Возможные места работы программиста. Какие бывают программисты и почему это важно знать всем айтишникам

Читать: 8 мин.

Правда ли, что программирование - ну самая востребованная специальность в мире? Кто такие системные и прикладные программисты? Сколько лет нужно учиться на программиста? В какой вуз и колледж поступить, чтобы стать программистом?

Говорят, что в мире есть десять видов людей. Те, кто понимает двоичный код… и те, кто не понимает .
Юмор программистов

Программирование зародилось в XIX веке, и до середины XX века, когда случился бурный рост информационных технологий, создание программ для машины было сродни искусству. Программирование было уделом избранных. Сегодня же профессия программиста распространена и очень востребована. В 2017 году в мире насчитывалось 18.2 млн разработчиков программного обеспечения, из них 1.3 млн - в России.
Давайте посмотрим, какое будущее у профессии программиста. И что ему угрожает.

Описание профессии


Где работать

Компании-разработчики (сервисы Booking.com, Mail.ru, Yandex, Unisender)
IT-отделы и отделы digital-маркетинга организаций (Сбербанк России, Газпром, Тинькофф банк)
Системные интеграторы (Крок, Softline, Техносерв, Ланит, Ай-Теко)

Карьерные возможности

Из-за бурного роста сферы IT и дефицита разработчиков ПО, работать программистом можно начать еще в институте. Со 2-3 курса можно устроиться junior-разработчиком и начинать движение по карьерной лестнице. И при этом получать достойную для студента зарплату в 30-50 тысяч рублей.

Сами программисты оценивают длительность каждой ступени следующим образом:
Первые полгода-полтора года реального опыта вы junior
При активном обучении следующие 1-3 года работы вы middle
А программист с опытом работы 4-6 лет – это senior

Но, конечно, стоит помнить, что границы условны, и более активный и любознательный разработчик сможет освоить все навыки senior-developer за 3 года.

Кроме глубокой специализации в программировании, программисту доступно движение в смежные области внутри IT-компании – дизайн, маркетинг, аналитику, менеджмент. Программист может стать архитектором программного обеспечения, девопс-инженером, менеджером IT-проектов, если ему это интересно и у него есть нужные компетенции. Например, чтобы работать менеджером, ему потребуется коммуникабельность, инициативность, умение формировать команду и контролировать бизнес-процессы.

Оплата труда (диапазон зарплат)

Зарплата программиста напрямую зависит от специализации и квалификации. Наименее оплачиваемые должности – это junior-разработчики, которые только учатся. А наиболее оплачиваемые на рынке труда – архитекторы ПО и системные инженеры, на которых лежит ответственность за продукт или проект в целом. Поэтому диапазон зарплат программистов может быть очень широким:

    30 000 – 260 000 рублей
Перспективы профессии (востребованность)

Сейчас отрасль IT в целом и программирование в частности находятся на пике востребованности. Компании конкурируют за квалифицированных специалистов. В перспективе ближайших 5 лет программистов ждет благополучная жизнь и высокие зарплаты, потому что молодых кадров станет немного меньше. Придет период демографической ямы из-за низкой рождаемости в начале 90-х гг.
Но рынок IT ждет несколько опасностей. Во-первых , обучение программированию сейчас начинается уже практически с детского сада. Самые известные обучающие языки - это Scratch от MIT и Blockly от Google. Вероятно, навык программирования будет настолько же распространен, как знание английского языка, то есть будет входить в "джентльменский набор" при приеме на работу. А если им владеет почти каждый, то и ценность работы снижается.
Во-вторых , IT-образование сейчас дает почти каждый колледж и вуз. После дефицита рынок может "насытиться" профессиональными программистами, и их зарплаты упадут.
В-третьих , есть страны, в частности Индия, где IT-образование развивается еще быстрее. И в определенный момент услуги программирования насытят мировой рынок, как сейчас произошло с товарами, произведенными в Китае. С индийскими программистами трудно будет конкурировать в цене.

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях , подпишитесь на нашу рассылку .

О времена, о нравы. Сегодня в Тостере увидел тему, в которой человек признавался, что работая java-разработчиком он знает алгебру и геометрию на уровне 6 класса и просил посоветовать учебники. Этот запрос несомненно вызывает уважение - человек хочет учиться.

