удалять файлы:

Возможно, тот прототип не мог сравниться с компьютерами, доступными сегодня. Но на ранних стадиях развития персональных вычислительных машин внедрение GUI было революцией.

Оно означало, что вам больше не нужно было полагаться на знание кода для использования компьютеров, и это сделало их гораздо более доступными для масс.

Команда компании Apple Computer продолжила свое развитие и расширение именно на базе идеи GUI. И в 1984 году они выпустили Macintosh, ставший первым коммерчески успешным десктопным компьютером. Он имел интерфейс с несколькими окнами и мышку, работавшую по принципу «наведи и кликни» (point-and-click).

Появление GUI вызвало потребность в новом типе дизайнеров — тех, кто работал с графическим интерфейсом персональных компьютеров. И именно тогда UI-дизайнеры вышли на широкую сцену.

Эта область развивалась на протяжении последних нескольких десятилетий, и она будет продолжать эволюционировать в будущем.

Проектировщики UI сегодня работают над веб-сайтами, приложениями, так называемыми «носимыми» гаджетами (wearables) и программами. Пожалуй, на них также лежит ответственность за возникновение таких вещей, как визуальные элементы страниц или экранов системы, а также дизайн интерфейса цифровых продуктов.

Что такое пользовательский опыт?

Термин «пользовательский опыт» был придуман ученым-когнитивистом Доном Норманом (Don Norman) в начале 1990-х, когда он был вице-президентом группы разработки новейших технологий в компании Apple.

Вот как звучит определение Нормана: «Пользовательский опыт охватывает все аспекты взаимодействия конечного пользователя с компанией, ее услугами и ее продукцией».

Объясняя происхождение термина, Норман писал:

«Я придумал термин, потому что такие понятия, как «интерфейс человек-компьютер» и «юзабилити», казались мне слишком узкими. Я хотел охватить все аспекты опыта пользователя, возникающие при взаимодействии с системой, включая промышленный дизайн, графику, интерфейс, физическое взаимодействие и руководства к действию. С тех пор термин получил столько коннотаций, что он потерял свое первоначальное значение».

Согласно определению Нормана, пользовательский опыт охватывает очень широкий спектр дисциплин, и его понимание может вызвать у некоторых трудности.

В более поздних работах Норман уточнил, что входит в комбинацию ингредиентов, необходимых для достижения высококачественного пользовательского опыта:

«Первым требованием образцового пользовательского опыта является точное следование потребностям клиента, без лишней суеты и помех. Далее идут простота и элегантность, сопутствующие продуктам, которые приносят радость их владельцам — радость использования.

Но действительно хороший пользовательский опыт выходит далеко за эти рамки, давая клиентам то, чего они хотят. Для того чтобы добиться достойного UX, компания должна предлагать органичное слияние услуг нескольких областей, включая инжиниринг, маркетинг, графический и промышленный дизайн и дизайн интерфейса».

UX не ограничивается визуальным интерфейсом вашего продукта. Это концепция, имеющая много аспектов и охватывающая весь путь, совершаемый пользователями, в том числе:

  1. Процесс, через который они проходят, когда ищут продукт вашей компании.
  2. Последовательность действий, выполняемых ими при взаимодействии с интерфейсом.
  3. Мысли и чувства, возникающие у них при выполнении своей задачи.
  4. Впечатления, получаемые ими от взаимодействия в целом.

UX должен быть: полезным (useful), удобным (usable), востребованным (desirable), имеющим ценность (valuable), находимым (findable), доступным (accessible), вызывающим доверие (credible)

Обязанность UX-дизайнеров заключается в том, чтобы гарантировать: поставляемые компанией товары или услуги отвечают потребностям клиента и позволяют им беспрепятственно достичь желаемого результата. Чтобы добиться этого, дизайнеры могут обратиться к исследованиям для получения как можно большего количества информации о контексте взаимодействия пользователя с продуктом, чтобы затем с помощью этих сведений смоделировать структурные схемы (Wireframes) и прототипы (Prototypes), позволяющие пользователю добраться из точки А в точку Б.

