ЦАП: все, что вам нужно о нем знать. Какой ЦАП лучше

В прошлой статье мы разобрались с тем, что такое звук и в чем отличия lossless-аудио от lossy. Если не читали прошлую , настоятельно рекомендую это сделать, прежде, чем переходить к этому материалу.

Что такое ЦАП?

ЦАП — цифро-аналоговый преобразователь, с его помощью цифровой сигнал (MP3/FLAC) преобразуется в аналоговый, чтобы вывести его на ваши наушники.

Помните, в прошлой статье я сравнивал преобразование аналогового сигнала в цифровой с детскими раскрасками, где вам нужно было соединять точки для получения картинки? Так вот, в цифро-аналоговом преобразовании вы берете получившуюся из точек картинку и делаете из неё уже полноценную картину. И вот тут уже качество картины будет зависеть от таланта художника, в данном случае я имеют ввиду ЦАП. То есть, чем лучше преобразователь, тем точнее будет передаваться звук с цифрового носителя.

ЦАП бывает встроенный или внешний. Встроенные решения, как правило, рассчитаны на массового потребителя, но особым качеством звука порадовать не могут, поэтому если вы меломан, то смотреть стоит именно на устройства с отдельным выделенным ЦАПом. Если продолжить нашу аналогию с точками: то встроенный ЦАП копирует с цифрового носителя не все «точки», поэтому вы можете потерять в детализации звука. Речь идет о всяких полутонах, еле слышимых инструментах, но для кого-то они могут быть важными и сильно влиять на общее впечатление от композиции.

Кстати, ЦАП также используется и при записи той или иной композиции. От его возможностей зависит насколько точной и детализированной будет музыка.

Что такое усилитель?

Существует распространенное мнение, что усилитель для портативных устройств особо-то и не нужен. Зачем, если нашуники итак имеют достаточный запас по громкости? На самом деле, всё дело в том, что современные плееры и смартфоны уже укомплектованы встроенным усилителем, и как раз от него и зависит уровень громкости и общее качество звучания. Одни и те же наушники на одной и той же громкости будут по-разному звучать с разными усилителями.

Отдельный усилитель или качественный встроенный существенно влияют на детализацию музыкального трека, особенно это касается слабых звуков, которые на плохом оборудовании просто не услышишь. В результате, вы начинаете замечать, что композиция становится более объёмной и насыщенной, благодаря всем тихим звукам, которые были неразличимы.


Заключение

В итоге у нас получается следующая цепочка. Аналоговый звук — его оцифровка для получения MP3/FLAC-файла — обратное преобразование в аналоговый звук с помощью ЦАП — улучшение сигнала с помощью усилителя — воспроизведение звука в ваших наушниках.

Главное в нашем деле - взять верный старт! Я не обязан заботиться о выстраивании линейки продуктов от дешёвого ширпотреба до самого что ни на есть high-end"а. Поэтому могу позволить себе сразу выбрать понравившийся чип цифро-аналогового преобразователя и строить дизайн вокруг него. Итак, за основу был взят "мистический ЦАП" как его называют в Сети. Я не буду делать из маленькой микросхемы большого секрета, но давайте всё же для начала сохраним интригу.

Построить хороший ЦАП для себя любимого я собирался ещё с прошлого столетия, но как-то всё руки не доходили и более приоритетные задачи брали верх. И вот тут-то мне на радость появился заказчик, с одной стороны способный оценить хороший звук, с другой же стороны - согласный мириться с некоторым уровнем "самодельщины" в законченном устройстве. Естественно я приложу все усилия, чтобы мои клиенты остались довольны своим выбором. Что теряют мои "pre-production" изделия по сравнению с серийными аппаратами раскрученных брендов - так это:

  1. часть монтажа выполнена паутинкой на "слепышах", а не на печати, что положительно отражается на качестве звука, но, увы, не будет доступно в серийных образцах;
  2. я не экономлю на мелочах типа сетевого фильтра или шунтирующих ёмкостей, в чём, кстати, не раз доводилось уличать всеми признанные авторитеты;
  3. "брэнд" мой ещё не слишком широко известен в узких кругах 🙂

На старт, внимание...

