CSS спрайты — создание и сервисы генераторы. CSS-спрайты

В чем преимущество использования CSS-спрайтов ? Представьте, что у вас есть шесть изображений, используемых в макете веб-страницы, и браузер должен загружать их все по отдельности. Если бы они были объединены в одно изображение, вы смогли бы существенно увеличить скорость загрузки. Это уменьшит количество обращений к серверу, необходимых для отображения страницы, что сделает ваш сайт быстрее.

Вместо загрузки шести изображений теперь загружалось бы одно. В этом преимущество CSS спрайтов .

В большинстве веб-страниц используется несколько маленьких изображений. Фоновые изображения, стрелочки, иконки, пункты меню и т.д. Эти крошечные изображения действительно имеют значение, если рассматривать их влияние на скорость загрузки страницы.

Каждое изображение должно быть загружено. Браузер должен запросить на сервере изображение, сервер отправить его, а затем браузер должен его отобразить. Если бы дело касалось одного-двух изображений, особых проблем бы не возникло. Но так как рисунков загружается намного больше — это негативно сказывается на скорости загрузки страницы.

Решение – использование спрайтов, которые в одном изображении сочетают несколько маленьких, поэтому веб-страницы можно загружать значительно быстрее.

Как объединить изображения в спрайт

Существует два основных этапа создания CSS спрайтов . Сначала вы должны создать изображение и затем поместить его.

Объединение изображений

Предположим, у нас есть два изображения, которые мы хотим объединить в одно целое. Чтобы создать спрайт, мы должны знать размер изображений. Мы будем рассматривать пример, в котором оба изображения имеют одинаковый размер (50 на 50 пикселей ):

Чтобы объединить их, нам нужно создать изображение размером 100 на 50 пикселей. Давайте назовем его «sprite.png «. Теперь, когда у нас есть объединенное изображение, мы можем использовать информацию о нем для правильного отображения на веб-странице.

Объединенное изображение имеет ширину 50 пикселей и высоту 100 пикселей. Таким образом, мы можем сказать, что первый рисунок (мегафон ) расположен в верхних 50 пикселях нового изображения, а второй (смайлик ) — в нижних 50 пикселях изображения. Мы будем показывать верхнюю половину изображения, когда нужно вывести мегафон, и нижнюю половину, когда нужно вывести смайлик. Реализация создания спрайтов CSS :

Позиционирование изображения на странице

В этом примере мы будем использовать рисунки в качестве фоновых изображений, размещенных в элементах div . Мы создадим пустые теги div для отображения изображений. Если на нашей странице нам нужно вывести изображение мегафона, мы используем CSS-класс «megaphone «:

Megaphone {width:50px; height:50px; background:url(images/sprite.png) 0 0px;}

Приведенный выше код CSS указывает ширину и высоту изображения мегафона (50 на 50 пикселей ), он также вызывает изображение «sprite.png «, которое является объединенным. Часть кода «0 0px » отвечает за отображение спрайта. Указание начинать вывод изображения с «0 0px » означает, что оно должно отображаться с 0 пикселей по оси X и с 0 пикселей по оси Y . Это значит «начинать вывод изображения сверху » и «начинать вывод изображения слева «.

Так как в CSS мы определили ширину и высоту изображения, то будут отображаться только 50 его верхних пикселей (где расположен мегафон ). Таким образом, смайлик не будет виден вовсе. Теперь давайте выведем смайлик и посмотрим, как изменится код CSS спрайта . Мы создадим класс CSS под названием «smile «:

Smile {width:50px; height:50px; background:url(images/sprite.png) 0 -50px;}

Обратите внимание, что мы по-прежнему указываем те же ширину и высоту, вызываем то же изображение, но мы изменили эту часть: «0 -50px «. Так мы указываем, что изображение должно начинаться на 50 пикселей ниже начальной точки координат (-50px ). Потому что рисунок смайлика начинается не в начале, а на 50 пикселей вниз от верхней части объединенного изображения.

