Все пункты в законе яровой. "пакет яровой", что это, суть закона и есть ли скрытый смысл

«Пакет Яровой» – один из самых масштабных документов, принятых Госдумой в последние годы. Часть его положений уже нашла отражение в нормативных актах, начало действия другой – лето 2018 года.

Что представляет собой «закон Яровой», когда вступает в силу самая спорная часть резонансной инициативы, касающаяся хранения информации о телефонных разговорах и личной переписке россиян?

Авторы поправок

Нашумевший пакет поправок с подачи СМИ назван именем одного из авторов – депутата Госдумы Ирины Яровой, участвовавшей в разработке таких законодательных инициатив, как уголовное преследование за клевету, ужесточение санкций за нарушения правил проведения митингов, «закон о СМИ-иноагентах».

Над поправками вместе с Яровой работал сенатор Виктор Озеров. На тот момент оба парламентария возглавляли комитеты по безопасности: Яровая – в нижней палате, Озеров – в верхней. К процедуре голосования соавторами значились уже четыре законодателя: состав инициаторов пополнили Алексей Пушков и Надежда Герасимова.

Антитеррористический «закон Яровой» – что это?

Простыми словами «пакет Яровой» – это два федеральных закона, содержащих изменения в нормативные акты (призванные, по задумке авторов, предотвратить проявления терроризма):

  • №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016;
  • №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», от 06.07.2016.

Какие именно новшества содержит «закон Яровой»?

Суть поправок

Первый документ (№374-ФЗ) внес коррективы в законы о ФСБ, внешней разведке, об оружии, Жилищный кодекс и множество других актов. Его положения расширили полномочия силовиков, ужесточили ответственность за экстремизм, правила почтовой пересылки, оформления грузов.

Так, в новой редакции закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006:

  • ст.5 дополнила новая часть (4.1) о создании в субъектах РФ антитеррористических комиссий, решения которых обязательны к исполнению;
  • внесена статья 5.2, поясняющая действия и полномочия местных властей по борьбе с экстремизмом и терроризмом;
  • в ст.11 включена часть 5, расширяющая основания для введения режима КТО.

Этим же законом внесены поправки в ЖК РФ, а с ними запрет:

  • распространять религиозное учение в помещениях, предназначенных для жилья (исключение – проведение обрядов и церемоний) (ч.3 ст.17);
  • на деятельность миссионеров, если она направлена на совершение экстремистских действий, угрожает окружающим и т.д. (ч.3.2 ст.22).

Изменения в закон о связи

Новшества в закон №126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003 и их суть для сотовых операторов и поставщиков интернет-услуг заключается в установленном требовании хранить сообщения пользователей (голосовые и текстовые послания), переданные в них фото, видео и пр., а также информацию о телефонном разговоре или переписке абонентов. Место расположения хранилища – в пределах страны. Условия – объем трафика и срок хранения – разрабатывает кабинет министров.

Срок хранения содержимого сообщений – до полугода. Информация об их отправлении, доставке, обработке и пр. должна находиться в хранилище дольше:

Введенный п.1 ч.1.1 ст.64 закона об операторах связи обязывает их предоставлять спецслужбам информацию о телефонных разговорах своих клиентов. Аналогичное требование, но уже относительно скрытой от широкой общественности интернет-активности россиян, содержит новый пункт (3.1) ст.10.1 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. А п.4.1 обязывает владельцев доменов, провайдеров и всех подпадающих под понятие «организатора распространения информации» передавать силовикам ключи шифрования для декодирования сообщений пользователей.

Отказ выполнить требование органов безопасности повлечет штраф. Каков будет его размер, уточняет внесенная в ст.13.31 КоАП РФ часть 2.1:

  • от 3 000 до 5 000 рублей заплатят граждане;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – должностные лица;
  • от 800 000 до 1 млн рублей – компании.

