Социальные группы и социальные общности. Курсовая работа: Социальные группы и общности. Виды и сущность

Читайте также:
  1. C2 Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей.
  2. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  3. Аудит затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды
  4. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII-IX вв., их занятия и социальные отношения
  5. Биологическая роль катионов второй аналитической группы. Применение соединений катионов второй аналитической группы в медицине
  6. Биологическая роль катионов первой аналитической группы. Применение соединений катионов первой аналитической группы в медицине
  7. Биологическая роль катионов пятой аналитической группы. Применение соединений катионов пятой группы в медицине
  8. Биологическая роль катионов третьей аналитической группы. Применение соединений катионов третьей аналитической группы в медицине

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый специфический признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы (до 15 чел.), как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Структура группы - способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Социальная общность - реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.

Социальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности - социальные общности.

Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражает повседневную форму их коллективной жизнедеятельности - объединение. Социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей.



Общности разных видов и типов - это формы человеческого общежития, совместной жизнедеятельности людей, отличающихся в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов, и благодаря этому - более или менее одинаковыми свойствами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, сознания, психологических черт.

Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и по сравнению с другими человеческими множествами осознание своего единства через развитое чувство общей связи и принадлежности.

Часто под социальной общностью понимают классификацию людей. Классификация - это объединение людей на основе ряда общих признаков, их совпадения, повторяемости (и здесь не важно как их определяют - существенными, значимыми - скорее всего для самого классификатора).

Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям - формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), образующиеся на этнической основе (народности, нации), вырастающие на основе демографических (половозрастные общности), семейно-брачных и др. объединений людей.



В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные (семейно-брачные), этнические, конфессиональные (религиозные), профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей.

Этническая общность - устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным мощным историческим периодам (племя, народность, нация), так и по таксонометрическому уровню. Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются элементарными или микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов - макроэтническими. Термины "этническая общность" и "народ" очень близки в этнографическом смысле.

Межнациональные Отношения - взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей.

Семья и быт. В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов.

Институт семьи и брака. Социальные институты –это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм. Наряду с указанным, существенное значение в жизни общества имеет функционирование социально – культурных институтов (системы образования, здравоохранения, культурно – воспитательные учреждения), науки, института религии. Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов. Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и не одобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

Вступление в первый брак – образование семьи;

Начало деторождения – рождение первого ребенка;

Окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

-“пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

Прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Демографическая ситуация в современной России . Основными критериями оценки демографической ситуации являются смертность и рождаемость. Всего в период с 1992 по 2010 гг. в РФ умерло 40 674 тыс. человек, родилось 27 564 тыс. человек (Слайд 24)

Ситуация, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, оценивается специалистами как депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения. Последствия депопуляции:

1. Сокращение трудового потенциала.

2. Старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и медицинское обслуживание.

3. Инфантилизация молодежи – чрезмерная опека в малодетных семьях приводит к росту несамостоятельной молодежи.

4. Нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы одиночества.

Многообразие социальных взаимодействий способствует объединению людей в социальные общности. В общности объединяются люди, имеющие одинаковые функции и обусловленное ими положение в обществе, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.п.

В основе социальной общности лежит стремление получить преимущества, которые дает солидарность, объединение усилий. Индивиды, образующие объединенные формы, общности, качественно повышают эффективность своих индивидуальных действий, способность к совершенствованию, отстаиванию своих интересов, выживанию.

Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, определенной общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности.

Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Так общности могут быть порождены общественным производством (производственный коллектив, класс, социально-профессиональная группа); этнические общности (народности, нации); объективной основой социально-демографических общностей выступают естественные демографические факторы (пол, возраст).

Можно выделить следующие общности:

А) статистические – т. е. номинальные, их называют социальными категориями. Они создаются для целей статистического анализа.

В) реальные общности. Жители города могут быть статистической и реальной общностью. Статистической эта общность будет с точки зрения прописки; реальной она будет, если рассматривать входящих в нее индивидов использующих городские условия жизни.

С) массовые (т.е. агрегаты) – совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые зависят от ситуации и не фиксированы;

Д) групповые общности. Социальная группа может рассматриваться как разновидность социальной общности, некоторые исследователи рассматривают социальную общность как разновидность социальной группы.

Социальная группа. Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности, традиции. Социальная группа - одна из основных составляющих социальной структуры. Цементирующим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности. Людей можно распределить на группы многим критериям: по принадлежности к конфессии, по уровню дохода, по их отношению к спорту, искусству и т.д.

Группы бывают:

1. Формальные. В формальных группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в специализации членов, выполняющих свои особые функции.

2. Неформальные. Неформальные группы складываются стихийно и не регламентированы правовыми актами, они находятся под влиянием лидеров, авторитета личности. Но в тоже время в любой формальной группе могут складываться неформальные отношения между членами группы, а также сама группа может распадаться на несколько неформальных групп.

3. Малые. Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы. Нижний предел для малой группы – 2 человека, верхний предел может быть представлен и 5 – 7, 20 индивидами. Как правило, размер малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышен, то группа распадается на подгруппы (фракции). Существуют две разновидности малых групп – это диада и триада.

4. Средние группы. Это устойчивые образования, имеющие общие цели и интересы, связанные одной деятельностью, но не находящиеся между собой в тесном контакте. Трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта – все это примеры средних групп. Средние группы часто называют социальными организациями.

5. Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (национальность, профессиональная принадлежность и т.д.)

Группы характеризуются как первичные и вторичные . Первичные, как правило, малые группы. Для них характерны более тесные связи между членами, они оказывают значительное влияние на индивида. Малая группа играет важную роль в воспитании и социализации личности. Она способствует усвоению идей, установок, ценностей, норм поведения, которые существуют в обществе. Во вторичных группах тесного взаимодействия практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. К вторичным группам относятся средние и большие группы.

