Информационная перегрузка может вызвать серьёзные заболевания. Информационная перегрузка и как с ней справиться

Экология жизни: Используя эти принципы, вы сможете сформировать свой день так, чтобы избежать перегрузки информацией...

Согласно достижений нейробиологии

В информационную эпоху важно не только правильно работать с потоками данных, но и уметь от них защищаться. Все чаще выражение «информационная перегрузка» звучит как диагноз, она особенно опасна для людей, имеющих дело с большими ее массивами.

О том, как мозг обрабатывает информацию и как можно улучшить эти процессы, рассказывает психиатр, автор бестселлеров о работе мозга, бизнес-консультант Шрини Пиллай.

Информационный перегруз в нашей жизни повсеместен, от бесконечной ленты новостей до входящих электронных писем каждую секунду. Если говорить в терминах техники, то человеческий мозг - мозг каждого из нас - имеет устройства для того, чтобы с этим справляться. Так:

  • поглощает информацию «пылесос»;
  • для хранения краткосрочных данных есть свой «контейнер» памяти;
  • есть «блендер» мозга для усвоения нового;
  • «жесткий диск», где хранится долгосрочная информация;
  • и даже «корзина» для удаления ненужного.

Эффективное использование всех этих агрегатов критично важно в условиях информационного перегруза - для этого нужно четко знать, как работает каждый из этих отделов мозга, когда и как их лучшего всего использовать.

Шесть принципов, изложенных ниже, помогут придерживаться гигиены мозга в этой борьбе с ежедневным наплывом данных.

1. Настройте «пылесос»

Пылесос - это центры внимания в мозге. Если их не настраивать, то они будут подбирать каждый бит информации на вашем пути. Лучше всего настройку их реакции проводить в режиме «от глобального к локальному».

Локальная реакция - это размышление о только что случившихся событиях, а глобальная - размышление обо всех приоритетных задачах, которые у вас есть.

Тренировка «локальной реакции» мозга позволяет развивать многозадачность и эффективность. И когда в рабочий день на вас наваливается десяток заданий, сделайте «нефокусированную» паузу. В это время поразмышляйте над тем, что вы сделали только что, оцените, как это было и как повлияет на ваше следующее задание. Не думайте о рабочем дне в целом.

2. Поставьте фильтр на «контейнер»

Контейнер - это наша краткосрочная память, она похожа на чашку, куда налили идей. У чашки есть края, поэтому особенно раздражает то, что в ней хранится ненужная информация.

Выход - фильтровать информацию в течение дня, и в этом есть проактивный и реактивный пути.

Реактивный путь состоит в том, что вы говорите себе «слишком много информации» и даете мозгу сигнал больше ничего не воспринимать. Проактивный фильтр - вид подготовки мозга к игнорированию ненужного, например, с самого утра вы выключаете уведомления соцсетей и сайтов, чтобы днем на них не отвлекаться.

3. Включите «блендер»

Блендер - это кора головного мозга, отвечающая за разные состояния сознания и, соответственно, способность интегрировать информацию.

Вы можете освободить место в мозге за счет соединения идей, и так они воспринимаются мозгом как одна нейронная цепь, а не несколько. Когда мы сфокусированы, наш мозг находится в режиме накопления нового, а не соединения уже известного. Поэтому в течение дня необходимо делать нефокусированные паузы, чтобы включились цепочки мозга.

Когда в течение дня вы должны воспринять очень много информации, можно поступить парадоксально - назначить себе дополнительное задание, но такое, что подстегнет «блендер». К примеру, прогулка очень стимулирует креативность и кору мозга.

4. Защитите «жесткий диск»

Жесткий диск - это наша долговременная память, укрепить которую можно за считанные минуты.

Чтобы накрепко сохранить нужные воспоминания и информацию, пользуйтесь техникой так называемого «обучения с перерывами». Вместо того, чтобы работать нон-стоп, делайте остановки для отвлечения, и это может принести большую пользу. Благодаря им «чашка» кратковременной памяти будет быстро опорожняться, а то, что действительно нужно сохранить и запомнить, перенесется на «жесткий диск» без проблем.

5. Подключите «корзину»

Мы часто боимся забыть о важных вещах, в то же время есть такие из них, которые мы забыть не можем. К примеру, короткий выговор будет помниться весь день, равно как и промах, даже если о нем никто, кроме нас, не знает.

