Практические работы с электронным конструктором знаток. Программа дополнительного образования «Учимся играя. Требуемый уровень квалификации педагога

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88»

Краткосрочная образовательная практика

Звонок (электронный конструктор «Знаток»)

(Средняя и подготовительная группа)


Воспитатель: Гиртайте Виргиния Зигмантовна

г. Березники

Паспорт образовательной программы

Краткосрочной образовательной практики

1 занятие.

Звонок от велосипеда.

Ход занятия

Воспитатель ходит по группе со звонком, и звенит. Привлекает внимание детей.

Воспитатель:

Интересно, от куда звук издается?

Вертит в руках звонок, пытается заглянуть внутрь.

Воспитатель:

Ребята, а вам интересно как устроен звонок?, как мы можем управлять звуком?

Дети:

Да интересно, мы сами можем издавать различные звуки.

Воспитатель:

Я предлагаю сделать сами звонок

Дети:

Как?

Дети предлагают свои варианты как можно сделать звонок.

Воспитатель:

Я хочу познакомить вас с необычным конструктором. Он называется «Знаток».

Вносит в группу конструкторы, дети садятся за столы. Открывают их рассматривают.

Воспитатель:

Ка вы думаете почему у него такое название

Ответы детей.

Ребята вам понятен этот конструктор? Он похож на конструкторы, которые у нас в группе?

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята перед нами представлены элементы, с помощью которых, мы свами можем собрать схему, по такому же принципу инженеры (ученые) собирали вот наш звонок, просто у них детали маленькие, а у нас большие.

Но для начала давайте изучим как называются детали. Вы можете брать их в руки, рассматривать, крутить вертеть, НО ВАЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛОЖИИТЬ В ТУ ЯЧЕЙКУ, В КОТОРОЙ ЭТА ДЕТАЛЬ НАХОДИЛАСЬ.

Воспитатель:

Приступим к изучению. Ребята, чем отличаются детали, между собой?

Дети:

Цветом, размером, и надписью

Воспитатель:

Правильно.

Синие детали мы свами будем называть проводами. А точки на них называются соединительные клемма.

Так же нам понадобится красная деталь, громкоговоритель (динамик) и батарея (важно чтоб воспитатель демонстрировал каждую деталь, а дети находили у себя в наборах) Ребята запоминайте где какая деталь лежит, это важно.

Так же при сборе звука, как в звонке, нам понадобится Зеленый выключатель. Остальные детали нам не понадобятся. Они необходимы для сбора других схем. (Стр 2 и 3 инструкции). Также детям необходимо рассказать правила стр 1. (1 и 2)

Ребята сегодня я вас познакомила с интересным конструктором, мы рассмотрели все детали, и теперь я вам продемонстрирую как можно собрать звонок. Воспитатель начинает собирать, дети по желанию тоже могут собирать за воспитателем (Если дети подготовлены). А теперь я предлагаю вам попробовать нашу деталь в действии. Дети по очереди нажимают на кнопку, издается звук. Делятся впечатлениями.

Вот наше знакомство с конструктором на сегодня подошло к концу. Я предлагаю собрать конструкторы, обращая внимание чтоб все детали находились на своих местах.

Ожидаемый результат

Знания сборке схемы «дверного звонка»

2 занятие.

Конструктор знаток (можно один на 2 ребенка)

Инструкция (схемы) к конструктору «Знаток»

Звонок от велосипеда.

Ход занятия

Ребята сегодня я вам принесла конструктор «Знаток». Давайте вспомним схему какого предмета мы делали? Как называются детали конструктора?

Ответы детей.

А сейчас я вам предлагаю повторить мою схему простого дверного звонка.

Открываем стр 8 инструкции и начинаем сборку.

Воспитатель проговаривает каждый шаг.

Вот мы закончили сборку, давайте нажмем кнопку, и проверим все ли правильно мы подсоединили.

Ребята какие трудности вы испытывали в сборке звонка?

Ответы детей.

Теперь давайте разберем свои схемы и не забываем каждую деталь сложить в свою ячейку.

Ожидаемый результат

Собранная схема дверного звонка.

3 занятие.

Конструктор знаток (можно один на 2 ребенка)

Инструкция (схемы) к конструктору «Знаток»

Звонок от велосипеда.

Простой звонок

Тряпочки

Пипетки

вода

Ход занятия

Ребята посмотрите, как много у меня звонков, давайте их рассмотрим. Все они управляются от нажатия кнопки, рычага. А вы знаете что можно сделать звонок, который управляется водой. Ответы детей.

Сегодня мы свами сделаем такой звонок. Но вместо зеленого выключателя, нам понадобится сенсорная пластина (желтая). Воспитатель обязательно демонстрирует деталь.

