Общие правила общения по радиосвязи. Как правильно говорить по рации. Общение водителей, канал и частота дальнобойщиков

  1. по рации вы можете вести бесплатные разговоры, напрямую связываясь с собеседником;
  2. для связи по рации не нужны ретрансляторы;
  3. рация как правило постоянно работает в режиме приема.

Классические сферы применения радиосвязи: армия, милиция, скорая и другие службы, таксисты, радио-любители, туристы, водители-дальнобойщики, любители военно-тактических игр и многие другие. В каждой такой группе приняты свои правила ведения радио переговоров, так или иначе схожие между собой. Они обусловлены техническими особенностями радиосвязи, внутренним уставом данной категории, спецификой деятельности.

Например у меня в личном пользовании рация Kenwood TK-3170. Она заменяет мне сотовый при походах, а также во время игры в хардбол (военно-тактическая игра с применением пневматического оружия). Данная рация позволяет настраивать нужную частоту при помощи клавиатуры (в диапазоне 400-470 МГц), дальность действия рации до 7 км. Она совместима с любыми другими персональными рациями, работающими в этом же диапазоне (у разного рода спецслужб свои частоты, запрещенные для гражданского использования). Помимо таких раций существуют рации без возможности ручной настройки частоты, в таких рациях спектр частот уже разбит на каналы. Однако те и другие рации вы можете настроить на совместную работу, если у вас есть таблица соответствия частот и каналов.

Все подобные рации работают в режиме приема, то есть вам не нужно нажимать какие-либо кнопки, чтобы услышать сообщение. Соответствующую кнопку (обычно она называется PTT, по размеру больше остальных и расположена сбоку) необходимо нажать лишь если вы хотите перейти в режим передачи и сообщить кому-то что-либо. Однако некоторые подобные рации снабжены функцией VOX, которая автоматически переводит рацию в режим передачи как только вы начинаете говорить.

Первым делом необходимо определиться с позывными. У каждого должен быть свой позывной (имя, никнейм), чтобы правильно ориентироваться при радиосвязи. Позывные должны четко отличаться один от другого, чтобы избежать путаницы при плохой связи (например на большом удалении или при наличии помех, таких как здания, лес, сильный дождь). Схема обмена радио сообщениями следующая:

  1. позывной вызываемого (2 раза при плохой связи);
  2. сообщение, команда, условный сигнал;
  3. слово «я» и свой позывной (1 раз);
  4. слово «прием».

Конкретный пример может быть следующим: «Пегас, Пегас, я - Орел, сбор у реки, я - Орел, прием». Слово «прием» означает конец передачи сообщения и готовность принять ответ. В случае, если вы в первый раз вызываете кого-то, пункты 3 и 4 можно опустить: «Пегас, Пегас, я - Орел, прием». И продолжить информативные сообщения, получив ответ: «Я - Пегас, прием». Также первоначальный вызов можно осуществить командой: «Пегас Орлу» (сокращение от «Пегас, ответьте Орлу», хотя при договоренности это может также означать, что Пегас что-то передает Орлу - в любом случае, о типе сообщений надо договариваться заранее). В случае длительного радиообмена между двумя лицами можно также опустить позывные: «Вышли к реке, прием».

Не забывайте, что говорить надо только после нажатия кнопки PTT, а не до или одновременно. Иначе позывной вызываемого может не передаться. Нажмите PTT, посчитайте про себя до двух и после этого говорите.

Если вы в походе и у вас нет возможности при необходимости заряжать аккумуляторы радиостанций, то следует оговорить время выхода на связь. Например, каждые полчаса, а все остальное время держать рации выключенными, чтобы сберечь энергию.

Материал из Общество Страйкбольных Команд Санкт-Петербурга

Вышел в эфир? Затаись, прижмись к земле, сконцентрируйся на смысле слов и четкости переговоров, следи за ситуацией вокруг.

Правила ведения переговоров в радиоэфире - это общие рекомендации что и как говорить в эфир. Как говорить мало, а сообщать много. Как говорить быстро, но внятно. Как говорить только по делу. Как повышать эффективность переговоров.

