Компьютерная мышь определение. Как работает компьютерная мышь

Сегодня мышь - необходимое устройство ввода для всех современных компьютеров. Но совсем недавно все было по-другому. Компьютеры не имели графического команды и данные можно было ввести только с помощью клавиатуры. А когда же появилась самая первая Вы будете удивлены, увидев, какую эволюцию пережил этот привычный для каждого предмет.

Кто изобрел первую компьютерную мышь?

Считается отцом этого прибора. Он был из тех ученых, которые стараются приблизить науку даже к простым людям и сделать прогресс доступным каждому. Он изобрел первые компьютерные мыши в начале 1960 годов в своей лаборатории в Стэнфордском исследовательском институте (ныне SRI International). Первый прототип был создан в 1964 году, в заявке на патент на это изобретение, поданной в 1967 году, он был назван как "Индикатор положения XY для системы с дисплеем". Но официальный документ под номером 3541541 был получен только в 1970 году.

Но все ли так просто?

Казалось бы, всем известно, кто создал первую компьютерную мышь. Но технология трекбола (шарового привода) впервые была использована гораздо раньше Военно-морским флотом Канады. Тогда, в 1952 г., мышь представляла собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, которая могла бы ощущать смещение шара и имитировать его движения на экране. Но мир узнал об этом только годы спустя - ведь это было секретное военное изобретение, которое никогда не патентовали и не пытались производить массово. Спустя 11 лет оно уже было известным, но Д. Энгельбарт признал его неэффективным. В тот момент он еще не знал, как соединить его видение мыши и это устройство.

Как появилась идея?

Основные идеи по поводу изобретения впервые пришли в голову Д. Энгельбарту в 1961 году, когда он был на конференции по компьютерной графике и обдумывал проблему повышения эффективности интерактивных вычислений. Ему пришло в голову, что, используя два маленьких колесика, которые движутся по столешнице (одно колесо поворачивается по горизонтали, а другое - по вертикали) компьютер может отслеживать сочетания их вращения и, соответственно, перемещать курсор на дисплее. В какой-то степени принцип действия похож на планиметр — инструмент, используемый инженерами и географами, чтобы измерять расстояния на карте или чертеже и т. д. Тогда ученый записал эту идею в свой блокнот для дальнейшего использования.

Шаг в будущее

Чуть более года спустя, Д. Энгельбарт получил грант от института на запуск своей исследовательской инициативы под названием "Улучшение Человеческого Разума". Под ней он представлял систему, где люди умственного труда, работая на высокопроизводительных компьютерных станциях с интерактивными дисплеями, имеют доступ к обширному информационному онлайн-пространству. С его помощью они могут сотрудничать, решая особо важные проблемы. Но этой системе остро не хватало современного устройства ввода. Ведь чтобы комфортно взаимодействовать с объектами на экране, нужно иметь возможность быстро их выбирать. НАСА заинтересовалась проектом и выделила грант на то, чтобы была сконструирована компьютерная мышь. Первая версия этого прибора похожа на современную разве что размером. Параллельно командой исследователей были придуманы и другие устройства, которые позволяли управлять курсором при помощи нажатия ступней на педаль или передвижения коленом специального зажима под столом. Эти изобретения так и не прижились, а вот джойстик, придуманный тогда же, позже был усовершенствован и применяется до сих пор.

В 1965 году команда Д. Энгельбарта опубликовала окончательный доклад о своем исследовании и различных методов выбора объектов на экране. Были даже волонтеры, которые участвовали в тестировании. Это происходило примерно так: программа показывала объекты в разных частях экрана и волонтеры пытались как можно быстрее кликнуть по ним разными устройствами. По результатам тестов первые компьютерные мыши однозначно превосходили все остальные приборы и были включены в качестве стандартного оборудования для дальнейших исследований.

Как выглядела первая компьютерная мышь?

Она была изготовлена из дерева и была первым устройством ввода, которое помещалось в руку пользователя. Зная принцип ее действия, вас уже не должно удивлять то, как выглядела первая компьютерная мышь. Под корпусом были два металлических диска-колесика, схема. Кнопка была только одна, и провод уходил под запястье человека, держащего прибор. Прототип собрал один из членов команды Д. Энгельбарта, его ассистент Уильям (Билл) Инглиш. Изначально он работал в другой лаборатории, но вскоре присоединился к проекту по созданию устройств ввода, разработал и воплотил в жизнь дизайн нового прибора.

Наклоняя и раскачивая мышь, можно быль нарисовать идеально ровные вертикальные и горизонтальные линии.

В 1967 году корпус стал пластиковым.

Откуда взялось название?

Достоверно никто не помнит, кто первый назвал этот прибор мышью. Ее тестировали 5-6 человек, возможно, что кто-то из них и озвучил сходство. Тем более что первая в мире компьютерная мышь была с проводом-хвостиком сзади.

Дальнейшие улучшения

Конечно, прототипы были далеки от идеала.

В 1968 в Сан-Франциско на компьютерной конференции Д. Энгельбарт представил усовершенствованные первые компьютерные мыши. Они имели три кнопки, помимо них клавиатура доукомплектовывалась приспособлением для левой руки.

Задумка была такова: правая рука работает с мышью, выделяя и активируя объекты. А левая с удобством вызывает нужные команды при помощи маленькой клавиатуры с пятью длинными клавишами, как у пианино. Тогда же стало ясно, что провод под рукой у оператора путается при использовании прибора, и что его нужно вывести на противоположную сторону. Конечно, приставка под левую руку не прижилась, но Дуглас Энгельбарт использовал ее на своих компьютерах до последних дней.

Продолжение работы над усовершенствованием

На дальнейших этапах развития мыши на сцену вышли другие ученые. Самое интересное, что Д. Энгельбарт никогда не получал отчислений со своего изобретения. Так как он запатентовал его как специалист Стэндфордского института, то правами на прибор распоряжался именно институт.

