Sony Xperia R1 - Технические характеристики. Sony Cyber-Shot DSC-R1 – темная лошадка Информация о технологиях навигации и определения местоположения, поддерживаемых устройством

Задняя панель камеры кардинально отличается от всех предыдущих полупрофессиональных камер Sony, впрочем как и от того, что мы привыкли называть "типичной" D-SLR камерой.

Благодаря тому, что дисплей расположили в нише на верхней панели корпуса, на задней панели освободилось довольно много места для комфортного размещения всех необходимых функциональных кнопок и прочих элементов управления. Говоря о "прочих" следует отметить еще одно отступление от традиций: на R1 появился дополнительный диск выбора настроек, в центр которого поместили навигационный контроллер.

Крайний слева – диск выбора режима съемки:

Режим Описание
Автоматическая съемка В данном режиме камера самостоятельно устанавливает экспозицию, баланс белого и ряд других необходимых для съемки параметров. При необходимости, пользователь может воспользоваться меню Image Size (Размер изображения), Flash mode (Режим работы вспышки), Macro focus (Макрофокусировка), Continuous mode (Режим непрерывной съемки) или Self-timer (Таймер автоспуска). Остальные настройки в режиме автоматической съемки блокируются.
Программная автоэкспозиция Подобно режиму автоматической съемки, экспозиция в данном режиме также устанавливается автоматически. Однако пользователю предоставляется возможность доступа к любому из имеющихся меню настроек. Функция Program Shift (Программный сдвиг) предусматривает возможность изменения автоматически заданного значения величины диафрагмы или выдержки затвора без изменения общего значения экспозиции.
Автоэкспозиция с приоритетом выдержки Пользователь устанавливает выдержку затвора (от 30 сек. до 1/2000 сек.), а камера автоматически подбирает оптимальную величину диафрагмы. При выборе режима ISO1600 или ISO 3200 максимальная выдержка затвора составляет 8 сек.
Автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы Пользователь устанавливает величину диафрагмы (F2.8 – F16), а камера автоматически подбирает оптимальное значение выдержки затвора.
Режим полностью ручного управления Пользователь самостоятельно устанавливает выдержку и величину диафрагмы. При необходимости, можно воспользоваться режимом Bulb (Sony также называет его "Time Mode"), при работе в котором затвор будет оставаться открытым все время, пока кнопка спуска затвора будет находится в нажатом положении (максимум 3 минуты).
Сюжетная съемка При выборе одного их режимов сюжетной съемки (Twilight (Сумерки), Twilight portrait (Портрет при вечернем освещении), Landscape (Пейзаж), Portrait (Портрет)) камера автоматически активирует оптимальные для данных условий съемки настройки.

Обращают на себя внимание следующие моменты:
  • Режим съемки получил на R1 приоритетное значение. Об этом свидетельствует отсутствие возможности выбора режима воспроизведения с помощью диска выбора режима работы камеры, что позволяли сделать все предыдущие флагманы Sony. Активировать же режим воспроизведения можно теперь с помощью специально предназначенной для этого кнопки справа от видоискателя.
  • Диапазон допустимых значений величины диафрагмы на R1 значительно расширился по сравнению с типичной камерой с несъемным объективом. В то время, как для большинства камер с несъемным объективом верхнего ценового диапазона максимальная величина диафрагмы – F8, на R1 максимальная величина диафрагмы аналогична SLR камерам – F16.
  • Возможность полноценного ручного контроля экспозиции.
Справа от диска выбора режима съемки – два переключателя:
  • Monitor (Framing, preview) – Режим Framing предназначен для съемки в условиях недостаточного или неадекватного освещения. Для предварительной оценки будущего кадра камера выведет на экран максимально четкое и яркое изображение. Однако данную функцию нельзя использовать при съемки в режиме ручной фокусировки. Режим Preview позволяет увидеть вероятный вариант снимка, который Вы получите в случае съемки с выбранными настройками. Данная функция особенно полезна при съемке в режиме автоэкспозиции с приоритетом диафрагмы, поскольку позволяет получить представление о глубине резкости будущего снимка. Приятное дополнение – при изменении в настройках вероятный вариант снимка немедленно корректируется.
  • Screen switch (Viewfinder, auto, LCD) – Данный переключатель предназначен для выбора режима съемки: с использованием видоискателя (Viewfinder), дисплея (LCD) или с возможностью использования и того и другого (auto). АВ последнем случае, переключение между дисплеем и видоискателем осуществляется автоматически, как уже было сказано выше, на основе данных о степени близости камеры к лицу фотографа.
Чуть ниже описанной пары переключателей – 4 кнопки:
  • Metering – кнопка выбора режима экспозамера (многозонный, центрально-взвешенный или точечный)
  • Drive – кнопка выбора режима перевода кадров (стандартная покадровая съемка, непрерывная съемка или автобрекетинг)
  • Self-timer + Thumbnail View – данная кнопка совмещает функции включения/выключения таймера автоспуска и режима индексного просмотра
  • Digital Zoom + Playback Zoom – еще одна кнопка, отвечающая за выполнение сразу двух операций: цифрового зуммирования и зуммирования изображения в режиме воспроизведения.
Режим непрерывной съемки, возможно, разочарует некоторых. Лишь 3 кадра в серии, плюс невозможность записи в формате RAW – здесь Sony явно проигрывает D-SLR камерам. Для сравнения: Canon EOS позволяет записать в 1 серии до 5 RAW снимков и до 14 JPEG снимков; Nikon D70 – до 4 RAW снимков и 12 JPEG снимков; Olympus E-500 Evolt – до 4 RAW снимков и 15 JPEG снимков.

Функция автобрекетинга позволяет записать серию из трех снимков с автоматически меняющейся экспозицией: ±0.3EV, ±0.7EV или ±1.0EV.

Справа от видоискателя – кнопка активации режима воспроизведения. Нестандартное решение, но вполне удобно.

Еще правее – кнопка AE Lock + Delete.

Ниже – диск выбора настроек. В режиме съемки диск позволяет выбрать значение экспокоррекции (-2EV – +2EV с шагом 1/3EV), в режиме воспроизведения – увеличить или уменьшить до оригинального размера выведенное на дисплей изображение. Большинство цифровых "зеркалок", на которых установлен такой диск предоставляют возможность зафиксировать его положение, избавляя Вас от необходимости постоянно следить за тем, чтобы случайно изменить выбранное значение экспокоррекции, прокрутив диск на несколько миллиметров вправо или влево. К сожалению, на R1 функция блокировки отсутствует, а, как показала практика, вероятность случайного изменения экспозиции довольно велика. Самое неприятное состоит в том, что зачастую Вы замечаете это слишком поздно, т. е. уже в процессе просмотра записанных снимков, и Вам приходится, заново повторять всю процедуру съемки.

В центре диск выбора настроек – четырехпозиционный навигационный контроллер, предназначенный, главным образом, для перемещения по спискам меню. Однако, если Вы нажмете на этот джойстик, чем он, по сути дела, и является, Вы сможете выбрать один из трех режимов фокусировки: многоточечный, по центру или по заданной точке. Последний позволяет выбрать в кадре одну из 540 зон фокусировки.

Чуть ниже диска выбора настроек – кнопка получения доступа к меню – Menu. Справа от нее – переключатель, позволяющий выбрать тип используемой для сохранения данных карты памяти: CompactFlash или Memory Stick.

Крайняя справа, на ручке, выполняющей одновременно функции аккумуляторного отсека – кнопка Display, позволяющая выбрать режим демонстрации дополнительной информации на дисплее или в видоискателе.

Выше – основной диск выбора настроек. Для того, чтобы им воспользоваться, необходимо нажать и задержать в нажатом положении одну из следующих кнопок: кнопку ISO, кнопку выбора режима экспозамера, режима перевода кадров или баланса белого. В нижней части дисплея или изображения в видоискателе появятся иконки доступных режимов. Вам останется, лишь выделить нужную поворотом основного диска выбора настроек.

На верхней панели корпуса камеры – ниша для встроенной вспышки, кнопка спуска затвора, кнопка выбора режима чувствительности (160, 200, 400, 800, 1600, 3200 или Auto ISO) и разъем типа "Hot Shoe" для установки внешней вспышки.

Расположение разъема "Hot Shoe" необычно и, в зависимости от особенностей конструкции устанавливаемой внешней вспышки, может привести к тому, что держать камеру в руках станет менее удобно. Однако, объективно, выбранное место для дисплея автоматически лишило разработчиков альтернативных решений относительно положения этого разъема.

