Малазийская сборка активные колонки hi fi. HI-FI — теория и практика. Напольные и полочные

Существует ли градация HI FI техники по качеству звучания? Мировое правительство скрывает эти данные вводя аудиофилов всего мира в недоумение. Технику можно разделить на ценовые категории, но и там наблюдается заметный хаос и неразбериха. Техника ценой 2 - 6 тысяч евро может звучать на схожем уровне не смотря на двух а то и трёхкратную разницу в цене. Видимо, цена лишь отражает издержки производителя на создание техники, плюс интерес торговца, а выдаваемый техникой уровень звука относится к области восприятия аудиофила в рамках его знаний предмета. Как же определить, технику какого HI FI уровня надо искать для обретения аудиофильского счастия? И где написана принадлежность техники к тому или иному уровню? Нигде. Постепенно поднимаясь по ступенькам аудиофилии у меня сложилось своё понимание уровней HI FI. Картинка не полная. Пока мне удалось добраться до высокого уровня HI FI прикоснувшись к начальному и среднему уровням. Дальше следует уровень высочайший а за ним референтный. Рассматривая прослушанную технику, понимаю, что мой маленький блог, это лишь прикосновение к верхушке айсберга под названием Высокая Достоверность. Тысячи моделей техники, десятки философий звука и тысячи мнений. Где истина? Где границы? Границ нет. Истина у каждого аудиофила своя. Все остальные - неправильные.

Начальный уровень HI FI.

У музыки начального уровня появляется объём, сцена. Обычна она не очень глубокая 50 - 70 сантиметров и расположена дугой между колонками. Вокал локализуется по центру. В некоторых случаях можно услышать локализацию в пространстве двух, трёх музыкантов. При сравнении со звуком музыкального центра или компьютерных колонок, возникает впечатление снятого с акустики одеяла или вынутой из ушей ваты. У всех разные ассоциации. Цена новых компонентов начального уровня в магазине 150 - 350 и более евро за единицу. Что бы собрать минимальную систему, понадобится: проигрыватель, усилитель, колонки, провода. Итого примерно: 500 - 1100 и более евро. Только не думайте что заплатив 1100 евро вы получите звук вдвое лучший чем за 500 евро от например компонентов микро системы. Разница будет едва слышимой а критично ли это для вас - решайте сами.

Многие компоненты начального уровня производят "воздух", этакий пушистый шумок на верхах, имитирующий объём. Опасайтесь таких компонентов, это искусственное поднятие частотных зон для более успешных продаж. Такой звук может утомлять.
Пример Хайфая начального уровня, Б/У за недорого:
Музыкальный центр в качестве усилителя, Grundig Cirflexx 4100 (20 eur);
Колонки Denon SC (70 eur) или Canton GLE (обойдётся около 100 - 150 евро);
Как источник сгодится айфон.

Средний уровень HI FI.

Объём сцены прирастает. Она углубляется примерно до полутора метров. Возможно услышать локализацию пятёрки музыкантов. У образов иногда вырисовывается трёхмерность. Звук может быть шёлковым, сладким, сочным, холодным или иметь какой либо другой окрас, привкус. Попадаются и нейтральные экземпляры. Музыку становится возможным разделить на слух по партиям отдельных инструментов но бывает и задвигание инструментов на задний план.

Логично что цена стартует с 350 евро за компонент, но мне ближе цифра от 500 до примерно 1500 евро. Комплект среднего уровня обойдётся вам в сумму от 1550 евро до примерно 5000 евро. Но не надо ошибочно считать что потратив 5000 вы получите в три раза больше качества чем за 1550 евро. Разница только в голове и она исчезающе мала. Вы услышите всё вышеописанное и за 1550 и за 5000 евро.
Пример Хайфая среднего уровня, Б/У за недорого:
Усилитель Sony TA-F530 - 590ES (150 - 250 eur)
Колонки Canton Ergo 80 - 702 (200 - 400 eur)
Источник, новый ЦАП Sabre 9018 (200 eur на ебай) плюс компьютер или андроид устройство.

Высокий уровень HI FI.