Поправки в УК РФ

Другой нормативный акт, входящий в «пакет Яровой», – закон №375 дополнил перечень уголовно наказуемых деяний:

  • несообщением правоохранителям о преступлении террористического характера (совершенном, совершаемом или планируемом). Самая жесткая санкция за это – лишение свободы на 12 месяцев. Не понесет ответственности гражданин, не проинформировавший о подобном деянии, совершенном его супругом или близким родственником;
  • международным терроризмом с максимальным наказанием в виде пожизненного тюремного срока.

В обновленной редакции УК РФ расширен перечень преступлений, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет:

  • участие в террористической организации и ее деятельности (соответственно ч.2 ст.205.4 и ч.2 ст.205.5);
  • обучение с освоением навыков для применения в планируемой террористической деятельности (ст.205.3);
  • несообщение о преступлении (ст.205.6);
  • акт международного терроризма (ст.361).

Когда вступает в силу «закон Яровой»?

В «Российской газете» официальный текст «закона Яровой» был опубликован 8 июля 2016 года. С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ.

1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.

По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов. В Минкомсвязи допустили рост стоимости услуг сотовой связи в три раза.

Москва. 1 июля. сайт - С 1 июля в РФ вступил в силу пакет антитеррористических поправок в законодательство (так называемый "Закон Яровой"), подписанный президентом 7 июля 2016 года. Согласно документу, операторы связи и интернет-компании обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей в срок до шести месяцев. Вслед за законом был подписан перечень поручений правительству в части разъяснения правил хранения.

В апреле 2018 года правительство утвердило правила для операторов связи. Согласно постановлению, которое вступило в силу также с 1 июля, телеком-компании обязаны будут хранить аудиозаписи разговоров и SMS-сообщения пользователей в течение шести месяцев. При этом правительство дало отсрочку для операторов в части хранения пользовательского интернет-трафика. Так, с 1 октября 2018 года операторы связи должны будут хранить весь интернет-трафик пользователей за последние 30 суток в течение шести месяцев. При этом емкость технических средств хранения будет увеличиваться ежегодно на 15% в течение 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Данные можно хранить на серверах других операторов, но по предварительному согласованию с ФСБ.

Разъяснения для интернет-компаний правительство опубликовало 28 июня, за пять дней до вступления в силу закона. В отличие от операторов связи, интернет-сервисы не получили отсрочку по хранению пользовательских данных. Согласно постановлению, записи переговоров в интернете, текстовые сообщения, видео- и иной контент, пересылаемый их пользователями, должен храниться полгода. Речь идет о пользователях, осуществляющих доступ в интернет на территории России или с использованием телефона российского сотового оператора.

"Закон Яровой" в течение последних двух лет подвергается критике со стороны отрасли. Бизнес и государство активно обсуждали возможность смягчения требований в части объемов и сроков хранения данных, также предлагалось отложить вступление в силу закона.

Обязанность хранить большие массивы данных, часть которых дублирует друг друга несколько раз, требует масштабных капитальных затрат со стороны бизнеса, заявляли представители отрасли.

Ранее большая тройка операторов связи озвучила свои оценки на исполнение закона в течение пяти лет. "Мегафон" заложил в бюджет 35-40 млрд рублей, VEON оценивает затраты в 45 млрд рублей, "МТС" - 60 млрд рублей. ПАО "Ростелеком" вовсе назвало "затруднительным" выполнить требования по исполнению "Закона Яровой" из-за нехватки оборудования на рынке. Интернет-компании не дают оценок затрат на реализацию закона.

С 1 июля в России формально вступила в силу часть норм так называемого "закона Яровой", согласно которым операторы должны хранить переписку и разговоры абонентов. Но выполнить эти требования легально сегодня невозможно: на рынке еще нет сертифицированного оборудования. Неграмотная подготовка к реализации закона поставила операторов в неудобное положение: купить сертифицированное оборудование нельзя, а получить штраф за его отсутствие можно.