Итак, в 1972 году Билл Инглиш заменил колесики на трекбол, что позволило распознавать движение мыши в любом направлении. Поскольку он тогда работал в компании Xerox PARC, то эта новинка стала частью передовой по тем меркам системы Xerox Alto. Это был миникомпьютер с графическим интерфейсом. Поэтому многие ошибочно считают, что первые в компании Xerox.

Следующий виток развития произошел с мышью в 1983 году, когда в игру вступила компания Apple. Предприимчивый подсчитал стоимость массового производства прибора, которая составила примерно 300 долларов. Это было слишком дорого для обычного потребителя, поэтому было принято решение упростить конструкцию мыши и заменить три кнопки одной. Цена упала до 15 долларов. И хоть это решение до сих пор считают спорным, Apple не торопится менять свой культовый дизайн.

Первые компьютерные мыши были прямоугольной или квадратной формы, анатомический округлый дизайн появился лишь в 1991 г. Его представила компания Logitech. Помимо интересной формы новинка была беспроводной: связь с компьютером обеспечивалась при помощи радиоволн.

Первая оптическая мышь появилась в 1982. Ей для работы был необходим специальный коврик с напечатанной сеткой. И хоть шарик в трекболе быстро загрязнялся и доставлял неудобства тем, что его нужно было регулярно чистить, оптическая мышь до 1998 года была коммерчески невыгодной.

Что дальше?

Как вы уже знаете, «хвостатые» с трекболом уже практически не используются. Технологии, и эргономичность компьютерных мышек постоянно усовершенствуются. И даже сегодня, когда все более популярными становятся устройствам с тачскринами, их продажи не падают.

Такая маленькая деталь как мышка значительно упрощает взаимодействие с компьютером. Но мало кому понравится прыгающий по тексту или в игре курсор мышки. О том как правильно выбрать это нехитрое устройство мы и поговорим в этой статье.

Для офисного компьютера (документы, интернет) достаточно будет самой простой мышки A4Tech, которые даже в нижнем ценовом диапазоне обладают хорошим качеством.
Мышь A4Tech OP-620D Black USB

Для длительной работы с документами, интернетом лучше взять мышку эргономичной формы. Также хорошо если будет широкое колесико, кнопка двойного клика и дополнительная клавиша «Office», помогающая в работе. Такие мышки нужно искать прежде всего среди брендов Logitech и Microsoft, но могут также попасться интересные модели среди более бюджетных брендов A4Tech, Sven и Genius.
Мышь Microsoft Basic Optical Mouse Black USB

Для таких задач как дизайн, архитектура, трехмерное моделирование существуют специализированные мышки с повышенной точностью позиционирования и дополнительными элементами управления (колесики, трекболы). Одними из лучших для этих задач являются мышки Logitech. Но их не всегда можно найти в продаже и стоят они не дешево, поэтому для этих целей можно использовать любую удобную лазерную мышку.
Мышь Logitech M500

Для ноутбука оптимальным вариантом будет беспроводная мышка. Оптимальными по соотношению цена/качество являются беспроводные мышки Logitech и Microsoft. Не рекомендую приобретать беспроводную мышку более дешевых брендов (A4Tech, Genius и т.п.), так как они в основном работают со сбоями (глючат).
Мышь Logitech Wireless Mouse M235 Grey-Black USB

2. Назначение мышки

– это недорогая мышка для обычной работы без каких-либо дополнительных кнопок и функций.

– имеет более удобную, естественную для руки форму, более удобное широкое колесико и дополнительные кнопки, расширяющие ее функциональность и делающие работу удобней.

– ориентирована прежде всего на использование в играх, обычно с более чувствительным сенсором, дополнительными клавишами и прорезиненными поверхностями для лучшего хвата и исключения проскальзывания.

– компактная мышка с коротким проводом, которую удобно носить с ноутбуком. Сейчас к ним на смену пришли еще более удобные беспроводные мышки.

– довольно удобная, но стоит дороже и менее надежна. Она плохо подходит для игрового компьютера, но идеальна для ноутбука.

Специализированные мышки – дорогие модели со специальными элементами управления (боковыми колесиками, трекболами) для использования, например, в дизайнерской сфере.

3. Тип сенсора

Современные мышки имеют оптический сенсор, который бывает светодиодным и лазерным. При этом мышки со светодиодным сенсором называются оптическими, а с лазерным – лазерными.

Оптические мышки стоят дешевле, но имеют не высокую точность позиционирования курсора, так как светодиодный сенсор менее чувствителен чем лазерный и неоднозначно работает на разных поверхностях (стола или коврика). Недорогая оптическая мышка хорошо подойдет для простой офисной работы.

Лазерные мышки более чувствительны, точно позиционируются и хорошо работают на различных поверхностях, но стоят в несколько раз дороже оптических. Если вы любите игры или занимаетесь графикой, то рекомендую приобретать лазерную мышку.

4. Форма мышки

Несимметричная – может иметь удобную эргономичную форму, но не подходит для левши.

Симметричная – подойдет для всех пользователей, как для правши, так и для левши. В последнем случае назначение левой и правой кнопки можно легко поменять в настройках операционной системы.

5. Размер мышки

Бытует мнение, что для удобного использования мышь должна занимать всю ладонь. Значит для большой руки нужна большая мышь, для средней ­– средняя по размеру, для маленькой (детской) – совсем маленькая. Однако, мой опыт показал, что это правило действует только в одном направлении. То есть, для маленькой руки будет неудобным использование мыши большого размера, а вот для большой руки маленькая мышь может быть довольно удобной. Я был удивлен, когда один мой знакомый с довольно крупной кистью руки похвастался приобретением довольно маленькой мышки для своего ноутбука, при этом восхищаясь ее удобством.