Глубина сцены около двух метров. Воспроизводимые послезвучия и переотражения создают впечатляющий объём, переносящий слушателя к исполнителю или исполнителя к слушателю. Это считается детальностью. Кажущаяся глубина пространства может достигать внушительных пяти метров. Разделение инструментов на партии свободное. Сложные басовые партии слышны отчётливо не смешиваясь между собой. Глубина сцены зонирована в глубину, появляются слои. Музыканты трёхмерны. Окрас бывает разным: мягким, тёплым, светлым, тёмным, нейтральным и даже академическим (как это понимать? не знаю). Звучание не утомляет, оно затягивает как в омут. Именно здесь начинается аудиофилия со свойственными симптомами: посеребрённые проводки, золотые клеммы, акустичестикий силикон, камни коректирующие акустическое пространство и прочее недоказуемое но, ясно слышимое и обязательно очень дорогое.
Добравшись до высокого уровня Хайфая, имеет смысл задуматься о акустической обработке помещения. Некоторые наивно полагают что приобретя дешёвый Китайский "акустический" поролон и расклеив его по стенам закрыли вопрос. С таким же успехом на стены можно налепить мочалки для мытья посуды, а что, будет красиво...

Цена на компоненты высокого HI FI уровня стартует примерно с отметки 1500 евро за компонент и может достигать ну даже не знаю, тыкну пальцем в небо - 5000 евро за компонент. Это очень дорогая техника. Минимальный комплект обойдётся в сумму от 5000 до 16000 евро. А какова будет разница между дорогим и подешевле? Просто сходите в магазин и послушайте.

Пример Хайфая высокого уровня, Б/У за недорого:
Усилитель Denon POA2200 - 2800 (300 - 800 eur)
Колонки Infinity Kappa 6.2i ~ (600 eur)
Источник новый плеер FiiO X7 (700 eur)

Повторю ещё раз: чётких границ и критериев не существует. Всё написанное субъективно и имеет исключения.

Большинство пользователей домашней акустики не испытывают особых неудобств при прослушивании музыки в формате MP3 и даже при просмотре фильмов с простой стереоканальной звуковой дорожкой. Однако некоторым хочется получить максимально качественный звук, а постоянно подстраивать эквалайзер в процессе эксплуатации дешевых колонок – занятие утомительное. Если вы – один из таких пользователей, и вам не нужны преувеличенные басы, от которых дрожат не только стекла, но и бетонные перекрытия – Hi-Fi системы существуют именно для вас.

Стоит отметить, что Hi-Fi – это удовольствие не из дешевых. Скорее всего, придется собирать такую систему постепенно, покупая буквально по колонке в месяц. Но это того стоит, если вы хотите полностью защитить себя от разочарования при пользовании акустикой.

Выбор компонентов Hi-Fi системы

Вероятно, между решением о сборке высококачественной системы и, собственно, ее покупкой пройдет несколько месяцев – много времени уйдет на изучение всех тонкостей этого вида акустики. Стоит полистать специализированные журналы, после прочтения некоторых из них выражения вроде «теплый ламповый звук» и «дерзкий ядовитый ресивер» станут для вас не пустым звуком.

Но до превращения в полноценного аудиофила стоит разобраться в базовых понятиях, связанных с Hi-Fi акустическими системами. Например, стоит понять, что влияет на стоимость акустики.

В отличие от Hi-End систем, Hi-Fi акустика стоит ровно столько, сколько должна. При этом каждый из ее элементов – будь то малозначимая колонка-сателлит или усилитель звука – стоит примерно одинаково. Подчеркнем: должна стоить одинаково. Говоря более простым языком, необходимо покупать устройства из одной ценовой категории, потому что проседания в качестве неизбежно скажутся на итоговом звучании системы. Важно также учитывать условия эксплуатации: если система устанавливается не в специальной восьмиугольной комнате, и в ней имеются разные предметы, сильно влияющие на распространение звука (хотя бы мебель) – компоненты системы смогут качественно звучать только в том случае, если они максимально близки по своим техническим характеристикам.

