Динамическое программирование, основные принципы. Динамическое программирование для начинающих

Динамическое программирование представляет собой математический аппарат, позволяющий быстро находить оптимальное решение в случае, когда анализируемая ситуация не содержит факторов неопределенности, но имеется большое количество вариантов поведения, приносящих различные результаты, среди которых необходимо выбрать наилучший. Динамическое программирование подходит к решению некоторого класса задач путем их разложения на небольшие и менее сложные задачи. В принципе, задачи такого рода могут быть решены путем простого перебора всех возможных вариантов и выбора среди них наилучшего, однако часто такой перебор весьма затруднителен. В таких случаях процесс принятия оптимального решения может быть разбит на шаги (этапы) и исследован с помощью метода динамического программирования.

Решение задач методами динамического программирования проводится на основе сформулированного Р. Э. Беллманом принципа оптимальности: оптимальное поведение обладает тем свойством, что каким бы не было первоначальное поведение системы и первоначальное решение, последующее решение должно определять оптимальное поведение относительно состояния, полученного в результате первоначального решения.

Таким образом, планирование каждого шага должно проводиться с учетом общей выгоды, получаемой по завершении всего процесса, что и позволяет оптимизировать конечный результат по выбранному критерию.

Вместе с тем динамическое программирование не является универсальным методом решения. Практическая каждая задача, решаемая этим методом, характеризуется своими особенностями и требует проведения поиска наиболее приемлемой совокупности методов ее решения. Кроме того, большие объемы и трудоемкость решения многошаговых задач, имеющих множество состояний, приводят к необходимости отбора задач малой размерности либо использования сжатой информации.

Динамическое программирование применяется для решения таких задач, как: распределение дефицитных капитальных вложений между новыми направлениями их использования; разработка правил управления спросом или запасами; разработка принципов календарного планирования производства и выравнивания занятости в условиях колеблющегося спроса на продукцию, составления календарных планов текущего и капитального ремонтов оборудования и его замены; поиск кратчайших расстояний на транспортной сети; формирования последовательности развития коммерческой операции и т. д.

Пусть процесс оптимизации разбит на n шагов. На каждом шаге необходимо определить два типа переменных – переменную состояния S и переменную управления X . Переменная определяет, в каких состояниях может оказаться система на данном k -м шаге. В зависимости от на этом шаге можно применить некоторые управления, которые характеризуются переменной . Применение управления на k -м шаге приносит некоторый результат и переводит систему в некоторое новое состояние . Для каждого возможного состояния на k -м шаге среди всех возможных управлений выбирается оптимальное управление такое, чтобы результат, который достигается за шаги сk -го по n -й оказался оптимальным. Числовая характеристика этого результата называется функцией Беллмана и зависит от номера шага k и состояния системы .

Всё решение задачи разбивается на два этапа. На первом этапе, который называют условной оптимизацией ,отыскивается функция Беллмана и оптимальные управления для всех возможных состояний на каждом шаге, начиная с последнего.

После того, как функция Беллмана и соответствующие оптимальные управления найдены для всех шагов с n -го по первый, производится второй этап решения задачи, который называется безусловной оптимизацией .

В общем случае задача динамического программирования формулируется следующим образом: требуется определить такое управление , переводящее систему из начального состоянияв конечное состояние, при котором целевая функция
принимает наибольшее (наименьшее) значение.

Особенности математической модели динамического программирования заключаются в следующем:

    задача оптимизации формулируется как конечный многошаговый процесс управления;

    целевая функция (выигрыш) является аддитивной и равна сумме целевых функций каждого шага:

Условная оптимизация. Как уже отмечалось выше, на данном этапе отыскиваются функция Беллмана и оптимальное управление для всех возможных состояний на каждом шаге, начиная с последнего в соответствии с алгоритмом обратной прогонки. На последнем n -м шаге найти оптимальное управление и значение функции Беллмана не сложно, так как , где максимум берется по всем возможным значениям .

Дальнейшее вычисление производится согласно рекуррентному соотношению, связывающему функцию Беллмана на каждом шаге с этой же функцией, но вычисленной на предыдущем шаге:

Этот максимум (или минимум) определяется по всем возможным для k и S значениям переменной управления X .

Безусловная оптимизация. После того, как функция Беллмана и соответствующие оптимальные управления найдены для всех шагов с n -го по первый (на первом шаге k =1 состояние системы равно ее начальному состоянию ), осуществляется второй этап решения задачи. Находится оптимальное управление на первом шаге, применение которого переведет систему в состояние
, зная которое можно, пользуясь результатами условной оптимизации, найти оптимальное управление на втором шаге, и так далее до последнегоn -го шага.

Рассмотрим примеры решения трех задач с использованием динамического программирования, содержание которых требует выбора переменных состояния и управления.

  • Суть метода динамического программирования………………………..4

  • Пример решения задачи методом динамического программирования………………………………………………………...7

    Список используемых источников……………………………………...11

    1. Динамическое программирование. Основные понятия.

    Динамическое программирование (ДП) втеории вычислительных систем- способ решения сложных задач путём разбиения их на более простые подзадачи. Он применим к задачам соптимальной подструктурой, выглядящим как набор перекрывающихся подзадач, сложность которых чуть меньше исходной. В этом случае время вычислений, по сравнению с «наивными» методами, можно значительно сократить.