Теперь, когда CSS-код указан, мы можем вызвать div везде, где нам нужно вывести изображение. Там, где нужно вывести мегафон, мы размещаем пустой блок div с классом «megaphone «:

Когда нужно вывести смайлик, мы размещаем div с классом «smile «:

Таков основной принцип, как сделать спрайт CSS . Существует много способов реализовать это, и лучше выбрать тот, который больше подходит вам. В этой статье мы показали, как работают спрайты, но не рассмотрели их углубленно.

Перевод статьи «How to use CSS sprites » был подготовлен дружной командой проекта .

Вы слышали об этом, но...

Вы действительно понимаете что это такое? Название слегка вводит в заблуждение, потому что спрайты, в данном случае, это не маленькие картинки, а одно большое изображение. Вы, конечно же, встречались с CSS-трюком, в котором для переключения состояния кнопки использовалось одно изображение, которое просто сдвигалось.

Думаю CSS-спрайты - это расширение этой техники. Разница в том, что вместо двух или трёх изображений, скомбинированных в одно, вы можете использовать сколько угодно картинок в одной. Термин "спрайт" пришёл из компьютерной графики и индустрии видеоигр. Идея была в том, что компьютер может создать изображение в памяти, а затем отображать только его часть, что гораздо быстрее чем создавать каждый раз новое изображение. CSS-спрайты имеют ту же идею: получить картинку один раз, отображать для каждого случая свою часть.

Зачем комбинировать эти изображения? Разве не быстрее загружать маленькие?

Нет, это не так. Совсем недавно все разрезали картинки, делали так называемые слайсы, чтобы страница загружалась быстрее. Эта техника создавала видимость того, что страница грузится быстрее, за счёт того, что с сервера подгружалось сразу много кусочков одного изображения, и отображались они почти одновременно. На каждый слайс создавался отдельный http-запрос, и чем больше таких запросов, тем менее эффективна ваша страница.

Ниже представлена цитата из статьи "Performance Research, Part 1 ":

В таблице 1 для популярных сайтов показано, что время на загрузку html-разметки варьируется между 5% и 38%. Остальное время (от 62% до 95%) уходит на создание http-запросов для того чтобы подгрузить остальные части документа (например изображения, скрипты и стилевые файлы). Проблема в том, что браузеры могут одновременно качать только в два или четыре потока, в зависимости от версии http и самого браузера. Наш опыт показывает, что сокращение числа http-запросов имеет наибольшее влияние на сокращение времени отклика и зачастую является самым простым способом увеличить производительность.

Каждое изображение на странице, будь оно в теге img или background-image в вашем CSS-файле - это отдельный http-запрос на сервер.

Отлично! Итак, как же это сделать?

Давайте начнём с примера. В представленном CSS для каждого элемента используется своё изображение:

#nav li a {background:none no-repeat left center} #nav li a.item1 {background-image:url("image1.gif")} #nav li a:hover.item1 {background-image:url("image1_over.gif")} #nav li a.item2 {background-image:url("image2.gif")} #nav li a:hover.item2 {background-image:url("image2_over.gif")} ...

Используя технику CSS-спрайтов мы реально можем облегчить наш пример. Вместо 10-ти различных картинок, мы можем сделать одну большую, в которой есть все необходимые нам изображения. Теперь наш CSS будет выглядеть так:

#nav li a {background-image:url("image_nav.gif")} #nav li a.item1 {background-position:0px 0px} #nav li a:hover.item1 {background-position:0px -72px} #nav li a.item2 {background-position:0px -143px;} #nav li a:hover.item2 {background-position:0px -215px;} ...

Таким образом мы уменьшили количество запросов на сервер на 9, и объём загружаемой информации почти на 8 Кбайт. Но это маленький пример, представьте что будет на реальном сайте.

Звучит так, что у меня появилось много дополнительной работы.

Как однажды сказал Чак Норрис: "Все великие вещи требуют большой самоотверженности". Я конечно не уверен ему ли принадлежат эти слова, но это в любом случае хороший совет:) Но к счастью для вас, существует множество веб-сервисов, которые помогают реализовать спрайты без особых усилий. Я остановлюсь на одном - это SpriteMe .