Какова разница между UI и UX?

Дон Норман и Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) кратко и понятно резюмировали разницу между двумя понятиями:

«Важно отделять пользовательский интерфейс (UI) от общего пользовательского опыта, имея при этом в виду, что пользовательский интерфейс, безусловно, является чрезвычайно важной частью дизайна.

В качестве примера рассмотрим веб-сайт с обзорами фильмов. Допустим, пользовательский интерфейс идеален для поиска фильмов. Но если основная база данных сайта содержит только фильмы от крупных студий, сайт будет обладать бедным UX для тех пользователей, нуждающихся в информации о релизах независимого кино» .

Еще одним удачным примером является Google. Его интерфейс очень прост. Он почти ничего не содержит — только логотип, строку поиска и несколько кнопок:

Но когда вы вводите что-либо в поле поиска, менее чем за секунду вы получаете доступ к почти полной базе человеческих знаний в оцифрованном виде:

Теперь представьте, что каждый раз, когда вы ищете что-то в Google, для получения результата вам приходится ждать 15 секунд, то есть вы больше не можете получить ответ на свой вопрос мгновенно. Даже если интерфейс останется прежним, ваш опыт работы с Google будет существенно отличаться.

Мнения

Как это часто случается, профессионалы по-разному воспринимают одни и те же вещи. Поэтому приведем мнения нескольких умных и талантливых людей, работающих в сфере хай-тек. Вот что они говорят о разнице между UI и UX.

1. UX ориентирован на путь пользователя, ищущего решение своей проблемы, в то время как UI сфокусирован на том, как продукт выглядит и работает на внешнем уровне.

Кен Нортон (Ken Norton), один из партнеров в Google Ventures, бывший руководитель отдела по разработке новой продукции в Google:

«Начнем с проблемы, которую мы бы хотели решить. UX-дизайн ориентирован на путь пользователя, ищущего способы решения этой проблемы, он затрагивает положительные и негативные стороны этого вопроса, на экране компьютера и вне его. UI-дизайн сфокусирован на том, как продукт выглядит и работает на внешнем уровне. Иными словами, UI представляет собой лишь часть пользовательского пути. Мне нравится аналогия с рестораном. Пользовательский интерфейс - это столы, стулья, тарелки, стаканы и столовые приборы. UX — это качество подаваемой еды, обслуживания, особенности парковки, освещения и музыки».

2. UX-дизайнер занимается концептуальными аспектами процесса дизайна, а UI-дизайнер сосредоточен на более материальных элементах.

Энди Бадд (Andy Budd), соучредитель компании Clearleft и основатель UX Лондон:

«Логично было бы предложить, что, если вы занимаетесь дизайном UI, а клиент испытывает продукт как раз через пользовательский интерфейс, то это также делает вас дизайнером UX. Однако, следуя этой логике, проектирование собственного дома делает вас архитектором, а ремонт крана в ванной - профессиональным сантехником.

Часто слова, используемые для описания какой-либо области знаний, оказываются оторванными от первоначально вложенного в них смысла. Например, слово «архитектор» в переводе с древнегреческого буквально означает «главный строитель». Такое определение в наши дни уже не передает суть профессии.

В профессиональном контексте понятие «дизайнер пользовательского опыта» имеет конкретное значение и подразумевает набор определенных навыков, основу которым положили более 20 лет практики специалистов данной отрасли. Работа UX-дизайнера связана с концептуальными аспектами процесса дизайна, при этом UI-дизайнеры сосредоточены на более материальных элементах.

Джейсон Мисут (Jason Mesut) отлично описал разницу между UX и UI (а также и частичное совпадение их смыслов) в его «дважды бриллиантовой» модели (Double Diamond Model). Согласно этой модели, разработчик UX имеет глубокие познания в стратегии, практике исследований, информационной архитектуре и дизайне взаимодействия (Interaction Design).