    Ключевая идея в динамическом программировании достаточно проста. Как правило, чтобы решить поставленную задачу, требуется решить отдельные части задачи (подзадачи), после чего объединить решения подзадач в одно общее решение. Часто многие из этих подзадач одинаковы. Подход динамического программирования состоит в том, чтобы решить каждую подзадачу только один раз, сократив тем самым количество вычислений. Это особенно полезно в случаях, когда число повторяющихся подзадач экспоненциально велико.

    Динамическое программирование представляет собой математический аппарат, который подходит к решению некоторого класса задач путем их разложения на части, небольшие и менее сложные задачи. При этом отличительной особенностью является решение задач по этапам, через фиксированные интервалы, промежутки времени, что и определило появление термина динамическое программирование. Следует заметить, что методы динамического программирования успешно применяются и при решении задач, в которых фактор времени не учитывается. В целом математический аппарат можно представить как пошаговое или поэтапное программирование. Решение задач методами динамического программирования проводится на основе сформулированного Р. Э. Беллманом принципа оптимальности: оптимальное поведение обладает тем свойством, что каким бы ни было первоначальное состояние системы и первоначальное решение, последующее решение должно определять оптимальное поведение относительно состояния, полученного в результате первоначального решения. Из этого следует, что планирование каждого шага должно проводиться с учетом общей выгоды, получаемой по завершении всего процесса, что и позволяет оптимизировать конечный результат по выбранному критерию.

    Таким образом, динамическое программирование в широком смысле представляет собой оптимальное управление процессом, посредством изменения управляемых параметров на каждом шаге, и, следовательно, воздействуя на ход процесса, изменяя на каждом шаге состояние системы. В целом динамическое программирование представляет собой стройную теорию для восприятия и достаточно простую для применения в коммерческой деятельности при решении как линейных, так и нелинейных задач.

    Динамическое программирование является одним из разделов оптимального программирования. Для него характерны специфические методы и приемы, применительные к операциям, в которых процесс принятия решения разбит на этапы (шаги). Методами динамического программирования решаются вариантные оптимизационные задачи с заданными критериями оптимальности, с определенными связями между переменными и целевой функцией, выраженными системой уравнений или неравенств. При этом, как и в задачах, решаемых методами линейного программирования, ограничения могут быть даны в виде равенств или неравенств. Однако если в задачах линейного программирования зависимости между критериальной функцией и переменными обязательно линейны, то в задачах динамического программирования эти зависимости могут иметь еще и нелинейный характер. Динамическое программирование можно использовать как для решения задач, связанных с динамикой процесса или системы, так и для статических задач, связанных, например, с распределением ресурсов. Это значительно расширяет область применения динамического программирования для решения задач управления. А возможность упрощения процесса решения, которая достигается за счет ограничения области и количества, исследуемых при переходе к очередному этапу вариантов, увеличивает достоинства этого комплекса методов.

    Вместе с тем динамическому программированию свойственны и недостатки. Прежде всего, в нем нет единого универсального метода решения. Практически каждая задача, решаемая этим методом, характеризуется своими особенностями и требует проведения поиска наиболее приемлемой совокупности методов для ее решения. Кроме того, большие объемы и трудоемкость решения многошаговых задач, имеющих множество состояний, приводят к необходимости отбора задач малой размерности либо использования сжатой информации. Последнее достигается с помощью методов анализа вариантов и переработки списка состояний.

    Для процессов с непрерывным временем динамическое программирование рассматривается как предельный вариант дискретной схемы решения. Получаемые при этом результаты практически совпадают с теми, которые получаются методами максимума Л. С. Понтрягина или Гамильтона-Якоби-Беллмана.

    Динамическое программирование применяется для решения задач, в которых поиск оптимума возможен при поэтапном подходе, например, распределение дефицитных капитальных вложений между новыми направлениями их использования; разработка правил управления спросом или запасами, устанавливающими момент пополнения запаса и размер пополняющего заказа; разработка принципов календарного планирования производства и выравнивания занятости в условиях колеблющегося спроса на продукцию; составление календарных планов текущего и капитального ремонтов оборудования и его замены; поиск кратчайших расстояний на транспортной сети; формирование последовательности развития коммерческой операции и т. д.

    На уроке будет рассмотрено понятие динамического программирования и исторический аспект его появления. Рассмотрены задачи динамического программирования и некоторые примеры их решения


    Само понятие «динамическое программирование» впервые было использовано в 1940-х годах Ричардом Беллманом для описания процесса нахождения решения задачи, где ответ на одну задачу может быть получен только после решения другой задачи, «предшествующей» ей.
    Таким образом, американский математик и один из ведущих специалистов в области математики и вычислительной техникиРичард Эрнст Беллман — стал прородителем динамического программирования.

    Позднее формулировка понятия была доработана и усовершенствованна до современного вида самим же Беллманом.

    Слово «программирование» в контексте «динамическое программирование» на самом деле к классическому пониманию программирования (написанию кода на языке программирования) практически никакого отношения не имеет . Слово «Программирование» имеет такой же смысл как в словосочетании «математическое программирование», которое является синонимом слова «оптимизация».

    Поэтому программы будут использоваться в качестве оптимальной последовательности действий для получения решения задачи.