Реальные группы выделяются по какому-то признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

Социальные группы – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п. Принадлежность к такой группе не осознается ее членами и крайне редко может стать основой ля консолидации

т.е. для возникновения тесных внутригрупповых связей.

Интерактивные группы - это такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений (например, группа друзей).

Номинальные группы – это такие группы, в которых каждый из членов действует относительно независимо от других. Для них наиболее характерно косвенное взаимодействие.

Следует отметить значение референтных групп. Референтной называется такая группа, которая в силу авторитета способна оказать на индивида сильное влияние. Можно использовать понятие эталонной группы, членом которой индивид стремиться стать. Этот термин ввел американский исследователь Г.Хаймен, изучающий студенческие группы. Он обнаружил, что определенная часть студентов не принимает нормы и ценности данной группы, а ведет себя так, будто ориентирована на ценности совершенно других групп.

Социальная структура общества нередко рассматривается как совокупность отношений меду социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то какая атмосфера царит в нем – согласие, доверие, терпимость или наоборот.

С точки зрения больших социальных групп, структура общества может иметь несколько самостоятельных и дополняющих друг друга представлений. Другими словами, могут самостоятельно и независимо друг от друга изучаться классовая структура общества, национальная структура, религиозная, профессиональная, стратификационная и т.д.

4. Социальная организация.

Обычно под социальной организацией понимают совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности – конфликтности и т.п. Но применительно к социальным объектам термин

«организация» употребляется в трех смыслах:

1. искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (то есть социальный институт, который рассматривается как самостоятельный объект);

2. определенная деятельность внутри социального образования, направленная на распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.п.;

3. степень упорядоченности какого-то объекта, строение и тип связи как способ соединения частей в целое, специфический для определенного вида объектов.

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особая социальная среда. Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или количественных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления. Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

Цель – это некий образ результата, в котором заинтересована организация и к

которому она стремится. Различают цели-задания (например, заказ на специалистов), цели-ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации Централизованные предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование. С этой точки зрения можно выделить организации, основанные на самоорганизации, то есть на спонтанном регулировании, которое предполагает принятие решения всеми членами организации в зависимости от обстоятельств, и организации, в которых управление осуществляется конкретными личностями.

Формализация отношений связана с созданием, стандартных образцов поведения для индивидов. Важным признаком выступает договорное, документальное закрепление правил, норм в некой единой системе. Формализация играет важную роль в преодолении организационной сложности. В малой группе взаимоотношения не так сложны или могут регулироваться в пределах ситуации, так как общение здесь непосредственное. В организации непосредственное общение не всегда имеет место. Ограничение выбора форм и целей действия, а также субъективной воли участников при формальной организации играет важную роль. Часто границы формальной организации определяются системой неформальных связей, которые складываются в ходе общения и взаимодействия ее членов

Существует три разновидности организаций. 1. Цели добровольных организаций (общественных союзов) вырабатываются внутри как обобщение индивидуальных целей участников. Членство в организации связано с удовлетворением не только материальных, но и других потребностей. Добровольной организации присущи такие черты: а) она образована для защиты интересов ее членов, которые являются для них общими; б) членство в добровольной организации является принудительным, человек принимает его добровольно и сознательно; каждый член может выйти из организации, если его не устраивает деятельность лидера; в) организация этого типа не связана с правительственными органами. В добровольных ассоциациях отсутствует жесткая структура и не развивается система принудительной власти.

2.Добровольные ассоциации нередко « перерастают» в бюрократии - сложные организации с высокой степенью распределения ролей. Существуют также промежуточные формы, которые сочетают признаки союзов и предпринимательские функции.

3. Третий тип- это организации, для которых характерна высокая степень иерархичности и сосредоточение власти в руках органического числа членов организации

Можно выделить две основные разновидности таких организаций: деловые организации и учреждения тотального типа.

Деловые организации создаются в коммерческих целях или для решения иных конкретных задач. Управление такими организациями осуществляется на основе административного регулирования. Членство в организации в основном поддерживается тем, что оно обеспечивает работников средствами к существованию. Такие организации часто характеризуются несовпадением целей наемных работников с целями владельцев или государства.

Учреждения тотального типа создаются, чтобы оказывать содействие общественному благу, причем сущность этого блага формулируется надличностными образованиями – государством, религиозными и другими организациями. В этом состоит их коренное отличие от добровольных ассоциаций, которые создаются в первую очередь для защиты интересов их членов, которые, будучи общими, для них, все же остаются частными и индивидуальными по отношению к обществу. Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Примерами тотальных учреждений могут, служит тюрьмы, военные училища… И. Гоферман ввел понятие тотальное учреждение и выделил несколько типов таких организаций:

1) учреждения для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепых, пожилых, нищих, инвалидов, психически больных: больницы, дома призренения, санатории;

2 учреждения, предназначенные для людей, которые опасны для общества тюрьмы, колонии.

3. учреждения, созданные для определенных целей: военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и т.п.

4. учреждения, с помощью которых люди уходят от мира, обычно по религиозным соображениям: мужские и женские монастыри и т.п. Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью жестких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым, полным подчинением нормам данного заведения.

Таким образом, социальные организации являются неотъемлемым элементом социальной структуры общества, системой отношений, объединяющих индивидов или группы для достижения определенных целей. Социальная организация в современном обществе - наиболее распространенный и важный тип групп, составляющий ядро структуры социума. Это система отношений, способствующая совместной деятельности людей, для достижения конкретных результатов, для внутренней упорядоченности и согласованности частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальных групп, социальной среды, коммуникаций.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: общество- это живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтому жизнедеятельность общества - необходимый и естественный способ его существования, вне которого невозможным было бы ни проявление его сущности, ни осуществление его роли, задач и функций.