Любая Hi-Fi система должна состоять из следующих компонентов:

  • комплект колонок (от двух до восьми);
  • усилитель звука или AV-ресивер;
  • источник звука (компьютер, музыкальный центр, проигрыватель);
  • набор акустических кабелей – для соединения источника звука с усилителем и для подключения усилителя к пассивным колонкам и сабвуферу.

Для неискушенных пользователей все эти компоненты объединяются в общий набор и продаются в красивых коробках по взвинченным ценам. Продавец будет нахваливать вам качество звука, демонстрируя все его нюансы на примере mp3-файла с битрейтом 128 кб/с или вообще, включив радио. Это позволит ему оправдать все изъяны звука и ввести покупателя в заблуждение. Вы подумаете, что уж ваши-то с любовью и вниманием собранные музыкальные файлы будут звучать как надо. Но стоит лишь присмотреться к отдельным элементам такой системы, и сразу станет очевидно – по своему качеству колонки не далеко ушли от китайских компьютерных стереопар за 500 рублей. Поэтому лучшим выбором станет сборка Hi-Fi системы своими руками из отдельных элементов.

Фронтальная Hi-Fi акустика

Если финансовые возможности ограничены, а размеры комнаты не позволяют полноценно разместить все элементы акустики 5.1 или 7.1, стоит обратить внимание на качественные стереосистемы. Состоят они из двух колонок, которые выводят звук с фронтальных каналов – левого и правого.

Фронтальные колонки бывают двух типов:

  • напольные – имеют большой размер и, как правило, являющиеся многополосными;
  • полочные или настенные – меньше в габаритах и, по мнению некоторых пользователей, создают менее насыщенную звуковую картину.

Преимущество второго типа перед первым в случае с небольшим помещением – весь звук будет поступать прямо в комнату. В случае же с большими напольными колонками могут выявиться некоторые проблемы, преимущественно с басом – из-за физических особенностей низкочастотных волн звук будет идти не к центру помещения, как он должен, а в обратном направлении – к соседям в соседней квартире. Кроме того, не исключены искажения звука – гудение басовых партий.

Можно сказать, что полочные колонки уступают напольным в масштабности. Но есть у них и заметный перевес в микродинамических характеристиках, что подтверждают многочисленные тестовые прогоны и испытания. Субъективно же можно заметить, что маленькие стереосистемы обеспечивают глубину звучания в замен его масштабности: так, легко заметить самые мелкие нюансы исполнения музыки, тонкости ударов по барабанам, отдельные дребезжания струн и так далее.

Выбор усилительного устройства

Усилитель или ресивер? Этот вопрос заботит многих пользователей, впервые сталкивающихся с Hi-Fi акустическими системами. Разница между этими устройствами, в основном, заключается в удобстве применения и количестве функций.

Функционал усилителя, как правило, ограничивается только усилением звука; некоторые модели также могут собирать сигнал и передавать его на несколько колонок сразу или менять больший спектр физических характеристик звука. Ресивер же – это многофункциональное устройство, которое включает в себя:

  • радиоприемник;
  • декодер аудио сигнала по разным технологиям;
  • ЦАП – устройство, которое трансформирует аналоговый сигнал в цифровой и обратно, что очень важно в том случае, если источник звука не позволяет подключать цифровые хайфай колонки по соответствующему интерфейсу;
  • усилительный блок (отличие от обычного стереоусилителя, имеет не два канала, а от шести до восьми, что позволяет подключать все элементы системы объемного звука вместе с сабвуфером, а не собирать комплект усилителей по одному для каждой колонки);
  • устройство для объединения акустических сигналов;
  • блок обработки видео.

Таким образом, можно сделать простой вывод – ресивер лучше всего подходит, если он станет центром объемной мультимедийной системы, например домашнего кинотеатра с восьмиканальной акустикой. Для простой стереосистемы же хватит и соответствующего стереоусилителя – есть мнение, что и качество будет в таком случае более высоким.

Установка колонок

Вы долго выбирали подходящую систему, копили на нее полгода, наконец-то принесли домой, подключили и… ничего не произошло. Ничего особенного, по крайней мере, и отличия от старых колонок за 500 рублей совсем не заметны. Не стоит волноваться – это абсолютно стандартная ситуация. Одной покупки качественных Hi-Fi колонок и правильного их подключения недостаточно – важно также правильно их установить.

