Кем был создан язык программирования pascal. Кто придумал язык Паскаль? Цикл в фрагменте программы

1. Разработчиком языка Паскаль является:
б) Никлаус Вирт

2. Что из нижеперечисленного не входит в алфавит языка Паскаль?
в) Русские строчные и прописные буквы

3. Какая последовательность символов не может служить именем в языке Паскаль?
г) 2d

4. Вещественные числа имеют тип данных:
а) real

5. В программе на языке Паскаль обязательно должен быть:
в) программный блок

6. Какого раздела не существует в программе, написанной на языке Паскаль?
б) примечаний

7. Языковые инструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые в процессе решения задачи, называются:
б) операторами

8. Разделителями между операторами служит:
б) точка с запятой

9. Описать переменную – это значит указать ее:
б) имя и тип

10. В данном фрагменте программы:

Ошибкой является:
б) не определенное имя переменной

11. Какая клавиша нажимается после набора последнего данного в операторе read?
а) Enter

12. При присваивании изменяется:
в) значение переменной

13. Для вывода результатов в Паскале используется оператор:
в) write

14. Для вычисления квадратного корня из х используется функция:
в) sqrt (x)

15. Для генерации случайного целого числа из интервала trunc(x) Целая часть числа x |x| abs(x) Модуль числа x sqrt(x) Корень квадратный из x {x} frac(x) Дробная часть числа x arctg x arctan(x) Арктанкенс числа x ln x ln(x) Натуральный логарифм x p Pi Число ПИ x 2 sqr(x) Квадрат числа x

Возведение в степень (кроме возведения в квадрат и возведения в степень числа e) отсутствует. Для возведения в произвольную степень можно воспользоваться очевидным равенством: xy=e y ln x Для возведения числа в натуральную степень можно написать собственную функцию. Например, z=xy, где x, y - натуральные, это сделать так: Z: = Round(Exp(Y * Ln(X))).

Расчёт по формуле Примеры записи математических выражений: Математическая запись 2 x – 7 x + 6 Запись на Pascal Sqr(x) - 7 * x + 6 (Abs(x) - Abs(y)) / (1 + Abs(x * y)) Ln(Abs((y - Sqrt(Abs(x))) * (x - y / (z + Sqr(x) / 4))))

Задача. Вычислить значение выражения Program Expression; Var X, Z: Real; Begin Write("Введите значения переменной X: "); Read. Ln(X); Z: = 6 * ln(sqrt(exp(x+1)+2*exp(x)*cos(x))) / ln(x - exp(x+3) * sin(x)) + abs(cos(x) / exp(sin(x))); Write. Ln("Значение выражения: ", Z: 12: 6); End.

Ветвление - такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий

Оператор ветвления в полном варианте IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы); условие - записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет IF A>B THEN max: =A ELSE max: =B; Сложные условия составляют из простых с помощью логических операций (OR, AND, NOT) IF (A>B)AND(A>C) THEN max: =A ELSE max: =100;

Src="http://present5.com/presentation/223935287_384486868/image-22.jpg" alt="Оператор ветвления в неполном варианте IF (условие) THEN (операторы); IF B >A THEN max:"> Оператор ветвления в неполном варианте IF (условие) THEN (операторы); IF B >A THEN max: =В;

Задача 2. Дано действительное число a. Вычислить f(a), если Program Us 1; Var x, F: Real; Begin Write. Ln("Введите действительное число: "); Read. Ln(x); IF x

Задача 3. Записать логическое выражение, принимающее значение TRUE, если точка лежит внутри заштрихованной области, иначе - FALSE. Прежде всего, обратим внимание на то, что эту сложную фигуру целесообразно разбить на несколько более простых: треугольник, лежащий в I и IV координатных четвертях и треугольник, лежащий во II и III четвертях. Таким образом, точка может попасть внутрь одной из этих фигур, либо на линию, их ограничивающую. Чтобы точка попала внутрь области, необходима истинность каждого из отношений, поэтому над ними выполняется операция AND. Так вся область была разбита на несколько, то между отношениями, описывающими каждую из них, используется операция OR. Учитывая приведенные здесь соображения и записав уравнения всех ограничивающих фигуру линий, получаем искомое логическое выражение: (X >= 0) And (Y >= 1. 5 * X – 1) And (Y = – 1. 5 * X – 1) And (Y

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Написать программу, которая вводит координаты точки (x, y) и определяет, попадает ли точка в заштрихованную область на рисунке. Попадание на границу области считать попаданием в область.