Жизнедеятельность общества, функционирование и взаимодействие его различных сторон, сфер - это и есть общественная и социальная жизнь в самом широком смысле, поскольку «социальное» употребляется нередко как синоним «общественного». Но в более узком значении социальная жизнь понимается как часть, область, сторона общественной жизни. Для социологии важно рассмотрение социальной жизни как организованной, упорядоченной системы действий и взаимодействий людей, их групп и общества в целом, функционирования социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.

Литература

Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс.-1997.-№ 1

Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.Гл.4,9,12-15

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Социология: в З т. Т.З: Социальные институты и процессы.- М.: ИНФРА-М, 2000

Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций.- Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999.Гл. 9, 16, 17-21

Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. Пособие.- М.: 2001. Гл. 5,6

Мильнер Б.З. Теория организаций.- М., 1998

Общая социология: Учебное пособие. Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.-М, 2000

Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь.- М.: 2000

Социальная общность является одной из важных составляющих социума.

Социальные общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

Именно поэтому их изучение является важным направлением социологической науки. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом общественно-исторического процесса.

Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Таким образом, в качестве основных черт социальных общностей можно выделить следующие:

1) реальность – социальные общности не являются умозрительными абстракциями или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить;

2) целостность – социальные общности не являются простой совокупностью индивидов, социальных групп или иных социальных, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем;

3) выступление в качестве объекта социального взаимодействия – социальные общности сами являются источниками своего развития. Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных, экономических и политических движений.

По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы до живущих столетия и тысячелетия этносов, народностей, наций.

По плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.

Разнообразные виды общностей образуются на различной объективной основе.

В качестве таких оснований можно выделить следующие характеристики:

1) характер общественного производства (производственный коллектив, социально-профессиональная группа);

2) этническая принадлежность (народности, нации), которые отличаются спецификой экономической деятельности, окружающей природной среды и другими качествами;

3) естественные социально-демографические факторы (пол, возраст, принадлежность к социальному слою, например, студенчество и т. д.);

4) культурные особенности (различные культурные объединения: театральные, кинематографические и т. д.);

5) политические ориентации (политические партии и общественные движения).

Все социальные общности можно разделить на массовые и групповые .

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с непосредственным качественным и количественным составом, не имеющие четко обозначенного принципа вхождения в них;

2) для них характерен ситуационный способ образования и существования, так как они функционируют в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, то есть эти общества преодолевают классовые этнические и иные границы;

4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в качестве структурных единиц более широких общностей.

Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. Однако совокупность людей становится общностью только тогда, когда они могут осознать эту одинаковость, проявить свое отношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим».

Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями.

Осознание данного единства присуще любой социальной общности. При этом существует прямая зависимость между характером основы общества и осознанием единства; чем больше общих условий лежит в основе их формирования, тем больше единство данной общности. Поэтому наиболее присуще осознание единства для этнических общностей: наций, народов, народностей.

2. Социальная группа как объект социологического изучения. Виды социальных групп

П. Сорокин отмечал, что «…вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы…». Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т. д.

Первые попытки создания социальной теории групп были предприняты в XIX – начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом .

В обыденной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные толкования.

В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте.

Примером такого сообщества могут быть индивиды, находящиеся в определенный момент на определенной площади или проживающие на одной территории. Такое сообщество называют агрегацией.

Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений социологи выделяют большие и малые социальные группы.

Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов.

Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа.

Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, высокие или низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенный (профессия, пол, возраст) – она приближается к реальным.

Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом.

Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.

Малая социальная группа – это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Таким образом, главным группообразующим фактором в данном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая группа имеет ряд отличительных признаков:

1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек, но не более 20;

2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;

3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами;

4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;

5) члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.

Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.

Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюб-ленных. Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.

Существуют различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.

Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули . Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.

Изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей.

Вторичная группа – это социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.

Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.

В классификации малых групп выделяют также референтные группы. Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом . В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.

При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также группы членства – группы, к которым индивид реально принадлежит. В обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы.

Прежде всего это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.

3. Социальные квазигруппы. Социальный феномен толпы. Особенности поведения людей в толпе

Помимо указанных типов социальных групп в социологии выделяются группы, которые появляются непреднамеренно и носят случайный характер. Такие спонтанные неустойчивые группы называются квазигруппами. Квазигруппа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида.

Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов.

Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники.

Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.

В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько видов.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание людей на улице возле произошедшего дорожно-транспортного происшествия. В этом виде толпы людей объединяют либо незначительные цели, либо вовсе бесцельное времяпровождение.

Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро сплотиться и приобрести общую структурированность.

Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.

Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личного удовольствия ее членов при активности людей, которая уже сама по себе является целью и результатом. Например, собрание людей на проведении рок-фестиваля.

Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех членов.

Действия сборища направлены на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.

Распространенным примером сборища является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Другая форма действующей толпы – восставшая толпа.

Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво.

Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наименьшей степени подвержен различным случайным явлениям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.

Несмотря на то, что толпы сильно различаются по характеру и поведению, можно выделить общие черты, характерные для поведения людей в любой толпе:

1) внушаемость . Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;

2) анонимность . Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;

3) спонтанность . Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;

4) неуязвимость . Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.

В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в «обычных» условиях социальные нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения.

Тут понятны аналогии с бешеным потоком, селем и т. п. Но это лишь аналогии: поведение самой неистовой толпы имеет свою логику, причем это логика социального действия, участники которого действуют как существа социальные.

В действующей толпе, особенно в сплоченной, всегда можно обнаружить более или менее определенную и устойчивую собственную структуру.

В ее основе лежит некоторый традиционный поведенческий стереотип (ксенофобия религиозная или этническая, кровная месть, «закон Линча» и пр.) и ролевой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны и т. д.). Нечто подобное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стереотип «спасайся кто как может» и соответствующее распределение ролей).

