Звуковая карта комп. Виды звуковых карт

Цель, данной мини статьи – обозначить основные характеристики, которые действительно важны при выборе звуковой карты, а так же показать в чём можно выиграть, используя дискретную (отдельную) звуковую карту.

Данные советы помогут вам выбрать звуковую карту на долгое время, а с учётомдолговечности данных изделий и достижения ими потолка в качестве звучания — на очень долго.

(кодеки), которые распаяны непосредственно на материнской плате – не дают того уровня звука, как дискретные звуковые карты.

Связано это в первую очередь с тем, что кодек который распаян на материнской плате использует ресурсы процессора (что хоть и на процент, но ухудшает производительность). Иногда, разводка кодека проходит рядом с высоко амперными линиями питания, которые создают электромагнитные помехи, имеют посредственную и до максимума упрощённую архитектуру, что отрицательно сказывается на качестве звука. За не имением отдельного, более или менее качественного ЦАП -а (цифро-аналоговый преобразователь), сигнал обрабатывается самим кодеком, который справляется с этим занятием не всегда хорошо.

Для сомневающихся в приобретении отдельной звуковой карты.

Так какие же основные преимущества внешней звуковой карты?

1. Разгрузка процессора . Процессор не будет отвлекаться на обработку звуков, что соответственно будет увеличивать его свободное процессорное время. Прирост производительности в играх (зависимых от процессора и с поддержкой различных технологий вроде EAX ), может достигать 5%.

2. Более высокое качество звука . С этим спорить бессмысленно. Во встроенных звуковых картах все процессы обработки звука производятся кодеком, себестоимость которого, обычно не превышает 2$. Протяжённость дорожек по мат. плате, качество портов вывода звука, отсутствие отдельного ЦАП-а и DSP-процессора – всё это худшим образом влияет на качество выводимого звука. Так же, встроенные звуковые карты почти всегда не поддерживают ASIO и WDM которые так же важны для работы со звуком.

3. Лучшее программное обеспечение . Позволяет вам настроить ваш звук так, как вам нравится. Так же позволяет использовать море настроек и фирменных функций, которые тем или иным образом влияют на звучание. Без каких-либо проблем можно распараллеливать стерео звук(2.0) на объёмный набор акустики 5.1 , 7.1 и так далее, с помощью фирменных технологий. Возможность настройки звучания согласно расположению вашей акустики вплоть до 10 см и 5 градусов. Между прочим, очень полезно при настройке качественного, объёмного звучания в фильмах (AC 3, DTS ), под нестандартную комнату.

4. Поддержка технологий объёмного звучания, в том числе и аппаратных. В играх, это EAX , EAX Advanced HD (на реализацию которых, уходят драгоценные ресурсы процессора). В звуковых картах Creative – реализована аппаратная обработка данной технологии, вплоть до 5.0 версии.Вфильмах – это Dolby Digital, DD EX, DTS-ES, DTS-ES Surround, DTS Digital Surround, Dolby ProLogic I, II, Dolby Surround имногиедругие. Создают эффект присутствия в фильмах с объёмным звуком. Эффект фантастический (естественно для компьютера и о сравнении с домашним кинотеатром речи конечно не идёт). В большинстве карт применяется аппаратная декодировка дорожек в фильму, к примеру DTS , что существенно улучшает качество воспроизведения и скорость обработки.

5. Разнообразие портов входа/выхода. Которых практически не встретишь на встроенных в мат. плату кодеках. Это S /PDIF (оптический) и цифровой выход, которые не создают искажений и помех от проходящих рядом силовых кабелей, телефонных сетей и т.д, как аналоговые выходы. А также, аналоговые выходы внешних карт, имеют более высокое качество, где применяются более качественные сплавы и они позолоченные.

Если вы меломан, любитель качественного звука и желаете иметь у себя в распоряжении множество звуковых технологий , то выбор очевиден.

Так на какие же характеристики , стоит обращать внимание в первую очередь при выборе дискретной звуковой карты?

ЦАП и АЦП , разрядность и качество.

*цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователь


– служит для преобразования цифрового сигнала (100100100001) в аналоговый (на выходы в виде электрических сигналов).

– имеет обратную функцию, преобразует аналоговый сигнал в понятный для компьютера. Используется, преимущественно для звукозаписи. Если вы не будете этим заниматься, то качество АЦП – не важно и на качестве воспроизводимого звука это не отразится.