Если страйкболист хочет разобраться в методике грамотного общения по рации, а это просто необходимо, то следует так же прочитать эти статьи: Виды радиостанций для страйкбола и аксессуары к ним , Гарнитура Bowman , Как выбрать рацию , Ларингофон , Таблица каналов LPD диапазона .

Элвис Пресли в армии США позирует прессе у рации

В армии радиосвязь обеспечивается с транспорта крупными комплексами, на фото Газ-66 (Шишига) с радиокомплексом (СССР).

Радиостанции, рации и переговоры в страйкболе.

Игрушечный солдатик-радист, армия США, Вьетнам.

Инструкция по правилам радиообмена

1. Каждому бойцу присваивается индивидуальный позывной, при этом избегаюся длинные труднопроизносимые и похожие. Васи и Саши при радообмене неприемлемы.

2. Говори кратко, сжато и с максимальным смыслом. Не "думай" в эфир. Прежде чем начать передачу, подумай и сформулируй что именно ты хочешь сказать, затем сократи это в несколько раз и только потом говори кратко, чётко и по существу.

3. Знай, что противник может тебя слышать! Думай какой информацией ты можешь себя выдать и как ее закодировать так, чтобы понял только адресат.

4. Помни все условные и кодовые обозначения;

5. Меньше в эфир инфы "засоряющей" канал. Чем больше передач идет на частоте, тем больше шансов противнику её отследить.

6. Не стоит подключать на одну частоту много народу. 10-12 человек на одном канале оптимальный вариант, при условии соблюдения п.5

7. Соблюдай правила радиообмена: не лезь без очереди, не перебивай передающих, акцентируй окончание твоей передачи.

Обозначения латинского алфавита в эфире

Обозначения русского алфавита в эфире

В - Василий

Г - Григорий

Д - Дмитрий

3 - Зинаида

Й - Иван краткий

К - Константин

Л - Леонид

М - Михаил

Н - Николай

Т - Татьяна

У - Ульяна

Х - Харитон

Ч - Человек

Ь - мягкий знак

Ъ - твердый знак

Правила передачи цифрового текста

двухзначные группы

Семьдесят два, тридцать шесть, сорок четыре;

трехзначные группы

Двести сорок пять, четыреста двадцать девять, пятьсот один;

четырехзначные группы

Девяносто три семьдесят четыре, двадцать шесть пятьдесят восемь;

пятизначные группы

Двадцать семь триста сорок один, восемьдесят два пятьсот девяносто.

При передаче между группами делаются короткие паузы.

При плохой слышимости разрешается каждую группу повторять отдельными цифрами:

четверка

шестерка

Просто незаменимая вещь в горах (да и на любых склонах) это рация. Понятное дело, что любой может воспользоваться телефоном, но ведь столько лишних телодвижений! Пока наберешь номер, пока дозвонишься, пока человек поднимет трубку. И когда катаешься вообще телефон не удобно доставать. + как поступить если на горе 10 человек и нужно всех в одном месте собрать? ... В общем перед поездкой в горы настоятельно рекомендую всем приобрести рацию. Не буду тут рассказывать про модели и частоты связи. Кому нужно те это изучат на тематических сайтах. Если кому нужно будет назвать лучший сайт, напишите в личку. Расскажу где лучше покупать.

Всё что тут будет написано не имеет никакого отношения к профессиональной радиосвязи и написано под действием раздражения, которое появлялось, когда люди перебивают друг друга в эфире и вообще устраивают радио спам.

Итак, собрались вы большой компанией в горы. Взяли с собой рации. Первым делом выберете себе 2 частоты. Основная - для постоянного использования. И запасная, на тот случай если к вам на частоту случайно попали какие-то ещё люди. Чтобы не отвлекаться на них просто перейдите на запасную частоту. Убедитесь, что все члены команды поняли это. А то останется кто-нибудь совсем один:)

Общая информация. Мы обычно пользуемся всего несколькими функциями раций. Непосредственно кнопкой PTT (Push to talk) - нажимаешь, говоришь, отпускаешь. Кнопка вызов - посылает звуковой сигнал вызова на все рации находящиеся на вашей частоте. Функция "шумоподавитель" - очень полезна при хорошей связи. Сигнал не будут прерывать небольшие помехи. Но в случае плохой связи лучше эту функцию отключить, так как лучше услышать голос с большим количеством помех, чем не услышать ничего.