Задача 1. Даны действительные числа x, y. Если x и y отрицательны, то каждое значение заменить модулем; если отрицательно только одно из них, то оба значения увеличить на 0, 5; если оба значения неотрицательны и ни одно из них не принадлежит отрезку , то оба значения уменьшить в 10 раз; в остальных случаях x и y оставить без изменения. Разработаем алгоритм решения задачи, после чего напишем программу. Алгоритм запишем словесно: 1)ввести значения x, y; 2) если x

Program Usl; Var X, Y: Real; Begin Write("Введите два действительных числа "); Read. Ln (X, Y); If (X = 0. 5) AND (X = 0. 5) AND (Y

ОПЕРАТОР ВЫБОРА Кроме условного оператора в качестве управляющей структуры довольно часто используется оператор выбора CASE. Эта структура позволяет переходить на одну из ветвей в зависимости от значения заданного выражения. Оператор выбора позволяет заменить несколько операторов развилки. Запись оператора выбора CASE K OF A 1: серия 1; A 2: серия 2; . . . AN: серия N ELSE серия N + 1 END;

Задача 1. В старояпонском календаре был принят двенадцатилетний цикл. Годы внутри цикла носили названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Написать программу, которая позволяет ввести номер года и печатает его название по старояпонскому календарю. Справка: 1996 г. - год крысы - начало очередного цикла. Поскольку цикл является двенадцатилетним, поставим название года в соответствие остатку от деления номера этого года на 12. Program Goroskop; Var Year: Integer; Begin Write("Введите год "); Read. Ln(Year); CASE Year MOD 12 OF 0: Write. Ln("Год Обезьяны"); 1: Write. Ln("Год Петуха"); 2: Write. Ln("Год Собаки"); 3: Write. Ln("Год Свиньи"); 4: Write. Ln("Год Крысы"); 5: Write. Ln("Год Коровы"); 6: Write. Ln("Год Тигра"); 7: Write. Ln("Год Зайца"); 8: Write. Ln("Год Дракона"); 9: Write. Ln("Год Змеи"); 10: Write. Ln("Год Лошади"); 11: Write. Ln("Год Овцы") END; END.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1) Написать программу, позволяющую по вводимому номеру дня недели вывести название дня. 2) Для двух целых чисел надо определить, является ли их сумма четным числом или нет. Для проверки четности используем условие: остаток от деления на 2 четного числа равен 0. Д/З Составить программу, которая по введенному номеру месяца выводит на экран название времени года.

Задача 2. Составить программу, которая по введенному номеру дня недели выводит на экран его название. Program days; Var day: integer; Begin Write(‘Введите номер дня недели’); Readln(day); Case day of 1: writeln(‘Понедельник’); 2: writeln(‘Вторник’); 3: writeln(‘Среда’); 4: writeln(‘Четверг’); 5: writeln(‘Пятница’); 6: writeln(‘Суббота’); 7: writeln(‘Воскресенье’) else writeln(‘Такого дня нет’); end.

Пример. Составить программу, которая по введенному номеру месяца выводит на экран название времени года. Program m; Var k: byte; Begin Write(‘Введите номер месяца’); Readln(k); Case k of 1, 2, 12: writeln(‘Зима’); 3, 4, 5: writeln(‘Весна’); 6, 7, 8: writeln(‘Лето’); 9, 10, 11: writeln(‘Осень’) else writeln(‘Такого месяца нет’); end.

Контрольные вопросы 1) Какую управляющую структуру Паскаля нужно использовать, если проверяемое выражение может принимать несколько возможных значений, и в каждом случае необходимо выполнять разные действия? 2) Чем отличается линейный алгоритм от ветвления? 3) Какие ключевые слова используются в Паскале для организации ветвления? 4) Чем полное ветвление отличается от неполного? 5) Как оформлять текст программы, чтобы он был понятнее? 6) Что необходимо использовать, если в случае истинности некоторого условия нужно выполнить несколько операторов? 7) В каком случае количество операторов begin в программе не должно соответствовать количеству операторов end?

Приведем несколько заметок из истории языка программирования Паскаль (Pascal). Прочтя данную статью, вы узнаете, какими этапами проходила история языка Паскаль.

