Основные сведения про іnternet. Общие сведения о сети Internet. Ru – Россия

А.М. Антонова, С.А. Варламова

Практикум

по Microsoft Word 2007

Березники 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный технический университет Березниковский филиал

Кафедра автоматизации технологических процессов

А.М. Антонова, С.А. Варламова

Практикум по Microsoft Word 2007

Методические указания к выполнению лабораторных и самостоятельных работ

для студентов всех форм обучения направления 230100 – «Информатика и вычислительная техника»

Березники 2011

УДК 373.167.1

Рецензент:

К. т. н., доцент Ерыпалова М.Н.

Антонова А.М., Варламова С.А.

Практикум по Microsoft Word : методические рекомендации к выполнению лабораторных и самостоятельных работ. Перм. гос. техн.ун-т. Пермь, 2011. 100 с.

Рассмотрены основные принципы работы в текстовом редакторе Microsoft Word 2007 , весь теоретический материал разбит на 10 лабораторных работ, к каждой из которых предложено 10 вариантов индивидуальных заданий, перед каждой лабораторной работой перечислены основные инструменты и навыки, необходимые для ее выполнения.

© Пермский государственный технический университет, 2011

Введение…………………………...........................................................................

Лабораторная работа 1. Первое знакомство с Microsoft Word ........................

Запуск Word

.........................................................................................

Основные элементы...............................................................экрана

1.1.3. Инструменты................................и их кнопки в окне Word 2007

Закрытие Word ..................................................................................

1.1.5. Создание и открытие.....................................................документа

Сохранение документа.....................................................................

Подсказки Word ................................................................................

Полосы прокрутки............................................................................

Ввод текста........................................................................................

1.2.1. Варианты для..........................................индивидуальной работы

Лабораторная работа 2. ...........................................

Форматирование текста

2.1. Навыки необходимы..........для выполнения лабораторной работы

Выделение текста..............................................................................

2.2.2. Перенос и копирование............................................содержимого

Работа со шрифтом...........................................................................

Работа с абзацем................................................................................

2.2.5. Создание маркированного....................и нумерованного списка

Создание многоуровневого.................................................списка

Полезные элементы..........................................................................

Задания...................................................................................................

2.3.1. Варианты для..........................................индивидуальной работы

Контрольные вопросы..........................................................................

Лабораторная работа 3. .................................................

Настройка страницы

3.1.

Темы...................................................................................................

Параметры страницы........................................................................

Фон страницы....................................................................................

Абзац..................................................................................................

Колонтитулы.....................................................................................

Задания...................................................................................................

3.3.1. Варианты для индивидуальной работы..........................................

Контрольные вопросы..........................................................................

Лабораторная работа 4.

Таблицы.....................................................................

4.1. Навыки необходимы для выполнения лабораторной работы..........

Создание таблицы.............................................................................

Модификация таблицы.....................................................................

Оформление таблицы.......................................................................

Создание формул..............................................................................

Задания...................................................................................................

Контрольные вопросы..........................................................................

Лабораторная работа 5.

Рисование..................................................................

5.1. Навыки необходимы для выполнения лабораторной работы..........

5.2.1. Вставка рисунков в текстовый документ.......................................

5.2.2. Работа с рисунком в текстовом документе....................................

Создание рисунка..............................................................................

Диаграммы.........................................................................................

Организационная диаграмма...........................................................

5.2.6. Надписи в стиле WordArt.................................................................

Задания...................................................................................................

5.3.1. Варианты для индивидуальных заданий........................................

Контрольные вопросы..........................................................................

Лабораторная работа 6.

Формулы....................................................................

6.1. Навыки необходимы для выполнения лабораторной работы..........

Microsoft Equation 3.0 .......................................................................

6.2.2. Создание формул в Word 2007 ........................................................

Задания...................................................................................................

Контрольные вопросы..........................................................................

Лабораторная работа 7.

Стили и шаблоны......................................................

7.1. Навыки необходимы для выполнения лабораторной работы..........

Готовые стили...................................................................................

Создание собственных стилей.........................................................

7.2.3. Использование многоуровневого списка в стилях........................

Режимы просмотра документов......................................................

Автоматическое оглавление............................................................

Шаблоны............................................................................................

