Чем смазать кулер в компьютере и ноутбуке. Чем смазать кулер в компьютере и ноутбуке.

Не смазан. Многие полагают, что этого делать не нужно. И это неправильно. Наличие смазки необходимо регулярно проверять. Ведь повышенная температура способствует ее высыханию. Давайте посмотрим, как смазать кулер процессора. Сделать это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Вам понадобится пара отверток, специальная паста и немного терпения. Все работы выполняются при выключенном питании, этого требует техника безопасности.

Как понять, что пора смазать компьютер?

И действительно, как это сделать? Ведь без явных признаков отсутствия смазки не стоит ничего предпринимать. О ее отсутствии вам поведает повышенный который со временем становится все сильнее и сильнее. Если гул не пропадает через несколько минут работы системного блока, то это говорит о том, что смазка не поступает в подшипник, а происходит это из-за того, что ее просто там нет. Если не предпринимать никаких мер, то через некоторое время вам придется менять кулер, а это дороже, нежели купить графитную смазку.


Как выбрать смазку для кулера?

Что касается ее выбора, то тут есть несколько путей. Можно пойти в магазин и купить то, что порекомендуют, или изготовить ее самостоятельно. Для смазки подшипника подойдет и моторное масло, которое предназначено для высоких температур. Не забывайте о том, что попутно необходимо удалять пыль с крыльчатки, так как она препятствует нормальному вентилированию и ухудшает работу системы в целом.

Разборка и смазка кулера процессора

Вы должны понимать, что принцип действия вентилятора процессора, блока питания и видеокарты одинаковый. Именно поэтому и разбираются все эти элементы практически аналогично. Отличия деталей состоят в том, что они имеют разные размеры и способы крепления, но это не должно стать для вас проблемой. Перед тем как смазать кулер процессора, его необходимо демонтировать и разобрать. Для этого подойдет обычная фигурная отвертка. Вполне возможно, что крепление будет выполнено в виде защелок, которые можно отвернуть без специального инструмента. Обратите внимание, что провести смазку, не снимая кулер, невозможно. Теперь вам нужна сторона с этикеткой. Ее нужно аккуратно содрать, но при этом не повредить провода. Иногда встречается прорезиненная пробка. Если ее поддеть отверткой или ножом, она должна сняться. Дальше вам необходимо снять шайбу, которая держит крыльчатку, после чего можно приступать к делу.



Смазка и установка

Будьте крайне осторожны со снятием шайбы, так как ее очень легко повредить! Если это случится, то придется искать новую, а найти такую же будет очень сложно. Большинство современных кулеров оснащены специальным отверстием, через которое при помощи масленки можно подать смазку. В этом случае вам можно даже не демонтировать устройство из радиатора, а сразу приступить к делу. Но так как смазать кулер процессора, если нет отверстия, гораздо сложнее, то именно этот случай мы и рассмотрим. Для начала вы должны подготовить поверхность, удалив продукты износа и очистив места для смазки. Сделать это можно влажной салфеткой. Не забудьте обработать втулку подшипника. Дальше на все трущиеся поверхности кулера необходимо нанести графитную смазку. Слой должен быть тонким. Вся рабочая поверхность подшипника тоже покрывается смазкой. После этого можно приступать к сборке, которая выполняется в обратной снятию последовательности.

Изготовление смазки своими руками

Для этого мы будем использовать графит, который считается наилучшим вариантом. Не забывайте о том, что недопустимо использовать масла на минеральной основе, лучше всего подойдет синтетика. Для изготовления смазки вам понадобится только графит и масло. Далее нужно тщательно перемешивать смесь, пока не получится однородная масса. После этого смазку можно наносить на поверхность слоем в 1-2 миллиметра. Что касается графита, то получить его можно из карандаша. Для этого возьмите мелкозернистую наждачную бумагу и трите об нее стержень карандаша. После добавьте несколько капель перемешайте. готова. Как показывает практика, все проблемы с кулером процессора таким образом решаются на длительный срок. Но если проблема в уплотнительных кольцах, то вы уже не избавитесь от гула, который обусловлен износом деталей. Остаётся только выполнить комплексную замену. Но хотелось бы обратить ваше внимание на то, что если терпим, то можно оставить ситуацию без изменений, так как люфт не влияет на эффективность работы кулера.