Альпинисты обычно устанавливают время связи. Например каждые пол часа. В случае же катания по освоенным склонам в этом нет необходимости. Однако, если кто-то полез в какое-то опасное место покататься, перед спуском лучше выйти на связь и предупредить товарищей о том, что если связи не будет через 10 (15, 20, 30) минут, вызывайте спасателей туда-то туда-то. У нас такой случай как раз в этом году на Чегете был. Ребята свернули не туда и оказались на весьма крутом ледяном склоне. Канты не держали, и наверх залезть уже не получалось. Провозившись достаточно долго они все таки выбрались. Подробнее историю опишу в последующих постах про Эльбрус.

А теперь непосредственно о правилах связи. Лучше всего показать на примере разговора.
Вася - Ксюш привет, вы где находитесь?
Тот кто сидит в кафе с рацией в руках отвечает быстро.
Катя - Не прошли первые слова, мы на Азау, а что?
Тем кто катается требудется больше времени на ответ, поэтому отвечают позже.
Леха - Мы катимся с Приюта 11 к Бочкам. Вы где?

В итоге до Ксюши мы так и не достучались, зато узнали много лишней информации:) + ко всему перебивали друг друга не зная когда и кто говорит.

Лучше бы было сделать так:
Нажимаем кнопку вызова, ждем секунду (так как сигнал бывает не проходит), говорим: Вася - Ксюша, это Рома. Как слышно? Прием!
или
Вася - Ксюша, на связь! Как слышишь меня? Прием!
В случае если ответа нет повторите:
Вася - Рома вызывает Ксюшу. Ксюша на связь! Прием!
Ксюша - Ксюша на связи! Слышу тебя хорошо! Прием!
Дальше можно уже разговаривать как в жизни
Вася - Ксюш, мы сейчас спускаемся от Гарабаши к Миру. Вы где сейчас находитесь? Прием!
ну и так далее. Не забывая заканчивать каждую фразу словом "прием"

Когда все вопросы решены можно указать о конце разговора: "Конец связи"


Tips & Tricks:

Про шумоподавитель я уже написал выше.
- Ещё одна полезная функция это "сигналы вызова". Почти на всех рациях можно установить вид сигнала вызова. Но в отличие от телефонов, сигнал рации это не тот звук которым звонит ваша рация, а тот звук которым звучит ваш вызов на чужих рациях. Коряво написал, но думаю что поняли все. Поэтому можно назначить каждому члену группы отдельный сигнал, если не лень.
- Не у всех раций достаточный радиус действия для установления хорошей связи со всеми членами группы. Пример на схеме:

В данной ситуации станции Мир нужно связаться с Терсколом, но радиус действия раций этого не позволяет. Поэтому люди могут связаться с Бочками, а те, в свою очередь, передадут информацию в Терскол.

Вместо "конец связи" можно просто сказать ЭсКа. т.е. СК - Связи конец.

Следующий совет, скорее ради интереса, чем ради практического использования. Если вдруг придется разговаривать с иностранцами, ниже есть перевод выжных слов:
radiocheck - как слышно?
read you - слышу вас
over - прием
out - конец связи

Bravo two three, this is Alpha ten. Radiocheck. Over.
- Alpha ten, this is Bravo two three. Read you. Over.
...Разговор...
- Bravo two three, out
- Alpha ten, out


:) Приятной радиосвязи

Дарья  Си-Би - сокращение от «гражданский диапазон» Лидия, принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах диапазон частот.