Начнём сначала. Я учился в хорошей физмат школе в 90-е годы. Читай между строк - по советской программе. На этом можно было бы и закончить, потому что далеко не все учились в хорошей физмат школе по советской программе, а значит я по определению страшно оторван от народа. И точно ничего не понимаю в жизни.

Да, кодить мы начали в третьем классе, и это был не Хогвартс , не лаборатория по прокачке яйцеголовых - все были обычные парни и девчонки с района. Совсем немногие с инженерными и научными кровями. У нас была крутая математика. А ещё крутой труд, физкультура и история. Всё было пропитано системностью. Вы знали в школе, что история это наука, систематизированная, наполненная внутренней логикой, укладываемая в таблицы и выводы? Знайте, это так. Вы знали, что русский язык описан настолько строго, что почти любую ситуацию в нём можно решить алгоритмически?

В старших классах мы форсировали матан да так, что потом пару курсов в ВУЗе можно было отдыхать. На чём многие, кстати, и погорели. И нет, не были гениями, мозг кипел, распределение оценок было такое же как и везде - двоечники, троечники, хорошисты, ботаны. Ботаны были гениями, это да. Ученики физмат школы не любили ботанов так же, как их не любят везде. Что ещё раз доказывает, что мы не были особенными. Это важно для последующего рассуждения.

На уроках информатики мы решали те же задачи из матана - находили корни уравнений, строили графики. Изучали принципиальное построение языков - типы, структуры данных, алгоритмы, работа с памятью, было немного Delphi и ООП. В основном, конечно же, Pascal. Для общего развития были C и Assembler. Немножко захлестнули БД под конец, конечно же с нормализациями. Изучали двоичную алгебру и делали по фану игры.

И даже не все это проходили, класс был поделён на Программистов и Пользователей. Пользователи учили HTML и фотошоп, сдавали сайт.

И мы всегда знали, что мы не программисты, мы так, школота. Программисты это те, которые пишут книги. Это те, кто создаёт ОС и реальный софт. Мы верили, что чтобы стать Программистом, надо телепортироваться куда-то в IBM или Microsoft. А ты даже функцию на непрерывность как следует исследовать не можешь - куда тебе.

У меня так сложилось, что я стал соприкасаться с программированием спустя более 10 лет после выпуска из школы. Всё поменялось - появился веб, куча каких-то странных слов и названий. Я точно, знал, что эти гении - Программисты, которые создают коммерческий продукт, ушли уже очень далеко, в какие-то параллельные космические миры, где мне их никогда не достать. Что я приду к ним, а они мне скажут: «Брат, какой тебе блог на PHP? Давай ка динамический массив мне через рекурсию организуй, тогда и поговорим.»

И ведь справедливо. Ведь я точно знаю, что программист это даже не профессия. Это специализация инженера.

Подозрения начали закрадываться, когда на Тостере я начал читать вопросы в духе «Нужна ли математика программисту?». И ответы в духе «решение рутинных задач для лендосов математики не требует».

И вот я вижу, что разработчик Java просит посоветовать школьный учебник по математике.
Я понимаю, что эта область испытывает голод по кадрам, что круг задач упростился, что порог входа низкий и т.д. Я согласен, что если человек выполняет работу, то он молодец, и пусть на здоровье это делает. Приносит пользу обществу, кормит семью и так далее. У меня вообще нет никакого высокомерия по отношению к разработчикам, матана не ведающим.

У меня вертится в голове старпёрский риторический вопрос: «А как же культура?». Я считаю, что этот вопрос вообще главный для вменяемого инженера, но это отдельная статья. Неужели творческое начало в программировании настолько уступило ремесленному, что важны только плоды и никто даже не заикается о корнях их питающих? Как вообще может приходить человеку в голову вопрос «нужна ли математика программисту»? И насколько вообще опошлено и девальвировано гордое звание Программиста? Неужели никто не говорит о культуре разработчика? Или мы дошли до того, что никто уже этого не понимает? Тогда откуда вы возьмёте этот ваш желанный идеальный код, если не из культуры мысли?

Друзья, скажите мне, что я старый (тридцати трёх летний) маразматик. Или подтвердите, что мир катится в какой-то ад. Предлагаю развернуть жаркую дискуссию в комментах. А то ведь, ничего не понятно…

UPD
Итак, после менее чем суток отчаянных ломаний копьев вырисовалась некоторая картина.
Это чисто мои выводы.
Пройдёмся по порядку.
Посвящается тем, кто прочитал пост и жаждет ринуться в бой, а читать 100+ комментов, конечно же, не досуг. Нижеследующий текст кое-что прояснит.