Прогрев

Перед введением системы в полноценную эксплуатацию колонки необходимо прогреть. Это нужно для того, чтобы детали устройств сбалансировались и вошли в гармонию друг с другом, диффузоры излучателей растянулись и обрели эластичность и вообще, чтобы все характеристики системы вышли на задуманный инженерами уровень. Но как же осуществляется прогрев колонок?

Для прогрева необходимо использовать музыку, которая покроет весь спектр частот – лучше всего для этого подойдет какая-нибудь радиостанция, транслирующая музыку разных жанров. Включить колонки нужно на сутки, выставив громкость примерно на треть от максимальной, не допуская перегрузки устройств.

Конечно, непросто будет включить громкую музыку на 24 часа, чтобы никого этим не взбесить. Кое-какие хитрости помогут вам в этом:

  • колонки переключаются в режим моно, чтобы добиться идентичности звучания на каждом из динамических излучателей;
  • одна колонка подключается к усилителю правильно – плюс к плюсу, минус к минусу, а вторая – реверсивно, то есть плюс к минусу и наоборот;
  • колонки ставятся напротив друг друга динамиками друг к другу – сближение их должно быть максимальным, но без соприкосновения;
  • сверху колонки можно укрыть материалом, не пропускающим звук – одеялом или поролоновым полотном.

Получится система по типу активного шумоподавления – звуки из колонок будут находиться в противофазе и заглушат друг друга. Грубо говоря, мощность звука останется той же, но вы ничего не услышите.

Кроме того, нельзя включать колонки сразу после того, как принесете их домой. Дайте устройствам полежать немного, чтобы они привыкли к комнатной температуре – ничто не убьет электронику быстрее, чем конденсат, возникающий из-за разницы температур.

После прогрева останется только опытным путем определить идеальные места для размещения колонок – и можно наслаждаться качественным Hi-Fi звуком.

    И кстати, X-Stream X-01 вполне заменит некоторые дорогие модели Sony.

    Совет 2. Обратите внимание на наушники Takstar .
    Компания Takstar много лет выпускает отличные профессиональные решения для работы со звуком. Не стали исключением и их наушники. Такие модели, как Hi2050, Pro80 а та же линейка 6xx - вполне сравнимы по всем параметрам, начиная со звука и заканчивая дизайном, с известными моделями Beyerdynamic и Sennheiser. Единственная существенная разница - в цене.

    Совет 3. Обратите внимание и на Ritmix RH-555, и особенно RH-508.
    Эти две модели заслуживают пристального внимания, так как при неплохой цене обладают хорошим звуком. 555 стоят подороже, но при этом крепко собраны и неплохо выглядят. 508 на вид совсем простые, но при их цене в 450 рублей и очень высоком качестве звука - они просто вне конкуренции, если вы ищете наушники для портативного использования.


    Совет 4. Если у вас есть Koss Porta Pro, Sporta Pro или KSC-75 - сделайте мод.
    Очень простая модификация, заметно улучшает качество звука этих популярных моделей и позволяет им на равных конкурировать с именитыми наушниками с ценниками в сотни долларов.

    Совет 5. Поищите на вторичном рынке AKG K702.
    Компания AKG недавно обновила свою линейку, представив наушники K712 и K812, поэтому поклонники звука марки сейчас активно продают K702 ради апгрейда, и их можно найти по цене около 200 долларов на eBay (также можно смотреть модели K701 и Q701, они похожи). K702 обладают очень детальным и ровным звуком, который понравится любителям сложной музыки, не ориентированной на забивание ушей басом и порадуют обладателя шириной виртуальной сцены и точностью проработки материала. Для них очень желательно обзавестись ЦАПом и усилителем (можно взять комбайн «два в одном»), ниже я расскажу как это сделать без большого ущерба для бюджета.