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже , китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet"ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали "КРЕНок" гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП"ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-"левшей" не в счёт).

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Чуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал - отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы - 0.65мм.

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: "сопротивление бесполезно ". Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал "схему" специально для Вас:

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку - перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Посредственность - за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП . Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС... Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных "образцов" достаточно.

Учиться, учиться, и... думать!

Пожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из "поднебесной" наблюдаю одни и те же паровозы из "КРЕНок" (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю "токовым мышлением" в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и... немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление "кренки" весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка "видит" прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали - передаёт эти пульсации "наверх по команде", старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП"ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать...

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему... обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив "расстояние" по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и "земляной" провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижает "удары" тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока - параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

Не будем требовать слишком много от "кита"

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось "выжать" всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы "сладкой парочки" потребовалось ещё несколько активных компонентов... но это опять уже совсем другая история.

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса .

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало "выглаживание" питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора - на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить "А/Б" тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое "шумовое пространство". Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Sanyo OS-CON - фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

Не хочешь думать головой - работай руками

Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа - типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника - к RXP0.

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные "пробнички" от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие "образцы" бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы - зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП"ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

Ещё один популярный способ сэкономить на спичках

Подавляющее большинство производителей как источников цифрового аудио-сигнала, так и цифро-аналоговых преобразователей экономят 30...50 центов на каждом устройстве. Расплачиваемся за это мы, пользователи. Подробности читать .

Какой high-end без ламп?

Веселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier"s в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15...24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП"ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников - тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно "землю" или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы - их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой - очень, очень интересный, знаете ли, вопрос!... Но на сегодня пора мне уже закругляться.

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все - JFET"ы да depletion MOSFET"ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив "правильные" компоненты - любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов - научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

Так где же обещанная халява???

Друзья, эта статья - просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором - яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно - дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.

Сравнительный тест ЦАПов

Цена от 50 до 110 тыс. руб. Будет ли по-настоящему вознаграждено вложение пятизначной суммы в технологию ЦАПов?

Цифроаналоговый преобразователь сейчас прочно укоренился в качестве привычного компонента Hi-Fi-систем. Представители племени ЦАПов охватывают огромный диапазон цен - начиная от моделей менее чем за 5 тысяч рублей и заканчивая экземплярами за несколько сотен тысяч. Большинство из них, наверное, могут удивить количеством внутренних частей и деталей; сейчас вы можете встретить ЦАП с хитроумными подходами к фильтрованию и апсемплингу, с ламповыми выходами, функциями предусилителя и др.

Ни один из этих аппаратов не может похвастать какой-то особенной экстравагантностью, хотя, к примеру, USB-технология у M2Tech позволяет принимать 32-битные данные с частотой дискретизации в 384 кГц.

USB - это простой и удобный способ подключить настоящий Hi-Fi к компьютерному источнику данных, приобретающий все большую актуальность, так как мир уходит от CD и всего, что с ним связано, и движется навстречу жестким дискам и облачным сервисам. Неудивительно, что пять из шести представленных здесь ЦАПов имеют на борту вход USB. Интерфейс USB никогда не был предназначен для аудио, он далек от идеала, но подобные проблемы поправимы.

Тем не менее нужно быть осторожным с аудио высокого разрешения и USB. Три ЦАПа в этой группе поддерживают частоту дискретизации через USB до 96 кГц или выше. Но если софтовый плеер компьютера будет ограничен 48 кГц, то при воспроизведении разрешение HD-файлов будет уменьшено до 48 кГц без какого-либо предупреждения. Будьте внимательны! Однако же при правильной организации любой из представленных здесь аппаратов сумеет существенно улучшить звук. Они также способны поднять качество воспроизведения старых CD-плеееров и других цифровых источников. Фактически некоторые из них могут эффективно функционировать в роли цифровых предусилителей.