Цель первого поста
Почти все неверно поняли цель поста. Я нигде не утверждал, что программист без математики профнепригоден и не сможет работать. Я никого не обвинял, не принижал и не поливал грязью за их незнание маематики в каком-либо объёме. Моей задачей было выяснить, что думает сообщество на счёт профессиональной культуры программиста в том виде, в котором сформулировал её я. На этот факт обратили внимание минимум комментаторов.
Из чего я делаю следующий вывод.

Культура
По моим наблюдениям очень малая часть читателей готова воспринимать слово «культура», как содержательное понятие, имеющие для них смысл больший, чем сходить в театр или не плюнуть на соседа. Это не говорит ничего плохого о людях, это просто констатация некоторых фильтров восприятия. В случае, если понятие «культура» (как и любое другое понятие) имеет в сознании человека развитое содержание, он анализирует текст в связи со всем тем объёмом смыслов, которое это понятие несёт и дискутирует так же и на уровне этих смыслов. Абсолютное большинство комментаторов дискутировали со мной на уровне профпригодности и и решения производственных задач, вопрос о которых в исходном тексте ВООБЩЕ не поднимался. Если вы ещё раз перечитаете текст, то он весь подводит к последнему абзацу с вопросом «А как же культура?» Дальше по абзацу задаются вопросы, являющиеся смыслом и содержанием топика. Целый абзац вопросов исключительно по культуре, и никто не отвечает о культуре.
Я делаю вывод - в массе своей комментаторы вообще не понимают, о чём идёт речь, когда поднимается вопрос о культуре профессиональной деятельности.
Почему?
У меня есть своя версия, накину для разнообразия. Почти век у нас человека учили, что он - производственный кадр. Что частное ничтожно перед общественным. Что его общественная роль и есть его содержание. Что культура это лубок и правила поведения. Что если о состоялся, как работник, значит он достиг вершин человеческой эволюции. Эта матрица живёт своей жизнью в обществе, и пока никуда не собирается уходить. Сейчас в совокупности с рыночным целеполаганием в образовании (учу не во имя науки, а во имя трудоустройства), подогреваемым идеями индивидуального успеха и эффективности, любой сознательный гражданин понимает, что главное - заморочиться в своей узкой теме и ничего больше не видеть. Лучше всего начинать кодить раньше, чем ходить, а биологию с географией вообще выкинуть нафиг, потому что высокоуровневые решения типа гугла решат все проблемы.
И тут мы переходим к другой проблеме.

Образование
Образование массово воспринимается комментаторами, как курсы повышения квалификации. Если развить идею до предела, то получим, что школьное образование вообще не нужно. Читать и писать можно научится и так. А дальше сиди и пиши код, ведь даже HL++ проекты, как показывает жизнь, можно делать, не будучи профессором. Остальное гугли.

Скрестим полученные выводы для развития нашей мысли.
Такое отношение к образованию есть бескультурное отношение, что подтвердит любой специалист в образовании. Но поскольку слово культура для большинства комментаторов не имеет значения иного, как комплимент, а бескультурие иного, как оскорбление, то вряд ли этот тезис может быть понят верно.

Вторая проблема образования, и она более очевидна, состоит в том, что комментаторы в массе своей воспринимают математику как ещё одну область деятельности. Это как минимум значит, что математика преподавалась им в основном как алгебраический счёт и формулы, которые надо зубрить. Не как наука. Преподавать математику, как науку можно и в первом классе. Это всего лишь значит сделать упор на последовательные рассуждения, а не на зубрёжку. Хочу обратить внимание, что ВСЁ точное знание, в том числе и прикладное, основано на строгих формулировках определений и соотношений. Любое рассуждение строится на дереве если-то-иначе. Без этого аппарата даже html написать невозможно. Он встроен во всех нас по причине принадлежности к обществу, которое таким аппаратом оперирует. Математика - тренажёр по овладению этим аппаратом и ключ к эффективной работе с абстракциями любого уровня. Учитывая, что все инженерные профессии, в том числе и программирование, построены на математическом аппарате, странно называть её отдельным видом деятельности. Это показывает простое непонимание того, куда ты попал. Это может быть неважно с точки зрения решения рабочей задачи, но очень важно с точки зрения культуры.