SpriteMe

SpriteMe - это закладка. После того как вы разместите её на панели закладок, отправляйтесь на свой сайт, а затем нажимайте на неё. Откроется окошко в правой части вашего сайта.


Сверху вы увидите список всех фоновых изображений текущей страницы сайта. Ниже список изображений, которые, вероятно, невозможно использовать как спрайты, а также причины. Если вы думаете иначе, вы можете перетащить ссылки из одного списка в другой. После того, как вы собрали необходимые изображения в верхнем списке, вам остаётся нажать на кнопку "Make Sprite" . Всё! Ваши картинки собраны в одну и вы можете её сразу посмотреть


Для текущей версии сайта это изображение может выглядеть так:

И наконец, SpriteMe также позволяет экспортировать CSS. Нажмите на соответствующую кнопку (export CSS) и вы увидите необходимый код. Например:

Link2article { background-image: url(/Content/images/Theme/more.png); background-image: url(http://www.jaredhirsch.com/coolrunnings/public_images/6a02f43daf/spriteme1.png); background-position: -10px -156px; } .articlefooter { background-image: url(/Content/images/Theme/comments_bg.png); background-image: url(http://www.jaredhirsch.com/coolrunnings/public_images/6a02f43daf/spriteme1.png); background-position: 490px -265px; }

Перечёркнутые строки - это строки из вашего CSS, а ниже предложенные.

Что не может быть спрайтом?

В качестве спрайта не может быть повторяющийся фон. Спрайты используются для простых блочных элементов. Например иконки - главные кандидаты на использование их в спрайтах.

В сегодняшней статье хочу немного поговорить о CSS спрайтах и дать несколько ссылок, где можно создать эти самые спрайты. Техника использования спрайтов совсем не нова и используется уже давно, однако сложность их создания отпугивает вебмастеров. Попробуем им помочь…

Что такое CSS спрайты?

Представьте одну, большую картинку, на которой изображены все ваши иконки, разделители, кнопочки, стрелочки и прочие составляющие дизайна. Она грузится вместе с сайтом, все как обычно. Вот только не создает кучу запросов на все файлы, а исполняется одним запросом. Круто? Несомненно. После загрузки в нужном месте отображается нужная часть большой картинки.

Я где-то видел статистику (не вспомню, где, поэтому ссылочку не дам) — от 5 до 40% времени составляет собственно страницы, все остальное — обработка запросов сервером. Логично предположить, если уменьшится количество запросов — скорость загрузки вырастет пропорционально.

Давайте чуть подробнее рассмотрим плюсы и минусы использования спрайтов:

Плюсы использования спрайтов:

Минусы это технологии:

  • при верстке необходимо указывать не только картинку, но и позицию фрагмента, что не совсем удобно и привычно.
  • увеличение нагрузки на сервер. Большая картинка занимает больше оперативной памяти, учитывая «пустышки» между фрагментами.
  • для изменения одной иконки придется ковырять весь файл, что не слишком удобно. Хотя, может оно и к лучшему

Выбираем, кому чего важнее — простота или скорость и идем дальше. Если с нагрузкой на сервер ничего не поделаешь, то для решения проблем с версткой и изменением спрайтов есть инструменты.

Генераторы спрайтов — онлайн сервисы, которые, в принципе, работают по одной схеме. Вы загружаете свой набор картинок, выбираете формат спрайта и система создает картинку и CSS разметку для этого файла.

Где создать спрайты?

Наверное, самый старый инструмент для создания CSS спрайтов. Отличительная черта — есть русский вариант интерфейса, это удобно. Хорошо настраивается, причем не только создание картинки, но и код CSS. В целом — отличный генератор, рекомендую. Кстати, кроме этого, сервис умеет генерировать фавиконы и рассчитывать права доступа для Unix систем.

CSS Sprites Generator

Этот генератор тоже неплох, имеет все необходимые настройки, генерирует на выходе файл чуть меньшего размера, чем предыдущий сервис. Отличительная особенность — удобный вывод кода CSS для каждого изображения.

Достаточно функциональный генератор, позволяющий не только создать обычный спрайт, он дает возможность вам самостоятельно двигать картинки, располагая их максимально компактно. Плюс — умеет выдавать сжатый CSS код, а также SASS код.