    В общем же для начала, неформальное определение понятия динамического программирования может звучать так:

    Динамическое программирование — это техника или метод, которая позволяет решать некоторые задачи комбинаторики, оптимизации и другие задачи, обладающие определенным свойством (свойством сооптимальности у подзадач).

    Задачи оптимизации , как правило, связаны с задачей максимизации или минимизации той или иной целевой функции (например, максимизировать вероятность того, что система не сломается, максимизировать мат. ожидание получения прибыли и т.д.).

    Задачи комбинаторики , как правило, отвечают на вопрос, сколько существует объектов, обладающих теми или иными свойствами, или сколько существует комбинаторных объектов, обладающих заданными свойствами.

    То есть, ДП решает не все задачи, а лишь некоторые, определенный класс подзадач. Но этот класс подзадачи используется во многих областях знаний: программирование, математика, лингвистика, статистика, теория игр, экономика, в компьютерных науках и т.п.

    Задачи, решаемые при помощи динамического программирования, должны обладать свойством сооптимальности , о котором будет сказано в дальнейших уроках.

    Неформальное объяснение свойства оптимальности у подзадач может быть продемонстрировано с помощью диаграммы:
    Есть задача, которую мы хотим решить при помощи ДП, т.е. найти какой-то план ее решения. Допустим эта задача сложна и сразу решить мы ее не можем. Мы берем малую подзадачу и решаем сначала ее (для x1). Затем используя это малое решение x1 , и не меняя структуру этого решения, решаем следующую задачу уже с x1 и x2 . И т.д.

    Рис. 1.1. Неформальное объяснение свойства оптимальности у подзадач

    Более подробно неформальное объяснение рассматривается .

    Примеры, решаемых при помощи динамического программирования задач

    Сначала рассмотрим задачи оптимизации (задачи 1-5):

    1. Маршрут оптимальной длины
    2. Пример: Есть некоторая карта дорог, представленная в виде графа. Наша цель: добраться из пункта А в пункт Б . Это сделать надо так, чтобы минимизировать расстояние или потраченное топливо.

      Целевой функцией здесь является расстояние от А до Б . Т.е. наша цель — минимизировать расстояние.

      А что является переменной выбора ? Для того, чтобы найти кратчайший путь, надо каждый раз принимать решения. Т.е. в каждой точке или на каждом перекрестке необходимо принимать решения: куда повернуть или ехать прямо.

      Важно: Из этой задачи уже можно увидеть общую структуру задач, решаемых при помощи динамического программирования: в каждой задаче есть целевая функция и переменная выбора .

    3. Замена машины (минимизация расходов)
    4. Пример: Каждый год мы принимаем решение, ездить ли на старой машине еще год и понести при этом издержки на поддержку и обслуживание старой машины или же продать эту машину и купить новую (и понести при этом издержки на покупку).

      Целевая функция: минимизация расходов (либо на издержки на поддержку старого автомобиля, либо на покупку нового).

      Переменная выбора: каждый год принимать решение продать машину или оставить.

    5. Биржевой портфель
    6. Пример: Игра на бирже, приобретение акций каких-либо компаний


      Целевая функция: максимизация средних доходов, т.к. на бирже доход получается вероятностным путем, т.е. это статистический процесс, вероятностный.

      Переменная выбора: то, какой портфель вложений будет: сколько акций и какой фирмы нам необходимо купить.

    7. Составление плана оптимального производства (логистика)
    8. Пример: Есть завод, изготавливающий мебель. На заводе работает определенное количество работников, которые могут изготовить соответствующее кол-во определенной мебели (стулья, столы, шкафы и т.п.)


      Целевая функция : максимизация прибыли.

      Переменная выбора: выбор того, сколько необходимо изготовить стульев или столов, чтобы хватило рабочей силы.

    9. Игры (вероятностные или не вероятностные)
    10. Пример: Участие в различных играх


      Целевая функция: максимизация вероятности выигрыша или максимизация среднего выигрыша и т.д.

      Переменная выбора здесь зависит от конкретной игры.

      Задачи 1 — 5 — это примеры задач оптимизации.

      Комбинаторика:

    11. Графы и деревья
    12. Пример: Задача на решение того, сколько существует деревьев, у которых определенное число листьев; или сколько существует графов для решения такого-то задания и т.п.

    13. Задача о размене монет или количество способов вернуть сдачу
    14. Пример: Есть монеты разного достоинства, какими способами можно вернуть сдачу.

    Это краткое описание задач для динамического программирования, которые подробно будут рассмотрены позднее.

    Понятие динамического программирования

    Неформальное объяснение оптимальности подзадач ДП.

    Рассмотрим неформальную идею ДП.

    Итак, возьмем пример с заводом, изготавливающим мебель.

    Для достижения цели максимизации прибыли необходимо решить множество подзадач:

    • сколько стульев произвести — переменная X1 ,
    • сколько столов произвести — переменная X2 ,
    • сколько нанять работников — переменная X3 ,
    • … Хn .

    При большом количестве подзадач сложно понять, как решать такую задачу. Как правило, решить одну малую задачу проще, чем решить большую задачу , состоящую из маленьких.

    Поэтому ДП предлагает следующее:

    • берем одну подзадачу с переменной X1 , об остальных подзадачах пока забываем.
    • Например, завод производит только стулья. У директора стоит задача получения максимальной прибыли с продажи стульев.