Развернув камеру левой стороной к себе, обращаем внимание на фокусировочное кольцо и кольцо зуммирования на объективе, кнопки выбора режима работы вспышки и режима баланса белого, переключатель режимов фокусировки, а также отсек для разъемов.

Кольцо зуммирования имеет механическое крепление, а это значит, что при изменении его положения фактически происходит изменение положения линз объектива. Оптимальное решение, поскольку именно такой тип крепления обеспечивает четкий контроль за изменением фокусного расстояния. Фокусировочное кольцо, напротив, имеет электронное управление, т. е. Вы вводите необходимое Вам фокусное расстояние, и камера в соответствии с Вашей командой меняет положение линз объектива.

Кнопка выбора режима работы вспышки позволяет выбрать один из следующих режимов:

  • автоматический режим,
  • автоматический режим + функция уменьшения эффекта "красных глаз",
  • принудительное срабатывание,
  • принудительное срабатывание + функция уменьшения эффекта "красных глаз",
  • синхронизация вспышки при длительной выдержке,
  • синхронизация вспышки при длительной выдержке + функция уменьшения эффекта "красных глаз", принудительное выключение).
Список режимов баланса белого выглядит следующим образом:
  • автоматический,
  • дневной свет,
  • облачно,
  • лампы накаливания,
  • лампы дневного света,
  • съемка со вспышкой,
  • установка по белому листу
При необходимости, можно воспользоваться функцией точной подстройки баланса белого. Для этого, следует нажать кнопку WB и, не отпуская ее, выбрать корректирующее значение в диапазоне от -3 до +3 поворотом основного диска выбора настроек.

Переключатель режимов фокусировки можно установить в одно из следующих положений:

  • AUTO (Автофокусировка),
  • Рис. flower (макросъемка),
  • MANUAL (настройка фокуса вручную)
В режиме настройки фокуса вручную камера увеличивает центральную область будущего кадра. Текущее фокусное расстояние демонстрируется в левом нижнем углу дисплея или видоискателя. При необходимости, можно активировать режим настройки фокуса вручную, инициировать срабатывание системы автофокусировки нажатием кнопки в центре переключателя, а затем скорректировать заданные камерой параметры фокусировки вручную.
Режим настройки фокуса вручную

Открыв отсек для разъемов, видим:

  • Разъем для подключения аксессуаров таких, как, например, проводной пульт ДУ или внешняя вспышка HVL-F1000;
  • USB-разъем – DSC-R1 поддерживает стандарт USB 2.0 High Speed;
  • Разъем аудио/видео выхода;
  • Разъем питания, для подключения камеры к сети посредством входящего в комплект поставки адаптера питания.
Возможно некоторым решение спрятать разъем питания под крышку покажется неудачным: принимая во внимание тот факт, что аккумулятор заряжается в камере простым подключением камеры к сети, можно с уверенностью утверждать, что разъем питания – наиболее часто используемый разъем, а значит и доступ к нему должен быть максимально упрощен.

Развернув камеру правой стороной к себе, видим два слота для карт памяти. Как уже было сказано выше, R1 поддерживает как носители CompactFlash, так и Memory Stick. Поскольку слот для карт CompactFlash выполнен в соответствии со стандартом CompactFlash Type II, можно сделать вывод, что поддерживаются также карты CF серии Microdrive.

На нижней панели корпуса камеры – металлическое гнездо для установки камеры на штатив и крышка аккумуляторного отсека. В качестве элемента питания R1 использует литий-ионный аккумулятор NP-FM50, для зарядки которого достаточно подключить камеру к сети посредством входящего в комплект поставки адаптера питания. На практике такое решение не столь удобно, как это может показаться кому-то при прочтении его описания. Для многих, например, для тех у кого есть маленькие дети, необходимость оставить камеру подключенной к сети на довольно продолжительный период (полный цикл зарядки занимает около 3 часов) доставляет массу неудобств. Хотелось бы все-таки, чтобы в будущем Sony переключилась на внешние зарядные устройства.

Не всё то лучше, что дороже

Если говорить несколько упрощённо, то существуют два основных типа фотоаппаратов - со сменной и несменной (вмонтированной намертво в "тело" фотоаппарата) оптикой. В подавляющем большинстве случаев понятие "фотоаппарат со сменной оптикой" является синонимом понятия "зеркальная камера" - ещё их в разговоре называют просто "зеркалка ". Ключевой особенностью "зеркалок" является оптический видоискатель, в чём-то похожий по принципу действия на перископ. Среди обывателей бытует мнение, что "зеркалки" всегда лучше камер с фиксированной оптикой. Поскольку темой сегодняшней статьи является камера, которая как раз и призвана спорить с "зеркалками" по многим вопросам, но при этом у неё фиксированная оптика и ЖК-видоискатель (то есть она не "зеркалка" ), позволим себе в очередной раз немного помуссировать тему.

Рассуждая о качестве фотоснимков, многие путают причину и следствие. Зеркальные камеры со сменной оптикой, как правило, действительно обеспечивают более высокое качество снимков, чем незеркальные цифровые камеры с намертво закреплёнными объективами. Но "зеркалки" лучше не только потому, что объектив у них снимается, и не потому, что в конструкции используется призма или зеркало, и уж конечно не потому, что видоискатель у таких камер оптический, а не цифровой. Всё гораздо сложнее и одновременно проще. Как фломастер и кисть. Чтобы красиво написать на заборе "Здесь был Вася" достаточно простого фломастера. При желании, имея набор фломастеров, можно нарисовать довольно впечатляющую картину.


Комплект объективов для зеркальной цифровой камеры Sony Alpha A100.

Но художник, взяв в руки кисть, способен написать картину, глядя на которую вы поразитесь живости и тому, как передан момент. И ценность картины не в той дорогой кисти из натурального меха, которой рисовал художник, не в палитре, не в химическом составе красок, а в руках художника . И ребёнок может взять кисть в руки, но обращаться с кистью и красками так, чтобы получился шедевр, может только истинный профессионал. Поэтому говорить, что для создания шедевра достаточно в магазине приобрести дорогую кисточку, как вы понимаете, крайне неверно.

Зеркальные камеры это, своего рода, кисть, которая сама по себе не имеет ценности, но в руках художника способна на многое, что недоступно простому фломастеру. Фототехника создаётся для различных предназначений . "Зеркалки" изначально созданы для профессионалов , которым приходится работать в самых разных условиях. Например, с одной и той же камерой человек может фотографировать пчёлок для альманахов, фиксировать впечатляющие морские пейзажи для глянцевых журналов о туризме, снимать низколетящие болиды в Монако с расстояния в сотни метров для репортажа в спорт-газету или работать над портфолио девушек-моделей в студии, где всё залито специальным светом. Конечно, обычно профессиональные фотографы имеют некую специализацию и не бьют во что попало, но в целом, камера со сменным объективом даёт большую гибкость.


Canon 350D с объективом EF-S 17-85 IS USM (цена комплекта порядка $1500).

Однако и наличие сменной оптики, само по себе, не является гарантом качества. Более того, вполне может случиться так, что совсем недорогой Canon 350D с очень дорогим объективом даст результат лучше, чем супер-дорогой Canon 1Ds Mark II с оптикой за пару сотен долларов. И подобрать необходимое "стекло" порой значительно сложнее, чем выбрать оптимальный процессор, видеокарту или монитор для компьютера. Кроме того, зеркальные цифровые камеры со сменной оптикой имеют свои проблемы . В частности, механизм их таков, что перед съёмкой зеркало должно подниматься, чтобы на матрицу, которая находится за зеркалом, попал свет. При работе на длительных выдержках даже такая, на первый взгляд незначительная вибрация может смазать кадр. Даже при съёмке со штатива, когда вы не трогаете камеру руками. К тому же, звук подъёма зеркала весьма громкий, и его хорошо слышно. Если вы хотите сфотографировать что-то незаметно, то зеркальная камера не позволит вам это сделать.

Ещё одна проблема - попадание пыли на матрицу при смене оптики. С этим тоже приходится бороться либо самостоятельно (комплект для чистки может стоить как неплохая цифровая "мыльница"), либо при помощи специалистов сервис-центров. К тому же, "зеркалка" требует более серьёзных навыков. Ведь не имея ЖК-предпросмотра, вы не можете оценить заранее, получится ли кадр слишком тёмным или слишком светлым.