Значение и ЦАП , во многих звуковых картах бывает преувеличено.

ЦАП с частотой дискретизации 192кГц , может звучать хуже ЦАП-а с частотой дискретизации 96кГц .

Покупаться на красивые цифры стоит не всегда.

Всё зависит от производителя, насколько он уважаем в мире производителей микросхем и цифрового звука. Хорошие ЦАПы для мультимедиа карт, делают: Wolfson , Ti —Burr Brown , Texas Instruments . Продвинутость ЦАП, можно определить по порядковому номеру (именно он в основном используется). Обычно чем он выше, тем новее и продвинутей чип.Узнать какой чип применяется, можно на сайте производителя в описании или же, на сайте магазина в котором продаётся звуковая карта.

Так же, стоит обратить внимание на тот момент, если используются разные ЦАП-ы для центральных каналов, и окружающих. Это говорит о том, что производитель немного сэкономил на качестве ЦАП -ов окружающего звука, что может немного сказаться на качестве воспроизведения многоканального звука.

*обычно, разница заметна только на дорогой акустике.

Фирма производитель и программное обеспечение.

Самыми главными игроками на рынке мультимедийного звука, являются компании Creative и Asus . Так что именно их, рассмотрим чуть поближе. Если появятся новые крупные игроки, то они обязательно будут включены в список.

Creative.

Звуковые карты фирмы Creative , можно отнести к игровым звуковым картам. Они полностью поддерживают все технологии, связанные с выводом объёмного звука в играх – на аппаратном уровне . Что уж говорить, ведь именно Creative , разработала стандартs EAX . Компания Creative — является пионером в области цифрового звука.

Именно карты этого производителя, в частности начиная с серии X — fi (не ниже X —Fi Extreme Gamer ),больше всего снимают звуковую нагрузку с процессора, взяв всю работу по обработке звука на себя. То есть – это очевидный выбор игроманов . Однако не стоит забывать, что и с обработкой музыки, данные звуковые карты справляются неплохо.

Качество ПО, можно оценить как неплохое. Но всё же немного не хватает гибкости . Да и зачастую, бывают небольшие «глюки» и настройки иногда могут сбиваться. Обычно связано это с конфликтами от другого ПО или с Windows и DirectSound поддержкой .

Asus.

Известная тайваньская компания ASUS , производящая звуковые карты под маркой Xonar – которые специализируются на качественном воспроизведения музыки и делают ставку на качественную элементную базу. Используются качественные ЦАП-ы последних моделей от известных производителей. Звучание музыки , обычно качественней и детализированней чем у карт компании Creative (сравнение очень уместно, это два основных конкурента), да и разнообразие портов коммуникации шире. Из минусов можно отметить то, что практически всё в этих картах обрабатывается «софтово», то есть немного нагружая процессор.

Во многих картах этого производителя имеются защитные колпаки, которые защищают звуковую карту от ЭМ -помех, исходящих от линий питания и других компонентов внутри компьютера. Неплохое решение, если учесть что внутри компьютера таких волн значительное количество. К тому же выглядят карты с этими колпаками солидно и стильно, да ещё и светятся.

Если начистоту, то программное обеспечение звуковых карт ASUS , интересней в плане настроек и возможности расширения.

Чаще обновляемые драйвера и куча прикладных программ. Имеются настройка как для музыки, так и для фильмов в отдельности. В общем, карты прекрасно подойдут меломанам и любителям поэкспериментировать.

Звуковые карты от таких компаний как ECHO , M — audio – являются полу-профессиональными решениями. Имеют отточенное программное обеспечение, качественные ЦАП и АЦП , множество выходов (для создания и записи музыки). Простому пользователю, обычно мало интересны ввиду своей дороговизны и не совсем нужного им ПО и функционала. На таких картах, не всегда находится место даже длятаких технологий как EAX , Dolby Digital и DTS , так как они практически не используются в развлекательных целях.

Компании DigiDesign , Native Instruments – выпускают внешние, профессиональные звуковые карты, которые подключаются через , Fireware выходы. Но целью данной статьи данные звуковые карты не являются, так что опустим их описание.

Влияние звуковой карты на качество объёмного звука (5.1, 7.1).

Дискретная звуковая карта, может помочь вам без особого труда получить хороший эффект погружения в фильм, посредством правильного и грамотного позиционирования звуков в пространстве. Происходит это благодаря технологиям Dolby Pro Logic I ,II ; Dolby Surround и другим. Обычно достаточно иметь лицензионный диск с фильмом и плеер с поддержкой данных стандартов. С некоторыми плеерами, возможно требуется покопаться в настройках для их включения.