Смазка кулера видеокарты и блока питания

Как уже было отмечено выше, процесс сборки-разборки примерно одинаков для всех кулеров. Это же касается и смазки. Но есть и отличия, на которые стоит обратить внимание. Замена смазки на видеокарте выполняется следующим образом. Отвинчиваются четыре болтика крепления кулера, а затем очищается Снимаете наклейку, а затем резинку. В качестве смазки можно использовать масло для швейных машинок или же моторное (синтетическое). Так как смазать кулер на видеокарте достаточно просто, то на этом все мероприятия можно считать законченными. Что касается блока питания, тут все аналогично. Но количество смазки можно немного увеличить, хотя все зависит от мощности агрегата. Не забывайте о том, что без смазки устройство долго работать не будет, так как увеличивается трение и износ трущихся поверхностей. Также нельзя использовать большое количество смазки, от этого кулер будет работать нестабильно.


Как смазать кулер компьютера, или что еще нужно знать

Как уже было отмечено выше, сначала деталь нужно снять. И только потом приступать к смазке. Но даже если вы сможете смазать кулер, не демонтируя его, делайте это только при выключенном системном блоке. Еще один важный момент - это отсутствие в графитной смазке крупных инородных включений. Наличие таковых способствует тому, что подшипник может заклинить, и, скорее всего, кулер перегреется. Это не принесет ничего хорошего, особенно если речь идет о вентиляторе материнской карты или процессора. Вот мы и разобрались с тем, как смазать кулер процессора. Вы наверняка заметили, что тут нет ничего сложного. Более того, все настолько просто, что можно обойтись подручными средствами и ничего не приобретать дополнительно.

Заключение

Пожалуй, все самое важное уже сказано. Еще хотелось бы отметить, что при смазывании кулеров нужно обращать внимание на состояние термопасты, которая отвечает за отвод тепла в окружающую среду. Со временем она высыхает и уже не может выполнять свои функции, именно поэтому рекомендуется ее периодически заменять. К сожалению, самостоятельно изготовить ее весьма сложно, поэтому не пожалейте денег и приобретите небольшой тюбик в магазине. Наносится она тонким слоем, но сначала старую пасту необходимо удалить. После этого нужно тщательно обезжирить поверхность и нанести новый слой. Теперь вы знаете, как смазать кулер блока питания и процессора, а также поменять термопасту. Не забывайте собирать все точно так же, как и разбирали. После сборки не должно оставаться лишних деталей. Если вы заметили, что резиновые уплотнительные кольца кулера стёрты, попытайтесь найти им замену, ведь иначе шум может остаться из-за люфта.

2 апреля 2017

Каждый владелец ноутбука сталкивался с такой проблемой, при которой устройство начинало сильно греться и при этом издавать странные звуки. Причина тому – загрязнение кулера. Ведь в процессе эксплуатации в ноутбук регулярно попадает грязь и пыль. В итоге вентилятор, призванный охлаждать «мозги» компьютера, загрязняется и порой даже перестаёт вращаться. Что же делать? Конечно же, смазать и почистить кулер ноутбука.

Первым делом необходимо понять, чем смазать кулер ноутбука. Подойдёт ли масло? Возможно. Но только ни в коем случае не растительное или животное! Конечно, на какое-то время и такое масло поможет вам избавиться от шума, но затем кулер просто выйдет из строя. Дело в том, что подсолнечное масло очень быстро высыхает, и к нему с удвоенной силой липнет всякая пыль и грязь.


Также нельзя смазывать кулер ноутбука солидолом, вазелином и прочими густыми жировыми смазками, которые центробежная сила выдавит и раскидает по всем внутренностям устройства. Может быть, спирт или гудрон? Нет, они и вовсе ухудшат работу вентилятора.