Удаление пыли с матрицы цифровой зеркальной камеры - настоящая проблема.

Есть и ещё один важный момент. Зеркальная камера дорога не только сама по себе. Кроме стоимости самого фотоаппарата, необходимо учитывать и стоимость других профессиональных аксессуаров и, прежде всего, оптики. Хороший объектив это очень сложный оптико-механический прибор, в котором используются линзы и материалы высшего качества. Ведущие производители тщательно следят за качеством объективов, а сам процесс их производства довольно сложен. Стоить один объектив может несколько тысяч долларов. Скажем, 300-миллиметровый объектив-телевик для представленной недавно Sony Alpha A100 стоит $7000, а хороший повседневный объектив от Carl Zeiss 24-120 мм с относительным отверстием от f/3,5 на широком угле до f/5,6 для этой же камеры по каталогу стоит порядка $700. Прибавьте это к стоимости самого фотоаппарата ($1000), и вы получите совокупную цену от $1700 и более. Хотя, конечно, можно приобрести и более дешёвые объективы с аналогичным фокусным расстоянием, но, вероятно, они не будут раскрывать возможностей матрицы, и у них будут свои проблемы с качеством изображения - затемнение по краям кадра, всевозможные аберации, виньетирование и так далее.


Не самый сложный объектив в разрезе.

Эта проблема влечёт за собой другую. Если вы однажды выбрали производителя фотоаппарата и приобрели набор оптики, то ваш следующий фотоаппарат будет, скорее всего, от этой же фирмы просто потому, что комплект дорогих объективов не подойдёт к камере другого производителя. Зачастую не совместимы даже вспышки, не говоря уже о батарейных блоках, тросиках, системах управления светом и т.д. Аксессуары Minolta, Nikon, Canon и Pentax между собой не совместимы. Поэтому решиться продать и камеру, и несколько объективов, вспышку и другие аксессуары гораздо сложнее, чем просто поменять устаревающий аппарат с несменной оптикой.

Есть и ещё один момент. Не всем требуется та гибкость, которую даёт сменная оптика. Даже у профессионалов есть такое понятие, как "основная линза", - это тот объектив, с которым фотограф работает чаще всего. Если ему требуются какие-то особые условия (сделать особо выдающееся макро, или наоборот, снимать с большого расстояния), то он отстёгивает основной объектив и устанавливает специальный. Но всё же большую часть времени к его зеркальной камере подключена одна и та же оптика. Ну, а если человек снимает для себя, для удовольствия, то ему порой достаточно всего одного универсального объектива, который даёт хорошую возможность для съёмки с широким углом, чтобы делать пейзажи, может использоваться при портретной съёмке, а также позволяет приближать удалённые объекты, например, снимать египетские пирамиды или львов во время сафари. По вполне понятным причинам, мало кто хотел бы платить слишком много за фотоаппарат, хотя есть и те, кто считает, что только самая дорогая техника позволяет делать хорошие кадры. Они неправы.

Неправильно себя убеждать в том, что если вам в руки попадёт Canon 5D стоимостью $3500 за "тушку" и пяток объективов ещё на $4000, плюс вспышка за $600 и профессиональный "фото-диск" гигабайт на сто, да комплект фильтров и супердорогой штатив, то вы сможете сделать снимок, по качеству и выразительности превосходящий то, что может получить энтузиаст, обладающий каким-нибудь простым Canon 350D, или даже "фотомыльницей". К тому же, не факт, что все работают камерой. Вы ведь не будете покупать супер-дорогой профессиональный набор автомобильного инструмента, лицензированный для авторизованного автосервиса, когда вам требуется всего-то подкачать колесо или поменять зимнюю резину на летнюю? И последний довод в пользу незеркальной техники - профессиональный инструмент совсем не обязан быть очень уж компактным. Согласитесь, если в городе проще парковаться на каком-нибудь Smart, то возить породу всё же лучше на БеЛАЗе. Поэтому зеркальные камеры обычно весьма массивны, а вместе с оптикой и аксессуарами могут весить несколько килограмм. А поскольку размеры сенсора и оптики определённым образом взаимосвязаны, то и сенсоры в профессиональных камерах устанавливаются бОльшего размера. А следовательно, и "шумы" меньше, и чувствительность выше, и некоторые другие плюсы возникают. Отсюда и некоторое преимущество в техническом качестве фотографий (динамический диапазон шире, чувствительность выше, "шумов" меньше). Но и только .

В то же время, из-за массивности, отсутствия поворотного видоискателя, перспективы попадания на матрицу пыли, невозможности при наведении увидеть уже почти готовый кадр на ЖК-экране и ряда других профессиональных особенностей, зеркальная техника была и остаётся уделом тех, кто уже вышел из категории любителей. Она иногда слишком сложна, а местами и вовсе неудобна для тех, кто просто хотел бы получить хороший кадр без лишних сложностей для семейного фотоальбома. И вот здесь образуется интересная ниша. Существует немало потребителей, которые не готовы тратить на фототехнику и аксессуары тысячи и тысячи долларов, но хотели бы получить нечто большее, чем просто цифровую "мыльницу". Эти люди хотели бы получить хорошие снимки, но поскольку фотографией они не зарабатывают, или просто недостаточно богаты, камеры уровня Canon 5D или даже Nikon D200 остаются для них недостижимой мечтой.


Этот сегмент, относительно молодой в "цифровой сфере", заинтересован одновременно в камерах, способных поспорить по качеству с чем-то вроде Canon 350D или Nikon D70, стоящих в комплекте с простеньким объективом до $900. В качестве альтернативы такой потребитель (и это, как вы убедитесь ниже, вполне логично) рассматривает камеры с несменной оптикой, как своего рода компромисс между ценой и качеством. Темой сегодняшнего обзора является камера Sony R1 - во многих смыслах уникальный фотоаппарат, и к тому же доступный. Особенно интересно взглянуть на него именно сегодня, когда начались продажи и ведётся активная рекламная кампания новой "зеркалки" Sony Alpha A100. По понятным причинам, многие ожидали анонса этой камеры, так и не решив для себя, стоит ли взять R1 или подождать более мощной, теоретически, модели. Этой теме мы сегодня тоже посвятим часть статьи.

Мегапиксели и оптика: что и почему важнее

Прежде, чем мы перейдём наконец к описанию Sony R1 , позволим себе остановиться на "мегапиксельном вопросе". Это очень старая тема по меркам компьютерной индустрии. И раньше, и сегодня человек чем-то "меряется", но очень часто, выбирая критерий, люди ошибаются. Так происходит и в случае с теми самыми мегапикселями.

Если у камеры 10 мегапикселей, как у Sony R1 , то на выходе вы получаете картинку с разрешением 3888x2592 (10 077 696 пикселей). А восьмимегапиксельная камера Sony DSC-F828 , выпущенная три года назад, и новейший Canon 30D обеспечивают разрешение 3504x2336 (3264x2448 у Sony 828). Пятимегапиксельный Sony F717 даёт 2560x1920, а чуть более чем двухмегапиксельный Sony F505V, очень старый и давно забытый, порядка 1856x1392. Проще говоря, по сравнению с восьмимегапиксельной камерой, самая новая 10-мегапиксельная модель даёт дополнительные 384 точки по вертикали и 256 точек по горизонтали. Согласитесь, эти цифры выглядят уже не так впечатляюще, как 10 миллионов против 8 миллионов. Более наглядно соотношение мегапикселей демонстрирует следующая иллюстрация.

Важно это понимать потому, что и на обычном телевизоре, и на ЖК-панели с диагональю 32" с расстояния в два метра превосходно смотрится снимок в разрешении 640x480, то есть всего 0,3 мегапикселя, а для отпечатка 10x15, если разглядывать его без лупы, а как это обычно делают, - на расстоянии около полуметра в фотоальбоме, зачастую достаточно и полутора мегапикселей. Вопрос с подвохом: как вы думаете, какой снимок будет выглядеть лучше при распечатке - сделанный современной компактной семимегапиксельной "мыльницей" за $350, или видавшим виды стареньким 4-мегапиксельным Olympus E-10, который когда-то стоил $2000, а сегодня продаётся на барахолках по $250, с его светосильной оптикой и широким динамическим диапазоном?


Оригинал, кроп (для печати) и 100% зум одного и того же кадра, сделанного при помощи Sony R1.