Ролевой этот набор в толпе беден, функции сводятся к триггерным и усилительным.

4. Социология этнических общностей

В научной литературе под этнической общностью принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на одной территории, имеющих свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса, – Россия, Франция, Индия и т. д.

Интегративным показателем сложившейся общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, территории, традиции, обычаи и т. п., то есть такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Вопрос исследования этносов очень важен для социологии, так как именно этносы представляют собой самую стабильную социальную общность.

Наиболее разработанной на сегодня концепцией этносов является концепция этногенеза Л. Н. Гумилева. В своей книге «Этногенез и биосфера земли» исследователь разработал теорию «пассионарности».

Природно-биологический характер этноса Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях.

Любой этнос есть результат процесса адаптации человека к природно-географическим условиям обитания. Этнос – это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер.

Гумилев в своей теории пытался раскрыть причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, культурологическая концепция этноса не объясняет.

Главной причиной зарождения и развития этнических общностей является присутствие в них «пассионариев» – наиболее энергичных, даровитых и развитых людей и «субпассионариев», обладающих противоположными качествами.

Появление пассионариев и субпассионариев есть процесс генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря деятельности энергических пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к гибели этноса.

Природно-климатические условия играют очень важную роль, так как именно под их действием вырабатывается определенный стереотип поведения, характерный для данного этнического сообщества. В качестве общепринятой классификации этносов в социологии выступает выделение трех их видов: племени, народности и нации, различающихся по уровню развития.

Племя – это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей в данной общности объединяют общие примитивные религиозные верования (фетишизм, тотемизм), зачатки политической власти (совет старейшин, вожди), наличие общего разговорного диалекта. В ходе развития племена объединяются и создают союзы, которые совместно осуществляют переселения и завоевания, что ведет к образованию народностей.

Народность – это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на крови, а на территориальном единстве. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, наличием культуры в виде мифов, сказок, устоев. Народность обладает сформировавшимся языком, особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

Нация – это исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Процесс создании нации как наиболее развитой формы этноса происходит в период окончательного складывания государственности, широкого развития экономических связей, общей психологии, особой культуры, языка и т. д.

Ярко выраженной особенностью современной эпохи является тенденция к национально-этническому возрождению многих народов, их стремление самостоятельно решать проблемы собственного существования. Среди основных причин национального возрождения народов и их политической активности следует отметить следующие:

1) стремление народов укрепить все элементы социальной справедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных федеративных государств;

2) реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате их национальной самобытности;

3) желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территории и играющие роль в удовлетворении их жизненных потребностей.

Для достижения задачи этнического возрождения необходима готовность нации понять свои подлинные интересы, а также интересы других наций и найти точки соприкосновения.

5. Организация как объект изучения социологии

Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях:

1) как упорядоченность какого-либо объекта; тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ единения частей в целое;

2) как вид деятельности; организация – это процесс, включающий распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию;

3) как искусственное объединение людей для решения каких-либо задач.

В западной социологической мысли организация представляется как произвольное соглашение людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом организации определенную функцию для наиболее эффективной деятельности всей организации в целом.

У всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеальном типе организации – совпадение целей организации с целями каждого ее члена.

Отличительными характеристиками социальной организации является определенная структура социальных отношений индивидов и система распределяемых ими верований и мотивирующих ориентаций.

Можно выделить четыре подхода к определению организации:

1) организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему, что делает организацию похожей на сложный биологический организм (Д. Марч и Г. Саймон );

2) организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью (К. Барнард );

3) организация для достижения специфических социальных целей должна быть формализована, обладать формальной структурой (П. Блау, У. Скотт );

4) организация – это социальное объединение (человеческие группы), сознательно конструируемое и реконструируемое для специфических целей (А. Этциони ).

В западной социологии можно выделить несколько основных подходов к анализу организаций.

Рациональный подход. В рамках этого подхода организация мыслится как «инструмент» рационального средства достижения четко поставленных целей.

Организация в данном случае рассматривается как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности системы. Сторонники этого подхода, представителем которых является М. Вебер, не придают значения неформальным отношениям между членами организации.

Естественная модель. Организация – некий организм, которому присущ органический рост, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия системы. Согласно данной модели организация может продолжать свое функционирование даже после успешного достижения своих целей. Для представителей этого направления главной задачей является поддержка равновесия организации.

Большое внимание уделяется неформальным отношениям в организации.

Концепция «организации-машины» , разработанная французским инженером и исследователем А. Файолем , отмечает безличность организации и формально-рациональные отношения между рабочими и четкую иерархию управления. При этом задача организации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы разных звеньев организации. Таким образом, человек рассматривается как элементарная клеточка в системе управления.

Интеракционистская модель рассматривает социальное взаимодействие и коммуникцию как фундаментальные процессы любой организации.

Положительной стороной этой модели является утверждение о невозможности строго рационального и формального построения организации, в которой работают живые человеческие личности со своими интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на процесс выполнения ими их функций. Поэтому необходимо принять ограниченность рациональной модели и невозможность полной формализации поведения людей.

Итак, существует множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, направленной на достижение целей. При этом социальное взаимодействие в организации является составной частью общего процесса социального взаимодействия в обществе в целом и поэтому нельзя изолировать члена организации от общества, необходимо видеть в нем человеческую личность со своими интересами и потребностями.

На исследование организаций в общественной социологии наложила отпечаток господствующая идеология. Долгое время отечественные социологи преимущественно изучали социологию труда, малых групп, социальное планирование, не проводя исследований в области управления организаций. Только с началом проведения социально-экономических и политических преобразований в 80-90-е гг. XX в. появилась потребность в исследовании управленческого характера организаций.

6. Сущность, структура и типология социальных организаций

Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных.

Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы.

Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т. е. доход, образование, реализацию своих способностей, профессиональное продвижение.

Таким образом, можно говорить об организации как о социальной системе, элементами которой являются люди, группы, коллективы.

Вместе с тем любая организация сама является элементом общественной системы. Общество может рассматриваться как совокупность взаимодействующих организаций. Они являются самыми распространенными формами человеческой общности, первичными ячейками социума.

Организация выполняет роль посредника между человеком и обществом, а социальная жизнь организации – это постоянное разрешение противоречий между интересами личности, организации и общества.

С социологической точки зрения структура социальной организации определяется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями.

Характерной особенностью социальной структуры организации является обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций, позволяющих координировать социальные позиции различных уровней присущими им кругом прав и обязанностей.

На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая обязательную подчиненность низших звеньев персонала высшим.

Кроме того, социальные позиции и роли, из которых складывается социальная структура организации, отличаются весьма строгой и однозначной нормативной регуляцией, которая предписывает каждому члену организации строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности.

Одним из обязательных условий для успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая «вертикальная мобильность» или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей.

Следует отметить, что современный работник должен постоянно повышать свою квалификацию.

Во-первых, это дает возможность персоналу постоянно обновлять свои знания и профессиональные навыки в соответствии с меняющимися условиями производства, а во-вторых, повышение квалификации выступает непременным условием служебной карьеры или просто «соответствия должности».

Другим важным условием функционирования формальной организации является система налаженной коммуникации, т. е. взаимосвязь потоков информации, циркулирующей между различными звеньями организации.

Коммуникация необходима для принятия управленческих решений и рациональной координации деятельности людей.

Взаимный обмен информацией между различными звеньями организации является важнейшим условием, средством делового общения и социального взаимодействия членов организации.

В социологической литературе существует множество подходов к типологии организаций.

В первом подходе, который называется традиционным, выделяют три вида:

1) предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);

2) учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские);

3) общественные организации (религиозные, профессиональные, добровольные).

Второй подход основан на делении организаций на основе общественных отношений: экономические, социальные, культурные, управленческие.

В каждом из этих типов есть существенное сходство, определяющее цели и функции организаций.

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

1) добровольные, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профсоюзы, клубы, религиозные объединения);

2) принудительные, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьма, психиатрическая лечебница);

3) утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры).

Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие типы организаций:

1) деловые, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, фирмы, банки);

2) общественные, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить экономические, политические, социальные, культурные и другие потребности (политические партии, общественные движения);

3) промежуточные, сочетающие в себе признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества);

4) ассоциативные, возникающие на основе взаимной реализации интересов (клубы, неформальные группы).

В рамках другой классификации выделяются два основных типа организаций: административные и общественные. Первые в свою очередь подразделяются на:

1) промышленно-хозяйственные, а также финансовые;

2) административно управленческие (органы государственного управления различного уровня);

3) научные и исследовательские организации;

4) учреждения культуры и досугового обслуживания населения.

К общественным организациям относятся политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы и другие.

Широко распространена в отечественной социологической литературе типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности.

Понятия социальной группы и социальной общности являются наиболее дискуссионными в социологическом сообществе. Существуют различные взгляды на трактовку обоих этих понятий, из которых можно выделить 2 самых распространенных:

1. Общности обозначаются как синонимы социальных групп. В этом случае социологи, как правило, не рассматривают общность как таковую, ограничиваясь подробным разбором определения социальной группы.

2. Понятия социальная группа и социальная общность достаточно различаются.

Что в таком случае специалисты понимают под социальной группой и социальной общностью?

Под социальной общностью обычно понимается некая совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект социального взаимодействия.


Основами формирования общностей могут выступать (и выступают) потребности и интересы, цели, территория проживания, совместная деятельность, политические установки, возраст и т.д.

В социологии выделяется три основных значения понятия "социальная общность".

Во-первых, общность как местоположение, т.е. интерпретация, наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории - это территориальные группы, как совокупность людей, у которых есть общее постоянное место жительства, и которые взаимодействуют, зависят друг от друга в процессе удовлетворения общих потребностей.

Во-вторых, общность как сеть взаимоотношений на основе этнических, кровнородственных связей: семья, клан, племя, народность, нация.

В-третьих, общность как специфический тип социальных связей, обладающих определенными качествами и предполагающих наличие "духа общности" или "чувства общности": социальные движения, политические партии, молодежные, женские и другие организации и объединения по симпатиям, интересам и т.п.

Характерные черты социальных общностей: территория; социальное взаимодействие; наличие определенных связей между индивидами; определенное чувство принадлежности, которое испытывают члены социальной общности к определенной группе.

Социальная общность - это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельными субъектами социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности.

Классификация по степени устойчивости социальных общностей:

I. Квазигруппы (характерные неустойчивые общности).

Отличительные черты: неустойчивость взаимосвязей; спонтанность



образования; отсутствие разнообразия во взаимодействии;


кратковременность совместных действий. В свою очередь, среди квазигрупп выделяют:

а) Аудитории - это такие социальные общности, где люди объединены
взаимодействием с коммуникатором. Аудитория может осуществлять
непосредственное взаимодействие с коммуникатором, так и
опосредованное. Характерная черта - взаимодействие в ней является
практически односторонним, т. е. обратная связь от аудитории к
коммуникатору слабая.

б) Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом
физическом пространстве общностью интересов. Характерные черты
толпы: внушаемость; анонимность; спонтанность; неуязвимость, т.е.
люди в толпе чувствуют себя вне социального контроля. Виды толпы:
1) случайная, которая имеет наиболее определенную структуру, людей
объединяет незначительная цель; 2) обусловленная - это собрание
людей, заранее планирующееся и относительно структурированное; 3)
экспрессивная - это собрание людей, которое обычно организуется в
целях личностного удовольствия её членов, а активность людей
является целью и результатом; 4) действующая - имеет 2
разновидности: а) сборище - эмоционально возбужденная толпа,
которая тяготеет к применению насильственных действий, б)
восставшая толпа - толпа, находящаяся в деструктивном действии.