Чем старше мы становимся, тем хуже работает функция намеренного забывания в мозге. Парадоксальным образом, мы дольше помним то, что причиняет беспокойство, частично из-за общего страха забывать мозг автоматически фокусируется на запоминании.

Одна из стратегий борьбы - быстрая замена памяти. Как только начинает формироваться мучительное воспоминание, включите вашу любимую музыку или смотрите на любимое изображение. Эта техника называется «прямым забыванием» и позволяет эффективно разрушать мучительные воспоминания еще до их укоренения в памяти.

6. Руководите потоками энергии

Наука установила, что мозг тратит 20% нашей энергии, хотя занимает лишь 2% человеческого тела. Это значит, что нехватка сил будет негативно влиять и на работу мозга.

Поэтому уделяйте время физической активности - упражнениям, которые улучшат качество вашей жизни и помогут управлять энергией более эффективно. Выполнение упражнений в любом случае дает мозгу перерыв, а значит и время для восстановления.

Используя эти принципы, вы сможете сформировать свой день так, чтобы избежать перегрузки информацией.

Например, вы можете разбить рабочее время на 45-минутные сегменты с 15-минутными интервалами между ними, и использовать эти паузы для проактивного фильтрования информации, «локальной реакции» мозга или расфокусировки.

А чтобы методика была эффективной и действовала быстро, желательно ее придерживаться и дома.

1 159


Информационная перегрузка. Информационный взрыв. Неэффективное мышление. Скорая помощь.

«Лучше меньше, да лучше» — это лучшее высказывание, что можно привести про информацию сейчас. Её так много, что голова идет кругом. Объем информации удваивается каждые 18 мес. В 2002 г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт) или чуть более 18 миллиардов гигабайтов.

В этом коротком посте хочу обратить внимание на синдромы информационной перегрузки и меры предосторожности при обращении с информацией. Есть еще одно крылатое выражение Н.М. Родштльда: «Кто владеет информацией, тот владеет Миром». Он, конечно, имел в виду мир внешний. Мы же будем рассматривать мир внутренний. Бесспорно вы согласитесь, что в своей голове нужно иметь своего царя, если, конечно, нет желания, чтобы вами владели всякие Родшельды.

Что такое информационная перегрузка

Определение инфоперегрузки (Information Overload) впервые было дано профессором информационных наук лондонского городского университета Дэвидом Боуденом (David Bawden) в исследовании 2008 года, названном «Темная сторона информации: перегрузка, тревожность и другие парадоксы и патологии» (The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies). Соавтором его выступила коллега Боудена по университету — доктор информатики Лин Робинсон (Lyn Robinson), изучающая влияние получаемой информации на поведение человека.

Боуден и Робинсон определили информационную перегрузку как «состояние цивилизации, при котором объем потенциально полезной и актуальной информации, превышает возможность ее обработки средним человеком и становиться помехой, а не подспорьем». Простой пример. Человеку нужно построить дом, но он его не строит, потому что безнадежно застрял на этапе изучения информации о том, как строить дом.

Виды информационной перегрузки

1. Информационный вампиризм — зависимость от информации, получаемой через Интернет или телевидение. Человек не отрывается от телевизора или не вылезает из глобальной сети, что по сути приобретает форму бегства от личных проблем и компенсации жизненной неустроенности. Это похоже на любую химическую зависимость — алкоголизм, наркоманию и прочие зависимости.

2. Многозадачность — необходимость заниматься несколькими делами одновременно. Но, как уже не раз доказано опытным путём, в один момент времени человек может заниматься лишь одним делом, держа в кратковременной памяти от 5 до 7 элементов. В такой атмосфере человек тратит гораздо больше энергии на переключение внимание между объектами концентрации, чем на саму работу, потому что каждый раз при переключении приходится, как бы, освежать память. Это похоже на работу оперативной памяти компьютера или телефона, когда переключаясь между приложениями происходит их частое обновление. О таком виде инфоперегрузки можно сказать, что человек только «делает вид, что работает», так как его продуктивность невелика.

3. Добывание фактов — ситуация, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно «перелопатить» огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются. Это «куркульный» подход также опасен, так как неизбежно превращает всю потенциально полезную информацию в бесполезный хлам (не применённую).

Информационный взрыв.