Давайте возьмем конструктор «Знаток», откроем схему знакомого нам звонка, стр 8

Давайте приступим к сборке. Воспитатель комментирует каждый свой шаг.

Теперь вот мы собрали свами схему, что нам понадобится для запуска, если мы свами делали «дверной звонок, управляемый водой».

Ответы детей.

Я предлагаю сначала посмотреть, как он работает. Воспитатель, сначала капает на свою модель капельку воды. Потом предлагает проделать детям.

Ребята, какой вам звонок понравился больше? У какого звонка сложнее схема? Ответы детей.

Теперь давайте разберем свои схемы и не забываем каждую деталь сложить в свою ячейку. И сегодня важно протереть деталь тряпкой, на которую капали водой.

Ожидаемый результат

Собранная схема дверного звонка управляемого водой.

4 занятие.

Конструктор знаток (можно один на 2 ребенка)

Инструкция (схемы) к конструктору «Знаток»

Звонок от велосипеда.

Простой звонок

Колокольчик или другие звонки.

Ход занятия

Ребята, какие звонки мы свами собирали? При помощи чего они управлялись?

Ответы детей.

Сегодня я вам предлагаю собрать схему дверного звонка, управляемого звуком. Какой звук мы можем использовать? Ответы детей. Правильно мы можем громко хлопнуть в ладошки, или громко крикнуть.

Для этого нам понабиться новая деталь, называется пьеза излучатель (желтого цвета)

Начинаем к сборке уже знакомого нам звонка, теперь подключаем пьеза излучатель между клеммами А и Б.

Давайте попробуем как он у нас работает.

Ребята мы познакомились с конструктором «Знаток». Расскажите как называются детали, схемы каких предметов мы делали, чем управляли? Ответы детей.

Воспитатель подводит итог всех занятий.

Ожидаемый результат

Собранная схема дверного звонка управляемого звуком.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №103»

Утверждаю

Л.И.Бякова

Заведующий МАДОУ

«Детский сад №103»

Дополнительная образовательная программа

для детей старшего дошкольного возраста к электронному конструктору

«Знаток».

(срок реализации 1 год)

Подготовила и разработала:

воспитатель группы №5

Радостева Татьяна Николаевна –

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа дополнительного образования «Электротехника» предназначена для обучающихся, интересующихся современной электронной техникой, новыми техническими достижениями, развитием в себе качеств, присущих творческой личности. Основной задачей объединения является формирование устойчивых интересов детей и подростков к техническому творчеству, помощь в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного пути.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Современное развитие электроники с началом массового производства интегральных микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные компоненты и узлы широко применяются во многих технических устройствах, даже там, где традиционно использовались иные физические принципы. Сфера их применения практически безгранична: от точнейших измерительных приборов и промышленного оборудования до бытовых устройств и игрушек.

Современная электроника является материальным фундаментом новых информационных технологий, развитие которых уже сейчас приводит к невиданным социальным последствиям. В то же время в школьных программах по физике и информатике прикладной аспект электроники практически отсутствует. При этом многим сегодняшним школьникам, вне зависимости от избранной специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и производстве электронных устройств, то наверняка пользоваться информационными системами различного уровня, вступать во взаимодействие с техническими устройствами. Следовательно, актуальность развития научно-технического творчества очевидна.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

В отличие от типовой программы электротехнике для учреждений дополнительного образования данная программа переработана и дополнена с учетом опыта работы автора с детьми, так и информацией из литературных источников по техническому творчеству.

Отличительные особенности представленной программы:

Это программа раннего развития детей,

Включены разделы с работой из разнообразных материалов, создание простых и сложных моделей,

Примерно в 3-4 года у детей наступает возраст «почемучки». Родители, порой, устают от постоянных вопросов своего чада, а на некоторые - не могут найти ответы, да и не очень задумываются над ними. А зря, ведь именно в этом возрасте мозг ребенка наиболее восприимчив к освоению новой информации, идет активное развитие речи, внимания, мышления, воображения. А потому, родителям лучше запастись энциклопедиями и познавательными играми.

Отличным помощником в развитии ребенка станет Электронный конструктор "Знаток" . Эта чудо-игра поможет малышу с пользой провести время и на практике познакомит с законами физики и электроники. Кроме готовых схем, включающих в себя десятки различных элементов, электронный конструктор "Знаток предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение. Даже, если ваш малыш абсолютный гуманитарий, ему будет интересно повозиться с конструктором, создать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор. Так развиваются творческие способности ребенка .

Давно известно, что для развития речи огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук . Работа с деталями электронного конструктора "Знаток” позволит усовершенствовать, сделать более точными движения пальчиков малыша, что окажет незаменимую помощь в освоении письма, а также в развитии мышления и речи. Ведь, недаром говорят, что «детский ум находится на кончиках пальцев».