Встроенные звуковые карты , к которым подключена система 7.1 или 5.1 – могут в лучшем случае «подмочить» ваше погружение в атмосферу фильма или игры. Невыразительная глубина, «драбадан» из сабвуфера… Даже не все дискретные звуковые карты, способны качественно обрабатывать объёмный звук, не говоря уже о встроенном кодеке.

Дискретная звуковая карта, ЗНАЧИТЕЛЬНО улучшает нижний диапазон воспроизводимых частот звуковой сцены. Да и вообще, если вы имеете акустическую систему с сабвуфером (начиная с 2.1 ), то использование дискретной звуковой карты практически обязательно. Это помогает избежать искажений, неровности и неуверенности басовой составляющей в играх, музыке и фильмах. Бас становится мягче, глубже и уверенней.

Очень кстати бывает поддержка . Если карта проходит данную сертификацию, то она способна обеспечить кинематографическое качество звуковых сцен (при использовании совместно с другим THX сертифицированным оборудованием).

Звуковые выходы.


Если у вас есть домашний кинотеатр или ваша АС подключена через ресивер с оптическим или коаксиальным выходом (S /PDIF ), то вам обязательно нужно иметь данные выходы на звуковой карте. Подключение через данные выходы – не искажает сигнал, что позволяет выводить качественный звук, как он был задуман исполнителем. Оптический выход, передаёт сигнал качественнее, чем коаксиальный. Так же желательно должны быть аналоговые выходы 3.5 — «mini- » или полно-размерный 6.25 «Jack «(на профессиональных звуковых картах — 3.5 обычно отсутствует, либо используется для переносных устройств) для подключения мультимедиа акустики с предустановленными усилителями. Тут нужно смотреть нужны ли они вам или нет.

Способ подключения, слот расширения (USB, Express Card, PCI-E, PCI).

Предпочтительней всего — самый недавний стандарт . Практически все производители, которые производят звуковые карты для компьютеров, переводят свои продукты на этот стандарт. Сразу можно отметить, что разницы в звучании или скорости между PCI-E и PCI нет . Переход осуществляется по причине скорой (возможной) замены порта на более новый стандарт PCI-E . К примеру Intel , обещает что перестанет выпускать наборы системной логики с поддержкой PCI — в 2012 году. Именно поэтому лучше всего приобретать карты с разъёмом PCI-E , чтобы сохранить совместимость с будущими комплектующими. Ведь звуковая карта, возможно переживёт все ваши комплектующие не раз.

«Внешние» звуковые карты с , которые производятся для мультимедийного рынка — не обеспечивают тех же характеристик, как внутренние звуковые карты. Связано это в первую очередь с «не приспособленным» для этого портом USB и строгих стандартов по размерам самих внешних звуковых карт и энергопотреблению. К тому же такие решения, в основном предназначены для владельцев ноутбуков, которым даже такая карта будет очень привлекательна по качеству звучания. То же самое можно сказать и про ExpressCard разъём для звуковых карт.

В силу своего малого размера, такую элементную базу как в полноценных звуковых картах не разместишь. Страдает качество, в силу меньшего размера.

Стоит заметить, что многие профессиональные карты имеют подключение именно по USB шине. В них применяются совсем другие контролёры и принципы, которые невозможно применить в более дешёвых продуктах для массового потребителя. К тому же они предназначены в основном для записи, а не для воспроизведения.

Небольшая ложка дёгтя или просто напутствующий совет.

Если вы имеете недорогую акустику 2.0 (до 3000 рублей), то смена встроенной звуковой карты, пройдёт практически незаметно для вас. АС 2.1 – диапазон цены должен быть >2000 р, 5.1 системы >5000 р, 7.1 системы >6000 р.

Но в любом случае, если у вас система с сабвуфером, качество и детальность нижних частот непременно улучшится.

Выводы.

Для меломанов , игроманов или тех, кто просто любит следовать планке качества во всём – наличие дискретной звуковой карты строго обязательно.

Меломанам больше подойдут звуковые карты производства ASUS (Xonar ).

Игроманам , по душе будут карты производства Creative , которые позволяют разгрузить центральный процессор от обработки звука и привносит поддержку новых стандартов звука в игры.