Заключение
Каждый сам для себя определяет, что ему учить или не учить. Я лишь настаиваю на том, что есть понятие культуры, и оно распространяется и на программирование в том числе. Оно очень нерационально, потому что предполагает, что человек не может себе позволить не делать того, что можно не делать . Да, всего не сделаешь, но в этой ситуации в голове хотя бы существует идея, что надо к этому стремиться. С точки зрения экономики предприятия это абсурд, с точки зрения своего развития, как личности - необходимость.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе.

Игорь Котов, директор по производству

Недавно прочитал на hh статью о том, что IT сфера является наиболее привлекательной на российском рынке. Из плюсов автор выделяет высокие зарплаты, возможности для роста, возможность удалённой работы и качество труда. Однако в этих пунктах кроются причины многих бед российского IT. Рынок IT очень перегрет предложениями. Зачастую можно увидеть зарплаты для мобильных, фронтенд и других разработчиков (по РТ) превышающие 100 тысяч рублей. При этом средняя зарплата в том же Татарстане чуть больше 37 тысяч. Поиск действительно стоящего кадра для не очень крупной компании может занять продолжительное время и приходится постоянно повышать планку зарплат, предлагать, как можно больше “плюшек” и более свободный график. Но даже это не всегда является стопроцентным вариантом найти действительно стоящего программиста (об этом ниже). К сожалению, эта погоня рынка за кадрами только в маленьком проценте случаев является оправданной. В большинстве же это приводит к тому, что небольшие компании не могут угнаться за рынком и либо просаживаются по качеству, отпуская сотрудников за крутыми оферами, либо потихоньку загибаются.

При чём же тут программисты? Всё дело в том, что, по моему мнению, есть два типа программистов: кодеры и настоящие программисты.

Разберём сначала кодеров . Эти ребята зачастую отличные исполнители, они делают всё, что им говорят или ставят в задачах аналитики, PM’ы или другие старшие товарищи. Как правило, их плюсы на этом заканчиваются. Кодер не развивается. Он считает, что знает достаточно для того, чтобы выполнять свою работу. При этом кодер может быть на волне хайпа и участвовать в обсуждениях новых технологий. Но не надо путать кодера и условный грейд джуниора в компании, подразумевающий небольшое количество опыта и знаний. Я рассматриваю именно тип программиста. Кодер не может вырасти выше мидла (среднего уровня). Разумеется, даже для этого ему нужно больше времени и внешних сил (техлид, коллеги, обучающие курсы). Кодера, как правило, не заботит тестирование своего продукта. Он считает, что работающий продукт не может сломаться, если работал однажды. К сожалению, автоматическое тестирование тоже не всегда может “исправить” кодера. Если в компании ведётся хоть какой-то учёт задач, то легко отследить кодера по количеству возвратов задач в работу. Начинаете узнавать кого-то? 🙂 В кодеры приходят люди со всех профессий и в любом возрасте (но это не означает, что среди них нет профессиональных, в образовательном плане, программистов). Это напоминает индийцев, которые не считают программирование чем-то сложным и требующим определённых навыков. Отсюда всем известные дешёвые фрилансеры индийцы, которые могут просто поразить Вас “качеством” кода. Зачастую кодера бывает сложно определить на собеседовании, так как оно не может в полной мере определить все требуемые для программиста навыки и знания. Кодеры раскачали этот рынок и не стесняются каждые N месяцев менять работу в погоне за большей зарплатой, более свободным графиком и большим количеством “плюшек”. Почему так происходит? Потому что настоящих программистов на самом деле не так много. Кто это такие?