Более высокое разрешение матрицы становится критичным в нескольких случаях. Например, когда вы кадрируете уже снятый материал, вырезая из портрета в полный рост только бюст (конечно, правильнее было бы переснять кадр), или если вы печатаете форматы более 10x15 - A4 или даже A3. Но даже в таком случае лучше сенсор более низкого разрешения с качественной оптикой, чем "многомегапиксельный" крошечный датчик, "шумный", снабжённый "мыльной" оптикой. Важно понимать, что для цифрового фотоаппарата важна отнюдь не мегапиксельность. Даже очень дорогим Canon 1Ds Mark II c 16-мегапиксельной матрицей и профессиональным объективом, который сам по себе стоит пару тысяч долларов, невозможно сделать резкую, контрастную и проработанную в мелочах фотографию через поцарапанное до полупрозрачности лобовое стекло десятилетнего автомобиля. Не зря очень сложные и содержащие большое количество превосходно отполированных линз, просветлённые и с широкой диафрагмой объективы стоят куда более тысячи долларов за штучку.

На их фоне то пластиковое прозрачное вещество, что используется в компактной камере, не говоря уже о линзах сотового телефона, это как раз "немытое стекло автомобиля ". Если уж продолжать аналогии, то даже сделанный через чистое оконное стекло снимок получится не таким резким и контрастным, как сделанный на улице, поэтому дешёвая сменная оптика, или штатные ("китовые") объективы для "зеркалок", это далеко не лучший выбор. Приобретя к зеркальной камере более качественный объектив, можно получить порой феноменальное улучшение технического качества снимков.

Фотоаппараты Sony - немного истории

Компания Sony когда-то давным-давно производила цифровые "зеркалки" и даже считается первым в мире продавцом цифрового фотоаппарата. То есть изобрели и даже произвели прототипы "цифровиков" многие компании ещё до Sony, но она первой выпустила такой аппарат на прилавки магазинов.


Sony Mavica: первая цифровая "зеркалка" Sony была выпущена в 1981 году.



Sony Mavica 1981: принципиальная схема зеркального фотоаппарата.

Затем, однако, Sony свернула направление цифровых "зеркалок" и на протяжении многих лет выпускала фотоаппараты всевозможных типов - и пишущие на дискеты, и пишущие на CD/DVD, и размером чуть крупнее визитки, и довольно массивные образчики, но... все они были без сменной оптики, и незеркальные. Иногда принято говорить, что топовые модели фотоаппаратов Sony относятся к классу "переходных" камер. Нам этот термин совершенно не по душе. Мы ведь не называем садовые ножницы для обрезки кустарника "переходными" просто потому, что у МЧС есть схожий по конструкции инструмент для извлечения пострадавших в ДТП из искорёженного автомобиля.

В далёком 2000 году Sony выпустила камеру DSC-F505, которая стала основой для многих последующих моделей, и в каком-то смысле "пра-пра-бабушкой" Sony DSC-R1, которой посвящена сегодняшняя статья. Скромная по современным меркам 2,6-мегапиксельная камера обладала довольно неожиданной конструкцией - её объектив мог поворачиваться вверх-вниз относительно корпуса. Она оказалась очень удобной при повседневной съёмке. В частности, при помощи Sony F505 было удобно снимать как нагнувшись - "от земли", так и держа камеру над головой. Удобнее ли такой тип конструкции или лучше разворотный экран, как у большинства фотоаппаратов других компаний, мы сегодня спорить не будем, тем более что последней моделью с такой конструкцией была восьмимегапиксельная Sony DSC-F828 , представленная в августе 2003 года, то есть уже почти три года назад.


Камера Sony F505 (2,6 мегапикселей, 2000 год).



Местечко в Норвегии. Кадр снят камерой Sony F505, фотограф Стив Вит.

В промежутке между 2-мегапиксельной F505 и 8-мегапиксельной F828 вышло немало камер, с разрешением от 3 до 5 мегапикселей, каждая из которых позиционировалась на верхний сегмент любительского рынка. Эти камеры предназначались не для опытных профессионалов, зарабатывающих на фотографии, а для тех, кто снимает для собственного удовольствия. Помимо оригинальной конструкции корпуса, они все обладали и другими интересными возможностями - хорошей оптикой. В Sony DSC-F828 , например, устанавливалась светосильная просветлённая оптика Carl Zeiss T* 28-200 f/2-2.8 (зум около 7x). Ещё эта камера умела записывать видео с качеством, близким к VHS (MPEG2, 640x480, 30 кадров в секунду), снимать в темноте в ИК-лучах, поддерживала формат RAW и т.д.

Но были у неё и многие недостатки - маленькая 8-мегапиксельная матрица очень "шумела" при любой чувствительности, файлы в формате RAW записывались на карту памяти очень и очень долго, а снимать в пакетном режиме можно было подряд не более 8 кадров в формате JPEG, и ни одного в формате RAW, потому что для удешевления камеры на неё не ставился большой буфер.


Камера Sony DSC-F828 (8 мегапикселей, 7x зум, 2003 год).

Только в 2006 году компания Sony анонсировала и начала продавать свою первую, за долгие годы, зеркальную камеру Sony Alpha A100 со сменной оптикой. Как уже было сказано выше, в том числе и по этой причине Sony R1 сегодня привлекла наше повышенное внимание. Эта камера продаётся чуть менее года и, по отзывам многих продавцов, является бестселлером в своей ценовой категории. Стоит ли теперь списать её со счетов, и начать откладывать на Sony Alpha A100? Имеет ли смысл владельцам предыдущих камер Sony переходить на R1 или лучше приобрести зеркалку A100? Вокруг этих и многих других вопросов сегодня и развернётся дискуссия в статье.


Камера Sony Alpha A100. Российская премьера 5 июля 2006 года.

Sony R1: характерные особенности

Цифровые зеркальные камеры (SLR) - великолепное изобретение нашего времени. Они уже завоевали внимание подавляющего числа профессиональных фотографов, в особенности тех, кому требуется оперативная фотография. Несколько лет назад цифровые зеркальные камеры стали доступны и широкой аудитории любителей. Камера Sony DSC-R1 нацелена на тех пользователей, которым необходимо качество "зеркалки" и при этом достаточно одного объектива. У Sony R1 есть две характерные особенности, которые выделяют её среди большого количества других камер с несменными объективами. Во-первых, это сенсор большого размера (21,5x14,4 мм), так называемого формата APS-C. Такого же размера сенсоры установлены в Canon 350D, Nikon D70 и многих других "зеркалках" от младшего до среднего уровня. Во-вторых, это светосильная оптика Carl Zeiss T* 24-120 мм с относительным отверствием f/2,8-4,8, спроектированная специально для этого фотоаппарата.

Sony R1: общий дизайн

Сенсор большого размера конструктивно должен использоваться с большим объективом. Создатели камеры вынуждены также укрупнять и другие элементы фотоаппарата. В итоге Sony R1 оказалась отнюдь не самой компактной и лёгкой моделью даже по сравнению с цифровыми "зеркалками" начального уровня. Конечно, Sony R1 в кармане не поносишь. Разве что в самом большом. Да и подхода с парой кнопок, как у обычных "мыльниц", тоже ждать не приходится - камера оснащена большим количеством элементов управления, в том числе кнопками, дисками и колёсиками, как у традиционных зеркальных моделей со сменными объективами. Приобретя шикарную оптику и большой сенсор, Sony R1 разучилась снимать видео. Может быть, наше огорчение по этому поводу удивит тех, кто привык к зеркальным камерам, но это, определённо, расстроит тех, кто использовал Sony F828 - предыдущую камеру Sony того же класса.


Сенсор Sony R1: намного больше, чем у Sony F828 , но меньше, чем у топовых "зеркалок". Например, в Canon 350D сенсор имеет размеры 22,2 x 14,8 мм. В самых дорогих камерах устанавливают сенсор бОльшего размера. Например, в Canon 1Ds Mark II ($7500) он имеет размеры 36x24 мм.

Фотогалерея и примеры снимков

Традиционно мы снабжаем наши обзоры дополнительными иллюстрациями. Ниже вы найдёте как снимки, которые были сняты камерой в формате JPEG + исходники без сжатия - всего более 100 Мбайт картинок, фотографии снятые в RAW и прошедшие обработку как в конвертере, так и в графическом редакторе. И, наконец, фотографии самой камеры с различных ракурсов в высоком разрешении. Чтобы увидеть большую картинку вам необходимо нажать на её иконку.