Во всём мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26965 кГц с шагом, кратным 10 кГц Вера. Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й, и в России на радиолюбительском сленге называются "Европа Евгений". В Си-Би используется три вида модуляции: частотная модуляция Жанна, амплитудная модуляция Зоя и однополосная модуляция Марина. В силу укоренившейся традиции водители-дальнобойщики используют AM. Всероссийский канал для дальнобоев - 15-й канал AM . В России радиостанции Си-би диапазона приобретаются и используются свободно. Наберите в поисковике "Си-Би радиостанция" и выбирайте по деньгам.

Руслан  27 Мегагерц. Любая рация, работающая в этом диапазоне, или специальная СВ-рация.

Артём  15 канал- общий, многие фирмы на своих подканалах лазят. Подканалы вскрываются в настройках РСТ, в инструкции всё есть. И не забываем регистрировать приборчик.

Анатолий  27,135 мегагерц. Именно столько, ни граммом ни сантиметром ни больше и ни меньше.

Tags: Как, общаться, по, рации, на, трассе

Как дальнобойщики по РАЦИИ помогают на трассе.

6 сен 2012 ... Вы купили комплект рации, антенну, все установили, настроили КСВ... ... Наверно, многим приходилось на трассе слушать переговоры...

26 май 2015 - 2 мин. - Добавлено пользователем Андрей ГрумаковПример переговоров по Си-Би радиостанции на трассе (для... О мате в эфире и где кроме 15 канала можно общаться на Си-Би...

= Рация 15 канал = | Автор топика: Tormod

Рация.15 Канал.

Часто водители фур ставят рации.
Мне вспомнились некотрорые фрагменты разговоров со Другими стопщиками про связь.
Вот некоторые факты (имена или скрываю или забылись)
1.Некоторые девушки рассказывали что их по рации пересаживали с одной на другую машину и они ехали почти без остановок.
2.Некоторые стопщики с разрешения Драйвера сами выходили в эфир для поиска Фуры.

Мой ответ.

Рации встречал периодически. Единственный минус: если машины далеко - разговор не понять. Сам в эфир не выходил, меня не передавали.
Однажды водителя стоящей фуры попросил чтобы в эфир он сообщил о стоящем тут автостопщике. Мне ответили что рация сломана, работает только на прием.

Evgeny (Gurkirat)  Бывали случаи что пересаживали, сам не просился-не наглею)

Vladimir (Hyrum)  Незнай...Много ездил и попутчиком и с отцом и сам....Мне большинство встречалось что сами дальнобойщики просили коллег взять попутчика. Двое-трое отказывались, а так берут частенько....

Stepan (Hupai)  да они помогают пересаживать с фуры на фуру но главное не наглеть.

Vladimir (Hyrum)  От человека самого зависит, смоотря как разговор завяжется, какое настроение у водилы и т.д.....

Alyona (Maadya)  Да меня как-то всю трассу так провели из машины в машину)))) Сама застопила только самого первого, с него все и началось)))) Действительно пересаживают. Сама не напрашиваюсь(стесняюсь), а парень у меня как-то пару раз просил поискать в канале кого-нибудь, мы тогда торопились сильно и время совсем глухое было к утру ближе)))))

Vladimir (Hyrum)  Смотря какая трасса.....Москва-Питер например, вообще норм....Там постоянно и днем и ночью ездят...Кто на графике, кто "вольно"

Alyona (Maadya)  Нее это за Уралом было)))

Vladimir (Hyrum)  Аааа..ну за Уралом да.....

Alexey (Elvira)  когда есть время у водителя постоят покликать - прошу поспрашивать. и то если на трассе оживленное движение фур.

а так бывало пересаживали.

помню ехали с москвы с нашистами в автобусе - несколько автобусов. ехали они на многокилометровом расстоянии друг от друга. наш автобус часто останавливался из за напившихся и просящихся в туалет студентов. а ехала там и моя бывшая (одна из). ехали с москвы в в.новгород. а бывшая собиралась выйти в в.волочке - она оттуда родом. ну тоже стопом с ней гоняли в свое время.
у автобуса сломалась или выскочила рессора или аморик. ну остановились напротив заправки. водитель чинить пошел.
а я посидел, и решил по рации словить фуру на Питер - бывшей до Волочка а я бы дальше до Новгорода поехал.
словился автовоз. Она уехала. места в кабине не оказалось на меня.
да и потом автобус починился и мы дальше поехали.