UI-дизайнер (или, как теперь его принято называть в Кремниевой долине, дизайнер цифровых продуктов) также имеет навыки в области дизайна взаимодействия. Однако фокус его работы тяготеет больше к таким областям, как информационный дизайн (Information Design), «движущийся дизайн» (Motion Design) и брендинг.

Хотя некоторые люди утверждают, что они являются экспертами во всех этих областях, такое встречается довольно редко. В конце концов, если вы являетесь экспертом во всем, вы, вероятнее всего, эксперт ни в чем конкретно».

3. Нет никакой разницы между UX- и UI-дизайном, потому это два несопоставимых понятия.

Крейг Моррисон (Craig Morrison), руководитель отдела по разработке продукции компании RecordSetter и основатель Usability Hour:

«Я слышу этот вопрос все время, и я много раз отвечал на него. В итоге я пришел к такому выводу.

Нет никакой разницы между UX- и UI-дизайном, поскольку эти две вещи не сопоставимы друг с другом. Это то же самое, что спрашивать, к примеру, какова разница между красной краской и химическими веществами, из которых состоит эта краска?

Нет никакой разницы.

Красную краску дает соединение различных химических веществ…

Так же и пользовательский опыт состоит из множества различных компонентов, и дизайн пользовательского интерфейса является лишь одной из его составляющих.

Вот еще несколько вопросов из этой серии, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения.

Какова разница между MacBook и формой клавиш?

Какова разница между чаем и видом материала, из которого сделан чайный пакетик?

Какова разница между автомобилем и цветом, в который он окрашен?

Если провести сравнение с вкусным тортом (а почему бы и нет?), UI будет глазурью, коржами, вкусом, способом подачи и оформления. UX же будет первопричиной того, почему мы вообще решили сделать торт и почему люди предпочтут его, скажем, гамбургерам».

4. Пользовательский интерфейс, как правило, связан с визуальным и информационным дизайном. UX охватывает весь опыт пользователя, даже вне экрана его компьютера.

Патрик Ниман (Patrick Neeman), начальник отдела дизайна продуктов компании Apptio, основатель Usability Counts:

«Дизайн пользовательского опыта охватывает весь опыт пользователя, даже вне экрана его компьютера. Дизайн пользовательского интерфейса, как правило, связан с визуальным и информационным дизайном, то есть с тем, что происходит на экране. Современное определение UX восходит к тому, что дала Nielsen Norman Group: UX — это любая точка контакта пользователя или клиента с системой, как в цифровом ее виде, так и в других проявлениях».

5. UI ориентирован на продукт и представляет собой серию визуальных характеристик за отрезок времени. UX фокусируется на пользователе и его пути «через продукт».

Скотт Дженсон (Scott Jenson), руководитель отдела стратегического развития продуктов в Google:

«Я не слишком углубляюсь в эти различия, так как эти понятия часто используются как взаимозаменяемые. Однако если меня спрашивают, мое видение заключается в следующем. Пользовательский интерфейс ориентирован на продукт и представляет собой серию визуальных характеристик за отрезок времени.

UX фокусируется на пользователе и его пути «через продукт».

UI больше нацелен на специфику экранного отображения: ярлыки, визуальный стиль, основные принципы дизайна и структуру.

UX — путь «через продукт». Не ограничиваясь рамками экрана, он определяет путь пользователя и дает объяснение тому, почему были использованы отдельные моменты в UI и, что гораздо важнее, почему какие-то моменты из него убрали. UI имеет дело с ограничениями и проблемами, UX решает их».

6. UX представляет собой опыт, переживаемый пользователем при работе с продуктом в целом, а UI — это те конкретные вещи, с которыми пользователь фактически будет взаимодействовать.