ФАКТОР DACMAGIC!

Проблема, с которой сталкиваются ЦАПы средней ценовой категории, - ЦАП DacMagic компании Cambridge Audio. Он и еще парочка-другая супербюджетных ЦАПов довольно дерзко заявляют о себе при стоимости в 15 тысяч рублей и меньше. На ум приходят Arcam (rDAC), различные модели Веresford, и это далеко не полный список.

Положа руку на сердце, мы не можем отрицать, что закон убывающей доходности работает и здесь, однако считаем, что конкурсанты в этой группе предлагают больше тонкости и проницательности, а также зачастую слегка более динамичное воспроизведение звука, чем дешевки, «хорошие, но последние».

(109 000 руб.)

Будучи частью большой и визуально выполненной в едином дизайнерском стиле линейки, этот ЦАП остается одним из наиболее оснащенных с точки зрения количества входов, хотя интерфейс USB здесь и отсутствует. Аппарат высоко оценен за возможность модернизации, имеет опцию подключения внешнего блока питания PSX-R, что превращает его в предусилитель DAC ХР+ с цифровым входом.

(76 000 руб.)

Новое добавление в линейке. ЦАП, заслуживающий внимания, в частности, за вход RF-Link, который позволяет передавать данные с компьютера беспроводным способом (с опциональным фирменным передатчиком), не используя при этом технологии Ethernet и Bluetooth. В комплекте имеется дистанционный пульт, что демонстрирует свойственное компании внимание к важным мелочам.

(60 000 руб.)

Вторжение Lavry в мир бытового Hi-R - это в значительной степени результат следования культу Интернета. Компания выпустила свой ЦАП DA-10, а затем и DA-11, который продолжает традицию бренда создавать солидные, основанные на серьезных инженерных разработках профессиональные аудиопродукты. Помимо довольно аскетичного пользовательского интерфейса, здесь нет ничего такого, что не пригодилось бы аудиофилу!

(53 000 руб.)

Модель выглядит немного странно, но ключевой вопрос тут технологический, связанный с возможностью получать через USB такой битрейт, о котором до сих пор мы даже не мечтали. Так или иначе, мяч сверхвысокой частоты дискретизации был, наконец, запущен, и мы рассчитываем на поддержку программного обеспечения в источниках. Между тем характеристики аппарата также выглядят достаточно привлекательными с точки зрения обычных цифровых входов и выходов.

(73 000 руб.)

Типичный набор входов, поддержка стандартных частот дискретизации и несколько интересных функций внутри, если присмотреться к аппарату поближе. К ним относится минималистская аналоговая часть, состоящая из крупных по размерам компонентов, которые уважают многие аудиофилы и которые смонтированы по технологии навесного монтажа. Плюс внимательное отношение к блоку питания.

(70 720 руб.)

Хорошо оснащенный входами и выходами DAC9 обладает также особенно хорошо продуманным усилителем для наушников. В электронной начинке есть несколько аналоговых деталей с высокими характеристиками, которые имеют поддержку в лице весьма крупного трансформатора питания. К внешнему виду модели нужно будет постепенно привыкнуть, и, возможно, поэтому вам не захочется терять дистанционку.

БЕСПРИСТРАСТНЫЙ ВЕРДИКТ

Определить различия между отдельными ЦАПами в группе, не обращая внимания по крайней мере на их внешнюю эстетику, оказалось делом довольно сложным. Имеющие отношение в первую очередь к воспроизведению преобразованного в аналоговый сигнал нашего 16-битного аудио с частотой дискретизации в 44,1 кГц, эти модели впитали в себя знания, полученные в течение нескольких десятилетий. Проще говоря, они в состоянии надлежащим образом воспроизвести этот широко известный стандарт. В данное время нашими ожиданиями, связанными с этими устройствами, а именно фактором, делающим их актуальными в качестве специального дополнительного конвертера в системе, является их способность конвертировать аудио высокого разрешения.