    Совет 6. Модифицированные наушники Fostex R50RP достойны внимания искушенных аудиогурманов.
    Я писал о проекте ZMF , вкратце повторю его выводы. Модифицированные Foxtex T50RP не знают равных по детальности, четкости и ровности. Вам потребуется усилитель, но если вы готовы инвестировать в него - они отдадут вам сторицей.

    Совет 9. Обзаведитесь ЦАПом и усилителем.
    Если вы хотите получить действительно качественный звук, то встроенная звуковая карта вам не поможет совсем. К счастью, за сумму, не сильно превосходящую 100 долларов, вы можете приобрести универсальный портативный «комбайн» Fiio E07K , сочетающий в себе портативный усилитель для наушников и внешний ЦАП, подключающийся по USB. Также достойны рассмотрения такие продукты, как Audinst HUD-MX2 , U2 DAC от HiFiMeDIY, Electric Avenues PA2V2 и многие другие.

    Совет 10. Sandisk Sansa Clip - очень хороший плеер.
    Sandisk своей серией Sansa перевернули представление о том, как может звучать недорогой плеер. После того, как на плееры этого семейства была портирована операционная система Rockbox, их можно считать удачным выбором для «меломанов с ограниченным бюджетом».


    Совет 11. Посмотрите на недорогие Hi-Fi-плееры.
    Если вы хотите по-настоящему качественного звука в портативе - обратите внимание на плееры китайских производителей в ценовом диапазоне от 200 до 300 долларов: , iBasso DX50, iHIFI 760, HiFiMan 601. При умеренной цене, по качеству звука они уверенно обходят все телефоны и смартфоны, используемые обычно для прослушивания музыки.

    Совет 12. Учитывайте все компоненты своей «связки».
    Нет смысла слушать Hi-Fi-плеер с кривыми, пусть и дорогими наушниками. Точно так же нет смысла переплачивать за дорогие наушники, если слушать вы их собираетесь с iPhone или копеечным китайским плеером. Читайте форумы и ищите обзоры в интернете, чтобы понять, как будут сочетаться те или иные компоненты. Но при этом помните, что единственный критерий правильного звука - ваш собственный вкус, и аргумент «а мне нравится» - решающий в любом споре на аудиотематику.

Т олько вдумайтесь: термину Hi-Fi, олицетворяющему, по сути своей, последние достижения прогресса в области аудиотехники, исполнилось целых 90 лет! Понятно, что на момент его появления это были скорее теоретические изыскания, и до массового производства подобной аппаратуры было ещё далеко. Однако 70 лет назад уже появилось первое в мире специализированное издание по аудиотехнике, американский журнал Audio.

А вот в 1962 году началось, метафорически выражаясь, начало конца, а именно – Джастин Гордон Холт, основатель ещё одного американского издания, Stereophile, ввёл в оборот термин high end audio , породив тем самым нынешнее ценовое расслоение. Хороший звук становился всё дороже, доступные системы обрастали… хм… функционалом. И умопомрачительными цифрами мощности на коробках.

Казалось бы, что же тут плохого? Скажем так: для человека, любящего музыку и при этом обеспеченного – практически ничего, ведь он по-прежнему может позволить себе покупать качественную аудиотехнику. Ничего не изменилось и для потребителей «музыкальных консервов»: трудолюбивые азиаты освоили выпуск аудиоширпотреба, где с копеечной стоимостью соседствует примерно такое же качество. А вот хороший начальный сегмент Hi-Fi, к сожалению, оказался, что называется, в загоне.

Рискну предположить, что произошло подобное, в том числе, и по банальной причине, характерной для любой золотой середины – наиболее высокому соотношению цена/качество, и, как следствие – наименьшей рентабельности. Основная прибыль приходится на массовый сегмент, премиальные модели зачастую делаются для демонстрации возможностей и поддержания статуса, а вот на «рабочих лошадок» времени и сил уже не остается. Практически у всех. За редким исключением. Одно из которых – британская компания Cambridge Audio .