Клейтон Янь (Clayton Yan), UX-дизайнер компании UserTesting:

«Существует много путаницы вокруг понятий «пользовательский интерфейс» и «пользовательский опыт», а также вокруг того, в чем заключаются их основные различия, если таковые существуют. Определенно, это разные вещи, но они должны идти рука об руку для создания красивого и интуитивного опыта.

Я всегда объясняю эту тему, используя аналогию со строительством дома. Когда вы строите дом, вы думаете о его планировке и расположении комнат.

Сколько спален вам нужно, 2 или 3? Будет ли каждая из этих спален иметь собственную ванную комнату? Будет ли гостиная располагаться сразу у входа? Будет ли дом одноэтажным или сделать два этажа?

Для меня UX представляет общий опыт и впечатление, получаемые от вашего дома (или продукта). Все ли имеет смысл? Как ваш пользователь чувствует себя при взаимодействии с продуктом?

Следующим уровнем пути пользователя является интерфейс, с которым он фактически взаимодействует. Продолжая пример с домом, интерфейс равнозначен общему направлению декора. Какой тип обоев вы будете использовать? Поставите ли вы везде одинаковые вазы или выберете разные?

Пользовательский интерфейс представляет собой, как явствует из его названия, те моменты, которые пользователь будет видеть и с которыми будет взаимодействовать. Сюда входят кнопки, формы, рисунки и т.д.

UX без UI означает, что у вашего дома есть фундамент и стены, но нет красивого единого оформления. UI без UX — это как привнести потрясающие цвета и детали во весь дом, но при этом сконструировать его так, чтобы главный вход ведет в ванную комнату. Очень важно создавать изумительный опыт от начала до конца.

Обычно UX-дизайн предшествует дизайну UI, потому что вам сначала нужно провести все исследования, подготовить эскизы и отладить процессы. После того как вы закончили с общей картиной, вы начинаете работать над дизайном пользовательского интерфейса, сводя все части воедино так, чтобы получился красивый продукт с хорошим дизайном».

А каково ваше мнение?

Многие путают понятия UX и UI и используют их как взаимозаменяемые. Как сказал Дон Норман, «они просто вошли в лексикон и больше не имеют какого-либо специального смысла. Люди используют их, часто не имея никакого понятия о том, что означают эти слова, каково их происхождение, история или какой круг явлений они затрагивают».

А что думаете вы? Какова разница между UI и UX? Могут ли они использоваться взаимозаменяемо или означают разные вещи?

Дизайн – понятие довольно широкое и неопределенное. Когда кто-то говорит? «Я дизайнер», не сразу понятно, чем он в действительно занимается каждый день. Существуют несколько разных областей, объединенных под понятием «дизайн».

Профессии, относящиеся к дизайну, существуют в самых разных областях – от промышленного дизайна (дизайн машин и мебели и др.), печатного дизайна (журналы и другие печатные издания) до веб-дизайна (вебсайты, мобильные приложения).

Однако за недавнее время появилось множество новых дизайн-профессий, сфокусированных на разработке интерфейсов для разного вида экранов. Вакансии, озаглавленные UX- или UI-дизайнеры непонятны для непосвященных и даже часто для самих дизайнеров из других областей.

Давайте попробуем разобраться в том, что же означает каждый из этих терминов.

UX-дизайнер (USER EXPERIENCE дизайнер)

UX-дизайнер в первую очередь сконцентрирован на том, как продукт «ощущается», воспринимается пользователем. Поставленная дизайнеру задача не имеет одного верного ответа. UX-дизайнеры пробуют разные подходы, чтобы решить какую-то специфическую проблему пользователя. В широкий список обязанностей UX-дизайнера входит задача убедиться в том, что продукт последовательно переводит клиента из одной стадии в следующую. Один из способов достичь этого – проведение непосредственных тестов с реальным пользователем, чтобы иметь возможность наблюдать за его поведением. Выявляя вербальные и невербальные препятствия, UX дизайнеры совершенствуют продукт и последовательно приходят к созданию наилучшего варианта взаимодействия пользователя с продуктом. Тестовая версия необходима для того, чтобы обеспечить максимально удобное пользование продуктом.