Само названия языка - «Паскаль» - возникло в честь одного из великих французских математиков и физиков Блеза Паскаля (1623-1662). Немного из истории жизни французского мыслителя. Блез Паскаль родился в семье известного математика Этьена Паскаля.

Отличительная черта всех его родных - необыкновенная одаренность. У него было две сестры: у старшей сестры Жильберты были в большей степени развиты математические способности и литературный талант, а у младшей сестры Жаклины - артистический дар. Свое детство Блез Паскаль провел в Париже, школу никогда не посещал.

Единственный учитель, которого Паскаль признавал, был его отец Этьен. В четырехлетнем возрасте Блез уже умел читать и писать, начал интересоваться эвклидовой геометрией, а в 15 лет уже на равных мог обсуждать с известными на тот момент парижскими учеными сложнейшие математические задачи. Из юноши Паскаля вырастал гениальный математик.

Одним из известных изобретений Блеза Паскаля стал арифмометр (паскалево колесо), который производил все арифметические действия. Он представлял собой латунный ящик с интересным механизмом (рис. ниже).

Этот арифмометр прославил Блеза Паскаля во всех западных странах. Толпы народов со старого света направлялись в Люксембургский дворец (Париж), чтобы лицезреть это уникальное приспособление того времени.

Продолжается, и в 50-е годы XX века появились первые языки программирования высокого уровня: ФОРТРАН, КОБОЛ и АЛГОЛ. ФОРТРАН и КОБОЛ они существуют и по сей день, а вот АЛГОЛ как раз и стал родоначальником языка программирования Паскаль.

Первая версия АЛГОЛа появилась в 1958 году, разработчиком которого был создатель ФОРТРАНа Джон Бэкус. Последующими версиями языка АЛГОЛ стали АЛГОЛ-60 и АЛГОЛ-68. Однако из-за громоздкости языков АЛГОЛ-60 и АЛГОЛ-68 создавались большие трудности.

Поэтому в 1965 году Международная федерация по обработке информации предложила проект нескольким специалистам ЭВМ. Необходимо было создать новый язык программирования - преемник АЛГОЛа-60.

В этом проекте и принял участие будущий создатель языка программирования Паскаль - Николас Вирт, швейцарский ученый, на тот момент доцент факультета информатики Стэнфордского университета.

Николас Вирт начал разрабатывать проект АЛГОЛ-W. Целью проекта было обучение студентов различным методам: «структурное программирование», «программирование сверху вниз» и др. В 1970 году произошли два великих события:

  1. появление операционной системы UNIX
  2. появление нового языка программирования.

Николас Вирт назвал новый язык программирования в честь французского математика XVII века Блеза Паскаля, поскольку Паскаль создал вычислительное устройство (паскалево колесо). Первая версия нового языка программирования вышла на компьютере CDC 6000.

Успех языка Паскаль:

Выдающийся успех языка Паскаль обусловлен рядом причин:

  1. Язык в естественной форме отразил самые важные современные концепции технологии разработки программ.
  2. Именно благодаря своей компактности, целостности и ортогональности понятий, язык программирования Паскаль оказался весьма легок для изучения и освоения.
  3. Несмотря на кажущуюся простоту языка, он оказался пригодным для достаточно широкого спектра приложений, для разработки очень больших и сложных программ, даже операционных систем.
  4. Паскаль весьма технологичен для реализации почти для всех (в том числе нетрадиционных) машинных текстур. Существует интересное сравнение: разработка Паскаль-транслятора почти не превышает по трудоемкости хорошую дипломную работу выпускника вуза.

Итак, Вы увидели, как протекала история языка Паскаль. Заинтересовала статья?! По своей простоте и отсутствию громоздкости, основы языка программирования Паскаль могут постигать как учащиеся высших учебных заведений, так и обычные школьники. Программирование на языке Паскаль - увлекательное занятие. Программируйте и наслаждайтесь!

Выберите интересующие Вас в pascal уроки:

Язык Pascal очень часто используется в сфере образования. Названием служит английское слово Pascal - имя знаменитого математика и философа из Франции — Блеза Паскаля, но с идеологией программирования это никак не связано.