Бюджетные Hi-Fi-компоненты от Cambridge Audio


Сбалансированный комплект основных АС, «умный» сабвуфер с удобной настройкой — ELAC Debut приятно удивит и и любителя кино и меломана

«Дебюты» примечательны тем, что несмотря на более чем умеренную стоимость, в состав серии два сабвуфера, калибром 10 и 12 дюймов, а также Atmos-колонки, что позволяет укомплектовать с их помощью даже самый современный домашний кинотеатр. Помимо этого, в серии закономерно имеется центральный канал, пара напольных моделей и целых два полочника, что даже при условии создания классической системы 5.1 с напольными фронтами позволяет выбрать из 16 (!) возможных вариантов комплектации.

Любопытно, что в сабвуферах установлены усилители не класса D, мощные, но скажем так, не особо музыкальные, а используется технология BASH, в которой оконечные каскады класса AB питаются блоком питания на базе ШИМ. Вдобавок, в моделях S10EQ и S12EQ, сообразно индексу, применена система автокалибровки под акустику помещения, с использованием мобильного устройства не только для управления (через Bluetooth), но и в качестве… калибровочного микрофона!

Что же получается?

А получается, что полноценную стереосистему или ДК при желании можно собрать по стоимости беспроводной колонки :-), а то и существенно дешевле, было бы желание.

Hi-Fi – как много в этом слове… Когда в конце 80-х на территорию СССР хлынули первые японские аудиосистемы, стало модно собирать целые комплекты с хорошим звуком. С тех пор прошло много времени, и Hi-Fi аудиосистемы стали использоваться не только для прослушивания музыки, но и для аккомпанирования фильмам и компьютерным играм. И самое главное, Hi-Fi теперь доступен практически любому желающему. Вопрос только в потребностях и качестве звучания.

Многие рано или поздно сталкиваются с потребностью улучшить звук своей аудиоаппаратуры. Для большинства в какой-то момент становится недостаточно простых компьютерных колонок: и баса не хватает, и середина «жидковата». А некоторые «переросли» свою нынешнюю аудиосистему и хотят ещё глубже погрузиться в чудесный мир звука. В любом случае, придётся выбирать себе новую Hi-Fi аудиосистему. Но всё не так просто. Стоит только начать выбирать подходящую модель, как на голову сваливается поистине грандиозный водопад из фирм, характеристик, линеек, моделей, комплектаций. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – как выбирать-то?

Разобраться в огромном рынке Hi-Fi аудиосистем сложно, но возможно. Самое главное – понять, что именно вам нужно, для каких целей вы будете использовать вашу систему. Далее – разобраться в ряде несложных технических параметров. И всё. Вернее, закончился подготовительный этап. А самое сложное впереди, и от этого не отделаться.

Различаются аудиосистемы разных ценовых уровней, существует множество вариаций подбора оборудования, есть всевозможные технические характеристики. Но подобрать подходящую именно вам аудиосистему могут только ваши уши. Дело в том, что каждый из нас воспринимает звук по-своему. Мало того, что мы слышим разный диапазон чистот, так ещё наши привычки и музыкальные предпочтения играют важную роль. Так что нужно ехать в магазины и слушать, слушать и ещё раз слушать. Иначе вы рискуете ткнуть пальцем в небо и купить систему, которой не будете довольны. Другой вопрос, что цены в магазинах чаще всего выше. Но никто же не мешает вам выбрать систему там, а купить в интернете ?

Начать разбор аудиосистем Hi-Fi стоит с того, что они состоят из трёх основных частей: проигрывателя, усилителя и непосредственно акустической системы. В этой статье мы будем говорить только об акустических системах. При этом выбор сабвуфера – это отдельная большая тема, и её мы раскрываем в другой статье.

Чем различаются акустические системы?

У вас долгая история любви с Hi-Fi аудиосистемами? Вы аудиофил, который слышит самые трудноуловимые частоты? Вы можете позволить себе всё самое лучшее?

Если вы не ответили «да» ни на один из этих вопросов, то не стоит сразу бросаться на лучшие аудиосистемы. Не потому даже, что вы, скорее всего, не почувствуете ту разницу в звучании между бюджетными и самыми дорогими системами, которую слышат аудиофилы. А потому что стоимость самых лучших систем начинается примерно от 7500$. Готовы ли вы потратить такую сумму? Если нет, то лучше начать с бюджетного варианта. Для новичка в мире Hi-Fi вполне будет достаточно системы базового и среднего класса. А со временем вы, возможно, поймёте разницу и решитесь перейти на систему более высокого класса.