На материале CD-качества (16 бит / 44,1 кГц) мы достаточно хорошо увидели, как вся группа показывает границы этого формата. Частотный диапазон не превышает предел Нейквиста, равный половине частоты дискретизации - приблизительно 22 кГц; коэффициент гармонических искажений и шум имеют значение 0,02% при сигнале полной шкалы в 0 дБ, 2% при -60 дБ и динамический диапазон в 96 дБ.

Наши измерения аудиоджиттера помогли проникнуть в суть различных рабочих характеристик участников группы. Мы считаем, что величину в 200 пс вполне уместно ожидать от современных цифровых аудиоисточников. Эта группа показала значения в пределах от 150 до 300 пс. 150 пс - почти такой же хороший результат, который мы наблюдали в разных типах цифровых медиатранспортов. Но 300 пс больше соответствуют устройствам бытового уровня и ресиверам.

При использовании источников с более высокой частотой дискретизации и разрядностью измерения действительно начинают разделять наших участников. С материалом в 24 бит /96 кГц мы увидели разные показания динамического диапазона. Некоторые модели были в состоянии максимизировать потенциал сигнала высокой четкости, в то время как остальные практически не улучшили его выше уровня сигнала в формате 16/44,1.

МНЕНИЕ "СЛЕПЫХ" СЛУШАТЕЛЕЙ

Не в первый раз в групповых тестах, в тестах цифровых источников мы замечаем, что сходства в основном перевешивают различия между исследуемыми устройствами. Мы не говорим, что нет вообще никаких отличий: наши опытные слушатели услышали их вполне хорошо, и то же самое сделали мы во время наших «зрячих» прослушиваний. Но даже при условии, что это человеческая природа, которая в любой ситуации ищет несовпадение, мы все почувствовали необходимость подчеркнуть, что некоторые из этих различий были малы.

Поэтому, с одной стороны, это значит, что вы, возможно, будете удовлетворены любым из шести ЦАПов. С другой, вы можете позволить себе быть действительно взыскательным и удостовериться, что не просто удовлетворены, но искренне восхищены своим приобретением.

Наименьшее общее количество баллов получил Moon 300D. Итог немного несправедливый, так как он имеет пять «звезд» по звуку, но мы не смогли дать ему больше, чем три, за функциональность, что и сместило его вниз. Он хорош в динамике, согласованности и детальности. Но если иногда он и несколько жизнерадостен на высоких частотах и если это было воспринято некоторыми слушателями как яркость, то другим он понравится своим свежим и открытым звуком в ВЧ-диапазоне.

Следующим идет Cyrus DAC Х+. Нам бы очень хотелось получить от него немного больше детальности, но его звучание может быть достаточно честным и захватывающим, плюс, как обычно бывает с техникой этой фирмы, он обладает привлекательными возможностями апгрейда.

ЦАПы Lavry, M2Tech и NuForce набрали одинаковое количество баллов, хотя решающая оценка за качество звука была ниже у Lavry DA11. На фоне того успеха, которым пользовался его предшественник DA10, это стало чем-то вроде сюрприза, но наши слушатели отметили еще раз, что деталей могло быть и больше. Похвально, что высокие частоты исключительно прозрачные и чистые.

M2Tech Young вполне гармоничен, за исключением, возможно, глубокого баса, а прекрасная согласованность - большое достоинство; также нам понравилась его детальность. Чуть выше поднялся NuForce DAC9, который сводит воедино много превосходных аспектов, только вот немного подчеркивает верхнюю середину. Он, кроме того, имеет выход для наушников, что увеличивает его универсальность.

ПОБЕДИТЕЛЬ!