Sass - это метаязык на основе CSS, предназначенный для увеличения уровня абстракции CSS кода и упрощения файлов каскадных таблиц стилей.

Этот сервис отличается от остальных представленных тем, что он не создает картинку спрайта. Вы можете создать ее самостоятельно в Фотошопе или еще где-то, загрузить сюда и сервис поможет с кодом CSS. Достаточно наглядный и удобный интерфейс. Рекомендую для любителей все делать самостоятельно, не доверяя машине

Неплохой генератор, присутствует все, что нужно для создания. Единственный минус — каждую картинку придется загружать отдельно, нельзя загрузить кучей. В остальном — ничего примечательного, крепкий середнячок.

Сервис написан на HTML5, работает только в Chrome и Firefox, но развитие таких сервисов радует. Веб не стоит на месте и это хорошо Очень простой, минимум настроек. Но, если вы хотите быстрое и простое решение — этот генератор подойдет на 100%

Генератор спрайтов для настоящих джедаев Установите программу, укажите путь к CSS файлу со старой версткой и этот сервис все сделает за вас. У него куча возможностей — рекомендую почитать документацию на официальном сайте.

Практически полный аналог Спрайтбокса, тоже используется только для получения кода CSS, с той разницей, что здесь выбор границы элемента осуществляется не вручную, а автоматически, точность отработки заметно выше. Работает только в Хроме и Firefox

Отличный сервис, который работает так — заходите на готовую, сверстанную как обычно, страницу. Жмете на иконку сервиса (предварительно ее нужно установить букмарклетом) и все — сервис собирает все изображения с этой страницы и генерирует спрайт с кодом. Очень удобно, есть настройки, что конкретно необходимо собрать в кучу. В общем — неплохой сервис.

Очень простой, но понятный и удобный генератор. Перетащите картинки, который нужно объединить, расположите их как вам хочется и нажмите кнопку — спрайт и код готовы. Минус этого сервиса — работает только в Хроме и Огнелисе.

Сервис очень похож на описанный выше SpriteMe, с тем отличием, что тут нужно загружать руками все картинки и CSS файл, который необходимо менять. Минимум настроек, но работу свою он делает хорошо.

Надеюсь, теперь вам не страшна работа с CSS спрайтами и ваши проекты будут еще быстрее.

Слово спрайт (англ. sprite - фея, призрак) впервые было использовано мультипликаторами Диснея в несколько ином качестве, мультипликаторы для более быстрого и удобного создания и "оживления" мульт героев сначала рисовали все фазы их движения на прозрачных плёнках, а затем накладывали эти плёнки на основной фон - сцену, и получали кадры мультика, тем самым экономя время, деньги и нервы художников.. эти самые плёнки они и называли спрайтами.

Потом термин спрайт внедрился в компьютерную графику и особо широкое распространение получил в компьютерных играх - но это тоже не совсем то о чем я хочу Вам поведать.. Сегодня я хочу Вам рассказать о так называемых CSS-спрайтах..

Итак, под спрайтами в CSS принято называть одно изображение, которое состоит из нескольких "частей", которые показываются как бы по отдельности в зависимости от действий пользователя..

Что слишком много слов.. покажу пример..

Это спрайт который присутствует на каждой странице данного сайта:

Просто в "спокойном" состоянии Вам показывается одна его часть, а при наведении курсора другая.

Как это сделать? На самом деле все достаточно просто.

В данном примере для блока с фиксированными размерами мы в качестве фона загружаем "двойное" изображение, но так как сам блок из за присвоенных ему размеров ровно в два раза меньше по высоте чем картинка, то браузер показывает лишь первую "часть" фонового изображения, а при наведении курсора срабатывает псевдокласс :hover с свойством background-position которое сдвигает фон вверх, на нужное расстояние, тем самым показывая вторую часть картинки.