п.с. канал дальнобойный - 27,??? мгц
---
27 135 (сетка С)
27 585 (сетка D)
CB - Гражданский диапазон

Alexander (Hindi)  пересаживался лично только единожды, сам выходил в эфир частенько, и водители охотно соглашались помочь "по кричать", но как я уже сказал получилось только один раз, так что это не панацея, - так везение....

Alyona (Maadya)  Нет. Это не панацея конечно, но и не такой уж редкий случай))))) Особенно днем. Ночью конечно да, а вот днем запросто. Пересаживалась и одна и с мужем)))) Тут скорее тебе феноменально не везет)))))

Vladimir (Hyrum)  Есть у дальнобойщиков такое поверие чтоли... Совет кто часто в пути автостопом-у каждого драйвера шайба тахографа есть, у многих они месяцами валяются в бардачке. Если не получается по рации кликать, выходиш на дорогу, и этой шайбой ловиш машину ибо водитель видя эту шайбу понимает что ты не "левый" какой нибудь, а ехал так же с дальнобойщиком...Вероятность 75:25 что возьмут...Я так однажды от Камышлы до Сызрани ехал, правда шайбу отец дал, а так незнай даст кто нет....

Denis (Adriana)  дадут

Alexey (Elvira)  дать то дадут, но те же водители говорят - таких шайб по дорогам валяется.. так что кем ты можешь оказаться.. легковухи вообще не в курсе чем ты там им махаешь.

оффтоп пошел.
вернемся к РАЦИЯМ.

рация стоит в районе 3-4 т.р. б\у с 27 частотой
обычно 9 аккумов или менее. пальчиковых или оригинальный.

Sergey (Sanjeev)  Я не собираюсь покупать такую рацию.

в тему случай.Услышан от кого-то в режиме конференции или тет-а-тет звонил по Skype

Едет обычный стопщик. Проезжают мимо пласовцев (в ярких комбезах).
Водитель в рацию: Внимание, на Трассе гуманоиды
Стопщик спрашивает: почему гуманоиды?
Водитель: Первое светятся, второе если подберешь начнут чему-то учить.
Рация: Водители, это Гуманоиды, подберите нас в сторону ____, а не то поработим вас.

Stepan (Hupai)  не знаю не знаю когда я ежу в комбезе меня берут и сразу спрашивают стопшик?
Я ага как догадались?
Как как по форме.

Sergey (Sanjeev)  Меня пересаживали по рации когда конвоем шли и машина сломалась, на подъезде к городу водитель на объездную уходил, мне же в город надо было - нашёл мне машину. Взамен водителя найденной машины пришлось через город провести до места разгрузки (время позднее было, мне до дому оттуда далеко, ограничился тем, что на карте маршрут нарисовал)

Olga (Mireille)  Как-то застопила легковую, но оказалось не по пути, так он (к моему везению и удивлению) по рации сообщил кому-то "впереди тебя, через несколько км, девушка стоит, подкинь, тебе как раз по пути", пока болтали с ним - подъехал дальнобой, так и добралась почти до дома.

Про гуманоидов очень понравилось =)

Marat (Zula)  Пересаживали пару раз и часто пытаются по рации найти машину по пути. Сам никогда не навязываюсь.

Слэнг дальнобойщиков и ТЭН- коды - ЯПлакалъ

19 мар 2015 ... В России радиостанции Си-би диапазона приобретаются и используются... Во время общения водители дальнобойщики обмениваются оперативной.... наличие на трассе патрульного автомобиля ДПС, ГИБДД.

Общение водителей, канал и частота дальнобойщиков

Рация для дальнобойщика, прихоть или необходимость. ... узнают о внеплановых рейдах ГИБДД, ремонтах трассы или хороших путях объезда?