Задания...................................................................................................

7.3.1. Варианты для индивидуальных заданий........................................

Контрольные вопросы..........................................................................

Лабораторная работа 8.

Совместная работа над документом, создание

названий объектов и ссылок................................................................................

8.1. Навыки необходимы для выполнения лабораторной работы..........

Учет исправлений.............................................................................

8.2.2. Вставка и использование примечаний............................................

Названия.............................................................................................

Поместите курсор в документе в то место,

которое требуется вставить таблицу с данными................................................

кнопку <Список иллюстраций>...........................................................................

надписями и требуется включить в список иллюстраций все названия, нажмите кнопку <Параметры>, установите флажок «Стиль», а затем

выберите «Название» в списке. ...........................................................................

Сноски................................................................................................

Задания...................................................................................................

Варианты индивидуальных заданий...............................................

Контрольные вопросы..........................................................................

Лабораторная работа 9.

Макросы....................................................................

Навыки необходимы для выполнения лабораторной работы..........

Отображение вкладки Разработчик................................................

Запись Макроса.................................................................................

Задания...................................................................................................

Контрольные вопросы..........................................................................

Лабораторная работа 10.

Слияние.....................................................................

Навыки необходимы для выполнения лабораторной работы..........

10.2.1. Создание списка получателей.........................................................

10.2.2. Создание заготовки письма...........................................................

Задания.................................................................................................

Контрольные вопросы........................................................................

Список литературы

Введение

MS Word – это многофункциональная программа обработки текстов. Наряду с типичными для текстовых редакторов свойствами она обладает рядом характеристик, присущих только настольным издательским системам,

таким как PageMaker и Ventura Publisher.

Методические указания предназначены для студентов и начинающих пользователей этого мощного и чрезвычайно популярного редактора. Их цель – показать и объяснить на конкретном примере последовательность действий, которую необходимо выполнить для создания того или иного документа.

В связи с этим предлагаемая работа лишена подробного и последовательного описания всех возможностей Word . Весь материал разбит на девять лабораторных работ, каждая из которых посвящена разработке определенного документа или типа документов и содержит необходимые для этого сведения (описания новых терминов, кнопок, пунктов меню и др.). Дополнительную и недостающую информацию можно получить из рекомендуемой литературы, список которой приведен в конце работы.

Для более глубокого освоения технологии создания и редактирования документов в MS Word при выполнении практических заданий рекомендуется максимально использовать все понятия и примеры, описанные в соответствующих темах данных методических указаний.

Лабораторная работа 1. Первое знакомство с Microsoft Word

1.1.1. Запуск Word

Текстовый редактор MS Word моет быть запущен несколькими спосо-

1. Из главного меню после нажатия кнопки <Пуск> → Все программы

Microsoft Officce → Microcoft Office Word 2007 или <Пуск> → Microcoft Office Word 2007.

2. Если на рабочем столе есть ярлык Word , то для вызова этой программы можно дважды щелкнуть по этому ярлыку мышкой.

3. Если у вас на компьютере уже имеется какой-либо документ Word , то двойной щелчок по нему мышкой тоже приведет к запуску Word . При этом в нем будет открыт для редактирования сам документ.

1.1.2. Основные элементы экрана

Окно тестового редактора Word 2007 является достаточно сложным (рис. 1). В его структуру, кроме специальных кнопок, входят и стандартные элементы окон – заголовок, размерные кнопки и т.д.

Во всех программах офисного пакета Microsoft Office 2007 используется ленточный интерфейс. Вверху окна располагается лента с расположенными на ней инструментами. Лента имеет несколько вкладок, переход между которыми осуществляется щелчком мыши по их названиям. Названия вкладок размещаются над самой лентой и заменяют собой строку меню, которая фактически отсутствует. Каждая из вкладок ленты содержит инструменты, предназначенные для выполнения определенного класса задач:

1. Главная – эта вкладка доступна по умолчанию при запуске Word . На ней располагаются основные инструменты, предназначенные для выполнения базовых операций по редактированию и форматированию текста.

2. Вставка – предназначена для вставки в документ различных элементов: рисунков, таблиц, колонтитулов и т.д.