Состав комплекта

Это ключевой параметр, так как именно от состава комплекта колонок зависит соответствие системы вашим потребностям.

Для чего вам нужна аудиосистема?

Если вы заядлый меломан, собираете коллекцию редких дисков или винила с «битлами» и Майклом Джексоном, то вам подойдёт традиционная стереопара (или трифонический комплект – две фронтальные колонки и сабвуфер). Также этот вариант ваш, если вы любите «погонять в батлу» или CS и хотите полностью погрузиться в игровой мир. Если же вы обожаете фильмы, планируете установку большого экрана или проектора (а может быть, у вас он уже есть) и хотите насладиться глубоким погружением во время кинопросмотра, то лучше остановить свой выбор на комплекте акустики 5.1 (6.1, 7.1 и т.д.) Такой же совет можно дать самым утончённым меломанам, аудиофилам, любителям классической музыки и электроники.

Если же вам нужен универсальный вариант, то можете выбрать любой из двух вариантов: и хорошая стереопара, и система 5.1 справится с необходимой нагрузкой. Но учтите, что хороший комплект 5.1 будет гораздо дороже хорошей стереопары.

Напольные и полочные

Одним из важнейших различий между колонками являются их габариты. Маленькие колонки, полочные, можно поставить и на стол (но всё же лучше на специальную стойку), большие, напольные, стоят на полу.

Если вы знаете основы физики, то чаще всего (в первую очередь, в НЧ - диапазоне) верно утверждение, что чем больше колонка, тем лучше звук. Конечно, всё зависит от задач и вашего помещения. Но не торопитесь делать выводы. Во-первых, напольные колонки гораздо дороже. Во-вторых, если вы планируете установить акустическую систему в стандартную «однушку», то размера помещения просто не хватит для того, чтобы полностью раскрыть потенциал напольных колонок - им нужно больше пространства.

Поэтому для маленького помещения берём «полочники» (лучше будет, если вы поставите их на специальные стойки), а для большого – «напольники». Но всё же не стоит покупать слишком маленькие фронтальные колонки.

Чувствительность громкоговорителя

Эта характеристика - уровень звукового давления, который будет создавать система при поступлении на неё сигнала с усилителя, измеряется в дБ/Вт*м. При одинаковой мощности чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий звук она способна выдать. Акустика с высокой чувствительностью будет звучать громче с не слишком мощным усилителем. Но акустическая система с небольшой мощностью в паре с мощным усилителем выдаст более громкий звук, чем акустика с высоким уровнем чувствительности. Также следует помнить, что мощный усилитель может повредить чувствительные динамики.

Диапазон частот

Звук - это явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний. Человеческое ухо способно слышать звуковые колебания в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц. Если говорить об этом диапазоне, то его условно разделяют на бас, средние и высокие частоты. Бас - 10 - 200 Гц; средние - 200 Гц - 5 кГц; высокие - 5 кГц - 20 кГц.

Диапазон частот - это один из самых главных параметров. Чем ближе диапазон частот акустической системы к показателям 16 - 20000 Гц (воспринимаемых человеком), тем лучше. Для сравнения – средние показатели полочной акустики – 60 – 20000 Гц, а напольной – 40 – 20000 Гц. Но бывают исключения, так что лучше обратить особое внимание на эту характеристику.

Кстати, многие модели средних и высоких ценовых категорий имеют высшую границу частотного диапазона выше 28000 Гц. Не стоит не думая бросаться на такие колонки: не забываем про воспринимаемый человеческим ухом диапазон.

Количество полос

В идеале аудиосистема должна состоять из одного широкополосного динамика с полным диапазоном частот 20 - 20 000 Гц. Но на практике это очень трудно осуществить, поэтому акустические системы разбивают на полосы, чаще всего две или три.