Дело все вот в чем. Когда мышка довольно большая и занимает всю ладонь – это конечно может казаться на первый взгляд удобным – рука лежит естественно, кисть меньше устает. Но когда дело доходит до точного позиционирования курсора (при работе с графикой или в играх), то оказывается, что сделать это не всегда легко, так как рука как бы немного висит над поверхностью стола и для перемещения мышки используются суставы локтя и кисти. Курсор часто промахивается мимо мелких деталей и его положение приходиться несколько раз корректировать.

Что касается мышки маленького размера, то безусловно для маленькой (детской) ладошки подойдет только она, так как в противном случае пальцы просто не будут дотягиваться до клавиш и к ним все время придется тянуться. А вот в большой ладони такая мышка способна творить чудеса, так как для ее передвижения не будет использоваться локоть, а только кисть и пальцы. При этом вам не придется держать кисть навесу или опирать ее на саму мышку, так как кисть будет лежать на мягком коврике. Позиционирование курсора в этом случае будет гораздо более точным и быстрым, а движения легкими.

Я уже не раз слышал отзывы людей о положительном опыте работы с маленькой мышкой и ощутил это на себе. Особенно чувствуется разница, когда всю жизнь пользовался большой «удобной» мышкой, а тут вдруг раз и прозрел

Тем не менее, это конечно тоже индивидуально и тут нужен некоторый опыт работы. Благо «качество» современных устройств дает нам возможность за довольно короткий период оценить опыт использования новых моделей ввиду быстрого выхода из строя старых… Хотя моя недорогая игровая мышка A4Tech X7 прожила 7 лет и я бы пользовался ей дальше, если бы мне не подарили новую

6. Клавиши и колесики

Левая и правая кнопки мыши могут быть как отдельными элементами конструкции, так и являться продолжением корпуса. Это не имеет большого значения, главное, чтобы они имели отчетливое нажатие.

Колесико важный элемент управления. Желательно, чтобы оно было обрезинено и имело мелкие насечки. При прокрутке должны отчетливо чувствоваться деления. Нажатие на него должно быть в меру тугим и отчетливым. Для офисной мышки может быть удобно более широкое колесико. Некоторые мышки могут иметь дополнительное колесико для прокрутки в горизонтальном направлении, что может быть удобно если вы работаете с большими форматами документов или чертежами.

Клавиша двойного клика – присутствует на некоторых офисных моделях, позволяет выполнять двойной клик нажатием одной специальной клавиши, что в ряде случаев может быть довольно удобно.

Клавиша тройного клика – присутствует на многих игровых моделях и позволяет выполнять тройной клик нажатием одной специальной клавиши, что используется в играх. Иногда так приятно выпустить очередь из гранатомета во врага

Боковые клавиши – для игровых мышек крайне желательно наличие дополнительных боковых кнопок, на которые можно задать какие-то действия.

Клавиша офис – предназначена для вызова специального меню с ярлыками для запуска основных офисных приложений и используется совместно со специальной программой для мыши. Не является необходимой, но может быть полезна в офисной работе, если вы часто запускаете и закрываете много программ.

Клавиша изменения чувствительности – есть на большинстве игровых мышек. С ее помощью можно быстро менять скорость перемещения курсора, что очень полезно в играх. Обычно мышки имеют 4-5 уровней чувствительности. Если такая кнопка одна, то чувствительность меняется только в большую сторону и сбрасывается на минимум после достижения самого большого значения. Если таких кнопки две, то изменять чувствительность можно как в большую, так и в меньшую сторону, что удобнее.

Программируемые клавиши – на некоторых мышках есть дополнительные клавиши, на которые можно назначить различные сочетания с помощью специального программного обеспечения. Но это больше нужно заядлым геймерам, которые точно знают чего хотят.

7. Длина и толщина провода

Длина провода мышки должна составлять 1,7-2 м. Если длина провода 1,5 м и меньше, то он даже если и дотянется до системного блока стоящего далеко под столом, то будет внатяжку, что сделает использование мышки некомфортным. Обратите внимание, что некоторые, с виду обычные мышки, предназначены для ноутбуков и имеют очень короткий провод.

Что касается толщины провода, то чем он тоньше тем лучше, так как толстый провод будет более тяжелым и хуже скользить по поверхности стола, что будет для вас ощутимо и напрягать при работе мышью. Очень тонкий провод практически неощутим, как будто его и нет вовсе.

Игровые мышки часто имеют провод с оплеткой, что также улучшает эксплуатационные характеристики.

Длину кабеля вы можете посмотреть на сайте производителя, а толщину и наличие оплетки можно определить даже визуально по картинке или сходите посмотрите в живую в магазине.

8. Дополнительные функции

Некоторые, в основном игровые модели, имеют подсветку и программируемые или дублирующие клавиатуру клавиши. Это опять же для тех, кто знает зачем (MMO-RPG).

Некоторые игровые мыши (например, A4Tech Oscar) имеют возможность, с помощью специальной программы, программировать клавиши на выполнение любых клавиатурных комбинаций, что может быть востребовано в играх со сложной системой управления (MMO-RPG). Кроме того в них можно сохранять профили для разных игр и быстро переключать их. Поскольку эти настройки хранятся прямо во внутренней памяти мыши, то подключив ее к другому компьютеру можно сразу пользоваться всеми заданными комбинациями.

Некоторые игровые модели имеют съемные грузики, которые позволяют самым продвинутым геймерам управлять весом мышки. Тут могу сказать, что мышь не должна быть слишком легкой или слишком тяжелой. Игровая мышь должна весить в 2-3 раза больше чем офисная, примерно как современный смартфон 120-140 грамм. Сколько весит мышь можно найти на сайте производителя, поиском в интернете или пойти в магазин и подержать в руках разные модели.

Некоторые дорогие модели могут иметь регулируемую конструкцию, что вероятно оценят геймеры с очень прямыми руками

9. Интерфейс подключения

Старые мышки подключались к компьютеру через разъем PS/2.

Большинство современных мышек имеют разъем USB.

