Неразборный кулер. Как разобрать и смазать вентилятор если он тарахтит?


Как разобрать и смазать вентилятор если он тарахтит?

Как разобрать, смазать и потом собрать вентилятор (Fan), если он начал шуметь больше обычного. Статья в основном посвящена профилактическому обслуживанию вентиляторов собранных на подшипниках скольжения.

Если один из вентиляторов, расположенных в вашем системном блоке, начал шуметь или тарахтеть больше обычного, то причина, как правило, заключается либо в износе подшипника, либо в отсутствии смазки. Подробнее на http://сайт/ru/

Вентиляторы, применяемые для охлаждения системного блока (Case), процессора (Core), видеокарты (Video card, AGP), винчестера (HDD) и памяти (RAM), различаются размером, конструкцией и типом применимых подшипников.


Самые интересные ролики на Youtube


В вентиляторах используется всего два вида подшипников: подшипники скольжения, в том числе гидроподшипники, и качения - шарикоподшипники. Есть, правда, ещё варианты, когда, например, вал вентилятора поддерживается дополнительно магнитным полем и т.д., но это обстоятельство никак не отражается на профилактическом обслуживании и ремонте вентиляторов.

У всех вентиляторах применяемых в ПК нет коллектора, а используется электронный коммутатор обмоток. Поэтому, основными деталями подверженными механическому износу являются подшипники.

Вентиляторы на шарикоподшипниках.

В этих вентиляторах износу могут быть подвергнуты, как сами шарикоподшипники в количестве две штуки, так и посадочные места в которые они установлены, но последнее случается реже.

В первую очередь изнашивается тот шарикоподшипник, который находится со стороны крыльчатки, так как он испытывает большие нагрузки. http://сайт/ru/

В большинстве вентиляторов используются радиальные шарикоподшипники, причём, в конструкции бюджетных вентиляторов не предусмотрена возможность выборки радиального и осевого люфтов. Это приводит к преждевременному износу шарикоподшипников и увеличению шума всего вентилятора.

Ремонт вентилятора на шарикоподшипниках целесообразен только в случаях, когда нет возможности найти ему подходящую замену. Таким вентилятором, например, может быть вентилятор необычной конструкции для ноутбука или видеокарты. В этих случаях можно подобрать похожий по размерам новый вентилятор и переставить из него шарикоподшипники взамен изношенных, если они конечно туда подойдут.

Вентиляторы на подшипниках скольжения.

На чертеже показан вентилятор на подшипнике скольжения в разрезе.





1 – крыльчатка,

2 – корпус,

3 – постоянный магнит,

4 – печатная плата с элементами управления,

5 – статор с обмотками,

6 – стопорное кольцо,

8, 10 – маслосбойные кольца,

9 – втулка подшипника.


Здесь износу подвергается вал мотора и втулка подшипника. Причём, в большинстве вентиляторов, используется всего одна втулка, которая охватывает всю свободную длину вала. Однако, в отличие от миниатюрных шарикоподшипников, у подшипников скольжения нагрузка распределяется по значительной площади поверхности подшипника, что при наличии смазки делает эти устройства довольно надёжными в эксплуатации.

Причины, по которым начинают шуметь не выработавшие свой ресурс вентиляторы, собранные на подшипниках скольжения, следующие: высыхание смазки, вытекание смазки, использование некачественной смазки и отсутствие смазки (бывает и такое).

Обычный бюджетный вентилятор, работающий по 12 и более часов в сутки, желательно смазывать не реже, чем один раз в год при первой ревизии и через полгода при каждой очередной. Чем чаще делается подобная профилактика, тем меньше износ подшипников и соответствующий ему шум вентилятора.

Вентиляторы, работающие от пониженного напряжения питания, можно смазывать чуть реже. Высокооборотные вентиляторы малого размера следует смазывать в два раза чаше крупных корпусных и процессорных вентиляторов.

Инструменты, которые могут понадобиться при сборке-разборке и чистке вентилятора.




Для разборки вентилятора сначала удаляем фирменную этикетку. Затем удаляем резиновую заглушку. (В мелких вентиляторах её функции может выполнять этикетка).








Теперь можно удалить стопорную шайбу при помощи той же отвертки или пинцета. Но, я настоятельно рекомендую перед окончательным удалением стопорной шайбы накрыть её вместе с инструментом кусочком ткани! Это предотвратит потерю шайбы.