Работа в большой радиофицированной группе 21-22 августа показала, что портативные рации - это вовсе не игрушки, а очень нужная и полезная вещь в плане как координации работ, так и безопасности. Однако, как оказалось, некоторые владельцы портативных радиостанций не умеют ими правильно пользоваться, из-за чего иногда возникала некоторая неразбериха, а в эфире было много помех.

Итак, краткая инструкция для пользователей портативных раций. Заранее приношу извинения за не всегда технически выверенный текст - я стараюсь написать так, чтобы было понятно в т.ч. людям, далёким от радиоинженерии и радиолюбительства.

1. ТИПЫ РАЦИЙ. В настоящее время распространены 4 класса гражданских портативных раций: CB (Cи-Би), LPD, аналоговый PMR, цифровой PMR. Все 4 типа друг с другом в общем случае несовместимы. Существуют также профессиональные или косящие под профессиональные рации UHF-диапазона (марки Yaesu, Kenwood, Alinco, Vertex/Standard и т.д.). Они совместимы с LPD и аналоговым PMR. В силу ряда причин наиболее популярны LPD-рации, поэтому будем рассматривать именно их, хотя пп.3-5 нижесказанного относятся ко всем типам раций.

2. КАНАЛЫ И ЧАСТОТЫ. Чтобы рации могли работать друг с другом, они должны быть настроены на одну и ту же частоту (или включены на один и тот же канал, что по сути одно и то же). Мы используем 6-й канал стандартной сетки LPD, что соответствует частоте 433,200 МГц. Что нужно сделать, чтобы на него настроиться:

Первым делом убедитесь, что у вас рация именно LPD или UHF (на не CB или PMR);

Если у вас 39- или 69-канальная LPD-рация - выберите канал №6;

Если у вас 8-канальная LPD-рация - выберите канал №3;

Если у вас UHF-рация - установите частоту 433,200 МГц.

Примечание: иногда встречаются LPD-рации, у которых нумерация каналов отличается от общепринятой. Если после выполнения вышеуказанных действий вы не можете ни с кем связаться, сделайте следующее: попросите кого-либо, у кого со связью всё OK, включить рацию на передачу, а сами перебирайте каналы, пока его не услышите. Оставайтесь на этом канале - он на вашей рации и будет соответствовать стандартному 6-му.

Во многих моделях раций есть функция управления на субтонах (CTCSS) или цифровой шумоподавитель (DCS). Отключите эти функции, иначе ваша рация не будет "слышать" остальные.

3. ПРИНЦИП ВЕДЕНИЯ РАДИОСВЯЗИ. Радиосвязь в общем канале работает по принципу «говорит один - слышат все». Всё, что вы передаёте, будут слышать все рации, настроенные на этот же канал и находящиеся в пределах дальности связи (для LPD это сотни метров-единицы километров). Перебивать друг друга нельзя: при одновременном включении на передачу нескольких раций либо будет слышен неразборчивый шум, либо будет слышен только один из говорящих - тот, чей сигнал мощнее. Одновременно говорить и слушать, как по телефону, тоже нельзя. Соответственно, помните, что пока вы говорите - вы, во-первых, никого не слышите, и, во-вторых, занимаете общий канал, и другие корреспонденты не могут переговариваться.

4. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ СВЯЗИ.

Решите, что вы хотите сказать; чётко и кратко сформулируйте фразу про себя.

Убедитесь, что в эфире в данный момент не ведутся никакие переговоры.

Держите рацию в нескольких сантиметрах от лица, вертикально. Если держать рацию горизонтально (как в кино), то дальность связи уменьшится.

Нажмите кнопку передачи, сосчитайте про себя до двух и начинайте говорить. Говорите чётко и коротко, не тараторьте. Закончив говорить, не отпускайте кнопку сразу, а сначала тоже сосчитайте про себя до двух. Иначе вы «проглотите» начало и конец вашей фразы, и собеседник будет вынужден переспрашивать.

Прежде, чем начнёте отвечать на реплику собеседника, убедитесь, что он закончил говорить.