Если вы покупаете мышь для довольно старого компьютера, то лучше берите с разъемом PS/2, так как мышь USB может не работать при использовании дисков для установки, диагностики и восстановления системы. Но убедитесь, что на вашей материнской плате есть соответствующий разъем.

Старые материнские платы имели два разъема PS/2 – отдельно для клавиатуры и мыши.

Современные материнские платы могут не иметь таких разъемов или иметь один совмещенный, в который можно подключить либо клавиатуру, либо мышь.

Есть также специальные переходники, но они не всегда работают.

10. Беспроводные мышки

Беспроводная мышка работает от батареек, которые нужно менять раз в 6-12 месяцев и подключается по радиоканалу или Bluetooth.

Радиоканал – самый распространенный тип подключения беспроводной мыши. В этом случае к USB разъему компьютера подключается специальный приемник.

Отсутствие проводов – это удобно и эстетично, но менее надежно и стоит несколько дороже. Дело в том, что радиоприемник мыши работает на той же частоте, что и Wi-Fi (2,4 ГГц), поэтому никто не может гарантировать, что при наличии у вас или ваших соседей Wi-Fi роутера ваша мышь будет работать стабильно. Иногда наблюдаются кратковременные разрывы связи между мышью и приемником. Это не всегда можно увидеть при обычной работе, но сильно заметно в играх, когда вы часто теряете управление на время порядка 1 секунды, но это бывает фатально В принципе, если вы приобретете беспроводную мышь таких, зарекомендовавших себя брендов как Logitech или Microsoft, то вероятность возникновения таких проблем будет минимальна. Но для игр все же лучше использовать классический проводной вариант.

Bluetooth – честно говоря сомнительный способ подключения мыши. Во-первых, для него все равно потребуется приемник, во-вторых – эта технология еще менее надежна. Можно, конечно подключить такую мышку к ноутбуку, у которого уже имеется интегрированный Bluetooth адаптер, если нет свободного USB разъема для подключения дополнительного приемника.

11. Комплекты клавиатура с мышкой

Такие комплекты в первую очередь преследуют цель экономии, во вторую – единый дизайн. Это актуально как для офисных дешевых проводных вариантов, так и для беспроводных комплектов для домашних компьютеров и медиацентров.

Учтите одну особенность. Часто беспроводной комплект подключается одним приемником, что довольно удобно, но исключает возможность отдельного использования клавиатуры и мыши на разных устройствах.

Конечно, выбор таких комплектов меньше, чем отдельных устройств, но я себе приобрел такой комплект для телевизора всего за 25$. Отдельно это стоило бы на 40% дороже.

12. Материал и цвет корпуса

Все мыши массового производства изготавливаются из пластика, иногда с прорезиненными поверхностями.

Что касается пластика, то он может быть матовый и глянцевый. Матовый пластик более практичен и не так сильно царапается. Глянцевый пластик более подвержен царапинам, в результате чего поверхность быстро теряет вид. Для мыши, в отличии от клавиатуры, это еще и имеет дополнительное неудобство в том, что глянцевый пластик более скользкий и когда рука вспотеет, то пользоваться мышкой будет не очень комфортно.

Что касается цвета, то раньше мыши изготавливались преимущественно белого цвета, сейчас – черного, серебристого и множества других цветов радуги и оттенков. Поскольку большинство современных периферийных устройств компьютера (монитор, колонки, клавиатура) изготавливаются в черном и серебристом цветах, то более гармонично в эту гамму впишется мышь черного или черно-серебристого цвета. Но если ваш ноутбук имеет более веселый, не строгий цвет, то подбирайте мышь под него, будет смотреться красиво.

Учтите, что поверхности серебристого и других цветов могут быть окрашенными и краска со временем стирается, что сильно портит внешний вид и удовольствие от использования мыши. Рекомендуем выбирать мышь из однородного неокрашенного пластика нужного цвета.

13. Производители и гарантия

Мыши производит огромное количество производителей. Здесь я упомяну наиболее качественные, оптимальные по соотношению цена/качество и популярные.

Лучшие игровые мыши производят Razer, SteelSeries, Roccat, Mad Catz .

Довольно неплохим соотношением цена/качество обладают игровые мыши Hama , вроде побывавшей у нас на обзоре .

Из качественных беспроводные мышек могу порекомендовать Logitech и Microsoft .

Хорошим соотношение цена/качества обладают проводные мыши A4Tech , во всем своем широчайшем ассортименте – от офисных до геймерских.

Из недорогих офисных вариантов можно рассматривать еще Genius , о которых можно сказать только то, что они работают.

Заманчивые варианты можно найти у таких именитых брендов как Asus, Cooler Master, Corsair, Cougar, Zalman и популярных бюджетных Defender, Gigabyte, Oklick, Rapoo, Sven, Trust . Но очень внимательно отнеситесь к отзывам, так как среди них много некачественных моделей. В большинстве случаев лучше вместо них купить A4Tech .

От приобретения мышек указанных бюджетных и других непопулярных торговых марок я бы рекомендовал воздержаться.

Что касается гарантии, то для обычной недорогой мышки желательно, чтобы гарантия составляла не менее 1 года, для более дорогих игровых мышек – не менее 2 лет.

14. Цена

Мыши Logitech имеют достаточно широкий модельный ряд (около 80 моделей) и стоят от 7$ (офисные) до 110$ (профессиональные и игровые) и имеют высокое качество вне зависимости от цены.

Мыши Microsoft имеют высокое качество и эргономичность (около 50 моделей) и в среднем стоят несколько дороже – от 10$ до 90$.

Мыши A4Tech (около 230 моделей) и Genius (около 85 моделей) поделили средний ценовой сегмент и стоят от 4$ до 75$.