    • После того, как найдем оптимальное решение для первой подзадачи, берем подзадачу для двух переменных Х1 и Х2 , и решаем ее с помощью уже найденного решения для первой подзадачи .
    • Получаем решение уже для большей подзадачи, где фигурируют переменные Х1 и Х2 . Затем, используя полученное решение, берем подзадачи, охватывающие X1 , X2 и Х3 .
    • И так продолжаем пока не получим решение для всей общей задачи.

    Формальная идея ДП

    Часто при постановке задачи кажущимся оптимальным решением является перебор всех возможных вариантов . Однако, вследствии очень большого количества таких вариантов и, как результат, перегрузки памяти компьютера, такой способ не всегда приемлем.

    Кроме того, может возникнуть такой вопрос: для того чтобы найти, например, минимум или максимум, почему бы нам не найти производную? или не использовать множества Ла-Гранжа, или другие методы аппарата математического анализа? Зачем нужно ДП, если есть большой арсенал средств?

    Дело в том, что:

    В основе динамического программирования лежит идея решения поставленной задачи путем деления ее на отдельные части (подзадачи, этапы), решение этих подзадач и последующего объединения этих решений в одно общее решение. Часто большинство из подзадач абсолютно одинаковы.

    При этом важно, что при решении более сложной задачи, мы не решаем заново маленькую подзадачу, а используем уже решенный ответ этой подзадачи.
    На графике это может выглядеть так:


    Важно: По этой причине разделение задачи на подзадачи и решение этих подзадач только один раз (!) , сокращая этим количество общих вычислений — более оптимальный способ, который и заложен в динамическом программировании

    Когда мы решаем задачу с производными, множествами Ла-Гранжа и т.п., то мы работаем с непрерывными функциями. При решении же задач ДП мы будем работать в основном с дискретными функциями, поэтому говорить здесь о применении непрерывных функций неуместно.
    По этой причине во многих задачах, но не во всех, применение аппарата математического анализа будет неприемлемым.

    Простой пример решения задач при помощи ДП

    Рассмотрим вариант решения задачи с помощью динамического программирования.

    Пример: Необходимо вычислить сумму n чисел: 1 + 2 + 3 + ... + n


    В чем состоит якобы «сложность» данной задачи: в том, что необходимо сразу взять большое количество чисел и получить ответ.

    Попробуем применить к задаче идеи ДП и решить ее, разбивая на простые подзадачи.
    (В ДП всегда необходимо сначала определить начальные условия или условие)

    • Начнем с суммы одного первого элемента, т.е. просто берем первый элемент:
      F(1) = 1
    • теперь с помощью решения для первого элемента, решим
      F(2) = F(1) + 2 = 1 + 2 = 3 , т.е. надо взять сумму первого элемента и добавить к нему второй элемент
    • F(3) = F(2) + 3 = 6
    • по аналогии продолжаем и получаем целевую функцию:
      F(n) = F(n-1) + An


    Итак, что мы сделали: определили порядок и вычленили подзадачи, затем решили каждую из них, опираясь на решение предыдущей.

    Простой пример, где пока неоправданно используется ДП (искусственно), демонстрирует принцип идей ДП.

    Рассмотрим еще один пример.

    Пример: имеется лесенка из n ступенек, перед которой находится человек, который за 1 шаг умеет подниматься либо на следующую ступеньку, либо перепрыгивает через одну ступеньку. Вопрос: сколькими способами он может попасть на последнюю ступеньку?


    Решение:

    Рассмотрим самые простые варианты (подзадачи):

    Рассмотрим пример из i ступенек

    Как мы можем попасть на i ступеньку:

    1. с i-1 ступеньки, а на i-1 ступеньку мы могли попасть a i-1 способами
    2. с i-2 ступеньки, а на i-2 ступеньку мы могли попасть a i-2 способами

    Например, как попасть на 4-ю ступеньку :

    Т.о., общее количество способов попасть на i ступеньку:
    f(a i) = f(a i-1) + f(a i-2)

    Определим начальные значения , с которых следует начинать решать задачу.
    Если начинать с 1, то формула соответствует нахождению последовательности чисел Фибоначчи.

    Мы видим, что задача по сути комбинаторная (т.е. количество способов сделать что-либо) свелась к вычислению некоторой рекуррентной последовательности.

    Задание 1: реализовать пример для первых десяти ступенек (по сути, первые 10 чисел ряда Фибоначчи), используя рекурсию.

    Дополните код:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 var c: integer ; procedure getKolSposob(i, n: integer ) ; begin writeln (i+ n, " " ) ; inc(c) ; if ... then getKolSposob(...,... ) end ; begin c: = 1 ; getKolSposob(0 , 1 ) ; end .

    var c:integer; procedure getKolSposob(i,n: integer); begin writeln (i+n," "); inc(c); if ... then getKolSposob(...,...) end; begin c:=1; getKolSposob(0,1); end.


    Задание 2:
    Решение 15-го типа заданий ЕГЭ (Графы. Поиск количества путей).

    ), выглядящим как набор перекрывающихся подзадач, сложность которых чуть меньше исходной. В этом случае время вычислений, по сравнению с «наивными» методами, можно значительно сократить.