Очень часто случается так, что победитель в Hi-Fi - отнюдь не тот, кто привлекает больше всего внимания. Этот тезис верен и по отношению к Electrocompaniet PD-1, который, безусловно, хорошо звучите первого прослушивания, но явно не выделяется как звезда. Хотя, все дольше слушая такой звук, все сильнее хочется оставаться с ним рядом. Обычно чем больше времени проводишь с любым Hi-Fi-приобретением, которое уже звучит как хорошая вещь, тем больше начинаешь принимать во внимание, что хорошие вещи здесь включают в себя чудесно вылепленные музыкальные образы, точно выгравированные детали и протяженные, но безупречно контролируемые частоты на краях слышимого диапазона.

Объедините все это с замечательными ритмическими свойствами, ивы будете иметь эскиз удовлетворяющих во всем характеристик. Правильно, этот ЦАП занимает на полке несколько больше места, чем другие аппараты из тестовой группы, но на самом деле кого это волнует? Дополнительное беспроводное соединение является самым привлекательным. Этот ЦАП легок в обращении и достаточно универсален в плане функций. PD-1 во всех отношениях достойный победитель группового теста.

ПОПРОБУЙТЕ С ЭТИМ!

ЦАПы высокой ценовой категории имеет смысл использовать только в качестве составной части хорошо подобранной системы. Упомянем несколько подходящих для этого партнеров.

СЕТЕВОЙ ПЛЕЕР
Marantz NA7004
(45 000 руб.)

В настоящее время это один из наиболее всесторонне оснащенных сетевых стримеров. NA7004 обеспечивает доступ к аудиоданным любой формы, хранящимся на компьютере, может работать как по беспроводному принципу, так и с помощью проводов.

Рекомендовать такое устройство здесь, возможно, не совсем правильно, учитывая, что большинство современных ЦАПов подключается к компьютеру через USB. Но важный момент состоит в том, что NA7004 обладает преимуществом перед компьютером, поскольку лишен таких помех, как шумные вентиляторы или работа жесткого диска, не имеет многозадачных процессоров, которые могут прерывать аудиовоспроизведение, запуская антивирусное программное обеспечение, и т. п. Его аналоговый выход тоже неплох, но в сравнении с ним любой из обозреваемых здесь шести ЦАПов даст значительное улучшение звука.

УСИЛИТЕЛЬ
Primare I32
(115 000 руб.)

Технология применения импульсных блоков питания в усилителях мощности недавно достигла совершеннолетия, и этот интегральный усилитель является тому живым доказательством. Он выкачивает 120 Вт чистой мощности на канал и делает это с таким сочетанием мощи и тонкого мастерства, что завоевал наши сердца за очень короткое время.

Аппарат безупречен в плане тональности, и локализация им образов в пространстве превосходна: точна, стабильна и хорошо развернута. Бас протяженный и основательный, четко настроенный, когда это нужно, и весьма ритмичный. Но больше всего впечатляет настоящее ощущение простора сцены, на которое способен этот усилитель. Он одинаково умело справляется как с масштабными величественными записями, так и с музыкой небольших ансамблей.

АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Audiovector К13
(100 000 руб.)

Эта стройная напольная модель имеет несколько необычную акустическую конструкцию внутри - в форме четвертьволновой нагрузки для баса. Мы не собираемся давать ей награду за самый низкий бас на планете, но то, что она предлагает, - это исключительно плотные НЧ с очень хорошей четкостью. Средний диапазон иногда может выступать чуть вперед, особенно верхняя середина, но это вовсе не так уж много, чтобы скомпрометировать общее чувство низкочастотного окрашивания и превосходную детальность. Локализация образов в пространстве крайне сильна, с настоящим ощущением того, что музыканты расположены вне колонок и за ними, вто время как скромные размеры помогают К13 исчезать визуально так же хорошо, как и акустически.

Трудное решение или сравнение теплого с мягким?