Ладно, оставим мой логотип в покое, тем более что я Вам немного слукавил.. сделаем, что-то более полезное для Вас, например вот такую кнопку:

Открываем значит фотошоп и рисуем в нём примерно такой рисунок:

Здесь главное не ошибиться с размерами! вторая часть изображения, где наша кнопка активна, должна быть точно таких же размеров, как и первая часть рисунка, иначе потом, при наведении курсора, все будет "скакать". Лучше всего сначала нарисовать одну часть картинки, потом скопировать её, прогнать через фильтры, что то дорисовать и склеить два изображения в одно.. впрочем, уроки фотошопа не моя стихия..

Итак, у нас получилась "двойная" картинка 175 на 80 пикселей, запомним эти размеры и начнём писать код.

Он у меня получился таким.. смотрим результат и читаем комментарии в коде:




CSS спрайты

body {background-color: #020}
h1 {font-size:24px; color: #ddd}

/* Создаём отдельный класс для ссылок с кнопками */
a.sprite {
display:block; /* Ссылки будут блоками. */
width:175px; /* Ширина блока 175 пикселей по ширине нашей "двойной" картинки */
height:40px; /* Высота блока 40 - это половина высоты нашей двойной картинки */
background:url("sprite.png"); /* делаем картинку фоном (зная, что будет видна только половина картинки) */
margin:3px; /* "зазоры" между кнопками */
text-align:center; /* текст по центру */
line-height:40px; /* Расстояние между строками 40 пикселей чтобы текст был по центру кнопки */
font-size:18px; /* шрифт 18 пикселей */
color:#ddd; /* цвет серенький ближе к беленькому */
text-decoration:none /* ссылки этого класса подчеркивать не будем */
}

/* Стиль ссылки при наведённом курсоре */
a.sprite:hover {
background-position:0 -40px; /* ВСЯ ФИШКА ЗДЕСЬ! сдвигаем фон на 40 пикселей вверх, отрицательным значением background-position, тем самым показываем вторую часть изображения где наша кнопка активна */
color: #fff /* цвет беленький */
}



Такое вот меню получилось:

Кнопка 1
Кнопка 2
Кнопка 3
Кнопка 4

Думаю, многие читатели задаются вопросом: "А зачем вообще нужны эти спрайты если тоже самое можно сделать с помощью двух отдельных картинок, где одна фон для просто ссылки, а вторая для ссылки с :hover , при этом, не сражаясь с фотошопом и не высчитывая координаты фона для CSS??"

Во-первых: Скорость загрузки изображений увеличивается в разы!! Несмотря на то что "двойная" картинка весит столько же, сколько и две отдельно взятых маленьких "одинарных", загрузка одной большой картинки происходит быстрее, так как браузером не создаются дополнительные HTTP запросы серверу.

Помните, когда я Вам показывал свой логотип-спрайт, говорил что слукавил? Так вот моё лукавство заключается в том, что данная картинка содержит в себе не две логических части изображения, а восемнадцать!!

И полностью она выглядит так:

То есть практически вся графика, которую Вы видите на этом сайте, на самом деле приходит к Вам в виде одного единственного изображения! CSS файл показывать не буду, я его сам боюсь..)),

Так вот HTTP запросы.. если бы изображений вместо одного было 18ть то диалог браузера с сервером выглядел бы примерно так:

Браузер : Здравствуй Сервер! я тут от тебя же, по моему запросу, получаю HTML и CSS документы, так вот в них указано, что у тебя в папке "графика".. должна лежать картинка с названием: "картинка1" скинь а?
Сервер : Привет Браузер, давненько не виделись, сейчас посмотрю.. ага есть у меня такая картинка! Лови!!
Браузер : Спасибо, поймал! Но мне еще нужна "картинка2" в той же папке..
Сервер : Да и такая есть.. отправляю..
Браузер : Загрузил.. но тут еще "картинка3" указана.
Сервер : И не спится же тебе! Держи свою картинку!!
Браузер : Спасибо! Да мне уже саму если честно надоело, но мой пользователь хочет догрузить страницу полностью.. короче у тебя там еще "картинка4" должна быть..
Сервер : Ты меня начинаешь напрягать! На свою картинку!!
Браузер : Извини, но я же не виноват, что здесь столько изображений!!! Нужна "картинка5"!
Сервер : У меня от тебя уже процессор кипит!! Заколебал!! Забирай свою картинку!!
... ... ...