Тогда какая же смазка подойдёт для системы охлаждения ноутбука? Она должна отвечать нескольким требованиям:

  • Иметь клейкую основу;
  • Быть по консистенции достаточно густой, вязкой и лёгкой;
  • Способной работать на высоких скоростях (кулер в среднем выдаёт около 4-5 тысяч об/мин);
  • Выдерживать высокую температуру (как минимум, до 100 °С).

Учитывая всё сказанное выше, получается, что подходит несколько вариантов:

  • Синтетическое автомобильное масло.
  • Смазочное масло для швейных машин, электроинструментов, машинок для стрижки волос и пр.
  • Силиконовая смазка, предназначенная для смазывания замков, петель, мини-редукторов и прочих бытовых приборов.
  • Специальная смазка для кулеров (например, Molykote Omnigliss).


Можно ли смазать кулер ноутбука WD-40? Мы бы всё-таки не рекомендовали. Конечно, на какое-то время вентилятор перестанет шуметь, но WD-40 может повредить другие внутренние элементы. К тому же, это средство довольно неприятно пахнет. Да и не стоит забывать, что WD-40 можно смазать ту же дверную петлю, которая не вращается с такой огромной скоростью, как кулер.


Как смазать кулер в ноутбуке?

Наконец, мы разобрались с тем, какая смазка подходит для системы охлаждения ноутбука. Теперь пора рассказать и о том, как в домашних условиях производится чистка и смазка кулера. Начнём по порядку:

  • Первым делом нужно добраться до кулера. Поэтому рекомендуем для начала посмотреть, как это лучше сделать на вашей модели ноутбука. Поможет в этом интернет или инструкция, которая шла вместе с устройством. Чаще всего чтобы достать кулер, нужно снять заднюю крышку.
  • Так что выключите ноутбук от сети и вытащите аккумуляторную батарею. Аккуратно с помощью отвертки открутите внешние винты и снимите панель.
  • Затем очистите радиатор и вентилятор от пыли. Лучше всего воспользоваться пылесосом. Он легко уберет пыль из самых труднодоступных мест.
  • Снимите кулер. Скорее всего, вам понадобится открутить несколько небольших винтиков. Поэтому пригодится маленькая отвертка. Не забудьте также отсоединить разъём питания и прочие шлейфы.
  • Далее с помощью ватной палочки и кисточки очистите от оставшейся пыли лопасти вентилятора и его корпус. Можно использовать и чистящее средство на спиртовой основе.
  • После чего найдите на корпусе вентилятора круглую наклейку (на некоторых моделях её нет, и вентилятор легко снимается с вращающегося вала). Аккуратно отклейте её, подцепив, к примеру, канцелярским ножом. Под ней вы увидите маленькое отверстие. Иногда оно закрыто резиновой пробкой (втулкой). Убрав её, вам откроется доступ прямо к оси моторчика и его подшипниковой части. На некоторых моделях снять резиновую втулку затруднительно. Тогда её просто протыкают иголкой с медицинским шприцем.
  • Теперь с помощью того же шприца или пипетки нужно капнуть смазки внутрь этого отверстия. Достаточно пары капель. Затем пальцами заставьте лопасти вращаться, чтобы смазка лучше разошлась. Помните, что вводить масло нужно медленно. Не стоит резко впрыскивать его в подшипниковую часть.
  • Следующий шаг – вставить резиновую втулку и закрыть её наклейкой. Если она плохо держится, то лучше всего хорошо зачистить и обезжирить это место, и прилепить кусочек скотча.
  • Осталось собрать кулер и установить его на место. Желательно, также нанести термопасту на его внешнюю, упирающуюся на процессор поверхность. Не забудьте подключить все разъёмы. Сразу включать ноутбук не рекомендуется. Дайте ему постоять хотя бы 10-15 минут, чтобы смазка успела попасть на все детали вентилятора.