Абсолютно все дети рано или поздно интересуются устройством различных электроприборов: как устроено радио, почему горят лампочки, как работают звонки, охранные сигнализации и т.п. На такие вопросы достаточно сложно ответить так, чтобы ребенок понял. Ведь приходится оперировать понятиями из физики и электроники. Однако, позволяет постичь принципы работы электроприборов с помощью практических действий.

Соединяя различные элементы: лампочки, выключатели, транзисторы, электромоторы, ребенок не только знакомится с новыми для себя понятиями, но понимает, как работает окружающая его техника. Дети, освоившие вряд ли будут испытывать трудности на уроках физики, труда и информатики.

Обратите внимание, как старательно малыши разбирают на составные части любые игрушки и домашние предметы, которые попадаются им под руку. Особенно, те, что светятся, играют, двигаются. Часто игрушка после таких исследований ломается, родители ругают ребенка, а сам он расстраивается. Подобные ситуации могут начисто отбить стремление к постижению нового и экспериментам. А ведь в результате именно такой исследовательской деятельности малыш познает мир, развивается важнейшая функция мышления - анализ, то есть, умение разложить целое на части. Не менее важным качеством мышления является синтез- составление целого из частей.

Электронный конструктор "Знаток” способствует развитию обеих функций мышления и позволяет ребенку экспериментировать без вреда для его здоровья и без поломки игрушек. Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы, ребенок почувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т.п. Элементарная физика, на основе которой создан электронный конструктор "Знаток”, вещь настолько увлекательная, что впечатления и восторг от каждого собранного прибора остаются у ребенка надолго! Электронный конструктор "Знаток абсолютно безопасен, что немаловажно для детей. Он быстро и легко собирается и разбирается.

Электронный конструктор "Знаток” подходит для любого уровня знаний. Даже ребенок 5 лет сможет собрать простые электрические цепи, соединяя по различным схемам те или иные детали. Конечно, в зависимости от возраста и уровня подготовки ребенка, определяется необходимая доля участия родителей в занятиях малыша. Электронный конструктор "Знаток” устроен таким образом, что будет интересен и детям и взрослым, даже тем, кто хорошо разбирается в электронике. Большое количество разнообразных элементов конструктора создает неограниченные возможности для экспериментов! Электронный конструктор "Знаток”- отличный повод собраться всей семьей над каким-нибудь грандиозным проектом. В ходе работы ребенок учится партнерским отношениям, взаимопомощи и взаимопониманию. Интересная совместная деятельность объединяет, способствует формированию таких черт характера, как внимательность, общительность, терпение и аккуратность. Все эти качества незаменимы в жизни.

Если ваш ребенок учится в средних классах, то Электронный конструктор "Знаток” поможет в освоении школьной программы физики. Кто из родителей и учителей не сталкивался с отсутствием желания у ребят зубрить этот достаточно сложный предмет? Электронный конструктор "Знаток” способствует усвоению школьных законов физики на практике и стимулирует интерес к данному предмету. Нудные и непонятные, на первый взгляд, теории превращаются в увлекательные эксперименты.

Меняется мир, меняется сегодня и подход к обучению. На первое место выходит выявление способностей ребенка, индивидуальный подход к нему, и обучение, направленное, прежде всего на то, чтобы заинтересовать детей. Времена зубрежки и принуждения постепенно уходят в прошлое. Последние данные исследований умственного развития школьников убедительно доказали результативность демократического и индивидуального подхода в работе с детьми. Именно поэтому электронный конструктор "Знаток” содержит задания, которые разбиты по уровням сложности, в зависимости от возможностей конкретного ребенка. Такие темы школьной программы физики, как: «Механические колебания и волны. Звук», «Основы электроники», «Интегральные микросхемы», «Цифровая техника. Логические схемы», «Электрические явления. Постоянный ток», «Электрический ток в различных средах», «Полупроводниковые компоненты», «Электромагнитные явления», «Электростатика» могут быть освоены с помощью заданий-экспериментов разных уровней сложности, которые предлагает Электронный конструктор "Знаток”.

Задачи:

  • Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».
  • Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.
  • Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.
  • Формировать у детей навыки сотрудничества, партнерства. Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
  • Развивать эмпатию: вызывать у детей чувство отзывчивости к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.

Материал и оборудование:

  • Ноутбук, презентация к занятию
  • Электронный конструктор «Знаток» - 12 наборов
  • Схемы к конструктору
  • Аудиозапись – азбука Морзе

Ход занятия

Дети заходят в группу. Здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, гости пришли посмотреть, как вы умеете интересно играть и заниматься.

Звучит звук сигнала SOS .