Чтобы приступить к выполнению "закона Яровой", сотовые операторы должны были установить дополнительное оборудование к уже имеющимся СОРМ (системам оперативно-розыскных мероприятий). СОРМ была создана еще в конце 80-х годов, и с тех пор появилось несколько вариаций этой системы: СОРМ-1 позволяет прослушивать телефонные разговоры, СОРМ-2 создана для мониторинга интернет-активности пользователей, СОРМ-3 фиксирует действия абонента и хранит эту информацию до трех лет. Для доступа к данным абонентов спецслужбам необходимо решение суда, после чего они официально могут прослушивать разговоры и читать переписку человека, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Однако уже в 2005 году правительство приняло постановление, согласно которому операторы обязаны предоставить спецслужбам дистанционный доступ к мониторингу абонентов. То есть сотрудники спецслужб перестали приходить и предъявлять операторам решение суда, прежде чем начать мониторинг. Теперь же, согласно закону из "пакета Яровой", разговоры и переписку любого абонента можно будет прослушать и прочесть не только в режиме реального времени. До 1 июля операторам нужно было установить дополнительное оборудование для хранения телефонных переговоров и сообщений в течение полугода, а до 1 октября провайдеры должны установить оборудование для хранения интернет-трафика абонентов.

Протест против "законов Яровой"

Те же компании, которые обеспечивают операторов оборудованием СОРМ, готовы предоставить дополнительное оборудование для хранения данных. В систему хранения входит ряд устройств: устройство для съема информации о местоположении абонентов, выделения несостоявшихся вызовов из сигнального трафика; хранилище статистической информации и текстовых сообщений пользователей; хранилище содержимого соединений, то есть изображений, звуков, видео и так далее; база информации об абонентах и подключенных услугах и другие устройства.

Генеральный директор компании-производителя СОРМ "Норси-Транс" Сергей Овчинников рассказал Радио Свобода, что оборудование уже готово, и на данный момент идет подготовительный этап: сбор данных, переговоры с операторами.

– Мы уже отрабатывает коммерческие предложения, – говорит Овчинников. – А государственные органы, которые занимаются сертификацией, все сделают. У них время есть. Вы не думайте, что в государственной структуре дураки работают: там нормальные технически образованные люди. Не будут никого ничего лишать, не будет никакой погони за ведьмами. Все будет спокойно.

Несмотря на то что оборудование для хранения данных уже есть, использовать его пока нельзя: это может повлечь административную ответственность, сказано в письме от Минкомсвязи, которое получила Ассоциация операторов сотовой связи.

Установка нового оборудования не меняет правила доступа спецслужб к данным абонентов – для этого им по-прежнему понадобится решение суда.

Погорячились с датой

Эксперты считают, что подготовиться к выполнению закона в срок и сертифицировать оборудование не получилось из-за непродуманности технической стороны вопроса и непонимания авторами закона, как эта система работает. Как писали "Ведомости", в начале 2017 года, через полгода после принятия закона, по-прежнему не было технического задания на создание системы хранения данных.

Директор по стратегическим проектам Института исследования Интернета Ирина Левова рассказала Радио Свобода, что первое время после принятия закона никто не понимал, что именно нужно реализовывать. Поэтому на создание и сертификацию оборудования потребовалось больше времени, чем предполагали назначенные сроки.

Нельзя принимать законы без понимания, как это технически будет работать

– Нельзя, конечно, принимать законы без понимания, как это технически будет работать, и каким образом это будет реализовано на подзаконном уровне, – говорит Левова. – Первое, что нужно делать, когда разрабатывается какой-то проект, – это системно подойти к нему, подготовить концепцию реализации. И только потом писать нормативно-правовые документы. Здесь мы видим обратную ситуацию: сначала написали закон, а потом начали думать, как его реализовать. Логично, что при таком подходе все столкнулись с трудностями. Оборудование еще не сертифицировано, но при этом операторы во взаимодействии с органами тестируют систему.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов считает, что с датой запуска закона явно погорячились. По его мнению, прежде чем устанавливать сроки, стоило пригласить операторов для обсуждения технической стороны вопроса.