Подобную процедуру лучше всего проводить каждый год, не дожидаясь пока кулер начнёт шуметь или вовсе выйдёт из строя. Если и после очистки и смазывания вентилятор продолжает работать нестабильно, то стоит обратиться в сервисный центр. Либо заменить кулер на новый. Стоимость этой детали точно не ударит по вашему кошельку.

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня на многие ноутбуки ставят неразборные кулеры. В итоге чтобы их смазать, приходится сверлить отверстие либо делать специальную выемку раскалённой иглой. Кому-то удаётся вытащить пинцетом стопорное металлическое кольцо, получив доступ к подшипниковой части вентилятора. Узнать более подробно о том, как смазать неразборный кулер ноутбука, можно в следующем видео.

Наверняка, каждому владельцу персонального компьютера хорошо знакома ситуация, когда по прошествии нескольких лет (от года до трех, в зависимости от условий эксплуатации) компьютер начинает шуметь, и приходится разбираться, чем смазать кулер. Что может быть лучше, чем после сложного рабочего дня поиграть в интересную компьютерную игру, когда все домочадцы укладываются спать! Но что это? Супруга недовольно ворчит, да и ребенок ворочается - им мешает шум системного блока. Что же случилось? Ведь раньше такого шума не было, а теперь он отчетливо слышен. Прежде чем указать его виновника, совершим небольшое мысленное путешествие внутрь корпуса.

Одним из свойств проводника при прохождении по нему электрического тока является нагрев. Его величина зависит от сопротивления проводника, рабочей частоты и некоторых других факторов. Так как все электронные компоненты, из которых и состоит вычислительная техника, основаны на взаимодействии с электрическим током, в процессе своей работы они выделяют тепловую энергию. В данном случае она является нежелательной и нуждается в отводе, а греющиеся элементы - в охлаждении. Игнорирование этого приводит к нарушению нормального функционирования, вплоть до теплового пробоя и необходимости последующей дорогостоящей замены. Вот поэтому на многих микросхемах преобразователи напряжения) устанавливается металлический радиатор.

Первые модели персональных компьютеров использовали для охлаждения компонентов именно такие радиаторы, а способ получил название «пассивное охлаждение», так как теплообмен в нем происходит естественным образом. Однако вскоре из-за постоянного наращивания мощности и производительности пассивное охлаждение стало не в состоянии рассеивать температуру с поверхности микросхем. В результате на радиаторы были установлены вентиляторы, принудительно создающие обдувающий воздушный поток (активное охлаждение). Эффективность возросла в десятки раз, но вот с тишиной пришлось навсегда проститься. По шуму вентиляторов можно было легко определить, включен ли компьютер. Любой вентилятор, иногда называемый кулером (от англ. cooler - охладитель), является вращающейся деталью, поэтому подвержен постепенному износу, а вопрос «чем можно смазать кулер» - вовсе не тривиальный.

Кулер устроен довольно просто: металлическая ось, один конец которой зафиксирован стопорным кольцом, а на второй надета крыльчатка, создающая поток воздуха. Взаимодействие магнитных полей дух обмоток: размещенной на осе и кольце вокруг, создают момент вращения. Вращение оси возможно благодаря подшипникам - знакомая многим система. Шум системного блока начинает усиливаться из-за выработки смазки в подшипниках, а значит, пришла пора смазать кулер.

Простой, на первый взгляд, вопрос послужил причиной серьезных дебатов на форумах. Действительно, каждый пользователь хочет знать, чем смазать кулер. Прежде всего, нужно помнить, что ни в коем случае нельзя использовать пищевое растительное или животное масла. Хотя сразу после этого шум исчезнет, через время подшипники вентилятора могут полностью перестать вращаться, выведя из строя его двигатель. Все же, чем смазать кулер? Все просто: каждый должен ответить себе, чем бы он смазывал подшипники и шестеренки в часах. Жидким минеральным или Подходит любое, несколько капель которого можно попросить у знакомого автолюбителя. Еще чем? Смазать кулер можно машинным маслом, идущим в комплекте с бытовыми машинками для стрижки, а также электробритвами. Достаточно 1-2 капли масла в подшипник, "с запасом" заливать не следует.