Любые поиски и метания в попытках улучшить звук обычно начинаются с ощущения, что привычная музыкальная система как-то «не играет». Для бывалых любителей музыки возникшее ощущение означает только новые траты. Новички часто ограничиваются приобретением хороших . Если результат не оправдывает ожидания, приходится искать иные способы улучшить звучание музыки.

Усилитель для наушников

Если источник звука недостаточно мощный, чтобы раскачать наушники, первым делом на ум приходит покупка внешнего усилителя.

Встраиваемые в смартфоны или портативные плееры усилители часто не отличаются высоким качеством. С одной стороны, ради повышения общей производительности гаджета инженеры вынуждены выбирать более энергоэффективные, но менее мощные усилители. А с другой, встроенные решения не всегда могут обеспечить стабильный звук без привнесенных искажений.

В этом случае дискретный усилитель, разработанный именно для вывода качественного звукового сигнала, может стать искомой альтернативой. При этом компактные внешние усилители обеспечивают не только необходимую громкость звука в наушниках, но и должную стабильность звучания.

И тут-то пользователей усилителей для наушников и поджидает проблема. Притом с самими усилителями она и не связана. Подключаемые в гнездо выхода для наушников усилители имеют дело с аналоговым сигналом в том виде, в какой его преобразовал встроенный в смартфон (плеер или звуковую карту) цифро-аналоговый преобразовать (ЦАП). Производители редко тратятся на качественные микросхемы ЦАП, предпочитая ставить недорогие низкоразрядные чипы. Результат работы слабеньких ЦАП упрощенно можно описать следующим изображением:

В общем случае потеряется яркость, выразительность или даже часть деталей. После такого преобразования музыку не спасут даже самые качественные наушники и усилитель.

Именно поэтому часто более оправдана покупка внешнего цифро-аналогового преобразователя.

Внешний ЦАП

Цифро-аналоговый преобразователь – устройство, конвертирующее цифровой сигнал в поток электрических импульсов для воспроизведения в акустических устройствах.

В цепочке «Источник сигнала – ЦАП – Усилитель – Акустика» итоговое качество звука зависит от каждой составляющей. На ЦАП, таким образом, приходится хотя бы четверть ответственности за то, что в конечном счете дойдет до ушей слушателя. Именно поэтому важно обеспечить наличие в звуковом тракте качественного устройства, преобразующего двоичный код в аналоговый сигнал.

Со встроенными в пользовательские устройства ЦАП ситуация аналогична усилителям. Энергоэффективность и оптимизация габаритов вынуждают производителей ставить компактные, не отвечающие задачам вывода детального звука, комплектующие. К тому же далеко не всем пользователям нужно, чтобы телефон (или ноутбук) «играл». В итоге, любители качественного звука вынуждены озадачиваться приобретением дополнительной периферии.

Благо, что рынок портативных внешних ЦАП широк. Даже в реалиях кризиса и просевшей национальной валюты, можно подобрать достойное решение по карману. Хоть для iPhone, хоть для Mac. Все что нужно – иметь возможность подключить устройство через USB-интерфейс.

К примеру, не так давно у нас на побывали два устройства от Fostex. Одно из них – внешний ЦАП Fostex HP-A3 , построенный на базе микросхемы AKM AK4390 . Эта модель, при сравнительно небольшой цене обладает всем, что необходимо требовательному меломану. HP-A3 выдает очень детальный, выверенный и очень динамичный звук. Вдобавок, к его прелестям можно отнести наличие небольшого усилителя, достаточного для использования с низкоомными наушниками.

Для раскачивания больших высокоомных телефонов потребуется оснащать свою систему дополнительным усилителем или воспользоваться универсальным решением.

Комбайн

В том же обзоре мы рассматривали старшую модель Fostex HP-A4 . Её можно отнести к так называемым комбайнам – устройствам, совместившим в одном корпусе и ЦАП, и усилитель.