Информация о марке, модели и альтернативных названиях конкретного устройства, если таковые имеются.

Дизайн

Информация о размерах и весе устройства, представленная в разных единицах измерения. Использованные материалы, предлагаемые цвета, сертификаты.

Ширина

Информация о ширине - имеется ввиду горизонтальная сторона устройства при его стандартной ориентации во время употребления.

73.2 мм (миллиметры)
7.32 см (сантиметры)
0.24 ft (футы)
2.88 in (дюймы)
Высота

Информация о высоте - имеется ввиду вертикальная сторона устройства при его стандартной ориентации во время употребления.

146 мм (миллиметры)
14.6 см (сантиметры)
0.48 ft (футы)
5.75 in (дюймы)
Толщина

Информация о толщине устройства в разных единицах измерения.

8.89 мм (миллиметры)
0.89 см (сантиметры)
0.03 ft (футы)
0.35 in (дюймы)
Вес

Информация о весе устройства в разных единицах измерения.

154 г (граммы)
0.34 lbs (фунты)
5.43 oz (унции)
Объем

Приблизительный объем устройства, вычисленный на основе размеров, предоставленных производителем. Относится к устройствам с формой прямоугольного параллелепипеда.

95.01 см³ (кубические сантиметры)
5.77 in³ (кубические дюймы)
Цвета

Информация о цветах, в которых предлагается в продаже данное устройство.

Чёрный
Серебристый
Материалы для изготовления корпуса

Материалы, использованные для изготовления корпуса устройства.

Пластмасса

SIM-карта

SIM-карта используется в мобильных устройствах для сохранения данных, удостоверяющих аутентичность абонентов мобильных услуг.

Мобильные сети

Мобильная сеть - это радио-система, которая позволяет множеству мобильных устройств обмениваться данными между собой.

GSM

GSM (Global System for Mobile Communications) разработана, чтобы заменить аналоговую мобильную сеть (1G). По этой причине GSM очень часто называется и 2G мобильной сетью. Она улучшена добавлением GPRS (General Packet Radio Services), а позднее и EDGE (Enhanced Data rates for GSM Evolution) технологий.

GSM 850 MHz
GSM 900 MHz
GSM 1800 MHz
GSM 1900 MHz
UMTS

UMTS - это сокращение Universal Mobile Telecommunications System. Она базирована на GSM стандарт и относится к 3G мобильным сетям. Разработана 3GPP и ее самым большим преимуществом является предоставление большей скорости и спектральной эффективности благодаря W-CDMA технологии.

UMTS 850 MHz
UMTS 900 MHz
UMTS 1900 MHz
UMTS 2100 MHz
LTE

LTE (Long Term Evolution) определяется как технология четвертого поколения (4G). Она разработана 3GPP на базе GSM/EDGE и UMTS/HSPA с целью увеличить емкость и скорость беспроводных мобильных сетей. Последующее развитие технологий называется LTE Advanced.

LTE 850 MHz
LTE 1800 MHz
LTE 2100 MHz
LTE 2600 MHz
LTE-TDD 2300 MHz (B40)

Технологии мобильной связи и скорость передачи данных

Коммуникация между устройствами в мобильных сетях осуществляется посредством технологий, предоставляющих разные скорости передачи данных.

Oперационная система

Операционная система - это системное программное обеспечение, управляющее и координирующее работу хардверных компонентов в устройстве.

SoC (Система на кристалле)

Система на кристалле (SoC) включает в один чип все самые главные хардверные компоненты мобильного устройства.

SoC (Система на кристалле)

Система на кристалле (SoC) интегрирует различные хардверные компоненты, таких как процессор, графический процессор, память, периферия, интерфейсы и др., а также и софтвер, необходимый для их функционирования.

Qualcomm Snapdragon 430 MSM8937
Технологический процесс

Информация о технологическом процессе, по которому изготовлен чип. Величиной в нанометрах измеряют половину расстояния между элементами в процессоре.

28 нм (нанометры)
Процессор (CPU)

Основная функция процессора (CPU) мобильного устройства - это интерпретация и выполнение инструкций, содержащихся в программных приложениях.

4x 1.4 GHz ARM Cortex-A53, 4x 1.1 GHz ARM Cortex-A53
Разрядность процессора

Разрядность (биты) процессора определяется размером (в битах) регистров, адресных шин и шин для данных. 64-битные процессоры обладают более высокой производительностью по сравнению с 32-битными, которые со своей стороны более производительны, чем 16-битные процессоры.

64 бит
Архитектура набора команд

Инструкции - это команды, с помощью которых софтуер задает/управляет работой процессора. Информация об наборе командов (ISA), которые процессор может выполнять.

ARMv8
Kоличество ядер процессора

Ядро процессора выполняет программные инструкции. Существуют процессоры с одним, двумя и более ядрами. Наличие большего количества ядер увеличивает производительность, позволяя параллельное выполнение множества инструкций.

8
Тактовая частота процессора

Тактовая частота процессора описывает его скорость посредством циклов в секунду. Она измеряется в мегагерцах (MHz) или гигагерцах (GHz).

1400 МГц (мегагерцы)
Графический процессор (GPU)

Графический процессор (GPU) обрабатывает вычисления для различных 2D/3D графических приложений. В мобильных устройствах он используется чаще всего играми, потребительским интерфейсом, видео-приложениями и др.

Qualcomm Adreno 505
Объём оперативной памяти (RAM)

Оперативная память (RAM) используется операционной системой и всеми инсталлированными приложениями. Данные, которые сохраняются в оперативной памяти, теряются после выключения или рестартирования устройства.

2 ГБ (гигабайты)
Тип оперативной памяти (RAM)

Информация о типе оперативной памяти (RAM) используемый устройством.

LPDDR3
Количество каналов оперативной памяти

Информация о количестве каналов оперативной памяти каторые интегрированы в SoC. Больше каналов означает более высокие скорости передачи данных.

Одноканальная
Частота оперативной памяти

Частота оперативной памяти определяет ее скорость работы, более конкретно, скорость чтения/записи данных.

800 МГц (мегагерцы)

Встроенная память

Каждое мобильное устройство имеет встроенную (несъемную) память с фиксированным объемом.

Карты памяти

Карты памяти используются в мобильных устройствах для увеличения объема памяти для сохранения данных.

Экран

Экран мобильного устройства характеризуется своей технологией, разрешением, плотностью пикселей, длиной диагонали, глубиной цвета и др.

Тип/технология

Одна из основных характеристик экрана - это технология, по которой он изготовлен и от которой напрямую зависит качество изображения информации.

IPS
Диагональ

У мобильных устройств размер экрана выражается посредством длины его диагонали, измеренной в дюймах.

5.2 in (дюймы)
132.08 мм (миллиметры)
13.21 см (сантиметры)
Ширина

Приблизительная ширина экрана

2.55 in (дюймы)
64.75 мм (миллиметры)
6.48 см (сантиметры)
Высота

Приблизительная высота экрана

4.53 in (дюймы)
115.12 мм (миллиметры)
11.51 см (сантиметры)
Соотношение сторон

Соотношение размеров длинной стороны экрана к его короткой стороне

1.778:1
16:9
Разрешение

Разрешение экрана показывает количество пикселей по вертикали и горизонтали экрана. Более высокое разрешение означает более четкую деталь изображения.

720 x 1280 пикселей
Плотность пикселей

Информация о количестве пикселей на сантиметр или дюйм экрана. Более высокая плотность позволяет показывать информацию на экране с более четкими деталями.

282 ppi (пикселей на дюйм)
110 ppcm (пикселей на сантиметр)
Глубина цвета

Глубина цвета экрана отражает общее количество битов, использованных для цветовых компонентов в одном пикселе. Информация о максимальном количестве цветов, которые экран может показать.

24 бит
16777216 цветы
Площадь, занимаемая экраном

Приблизительная площадь в процентах, занимаемая экраном на передней панели устройства.

69.98 % (проценты)
Другие характеристики

Информация о других функциях и характеристиках экрана.

Ёмкостный
Мультитач
2.5D curved glass screen

Датчики

Различные датчики выполняют различные количественные измерения и конвертируют физические показатели в сигналы, которые распознает мобильное устройство.

Основная камера

Основная камера мобильного устройства обычно расположена на задней части корпуса и используется для фото- и видеосъемки.