Удаляем резиновое кольцо. Выталкиваем отвёрткой или шилом вал из подшипника.





Удаляем второе резиновое кольцо. На рисунке справа минимальный набор мелких деталей, которые должны быть использованы при последующей сборке. Это два резиновых маслосбойных кольца и стопорная шайба (если вы её ещё не потеряли). В некоторых моделях вентиляторов может дополнительно быть одна или две фторопластовые шайбы.





Теперь следует кисточкой очистить корпус вентилятора и крыльчатку от пыли, а кусочком хлопчатобумажной ткани все детали подшипника от следов старой смазки.

Застарелую органическую смазку можно удалить бензином, а силиконовую ацетоном, но при этом следует соблюдать осторожность, так как подобные растворители могут испортить внешний вид пластмассовых изделий некоторых вентиляторов. В этом плане самым безобидным растворителем является спирт, но он плохо растворяет жиры.

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала, предварительно надев первое малосбойное резиновое кольцо. Количество масла удобно дозировать мелкой отвёрткой соответствующего размера. Чем шире жало отвёртки, тем крупнее капля масла.





Вставляем вал в подшипник. Подкладываем под крыльчатку что-нибудь вроде этого кольца на рисунке справа, чтобы её (крыльчатку) можно было вдавить внутрь корпуса вентилятора. Это нам поможет при установке стопорной шайбы.





Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала и одеваем второе маслоотбойное кольцо.





Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала и затем проталкиваем её в дальше в зазор. При этом нужно пальцами прикрыть пинцет и шайбу так, чтобы ей не было больше куда деваться, кроме движения вниз. Это предотвратит потерю шайбы.





После установки стопрной шайбы можно устанавить на место заглушку и фирменную этикетку.




Масло для смазки подшипников скольжения.

Профессор Преображенский: «… А во-вторых, - бог их знает, чего они туда плеснули. Вы можете сказать - что им придет в голову?»


Доктор Борменталь: «Все, что угодно!»


Ни в коем случае не используйте для смазки вентиляторов пищевое растительное масло, густые смазки и технический вазелин!

Можно использовать, машинное, веретённое, силиконовое, синтетическое, минеральное, бытовое и другие масла продающиеся в розничной сети. Если о масле известно больше, чем просто название, то нам подойдёт масло предназначенное для смазки высокооборотных подшипников скольжения.

Смазочные материалы отличаются по куче разных параметров, но большинство из них мы не можем проверить.

Однако есть один важный параметр, который легко определить на глаз, это вязкость. Даже болтая пузырьки с маслами разной вязкости можно определить, какое из них более вязкое. Косвенным подтверждением может служить и размер капли, который удерживается на рабочей поверхности отвёртки.

Масло с низкой вязкостью может вытечь из подшипника не имеющего сальников (а их нет в большинстве бюджетных вентиляторов), а с очень высокой вязкостью может затруднить вращение ротора мотора.


Однако любая смазка лучше, чем её отсутствие.

Близкие темы.

При работе системного блока можно услышать гул. Многих пользователей компьютеров это настораживает. Поначалу шум возникает в момент включения системного блока, через несколько минут пропадает. Этот шум исходит от одного из кулеров.

Читайте также:

Шум исчезает потому, что смазка нагревается и протекает в подшипник, смазывая его. Однако через некоторое время шум становится постоянным, так как смазка закончилась. Если появился шум в кулере, необходимо смазать подшипник. Если этого не сделать, он износится и придется приобретать новый вентилятор.

Смазку подшипников можно произвести при помощи машинного масла. Используя разные виды смазок, я выбрал наилучшую, которая подходит для подшипников. Она может быть, как самостоятельно изготовлена, так и куплена. Если масло отсутствует, можно воспользоваться моторным маслом, пару капель которого можно добыть при проверке уровня в двигателе.

Однако смазка шариковых подшипников (качения), скольжения не всегда дает хороший результат. Так как шум может происходить из-за износа обоймы, оси, втулки. В таком случае смазка снизит шум на некоторое время. Если обнаружено медленное вращение кулера (причина зависания компьютера, перегрева процессора) или шум, вызванные загустением или полным высыханием смазочной жидкости, новая смазка увеличит срок работы вентилятора вдвое.