Информация в современном мире накапливается угрожающими темпами — согласно словам Эрика Шмидта (Eric Schmidt), бывшего CEO Google, «От начала цивилизации и до 2003 года было создано около 5 Экзабайт (5 000 000 000 Гб) информации. Теперь человечество создает столько данных всего за 2 дня».

Цифровая Вселенная растет быстрее, чем предполагалось в самых смелых прогнозах: специалисты из аналитической фирмы International Data Corporation (IDC) предполагали, что к началу 2011 года человечество накопит до 1,8 Зб информации, однако масштабное исследование корпорации ICANN выявило наличие 2,56 Зеттабайта цифровых данных в мире уже в сентябре того же года. Заметим, что гораздо более ранее исследование Бона и Шорта, указавших объем потребления информации в 3,6 Зеттабайта только для США, учитывало неоднократное обращение пользователя к одному и тому же источнику трафика (например, к серверам многопользовательских игр).

Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30%. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт.

Медитация — пожалуй, самый эффективный из методов эмо-инфочистки и скорая помощь при переживании острого иноформационно-эмоционального перегруза. Перейдите, скачайте, сделайте. Будет еще много полезного, если подпишитесь на рассылку. Никакого спама.

Кстати, полезно будет знать, что в устройстве нашего организма есть система самозащиты от сверх эмоционального раздражения. Она называется «ступор». Если сравнить психику с автомобилем, то ступор будет соответствовать торможению «с полной блокировкой колес». Менее выраженная форма ступора — «легкое притормаживание» — это полюбившаяся многим депрессия. Депрессия — менее выраженная реакция на инфоперегруз.

Вот несколько советов, которые могут помочь в поддержании текущего порядка в голове.

  • Собирайте только полезную информацию. Не пытайтесь узнать все обо всем: при нынешних темпах производства информации это невозможно.
  • Будьте честны с самим собой. Если вас что-то беспокоит, не стоит «топить» свою тревогу в море ненужной информации.
  • Не хватайтесь за несколько дел сразу, работайте над своими задачами поочередно.
  • Планируйте свое время, выделяйте важные и второстепенные, срочные и не срочные задачи.
  • Соблюдайте баланс между работой и отдыхом, высыпайтесь и отдыхайте (это самое сложное).
  • Пользуйтесь прекрасной свойством мозга — забывать все лишнее и само-очищаться.

Ну и напоследок еще несколько любопытных фактов:

По данным экспертов, около 1 петабайта текстовой информации во всем Интернете, а также всё написанное человеком, статьи, книги, учебники и т. д. При этом объем памяти мозга по разным оценкам составляет порядка зетабайта. Однако человека нельзя рассматривать как устройство запоминания, типа как флешку, ведь он может создавать информацию самостоятельно, быть её источником. Флешки и компьютеры на такое не способны, поэтому это сравнение неприемлемо. И вообще, все информация существует по причине существования человека. Он центр, источник, пользователь.

  • информационная перегрузка вызывает серьезный стресс и ведет к общему ухудшению здоровья,
  • а чрезмерное использование социальных медиа может даже привести к потере кратковременной памяти!

По мере возможности избегайте информационной перегрузки. Предупрежден — вооружен.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА

Если сверхвозбуждение на сенсорном уровне увеличивает искажение, с которым мы воспринимаем реальность, то когнитивное (на уровне сознания) сверхвозбуждение создает помехи нашей способности «думать». Одни люди реагируют на новость непроизвольно, другие сначала осознают и обдумывают ее, и это зависит от способности впитывать, обрабатывать, оценивать и хранить информацию.

Рациональное поведение, как правило, зависит от непрерывного поступления потока данных от окружающей среды. Оно зависит от возможности индивида предсказать более или менее точно и честно последствия своих собственных действий. Индивид должен быть способен предвидеть, как будет реагировать окружающая среда на его действия. Поэтому здравый ум как таковой строится на этой человеческой способности предвидеть свое непосредственное личное будущее, основываясь на информации из окружающей среды.

Однако когда индивид окунулся в быстро и хаотично меняющуюся ситуацию или в напичканную новостями среду, точность его предвидения стремительно падает. Он не может больше делать разумные корректирующие оценки, от которых и зависит рациональное поведение.

Для того чтобы компенсировать это, чтобы поднять точность своего предвидения до нормального уровня, человек должен схватывать и далее получать гораздо больше информации, чем до того. Он должен это делать с экстремально большой скоростью. Короче, чем быстрее возникают изменения и новизна в окружающей среде, тем в большей информации нуждается индивид, чтобы наиболее эффективно реагировать и принимать рациональные решения.