Модель датчика Sony Exmor RS
Тип датчика
ISO (светочувствительность) 100 - 3200
Тип вспышки

Наиболее часто встречающиеся типы вспышек в камерах мобильных устройств - это LED и ксеноновые вспышки. LED-вспышки дают более мягкий свет и в отличие от более ярких ксеноновых используются и при видеосъемках.

LED
Разрешение изображения

Одна из основных характеристик камер мобильных устройств - это их разрешение, которое показывает количество пикселей по горизонтали и вертикали изображения.

4160 x 3120 пикселей
12.98 Мп (мегапикселей)
Разрешающая способность видео

Информация о максимально поддерживаемом разрешении при видеосъемке устройством.

1920 x 1080 пикселей
2.07 Мп (мегапикселей)

Информация о максимальном количестве кадров в секунду (fps), поддерживаемом устройством при видеосъемке с максимальным разрешением. Некоторые из основных стандартных скоростей съемки и воспроизведения видео - это 24p, 25p, 30p, 60p.

60 кадров/сек (кадры в секунду)
Характеристики

Информация о других софтверных и хардверных характеристиках, связанных с основной камерой и улучшающих ее функциональность.

Автофокус
Серийная съёмка
Цифровой зум
Цифровая стабилизация изображения
Географические метки
Панорамная съёмка
HDR съёмка
Сенсорная фокусировка
Распознавание лиц
Настройка баланса белого
Настройка ISO
Компенсация экспозиции
Автоспуск
Режим выбора сцены
Hybrid autofocus

Дополнительная камера

Дополнительные камеры обычно монтируются над экраном устройства и используются в основном для видеоразговоров, распознавания жестов и др.

Модель датчика

Информация о производителе и модели фотодатчика, использованного в камере устройства.

Sony Exmor R
Тип датчика

Цифровые камеры используют фотодатчики для фотосъемки. Датчик, также как и оптика являются одним из основных факторов качества камеры в мобильном устройстве.

CMOS (complementary metal-oxide semiconductor)
ISO (светочувствительность)

Показатели ISO определяют уровень светочувствительности фотодатчика. Более низкий показатель означает более слабую светочувствительность и наоборот - более высокие показатели означают более высокую светочувствительность, т. е. лучшую способность датчика работать в условиях низкой освещенности.

100 - 3200
Разрешение изображения

Информация о максимальной разрешительной способности дополнительной камеры при съемке. В большинстве случаев разрешение дополнительной камеры ниже того, которое имеет основная камера.

3264 x 2448 пикселей
7.99 Мп (мегапикселей)
Разрешающая способность видео

Информация о максимально поддерживаемом разрешении при видеосъемке дополнительной камерой.

1920 x 1080 пикселей
2.07 Мп (мегапикселей)
Видео - кадровая частота/кадров в сек.

Информация о максимальном количестве кадров в секунду (fps), поддерживаемом дополнительной камерой при видеосъемке с максимальным разрешением.

30 кадров/сек (кадры в секунду)

Аудио

Информация о типе громкоговорителей и поддерживаемых устройством аудиотехнологиях.

Радио

Радио мобильного устройства представляет собой встроенный FM-приемник.

Определение местоположения

Информация о технологиях навигации и определения местоположения, поддерживаемых устройством.

Wi-Fi

Wi-Fi - это технология, которая обеспечивает беспроводную связь для передачи данных на близкие расстояния между различными устройствами.

Bluetooth

Bluetooth - это стандарт безопасного беспроводного переноса данных между различными устройствами разного типа на небольшие расстояния.

Версия

Существует несколько версий Bluetooth, при этом каждая последующая улучшает скорость связи, охват, способствует более легкому обнаружению и подключению устройств. Информация о Bluetooth-версии устройства.

4.2
Характеристики

Bluetooth использует разные профили и протоколы, обеспечивающие более быстрый обмен данных, экономию энергии, улучшение обнаружения устройств и др. Некоторые из этих профилей и протоколов, которые поддерживает устройство, показаны здесь.

A2DP (Advanced Audio Distribution Profile)
AVRCP (Audio/Visual Remote Control Profile)
DIP (Device ID Profile)
GAVDP (Generic Audio/Video Distribution Profile)
GAP (Generic Access Profile)
HDP (Health Device Profile)
HFP (Hands-Free Profile)
HID (Human Interface Profile)
HSP (Headset Profile)
LE (Low Energy)
MAP (Message Access Profile)
OPP (Object Push Profile)
PAN (Personal Area Networking Profile)
PBAP/PAB (Phone Book Access Profile)
SPP (Serial Port Protocol)

USB

USB (Universal Serial Bus) - это индустриальный стандарт, который позволяет разным электронным устройствам обмениваться данными.

Разъём для наушников

Это аудиоконнектор, который называется еще и аудиоразъемом. Наиболее широко используемый стандарт в мобильных устройствах - это 3.5 мм разъем для наушников.

Подключение устройств

Информация о других важных технологиях подключения, поддерживаемых устройством.

Браузер

Веб-браузер - это программное приложение для доступа и рассматривания информации в интернете.

Браузер

Информация о некоторых основных характеристиках и стандартах, поддерживаемых браузером устройства.

HTML
HTML5
CSS 3

Форматы/кодеки звуковых файлов

Мобильные устройства поддерживают разные форматы и кодеки звуковых файлов, которые соответственно сохраняют и кодируют/декодируют цифровые аудиоданные.

Форматы/кодеки видео файлов

Мобильные устройства поддерживают разные форматы и кодеки видео файлов, которые соответственно сохраняют и кодируют/декодируют цифровые видеоданные.

Технические характеристики:

  • Объектив - 24-120 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры, f/2.8 – f/4.8;
  • ПЗС-матрица - 10 мегапикселей (3888x2592);
  • ЖК-дисплей - 2,0 дюйма, 134 000 пикселей;
  • Хранение данных - модули памяти CompactFlash и MemoryStick;
  • Интерфейсы - видеовыход, порт USB, гнездо питания, разъем ACC;
  • Питание - литиево-ионный аккумулятор NP-FM50 (7,2 В, 1200 мА/ч);
  • Размеры/вес - 139x168x97 мм / 995 гр;
  • Форматы данных - JPEG, RAW.
Хотя в цифровой фотографии успели сложиться определенные категории камер, между ними остаются «пограничные области», причем достаточно обширные для того, чтобы посторонний наблюдатель смог удивиться отсутствию каких бы то ни было моделей в данных областях. В первую очередь это касается класса так называемых "псевдозеркалок", или по-другому просьюмерских (от professional + consumer, то есть, "продвинутых" любителей) камер, прогресс которых за последние пару лет буквально заморозился. Во многом такое положение дел обусловлено стремительным падением цен на недорогие цифровые зеркалки, вроде Canon 350D или Nikon D70 - часть пользователей "псевдозеркалок" втайне всегда желала иметь «настоящую камеру», подразумевая под этим наличие сменной оптики, и только высокая цена останавливала их от покупки зеркального фотоаппарата. В то же время, прыгающее зеркальце обуславливает большое расстояние между выходной линзой сменного объектива и плоскостью ПЗС-матрицы, что ведет к росту хроматических аберраций, а байонетный разъем является источником поступления пыли внутрь фотоаппарата. С другой стороны, диапазон фокусного расстояния объектива любой "псевдозеркалки" перекрывает нужды большинства фотолюбителей. Кроме того, отсутствие узла подъема зеркала позволяет уменьшить до минимума расстояние между выходной линзой объектива и матрицей (это ведет к снижению уровня хроматических аберраций) и избавиться от сотрясения, сопровождающего подскок зеркала в верхнее положение. Однако преимущество цифровой зеркальной камеры заключается не только в сменной оптике - использование матриц больших габаритов (размером с кадр APS-формата) позволило зеркалкам формировать снимки с широким динамическим диапазоном, а также вести съемку с повышенной эквивалентной чувствительностью. Очевидно, что относительно ленивым (то есть не желающим таскать кофр, набитый сменной оптикой), но в то же время взыскательным к качеству снимков фотолюбителям хотелось бы иметь в эксплуатации камеру, снабженную постоянным объективом высокой кратности и матрицей больших габаритов, то есть эдаким гибридом двух зеркалок - псевдо- и настоящей. Идея создания такого гибрида, помимо коммерческого риска, таит в себе техническую проблему - крупногабаритные ПЗС-матрицы зеркальных камер, в отличие от любительских моделей, вплоть до нажатия кнопки «спуск» закрыты зеркалом и затвором и потому не участвуют в процессе подготовки к съемке. Псевдозеркалки же формируют изображение в видоискателе не при помощи оптического тракта, а посредством трансляции видеосигнала с ПЗС-матрицы на ЖК-дисплей. Поэтому потребовалось создать крупногабаритную ПЗС-матрицу с высокой скоростью считывания данных. Концерн Sony первым решился на разработку такого гибрида, тем более, что в его активе богатейший ассортимент ПЗС-матриц как для любительских камер, так и для зеркалок. Поскольку у сенсора таких габаритов размеры каждого элемента тоже довольно велики, решено было применить КМОП-технологию. Данная технология подразумевает преобразование накопленного фотоэлементом заряда в электрический сигнал непосредственно "внутри" каждого пикселя. При производстве малогабаритных сенсоров обвязка каждого пикселя «съедает» большую часть полезной площади регистрирующего прибора, а вот при больших размерах матрицы потери на обвязку получаются относительно невелики. Зато при этом можно использовать все плюсы КМОП-технологии - высокую скорость снятия сигнала, отсутствие сложных микросхем, обеспечивающих реализацию электронного затвора и считывание данных с ПЗС-матрицы, сниженное энергопотребление, а также заметно меньшую себестоимость при производстве сенсоров. Полученная КМОП-матрица с разрешением 10 мегапикселей (3888x2592) по габаритам была в 2,4 раза шире и в 2,2 раза выше, чем ПЗС-матрица модели DSC-F828 - предшествовавшего флагмана цифровых просьюмерских камер Sony. Поэтому чувствительность и динамический диапазон камеры Sony DSC-R1, снабженной новым сенсором и появившейся в ноябре 2005 года, тоже должны были увеличиться.