Дальнейший диалог озвучивать не буду, ибо дальше идет нецензурная брань..

К чему вся эта болтовня между сервером и браузером (клиентом) на которую уходит уйма времени и трафика, к тому же нагружает сервер при большом количестве посетителей сайта, если гораздо быстрее и экономичнее сделать один HTTP запрос и получить все 18 картинок в одном пакете!!

Во-вторых: Загрузка второго изображения при использовании псевдокласса :hover происходит лишь только в тот момент когда пользователь навел курсор на ссылку с первым изображением. Если это небольшое изображение типа кнопки из примера выше, то ничего особо страшного не произойдёт - вторая картинка быстро подгрузится и пользователь ничего не заметит.. а если это большая картинка по весу и размеру?? Тогда пользователь будет наблюдать, как она загружается, хотя он психологически был готов к быстрой смене изображений! Еще один плюс спрайтам! … хотя, если честно, одновременно это и минус.. минус в том случае если пользователь в течении сессии так и не навел курсор.. картинка загрузилась, но так ему и не пригодилась.. но поверьте эта "жертва трафика" оправдывает себя практически всегда!

Ну и в-третьих: Как бы Вам это не показалось странным, но это удобно!! Удобно в коде указывать путь к одному и тому же изображению, удобно его править в фотошопе, к примеру, сделать весь сайт поярче или потемнее работая с одним единственном рисунком, удобно хранить, удобно загружать на сервер, да даже в CSS работать с большим спрайтом удобно! - хотя для этого и нужны определённые навыки и привычка..

Ладно, решайте сами использовать спрайты или нет.. а моё дело маленькое, просто так сказать довести информацию до Вашего сведения.. возникнут дополнительные вопросы жду Вас на

Понравилось:
27



Не понравилось: 4

Недоступен ни один перевод.



спрайт

до или после "до" "после" "после"

angry_bird angry.png. index.html


Недоступен ни один перевод.


CSS спрайты - это графика для Вашего Web-сайта, объединённая в один графический файл. "Почему один файл?" - спросите Вы. Дело в том, что такой подход к хранению изображений позволяет повысить производительность веб-страниц, а также хранить графические изображения более организованно. Давайте взглянем на некоторые из лучших практик применения спрайтов. Само название спрайтов может напомнить Вам об игровых спрайтах, ретро игровой консоли и даже браузерных играх, которые так популярны сегодня:


Итак, применимо к Веб-дизайну, спрайт - это всего лишь один большой файл, содержащий несколько изображений для Вашего сайта, экономящий время загрузки и передачи файла по сети. Когда спрайт, к примеру, содержит 20-30 изображений, то это существенно может облегчить нагрузку на сервер, поскольку, если бы эти изображения хранились по отдельности - серверу пришлось бы делать соответственно 20-30 отдельных запросов для получения каждого такого изображения. Благодаря спрайту на сервер идет всего один HTTP-запрос - для получения одного-единственного изображения. Спрайт визуально может выглядеть не совсем "читаемо" для глаза, поскольку его основная задача - лишь собрать разные "куски" Вашего дизайна воедино. Например, спрайт может быть вот таким:

Спрайты используют большинство современных сайтов, и всем известный ВКонтакте - не исключение. Например, так он хранит в одном файле "кусочки" интерфейса - а именно всем знакомые иконки:

Существенным моментом использования CSS-спрайтов является то, что серверу надо отправить только один графический файл, содержащий все Ваши изображения, а не множество отдельных изображений - и через CSS можно отобразить любой маленький сегмент из этого графического файла в качестве фона для элемента. Некоторые думают, что по отдельности картинки быстрее грузятся, но это не так. Загружая один графический файл с множеством картинок, мы посылаем только один запрос на сервер, а при загрузке большого количества картинок - мы отправляем больше запросов на сервер. Объединение изображений в один файл позволяет не только значительно снизить количество HTTP-запросов, но и уменьшить общий размер файла изображения.