Акустические системы среднего ценового диапазона обычно имеют две полосы: низкочастотную (одновременно отвечающую и за средние частоты) и высокочастотную. В более дорогих акустических системах добавляется ещё одна среднечастотная полоса.

Если вы будете слушать в основном вокальную музыку, то двухполосных систем вам хватит. То же относится к тем, кто ищет колонки для игр и работы на компьютере.

Для прослушивания электронной или классической музыки и просмотра фильмов в домашнем кинотеатре лучше приобрести трёхполосную систему.

Сопротивление (импеданс)

Эта характеристика означает полное электрическое сопротивление системы. Наиболее встречаемые значения - 4, 6 и 8 Ом. Важнее всего этот параметр для подбора усилителя: параметр импеданса у него должен быть таким же. Несоответствие импеданса у акустики и усилителя может вызвать серьёзные проблемы. Если при одинаковой мощности обоих устройств импеданс у колонок выше, чем номинальное сопротивление усилителя, то колонки будут звучать тише. Если же импеданс колонок ниже, то усилитель может сгореть. Так что, если усилитель у вас уже есть, то это упростит выбор акустической системы: выбираем из подходящих по импедансу.

Максимальная мощность

Это максимально возможная подводимая электрическая мощность при определенном нормированном коэффициенте нелинейных искажений. Многие считают, что этот параметр означает, как громко будут звучать колонки. Но это не совсем верно. Показатель мощности говорит о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя. Следовательно, очень важно, чтобы мощность акустики соответствовала или превышала мощность усилителя.

При выборе усилителя и акустической системы, желательно, чтобы реальная максимальная мощность акустической системы превышала мощность усилителя на 30 процентов или более. В этом случае вы будете застрахованы от выхода из строя акустики из-за подачи на нее сигнала недопустимо большого уровня. Если выбирать вариант для дома, то более чем достаточно показателя 100 Вт. При этом вряд ли когда-нибудь вы будете слушать что-то на максимальной громкости. Для больших же помещений стоит обратить внимание на более высокие показатели мощности – в зависимости от площади комнаты.

Система в целом

Приобретя очень дорогую акустику и подключив её к слабенькой аудиокарте, не стоит ожидать фантастического звука, но вполне вероятно появление искажений. И наоборот, купив лучший на рынке усилитель к дешёвым колонкам, вы просто выбросите деньги на ветер.

Очень важно, чтобы все звенья цепочки (усилитель – акустическая система – сабвуфер – коммутация) правильно между собой сочетались.

Во-первых, всё оборудование должно подходить друг другу по техническим характеристикам (к примеру, сопротивление).

Во-вторых, аппаратура должна быть одного класса (пример со встроенной аудиокартой и дорогой акустикой).

В-третьих, всё должно между собой сочетаться для гармоничного звучания. Если вы новичок и не особо разбираетесь в рынке аудиосистем, лучше приобретите полный комплект от одного производителя. Так вы точно не прогадаете.

Критерии выбора

Итак, мы рассмотрели все основные характеристики. Их много, но в них необходимо разобраться. Ведь вы покупаете не очередной смартфон или видеокарту: акустическая система будет долгие годы радовать ваши уши. А самое главное, она и через 10 лет морально не устареет. Также и высокие цены на акустические системы сподвигают к тщательному выбору.

Помните, что вы покупаете не вещь для практичности и удобства. Акустическая система – это удовольствие, наслаждение, отдых. Поэтому перед её выбором включите ваши уши на полную.

Теперь подведём итог и распределим аудиосистемы на группы, исходя из потребностей пользователей.

Если вы покупаете акустическую систему для работы за компьютером, лучше приобрести полочную стереопару из бюджетной ценовой категории.

Если система вам нужна для компьютерных игр и прослушивания музыки . Для небольшой квартиры стоит рассмотреть полочный двухполосный трифонический комплект из средней или высокой ценовых категорий. Если позволяет пространство , стоит обратить внимание на напольные одно- и двухполосные стереопары и системы 5.1.


Для домашнего кинотеатра и прослушивания классической музыки советуем выбирать из напольных трехполосных систем 5.1, систем 5.1 с полочными сателитами и стереопар из средней и высокой ценовых категорий.