Для качественного просмотра фильмов с многоканальным звуком — подойдут все звуковые карты от данных производителей.

Из основных факторов, которые влияют на качество воспроизводимого звука нужно взять во внимание: качество ЦАП , частоту дискретизации , THD , качественное ПО , поддержку новых стандартов и технологий .

Полагаясь на эти показатели можно выбрать звуковую карту, которая будет радовать вас своим чистым звучанием много лет.

Правильного выбора!

Прошли времена, когда компьютеры попадали на прилавки магазинов «глухонемыми»: сегодня встроенная звуковая карта есть даже в самых бюджетных моделях. Теперь колонки или наушники можно подключить к любому компьютеру – будь он офисный или игровой, десктопный или мобильный, дорогой или дешевый.
Проблема в том, что качество звука на выходе встроенных карт зачастую оставляет желать лучшего. Любому понятно, что при выборе материнской платы покупатель в последнюю очередь обратит внимание на характеристики встроенной звуковой карты; понимает это и производитель. Поэтому первым (и зачастую единственным) критерием выбора производителем звукового чипа на материнскую карту является его цена.


Дешевые звуковые чипы имеют низкоразрядные ЦАП с малым быстродействием и, зачастую, сильно шумят – в результате звук на выходе оказывается весьма далеким от идеала. И если для офиса такого качества звука может оказаться и достаточно, то для домашнего компьютера возможностей встроенной звуковой карты уже может быть недостаточно - если вы подключаете к компьютеру акустическую систему 5.1 (или 7.1) то для получения действительно объемной звуковой картины вам понадобится соответствующая звуковая карта.
Отдельная звуковая карта потребуется и для игрового компьютера – встроенные карты не поддерживают используемые в играх технологии объемного звука.
Если вы увлекаетесь написанием музыки и/или игрой на музыкальных инструментах, вам потребуется звуковая карта с Midi-интерфейсом и (возможно) высокоомным входом для подключения электрогитары.

Классификация звуковых карт.

Хотя принцип работы всех звуковых карт один, по характеристикам и поддерживаемым форматам их принято делить на два класса: профессиональные и мультимедийные.


Профессиональные звуковые карты используются, как следует из названия, для профессиональной работы со звуком:
- для создания высококачественных записей со студийных микрофонов;
- для записи музыки с подключенных музыкальных инструментов;
- для "озвучки" (в т.ч. многоголосой) и наложения звуковых эффектов на аудиодорожки фильмов;
Такие карты чаще всего внешние, оснащены специализированными разъемами, регуляторами и многоканальными высокопроизводительными АЦП (аналогово-цифровыми преобразователями). ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи) на таких картах тоже имеют высокое быстродействие и разрядность, обеспечивая вывод на динамики качественного звука. Основной недостаток таких карт – они дороги. Кроме того, такие карты обычно не поддерживают игровые форматы объемного звука.


Мультимедийные карты рассчитаны на рядового пользователя и представлены в широком диапазоне, как цен, так и прочих характеристик. Для таких карт характерны отсутствие профессиональных разъемов, минимум регулировок и простой (чаще одноканальный) АЦП. Зато, даже в самых дешевых звуковых картах этого класса объявлена поддержка форматов объемного игрового звука.

Характеристики звуковых карт.


Расположение карт бывает внешним или внутренним. Внутренние карты, как следует из названия, устанавливаются внутрь компьютера в свободный слот расширения. Внешние карты имеют свой корпус и располагаются снаружи компьютера, соединяясь с ним по интерфейсному кабелю (обычно USB). Такие устройства чаще всего используются с мобильными компьютерами – ноутбуками и планшетами. Впрочем, нередко встречается и использование профессиональных внешних звуковых карт с десктопным компьютером – встроенные карты имеют площадку под разъемы ограниченных размеров, и большое количество разъемов на ней просто не уместится.