Конструктивно кулеры ни чем не отличаются. Будь то вентиляторы блока питания, процессора, видеокарты. Отличий несколько- это производительность и способ крепления. Разборка, смазка и сборка кулеров происходит в одинаковом порядке.

Для того, чтоб произвести смазку кулера, следует снять его с радиатора, затем разобрать. Без снятия произвести смазочные работы не удастся, так как поверхность со смазкой прижата к радиатору. Если кулер находится на радиаторе процессора, он закреплен при помощи защелок, которые с первого раза не заметны. Прежде чем приступить к разборке кулера, необходимо со стороны, на которой располагаются провода, отклеить эмблему. Она приклеена липким слоем. Отдирать нужно медленно, ничего не повредив.

Некоторые кулеры имеют резиновую пробку. Она извлекается при помощи острого инструмента. Следует только поддеть ее по краям. Это делается при малейших усилиях, так как пробка не приклеена.


Крыльчатку кулера удерживает пластиковая плоская шайба, которая разрезана и зафиксирована в месте проточки оси. Чтоб извлечь крыльчатку, необходимо снять эту шайбу.


Снимать ее придется двумя инструментами. На глаз определить место разреза сложно, поэтому иголкой проходим по поверхности шайбы, слегка придавливая, пока не нащупаем это место. Отверткой прижмем шайбу около места разреза, а шилом или иглой поддеваем другую сторону. После этих действий шайба выйдет из паза.

Эта операция должна быть проделана аккуратно, не сломав и не потеряв шайбу. Бывает такое, что она улетает в сторону, приходится ее искать. Если шайба потеряется, работа кулера будет невозможна. По той причине, что крыльчатку нечем будет прижимать. Далее следует извлечь резиновое кольцо, затем вынуть саму крыльчатку. На ее оси есть еще одно колечко, его тоже нужно снять.


Давно работающий кулер имеет стертые резиновые кольца. Они могут быть, как полностью стерты, так и частично. Зачастую на месте колец остаются изношенные кусочки. Найти резиновые кольца на рынке не возможно, такие мелкие запчасти не продаются.

Смазанный подшипник не прекратит издавать шум, если колец не будет на месте. Так как будет смещение крыльчатки по оси. Можно поискать старые вентиляторы, может на них есть хотя бы одно уцелевшее кольцо.

Зачастую быстро изнашиваются кольца, которые располагаются в месте фиксирующей шайбы. Вся нагрузка при работе возлагается на него. Если есть уцелевшее кольцо, его нужно установить на оси перед шайбой, фиксирующей крыльчатку. Тогда кулер должен работать тихо. Если этого не произойдет, придется привыкнуть к шуму или приобрести новый кулер.

Как смазать кулер

Перед смазкой кулера, возьми салфетку, смочите ее любым растворителем и удалите все продукты износа вместе со старой смазкой. Особенно вычистите насухо отверстие втулки подшипника. На трущие части кулера тонким слоем наносится смазка, сборка производится в обратном порядке.

Если вы обнаружили, что этикетка разорвалась, либо не хочет приклеиваться на место, протрите поверхность кулера, удалив остатки масла. Если наклейка все же не хочет прилипать, приклейте вместо нее скотч. Он защитит подшипник кулера от попадания пыли.

Графит применяется в виде смазочного материала потому, что он имеет чешуйчатые кристаллы, которые в свою очередь обеспечивают тонкое покрытие поверхности. Масло выступает в роли связующего для графита. Самостоятельно приготовленная смазка, нанесенная на поверхность подшипника, обеспечит длительный срок эксплуатации кулера. Так как в ее состав входят графит и синтетическое масло.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для того, чтоб самостоятельно приготовить смазку, следует взять пару капель синтетического масла, добавить графит. Все это перемешивается до образования однородной массы. Получившаяся смазка должна быть густой.

Компьютерные проблемы можно поделить на две части: первая часть — системные проблемы, а вторая — сугубо механические. Сегодня я расскажу вам о том, как решить две механические проблемы: как самому приготовить альтернативный заменитель смазки для кулеров и как ускорить работу старого кулера. Итак!