в) Социальные круги - это такие квазигруппы, которые наиболее близки

к устойчивым; это свободные союзы, основанные на контактах с очень

слабо установленной связью, лишенной устойчивых отношений между

членами. Характерная черта - взаимодействие в них почти всегда

направлено на обмен информацией. Виды: 1) контактные круги - это,

общности людей, постоянно встречающиеся по тому или иному

случаю, поводу; 2) профессиональные круги - это социальные

общности, члены которых обмениваются информацией исключительно

по профессиональному признаку; 3) дружеские круги - это общности, в


которых люди объединены дружескими отношениями; 4) статусные круги - это общность людей, имеющих близкие статусы. П. Общности средней устойчивости (трудовой коллектив завода, школьный класс и т. п.);

III. Устойчивые общности (нации, классы и т. п.).

Классификация по размерам социальных общностей: I. Большие социальные общности, т. е. общности, которые существуют в масштабах страны в целом (напр., нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения); П. Средние социальные общности, т. е. общности, которые имеют меньший

масштаб (напр., жители ивановской области); III. Малые социальные общности, к которым относятся семья, учебная группа, небольшой рабочий коллектив. Непосредственность и интеллектуальность взаимодействия. Выделяют формальные общности и неформальные общности. Классификация по содержанию социальных общностей: I. Социально-экономические общности. В выделении этих общностей главными являются такие критерии, как наличие или отсутствие привилегий, определенный образ жизни, обладание собственностью. Различия между общностями могут фиксироваться по-разному: в религии, в обычном праве, в формальном праве и т.п. II. Социально-этнические общности. Этнос - это исторически сложившаяся социальная общность, которая характеризуется связью с определенной территорией, общей средой хозяйственной деятельности, общим языком, религией, культурой.

III. Социаьно-демографические общности. Критерии деления: пол, возраст.

IV. Социально-профессиональные (корпоративные) общности: 1) люди занимающиеся умственным, управленческим, физическим трудом; 2) по профессии.


V. Социально-территориальные общности - это совокупности людей, обладающих единством отношения к определенной хозяйственно-освоенной территории.

Конкретной формой существования социальных общностей являются социальные группы, под которыми понимаются совокупности индивидов, ограниченных неформальными, либо формальными критериями членства. Социальная группа возникает тогда, когда ее члены вовлекаются в процесс динамического социального взаимодействия на основе общности потребностей и интересов ее членов. Многообразие человеческих потребностей и интересов обусловливает и многообразие социальных групп. Классификация по принадлежности индивида к группе.

1. Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется таким образом, что расценивает членов ингруппы как «Мы».

2. Лутгруппа - это группа, к которой индивид не принадлежит и для членов группы он подбирает значение «Другие».

Ингрупповые и аутгрупповые связи могут пересекаться. Чувства ингруппы, поиск её членов среди других людей являются очень важными для каждого человека. Исключение из ингруппы всегда очень болезненно для индивида. Важную роль в ингрупповых и аутгрупповых отношениях играют социальные стереотипы.

Социальныц стереотип - это разделяемый образ другой группы.

Социальные стереотипы есть следствие социальной оценки группы, которое переносится на каждого её члена. Аутгруппы зачастую воспринимаются индивидами через стереотипы.

Классификация № 2.

Референтная группа - это реальная или условная общность людей, с которой индивид соотносит себя как с этанолом и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.


Такие группы выполняют 2 основные функции для индивида:

а) нормативная (проявляется в том, что эта группа является источником
норм поведения, соц. установок и ценностных ориентаций индивида);

б) сравнительная (проявляется в том, что референтная группа
выступает в качестве эшелона, с помощью которого индивид может оценить
себя и других).

Классификация по характеру взаимоотношений между членами группы:

1. Первичные - это группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей, т. е. отношения между группами носит глубоко личностный интимный характер. Они направлены на эмоциональное взаимодействие в большей степени, чем на производительность; они формируют личность, в них она социализируется.

2. Вторичные - это группы, в которых необязательно присутствуют дружеские личные контакты, но обязательно все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Они ориентированы на цель и на конечный продукт. Могут рассматриваться личностью как механизм для достижения определенной цели. Вторичные группы практически всегда содержат в себе некоторое число первичных групп.

Классификация по размеру социальной группы:

1, Большие характеризуются: а) рациональными
целеориентированными действиями; б) редким использованием группового
мнения; в) социальный контроль осуществляется сверху вниз; г) конформизм
к политике, проводимый активной частью группы.

2. Малые имеют: а) неориентированные на групповые цели
действия; б) групповое мнение является постоянно действующей формой
социального контроля; в) конформизм к групповым нормам.

Малая группа и её разновидности. Социальная динамика.

Малая группа - это небольшое число людей, которые хорошо знают

друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.


Признаки малой группы:

1. ограниченное число членов группы (2 - 20 чел.);

2. стабильность состава (малая группа держится на индивидуальной неповторимости и независимости участников);

3. внутренняя структура (включает в себя систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения);

4. число (парных) связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов увеличивается в арифметической;

5. чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействия;

6. размеры группы зависят от её характера деятельности;

7. принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов;

8. взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей;

9. группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, т. к. является равнополезных друг другу людей.

Формы малых групп (Г. Зиммелъ): I. Диада - это группа, состоящая из двух человек. У членов диады формируются устойчивые межличностные отношения, основанные на чувствах. Между членами диады происходит активный эмоциональный обмен.