15. Настройка фильтров в интернет-магазине

  1. Зайдите в раздел «Мыши» на сайте продавца.
  2. Выберите рекомендуемых производителей.
  3. Укажите важные для вас параметры и функции.
  4. Просматривайте позиции, начиная с более дешевых.
  5. Выберете несколько понравившихся моделей и сравните их по удобству.
  6. Покупайте наиболее удобную модель.

Таким образом, вы получите оптимальную по соотношению цена/качество мышку, удовлетворяющую вашим требованиям за минимально возможную стоимость.


Мышь A4Tech Bloody A91
Мышь A4Tech Bloody Blazing A9

Небольшое руководство по выбору компьютерной мыши.
Казалось бы, чего тут такого? Обычно на таки вопросы отвечают - "Лишь бы работала", "Пришел, увидел что понравилось, сравнил цены и купил", "А у неё разве есть какие то характеристики?" и т.п.
Но если неудачно выбрать компьютерную мышь, то могут быть неудобства в работе, что впоследствии может привести к такой болезни, как Синдром запястного канала.

Конечно, не всё так плачевно, да и менеджеры в магазине могут Вам помочь. Но всё же сейчас немного разберемся в данном вопросе. У меня самого 4 мыши разного типа.

Какие бывают компьютерные мыши?

Основное различие - это беспроводные и проводные.

Беспроводные будут хорошим решением для ноутбуков, а так же для тех, кто не любит провода (не в маниакальном смысле, а чтобы не мешались).
К недостаткам разумеется можно отнести то, что нужно менять батарейки. Срок службы зависит как от самих батареек, так и от частоты использования. Разумеется дешевые батарейки и повседневная работа быстро их разрядит. По своему опыту могу сообщить, что при использовании дорогих батареек и повседневной работы, срок службы составил около полугода.
Производители понимают для чего покупают большинство таких типов мышек, поэтому часто стараются их делать более миниатюрными или складными

но встречаются и игровые варианты

Прогресс не стоит на месте и сейчас начали выпускать некое подобие беспроводных мышей, манипуляторов на руку.

Правда я в магазинах ещё не встречал такие, хотя их начали производить уже год назад. Может со временем появятся.

Из рекомендаций по выбору беспроводных мышей я советую акцентировать внимание в первую очередь на то, как будет находится в руке. Её комфортность при работе. Т.е. даже если у Вас рука большая, то лучше выбрать вариант побольше, чем на миниатюрную.

Какие бывают проводные мыши?

Основное различие - это оптические и лазерные.

Принцип оптических мышек основан на там, что применяется оптоэлектронный датчик, состоящий из светодиода, излучающего световой сигнал на поверхность, на которой находится мышка, и приемника отраженного сигнала, который вычисляет положение и перемещение мышки, а затем передает эти данные курсору для перемещения его на экране монитора. Работают оптические мышки практически на любых поверхностях, за исключением стеклянных и зеркальных.


Основным параметром оптических мышек является чувствительность и разрешение.
Измеряется в точках на дюйм и чем больше значение, тем точнее мышь. Так, например, чувствительность современных оптических мышек находится в диапазоне от 400 до 4000 точек на дюйм (dpi).
Сегодня почти любая оптическая мышка по точности сможет удовлетворить любого обычного пользователя.

Из рекомендаций по выбору, кроме тех, что описаны выше, отмечу так же что нужно обращать внимание н комфортность в руке.

Принцип лазерных мышек практически не отличается от оптической, только там вместо оптического датчика, используется лазер, который в разы повышает ее точность. Так же эти мыши работают на любых поверхностях, включая зеркальные и стеклянные.
Такие мыши любят геймеры. Так как помимо точности, в ней ещё предусмотрены всякого рода примочки, в виде дополнительных клавиш (которые ещё можно и запрограммировать) и специальной кнопки, позволяющей в один клик регулировать чувствительность.

Лазерные мыши обычно делают тяжеловесными. Сделано это специально для геймеров, чтобы мышь просто так в процессе игры не поднималась с коврика. Обычно в них присутствуют специальные грузы для этого.

Так же можно купить мышь на палец. Работает на всех поверхностях. Но думаю непривычно будет.

Сейчас выбор мышей очень разнообразен. Различаются они не только теми характеристиками которые я описал выше (комфортность в руке, точность, разрешение), а так же форм-фактором и разумеется брендами.

Немного о форм-факторе.
Можно встретить мышки в виде машинок или женского тела (а так же другие). Да, выглядят красиво, но вот при прямом использовании это извращенство будет затруднительно. Лучше такое подарить, а сами не использовать. Как подарок будет выглядеть прикольно

Так же неплохим вариантом на альтернативу беспроводной мыши для ноутбука (а именно для него чаще всего покупаются такую мыши), может послужить мышь с "улиткой" для скручивания провода. Удобства, как говорится "на лицо" : и маленькая, и места много не занимает, и провод не мешается (при регулировании).

Теперь о брендах, марках и производителях.

Производители офисных и домашних мышек: Genius, Logitech, Defender, Microsoft, Samsung, Sven.

Производители игровых мышек: A4Tech (недорогие бюджетные модельки), SteelSeries, Razer.

Часто можно на прилавках встретить таких производителей как: Chicony, Kreolz, Oklick и прочие. По своему опыту могу сообщить, что это обычно дешевые российские производители. Которые, тем не менее, хотят выбиться в лидеры. Но я бы такие не брал ибо процент брака у них слишком велик пока что.
Конечно от брака никто не застрахован, но у крупных компаний он меньше.

Аннотация: Мышь - один из обязательных компонентов базовой комплектации любого стационарного компьютера. Неким заменителем мыши в ноутбуках может выступать тачпэд (touchpad) - сенсорная площадка. С ее помощью управляют курсором путем перемещения пальца по поверхности этого устройства. Но тачпад ноутбука не может соревноваться с компьютерной мышью в удобстве работы. С помощью мыши можно управлять специальным указателем (курсором), отображаемым на экране персонального компьютера (ПК). Существует несколько типов современных мышей, различающихся как по методу соединения с компьютером (проводные и беспроводные), так и по принципу работы (оптические и лазерные).