Пример описания работы experience-дизайнера в Twitter:

«Определите модели взаимодействия, пользовательские потоки задач, и UI-спецификации. Представьте различные варианты развития событий, опишите процесс пользования и модели взаимодействия от и до и продемонстрируйте образцы заинтересованным лицам. Работайте с нашим креативным директором и визуальными дизайнерами, чтобы объединить визуальную идентичность Твиттера и его характерные черты. Развивайте или сохраняйте макеты, мок-апы и стандарты по необходимости»

Результаты работы: макеты изображений на экранах, раскадровки, план сайта.

Инструменты: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks, InVision

UI-дизайнер (USER INTERFACE дизайнер)

В отличие от UX-дизайнеров, которые ответственны за общее восприятие продукта, работа UI-дизайнера крутится вокруг того, как продукт спроектирован. Такие специалисты ответственны за дизайн каждой страницы или экрана, с которыми взаимодействует пользователь, и обязаны убедиться в том, что UI визуально сочетается с тропой, проложенной UX-дизайнером. Например, UI-дизайнер, создающий аналитическую панель, может представить наиболее важный контент наверху страницы, или решить, что ползунок или кнопка управления больше подходят восприятию пользователя для регулировки графика.


Обычно UI-дизайнер также несет ответственность за создание единого стиля и обязан убедиться в том, что соответствующий «язык» дизайна применен во всем продукте.

Сохранение последовательности во всех визуальных элементах и определение поведения (например, как отображать ошибку или предупреждения) подпадают под компетенцию UI-дизайнера.

Граница между этими двумя профессиями весьма размыта, и зачастую компании нанимают одного человека на эти две вакансии.

Инструменты: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks

Визуальный дизайнер (графический дизайнер)

Визуальный дизайнер – это тот, кто занимается графикой. Если вы спросите кого-то, кто не занимается дизайном, кто такой дизайнер, пожалуй, первым на ум придет как раз-таки графический дизайнер. Графические дизайнеры никак не связаны ни с тем, как экраны сообщаются друг с другом, ни с тем, как кто-то взаимодействует с продуктом. Вместо этого, они сосредоточены на создании красивых иконок, элементов управления и других визуальных элементов и выбирают подходящие шрифты. Графические дизайнеры трудятся над маленькими деталями, которым остальные не придают значения, и часто работают в Photoshop в режиме приближения 4X или 8X.

Также довольно распространена ситуация, когда UI-дизайнеры выполняют двойную работу и создают конечный вариант элементов изображений. Некоторые компании принимают решение не нанимать отдельного графического дизайнера.

Инструменты: Photoshop, Sketch

Interactive-дизайнер (моушен-дизайнер)

Помните почти незаметную подпрыгивающую анимацию, когда вы обновляете почту на своем iPhone? Это работа моушен-дизайнера. В отличие от графических дизайнеров, которые работают со статичными элементами, моушен-дизайнеры создают анимацию внутри приложений. Они имеют дело с тем, что делает интерфейс, после того, как пользователь к нему прикасается. Например, они решают, каким образом должно развертываться меню, какие эффекты перехода использовать, и как должна реагировать та или иная кнопка. Хорошо выполненный моушен-дизайн становится неотъемлемой частью интерфейса, предлагая визуальные подсказки как использовать продукт.