II. Триада - это активное взаимодействие трех человек. Социологи считают, что именно в триаде рождается социальное, т. к. там впервые возникает феномен большинства. Триада как социальная группа более, стабильна, т. к. в ней меньше эмоций и более развито разделение труда.

Групповая динамика - это взаимодействие членов социальной группы между собой.


К процессам групповой динамики относят руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое деление и др. способы регуляции поведения членов группы.

3. Социальные институты и социальные организации

Аркадий Ильич Пригожий

Ведущий исследователь в области проблем социальных организаций А.И.Пригожин в ряде своих работ дает подробную и содержательную характеристику социальных организаций.

Во-первых, под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу.

Во-вторых, под организацией понимается уже определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой - контингента организуемых. В таком значении термин «организация» совпадает с термином «управление», хотя полностью его не исчерпывает.

В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов». В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень, внутренней упорядоченности и согласованности элементов той или иной социальной системы.


Это позволяет выделить три разных значения термина организация, организация - как объект, как деятельность по организации и как свойство объекта.

Первое значение - организация как объект является ключевым. Определяющим признаком социальной организации, по мнению А.И.Пригожина, является то, что « организация есть целевая общность ». Социальная организация является предметом изучения как социологии, так и философии, психологии, политологии, экономики и ряда других наук. У каждой из них свое видение, и каждая изучает ее со своей позиции. Несмотря на то, что как в отечественных, так и зарубежных исследованиях доминирующим является представление об организации как целенаправленной системе, Т.е. цель ставится на одно из первых по значимости мест, это один из наиболее спорных моментов в понимании организации.

Объединение людей в социальную организацию происходит в двух случаях:

Во-первых, когда достижение какой-то общей цели возможно осуществить только через достижение индивидуальных целей (заработок, престиж, реализация своих способностей), таким образом возникают, например, предприятия и учреждения,

Во-вторых, когда индивидуальные цели можно достичь только через выдвижение и достижение общих целей, в результате чего появляются, например, акционерные общества и так называемые общественные (массовые, союзные) организации.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1. они обладают целевой природой, т.к. создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее их достичь;

2. члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам;


3. разделение труда, его специализация по функциональному

признаку;

4. имеют механизмы и средства для регулирования и контроля деятельности различных элементов организации (через внутриорганизационные нормы).

Эффективность социальных организаций вызывается возникновением эффекта синергии.

Синергия - это прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. В социальных организациях это явление оказывается еще и управляемым, т.е. его можно усиливать или даже видоизменять.

Стадии процесса возрастания энергии социальной организации:

1. эффект достигается за счет массовости, т.е. одновременности, однонаправленности многих усилий;

2. введение простейших форм расчленения общей работы, распределение участников по отношению друг к другу;

3. специализация, т.е. распределение труда по специальности, когда каждый человек выполняет часть общей работы и добивается в ней высокой степени мастерства.

Типологии социальных организаций. I. Социальные организации делятся по сферам жизнедеятельности общества (горизонтальная типология). Напр., выделяют трудовые, общественно-политические, досуговые, образовательные и др.

П. Вертикальная типология (социальные организации как бы пронизывают все общество, каждую его сферу);

а) Бюрократические учреждения - в них предусмотрено разделение ролей, специализация труда, соответствующее место в иерархии, подчиненность определенным правилам и нормам;


б) Добровольные ассоциации - им свойственны 3 черты: 1) цель -защита общих интересов членов ассоциации; 2) членство добровольное; 3) не связаны с правительственными структурами.

III. Типология социальных организаций А. И. Пригожина. Он делит социальные организации на 2 большие группы:

1. «Собственно организаиии»:

а) Деловые организации- это первичные организационные
образования, создаваемые государством, местной властью, АО и т.д., и
поэтому как правило бывают муниципальными, государственными,
частными. По критерию сфер их деятельности он выделяет:
производственные, торговые, обслуживающие, образовательные, лечебные,
культурные, управленческие, научные, проектные. Первые три относятся к
системе производства и распределения социальных ценностей, услуг.
Остальные относятся к сфере умственного труда.

Функции деловых организаций: 1) осуществляют социальное управление и социальный контроль; работают на удовлетворение человеческих потребностей; 3) устанавливают систему отношений между людьми и социальными общностями (отношения кооперации, сотрудничества, подчинения/соподчинения и т.д.);

б) Союзные (общественные) организации. Создаются для
удовлетворения потребностей людей в общении, самореализации, получении
дополнительных возможностей.

Союзные организации - это форма общественной самодеятельности и массового самоуправления.

Типы союзных организаций по целям и ориентациям:

* Организации, работающие преимущественно в интересах общества;

* Организации, работающие преимущественно в интересах их членов. Оптимальный вариант - смешанный тип.

2. «Полу организации».


а) Ассоциативные организации - это социальные группы,
существующие за счет взаимного удовлетворения интересов их членов, т.е.
цель одного может выступать средством для достижения цели другого. К ним
относятся семья, неформальная группа, научная школа. Черты: 1) автономия
от среды; 2) относительная стабильность состава; 3) наличие лидера; 4)
общие решения; 5) наличие коллективных норм и ценностей;

б) Поселения - это организации, выполняющие роль объединения
людей на какой либо общей для них территории для достижения совместных,
общих целей.

Социальный институт - это исторически сложившаяся организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяющие основным потребностям общества.

Впервые термин «социальный институт» ввел в научный оборот английский ученый Герберт Спенсер во второй половине XIX века. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделял шесть типов социальных институтов: родства, образования, политики, профессиональные, церковные и промышленные. В своих социологических работах он детально исследовал на большом этнографическом материале эволюцию этих социальных институтов.

Таким образом, сущность социального института заключается не в системе социальных норм, определяющих деятельность людей в отдельных сферах общественной жизни, а в самой деятельности, направленной на удовлетворение жизненных потребностей общества . Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института становится бессмысленным, и он тоже исчезает.