Формат звуковой карты соответствует количеству каналов воспроизведения и определяет, будет ли полноценно работать подключенная к звуковой карте многоканальная акустическая система. Большинство звуковых карт обеспечивают воспроизведение только стерео звука (формат 2.0, два канала воспроизведения). Для подключения и полноценного использования систем объемного звука 5.1 (6 каналов) и 7.1 (8 каналов) понадобятся соответствующие звуковые карты.
Разрядность ЦАП определяет, насколько достоверно будет озвучиваться аудиофайл высокого качества. Важно понимать, что при воспроизведении аудиофайла, записанного с разрядностью 16 бит (например, треков audio CD) разницы между воспроизведением его через ЦАП разрядностью 16 или 24 не будет. Разрядность 16 бит подразумевает 65536 градаций амплитуды – в большинстве случаев этого достаточно. Но теоретически, в идеальных условиях, человеческое ухо способно обеспечить большее разрешение. И если о разнице между записями с дискретизацией 96 кГц и 48 кГц можно спорить, то отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если вы собираетесь использовать звуковую карту для прослушивания качественного аудио (DVD и Blu-ray) и озвучивания Blu-Ray фильмов, следует выбирать модель с разрядностью ЦАП 24.
Максимальная частота ЦАП определяет, с какой частотой цифровые данные будут конвертироваться в аналоговый сигнал. Чем выше частота дискретизации, тем результат преобразования ближе к исходному сигналу. Казалось бы, чем выше этот показатель, тем лучше. Но, согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух – 20 кГц (у большинства людей верхняя граница слышимого звука вообще проходит в районе 15-18 кГц), частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны как раз исходя из этого критерия. Соответственно, ЦАП звуковой карты, проигрывающей аудиотреки и mp3-файлы, должен иметь частоту дискретизации не менее 48 кГц, иначе звук будет искажаться.
Теоретически, такой частоты дискретизации должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц.
Частота дискретизации ЦАП выше, чем у исходного файла, на качество звука не влияет, поэтому приобретать звуковую карту с частотой ЦАП выше 48 кГц имеет смысл, только если вы собираетесь прослушивать на компьютере помощью blu-ray и DVD-аудио или loseless музыку с частотой дискретизации, большей 48 кГц.
Если вы твердо нацелились на приобретение звуковой карты с частотой дискретизации выше 48 кГц, то экономить на покупке не стоит. ЦАП, как и любое другое аудиоустройство, добавляет в сигнал собственный шум. У недорогих моделей шумность может быть довольно высокой, а с учетом высокой частоты дискретизации, на выходе такого преобразователя может появиться опасный для динамиков ультразвуковой шум. Да и в слышимом диапазоне шумность может оказаться настолько высокой, что это затмит весь выигрыш от повышения частоты дискретизации.

Максимальная частота и разрядность АЦП определяют, насколько точно аналоговый сигнал с микрофонного или линейного входа будет преобразован в цифровой. Эти параметры важны в том случае, если карта предназначается для записи высококачественного звука. Для большинства бытовых потребностей достаточно одноканального АЦП с максимальной частотой в 44.1 кГц и разрядностью в 16 бит.
Для записи стереозвука необходимо наличие минимум 2-х каналов записи .




PCI

PCI-E

USB


Интерфейс подключения определяет, каким образом звуковая карта будет подсоединена к компьютеру. PCI и PCI-E – интерфейсы подключения внутренних звуковых карт, которые должны устанавливаться в соответствующий слот материнской платы. USB – интерфейс подключения внешних звуковых карт.

Соотношение сигнал/шум определяет уровень шума, добавляемого в сигнал самой звуковой картой. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается звук. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110-120 дБ и выше.

Поддержка EAX, OpenAL, A3D определяет, поддерживает ли карта игровые форматы объемного звука. С помощью этих форматов (при посредстве многоканальной акустической системы) в пространстве создаются мнимые источники звука, отражения звука от виртуальных стен и прочие звуковые эффекты. Разумеется, для всего этого необходимо, чтобы сама игра тоже поддерживала этот формат.

Поддержка ASIO . ASIO – программный интерфейс непосредственного (в обход операционной системы) обмена данных между драйвером звуковой карты и программой записи/воспроизведения звука. Необходимость этого формата возникла из-за того, что ОС Windows (в которой используется этот формат) при высокой загрузке системы может задерживать передачу звуковых данных. На слух это определяется как "заедания" и "притормаживания" звука. И, если (к примеру) при просмотре фильма на единичные такие случаи можно и не обратить внимания, то при профессиональной обработке звука подобное, разумеется, недопустимо.
В то же время поддержка ASIO не является гарантией того, что аудиодорожки будут звучать без задержек - многое зависит от качества звуковой карты и драйверов к ней. Не стоит ждать большого эффекта от включения этого режима на дешевой карте базового уровня.