Компьютерные мыши оптического типа имеют светоизлучатель и светоприемник, благодаря которым фиксируется перемещение манипулятора по поверхности. Иначе говоря, в оптических мышах используется крошечная камера и источник света (светодиод). Луч света отражается от поверхности, по которой мышь движется, и анализируется. Оптические мыши сегодня наиболее популярны среди обычных пользователей ПК, но у них есть проблемы при работе с хорошо отражающими свет (белыми, стеклянными или металлическими) поверхностями (рис. 4.1).


Рис. 4.1.

Мыши бывают проводные и беспроводные. Проводная мышь , так же как и клавиатура, подключается в разъем PS/2 или USB . Подключение через USB обеспечивает более высокую скорость передачи данных по сравнению с использованием PS/2 , что следует учитывать при покупке игровой компьютерной мыши. Передатчик беспроводной мыши также подключается в один из этих разъемов, после чего вы сможете работать с мышью, не испытывая дискомфорта от провода, который занимает место на столе и может постоянно за что-либо цепляться. Питание такой беспроводной мыши осуществляется за счет встроенного в нее аккумулятора или от пальчиковых батареек.

Лазерная мышь

Эта мышь будет дороже, чем оптическая (порядка $100), поскольку в ней вместо светодиода используется луч лазера. Такая мышь работает существенно точнее и более плавно, чем оптические, и на любых поверхностях. Лазер позволяет увеличить точность мыши до 2000 точек на дюйм. Мышь хороша для фанатов компьютерных игр и дизайнеров. В качестве иллюстрации к сказанному на рис. 4.2 показана беспроводная мышь Logitech V450 Nano. Красной стрелкой на рисунке показан ее приемник, который включается в USB -порт ПК. Работает мышь на частоте 2,4ГГц, ее батарея обеспечивает работу мыши в течение года.


Рис. 4.2.

Как правильно выбрать компьютерную мышь?

Итак, мыши бывают разные. Но, какую мышь стоит купить именно вам? Покупайте мышь в соответствии с предполагаемым режимом ее использования, т. е. с той работой, которую вы будете делать на ПК. Размер и форма мыши должны подходить под размер ладони вашей руки, так как эти характеристики отвечают за удобство и рациональное распределение нагрузки на кисть. Среди известных и популярных фирм-производителей компьютерных мышек можно отметить Logitech и Genius. Далее мы рассмотрим основные параметры, по которым стоит ориентироваться при покупке мыши.

Разрешение

Мыши оптического типа считаются сегодня стандартными и подойдут для решения большинства ваших повседневных задач. Покупка лазерной мыши заинтересует вас в том случае, если вы ищете манипулятор со специальными характеристиками. Чувствительность (разрешение) мыши определяется характеристиками ее сенсора, которые измеряются в точках на квадратный дюйм (dpi). Стандартная мышь имеет разрешение 400–600 dpi и частоту опроса 100 Гц - такие параметры манипулятора отвечают потребностям большинства пользователей ПК. Компьютерная мышь с разрешением свыше 1000 dpi понадобится вам для работы с графическими и инженерными приложениями (например, Adobe Photoshop или AutoCAD). Высокое разрешение обеспечивает большую точность позиционирования курсора.

Новый термин

Под разрешением мыши понимают число замеров, которые совершает мышь на пройденном расстоянии. Оно выражается в числе замеров на единицу длины в 1 дюйм (2,54 см).

Время отклика

Время отклика компьютерной мыши характеризует частоту опроса и время обработки светового сигнала, что имеет большое значение для компьютерных игр. Время отклика для игровых мышек должна составлять более 1000 Гц. Однако имейте в виду, что чем выше этот параметр, тем мышь реагирует быстрее и тем сложнее становится ею управлять.

Совет

Поскольку необходимо соблюдать баланс между скоростью мыши и точностью позиционирования курсора для данного разрешения экрана монитора, то на сегодня разрешение мыши 800 dpi при работе на мониторе с разрешением 1280x1024 можно назвать разумным компромиссом. Поднимать разрешение выше 800–1000 dpi не имеет смысла, поскольку мышь будет неудобно использовать.

Дополнительная функциональность

Опции компьютерной мыши могут быть расширены за счет дополнительных клавиш и модификации скроллинга (колеса прокрутки). Колесико может просто прокручивать документ вверх или вниз, а может также быть и нажимным, т. е. служить еще и как дополнительная кнопка. Дополнительная кнопка в графических программах может, например, менять масштаб просмотра изображения, что удобно при работе с графикой. Мыши для компьютерных игр снабжают специальной компьютерной программой, позволяющей менять их возможности. Так, например, вы можете изменить их чувствительность, а замена колеса прокрутки на трекбол позволяет точнее позиционировать курсор. Такая компьютерная мышь отлично подойдет вам для работы с компьютерной графикой. Как вы уже поняли, самые высокие требования к предъявляют мышкам любители компьютерных игр. Помимо уже отмеченных выше требований их выбирают даже по весу. Хотя есть изделия штучные и более изощренные. Например, если вы не хотите, чтобы кто-либо кроме вас пользовался компьютером, то можно приобрести мышь со встроенным сенсором, считывающим ваш отпечаток пальца.

Приемы управления курсором с помощью мыши

Ниже мы рассмотрим базовые приемы работы с мышью в операционной системе Windows 7.