5. ПРАВИЛА И ЭТИКА ВЕДЕНИЯ СВЯЗИ.

Оговорюсь сразу: данные правила - это не дань традициям и не стремление «сделать всё по уставу», а проверенное средство для чёткого и бесперебойного обмена информацией .

Перед тем как говорить, следует представиться, чтобы было понятно, кто говорит. Например: «Здесь Dimkin . Дайте воду на участок шестой группы» .

Если вы хотите переговорить с конкретным человеком, то сначала вызовите его, и только убедившись, что он вас слышит, начинайте переговоры. Если вы приняли от собеседника какую-то информацию, подтвердите её приём. Иначе информация может просто не достичь адресата, а вы об этом не будете знать. Пример правильно построенного диалога:

Dimkin : «CJ , ответь Dimkin ’у»

CJ : «CJ в канале»

Dimkin : «Мы закончили расчистку просеки, ждём дальнейших указаний»

CJ : «Возвращайтесь на точку сбора»

Dimkin : «Понято-принято, возвращаемся».

Если вы передали некую информацию конкретному человеку, но не слышите его ответной реакции, попросите подтвердить её получение. Например: « CJ , как понял? Подтверди приём.»

Не задавайте вопрос неизвестно кому или нескольким людям сразу. Если вам начнут отвечать одновременно несколько человек, вы не услышите ни одного (см. п.4).

Пример неправильного вопроса: «Шестая группа, как у нас там с обедом?»

Пример правильного вопроса: «Здесь Dimkin . CJ , во сколько будет обед у шестой группы?»

Если у вас с собеседником предстоит долгий диалог, то, чтобы не занимать общий канал, предложите ему перейти на другой канал, и ведите разговор там. По окончании разговора вернитесь на общий (6-й) канал. (Это приём для опытных пользователей, новичкам его использовать не рекомендуется) .

Если в вашей рации есть кнопка вызова, то забудьте навсегда про её существование! Когда вы её нажимаете, во всех рациях раздаётся трель. Понять, кого именно вызывают, при этом невозможно. Зато эта трель является отвлекающим фактором и помехой в эфире. Никогда не пользуйтесь кнопкой вызова!

Если в вашей рации есть функция блокировки клавиатуры - воспользуйтесь ей. Иначе, случайно задев рацию, можно сбить канал, послать вызов и т.д.

6. ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ. Позаботьтесь о питании вашей рации. Даже если у вас есть с собой автомобильный зарядник, то, пока ваша рация будет заряжаться в машине, вы будете без связи. Поэтому:
- если ваша рация работает от собственного уникального аккумулятора, полностью зарядите его перед поездкой. Если есть запасной аккумулятор - тоже полностью его зарядите и возьмите с собой.
- если ваша рация работает от стандартных (AA или AAA) батареек или аккумуляторов - возьмите с собой запасные (если это аккумуляторы - то полностью заряженные, если батарейки - то свежие и только алкалиновые).
- запасные аккумуляторы носите с собой. Запасной аккумулятор, лежащий в машине или в лагере, ничем не сможет вам помочь, когда у вас "сядет" рация.
- батарейки и аккумуляторы AAA ("мизинчиковые") - самые слабые, садятся быстрее всего. При наличии выбора избегайте использования раций, питающихся от такого типа батареек.
- если аккумулятор вашей рации долго лежал без дела, его надо потренировать, иначе работать он будет недолго. Хотя бы 2 раза полностью разрядите и зарядите его перед поездкой.
- помните, что NiCd и NiMH аккумуляторы нужно полностью разрядить перед зарядкой (иначе они теряют ёмкость), а литиевые аккумуляторы плохо работают при отрицательных температурах.
- не забудьте выключить рацию на ночь, чтобы не сажать аккумулятор понапрасну.
- при работе на передачу рация потребляет в десятки раз большую мощность, чем на приёме. Избегайте долгой работы на передачу.
- если в вашей рации есть функция энергосбережения в режиме приёма, включите её (в многих моделях она включена по умолчанию).