Наличие цифрового выхода (S/PDIF, HDMI) позволяет передавать аудиосигнал в цифровом виде на аудиоаппаратуру, которая может принимать такой сигнал - например, на домашний кинотеатр. При таком подключении параметры ЦАП звуковой карты неважны - преобразование цифрового сигнала в аналоговый производит ЦАП домашнего кинотеатра. Такое подключение оправдано в том случае, если ЦАП домашнего кинотеатра качественнее того, что встроен в звуковую карту.

Наличие цифрового входа позволяет получать цифровой сигнал от аудиоаппаратуры (например, цифровых микрофонов и аудиопроигрывателей). При использовании цифрового входа, характеристики АЦП звуковой карты неважны - звук уже попадает в карту в цифровом виде. В этом случае работу по преобразованию аналогового звука в цифровой (если оно производится) берет на себя АЦП устройства, с которого идет цифровой аудиосигнал.

Наличие встроенного усилителя для наушников будет нелишним, если вы часто сидите перед компьютером в наушниках. Если у вас есть качественный высокоомный наушник, наличие усилителя просто необходимо - иначе звучать они будут тихо. Можно купить отдельный усилитель для наушников , а можно - выбрать звуковую карту со встроенным усилителем.

Фантомное питание микрофона используется при подключении конденсаторных студийных микрофонов – считается, что такой микрофон обеспечивает наилучшую запись голоса. Для подключения обычных динамических микрофонов фантомное питание следует отключать, иначе микрофон может выйти из строя.

Высокоомный инструментальный вход (Hi-Z) предназначен для прямого подключения электронных музыкальных инструментов c высоким сопротивлением звукоснимателя (например, электрогитар, электровиолончелей, скрипок и т.д.) При подключении таких инструментов к обычному линейному входу, амплитудно-частотная характеристика сигнала может исказиться.


Балансные входы и выходы необходимы, когда требуется повышенная защита от наводимых на аудиокабели помех. В отличие от обычных (небалансных) входов, в балансных используется три провода на канал вместо двух. В обычном входе один провод - земля, по второму передается аудиосигнал. Наведенные на аудиосигнал помехи беспрепятственно попадают на вход АЦП, портя основной звук. В балансном входе один провод - земля, второй - аудиосигнал, третий - аудиосигнал в противофазе. В карте аудиосигнал в противофазе вычитается из основного, при этом наведенная помеха - поскольку она идет в одной фазе на обоих сигналах - пропадает, а полезный сигнал усиливается.


На балансных входах довольно часто применяется универсальный разъем, который может работать и как балансный и как небалансный.


Поддержка ASIO, фантомное питание микрофона, высокая частота и разрядность АЦП, наличие балансных, инструментальных и Midi входов – отличительные особенности профессиональных звуковых карт, способных производить высококачественную запись звука.

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.

Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт

Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.

1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.

Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.

Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.

На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.

M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, Roland Duo/Quad-capture – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, Behringer FCA1616, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08, Focusrite Scarlett 18i8, Presonus audiobox 1818vsl, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.

После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:

Не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;

Не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;

Некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.

Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.

Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:

Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.

Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.

Если звуковой тракт материнской платы вашего компьютера или ноутбука построен на качественных компонентах — приобретать дискретную карту бюджетного и даже среднего уровня не имеет смысла. Разницу ощутить будет практически невозможно. Точно так же, как и в случае с выводом звука на недорогие колонки или наушники. Существует мнение, что стоимость используемой акустики должна в несколько раз превышать цену звуковой карты — тогда комплект будет сбалансированным.

Итак, Вы решили отказаться от встроенной звуковой карты. Тогда сразу определимся с вариантами:

  • Недорогие встраиваемые карты - выбор для нетребовательного уха, если звук «встройки» совсем уже непристоен, или хочется подключить многоканальную акустику к материнской плате, которая имеет только стереовыход. Хотя с учетом того, что сейчас даже бюджетки позволяют подключать как минимум акустику 5.1, такая потребность может понадобиться разве что на компьютере, который сам уже давно пора апгрейдить. То же можно сказать и о дешевых внешних звуковых картах - они остаются единственным вариантом для ноутбуков, но и для ПК интересны тем, что «собирают» меньше помех на аналоговый тракт.
  • Любите музыку не только слушать, но и создавать? Независимо от жанровых предпочтений потребуется звуковая карта с поддержкой ASIO , а дальше уже смотрим по своему оборудованию - для электроинструментов потребуется высокоомный (Hi- Z) вход , студийные конденсаторные микрофоны нуждаются в фантомном питании. Если же работать исключительно с VSTi, то достаточно только иметь «на борту» ASIO.
  • Есть желание соединить компьютер со внешним DSP или AV-ресивером? Тогда выбирайте карты с выходом S/ PDIF - коаксиалкой или оптикой в зависимости от того, как реализован вход на подключаемом устройстве.
  • Интересен многоканальный звук в играх ? В этом случае будет еще актуальна поддержка картой EAX, хотя его уже можно считать уходящим со сцены (последняя редакция стандарта вышла в 2005 году). При этом логичнее будет выбирать из карт производства Creative - как ни крути, именно эта компания EAX и создала.