Упражнение 4.1. Зависание мыши

Наведите курсор мыши на кнопку Пуск , находящуюся на Панели задач , и задержите мышь на некоторое время. Появится всплывающий текст "Пуск" (


9 декабря считается днем рождения компьютерной мыши - именно в этот день почти 50 лет назад, в 1968 году, на конференции по интерактивным устройствам в Сан Франциско Дуглас Энгельбарт представил публике компьютерную мышь. И все это время такой манипулятор был и остается самым массовым: даже сейчас, во времена повального распространения тачпадов, сенсорных экранов и голосовых помощников, мышка зачастую является неотъемлемой частью ПК и ноутбуков. Причин на то, в общем-то, хватает: тут и удобство использования (не нужно запоминать всякие жесты 3-4 пальцами; самое сложное, что нужно знать - двойной клик), и максимальная точность (при желании можно попасть в нужный пиксель монитора - сделать это на тачпаде и тем более на сенсорном экране - из разряда фантастики). В итоге мышь и не думает умирать - и хотя со временем потерялся ее хвост, она, как и VGA с 3.5 мм аудио разъемом, будут существовать еще долго (хотя достаточно компаний хотят их убрать с рынка). Но давайте все же начнем с самого начала - с истории создания первой мыши.

История появления компьютерной мыши

В 1961 году Энгельбарт, сидя на конференции по компьютерной графике (да, для суперкомпьютеров графика появилась на десятилетия раньше, чем для персональных компьютеров), задумался - а как можно удобно управлять графическими элементами на мониторе? Без графики (при текстовом выводе информации) клавиатуры хватало заглаза, но вот управлять элементами, разбросанными по всему экрану, с нее не очень-то удобно (хотя, в принципе, возможно даже сейчас - та же Windows 10 вполне сносно, но очень медленно, управляется только с клавиатуры). Идея, пришедшая ему в голову, была крайне простой: по сути любой дисплей представляет из себя двумерный массив пикселей, каждый из которых имеет свою координату на двух перпендикулярных осях (назовем их X и Y). На экране можно иметь метку-курсор, которая позволяет работать с объектом, находящимся на экране под ним. Но вот как управлять курсором? Да очень просто - мы сделаем два диска, каждый их которых будет отвечать за движение по каждой из осей. Снимать данные с каждого диска нетрудно (значение числа Pi можно округлить, тут это не особо важно), и в результате из двух колесиков и нескольких палочек с простейшим микропроцессором можно получить устройство, которое фигурирует в патенте как «Индикатор положения XY для системы с дисплеем». Сама заявка на патент была подана в 1967 году, а сам патент был получен только в 1970ом.

Представленная в 1968 году мышь выглядела так:

С виду что-то отдаленно напоминающее современную мышку, правда тут было три кнопки и весила она как утюг. Но в те времена такое устройство не прижилось: во-первых, дабы не хромала точность, контроллер в мыши должен был обсчитывать движения хотя бы с десяток раз в секунду - в противном случае можно было легко промазать мимо кнопки (для сравнения, современные мыши имеют частоту опроса 125-1000 Гц, то есть 125-1000 раз в секунду). Но тут уже сдавался сам чип в мыши: напомню, что это был конец 60ых, и частоты микропроцессоров был даже не мегагерцы, а десятки или сотни килогерц. В итоге было решено пойти на хитрость: очевидно, что нам нужно раз в 100 мс получать данные о том, как сильно прокрутилось то или иное колесико. При этом начальная точка каждого движения по умолчанию является конечной точкой предыдущего. Тогда зачем нагружать контроллер вычислениями типа (координата конца) - (координата начала), если можно каждый раз обнулять начальную координату? В таком случае нам остается всего-то передвинуть курсор на экране на то количество пикселей, которое соответствует координате конца движения, а такие данные обсчитать контроллер мыши уже без проблем мог. Ну а самую первую координату после старта системы стали брать в центре экрана - именно поэтому даже сейчас после загрузки системы курсор мыши находится в центре дисплея.

Однако основная проблема энгельбартовской мыши была даже не в этом: колесики могли крутиться строго по горизонтали или вертикали, поэтому вы могли перемещаться по дисплею или вертикально, или горизонтально - никаких движений по диагонали не было. В итоге такая мышь, конечно, позволяла быстрее перемещаться по элементам на дисплее, чем клавиатура, но до удобной работы было еще далеко.

Исправить этот досадный недостаток смог Билл Инглиш, причем всего через 2 года после получения патента Энгельбартом - в 1972 году. Он, к слову, был ассистентом Энгельбарта, и предлагал ему воспользоваться шаровым приводом, который военные использовали еще с 1952 года: он представлял собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, и вращение шара вызывало смещение курсора на экране. Разумеется, тут не было никаких проблем с перемещением курсора по диагонали, но Энгельбарт признал такой способ неэффективным.

В итоге Инглиш, раздосадованный таким решением своего начальника, перешел работать в Xerox, где в 1972 году представил рабочую мышь с шаровым приводом. Решив, что управлять шаром напрямую неудобно, он расположил его внутри мышки, и два ролика снимают его вращение по обеим осям. Для определения угла поворота каждого ролика изначально использовался контактный энкодер (как и в военной схеме 1952 года) - это был диск с нанесенными на нем на равных расстояниях металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. При вращении ролика вращался диск, и контакт то пропадал, то появлялся - это позволяло отследить, в какую сторону и как сильно вращается ролик:

Основная проблема - передвижение только по двумя осям - была решена, зато появилась масса других. Во-первых, шарик катался по столу и быстро собирал грязь и пыль, что приводило к загрязнению и заеданию роликов. Во-вторых, контакты на энкодерах быстро окислялись и истирались, что опять же ухудшало точность. Ну а самыми основными проблемами была стоимость и то, что графических интерфейсов тогда как бы и не было, так что изобретение использовали лишь внутри компании, а в продажу первый ПК с мышью вышел лишь в 1981 году (это был Xerox 8010), причем мышь там стоила 400 долларов (больше 1000 долларов по текущему курсу). Разумеется, за такую цену манипулятор провалился - люди привыкли работать только с клавиатурой и не видели смысла в графических интерфейсах, особенно если для них нужен манипулятор с ценой, сравнимой со стоимостью всего ПК целиком.