Настоящие программисты (НП), как по мне, это люди, которые своим складом ума и, возможно, характера идеально подходят на эту работу. НП никогда не кичатся своими знаниями. Они постоянно развиваются и изучают новые технологии (а в IT они меняются ой как быстро). Эта черта человека осознавать свою глупость и даёт возможность быть умнее других и постоянно расти, развиваться. Настоящий программист применяет все свои знания для решения задачи, ускорения, улучшения, а не для галочки или хайпа. В этом возможно и заключается особенность НП. Для них решение очередной задачи - это не монотонная работа, а некая внутренняя игра для поиска оптимального, красивого и практичного результата. Иногда это бывает проблемой для бизнеса, когда такие люди «заигрываются», ведь часто надо сделать быстро, и чтобы работало (и пускай это костыль). Среди НП можно часто встретить людей, увлекающихся математикой, а также олимпиадными задачами, ведь именно в этих сферах можно заниматься поиском решения, которое так завлекает. К сожалению, или счастью это образ мышления, образ жизни. НП нельзя стать (я не знаю ни одного такого случая). НП мне встречались только двух типов: асоциальные или же резко противоположно очень активные ребята. Из этих сотрудников всегда и вырастает основной технический костяк в компании. Вторые [активные], как правило становятся тимлидами, техлидами и некоторые, дорастая до определённого уровня уходят в менеджмент, становясь техническими директорами и руководителями тех. департаментов. Как я уже написал ранее, если кодеры доходят до мидлов, то предела у настоящих программистов нет. НП не пишет на каком-то языке программирования, для него не важен синтаксис и версия IDE. Он знает паттерны и подходы, которые будут работать практически везде. Для него достаточно посмотреть пару примеров и правила синтаксиса, чтобы уже начать разбираться и писать программный код. НП не просят разжёвывать задачи, они сами предлагают правильные решения и исправляют ошибки.

Теперь, когда Вы понимаете, как я различаю программистов, можете задать вопрос в чём же проблема? НП намного меньше чем кодеров, но компаниям нужны кадры. Это приводит к тому, что всё большее количество людей начинают считать себя программистами, отзываясь на завышенные зарплаты и хорошие условия. К сожалению, большинство HR’ов не могут отличить настоящего программиста от кодера. Возможно это происходит как раз из-за различной самооценки собеседуемых кандидатов. В результате и без того перегретый рынок предлагает равные зарплаты кодерам и НП. Качественный уровень российских программистов снижается. Это можно наблюдать по тому, как ценятся наши ребята на западе. Спойлер: ниже, чем ранее. Многие хорошие кандидаты грезят работой в крупных гигантах рынка вроде Яндекса, Google, Microsoft и т. д., и уходят туда, как только вырастают до нужного уровня.

Конечно, мы живём в реальном мире и невозможно вырастить в пробирках миллионы цукербергов, гейтсов, масков и других выдающихся инженеров. Однако современный мир растущего технического прогресса требует быстро работающих сайтов и мобильных приложений, безотказных роботов, безопасных автопилотов в машинах и прочее. Меня расстраивает количество случайных людей в профессии и мыльный пузырь рынка IT, который продолжает надуваться. Очень занятно, что он пытается догнать западный уровень зарплат, при этом оставляя другие сферы жизни на прежнем уровне. Что получится в будущем узнаем только спустя годы. Надеюсь, что настоящие программисты смогут сделать мир ещё более технологичным.

Чтобы овладеть навыками программирования? Какой язык программирования стоит изучить сначала?

По утверждению опытных компьютерщиков, чтобы стать программистом и овладеть всеми нюансами профессии, нужно постоянно программировать. Много, долго и порой даже нудно. Ведь, как известно, написание кода занимает у программиста 30% времени, остальные 70% уйдут на поиск ошибок, а затем их устранение. Потому подумайте как следует, а стоит ли оно того?

6. Пишите коды обдуманно и аккуратно. Малейшая помарка в кодах, даст сбой во всей работе, особенно если вы в команде программистов, и все пишут один и тот же код. Не забывайте ставить отступ. Коды без отступов, превращает весь процесс работы в сложное чтение. При написании работы (кодов), будьте бдительны и аккуратны.

7. Для мотивации изучения и становления вами программистом, может послужить высокая заработная плата. Зарплата зависит от , в которой вы собираетесь работать. Но если вы квалифицированный специалист знающий свое дело, то любой работодатель не пожалеет высокой зарплаты. Знайте это. Например, в Москве средний по знаниям специалист – программист базы данных может получать от 1000$ до 2000$. У высококвалифицированных специалистов максимальный уровень зарплат не подсчитать.

8. Ну и последнее без чего человек не станет программистом, это желание. Наше желание двигатель всей нашей жизни, поэтому что, как и где нам делать, мы выбираем сами.

Чтобы стать хорошим программистом нужно не жалеть свободного времени и эволюционировать постоянно на этом поприще (в этом вам помогут специализированные форумы, к примеру mastertalk.ru). Удачи и успехов вам.