3. Разметка страницы – содержит инструменты, ориентированные на установку и настройку различных параметров разметки страницы: разметки полей, цвета и ориентации, отступов и т.д.

6. Рецензирование – содержит инструменты рецензирования: вставка примечаний, редактирование текста и т.д.

7. Вид – предназначена для настройки режима просмотра документов в окне программы.

Если присмотреться, то можно увидеть, что все инструменты на вкладках ленты, объединены в группы. В правом нижнем углу некоторых групп

инструментов присутствует значок , под ним скрыты дополнительные инструменты данной группы.

В самом верху окна программы, над лентой располагается панель быстрого доступа. По умолчанию на данной панели размещены всего три инст-

румента: Сохранить , Отменить , Повторить . Однако на панель быстрого доступа можно добавить и другие инструменты. Чтобы сделать это, необходимо щелкнуть мышкой по направленной вниз стрелочке, расположенной по правому краю панели, и в раскрывающемся списке указать необходимые инструменты.

Внизу окна тестового редактора Word располагается строка состояния, которая по умолчанию содержит следующие элементы:

1. Страница: «номер» из «номеров» – указывает номер текущей страницы и общее количество страниц в документе.

2. Число слов: «количество» – показывает текущее количество слов в документе.

3. Значок , указывает, что в документе имеются орфографические или пунктуационные ошибки, при щелчке по нему будет осуществлен переход к первой ошибке.

4. «Русский» – показывает язык, который в данный момент используется для проверки орфографии.

5. ярлыки режимов просмотра: разметка страницы, режим чтения, web -документ, структура, черновик – соответственно.

Ползунок – предназначен для настройки масштаба. Если щелкнуть мышкой по числовому значению масштаба откроется окно «Масштаб», в котором можно задать более точные настройки.

ЛЕКЦИЯ 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет

3.1. Общие сведения об Интернет

В то время еще не существовало персональных компьютеров, и крупные американские университеты могли себе позволить 1-2 больших компьютера. Компьютерное время было драгоценным ресурсом, и на него заранее записывались. Люди работали ночами, чтобы ни минуты этого времени не пропало даром.

Наконец появилась идея соединить между собой компьютеры разных университетов, чтобы сделать возможным удаленное использование любого свободного в данный момент компьютера. Этот проект получил название ARPANET. К концу 1969 года были соединены компьютеры четырех университетов и появилась первая компьютерная сеть.

Очень скоро обнаружилось, что сеть в основном используется не для вычислений на удаленном компьютере, а для обмена сообщениями между пользователями. В 1972 году, когда ARPANET уже соединял 23 компьютера, была написана первая программа для обмена электронной почтой по сети. Электронную почту оценили по достоинству, что побудило целый ряд государственных организаций и корпораций к созданию собственных компьютерных сетей. Эти сети обладали тем же недостатком, что и ARPANET: они могли соединять только ограниченное число однотипных компьютеров. Кроме того, они были не совместимы друг с другом.

В середине 70-х годов для ARPANET были разработаны новые стандарты передачи данных, которые позволяли объединять между собой сети произвольной архитектуры, тогда же было придумано слово "Интернет". Именно эти стандарты, впоследствии получившие название протокола TCP/IP, заложили основу для роста глобальной компьютерной сети путем объединения уже существующих сетей. Их важным достоинством было то, что сеть считалась в принципе не стопроцентно надежной, и предусматривались средства борьбы с ошибками при передаче данных. В 1983 году сеть ARPANET перешла на новый протокол и разделилась на две независимые сети - военную и образовательную. К этому времени сеть объединяла более тысячи компьютеров, в том числе в Европе и на Гавайских островах. Последние использовали спутниковые каналы связи.

Развитие Интернета получило новый импульс благодаря инициативе Национального научного фонда США (NSF) по созданию глобальной сетевой инфраструктуры для системы высшего образования (1985-88). NSF создал сеть скоростных магистральных каналов связи и выделял средства на подключение к ней американских университетов, при условии, что университет обеспечивал доступ к сети для всех подготовленных пользователей. Интернет оставался преимущественно университетской сетью до начала 90-х годов, однако NSF сразу взял курс на то, чтобы сделать его в дальнейшем независимым от государственного финансирования. В частности, NSF поощрял университеты к поиску коммерческих клиентов. К 1988 году Интернет уже насчитывал около 56 тысяч соединенных компьютеров.