Однако Стиву Джобсу этот манипулятор очень понравился, и в 1983 году Apple представляет мышь для своего компьютера Lisa. Отлично понимая, что даже за 100 долларов сей продукт провалится, инженеры в Apple сделали действительно невозможное: цена была уменьшена аж до 25 долларов! При этом, увы, пришлось пожертвовать кнопками - она осталась только одна (и это кстати до сих пор у Apple так). Продукт оказался удачным, и, вкупе с все большим распространением графических интерфейсов, мыши тоже стали развиваться и изменяться - так что об этом и поговорим.

Шаровой привод с оптическим энкодером

Итак, мировое сообщество решило, что мышь таки нужна. Но мышь Инглиша имела достаточно много проблем, о которых я писал выше. То, что загрязнялся шарик, особой проблемой не было - его можно было легко достать, почистить и забрать себе. А вот то, что со временем выходил из строя контактный энкодер, было существенной проблемой - ведь его просто так не заменишь, это был самый основной элемент мыши. В итоге решено было применить оптический энкодер. Суть его состоит в том, что теперь на диске были не контакты, а прорези, и напротив них были фотодиоды. Соответственно при вращении свет или проходил в прорези, или не проходил, что опять же позволяло оценить, в какую сторону и насколько повернулся ролик:

Так как трения теперь не было, то и проблема с истиранием и окислением контактов ушла, и мышь в таком виде существовала как минимум до начала нулевых (а кое-где используется и до сих пор).

Оптические мыши первого поколения

Многие думают, что оптические мыши - изобретение уже 21 века. На самом деле они всего на 10 лет старше мыши Инглиша - первая такая мышь появилась в 1982 году, но особого распространения не получила: проблема была в том, что для ее работы требовался специальный коврик с нанесенной на ней сеткой - именно от нее отражался свет от диода и принимался датчиком на мыши, ну а отследить перемещение по сетке особого труда не составляло. Вторая проблема была в большой стоимости - в разы выше, чем у шариковых мышей, которые к тому же еще и работали почти с любой поверхностью. Однако и плюсов у оптических мышек хватало: во-первых, это повышенная точность: если в случае с энкодерами было множество передач импульса (стол - колесо - ролик - энкодер), что достаточно сильно снижало точность и уменьшало максимальную скорость передвижения манипулятора, и в итоге если попасть по крестику или ссылку особого труда не составляло, то вот более точные (или быстрые) действия были затруднены, то в случае с оптическими мышками точность была уже на уровне пары пикселей, что позволяло более удобно работать с графикой. Ну и к тому же оптические мыши были все же более надежными - ничего чистить не надо, да и шансов поломки было меньше, так как нет механических элементов.

Оптические мыши с матричным сенсором

Вот мы и подобрались к современности: если вы пойдете в любой магазин электроники, то в дешевом сегменте вы встретите скорее всего именно такие мыши (их от лазерных отличает видимая подсветка сенсора, но об этом ниже). Как же такие мыши работают? Да очень просто: в мыши установлена сверхбыстрая видеокамера, способная делать сотни и тысячи снимков в секунду, и микроконтроллер, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мыши. Для упрощения работы камеры используется контрастная подсветка - обычно красная. Основной плюс в сравнении с первым поколением оптических мышей - не нужен специальный коврик, такая мышь в теории работает на любой, даже стеклянной, поверхности (хотя, конечно, максимальная точность достигается все же на ковриках).

Лазерная мышь

Ну и самыми современными и дорогими являются лазерные мыши. Их принцип действия схож с оптическими - все также есть сверхбыстрая видеокамера, однако для подсветки поверхности используется уже не светодиод, а полупроводниковый лазер, а сенсор настроен на улавливание только его длины волны:

Это позволяет добиться еще большей точности - до нескольких тысяч dpi. В общем-то, для обычных пользователей такие мыши не нужны, а вот геймеры их оценили, ибо они позволяют «стрелять в пиксель».

Индукционная мышь

Еще один тип мышей, который можно назвать псевдобеспроводными: они не требуют физического подключения к ПК, и, в отличии от обычных беспроводных мышей, не требуют еще и аккумуляторов - однако, для их работы обязателен специальный коврик, а сама мышь питается засчет индукции (внутри мыши есть катушка, и под действием переменного магнитного поля от коврика на этой катушке появляется электрический ток). Плюсы таких мышек очевидны - вы получаете и беспроводную мышь, и отсутствие проблем при разрядке аккумулятора или батареек. С другой стороны, работать вы сможете только на коврике, что тоже не всем удобно.

Гироскопические мыши

В общем-то, тут и так понятно - в данном случае манипулятор достаточно далек от обычных мышей, и имеет внутри себя гироскоп, который позволяет устройству ориентироваться в трехмерном пространстве. Для работы в системе, где все плоское, он, в общем-то бесполезен, зато при 3D-моделировании или играх позволяет управляться с объектами в пространстве без привлечения клавиатуры.

Эргономические мыши

Где-то с 90ых годов мыши особо не менялись по внешнему виду - это небольшие прямоугольные или овальные бруски с утолщением в центре, на верхнем крае расположены 1-2 кнопки и колесико - в общем-то, я мог этого не писать, и так все знают, как выглядят мыши. Однако не так давно стали появляться мыши, выглядящие как что угодно, но не как мышь - эдакие пирамидки с кнопками сбоку:

В чем их смысл? В том, что такой хват более удобен и привычен человеческой руке, что может позволить избежать для некоторых людей болей в кисти при длительном использовании мыши, ну и повысить точность. На деле, разумеется, все индивидуально, но попробовать стоить каждому - возможно, что именно вам такая нетрадиционная мышь понравится.

Ну а на этом, в общем-то, все по истории и устройству компьютерных мышей: удивительно, но за 50 лет человечество так и не придумало ничего более удобного и простого. Возможно, что все изменится в будущем, ну а пока что можете погладить своего хвостатого (или бесхвостого) зверька на столе и поздравить его с 49-летием.