    Ключевая идея в динамическом программировании достаточно проста. Как правило, чтобы решить поставленную задачу, требуется решить отдельные части задачи (подзадачи), после чего объединить решения подзадач в одно общее решение. Часто многие из этих подзадач одинаковы. Подход динамического программирования состоит в том, чтобы решить каждую подзадачу только один раз, сократив тем самым количество вычислений. Это особенно полезно в случаях, когда число повторяющихся подзадач экспоненциально велико.

    Метод динамического программирования сверху - это простое запоминание результатов решения тех подзадач, которые могут повторно встретиться в дальнейшем. Динамическое программирование снизу включает в себя переформулирование сложной задачи в виде рекурсивной последовательности более простых подзадач.

    История

    Словосочетание «динамическое программирование» впервые было использовано в -х годах Р. Беллманом для описания процесса нахождения решения задачи, где ответ на одну задачу может быть получен только после решения задачи, «предшествующей» ей. В г. он уточнил это определение до современного. Первоначально эта область была основана, как системный анализ и инжиниринг, которая была признана IEEE . Вклад Беллмана в динамическое программирование был увековечен в названии уравнения Беллмана , центрального результата теории динамического программирования, который переформулирует оптимизационную задачу в рекурсивной форме.

    Слово «программирование» в словосочетании «динамическое программирование» в действительности к "традиционному" программированию (написанию кода) почти никакого отношения не имеет и имеет смысл как в словосочетании «математическое программирование », которое является синонимом слова «оптимизация». Поэтому слово «программа» в данном контексте скорее означает оптимальную последовательность действий для получения решения задачи. К примеру, определенное расписание событий на выставке иногда называют программой. Программа в данном случае понимается как допустимая последовательность событий.

    Идея динамического программирования

    Нахождение кратчайшего пути в графе из одной вершины в другую, используя оптимальную подструктуру; прямая линия обозначает простое ребро; волнистая линия обозначает кратчайший путь между вершинами, которые она соединяет (промежуточные вершины пути не показаны); жирной линией обозначен итоговый кратчайший путь.

    Оптимальная подструктура в динамическом программировании означает, что оптимальное решение подзадач меньшего размера может быть использовано для решения исходной задачи. К примеру, кратчайший путь в графе из одной вершины (обозначим s) в другую (обозначим t) может быть найден так: сначала считаем кратчайший путь из всех вершин, смежных с s, до t, а затем, учитывая веса ребер, которыми s соединена со смежными вершинами, выбираем лучший путь до t (через какую вершину лучше всего пойти). В общем случае мы можем решить задачу, в которой присутствует оптимальная подструктура, проделывая следующие три шага.

    1. Разбиение задачи на подзадачи меньшего размера.
    2. Нахождение оптимального решения подзадач рекурсивно, проделывая такой же трехшаговый алгоритм .
    3. Использование полученного решения подзадач для конструирования решения исходной задачи.

    Подзадачи решаются делением их на подзадачи ещё меньшего размера и т. д., пока не приходят к тривиальному случаю задачи, решаемой за константное время (ответ можно сказать сразу). К примеру, если нам нужно найти n!, то тривиальной задачей будет 1! = 1 (или 0! = 1).

    Перекрывающиеся подзадачи в динамическом программировании означают подзадачи, которые используются для решения некоторого количества задач (не одной) большего размера (то есть мы несколько раз проделываем одно и то же). Ярким примером является вычисление последовательности Фибоначчи , и - даже в таком тривиальном случае вычисления всего двух чисел Фибоначчи мы уже посчитали дважды. Если продолжать дальше и посчитать , то посчитается ещё два раза, так как для вычисления будут нужны опять и . Получается следующее: простой рекурсивный подход будет расходовать время на вычисление решение для задач, которые он уже решал.

    Чтобы избежать такого хода событий мы будем сохранять решения подзадач, которые мы уже решали, и когда нам снова потребуется решение подзадачи, мы вместо того, чтобы вычислять его заново, просто достанем его из памяти. Этот подход называется кэширование . Можно проделывать и дальнейшие оптимизации - например, если мы точно уверены, что решение подзадачи нам больше не потребуется, можно выкинуть его из памяти, освободив её для других нужд, или если процессор простаивает и мы знаем, что решение некоторых, ещё не посчитанных подзадач, нам понадобится в дальнейшем, мы можем решить их заранее.

    Подводя итоги вышесказанного можно сказать, что динамическое программирование пользуется следующими свойствами задачи:

    • перекрывающиеся подзадачи;
    • оптимальная подструктура;
    • возможность запоминания решения часто встречающихся подзадач.

    Динамическое программирование обычно придерживается двух подходов к решению задач:

    • нисходящее динамическое программирование: задача разбивается на подзадачи меньшего размера, они решаются и затем комбинируются для решения исходной задачи. Используется запоминание для решений часто встречающихся подзадач.
    • восходящее динамическое программирование: все подзадачи, которые впоследствии понадобятся для решения исходной задачи просчитываются заранее и затем используются для построения решения исходной задачи. Этот способ лучше нисходящего программирования в смысле размера необходимого стека и количества вызова функций, но иногда бывает нелегко заранее выяснить, решение каких подзадач нам потребуется в дальнейшем.

    Языки программирования могут запоминать результат вызова функции с определенным набором аргументов (мемоизация), чтобы ускорить «вычисление по имени». В некоторых языках такая возможность встроена (например, Scheme , Common Lisp , Perl), а в некоторых требует дополнительных расширений (C++).