IT-специалист Леонид Волков предполагает, что хранение голосового трафика станет реальным приблизительно через год, так как проблема только в сертификации оборудования. Однако полное выполнение закона, то есть хранение интернет-трафика, по мнению Волкова, в принципе невозможно.

– Это нерешаемая задача. Для выполнения закона в чистом виде, то есть для хранения всего трафика в течение полугода, нет нужных хранилищ, нет такой технической возможности. Пока речь идет только о хранении голосового трафика, и это более-менее реально. Но опасаться того, что они начнут хранить весь трафик, как предписывает закон, я бы не стал, потому что здесь проблема уже не в отсутствии сертифицированного оборудования, а в отсутствии реальной технической возможности. Этот закон принят для того, чтобы устроить большой передел рынка. Он невыполним. И за невыполнение невыполнимого закона будут штрафовать маленьких провайдеров. Потом под угрозой закрытия и огромных штрафов придет какой-нибудь "Ростелеком" и отберет у них бизнес.

Трудно быть оператором

По словам Сергея Ефимова, операторы пока не вполне понимают, как реализовывать положения закона. Например, если 20 миллионов человек смотрят трансляцию футбольного матча, нужно ли записывать каждый просмотр или просто достаточно ссылки на запись?

– Все эти вопросы остались пока "за кадром", – говорит Ефимов. – Но, не решив эти организационно-юридические вопросы, решать технические просто рано. Понятно, что такие сложные и дорогостоящие мероприятия необходимы для решения вопросов безопасности государства, они важны и на международном уровне, но нельзя же доводить такие задачи до профанации. К сожалению, я пока не вижу понимания в этом вопросе.

Установка необходимого оборудования по-прежнему остается очень затратным делом для сотовых операторов, поэтому Ефимов считает, что государство должно было выделить определенную сумму из федерального бюджета на исполнение закона хотя бы в виде кредитных ресурсов. Повышение тарифов, по его мнению, не сможет кардинально изменить ситуацию, так как собрать необходимую сумму быстро не получится.

По словам Ефимова, непродуманность "закона Яровой" несет сотовым операторам серьезную опасность – обвинение в утечке информации. Операторам необходимо обеспечить хранение информации таким образом, чтобы исключить несанкционированный доступ. Для этого все правила должны быть прописаны в законе: кто имеет доступ, какими документами это регулируется. В ином случае операторы связи находятся в опасности: их всегда можно обвинить утечке данных. Это может стать инструментом давления на игроков рынка.

Формально операторов уже можно проверять на наличие оборудования для хранения информации.

Уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов

– Принятие скоропалительных, непродуманных и необкатанных нормативных актов при выстроенной судебной машине – это очень опасное мероприятие, – говорит Ефимов. – Так по этим нормам уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов – что обидно, "по закону". Оператор не виноват, но его сделали автоматически виновным. Судебная система построена так, что она в основном доверяет государственным чиновникам. Формально к оператору могут прийти и сказать, что у него не стоит сертифицированное оборудование. То, что этого оборудования ни у кого нет, судью вряд ли будет волновать – формально закон нарушен. Но получается, что сам закон неразумен, потому что неразумны требования.

Радио Свобода не удалось получить оперативный комментарий Роскомнадзора по поводу того, когда ведомство начнет проверять операторов.

Алексей Наумов

Шрифт A A

Отправить статью на почту

Добавить в избранное

7 июля президент Российской Федерации В.В. Путин подписал пакет Яровой. Суть этого ряда законов, направленных на борьбу с терроризмом и ужесточение ответственности за акты террористического характера. Для простых граждан, которым будет интересно узнать о том, когда вступит в силу и как реализация данной законодательной инициативы коснется их самих, мы постарались изложить краткую суть “пакета Яровой”.

Ниже будут приведено описание наиболее значимых законодательных нововведений и поправок, способных повлиять в той или иной мере на большинство проживающих в России людей, включая тех, кто не является ее гражданином.