Внешне камера совсем не похожа не предшествовавшие «переломки» DSC-828 и DSC-717. Больше всего DSC-R1 напоминает любительскую зеркалку DSC-D700, построенную по схеме с призмой-делителем - массивный эргономичный корпус и несменный вариообъектив с линзами большого диаметра. Однако вместо оптического видоискателя DSC-R1, как любая псевдозеркалка, оснащена миниатюрным ЖК-видоискателем. Камера автоматически переключается на ЖК-видоискатель, если соответствующий переключатель находится в положении «авто», а окошко видоискателя чем-либо заслонено. ЖК-дисплей, формирующий изображение в видоискателе, отличается высоким разрешением (235 000 пикселей) и низким уровнем шума, однако не слишком высокая частота смены кадров выдает «электронный» характер наблюдаемого изображения. Следует отметить, что у того же Olympus C-8080 картинка в ЖК-видоискателе четкая и мгновенно отслеживающая «рысканье» объектива - создает полную иллюзию «настоящей зеркалки».

По сравнению с любой из предшествовавших «переломок» Sony, эргономика крупной (139x168x97 мм) и тяжелой (995 гр) DSC-R1 безусловно выигрывает. Глубокий выступ на левой стороне передней панели обеспечивает надежное удерживание камеры, причем на выступе имеется своеобразная «бровь», опирающаяся на палец правой руки. На задней панели тоже имеется выступ с «бровью» - на нее опирается ложбина между указательным и большим пальцем правой руки. Говоря о сходстве с DSC-D700, нельзя не отметить несколько ухудшившийся баланс DSC-R1 - новая камера перевешивает в сторону объектива, поэтому одной рукой ее держать неудобно. Однако регулировка фокусного расстояния объектива осуществляется исключительно кольцом-коронкой на корпусе объектива, так что пользователю в любом случае придется держать фотоаппарат обеими руками. Обе руки фотографу понадобятся и для того, чтобы задействовать многочисленные органы управления, которыми буквально усеян корпус камеры. При этом правая сторона задней панели фотоаппарата, до которой проще всего дотянуться большим пальцем правой руки, кнопок и переключателей имеет заметно меньше, чем левая часть. Очевидно, разработчики понимали, что, компенсируя смещенный баланс камеры, пользователь будет достаточно крепко сжимать ее правой рукой и ему будет не до ослабляющих хватку манипуляций большим пальцем.

Для достаточно скромного (по сравнению с большинством псевдозеркалок) диапазона фокусного расстояния (24-120 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры) оптическая система имеет достаточно солидные размеры, что вызвано применением крупногабаритной КМОП-матрицы. В отличие от обычных зеркалок, автофокусный вариообъектив DSC-R1 при увеличении фокусного расстояния выдвигает из своей шахты «хобот», длина которого практически равна длине самой шахты. Смена фокусного расстояния производится не сервоприводом, а вручную, поэтому занимает доли секунды. Включение фотоаппарата происходит столь же молниеносно - достаточно повернуть выключатель, совмещенный с кнопкой затвора, как камера уже готова к съемке. В выключенном состоянии входная линза объектива закрывается поставляемой в комплекте съемной крышкой. Одной из поистине гениальных разработок Sony была голографическая система подсветки автофокуса, рисовавшая посредством маломощного лазера причудливый рисунок на поверхности фотографируемого объекта. Этот рисунок был виден даже в кромешной тьме и позволял с предельной точностью навести на резкость объектив. К сожалению, разработчики DSC-R1 не снабдили ее таким замечательным устройством, ограничившись тривиальной лампой подсветки автофокуса, расположенной слева от вспышки и дающей размытое пятно янтарного света. В кромешной тьме данное устройство позволяет «поймать в прицел» объекты, удаленные на дистанцию от 4 (в широкоугольном диапазоне оптики) до 2 (при длиннофокусном режиме объектива) метров. Стоит отметить, что автоматика при этом справляется даже с «наведением» на малоконтрастные объекты. Тем страннее тот факт, что при нормальном освещении довольно часто в длиннофокусном режиме автофокус предупреждает, что не сможет навести объектив даже на объекты с четко очерченным контуром, причем подсветка при этом не срабатывает (очевидно, бездействием подсветки и вызвана проблема). Кроме того, при максимальных значениях фокусного расстояния заметно падает скорость фокусировки. При ручной фокусировке изображение в видоискателе растет в два раза, а в левом нижнем углу отражается дистанция фокусировки, изменяющаяся при вращении кольца–коронки на объективе. Если пользователь не уверен в своей «меткости», можно нажать кнопку автофокусировки. В комплекте с камерой поставляется бленда, предотвращающая появление нежелательных бликов на снимках, сделанных при ярком солнце. Бленда устанавливается посредством байонетного разъема на «дульном срезе», который снабжен также резьбой диаметром 67 мм, позволяющей закрепить широкий ассортимент фильтров и конверторов. Сама Sony предлагает к камере телеконвертор VCL-DEH17R (кратность 1.7X), широкоугольную насадку VCL-DEH08R (кратность 0.8X), макролинзу VCL-M3367, поляризационный фильтр VF-67CP, а также нейтральный серый фильтр VF-67ND.

В нависающем над объективом «горбе» располагается откидывающаяся вверх, встроенная вспышка. К сожалению, конструкция шарнира оставляет желать лучшего - излучатель поднимается не настолько высоко, чтобы исключить риск появления «красных глаз» на снимках. Зато мощность вспышки заслуживает всяческих похвал - при съемке на 6 метрах в кромешной тьме световой импульс обеспечивает полную проработку всех теневых участков кадра. Дополнительным плюсом вспышки является крайне короткий период перезарядки ее конденсатора. Следует отметить, что DSC-R1 избавилась от "фамильного недомогания" фототехники Sony – стохастической ошибки экспозамера при съемке со вспышкой, приводящей к катастрофическому пересвечиванию кадра. При этом в распоряжении фотографа имеется корректировка длительности импульса вспышки (от +2 EV до -2EV, где EV - экспочисло), позволяющая точно «дозировать» яркость подсветки объекта съемки. В тех случаях, когда мощности встроенной вспышки недостаточно, пользователь может подключить дополнительную. Для этого DSC-R1 оснащена TTL-«башмаком», поддерживающим вспышку HVL-F32X в TTL-режиме и любую другую - в автоматическом (использующем экспонометр вспышки) и ручном режимах. Расположение «башмака» нельзя назвать «стандартным» - он находится у самого края верхней панели позади кнопки затвора. Такое размещение обусловлено необычным расположением ЖК-дисплея (об этом речь пойдет далее), и, при всей непривычности, обладает определенными плюсами. Во-первых, как уже было сказано, баланс камеры смещен в сторону объектива, поэтому установка вспышки на противоположный край фотоаппарата не будет добавлять «опрокидывающий момент». Во-вторых, при таком расположении излучатель отдаляется от оптической оси объектива, за счет чего уменьшается риск появления в кадре «красных глаз». В модельном ряду вспышек Sony имеется HVL-F1000, которую тоже можно установить в «башмак», однако на ее поверхности нет контактов для инициации. Чтобы использовать эту модель вспышки, необходимо подключить ее к фотоаппарату через гнездо «ACC», расположенное на правой панели корпуса под пластиковой крышкой, закрывающей все интерфейсы DSC-R1.