Есть и ряд нюансов, которые нужно учитывать. Например, уже не первый год Creative славится отвратительной поддержкой - те же Audigy старых серий уже на Windows 8 могут работать с проблемами из-за давно не обновляемых и изначально сырых драйверов. Любая карта, и внешняя, и встроенная, может работать некорректно из-за программных и аппаратных конфликтов: например, загруженный USB-хаб или мост материнской платы могут приводить к заиканиям даже с использованием карт с поддержкой ASIO, особенно, если драйвер настроен на максимальную частоту дискретизации (и, соответственно, на максимальный объем передачи данных). Так что далеко не всегда нужно сразу обвинять производителя во всех смертных грехах - стоит разобраться и со своим компьютером (не говоря уже об анекдотичных случаях, когда в BIOS забывают отключить встроенную карту).

Все компьютеры имеют интегрированный звуковой модуль, предназначенный для обработки аудио. Его технические характеристики не позволяют получить от прослушивания студийных записей или фильмов высокого качества всей глубины и реалистичности. Отдельная звуковая карта способна исправить недостатки встроенного аналога. Но широкий ассортимент затрудняет выбор необходимой модели устройства. Обзоры специалистов, видео, демонстрирующие работу оборудования, помогут правильно подобрать нужный вариант, который будет отвечать всем потребностям пользователя.

Большинство компьютеров и , поступающих в продажу, оснащаются , которая интегрирована в . Они обладают низкими параметрами для воспроизведения качественного и чистого звука. Для ценителей музыки или пользователей, желающих подключить типа 4.0, 5.1, 5.2 и т.д. для достижения эффекта присутствия во время просмотра фильма, данной звуковой карты будет недостаточно, так как возможности устройства не позволят это сделать. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации является приобретение оборудования, обладающего высокими техническими характеристиками.

Классификация звуковых карт

Основная задача, которая возлагается на — это обработка поступающего аудио сигнала. Данная продукция делится на два основных вида:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешние устройства подключаются к персональному компьютеру или через USB-порт или FireWire. Второй вариант устанавливается внутрь системного блока через разъемы PCI или PCIe в зависимости от модели материнской платы и самого оборудования. Цена на внутренние звуковые карты несколько ниже по сравнению с внешними устройствами. Но они чувствительны к качеству электрического тока, получаемого от ПК, и восприимчивы к негативному воздействию наводок. Все это может сказываться на чистоте воспроизводимого звука.

Внимание! Конструкция ноутбуков не предусматривает установку внутренней звуковой карты.

Не зависимо от типа исполнения устройства делятся на два вида:

  • для профессионального использования;
  • для бытовых потребностей.

Профессиональное оборудование отличается от домашнего тем, что имеет разъемы для подключения музыкальных инструментов: Jack 6,3 и XLR, а также встроенными фильтрами для более тонкой очистки звука. Также существует ценовое разделение этих устройств, которое делит их на три класса:

  • Бюджетный. Подобные устройства обладают самым низким качеством воспроизводимого звука. Имеют минимальный набор входов и выходов для подключения акустической системы.
  • Средний. Продукция этого сегмента обладает высокими техническими характеристиками для создания эффекта присутствия во время просмотра фильмов в формате 3D или Blu-ray. Они осуществляют преобразование аудио сигнала из цифрового формата в аналоговый вид во время воспроизведения, и обратно при выполнении записи без задержки и шумов. В комплект поставки может входить программное обеспечение для расширения возможностей по обработке звука.
  • Премиум. Оборудование этого класса воспроизводит звук высокой частоты и в основном используется профессиональными музыкантами. Его интерфейс позволяет подключить несколько устройств. Они имеют несколько регуляторов громкости, собственный эквалайзер. В комплектацию может входить специализированное ПО для профессиональной записи аудио.