Новая статья УК РФ (205.6)

Законом введена новая статья “несообщение о преступлении”. По ней будут привлекаться те, кто заведомо решил не сообщать в органы правопорядка о готовящемся преступлении в нескольких десятках категорий, начиная от активности международных террористических группировок и заканчивая вооруженным мятежом, посягательствами на территориальную целостность государства. Высшей мерой наказания за недоносительство стало тюремное заключение на срок до 12 месяцев.

Ответственность за неисполнение статьи 205.6 не несут люди, которые отказались доносить в органы правопорядка на своего мужа/жену или близкую родню.

Усиление ответственности за пропаганду терроризма

Закон Яровой 2016 года также призван усилить меры пресечения для лиц, которые призывают к осуществлению террористических актов или оправдывают идеологию террористических группировок, в том числе, и на просторах всемирной паутины. Теперь интернет фактически приравняли к средству массовой информации, поэтому ответственность за незаконную деятельность с его помощью будет аналогична. Преступникам грозит до семи лет тюремного заключения и пятилетнее вето на занятие обозначенных должностей. Как вариант, в качестве меры взыскания установлен штраф суммой до миллиона рублей.

Уточнения в документе раскрывают понятие “оправдание терроризма” – это публичные заявления, признающие террористическую идеологию, а также призывающие подражать ей и поддерживать ее.

Все лица, имеющие непогашенную судимость по ряду статей, в той или иной мере касающихся терроризма, лишаются права на выезд за пределы РФ. Часть из них четко указаны в документе. По большей части, относятся они к формированию вооруженных группировок, захвату заложников, терактам, принудительному захвату и удержанию власти. Присутствует и аналогичная мера для тех, кто осуществил покушение на жизнь государственного деятеля.

Закон о хранении информации

Антитеррористический пакет Яровой повлиял и на порядок предоставления телекоммуникационных услуг. Теперь операторы связи и прочие “организующие распространение информации службы” будут вынуждены сохранять на территории РФ записи звонков, текстовую переписку и прочие данные, вплоть до изображений и видеозаписей в течение полугода. Данные о том, что факт переписки или звонка состоялся (то есть, данные о самих участниках, времени проведения и пр), оператора обязывают хранить три года. Все перечисленное нужно будет передавать по первому же запросу правоохранительных органов.

Вместе с этим, к административному кодексу приписали новую статью, согласно которой пользователи интернет, использующие несертифицированные средства шифрования переписки, будут облагаться штрафами. К примеру, юридическим лицам придется оплатить штраф в размере 30-40 тысяч рублей, а несанкционированные средства конфискуют.

Введение понятия “миссионерская деятельность”

Ряд статей получил поправки, в которых четко прописывается обозначение миссионерской деятельности. Это религиозный церемониал, раздача религиозных книг, брошюр и прочих информационных материалов, проповедование и другие практики, которые проходят вне религиозных школ, церквей, мест захоронения или других имеющих отношение к религии заведений. Под миссионерской деятельностью также подразумевается религиозная пропаганда в СМИ, к которым относится и интернет.

Вести деятельность миссионера уполномочены лишь члены прошедших регистрацию организаций или лица, заключившие с ними письменную договоренность. Каждому миссионеру необходимо иметь при себе документы, которые смогут подтвердить его членство.

Ужесточение ответственности за экстремизм

Всемерный размер наказания за организацию незаконных бандформирований или участие в оных, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, подняли на пять лет. Также была введена новая статья, предусматривающая крупный денежный штраф в размере 300-700 тысяч рублей или тюремный срок от 5 до 10 лет за привлечение людей к участию в массовых волнениях, мятежах (попытки склонить или завербовать).