    Известны сериальное динамическое программирование, включённое во все учебники по исследованию операций , и несериальное динамическое программирование (НСДП), которое в настоящее время слабо известно, хотя было открыто в 1960-х годах.

    Обычное динамическое программирование является частным случаем несериального динамического программирования, когда граф взаимосвязей переменных - просто путь. НСДП, являясь естественным и общим методом для учета структуры задачи оптимизации, рассматривает множество ограничений и/или целевую функцию как рекурсивно вычислимую функцию. Это позволяет находить решение поэтапно, на каждом из этапов используя информацию, полученную на предыдущих этапах, причём эффективность этого алгоритма прямо зависит от структуры графа взаимосвязей переменных. Если этот граф достаточно разрежен, то объём вычислений на каждом этапе может сохраняться в разумных пределах.

    Одним из основных свойств задач, решаемых с помощью динамического программирования, является аддитивность . Неаддитивные задачи решаются другими методами. Например, многие задачи по оптимизации инвестиций компании являются неаддитивными и решаются с помощью сравнения стоимости компании при проведении инвестиций и без них.

    Классические задачи динамического программирования

    Литература

    • Беллман Р. Динамическое программирование. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1960.
    • Кормен, Т. , Лейзерсон, Ч. , Ривест, Р. , Штайн, К. Глава 15. Динамическое программирование // Алгоритмы: построение и анализ = Introduction to Algorithms / Под ред. И. В. Красикова. - 2-е изд. - М .: Вильямс, 2005. - 1296 с. - ISBN 5-8459-0857-4
    • Sanjoy Dasgupta , Christos H. Papadimitriou, Umesh Vazirani Algorithms = Algorithms. - 1-е изд. - McGraw-Hill Science/Engineering/Math, 2006. - С. 336. - ISBN 0073523402
    • Акулич И.Л. Глава 4. Задачи динамического программирования // Математическое программирование в примерах и задачах. - М .: Высшая школа, 1986. - 319 с. - ISBN 5-06-002663-9 .
    • Bertele U., Brioshi F. Nonserial dynamic programming. - N.Y.: Academic Press, 1972. - 235 pp.
    • Щербина О. А. О несериальной модификации локального алгоритма декомпозиции задач дискретной оптимизации // Динамические системы, 2005, вып. 19.
    • Щербина О. А. Методологические аспекты динамического программирования // Динамические системы, 2007, вып. 22. - c.21-36.
    • Габасов Р., Кириллова Ф. М. Основы динамического программирования. - Мн.: Изд-во БГУ, 1975. - 262 с.

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Динамическое программирование" в других словарях:

      динамическое программирование - — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] динамическое программирование Раздел математического программирования, совокупность приемов, позволяющих находить оптимальные решения, основанные … Справочник технического переводчика

      Динамическое программирование - раздел математического программирования, совокупность приемов, позволяющих находить оптимальные решения, основанные на вычислении последствий каждого решения и выработке оптимальной стратегии для последующих решений.… … Экономико-математический словарь

      Раздел математики, посвященный теории и методам решения многошаговых задач оптимального управления. В Д. п. для управляемых процессов среди всевозможных управлений ищется то, к рое доставляет экстремальное (наименьшее или наибольшее) значение… … Математическая энциклопедия

      Раздел математики, посвящённый теории и методам решения многошаговых задач оптимального управления (См. Оптимальное управление). В Д. п. для управляемых процессов среди всех возможных управлений ищется то, которое доставляет… … Большая советская энциклопедия

      динамическое программирование - dinaminis programavimas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. dynamic programming vok. dynamische Programmierung, f rus. динамическое программирование, n pranc. programmation dynamique, f … Automatikos terminų žodynas

      Раздел математич. программирования, изучающий многошаговые процессы поиска оптим. решения сложных задач. Применяется при составлении программ решения таких задач оптимизации, для к рых процесс поиска решения можно представить в виде нек рой… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Динамическое программирование (иначе «динамическое планирование») есть особый метод оптимизации решений, специально приспособленный к так называемым «многошаговым» (или «многоэтапным») операциям.

    Представим себе некоторую операцию О, распадающуюся на ряд последовательных «шагов» или «этапов», - например, деятельность отрасли промышленности в течение ряда хозяйственных лет; или же преодоление группой самолетов нескольких полос противовоздушной обороны; или последовательность тестов, применяемых при контроле аппаратуры. Некоторые операции (подобно вышеприведенным) расчленяются на шаги естественно; в некоторых членение приходится вводить искусственно - скажем, процесс наведения ракеты на цель можно условно разбить на этапы, каждый из которых занимает какое-то время

    Итак, рассмотрим операцию О, состоящую из шагов (этапов). Пусть эффективность операции характеризуется каким-то показателем W, который мы для краткости будем в этой главе называть «выигрышем». Предположим, что выигрыш W за всю операцию складывается из выигрышей на отдельных шагах:

    где - выигрыш на i-м шаге.

    Если W обладает таким свойством, то его называют аддитивным критерием .

    Операция О, о которой идет речь, представляет собой управляемый процесс, т. е. мы можем выбирать какие-то параметры, влияющие на его ход и исход, причем на каждом шаге выбирается какое-то решение, от которого зависит выигрыш на данном шаге и выигрыш за операцию в целом. Будем называть это решение «шаговым управлением». Совокупность всех шаговых управлений представляет собой управление операцией в целом. Обозначим его буквой , а шаговые управления - буквами :

    Следует иметь в виду, что в общем случае - не числа, а, может быть, векторы, функции и т. д.