Воспитатель: дети, это сигнал бедствия. Этот сигнал передает беспилотная космическая станция: «На станции отказала электроника: нет освещения, прекратила свою работу система охлаждения, не работают звуковые датчики. Срочно нужна помощь команды инженеров-конструкторов!»

Воспитатель: Как можно помочь беспилотной станции? Какие у вас предложения?

Дети отвечают.

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать себя в роли инженеров-конструкторов. Вы полетите на космическую станцию и поможете в ремонте и восстановлении электроники. На чем полетим? На космическом корабле!

Воспитатель: Ребята, для работы на станции нам понадобятся какой-то ремонтный набор? Что мы можем использовать в работе? (электронный конструктор «Знаток»).

Возьмите конструкторы, приготовьтесь к отправлению. Все готовы? Полетели!

(на экране интерактивной доски появляется изображение космического корабля)

Воспитатель: внимание дети! Производим стыковку с неуправляемой космической станцией. Ребята, надо перейти на станцию, но там же очень темно! Как быть?

Дети: нужно первым делом восстановить освещение!

Воспитатель: правильно! Инженеры, перед вами на экране схема «Лампа». Но тат как электроника еще не восстановлена и выключатели не работают, предлагаю вам сделать лампу, управляемую магнитом. На какую деталь можно заменить выключатель?

Ребенок: на геркон.

Воспитатель: Что же так такое геркон?

Дети: магнитоуправляемый контакт или кнопка, которая работает от магнита. Если рядом с герконом поместить магнит, лампа загорится. Если магнит убрать, лампа погаснет. Приступайте к работе!

Дети собирают электрическую цепь «Лампа, управляемая магнитом».

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, починили освещение. А вот и второй отсек, и здесь очень жарко! Не работает система охлаждения! Что же делать?

Дети: нужно собрать вентилятор!

Воспитатель: инженеры, чтоб собрать мощный вентилятор, вам поможет схема. Внимание на экран.

Дети собирают электрическую цепь «Летающий пропеллер».

Воспитатель: Ребята, чтоб пропеллер не взлетал, необходимо изменить полярность подсоединения электромотора (поменяйте местами «плюс» на «минус») и установите на него пропеллер. Нажмите кнопку. Вы видите, что направление пропеллера изменилось на противоположное. Он уже не может взлететь и превратился в мощный вентилятор.

Дети собирают электрическую цепь «Мощный вентилятор»

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились, починили систему охлаждения. Теперь на станции светло и прохладно! Можно потанцевать.

Физминутка «Я ракета»

Переходим в третий отсек, в котором нужно восстановить звуковые датчики. Мы с вами составляли много звуковых электрических цепей. А так как мы находимся в космическом пространстве, я вам предлагая собрать звуковую электрическую цепь «Звуки звездных войн, управляемые вручную». Перед вами новая схема, посмотрите внимательно на электрические ряды, соотношение полярностей и соберите цепь.

Дети собирают электрическую цепь «Звуки звездных войн, управляемые вручную».

Воспитатель: Замечательно! Звуковые датчики восстановлены, вся электроника работает исправно, и мы смело можем отправляться домой.

Звучат сигналы азбуки Морзе, педагог расшифровывает: «Дорогие ребята, спасибо вам большое. Но очень хочется, чтобы вы для станции сделали запасной генератор электроснабжения, который будет подавать ток, свет, тепло на случай аварии».

Дети собирают каждый свою электрическую цепь и объединяют эти цепи в запасной генератор электроснабжения. Демонстрируют его работу.

Воспитатель: Дети, предлагаю собрать ремонтные наборы и отправиться в детский сад. Проходите в наш космический корабль. Присаживайтесь, пристегните ремни. Полетели.

Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Сегодня вы потрудились на славу. Ваши технические знания и умения помогли спасти беспилотную станцию! Дети, как вы считаете, что вам удалось лучше всего? Чем вы гордитесь?

Дети прощаются с гостями.

Общение с детьми по ходу занятия.

Электромотор – это специальное устройство, которое занимается преобразованием электрической энергии в механическую. Зачем это необходимо? Только в этом случае, возможно заставить работать различные машины и механизмы в целом.

Вентилятор. В Мире электроники много различных деталей, а вентилятор, всего лишь моторчик с пропеллером, но дело в том, что все эти детали при работе сильно нагреваются! Тут-то и спасает вентилятор. Он охлаждает приборы изнутри потоком воздуха и если он плохо работает, то прибор может отключиться или сломаться!

Пьезоизлучатель. Устройство для воспроизведения звука.

Клемма. Это зажим, его используют для крепления проводов к источнику питания или другим проводам.

Светодиод – маленький электронный элемент, который излучает свет.

Геркон – магнитоуправляемый контакт.