Настоящий расцвет Интернета начался в 1992 году, когда была изобретена новая служба, получившая странное название «Всемирная паутина» (World Wide Web, или WWW, или просто «веб»). WWW позволял любому пользователю Интернета публиковать свои текстовые и графические материалы в привлекательной форме, связывая их с публикациями других авторов и предоставляя удобную систему навигации. Постепенно Интернет начал выходить за рамки академических институтов и стал превращаться из средства переписки и обмена файлами в гигантское хранилище информации. К 1992 году Интернет насчитывал более миллиона соединенных компьютеров.

В настоящее время Интернет продолжает расти с прежней головокружительной скоростью. По оценке специалистов, количество передаваемой информации (трафик ) в Интернете увеличивается на 30% ежемесячно. В 1999 году Интернет объединял около 60 миллионов компьютеров и более 275 миллионов пользователей, и каждый день в нем появлялось полтора миллиона новых вебовских документов. Эти оценки довольно приблизительны, потому что в Интернете нет центрального административного органа, который регистрировал бы новых пользователей и новые компьютеры.

В Россию Интернет впервые проник в начале 90-х годов. Ряд университетов и исследовательских институтов приступили в это время к построению своих компьютерных сетей и обзавелись зарубежными каналами связи. Особенно следует отметить Институт Атомной Энергии им. Курчатова. На базе ИАЭ сложились две крупнейшие коммерческие компании, предоставляющие услуги по подключению к Интернету – «Релком» и «Демос», а также Российский Институт Развития Общественных Сетей (РОСНИИРОС). Последний стал в дальнейшем головной организацией, координирующей развитие российской части Интернета.

По имеющимся оценкам, в 1999 году число российских пользователей Сети превысило 5 миллионов. Сейчас в Интернете есть уже много интересных материалов на русском языке, но знание английского языка желательно - пионерская роль стран английского языка в развитии Интернета закрепила за английским роль языка межнационального общения.

Лабораторная работа № 4

Тема занятия: Глобальная компьютерная сеть Интернет. Программа создания презентаций Power Point

Цели занятия:

1. Освоить навыки просмотра Web-страниц и Web-сайтов, поиска нужной информации в сети Интернет.

1. Освоить навыки работы с программой-браузером MS Internet Explorer.

2. Освоить навыки приема и отправки сообщений по электронной почте.

3. Познакомиться с интерфейсом программы Power Point.

4. Научиться создавать, редактировать, форматировать, настраивать показ и демонстрировать слайдовые мультимедийные презентации в программе Power Point.

5. Научиться самостоятельно изучать материал при подготовке к лабораторной работе.

6. Развивать техническое мышление.

Время: 180 мин. Место: компьютерный класс

Оборудование:

1. Персональные компьютеры

2. Задание к лабораторной работе (раздаточный материал)

1. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. Под ред. С.В. Симоновича. 2 изд. – СПб.: Питер, 2009.

2. В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. Основы сетей передачи данных. Курс лекций. Учебное пособие. 2 изд. М.: Интернет-Университет Информационных технологий (www.intuit.ru), 2005.

3. Лабораторный практикум по информатике. Учебное пособие для вузов. 2 изд. Под ред. В.А. Острейковского. М: Высшая школа, 2008.


Общие сведения об Интернет.

Глобальную компьютерную сеть ИНТЕРНЕТ можно рассматривать с двух точек зрения: физической и логической.

С физической точки зрения ИНТЕРНЕТ представляет собой громадную совокупность отдельных компьютеров и компьютерных сетей, объединяющих сотни миллионов компьютеров во всем мире.

С логической точки зрения ИНТЕРНЕТ представляет собой глобальную всемирную информационную систему – огромное информационное пространство, охватывающее весь земной шар.

Со времени своего возникновения (1960-е годы) глобальная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ неуклонно расширяется как количественно, так и качественно.

В настоящее время глобальная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ предоставляет пользователям следующие основные услуги:

Поиск и выборку информации для ее дальнейшего использования (служба WWW-World Wide Web);

Работу с электронной почтой (служба E-Mail);

Работу с электронной газетой- т.н. конференцией (служба Usenet);

Общение в реальном времени (служба IRC).