Технические характеристики и критерии выбора

На современном рынке звуковые карты представлены в широком ассортименте от разных производителей, которые имеют большой модельный ряд своей продукции. Данное обстоятельство в значительной мере усложняет выбор необходимой модификации оборудования. При выборе устройства следует обращать внимание на следующие параметры: разрядность и частота дискретизации, интерфейс оборудования и поддерживаемые технологии.

Совет. При покупке внутренней звуковой карты рекомендуется выбирать устройство с разъемом PCIe, поскольку шина PCI морально устарела и в скором будущем выйдет из обихода.

Преобразователь сигнала

Звуковая карта оснащается так называемым центральным процессором. Он предназначен для цифро-аналогового преобразования (ЦАП) сигнала с последующим выводом на акустическую систему и аналогово-цифрового преобразования – при записи звука и сохранении данных на . От его частоты зависит скорость обработки потокового аудио сигнала. Устройство, имеющее 2 -3 ЦАП/АЦП способно одновременно обрабатывать несколько звуковых каналов.

Разрядность ЦАП

Данный параметр отвечает за качество обрабатываемого звукового сигнала во время записи или воспроизведении. Стандартным значением разрядности является 16 бит. В продаже может встречаться продукция с показателем в 8 бит, 24 бит и т. д. При использовании 16-ти битного устройства аудио воспроизводится с 65 536 уровнями громкости, а на 8-ми битном – 256. Соответственно, чем выше разрядность, тем лучше качество.

Частота дискретизации

Данный параметр устройства отвечает за качество фильтрации звукового сигнала перед его сохранением. Для создания аудио в формате стерео 2.0 частота дискретизации должна бить 44,1 кГц, что в два раза превышает порог слышимости человеческого уха. Данное значение принято стандартное и поддерживается всеми моделями звуковых карт бюджетного и среднего класса. Для просмотра фильмов в формате: DVD – 48 кГц, FullHD – 91 кГц, для передачи все полноты звука и создания эффекта присутствия параметр должен быть 192 кГц (студийная запись, воспроизведения видео 3D или Blu-ray необходимо 192 кГц).

Внимание! Звуковые карты, имеющие частоту дискретизации меньше 44,1 кГц, воспроизводят звук низкого качества, с наличием посторонних шумов.

Интерфейс

В зависимости от потребностей пользователя устройство может оснащаться разъемами для подключения разного оборудования: акустическая система типа 2.0, 4.0, 5.1, 5.2 (количество каналов), гнезда Jack 6.3 (музыкальные инструменты), оптические входы и выходы S/PDIF (передача информации без сжатия и ухудшения качества). Оборудование, имеющее MIDI-интерфейс предоставляет возможность подключения MIDI-устройств: клавиатуры, контролеры и т. д. Наличие Full Duplex разъемов обеспечивает одновременную запись и воспроизведение сигнала с нескольких каналов. На внешних картах могут располагаться регуляторы громкости для каждого канала, баланса.

Технологии

Звуковые карты в зависимости от своего класса поддерживают различные технологии, предназначенные для улучшения качества звука.

  • Dolby Digital – обеспечивает подавление электрических, электронных и механических шумов.
  • DTS Digital – создает объемное звучание и эффект присутствия, применяется для записи фильмов в формате 3D и Blu-Ray.
  • EAX ADVANCED HD – применяется при создании звуковых эффектов в играх, фильмах 3D и Blu-Ray для обеспечения максимальной реалистичности. За счет реверберации и отражения звуковых волн она создает виртуальный мир всего происходящего вокруг пользователя.
  • Протокол ASIO – обеспечивает оптимизацию передачи данных при работе с различными приложениями, тем самым повышая производительность компьютера.

Совет. Выбор устройства с поддержкой определенных технологий рекомендуется производить в зависимости от возможностей и технических характеристик акустической системы.

Основным критерием при выборе оптимальной модели звуковой карты являются потребности потребителя, исходя из которых, предъявляются необходимые требования. Количество различных разъемов, поддержка различных технологий и форм-фактор (тип исполнения) определяют класс устройства и его стоимость. Приобретая данное оборудование для , рекомендуется отдавать предпочтение тем модификациям, которые получают питание через USB порт, что повысит мобильность. Правильно подобранная продукция сможет обеспечить подключение требуемого оборудования, передачу звука высокого качества и глубины для создания реалистичности и полного присутствия.

Как установить звуковую карту в компьютер: видео