    Требуется найти такое управление при котором выигрыш W обращается в максимум:

    То управление при котором этот максимум достигается, будем называть оптимальным управлением. Оно состоит из совокупности оптимальных шаговых управлений:

    Тот максимальный выигрыш, который достигается при этом управлении, мы будем обозначать :

    Формула (12.5) читается так: величина W есть максимум из всех при разных управлениях (максимум берется по всем управлениям возможным в данных условиях). Иногда это последнее оговаривается в формуле и пишут:

    Рассмотрим несколько примеров многошаговых операций и для каждого из них поясним, что понимается под «управлением» и каков «выигрыш» (показатель эффективности)

    1. Планируется деятельность группы промышленных предприятий на период хозяйственных лет (-летку). В начале периода на развитие группы выделены какие-то средства которые должны быть как-то распределены между предприятиями. В процессе работы предприятия вложенные в него средства частично расходуются (амортизируются), а частично сохраняются и снова могут быть перераспределены. Каждое предприятие за год приносит доход, зависящий от того, сколько средств в него вложено. В начале каждого хозяйственного года имеющиеся в наличии средства перераспределяются между предприятиями. Ставится вопрос: какое количество средств в начале каждого года нужно выделять каждому предприятию, чтобы суммарный доход за лет был максимальным?

    Выигрыш W (суммарный доход) представляет собой сумму доходов на отдельных шагах (годах):

    значит, обладает свойством аддитивности.

    Управление на шаге состоит в том, что в начале года предприятиям выделяются какие-то средства (первый индекс - номер шага, второй - номер предприятия). Таким образом, шаговое управление есть вектор с к составляющими:

    Разумеется, величины в формуле (12.6) зависят от количества вложенных в предприятия средств.

    Управление всей операцией состоит из совокупности всех шаговых управлений:

    Требуется найти такое распределение средств по предприятиям и по годам (оптимальное управление при котором величина W обращается в максимум.

    В этом примере шаговые управления были векторами; в последующих примерах они будут проще и выражаться просто числами.

    2. Космическая ракета состоит из ступеней, а процесс ее вывода на орбиту - из этапов, в конце каждого из которых очередная ступень сбрасывается. На все ступени (без учета «полезного» веса кабины) выделен какой-то общий вес:

    где - вес ступени.

    В результате этапа (сгорания и сбрасывания ступени) ракета получает приращение скорости А, зависящее от веса данной ступени и суммарного веса всех оставшихся плюс вес кабины. Спрашивается, как нужно распределить вес G между ступенями, чтобы, скорость ракеты V при ее выводе на орбиту была максимальна?

    В данном случае показатель эффективности (выигрыш) будет

    где А - выигрыш (приращение скорости) на шаге.

    Управление представляет собой совокупность весов всех ступеней

    Оптимальным управлением будет то распределение весов по ступеням, при котором скорость V максимальна. В этом примере шаговое управление - одно число, а именно, вес данной ступени.

    3. Владелец автомашины эксплуатирует ее в течение лет. В начале каждого года он может принять одно из трех решений:

    1) продать машину и заменить ее новой;

    2) ремонтировать ее и продолжать эксплуатацию;

    3). продолжать эксплуатацию без ремонта.

    Шаговое управление - выбор одного из этих трех решений. Непосредственно числами они не выражаются, но можно приписать первому численное значение 1, второму 2, третьему 3. Какие нужно принять решения по годам (т. е. как чередовать управления 1, 2,3), чтобы суммарные расходы на эксплуатацию, ремонт и приобретение новых машин были минимальны?

    Показатель эффективности (в данном случае это не «выигрыш», а «проигрыш», но это неважно) равен

    (12.10)

    где - расходы в i-м году. Величину W требуется обратить в минимум.

    что означает: первые два года эксплуатировать машину без ремонта, последующие три года ее ремонтировать, в начале шестого года продать, купить новую, затем снова эксплуатировать без ремонта и т. д. Любое управление представляет собой вектор (совокупность чисел):

    где каждое из чисел имеет одно из трех значений: 1, 2 или 3. Нужно выбрать совокупность чисел (12.11), при которой величина (12.10) минимальна.

    4. Прокладывается участок железнодорожного пути между пунктами А и В (рис. 12.1).

    Местность пересеченная, включает лесистые зоны, холмы, болота, реку, через которую надо строить мост. Требуется так провести дорогу из в В, чтобы суммарные затраты на сооружение участка были минимальны.

    В этой задаче, в отличие от трех предыдущих, нет естественного членения на шаги: его приходится вводить искусственно, для чего, например, можно отрезок АВ разделить на частей, провести через точки деления прямые, перпендикулярные АВ, и считать за «шаг» переход с одной такой прямой на другую. Если провести их достаточно близко друг от друга, то можно считать на каждом шаге участок пути прямолинейным. Шаговое управление на i-м шаге представляет собой угол , который составляет участок пути с прямой АВ. Управление всей операцией состоит из совокупности шаговых управлений:

    Требуется выбрать такое (оптимальное) управление при котором суммарные затраты на сооружение всех участков минимальны:

    (12.12)

    Итак, мы рассмотрели несколько примеров многошаговых задач исследования операций. А теперь поговорим о том, как можно решать подобного рода задачи?