5 фундаментальных социальных институтов:

1. Институт семьи и брака удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода;

2. Институт политики удовлетворяет потребность в безопасности и поддержании общественного порядка;

3. Институт экономики удовлетворяет потребность в добывании средств к существованию;

4. Институт образования удовлетворяет потребность в передаче знаний, социализации подрастающих поколений;

5. Институт религии удовлетворяет потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни человека.

Признаки социального института:

1. установки и образцы поведений;

2. символические культурные признаки (любые материальные и нематериальные элементы культуры, выражающие в концентрированном виде специфические черты данного института);

3. утилитарные (полезные) культурные черты;

5. идеология.

Функции социальных институтов неразрывно связаны с базовыми потребностями социальной системы, удовлетворение которых обеспечивает ее устойчивость и функционирование.

Основные функции социальных институтов:

1) создает возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы;

2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений;

3) обеспечивает устойчивость общественной жизни;

4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов
индивидов;


5) осуществляет социальный контроль.

В зависимости от сферы действия и их функций социальные институты подразделяются на

а) реляционные - определяющие ролевую структуру общества в системе отношений;

6) регулятивные, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все механизмы социального контроля);

в) культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.д.;

г) интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными
за обеспечение интересов социальной общности как целого.

Сам процесс организации, упорядочивания и формализации деятельности людей называется институализацией. В процессе институализации можно выделить следующие этапы:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их примененияв отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Финал этого процесса - создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структурой, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Социальная группа - это объединение людей, связанных общими отношениями, имеющих общие нормы, ценности, традиции. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, т.е. духовные, экономические или политические потребности. Соц. Группа - своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Многие особенности человека являются итогом групповой деятельности. Н-р, речь, язык и т.д. численность групп на земле превышает численность индивидов. Это возможно, т.к. один человек способен сразу состоять в нескольких группах.

Социальная общность : в широком смысле - синоним соц.группы вообще. В узком - соц. общностями называют относительно устойчивые совокупности людей, ктр. имеют сравнительно одинаковые черты образа жизни, массового сознания, характеризуется совпадением или близостью соц. норм, интересов, ценностных систем

Осн. признаки общностей : взаимные чувства идентификации индивидов, солидарность и взаимопомощь, общий язык, ограниченное территориальное пространство, преимущества, возникающие в результате опр.усилий и солидарности. Осн. характеристики : количественный состав, продолжительность существования общности, плотность связи между индивидами.

24. Социальная роль и соц. статус очень близкие, почти синонимичные понятия. Термин статус - это статичная характеристика, т.к. соотносится главным образом с соц. Структурой, а понятие роль - это динамичная характеристика, это действие в рамках прав и обязанностей того или иного статуса. Соц. роль - это способ поведения, ктр. соответствует принятым в данном обществе нормам и зависит от соц. статуса человека.

Осн. черты роли: способ поведения, формализация - одни - общение по формальным

правилам, др-по неформальным, масштаб связей - одни предполагают взаимодействие со множеством лиц, др. с ограниченным количеством; эмоции - одни требуют сдержанного, неэмоционального поведения, др. экспрессивности, эмоциональности; мотивация - одна и та же роль может допускать множество мотиваций.

Соц. роль распадается на две составляющие: 1. Ролевое поведение - конкретное поведение; 2. Ролевые ожидания - то, чего ждут окружающие от носителя данной роли. Между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда происходят совпадения.

Поэтому общество создает систему соц. контроля, важной частью ктр. является совокупность санкций.

Классификация соц. Групп

1. Формальные и неформальные . В ф. группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются спец. правовыми актами. Формальность групп проявляется: 1. в более или менее жесткой иерархии; 2. четкая специализация членов группы, выполняющих свои обязанности. Неформальные складываются стихийно, не имеют регламентирующих правовых актов. Скрепление происходит за счет авторитета (лидера). 2. По размеру: малые, средние, большие .

Малая группа - это небольшое количество людей (2-7), которые постоянно взаимодействуют друг с другом, находятся в непосредственном контакте, имеют общие цели, интересы, поэтому малую группу иногда называют контактной, первичной (семья, друзья).

Большая группа - совокупность людей, которых объединяет, как правило, какой-то один социально-значимый признак (национальность, принадлежность вероисповеданию). Характеристики: рациональные цели, ориентированные действия, крайне редкое использование группового мнения, соц. контакты носят безличный, односторонний, утилитарный характер (члены больших групп никогда не вступают в контакт со всеми членами группы).

Средние группы - это относительно устойчивые объединения людей, которые имеют общие цели, интересы, связанные одной деятельностью, но в то же время не находящиеся между собой в тесном контакте.

3. Реальные и социальные (номинальные-условные).

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака.

Реальные группы могут быть малые, средние и большие.

Номинальные группы - это искусственно сконструированные для целей статистического анализа большие группы населения на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Принадлежность к такой группе не осознается е членом и крайне редко может стать основой для консолидации. На границе между реальными и номинальными группами находятся агрегаты.

Это совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудитория, радио, телевидение, кино, театры, шоу, некоторые разновидности толпы).

4. первичные и вторичные. Первичные - это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами и оказывают большое влияние на индивида. Вторичные - не имеют тесных взаимоотношений между членами группы.

Целостность группы обеспечивается наличием общих целей.

Степень воздействия на индивида очень низка. Бывают большие и средние.

5. Референтные группы - это те, которые в силу авторитета для индивида способны оказывать на него сильное влияние. Эталонная для индивида группа.

В самостоятельный подкласс реальных групп выделяют 3 типа, их называют главными:

1. стратификационные (расы, классы, сословия),

2. этнические (нации, народы, народности, племена, клан),

3. территориальные (горожане, селяне, земляки).