Видео по теме

Добро пожаловать в XXI век, в котором информация выходит на первый план, где автоматизация достигает невиданных высот, где слово "программист" звучит... странно.

Кто же такие программисты, чем они занимаются, почему у программистов такие высокие ЗП?

На самом деле нет простого ответа на это.

Программист сидит за компьютером

Когда я учился в школе, я думал, что это люди, которые сидят за компьютерами. Пожалуй, с этим и связано название профессии в советском исполнении: "Оператор ЭВМ".

В принципе, не плохо - водитель управляет машиной, а "оператор ЭВМ" управляет компьютером. Но здесь есть всё же неувязочка: водитель всё же про "отвезти кого-то/что-то", его же не называют "оператор автотранспортного средства".

Так может и "оператор ЭВМ" - не лучшее название для этой профессии... если, конечно, он не просто сидит за этим самым компьютером.

Программист пишет программы

Следующая ступень понимания этой профессии: "программист пишет программы". Уже лучше. Если вы хоть раз ставили программу / приложение на компьютер или, например, телефон, вы, возможно, имели в виду, что эту программу кто-то сделал...


Опять же в школе на уроках информатики и компьютерной грамотности пришлось писать примитивные программы. Они умели рисовать странные линии, считать уравнения. Даже арканоид довелось написать. Однако, это было всё с подсказок учителя. Было простенько, примитивно и скучно.

В университете на первом курсе также началось программирование. Программирование всяких алгоритмов. Это такие заготовленные рецепты: как и что делать, чтобы компьютер решал задачи эффективнее, быстрее работал. Всё это базируется на математике и требует логического мышления, знаний математики... По алгоритмам пишутся научные статьи, получаются научные степени.

Это скучно. По сути результат твоей программы тебе ничего особого не говорит, маме показать нельзя (не поймёт), перед друзьями не понтануться. Да и внутреннего отклика эти программы не вызывают больше, чем какой-нибудь график функции из школьной математики.


Программист автоматизирует

Автоматизирует решение проблем, а заодно и проблемы.

После первого семестра началось более прикладное программирование. Мы начали не просто "считать графики функций", а писать программы, которые решают какие-то проблемы. И это уже в разы интереснее! Не для всех - на этом этапе как раз и можно сказать: станет человек хорошим программистом или нет - есть кайф от решения проблем средствами программ или нет?

Так вот со второго семестра до первой постоянной работы я думал, что задача программиста - автоматизировать какой-то процесс. Так я и начал работать: нужно автоматизировать продажи - пишем сайт-магазин, нужно автоматически уведомлять людей - пишем систему рассылки смс/почты.


Всё это уменьшает нагрузку на людей, увеличивает эффективность бизнеса.

Вы главное скажите - а что надо автоматизировать?

Программист решает проблемы

Громкое заявление, но если грубо (а честно - это почти всегда грубо) - то так и есть. Часто в работе не было чёткого описания процесса, который надо автоматизировать. Часто это был просто список хотелок, которые надо сделать, и головной боли, от которой надо избавить заказчика.

И тут, чтобы хорошо сделать свою работу, надо сначала понять проблему, придумать решение и таки решить проблему.

Например, клиент жалуется на то, что письма из его рассылки клиентам не доходят. Он не говорит, что нужно делать, а просто заявляет о проблеме. Здесь как и у врачей - есть симптомы, надо искать причину. Решать проблему.

Так кто же такие программисты?

Хотел продолжить "Программист договаривается с людьми" и описать различные ситуации, когда надо искать компромиссные решения, но это уже несколько выходит за рамки обычного программиста. Поэтому остановимся на "решает проблемы".

Однако, чтобы придти к выводу "программист решает проблемы" от "сидит за компьютером" мне потребовалось 8 лет. Не думаю, что многие в наше время тратят столько на повышение своей квалификации в области компьютерных технологий. Пожалуй, именно поэтому и нет понимания: что за зверь такой "программист".

Почему они получают много? Ответ очевиден - рынок: покупателей много, а программистов мало. Почему их мало? Потому что надо не просто сидеть за компьютером, а решать проблемы. При чём автоматизировать эти решения. Те, кто просто сидят за компьютером, получают мало. Те, кто пишут программы - больше. Но ценны именно те люди, что решают проблемы. Ценны они в любой отрасли и получают хорошую ЗП.