Цифро-аналоговый преобразователь HP-A4 построен на базе 24-битного чипа PCM1792A и нативно поддерживает конвертацию звука в формате DSD. Ну, а мощности усилителя должно с запасом хватить для большинства высокоомных наушников.

Стоит отметить, что покупка комбайна не обязательно будет компромиссым решением. Чаще всего производитель подбирает комплектующие таким образом, чтобы ЦАП и усилительный тракт, если уж и не являлись идеальной парой, то хотя бы соответствовали характеристикам друг друга. Вдобавок, вместо двух отдельных устройств получается одно, и порой довольно компактное.

На мой взгляд, к единственному недостатку комбинированных решений можно отнести невозможность замены в тракте отдельно усилителя или ЦАП, в случае если выдаваемый системой звук не соответствует желаемому результату.

В таком случае стоит уже рассматривать покупку отдельных компонентов звукового тракта, что повлечет более серьезные финансовые вложения.

Вместо вывода

К сожалению, в вопросах качественного звука нет заведомо правильного ответа. Нет идеального сочетания устройств, и подчас невозможно добиться этого идеала. В выборе подходящего решения можно довериться только собственному слуху.

Спасибо компании Fostex за предоставленные усилители и ЦАПы .

В связи с широким распространением музыки в цифровом виде, в том числе в аудиоформатах высокого разрешения (ВР), производство цифроаналоговых преобразователей (ЦАП) переживает в последнее время настоящий бум. Их характеристики постоянно улучшаются, возможности расширяются, а технологии, на которых они основаны, совершенствуются с необыкновенной быстротой. Если в 2010 году, когда мы составили первые списки ЦАП, в мире производилось около 400 моделей цифроаналоговых преобразователей, то в настоящее время их число перевалило за 1500. Отвечая на запросы любителей музыки, производители предлагают устройства самого разного уровня и назначения: от самых простых и недорогих типа «сделай сам» до самых совершенных, стоимость которых сравнима со стоимостью хорошего автомобиля. Как среди этого огромного количества разнообразных аппаратов, отличающихся по своим характеристикам и ценам, выбрать один, который подойдёт больше всего?

Для того, чтобы правильно выбрать ЦАП, сайт ПК Аудиофил предлагает воспользоваться следующей несложной методикой, заключающейся в последовательном осуществлении следующих шагов.

  1. Определение количества и типа цифровых входов.
  2. Определение частоты дискретизации и разрядности.
  3. Определение типа аналоговых выходов.
  4. Определение дополнительных характеристик.
  5. Определение предельной стоимости.
  6. Выбор подходящих моделей из «Списков ЦАП».
  7. Сравнение характеристик, прослушивание и принятие решения.

Опишем перечисленные выше шаги на простом примере.

1. Определение количества и типа цифровых входов.

Например, необходимо осуществить преобразование сигнала от двух цифровых источников звука:

музыкальный сервер/ПК (вывод через USB);

проигрыватель компакт-дисков, на котором имеется коаксиальный выход S/PDIF на разъёме RCA.

Вывод : необходим ЦАП, имеющий как минимум два цифровых входа – USB и RCA.

2. Определение частоты дискретизации и разрядности.

Проигрыватель компакт-дисков выдаёт сигнал стандартного разрешения 44,1 кГц/16 бит.

С помощью музыкального сервера или ПК через USB можно, в принципе, выводить цифровой сигнал любого из доступных в настоящее время форматов и даже выше (подробнее об аудиоформатах ВР можно прочитать в материале «Аудиоформаты BP »). То же самое можно сказать и о многих современных преобразователях. Хотя существуют ЦАП, создатели которых не гонятся за поддержкой сигналов с самыми высокими частотами дискретизации.

Исходя из сказанного, в вопросе определение частоты дискретизации и разрядности можно ориентироваться на параметры аудиофайлов, которые будут прослушиваться в обозримом будущем. Пусть, для примера, это сигналы ИКМ (импульсно-кодовой модуляции) до 192 кГц/24 бит.