Следует воздержаться от намерения использовать «солидолы», «литолы» и густые жировые смазки («1-13»), потому что масса смазки будет выдавлена из открытого подшипника и должного эффекта добиться не удастся.

Гудение кулера приводит к дискомфорту работы за компьютером и вызывает у любого пользователя определенные опасения. Как правило, поначалу, подобные шумы проявляются только при включении системного блока и длятся не менее, чем пару минут.


Дело в том, что за это время, смазка, находящаяся на подшипнике, разогревается до определенного градуса и гул исчезает. Но впоследствии, гул будет все дольше из-за того, что смазка будет полностью израсходована. Кулер может выйти из строя и тогда придется произвести полную замену. При появлении первичных признаков гудения, необходимо знать, как смазать кулер самостоятельно, чтобы не тратить лишних средств.

В качестве смазывающего материала, лучше всего подойдет машинное масло. В случае, если под рукой машинного масла не окажется, можно использовать и иные смазывающие смеси, включая и моторное масло, пару капель которого можно добыть с индикатора уровня масла в двигателе. Нужно четко себе представлять, что не всегда смазывание приводит к желаемому результату и причина гудения кулера не прекратится из-за того, что в нем сломаны определенные части (шарики, ось, обойма и т.п.). Этот же фактор влияет в целом на работоспособность компьютера в целом, ведь вследствие перегревания комплектующих (особенно это касается процессора), система будет работать гораздо медленнее и тормозить. Если же причина гудения кулера в высыхании смазки, то несколько капель смазывающего материала помогут продлить жизнь кулера на длительный период.

Разбор кулера

В целом, кулеры различного назначения (для , видеокарты, блока питания и т.п.) устроены практически одинаково и их разбор производится по одной схеме. Единственной существенной разницей являются такие характеристики, как мощность, типоразмеры, способы закрепления. Именно эти параметры характеризуют каждый из кулеров интенсивностью работы, что непосредственно влияет на расход смазывающего материала.

В первую очередь, чтобы произвести замену смазки, кулер необходимо отсоединить от радиатора и произвести разбор. Без отсоединения от радиатора замену произвести практически невозможно, потому, что доступ к месту смазывания располагается на месте стыка радиатора и кулера. Найдите места крепления кулера и радиатора, а затем произведите отсоединение (крепление может быть на защелках, либо на шурупах). На тыльной стороне, откуда выходят провода питания, можно увидеть фирменную этикетку на любом из кулеров, которую необходимо аккуратно отсоединить (после замены ее придется заново наклеить). Этот процесс не стоит проводить в суете, не нужно торопиться и выполнить эту операцию аккуратно.


В некоторых моделях кулера расположены резиновые заглушки. Ее можно без труда достать при помощи острого предмета, ведь она просто вставлена и ничем не закреплена.


Закрепление крыльчатки осуществляется при помощи плоской шайбы на основной оси. Для того, чтобы добраться к подшипнику и провести смазывание, ее необходимо извлечь.


Для того, чтобы извлечь эту шайбу, потребуется два инструмента. Во-первых, для того, чтобы нащупать ее разрез, необходимо аккуратно провести по ней иголкой и механическим способом его найти (визуально его заметить невозможно). После этого, рядышком возле разреза нажмите отверткой, чтобы зафиксировать одну сторону кольца, вторую же сторону нужно аккуратно приподымать шилом или иглой. Аккуратно извлеките данную шайбу.


Проводите эту операцию ответственно, ведь без этого кольца, дальнейшая работа кулера будет невозможной из-за того, что крыльчатка не будет закреплена. Если же шайба отсоединилась и улетела, ее необходимо обязательно отыскать. Далее извлеките резиновую прокладку, аккуратно достаньте крыльчатку и достаньте еще одно резиновое кольцо.