Разработчики каждой псевдозеркалки стремятся придать своему детищу эргономику зеркального фотоаппарата, и, следуя этому правилу, создатели DSC-R1 снабдили свою камеру обилием кнопок и переключателей. Однако, в отличие от большинства псевдозеркалок, на верхней панели DSC-R1 органов управления совсем немного - рычажок выключателя, совмещенный с кнопкой затвора, и кнопка «ISO», в комбинации с главным верньером управляющая эквивалентной чувствительностью фотоаппарата (от ISO 160 до ISO 3200, а также автоматический выбор чувствительности). Пожалуй, главным внешним отличием новой камеры от DSC-D700 является расположение ЖК-дисплея. Впрочем, его конструкция не похожа ни на одну из существующих камер - дисплей располагается на верхней панели фотоаппарата, сразу же за вспышкой. Он закреплен на кронштейне, который установлен на стыке верхней и задней панелей и может наклоняться вперед-назад в пределах 120 градусов - на 90 градусов (от вертикали) вперед и на 30 градусов назад. Кроме того, ЖК-дисплей можно вращать вокруг оси кронштейна, поэтому его можно развернуть экраном вниз и сложить вперед, предохраняя таким образом от повреждений. Если же сложить ЖК-дисплей, развернув экраном вверх, то DSC-R1 превращается в подобие среднеформатной камеры с шахтным видоискателем, идеально приспособленным для съемки «от пояса» - достаточно повесить фотоаппарат на шею, предварительно отрегулировав длину ремня (для закрепления этого входящего в комплект аксессуара имеются прочные антабки на левой и правой панелях корпуса). Можно вести съемку с развернутым вверх экраном и без ремня - для этого необходимо положить камеру на ладонь левой руки, упертой в грудь. Развернув ЖК-дисплей экраном вперед, можно вести автопортретную съемку. А вот для кадрирования в обычном положении ЖК-дисплей мало приспособлен. Чтобы отслеживать изображение, приходится постоянно опускать камеру, отчего объект съемки регулярно «выскальзывает» из кадра. Для съемки «поверх толпы» экран тоже малопригоден - небольшой угол наклона назад в сочетании с высоким расположением ЖК-дисплея не позволяет разглядеть его содержимое. Фактически, разработчики DSC-R1 вынуждают пользователя снимать камерой исключительно как зеркалкой (с визированием в ЖК-видоискателе), и это никак нельзя считать плюсом фотоаппарата - особенно с учетом появившихся зеркалок Olympus E-330 и Panasonic Lumix DMC-L1, обеспечивающих вывод видеосигнала на шарнирно расположенный ЖК-дисплей. На нижней панели фотоаппарата точно на оптической оси объектива располагается штативное гнездо. Оно выполнено из металла (чтобы выдерживать немалый вес камеры) и снабжено больших размеров опорной площадкой, форма и материал которой предотвращают проскальзывание штативной головки. Внутри выступа для удерживания камеры располагается аккумуляторный отсек, крышка отсека находится на нижней панели камеры.

Расположение кнопок и переключателей на задней и правой панелях DSC-R1 говорит о том, что ее разработчики учли многолетний опыт эксплуатации цифровых камер. В частности, справа от ЖК-видоискателя находится кнопка «просмотр кадров», она едва ли не самая большая изо всех кнопок и располагается на ребре корпуса видоискателя, поэтому пользователь без проблем найдет ее на ощупь. Таким образом, фотограф в любой момент может просмотреть отснятые кадры на ЖК-видоискателе, не отрываясь от его окошка. Для возврата в режим съемки достаточно слегка нажать кнопку затвора, благодаря этому экономится время, которое в ряде случаев бывает действительно «драгоценным». Однако самым крупным органом управления DSC-R1 является расположенный по центру задней панели вспомогательный верньер, объединенный с микроджойстиком. При съемке этот верньер используется для экспокоррекции (при ручной экспозиции - для выбора диафрагмы), при просмотре снимков - для масштабирования изображения. Микроджойстик служит для перемещения по пунктам меню, а при съемке, будучи нажатым, переключает режимы фокусировки - по центральной области кадра, многозоновый, точечный с ручным выбором опорной точки при помощи микроджойстика. Над вспомогательным верньером находится кнопка «AE», в режиме съемки она используется для блокировки экспозиции, а при просмотре кадров - удаляет выбранный пользователем снимок. Справа от нее имеется кнопка, регулирующая объем выводимой на экран информации как во время съемки, так и при просмотре кадров. В правом верхнем углу задней панели находится главный верньер. Пользователь может поворачивать его большим пальцем правой руки, не ослабляя при этом обхват камеры. Главный верньер в режиме съемки используется для гибкой экспозиции (подбора пар экспопараметров, соответствующих выбранной экспозиции), выбора диафрагмы или выдержки (в режимах приоритета соответствующего экспопараметра), а также выбора выдержки в режиме ручной экспозиции. Кроме того, в сочетании с нажатыми кнопками «ISO», «WB», «вспышка», «экспозамер» и «режим съемки», главный верньер позволяет:

  • настроить эквивалентную чувствительность;
  • скорректировать баланс белого («автоматический», «солнечно», «облачно», «флуоресцентный светильник», «лампы накаливания», «вспышка», «эталон»);
  • настроить вспышку («автомат», «автомат с подавлением эффекта красных глаз», «принудительное срабатывание», «принудительное срабатывание с подавлением эффекта красных глаз», «синхронизация при длинной выдержке», «синхронизация при длинной выдержке с подавлением эффекта красных глаз», «выключено»);
  • выбрать точечный, матричный либо центровзвешенный экспозамер;
  • включить режим непрерывной съемки (серия из 3 кадров за 1 секунду) и эксповилку (3 кадра с шагом 1/3 EV, 2/3 EV и 1 EV).
При просмотре кадров главный верньер служит для перехода между снимками. В правом нижнем углу расположен переключатель, позволяющий выбрать один из установленных модулей памяти - MemoryStick или CompactFlash. Рядом имеется светодиод, загорающийся при обращении к модулю памяти. Под вспомогательным верньером имеется кнопка «MENU», которая выводит на экран и убирает с него систему меню фотоаппарата. Если нажимать эту кнопку достаточно долго, появляется меню настроек камеры. Под ЖК-видоискателем расположены два переключателя. Левый переключатель в положении «FRAMING» включает вывод максимально качественного изображения, позволяющего точно скадрировать снимок. В положении «PREVIEW» изображение на ЖК-дисплеях предельно приближено к итоговому, заданному выбранной экспозицией снимку, благодаря чему ошибки при выборе экспопараметров особенно заметны. Правый переключатель предназначен для выбора между ЖК-видоискателем («FINDER»), ЖК-дисплеем («LCD») либо автоматическим переключением посредством сенсора рядом с видоискателем. Под переключателями находятся четыре кнопки. Крайняя левая предназначена для переключения экспозамера, следующая за ней позволяет выбрать режим съемки. Крайняя правая кнопка при съемке включает цифровую трансфокацию, а при просмотре снимков - масштабирование. Расположенная левее кнопка при съемке позволяет настроить автоспуск, а при просмотре кадров активирует индексный режим. У левого края задней панели расположен переключатель режимов, который можно установить в одно из девяти положений: «автоматическая экспозиция», «программная экспозиция», «приоритет диафрагмы», «приоритет выдержки», «ручная экспозиция», а также четыре сюжета («ночной», «ночной портрет», «пейзаж», «портрет»). Правая панель камеры снабжена переключателем, управляющим работой автофокуса DSC-R1. Пользователь может выбрать режим автоматического наведения на резкость, режим макросъемки, а также режим ручной фокусировки. С переключателем фокусировки объединена кнопка, используемая при ручном наведении на резкость - нажав на нее, пользователь однократно активирует работу автофокуса.