Статья 282 УК РФ серьезно дополнена. Теперь в ней прописано минимальное наказание за порочащие честь и достоинство действия, разжигание вражды – ограничение свободы на 3 года. Высший срок за данное преступление – 6 лет. Подобным образом усиливается ответственность за организацию актов экстремизма, экстремистских сообществ, а также оказание им содействия в материальном плане. Под последним подразумевается сбор средств и прочие финансовые услуги, которые лицо предоставляло преступникам осознанно.

Увеличен список статей, по которым можно судить с 14 лет

Подростки (дети, достигшие возраста 14 лет) теперь будут нести уголовную ответственность по ряду статей:

  • Недоносительство (заведомый отказ сообщать о готовящемся преступлении)
  • Угроза жизни государственному или общественному деятелю, а также находящимся под международной протекцией лицам.
  • Принадлежность к террористическим организациям, незаконным вооруженным формированиям, акты терроризма.
  • Участие в массовых волнениях или причастность к их организации.
  • Обучение терроризму или прохождение подготовки.

Разумеется, помимо наиболее значимых особенностей, пакет Яровой содержит и ряд мелких. Например, почтовые служащие теперь обязаны контролировать содержимое посылок. Узнать обо всем подробнее можно прочитав официальный текст.

Когда произойдет принятие пакета Яровой

Большинство законов и поправок, входящих в пакет Яровой, были приняты еще 20 июля 2016 года. К ним относится ужесточение наказания за различные преступления, относящиеся к терроризму и экстремизму, их организации и финансированию.

Что касается остальных положений, касающихся главным образом связи, хранения информации и смежных областей, где реализация инициатив сопряжена с рядом трудностей и требует времени на подготовку – они должны будут вступить в силу лишь в 2018 (по некоторым данным, в 2023) году. За столь продолжительный период времени ситуация может серьезно поменяться.

В прошлом году в России был принят «пакет Яровой», предполагающий изменение двух законов. Один из их напрямую влияет на бизнес телекоммуникационных операторов и провайдеров, усиливая финансовое давление до критичных для отрасли масштабов. Пока рассматриваются сроки ввода поправок в действие, технические детали, но уже понятно, что «пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений во всех странах постсоветсткого пространства. Свободы и права сокращаются, госконтроль цифрового пространства усиливается. При этом цель нововведений – безопасность для общества – вряд ли будет достигнута.

Ровно год прошел с тех пор, как «пакет Яровой» был впервые представлен в Госдуме. Законодательные нововведения стали одними из наиболее спорных, принятых в России за последнее десятилетие. «Пакет Яровой» даже был включен в список десяти худших законодательных инициатив в сфере ИКТ в мире за 2016 год Фондом информационных технологий и инноваций. Множество российских компаний и объединений выступали против принятия этих законов. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Яндекс», Mail.Ru Group и многие другие. DR Analytica оценила влияние «пакета Яровой» на ИКТ в России, а также в странах Евразийского региона год спустя после первого представления общественности.

Эволюция рассмотрения

  • 11 апреля 2016 года член Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым представили на рассмотрение два законопроекта, которые имели значительный эффект для российского ИКТ-законодательства. Изначальной целью документов было улучшить меры противодействия терроризму и экстремизму и ужесточить наказания за такую деятельность;
  • 13 мая 2016 года пакет законопроектов был принят после первого чтения;
  • 24 июня 2016 года Дума приняла оба документа во втором и третьем чтениях;
  • 7 июля 2016 года «закон Яровой» окончательно подписан президентом В.В. Путиным;
  • 19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков, представляющий партию Справедливая Россия, внес законопроект призывающий отложить имплементацию «закона Яровой» до 2023 года;
  • 20 июля 2016 года большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу;
  • 19 января 2017 года Минкомсвязи России заявил, что количество информации, подлежащей хранению согласно «закону Яровой», может быть уменьшено в 10 раз;
  • 4 апреля 2017 года, совет Госдумы отправил законопроект сенатора Белякова на рассмотрение в высшие государственные инстанции для последующего обсуждения.