Как правильно смазать кулер

Перед тем, как приступить к нанесению смазки, необходимо тщательно обработать. Воспользуйтесь салфеткой и досконально вытрите всю старую смазку. Также извлеките всю грязь, которая могла образоваться в следствие длительной эксплуатации кулера. После этого, нанесите тонкий слой смазки на места трения подшипника. Далее понадобится совершить сборку кулера, выполняя все вышеупомянутые инструкции, но в обратном порядке.

Если наклейка не клеится плотно, скорее всего, на поверхность корпуса попала частица смазки. В этом случае салфеткой тщательно вытрите ее и попробуйте повторно наклеить эту этикетку. Если же наклейка так и не клеится, можно использовать обычный скотч, чтобы исключить вероятность попадания частиц пыли непосредственно на подшипник.
Смазка в идеале должна быть графитовой. В сочетании с машинным маслом, Вы обеспечите длительный срок эксплуатации кулера без дополнительного проведения ремонтных работ.

Графитовая смазка своими руками

Графитовую смазку не обязательно приобретать, ее можно приготовить самостоятельно. Возьмите несколько капель обычного машинного масла и добавьте в него графит. Размешайте полученный раствор до однородной массы и используйте этот материал в качестве смазки.


Графит можно добыть путем трения наждачной бумаги по карандашу, вследствие чего, Вы получите мелкие частицы графита, которые несложно будет растворить в машинном масле. Но идеальным вариантом будет использование графита, который выпускается для производственных целей.

Изготовление пластиковой шайбы и резиновых колец в случае из утраты

Шайбы и кольца довольно маленьких размеров и не исключаются случаи их потери. Их можно сделать самостоятельно или взять из других изделий:

  • для того, чтобы изготовить пластиковое кольцо, можно воспользоваться проездным. Главное, чтобы толщина соответствовала оригиналу. Также, в качестве материала можно использовать пластиковую карту;
  • если резиновое кольцо порвалось или было потеряно, можно разобрать одноразовую зажигалку и извлечь кольцо, находящееся под клапаном.

Если ноутбук эксплуатировался длительное время, невозможно избежать попадания пыли внутрь. Прежде всего загрязняется кулер — это вентилятор, который является элементом системы охлаждения. В этом случае ноутбук начинает издавать несвойственные ему звуки — гудит и шумит. Прочистить и смазать кулер самостоятельно не составит особого труда.

Для начала нужно выбрать смазку. Ведь вращение происходит очень быстро, она легко вытесняется из мест сопряжения трущихся частей. Поэтому подойдет специальное сервисное или машинное масло, так как оно имеет клейкую основу и практически склеивает части между собой. Отличным выбором будет силиконовая смазка, подойдет менее густая, но не совсем жидкая ее консистенция. Не стоит использовать густые жировые, растительные, животные масла или солидол. Далее нужно хорошо очистить кулер от загрязнений. Не стоит забывать и о радиаторе, который тоже требует внимания. Перед этим отсоединяются все провода, снимается задняя крышка и сам вентилятор. Проще всего можно воспользоваться пылесосом — он уберет пыль из самых труднодоступных мест. После этого все части протираются ватным тампоном, смоченным в любую жидкость на спиртовой основе.


Посредине вентилятора находится наклейка, которую нужно удалить. Под ней будет небольшое отверстие, ведущее к оси моторчика, а также к подшипниковой части. Это и следует смазать заранее подобранным маслом. Отверстие закрывает резиновая пробка. Для того чтобы масло попало в нужное место, пробку следует либо снять, либо проткнуть шприцом, в котором находится смазка.


Место, где была приклеена на клей, нужно хорошо очистить и вместо этого прилепить скотч. Это делается для того, чтобы избежать вытекания смазки наружу. Сам кулер устанавливается на прежнее место, крышка закрывается, подключаются необходимые провода. Не стоит сразу включать ноутбук — пускай немного постоит.


Если же после очистки и смазки шумы продолжаются — есть два выхода: либо отнести для более тщательной обработки в сервисный центр, либо полностью заменить кулер. Смазывать и очищать охладительную систему ноутбука рекомендуется хотя бы раз в год.