Приведу еще один пример спрайта. Так хранит элементы графики один известный западный сайт, посвященный дизайну:

Вы можете спросить - когда лучшим образом подготавливать спрайт? Для этого есть два разных подхода.

Различные подходы - создаем спрайт до и после создания сайта

Есть два распространенных подхода при создании спрайт листа - сделать его до или после создания Вашего сайта. Вы можете поместить все изображения в спрайт лист перед созданием сайта. Это то, что мы называем подход "до" . Кроме того, Вы можете создать все изображения в виде отдельных файлов, что делает их редактирование более простым. Как только сайт будет построен, и все изображения подготовлены, Вы можете быстро и легко создать спрайт лист, либо вручную, либо, используя один из нескольких инструментов. Это мы будем называть подход "после" . Если спрайт листы для Вас в новинку или Вы новичок в Веб-дизайне, то Вам больше подойдёт подход "после" . Существует множество утилит, сервисов и программ для помощи при создании спрайтов, большинство из которых распространяются и доступны бесплатно.

Располагаем картинки в спрайте организованно

При создании спрайта в Photoshop, желательно сразу все изображения размещать организованно и в какой-то определенной, выбранной Вами последовательности, чтобы потом работать с ними было легко и просто. Старайтесь всегда округлять место под каждое изображение спрайта до ближайших 10 пикселей, или оставлять больше пространства вокруг них, если они все одинакового размера. Когда дело дойдет до написания CSS-стиля, Вам не придется записывать измерения координат, и Вы будете менее склонны забывать числа с координатами нужных изображений. Вот пример удачного размещения разных изображений в одном спрайте:

От теории - к практике! Создаем анимированную птицу из Angry Birds с помощью спрайта

Итак, мы познакомились с понятием спрайта в Веб-дизайне, но теория без практики - ничто. Поэтому сейчас мы c Вами создадим наш первый спрайт и научимся делать простую анимацию на HTML-странице. Наш пример будет основан на персонаже из игры Angry Birds - это забавная красная птичка. Для начала подготовим изображение-спрайт в формате.PNG, содержащее 4 фазы анимации птицы:

Создадим где-нибудь на диске каталог angry_bird - туда мы будем помещать файлы нашего примера. Сохраняем спрайт с птичками в этот каталог и называем файл angry.png. Следующим шагом - создаём в этом же каталоге файл с именем index.html - это будет наша тестовая страничка с анимацией. Далее откроем этот файл в редакторе и поместим туда следующий код:


Урок сайт - Демонстрация работы со спрайтами $(document).ready(function() { // здесь будет код на jQuery, создающий анимацию });


Немного поясню, что мы сейчас сделали. Во-первых, мы задали нашему HTML-документу кодировку UTF-8 , а значит, должны сохранить наш index.html в этой кодировке. Можно задать и другую, например, windows-1251 , - для нашей задачи это не принципиально. Далее, мы подключили к документу файл стиля style.css (его пока нет в нашем каталоге angry_bird , его создадим чуть позже). Также мы задали ссылку на внешний скрипт и подключили библиотеку jQuery - с помощью jQuery мы будем осуществлять динамическую смену картинок нашей птицы и менять её "фазы" из спрайта. Также мы подготовили внутренний JavaScript-блок, куда дальше поместим код, делающий анимацию птицы. Ну, и наконец, - основное тело документа содержит единственную гиперссылку, внутри которой DIV-блок, и у него ID задан в качествеbirdImage , а класс по умолчанию -bird-sleeping . Это значит, что наша птица при открытии страницы будет "спать" - это соответствует левому нижнему изображению внутри спрайта - где у неё закрыты глаза. Теперь самое время "нарезать" наш спрайт, т.е. выделить из него отдельные изображения.