В общем случае ИНТЕРНЕТ осуществляет обмен информацией между любыми двумя компьютерами, включенными в сеть. Для этого в ИНТЕРНЕТ используются два основных понятия – понятия адреса и протокола .

Свой уникальный адрес имеет каждый компьютер, включенный в сеть. Этот адрес состоит четырех частей, размер каждой из которых составляет один байт, т.е. восемь двоичных разрядов. Это означает, что каждая из четырех частей адреса, записанная в десятичной системе может принимать значение от 0 до 255. Эти части объединены в запись, где каждая часть отделена от другой точкой. Например, запись 129.102.83.94 может быть уникальным адресом какого-либо компьютера, включенного в сеть ИНТЕРНЕТ т.е. адресом, который больше не повторяется.


Такие адреса в сети ИНТЕРНЕТ называются IP-адресами (IP- Internet Protocol ). Каждый компьютер, имеющий свой уникальный цифровой адрес в ИНТЕРНЕТ, называется «хостом» (от английского слова Host - узел).

Однако, использование системы цифровых IP-адресов не всегда удобно, поэтому в ИНТЕРНЕТ существует и другая – доменная система адресов или сокращенно система DNS (DOMAIN NAME SYSTEM - доменная система имен ).

Доменный адрес компьютера – это уникальное имя, как правило, несущее смысловую нагрузку и гораздо легче запоминаемое, чем цифровой IP-адрес. Например.

Любой человек, который ведет созидательную работу, имеет свою информацию. Рано или поздно возникает необходимость обменяться результатами своего труда с коллегами, обсудить те или иные вопросы, получить консультации. Сегодня наиболее перспективным решением этой проблемы является использование компьютерных коммуникаций.

Компьютерные коммуникации – объединение компьютеров в единую систему.

Компьютерная сеть – группа компьютеров, подключенных друг к другу или к центральному серверу так, чтобы они могли передавать между собой информацию и совместно использовать различные ресурсы.

Основные виды сетей:

- локальная сеть - объединяет компьютеры в пределах ограниченного территориального пространства - комнаты, отдела, здания;

- региональная сеть - объединяет компьютеры в пределах административной территории;

- глобальная сеть – охватывает страны, континенты.

Наиболее известной глобальной сетью является Internet

Важно отметить, что в настоящее время Internet служит не только (и не столько) для решения профессиональных и учебных задач, но и для общения, получения информации развлекательного и познавательного характера, коммерческой деятельности.

Глобальная компьютерная сеть Internet представляет собой (в упрощенном виде) совокупность компьютеров, соединенных между собой каналами связи. Каждый компьютер (узел) в Internet имеет уникальный адрес вида: ххх.ххх.ххх.ххх, где ххх - числа от 0 до 255. Этот адрес называют IP-адресом (Internet Protocol Address). IP-адресу соответствует «словесный» адрес - доменное имя. Доменная система адресации имеет ряд очевидных преимуществ: адреса легче запоминаются, несут определенную смысловую нагрузку, одному компьютеру можно присвоить несколько разных имен.

В ключевых узлах сети есть программы-маршрутизаторы, которые направляют запрос клиента по нужному адресу, где специальная программа-сервер обрабатывает запрос и отправляет назад нужную информацию.

Компьютер клиента должен быть снабжен соответствующими аппаратными и программными средствами. Первые чаще всего представлены модемом или сетевой картой (если компьютер входит в локальную сеть). Ассортимент вторых весьма широк и позволяет реализовать работу с различными сервисами Internet. Рассмотрим наиболее популярные сервисы Internet.

E-mail - электронная почта. Это первый и остающийся до настоящего время одним из самых популярных сервисов Internet. Он представляет собой типичный сервис отложенного чтения. Адресат получает ваше сообщение на свой компьютер через какой-то, возможно достаточно длительный промежуток времени, и читает сообщение тогда, когда ему будет удобно. E-mail очень похож на обычную бумажную почту. Однако электронная почта имеет одно серьезное и очевидное преимущество перед обычной почтой. Это скорость. Например, сообщение на другой материк будет идти не несколько дней, или недель, а всего несколько минут или даже секунд в зависимости от качества связи. Электронная почта имеет преимущества и перед телефонной связью. Свое сообщение вы отправляете когда удобно. И адресат отвечает тогда, когда это удобно ему. Для обмена информацией не требуется одновременного подключения компьютеров к Internet.