Описание работы моушен-дизайнера в Apple:

«Высокая квалификация в графическом дизайне, моушен-графике, знания в digital art, хорошее восприятие шрифтов и цвета, общее внимание к материалам и текстурам, а также практическое понимание анимации. Знание iOS, OS X, Photoshop и Illustrator, также знакомство с Director (или аналогом), Quartz Composer (или аналогом), 3D-моделированием, моушен-графикой»

Инструменты: AfterEffects, Core Composer, Flash, Origami

UX Исследователь (Исследователь пользователей)

Цель UX исследователя – ответить на два вопроса: «Кто наш потребитель?» и «Что хочет наш потребитель?» Обычно в обязанности исследователя входит проведение интервью с пользователями, исследование маркетинговых данных и общий сбор аналитики. Дизайн – это процесс постоянного совершенствования. Исследователь может помочь в этом процессе, проводя A/B-тестирование, чтобы выявить, какое дизайнерское решение наиболее полно удовлетворяет потребительские нужды. UX-исследователь обычно – главная опора в больших компаниях, где доступ к огромному количеству информации дает ему достаточно возможностей, чтобы прийти к значимым заключениям.

Описание работы UX-исследователя в Facebook:

«Вплотную работайте с командами, создающими продукт, чтобы определить тему исследований. Проводите исследования, которые одновременно относятся как к потребительскому поведению, так и к их мнениям. Проводите исследования, используя широкий спектр качественных и количественных методов, например, опросы.»

UX-дизайнеры периодически выполняют обязанности UX-исследователей.

Результаты работы: портрет пользователя, результаты A/B-тестирования, поведенческие исследования пользователей/интервью.

Инструменты: микрофон, бумаги, документы

Внешний разработчик (UI-разработчик)

Внешние разработчики отвечают за функциональное воплощение интерфейса продукта. Обычно, UI-дизайнер передает статичный мок-ап внешнему разработчику, который в дальнейшем трансформирует его в работающий, интерактивный продукт. Внешние разработчики также отвечают за кодирование, верстку интерактивной графики, которую создает моушен-дизайнер.

Инструменты: CSS, HTML, JavaScript

Дизайнер продукта

Продакт-дизайнер – всеобъемлющее понятие, чтобы описать дизайнера, который в общем вовлечен в процесс создание образа и восприятия продукта.

Роль продакт-дизайнера не очень хорошо определена и разнится в различных компаниях. Продакт-дизайнер может по минимуму заниматься кодированием, проводить пользовательские исследования, создавать интерфейс, или создавать визуальные элементы. С начала до конца продакт-дизайнер помогает выявить изначальную проблему, установить какие-либо критерии для ее решения, а затем создавать, тестировать и совершенствовать различные решения. Некоторые компании, которые хотят работать в рамках более «текучего» сотрудничества, указывают при поиске соискателя именно эту вакансию, чтобы в итоге создать команду разнопрофильных дизайнеров и работать над пользовательским восприятием продукта, проводить пользовательские исследования и создавать визуальные элементы.

Некоторые компании используют «UX-дизайнер» или просто «дизайнер» в качестве всеобъемлющего термина. Прочтение описания вакансии – лучший способ выяснить, что будет входить в вашу компетенцию.

Описание работы продакт-дизайнера для Pinterest

«Владение всеми сферами дизайна: взаимодействие, визуальная часть, работа с продуктом, макетирование. Создание шаблонов элементов изображений и их верстка».

Ищу дизайнера

Самая распространенная фраза, которую я слышу от молодых стартапов. Обычно они ищут того, кто мог бы делать все вышеперечисленное. Они ищут того, кто мог бы создавать красивые иконки, создавать лендинги, запускать A/B-тестирование, логично размещать элементы UI на экране, и может даже делать что-то из обязанностей внешнего разработчика. Из-за общего характера, который носит эта должность, мы часто слышим, что компания хочет нанять просто «дизайнера», не углубляясь в подробности и специфику этой профессии.

Границы между каждым из этих направлений дизайна очень размытые. Предполагается что некоторые UX-дизайнеры также будут работать над взаимодействием с потребителем, а некоторые UI-дизайнеры будут в том числе заниматься графикой. Лучший способ найти дизайнера – детально описать, что вы от него ожидаете в рамках работы на вашу компанию, и выбрать заголовок вакансии, наиболее четко отображающий обязанности дизайнера.