Смысл предложений

Пакет Яровой состоит из двух законопроектов:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Первый законопроект обязывает операторов связи хранить сообщения и звонки абонентов за период времени, установленный Правительством Российской Федерации (но не более 6 месяцев) в соответствии со статьей 64 Федерального закона «О связи», а также хранить метаданные таких звонков и сообщений в течение трех лет.

Второй законопроект дополнил УК РФ тремя новыми преступлениями:

  • содействие экстремистской деятельности;
  • несообщение о преступлении террористического характера;
  • совершение акта международного терроризма.

Некоторые из первоначальных положений были исключены из окончательного варианта законов:

  • В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий в досудебном порядке. Во втором чтении депутаты изменили эту поправку: в некоторых статьях (например, для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм), они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям. В итоге парламентарии решили отказаться от этих поправок.
  • Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

В ожидании последствий

Согласно первому законопроекту (его также называют «закон Яровой»), к 1 июля 2018 года все операторы связи обязываются хранить звонки и сообщения своих клиентов на протяжение 6 месяцев, а метаданные этих коммуникаций – 3 года. Однако еще 19 июля 2016 года, за день до того, как большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу, член Совета Федерации Антон Беляков предложил законопроект, согласно которому имплементация «закона Яровой» должна быть отложена на 5 лет – до 2023 года.

Предложение Антона Белякова было принято на рассмотрение Советом Государственной Думы и 4 апреля 2017 года направлено Президенту, Комиссии Государственной Думы, фракциям Государственной Думы, Совету Федерации и другим высшим исполнительным органам для дальнейшего обсуждения. Вышеуказанные органы должны представить свои замечания и/или предложения Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 4 мая 2017 года. Дальнейшее развитие событий ожидаются в ходе весенней сессии Государственной Думы в мае 2017 года.

Главная техническая проблема с введением в силу «закона Яровой» заключается в отсутствии необходимого оборудования у операторов телекома для хранения таких больших данных, а также просто огромные издержки, необходимые для его приобретения. Таким образом, главными причинами для критики «закона Яровой» стали не ограничения информационных свобод граждан, а неспособность соблюдать закон, а также огромные расходы для провайдеров телекоммуникационных услуг. Закон требует огромных денег и может привести к многие интернет-компании, особенно небольших операторов – слишком много данных надо контролировать, собирать и хранить.

Крупнейшие операторы ИКТ-услуг, такие как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2, заявили, что для исполнения «закона Яровой» потребуется более 2,2 трлн рублей, что в свою очередь сопоставимо с более чем 10% российского бюджета. Смягчение закона может снизить затраты операторов, которые предлагают альтернативные варианты решения проблемы. Одним из них является постепенное осуществление положений закона. Тем не менее точные затраты могут быть определены только после того, как правительство определит точные сроки и конкретные форматы и объемы хранения данных.

19 января 2017 года Минкомсвязи предложило в объем хранимой информации и таким образом сократить издержки бизнеса. В целом представители частного сектора, при некоторой поддержке исполнительной власти в лице Минкомсвязи, пытаются смягчить закон и добиться его отмены, хотя бы частичной. Но позиции судебной и законодательной властей остаются непоколебимы: отмена «фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы» невозможна.

Более того, силовики, в частности ФСБ, даже отвергают закона и его постепенное внедрение, настаивая на полноценном его исполнении. По мнению ФСБ, все технические детали для реализации закона уже продуманы. К 30 июня 2017 года, ФСБ планирует представить нормативный акт с указанием информации о том, как и в каком формате должны хранить данные российские операторы.

«Пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений

Сейчас можно наблюдать два параллельных тренда, связанных с «законом Яровой»: пока критики и оппоненты закона пытаются снизить последствия реализации закона, предлагая к нему поправки и исключения некоторых положений, сам факт принятия закона вдохновил российских законодателей на создание новых законопроектов и законов, которые еще больше увеличивают государственный контроль интернета и сферы ИКТ. Среди таких законодательных нововведений можно отметить следующие:

  • Минкомсвязи России разработало правила ограничения доступа к нежелательному контенту, которые позволяют . Новая инструкция поможет избежать ситуаций, когда блокирование одного черного списка приводит к нарушению работы всех веб-сайтов на одном и том же IP-адресе.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роскомнадзор и другие ведомства работают над новым законопроектом, который позволит суду к сайтам, нарушающим российское законодательство. Документ будет представлен уже этой весной.
  • Правительство России создает новое подразделение в составе Росгвардии. Группа будет идентифицировать угрозы информационной безопасности России, реагировать на кибератаки и контролировать социальные сети на предмет пропаганды экстремизма в интернете. Также существует план создания интегрированной системы мониторинга веб-пространства. Стоит отметить, что Росгвардия постепенно превращается в отдельное силовое ведомство.
  • В конце марта 2017 года Минкомсвязи подготовило проект поправок к правилам оказания услуг связи в рамках реализации «закона Яровой». В проекте содержится предложение потребовать: от подписчиков – перечислить всех возможных гаджетов и устройств, для продавцов – и проверить их личные данные.

Влияние на регион

Принятие «закона Яровой» повлияло на законодателей в других постсоветских странах. Так, например, в Кыргызской Республике был принят Закон КР от 1 июля 2016 года №97 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики “О противодействии экстремистской деятельности”)». Среди положений закона есть временное ограничение доступа к информационным материалам, содержащим экстремистские признаки.

(ЕКЦ), через который аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны, был создан в Таджикистане. Власти заявили, что целью создания структуры является «обеспечение национальной и информационной безопасности», а также возможность держать под контролем «серый трафик» и телефонные разговоры. Однако эксперты считают, что этот закон, в первую очередь, усиливает государственный контроль над операторами связи, а не борьбу с терроризмом.

Даже Украина, находящаяся в состоянии гибридной войны с Россией из-за событий в Крыму и Донбассе, разрабатывает собственный аналог «закона Яровой». позволит правоохранительным органам расширить доступ к личной информации граждан. Операторы телекома и интернет-провайдеры должны будут хранить данные пользователей в течение 90 дней, а судам будет позволено блокировать интернет-ресурсы.

«Закон Яровой» увеличил региональную тенденцию усиления государственного контроля над сектором ИКТ. Многие государства Евразии стремятся повысить свою безопасность под эгидой борьбы с терроризмом и другими социальными угрозами.

Госбезопасность & граждане и бизнес

Год спустя после первого представления законопроекта общественности цена «безопасности» выглядит слишком высокой. Кажется, что российские власти пытаются достичь государственной безопасности, игнорируя свободы общества и издержки бизнеса. Однако предпринятые правительством действия не полностью соответствуют поставленным целям.

Согласно недавнему сайт, «закон Яровой», по сути, не очень способствует обеспечению безопасности страны. Экспертное сообщество считает, что влияние закона на безопасность не было положительным и в то же время привело к сокращению свободы и увеличению затрат на ее реализацию для бизнеса. Поэтому российское государство является единственным бенефициаром «закона Яровой», да и то исключительно в сфере госбезопасности. Хотя официальная позиция властей такова, что закон в первую очередь направлен на защиту граждан от терроризма.

Законодательств в Евразии «Цена свободы и безопасности» за 2016 год от сайт показал следующие результаты для этого закона: единственная положительная оценка этого закона в сфере безопасности – для государственного сектора. Стоит отметить, что и наихудшую оценку получил экономический эффект для бизнеса.

Свобода
Государство Бизнес Общество Личность
-1.00 -3.88 -3.00 -3.88
Безопасность
Государство Бизнес Общество Личность
1.75 -1.13 -1.38 -1.50
Экономический эффект
Государство Бизнес Общество Личность
-1.63 -4.13 -2.75 -3.63
Общий индекс -2.18
Свобода -2.94
Безопасность -0.56
Экономический эффект -3.03
Государство -0.29
Бизнес -3.04
Общество -2.38