Однако есть пределы восприятия сенсорной информации, есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию. Говоря словами психолога Джорджа Миллера из Рокфеллеровского университета, это «строгие ограничения на количество информации, которое мы в состоянии принять, обработать и запомнить». Классифицируя информацию, реферируя и «кодируя» различными способами, мы в состоянии расширить эти пределы до тех пор, пока не получим веские основания считать, что наши возможности исчерпаны.

Для того чтобы обнаружить и измерить эти внешние пределы, психологи и специалисты в теории информации используют методы тестирования того, что они называют «пропускной способностью каналов» человеческого организма. Для того чтобы осуществить эти эксперименты, они рассматривают человека в качестве «канала». Информация входит в него извне. Она воспринимается и перерабатывается, затем «выходит» в виде поступка, основанного на принятом решении. Скорость и точность переработки человеком информации может быть измерена сравнением скорости подачи входной информации со скоростью и точностью выходной информации.

Информация определяется и измеряется в особых единицах, называемых бит. Теперь эксперименты устанавливают скорость обработки информации, включая широкий круг заданий: чтение, печатание на машинке, игра на пианино, чтобы создать числовые шкалы или вычислительное устройство. И поскольку исследователи расходятся в мнениях относительно точности получаемых данных, они строго договариваются о двух основных принципах: во–первых, что человек имеет ограниченную «пропускную способность»; во–вторых, что переполнение системы приводит к серьезным нарушениям в поведении. Представим себе, например, рабочего сборочного конвейера на фабрике, производящей детские кубики. Его работа - нажимать на кнопку всякий раз, когда красный кубик проходит перед ним по ленте конвейера. Пока лента конвейера движется с умеренной скоростью, у него не возникает серьезных трудностей. Его деятельность проходит со стопроцентной точностью. Мы знаем, что, если скорость слишком мала, его сознание будет рассеиваться, мысли блуждать и его деятельность будет ухудшаться. Мы также знаем, что, если лента движется слишком быстро, он будет работать неуверенно, пропускать моменты нажатия кнопки, путаться, возрастет несогласованность его действий и работы конвейера. Он станет напряженным и раздражительным. Он может даже ударить по машине - от полного бессилия. В конце концов он откажется участвовать в тестировании.

В этом случае требования к информации просты, но картина подходит и для более сложного испытания. Пусть теперь кубики, идущие по ленте конвейера, разноцветные. Рабочему полагается нажимать кнопку только тогда, когда появляется определенное сочетание цветов - ну, скажем, за желтым кубиком следуют два красных и один зеленый. В этом задании он должен получать и обрабатывать гораздо больше информации, перед тем как решить, нажимать ли ему на кнопку. Все остальное остается прежним, и у него будут такие же трудности, возрастающие по мере ускорения движения линии конвейера.

В еще более усложненном задании мы не только ставим рабочего в зависимость от количества данных, которые он должен переработать, перед тем как решить, нажимать ли ему кнопку, но мы заставляем его решать, какую из нескольких кнопок ему нажать. Мы также меняем число нажатий на каждую кнопку. Теперь его задание выглядит так: для набора цветов желтый–красный–красный–зеленый нажми на кнопку номер 2 один раз; для набора зеленый–голубой–желтый–зеленый нажми на кнопку номер 6 три раза; и т. д. Такие задания требуют от рабочего обрабатывать большое количество информации, чтобы выполнить данное ему задание. Изменение скорости конвейера в этом случае сразу сведет на нет точность его работы. Подобные эксперименты были проведены для того, чтобы оценить влияние дополнительной степени сложности задания на поведение исполнителя. Тесты усложнялись, они включали световые вспышки, музыкальные звуки, письма, символы, разговоры и широкий круг других раздражителей. Испытуемых просили постукивать пальцами по столу, говорить отдельные фразы, решать головоломки, а также выполнять набор других заданий - это приводило их к полной неспособности что–либо делать.

Результаты недвусмысленно показали, что, независимо от характера задания, существует скорость предъявления, превысив которую, задание выполнить нельзя - и не просто из–за неадекватности мышечного усилия, отсутствия проворства, ловкости. Предел скорости чаще навязывался сознанием, а не мышечными ограничениями. Эти эксперименты обнаружили также, что чем больше времени давалось испытуемому на выбор решения и доведение дела до конца, тем больше альтернативных линий поведения ему открывалось.