Нарезаем спрайт, используя сервис SpriteCow.Com

Задача "нарезки" спрайта является довольно трудоёмкой - она требует внимательности, чтобы не ошибиться с координатами, определяющими каждое изображение в спрайте. К счастью, на сегодня есть сервисы, которые полностью снимают эту головную боль с дизайнера и верстальщика. Я использую для нарезки и рекомендую Вам сервис http://spritecow.com . Суть сервиса проста и очень удобна - мы мышью выделяем каждую картинку птицы, а SpriteCow выдает нам готовый CSS-код с координатами. Всё, что нам останется сделать - это просто задать 4 стиля для каждой фазы птицы! Зайдя на сайт, видим 2 кнопки - "Open Image" и "Show Example". Нам нужна первая кнопка, жмём на неё:

В открывшемся диалоге - выбираем наш файл спрайта angry.png, после чего видим, как наш спрайт загрузился на сайт. Далее нам необходимо определить цвет фона, для этого жмём на панели инструментов "Pick Background" и указываем на белую область нашего спрайта - это позволит правильно вырезать каждую фазу птицы:

Выделяем первое изображение и получаем автоматически для него CSS-код:

Теперь, самое время создать в нашем каталоге angry_bird файл стилей style.css . Туда последоватьльно вставляем 4 сгенерированных куска CSS-кода, только вместо стандартного класса.sprite , предлагаемого нам SpriteCow назовём наши стили более понятно. Также, поскольку изображение спрайта у нас хранится прямо в корне каталога, удалим из свойстваbackground ненужный элемент пути - imgs/. У меня вышло так:


/* "обычная" птица. Левое верхнее изображение в спрайте */ .bird-normal { background: url("angry.png") no-repeat -12px -16px; width: 97px; height: 94px; } /* "Счастливая" птица. Правое верхнее изображение в спрайте */ .bird-happy { background: url("angry.png") no-repeat -118px -17px; width: 97px; height: 94px; } /* "Спящая" птица. Левое нижнее изображение в спрайте */ .bird-sleeping { background: url("angry.png") no-repeat -12px -120px; width: 97px; height: 94px; } /* "Злая" птица. Правое нижнее изображение в спрайте */ .bird-angry { background: url("angry.png") no-repeat -118px -120px; width: 97px; height: 94px; }


Последний шаг - пишем код на jQuery, создающий анимацию.

Теперь, когда мы успешно нарезали спрайт и поместили 4 стиля для каждого изображения в наш файл style.css , нам остается написать код на jQuery, который будет добавлять анимацию при наведении на нашу гиперссылку и при щелчке по ссылке. Как мы помним, по умолчанию у нас задан классbird-sleeping , т.е. наша красная птичка будет "спать" при открытии документа:)

Вся анимация будет строиться на 3-х методах jQuery:

  • hover - обработчик наведения курсора на ссылку и "ухода" курсора с ссылки. Когда будем наводить курсор, птица будет "просыпаться" - т.е. класс станетbird-normal
  • mousedown - обработчик нажатия левой кнопки мыши на ссылке. При этом птица будет становиться "счастливой" - т.е. DIV-блоку будет присваиваться классbird-happy
  • mouseup - обработчик отпускания левой кнопки мыши. При отпускании птица будет становиться "злой" - т.е. DIV-блоку присваивается классbird-angry

Итак, вставляем следующий код в место, которое мы подготовили во внутреннем блоке JavaScript, размещенном на странице:


$(document).ready(function() { // здесь будет код на jQuery, создающий анимацию $("#birdImage").hover(function() { $(this).removeClass("bird-sleeping"); $(this).removeClass("bird-angry"); $(this).removeClass("bird-happy"); $(this).addClass("bird-normal"); }, function() { $(this).removeClass("bird-normal"); $(this).removeClass("bird-angry"); $(this).removeClass("bird-happy"); $(this).addClass("bird-sleeping"); }); $("#birdImage").mousedown(function() { $(this).removeClass("bird-sleeping"); $(this).removeClass("bird-normal"); $(this).removeClass("bird-angry"); $(this).addClass("bird-happy"); }).mouseup(function() { $(this).removeClass("bird-sleeping"); $(this).removeClass("bird-normal"); $(this).removeClass("bird-happy"); $(this).addClass("bird-angry"); }); });


Готово! Тестируем анимацию

Ну, вот и всё! Наша птица готова и внесла жизнь своей анимацией в страницу! :) Просмотреть демо можно . Скачать архив с примером - внизу статьи.