Адрес электронной почты - это имя, однозначно идентифицирующее электронный почтовый ящик, куда направляется сообщение по электронной почте. В Internet принят следующий вид адреса: имя_пользова­теля@доменное_имя. Например, [email protected]. Доменное имя говорит о том, на каком сервере расположен почтовый ящик. Имя пользователя принято называть логином. Передовать по электронной почте можно как текстовые сообщения, так и прикрепленные файлы (Attachment).

Работа с электронной почтой осуществляется в режиме off-line при помощи особых почтовых программ, например, Microsoft Outlook. Однако возможно использование почты при помощи браузера в on-line режиме

Usenet - сетевые новости. Это глобальная система телеконференций (или доска объявлений), отсортированная по темам, через которую миллионы людей во всем мире обмениваются информацией. Принцип распространения, в отличие от электронной почты, - от одного адресата ко многим. Сообщение, посланное одним человеком, попадает на компьютеры всех узлов, подключенных к данной эхо-конференции. Тематических конференций существует великое множество. В каждой эхо-конференции есть человек - модератор, который следит за выполнением правил работы.

WWW (World Wide Web – всемирная паутина) - система гипертекста. Самый популярный сервис Internet. Более половины потока данных в сети приходится на него. Собственно этот сервис и сделал развитие Internet очень быстрым. Это средство работы с информацией настолько завоевало сеть, что многие люди не используют никаких других сервисов при работе в Internet. Основа WWW - гипермедийный документ, т. е. документ, в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки организованы таким образом, что любой информационный ресурс в Internet адресуется однозначно. Причем, пользователь работает со всеми информационным ресурсами Internet, как с единым целым. Ссылки на информационные ресурсы Internet (например, http://www.belmednet.com/healthcare/article.htm) организованы следующим образом. Первая часть адреса (http://) является идентификатором ресурса и обозначает используемый протокол. Следующая часть адреса указывает на расположение ресурса. Эту часть можно разделить на две. Первой частью является доменное имя компьютера (в рассматриваемом примере -www.belmednet.com). Это уникальное имя компьютера, на котором расположен искомый документ. Другая часть (/healthcare/article.htm) указывает имя или местоположение ресурса на данном сервере. По существу, это путь в файловой системе диска сервера к Web-документу, представляющему собой обычный файл.

Для работы с WWW используются специальные программы – браузеры. Наибольшее распространение получил Internet Explorer, входящий в стандартную поставку Microsoft Windows.

FTP - это протокол передачи файлов (File Transfer Protocol) и в то же время это сервис, позволяющий организовывать доступ к файловым архивам. Программа для работы с ними называется FTP-клиент и позволяет копировать файлы с удаленного компьютера на локальный и наоборот.

IRC (Internet Relay Chat) - чат реального времени. Пользователи присоединяются к одному из каналов тематических групп и участвуют в разговоре, который ведется путем набора текста. Синхронизация узлов IRC позволяет, подключившись к одному из них, участвовать во всей сети IRC. Такой сервис позволяет обсуждать какую-либо проблему нескольким людям и напоминает телефонную конференц-связь. Сейчас имеется практическая реализация подобного сервиса на WWW-серверах. Это чат-комнаты (chat-room).

ICQ - lnternet-пейджинг. Принцип системы таков. Каждый зарегистрированный пользователь имеет программу-клиент ICQ. При подключении к Internet эта программа соединяется со специальным сервером и сообщает о том, что пользователь находится в режиме включения on-line. Ключевое понятие "контактный лист” (Contact List) - это список, в котором содержатся номера ваших собеседников. Он находится у вас на компьютере. Подключившись к серверу, ICQ сообщает о вашем присутствии в Internet и тут же узнает, кто из ваших адресатов находится в данный момент в режиме on-line. Статус собеседника сразу отображается в программе. Если пользователь находится в Internet, вы можете обмениваться с ним сообщениями, которые передаются почти мгновенно.