Ясно, что эти открытия могут помочь нам понять известные формы психологических и даже психических расстройств. Руководители озабочены требованиями быстрого, непрерывного и комплексного принятия решений; люди завалены информацией, фактами и все время подвергаются тестированию; домохозяйки противостоят орущим детям, резким телефонным звонкам, сломанным стиральным машинам, воплям рока из комнаты подростков и жалобному вою телевизора из маленькой гостиной. Способность людей думать и действовать существенно ослаблена воздействием, наплывом информации, сокрушающей их органы чувств. И более чем вероятно, что некоторые симптомы, отмеченные у солдат, попавших в состояние стресса во время сражения, у жертв стихийных бедствий и у путешественников, испытавших культурный шок, родственны этому типу информационной перегрузки.

Один из пионеров изучения информатики, д–р Джеймс Г. Миллер, директор института исследования душевного здоровья при Мичиганском университете, решительно заявил, что «насыщение человека информацией в количествах, больших чем он в состоянии переработать… ведет к срыву». Он заявил, что уверен в том, что информационная перегрузка может быть причиной различных форм душевных заболеваний.

Например, одна из поразительных черт шизофрении - «неточная ассоциативная реакция». Идеи и слова, которые должны быть связаны по аналогии в мозгу субъекта, не соединяются, и наоборот, соединяются те, которые у нормальных людей совершенно не ассоциируются друг с другом. Шизофреник стремится думать в случайных или чересчур субъективных категориях. Если дать набор различных фигур - треугольников, кубов, конусов и т. п., - нормальный человек разберет их, исходя из их геометрических свойств. Шизофреник, которого попросят классифицировать их, скорее всего скажет: «Это все солдаты» или «Они все наводят на меня уныние».

В книге «Беспорядки в информации» Миллер описывает эксперименты, в которых использовались тесты на ассоциации слов, позволившие сравнить нормальных людей и шизофреников. Нормальные испытуемые были разбиты на две группы, у них просили найти ассоциации различных слов с другими словами или понятиями. Одна группа работала в своем естественном ритме. Вторая работала под давлением ограничения по времени, т.е. в условиях убыстряющегося поступления информации. Испытуемые, находящиеся в условиях ограничения времени, выдали реакции, более похожие на реакции шизофреников, чем на реакции нормальных испытуемых, работавших в собственном ритме. Аналогичные эксперименты, проводившиеся психологами Г. Уздански и Л. Чапменом, сделали возможным более тонкий анализ типов ошибок, которые совершали испытуемые, работавшие под давлением ограничения времени и высокой скорости предъявления информации. Они тоже заключили, что возрастание скорости реакции среди нормальных людей дает ошибки того же характера, что и ошибки, характерные для шизофреников.

«Можно предположить одно, - заключает Миллер, - …что шизофрения (как все еще непознанный процесс, возможно, связанный с дефектом метаболизма, который усиливает нервный «шум») снижает пропускную способность каналов, что включает в себя и обработку познавательной информации. Шизофреники, таким образом… испытывают трудности при получении информации, входящей с обычными скоростями, точно так же как нормальные люди испытывают трудности при получении информации с увеличенными скоростями. В результате шизофреники при обычных скоростях поступления информации делают такие же ошибки, какие делают нормальные люди при ускоренных темпах поступления информации». Короче, Миллер доказывает, что механизм человеческого поведения ломается под действием перегрузки информацией, что может быть связано с психопатологией, а это мы еще не начинали изучать. Но уже сейчас, не понимая ее потенциального влияния, мы увеличиваем скорости изменений в обществе. Мы давим на людей, заставляя их адаптироваться к новым ритмам жизни, сталкиваться с новыми ситуациями и справляться с ними за все более короткое время. Мы заставляем их выбирать быстро меняющиеся предметы. Другими словами, мы побуждаем их обрабатывать информацию с гораздо большей скоростью и в более быстром ритме, чем в медленно меняющихся обществах. Поэтому можно не сомневаться, что мы подвергаем по меньшей мере некоторых из них перевозбуждению сознания. Какие последствия это будет иметь для душевного здоровья людей в технически развитых обществах - еще надо определить.

Информационная перегрузка сознания становится всё более распространённой проблемой общества. Сегодня учёные говорят об этом как о вполне реальной угрозе для здоровья, ставя её в один ряд с другими факторами физических болезней.