Довольно часто поступают жалобы на плохое охлаждение системы, которые приводит к «зависанию» и «торможению» программ или всей системы в целом. Какие советы вам дают на форумах? Вот некоторые из них:

  1. «чувак, поменяй кулер!»;
  2. «чувак, поменяй термопасту»;
  3. «брателло, почисть системный блок от пыли» (самый умный, пожалуй);
  4. «советую поменять кулеры, блок питания и весь компьютер (бывает и такое, не смейтесь)»;
  5. «отнеси в сервис — там точно помогут (супер-совет от «гуру»)» и тому подобное!

Если у вас относительно новый компьютер, то проблема перегрева кроется в пыли: она просто забила вращающиеся механизмы, а те, в свою очередь, потеряли оптимальную скорость вращения. Вот вам и перегрев! Что делать? Чистить!

Снимаем стенку с системного блока, вынимаем блок питания и чистим все кулеры, которые стоят у вас в компьютере. Но чистить надо не только видимые поверхности: необходимо ещё и смазать вращательный поршень (это такой стержень, на котором крепятся лопасти кулера). Для этого надо разобрать сам кулер.

Делается это очень просто. На кулере есть этикетка-логотип — снимаем её. Под этикеткой видим маленькую темную пробку — снимаем и её. Теперь берем фонарик и смотрим внутрь: там вы увидите такую маленькую штучку, которая называется стопорное кольцо. Снимите его с помощью иглы: просто просуньте иглу и осторожно отодвигайте в сторону и в верх — кольцо слетит. (На самом деле — это полу кольцо: оно не сплошное и похоже на подкову). Короче, сняли шайбу-кольцо и протолкнули стержень вниз — кулер разделится на две части: верх и низ (всё, сломали. Шутка). Возьмите ватную палочку и спирт. Прочистите все щели от грязи, обмакнув палочку спирт (спирт не пейте — нельзя превращать работу в удовольствие!). После очистки кулер необходимо смазать, но не весь, конечно. Смазать надо только стержень и вход для стержня (то есть, отверстие, в которое стержень вставляется).

Стопорное кольцо (шайба-кольцо) куллера охлаждения

И вот мы подошли к моменту истины: а что делать, если у вас нет специального масла для смазки кулеров? Ну, вот нет и всё! Бежать покупать? Можно, конечно, но вы знаете, что именно вы должны купить? Сомневаюсь. Ладно, не «парьтесь»: выход есть и он прост, как рубль двадцать (почему рубль двадцать? Не знаю, к слову пришлось). Возьмите пипетку, спирт, масло подсолнечное и столовую ложку. Капните в столовую ложку три капли спирта и две капли масла. А теперь хорошенько перемешайте эти два компонента. Всё: альтернативная смазка готова — можете использовать. Единственный минус сего препарата заключается в том, что менять смазку вам придется раз в десять-двенадцать дней, ибо спирт испаряется, а масло густеет и засыхает. Но я же не говорил, что мой рецепт — панацея. Я сказал — альтернатива. Кстати: это лишний повод, чтобы убрать залежи пыли из недр компьютера.

Ещё в качестве смазки для кулера можно использовать косметические крема, такие наверное есть в косметичке вашей подруги. Желательно подобрать крем средней консистенции на жировой основе. Использование косметического крема более рациональный вариант нежели подсолнечное или оливковое масло, более густая консистенция гарантирует меньшую текучесть смазки, что в сою очередь увеличит временной промежуток до следующего ТО вашего вентилятора.

А теперь — про ускорение кулера. Когда кулер замедляет свои обороты, то вовсе не обязательно его сразу выбрасывать: из него ещё можно многое выжать! И сделать это очень просто: вся хитрость кроется в СТОПОРНОМ КОЛЬЦЕ, о котором вы только что читали. Если ваш кулер вращается медленно, то смажьте его, но в момент сборки — просто не надевайте стопорное кольцо и увидите, насколько быстрее стал вращаться ваш вентилятор. Но пробку-заглушку и наклейку-логотип верните на место обязательно: это предохранители от пыли.

Вот и всё. Всего вам доброго и до новых встреч!

От администратора сайта.

Внимание! Описные здесь технологии обслуживания кулеров не гарантируют работоспособность вашего оборудования и применение их связано с определёнными рисками. Например, установка лопастей вентилятора без стопорного кольца, чревата его вылетом из корпуса. В результате развития такого сценария вы рискуете не только выходом из строя самого кулера но и физической целостностью остальных элементов системы: материнской платы, видеокарты, и других устройств.