Вывод : необходим ЦАП с поддержкой сигналов ИКМ до 192 кГц/24 бит включительно по входу USB (сигналы 44,1 кГц/16 бит по входу RCA поддерживают все современные преобразователи).

3. Определение типа аналоговых выходов.

Например, планируется подключить ЦАП к имеющимся активным АС, которые оснащены симметричными (балансными) входами.

Вывод : необходим ЦАП, имеющий симметричные аналоговые выходы.

4. Определение дополнительных характеристик.

Исходя из необходимости, можно составить перечень дополнительных характеристик ЦАП. Среди них могут быть, например:

аналоговые входы и регулировка выходного сигнала (ЦАП-предварительный усилитель);

ламповые выходные каскады;

выход на наушники (ЦАП с усилителем для наушников);

поддержка беспроводной передачи цифрового сигнала на ЦАП;

пульт дистанционного управления, и т.п.

5. Определение предельной стоимости.

Выбор предельной стоимости или ценового диапазона, в котором будет осуществляться поиск подходящего ЦАП, зависит не только от наличия средств. Необходимо также учитывать, во-первых, цифровые источники какого уровня будут использоваться, а во-вторых, какая аппаратура (усилительная и акустическая) составляет звуковую систему. Можно сказать, что не имеет большого смысла приобретать дорогой ЦАП для использования в простой аудиосистеме невысокого класса. С другой стороны, если в дальнейшем планируется усовершенствовать звуковую системы с заменой её компонентов на более качественные, то в этом случае целесообразно, на наш взгляд, приобрести преобразователь более высокого класса.

6. Выбор подходящих моделей из «Списков ЦАП».

Перечислим параметры ЦАП для рассматриваемого нами примера:

Цифровые входы: S/PDIF коаксиальный RCA х 1, USB х 1;

Поддержка сигналов ИКМ до 192 кГц/24 бит по входу USB;

Аналоговые выходы: симметричный стерео XLR х 2;

Регулировка громкости;

Выход на наушники;

Стоимость до 50 тыс. р.

Теперь можно обратиться к нашим «Спискам ЦАП ». Все преобразователи разделены на шесть таблиц:

1. Без передискретизации.

2. DSD в чистом виде.

3. Портативные.

4. Миниатюрные.

5. С выходом на наушники.

6. Все, кроме табл. 1–5.

Общее описание групп преобразователей, соответствующих разным таблицам в наших «Списках ЦАП», можно найти .

В нашем примере требуется выбрать ЦАП с входом на наушники. Такие преобразователи перечислены в таблице 5 . Для поиска необходимых аппаратов в таблицах Google можно воспользоваться сортировкой данных и фильтрацией. Например, для расположения всех ЦАП в порядке возрастания (или убывания) цены можно поступить следующим образом. В верхней строке столбца К , справа от буквы К , нажать на значок , а затем в открывшемся списке выбрать Сортировать лист А → Я (в порядке возрастания цены) или Сортировать лист Я → А (в порядке убывания цены). Для получения информации о других возможностях сортировки и фильтрации можно нажать на кнопку «Данные» в верхней части таблицы.

Используя данные таблицы, можно выбрать несколько ЦАП, соответствующих требуемым параметрам.

7. Сравнение характеристик, прослушивание и принятие решения.

Внимательно изучив характеристики отобранных аппаратов по их описаниям, можно предварительно составить представление о том, какой из них больше подходит. В качестве примера можно воспользоваться нашими материалами в разделе «Вопросы и ответы по выбору ЦАП ».

Но, конечно, самое важное при окончательном выборе – это прослушивание. Если такая возможность имеется, то ей обязательно надо воспользоваться. Если же такой возможности нет, то в этом случае могут помочь статьи и обзоры экспертов, ссылки на которые имеются в таблицах.

Если у вас возникнут вопросы при выборе ЦАП, то пишите , и мы постараемся вам помочь.

Желаем удачи при выборе ЦАП!