Жизнь современного человека немыслима без информации. Мы живём в информационном потоке - стремительном, безграничном и быстро меняющемся. Доступность информации, её неохватный объём, возможность в любую секунду узнать то, что вас интересует и даже больше - это и есть современный информационный мир. Однако такая среда вовсе не помогает накапливать знания, развивать мозг и мышление. И, даже наоборот, может привести к информационной перегрузке сознания.

Это состояние возникает, когда количество поступающей полезной информации превосходит возможности её восприятия, т. е. наше сознание становится не способно справиться с таким информационным потоком. Наше сознание впитывает всю доступную для него информацию. Когда информации становится слишком много, мозг уже будет не в состоянии воспринимать настоящие знания, и наступает перенасыщение.

К сожалению, в большей или меньшей мере, состояние информационной перегрузки знакомо большинству из нас: сложность концентрации внимания, хаос в мыслях и сознании, проблемы с памятью, дезориентация, «застревание» в голове назойливой музыки или отдельных слов и фраз, постоянное желание «выговориться», напряжённость тела (челюстей и задней части шеи), бессонница, шум в ушах при засыпании, бормотание во сне. Также одним из серьёзных симптомов информационной перегрузки является тошнота в сочетании с неправильным положением тела, например, при работе за компьютером.

На первый взгляд может показаться, что подобные состояния являются преходящими и не особо опасными для здоровья. Однако это не так. Информационная перегрузка - это, прежде всего, серьёзный стресс, а стресс ослабляет иммунную систему. Организм лишается своей природной защиты и становится уязвим для болезней. Поэтому сегодня многие специалисты не безосновательно считают, что информационная перегрузка опасна, как и любое другое заболевание, и без должного внимания способна вызывать серьёзное ухудшение здоровья.

Существует несколько причин возникновения информационной перегрузки. Первая, и наиболее распространённая, - это зависимость: неконтролируемое многочасовое просиживание в интернете или у телевизора. В психологическом смысле такая зависимость имеет много общего с другими видами зависимости и имеет ту же основу: «позволяет» отключиться от реального мира и своих проблем, оставить их решение на потом. Такая мнимая компенсация только усугубляет существующие проблемы.

Вторая причина - неумение планировать работу: желание «сделать всё и сразу». Наибольшую перегрузку мы испытываем тогда, когда пытаемся сделать несколько дел одновременно. На переключение между задачами уходит гораздо больше сил, что приводит к уменьшению продуктивности мышления и переутомлению.

Третья - по мере выполнения одной задачи вы отвлекаетесь на другие вопросы, которые, возможно, также связаны с вашей основной задачей, но всё же требуют затрат энергии.

Четвёртая - общая усталость организма, вызванная недостатком сна. В этом случае информационная перегрузка создаёт дополнительное давление на мозг и нервную систему.

Здесь мы перечислили только основные, наиболее распространённые причины появления информационной перегрузки. К каким последствиям может привести такое состояние и как с ним бороться?

Последствия информационной перегрузки

Одним из последствий информационной перегрузки является долгосрочная потеря сна. В результате этого нервная система и мозг не способны переключиться на другой режим, и человеку даже может казаться, что он не нуждается во сне. Другие последствия информационной перегрузки:

  • повышенная утомляемость;
  • отсутствие аппетита;
  • агрессивность, возбудимость;
  • приступы гнева и раздражительности;
  • панические и депрессивные состояния, навязчивый страх;
  • ухудшение работоспособности мозга и памяти;
  • обострение хронических заболеваний.

Как бороться с информационной перегрузкой?

1. Чётко планируйте задачи, цели и объёмы работы, не отвлекайтесь на второстепенную информацию.

2. Составляйте план рабочего дня, выделяя главные и второстепенные задачи.

3. Выполняйте задачи поочередно, по одной.

4. При возникновении идеи, не связанной с текущей задачей, запишите её, и продолжайте работать над основной.

5. Не пытайтесь запомнить всё, выделяйте и «фильтруйте» необходимую информацию.

7. Не забывайте о своевременном отдыхе и сне. Перерыв - это не потеря времени, а хорошая «перезагрузка» мозга.

8. Не засыпайте с включённым радио или телевизором. Во время сна мозг должен максимально отдохнуть.

9. В перерыве постарайтесь отключиться от всей работы.