    Любую многошаговую задачу можно решать по-разному: либо искать сразу все элементы решения на всех шагах, либо же строить оптимальное управление шаг за шагом, на каждом этапе расчета оптимизируя только один шаг. Обычно второй способ оптимизации оказывается проще, чем первый, особенно при большом числе шагов.

    Такая идея постепенной, пошаговой оптимизации и лежит в основе метода динамического программирования. Оптимизация одного шага, как правило, проще оптимизации всего процесса: лучше, оказывается, много раз решить сравнительно простую задачу, чем один раз - сложную.

    С первого взгляда идея может показаться довольно тривиальной.

    В самом деле, чего казалось бы, проще: если трудно оптимизировать операцию в целом, разбить ее на ряд шагов. Каждый такой шаг будет отдельной, маленькой операцией, оптимизировать которую уже нетрудно. Надо выбрать на этом шаге такое управление, чтобы эффективность этого шага была максимальна. Не так ли?

    Нет, вовсе не так! Принцип динамического программирования отнюдь не предполагает, что каждый шаг оптимизируется отдельно, независимо от других. Напротив, шаговое управление должно выбираться дальновидно, с учетом всех его последствий в будущем. Что толку, если мы выберем на данном шаге управление, при котором эффективность этого шага максимальна, если этот шаг лишит нас возможности хорошо выиграть на последующих шагах?

    Пусть, например, планируется работа группы промышленных предприятий, из которых часть занята выпуском предметов потребления, а остальные производят для них машины. Задача операции - получить за лет максимальный объем выпуска предметов потребления. Допустим, планируются капиталовложения на первый год. Исходя из узких интересов этого шага (года), мы должны были бы все наличные средства вложить в производство предметов потребления. Но правильно ли будет такое решение с точки зрения эффективности операции в целом? Очевидно, нет. Это решение - расточительное, недальновидное. Имея в виду будущее, надо выделить какую-то долю средств и на производство машин. От этого объем продукции за первый год, конечно, снизится, зато будут созданы условия для его увеличения в последующие годы.

    Еще пример. Допустим, что в задаче 4 (прокладка железнодорожного пути из А в В) мы прельстимся идеей сразу же устремиться по самому легкому (дешевому) направлению. Что толку от экономии на первом шаге, если в дальнейшем он заведет нас (буквально или фигурально) в «болото»?

    Значит, планируя многошаговую операцию, надо выбирать управление на каждом шаге с учетом всех его будущих последствий на еще предстоящих шагах. Управление на шаге выбирается не так, чтобы выигрыш именно на данном шаге был максимален, а так, чтобы была максимальна сумма выигрышей на всех оставшихся до конца шагах плюс данный.

    Однако из этого правила есть исключение. Среди всех шагов есть один, который может планироваться попросту, без оглядки на будущее. Какой это шаг? Очевидно, последний! Этот шаг, единственный из всех, можно планировать так, чтобы он сам, как таковой принес наибольшую выгоду.

    Поэтому процесс динамического программирования обычно разворачивается от конца к началу: прежде всего планируется последний, шаг. А как его спланировать, если мы не знаем, чем кончился предпоследний? Т. е. не знаем условий, в которых мы приступаем к последнему шагу?

    Вот тут-то и начинается самое главное. Планируя последний шаг, нужно сделать разные предположения о том, чем кончился предпоследний, шаг, и для каждого из этих предположений найти условное оптимальное управление на шаге («условное» потому, что оно выбирается исходя из условия, что предпоследний шаг кончился так-то, и так-то).

    Предположим, что мы это сделали, и для каждого из возможных исходов предпоследнего шага знаем, условное оптимальное управление и соответствующий ему условный оптимальный выигрыш на шаге. Отлично! Теперь мы можем оптимизировать управление на предпоследнем, шаге. Снова сделаем все возможные предположения о том, чем кончился предыдущий, и найти не условно оптимальный, а просто оптимальный выигрыш .

    В самом деле, пусть мы знаем, в каком состоянии была управляемая система (объект управления S) в начале первого шага. Тогда мы можем выбрать оптимальное управление на первом шаге. Применив его, мы изменим состояние системы на некоторое новое S и в этом состоянии мы подошли ко второму шагу. Тогда нам тоже известно условное оптимальное управление которое к концу второго шага переводит систему в состояние и т. д. Что касается оптимального выигрыша W за всю операцию, то он нам уже известен: ведь именно на основе его максимальности мы выбирали управление на первом шаге.

    Таким образом, в процессе оптимизации управления методом динамического программирования многошаговый процесс «проходится» дважды: первый раз - от конца к началу, в результате чего находятся условные оптимальные управления и условные оптимальные выигрыши за оставшийся «хвост» процесса; второй раз - от начала к концу, когда нам остается только «прочитать» уже готовые рекомендации и найти безусловное оптимальное управление состоящее из оптимальных шаговых управлений

    Первый этап - условной оптимизации - несравненно сложнее и длительнее второго. Второй этап почти не требует дополнительных вычислений.

    Автор не льстит себя надеждой, что из такого описания метода динамического программирования читатель, не встречавшийся с ним до сих пор, поймет по-настоящему его идею. Истинное понимание возникает при рассмотрении конкретных примеров, к которым мы и перейдем.