История языка Паскаль

Pascal — это язык программирования, относящийся к структурной парадигме. Паскаль был разработан для обучения школьников и студентов в 70-х годах XX-го века.
Язык Pascal был создан ученым Никлаусом Виртом из Швейцарии, который был специалистом в области информатики и компьютерных наук, а также известным теоретиком в области разработки языков программирования.

Изначально pascal создавался путем переработки Алгол-60. Где-то в 1968 году проект был подготовлен, и разработчики приступили к созданию транслятора, предназначенного для использования на вычислительной машине CDC 6400. В 1971 было анонсировано официальное его описание (Wirth N. The Programming Language Pascal // Acta Informatica. - 1971. Vol1.N1.).

Сам Никлаус Вирт в своих трудах указывает на то, что целью его создания является «построение небольшого и эффективного языка, способствующего хорошему стилю программирования, использующему структурное программирование и структурированные данные».

Особо популярным периодом распространения Паскаля были 1972-1975 года. Удачные на то время характеристики языка Паскаль и его возможности позволили ему не только удостоиться всеобщего признания, но и сделали его основным средством для преподавания дисциплины «Программирование» и для разработки программ. В 1975 году появляется целая ассоциация пользователей Паскаля. Но позднее язык подвергся критике. Ограничения основных конструкций языка pascal оказались слишком строги, и это сильно не понравилось пользователям. В 1977 г. появляется группа по разработке стандарта Pascal. Руководителем группы являлся А.Эддиман (A.M.Addyman). 1 декабря 1983 г. был создан международный стандарт языка, носящий название ИСО 7185.

Изучение паскаля посредством уроков, представленных на сайте, позволит раскрыть достоинства и недостатки Pascal, разобраться как устроена структура программы, изучить основные операторы. Примеры программ и готовые задачи с решением рассчитаны как для начинающих изучение языка Pascal, так и для студентов и школьников.

Желаем Вам удачи!

Язык программирования Pascal был разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом в Цюрихском институте информатики (Швейцария). Первоначальная цель разработки языка PASCAL - необходимость инструмента "для обучения программированию как систематической дисциплине". Однако очень скоро обнаружилась чрезвычайная эффективность языка PASCAL в самых разнообразных приложениях, от решения небольших задач вычислительного характера до разработки сложных программных систем - компиляторов, баз данных, операционных систем и т.д. К настоящему времени Pascal принадлежит к группе наиболее распространенных и популярных в мире языков программирования. Существуют многочисленные реализации языка практически для всех машинных архитектур, разработаны десятки диалектов и проблемно-ориентированных расширений языка Pascal.

Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению Н. Вирта, язык должен способствовать дисциплинированию программирования, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис интуитивно понятен даже при первом знакомстве с языком.

Тем не менее, первоначально язык обладал множеством недостатков: невозможность передачи функциям массивов переменной длины, отсутствие нормальных средств работы с динамической памятью, ограниченная библиотека ввода-вывода, отсутствие средств для подключения функций написанных на других языках, отсутствие средств раздельной компиляции и т. п. Необходимо заметить, что многие перечисленные недостатки языка не проявляются или даже становятся достоинствами при обучении программированию. Кроме того, основным языком программирования в академической среде 70-х был Фортран , обладавший гораздо более существенными недостатками, и Паскаль представлял собой значительный шаг вперед.

Тем не менее, достоинства языка заставляли многие коммерческие и некоммерческие организации разрабатывать системы программирования на основе языка Паскаль.

Из числа последних выделяется фирма Borland, Turbo Pascal (затем Borland Pascal) которой был значительно расширен, были устранены многие недостатки языка, добавлены новые возможности. Язык стал богаче, но одновременно, потерял переносимость и общность.

Важным шагом в развитии языка, является появление свободного языка Паскаль GNU Pascal , который не только вобрал в себя черты других Паскалей, не только позволил наконец полностью отказаться от «грязных» приемов программирования, особенно присущих, скажем, Turbo Pascal , но и обеспечил черезвычайно широкую портабельность написанных на нем программ (более 20 различных платформ, под более чем 10 различными операционными системами).

В настоящий момент пользуются популярностью такие версии языка как TMT Pascal , Free Pascal и GNU Pascal . Продолжает использоваться и Borland Pascal . Развитием языка Borland Pascal является Object Pascal - версия языка Паскаль расширенная средствами объектно-ориентированного программирования. Последние версии Borland Pascal лежат в основе среды программирования Delphi .